Что характерно для литературного типа тургеневской девушки. Симптомы «тургеневской девушки

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф. И. Тютчев

Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.

Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.

Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Они имеют много общего. Это девушки, детство и которых прошли где-нибудь в отдаленных имениях, где не очень чувствуется влияние столичного светского общества. Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее.

Ася, Наталья, Елена

Ася из одноименной повести поначалу кажется главному герою миловидной, но несколько неуравновешенной. Наталья Ласунская из романа «Рудин» производит невыгодное впечатление на тех, кто видит ее в первый раз, она кажется угловатой, хотя у нее чистое, правильное и выразительное лицо.

Героиня романа «Новь» Марианна кажется вообще дурнушкой, с круглым лицом, большим носом и слишком светлыми глазами. Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» производит впечатление серьезной, очень тактичной девушки, которая старается никого не обидеть. Тургеневские девушки ждут любви, но ради нее не согласны пожертвовать идеей.

Тургеневская девушка в современном мире

Образ «тургеневской барышни» за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей – например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. Это не совсем верное понимание творчества Тургенева. Его героини, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия. Они прекрасно чувствуют себя среди книг, но книжный мир для них не заслоняет реальности.

Шляпкина Наташа

История создания произведений И.С.Тургенева "Рудин", "Дворянское гнездо", "Ася". Актуальность темы

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Биография
  2. История создания произведения «Рудин»
  3. История создания произведения «Ася»
  4. Актуальность темы
  5. Образ «Тургеневской девушки»
  6. Используемая литература

Биография.

И. С. Тургенев родился 28 октября (9 ноября н. с.) 1818 года в Орле. Отца его звали Сергей Николаевич. Он служил в Елисаветградском кирасирском полку, который квартировал тогда в Орле, и вышел в отставку полковником. Мать - Варвара Петровна, урожденная Лутовинова И. С. Был средним из трех сыновей. Младший брат умер в первой молодости, а старший живет в Москве. На семнадцатом году возраста Тургенев потерял отца, но мать жила до семидесяти лет и умерла в 1850 году. В 1822 году семейство Тургеневых отправилось за границу и посетило Швейцарию. По возвращении в отечество семейство надолго поселилось в родовом имении, вМценском уезде Орловской губернии. Тут же начал Тургенев учиться у учителей различных наций, за исключением русской. В 1828 году переселился со своими родителями в Москву; в 1834 поступил в Московский университет, а в 1835 перешел в Петербургский, где и окончил курс кандидатом. В Берлине Тургенев слушал лекции истории, латинского и греческого языка и гегелевской философии. В 1841 году Тургенев вернулся в Петербург и состоял около года при канцелярии министра внутренних дел. В это время он очень часто виделся с Белинским, с которым тесно сблизился. Хотя Тургенев писал стихи еще мальчиком, но его первая поэма "Параша" появилась только в 1843 году. Вслед за этим он написал еще несколько других произведений, которые однако же не имели особенно сильного успеха.

Сомневаясь в своем поэтическом таланте, он решился покончить с литературою и выехал в конце 1846 года из Петербурга; но, уступая просьбам Белинского, дал ему для "Современника" небольшой рассказ, именно "Хорь и Калиныч". Это произведение, вошедшее потом в состав "Записок охотника", произвело чрезвычайно сильное впечатление на публику и убедило самого автора в его таланте. Посвятив себя отныне литературе, Тургенев отправился в Париж и написал там большую часть "Записок охотника", которые сразу поставили его во главе русских художников-беллетристов. В 1852 году Тургенев за напечатание статьи о Гоголе (в сущности же за "Записки охотника") был отправлен на жительство в деревню, где пробыл два года. С тех пор Тургенев жил то в России, то за границей до 1863 г.

История создания произведения «Рудин».

Роман «Рудин» был написан в 1855 году в течение двух месяцев. Процесс создания произведения совпал с событиями Крымской войны 1853 - 1855 годов.

И. С. Тургенев считал необходимым дать оценку стоявшему у власти господствующему классу. Нужно было ответить на вопрос о том, имеются ли в дворянстве передовые культурные силы, которые могут взять на себя сложную задачу преобразования русской жизни. Писатель сумел на ста страницах текста охватить сложный материал.

Через весь роман проходит противопоставление Рудина дворянскому окружению. Герой романа Тургенева выделяется как человек исключительный, хотя и связанный со своей средой. Выше Рудина во многом оказалась лишь Наталья.

Писатель приводит примеры «музыки красноречия» Рудина, показывает его в процессе спора.В образной, поэтичной форме говорит Рудин Наталье о себе, о своей любви.

Роман «Рудин» проникнут лиризмом, оценочным отношением автора к своим героям, которое представляется в форме прямой характеристики.

РоманТургенев заканчивает лирическим пейзажем в первых изданиях (только в издание 1860 года внесли сцену гибели Рудина на парижских баррикадах).

Правдивость Тургенева и чувство ответственности, какое он испытывал, решая вопрос о том, какие люди нужны России, помогли ему стать выше личных симпатий. Писатель в лице Рудина создал обобщенный образ передового дворянского интеллигента 50-х годов.

История создания произведения «Дворянское гнездо»

Известный нам текст романа создавался на протяжении нескольких месяцев, начиная с середины июня 1858 года до середины декабря того же года. Но замысел произведения, по собственному признанию Тургенева, относится к 1856 г.

Расширительное значение названия «Дворянское гнездо», оттенявшее социальную принадлежность действующих лиц романа, было замечено в критике П. В. Анненковым, который усмотрел в этом названии оттенок горькой иронии писателя по отношению к кругу поместного дворянства.

В поисках тех нравственных начал, которые способствовали, по его мнению, формированию сильной и цельной, стойкой и самоотверженной натуры, Тургенев и в «Дворянском гнезде» обращается к религии как к источнику национальных и народных по своему характеру этических традиций, но как писатель-реалист он не мог не видеть тех антиобщественных, реакционных тенденций, которые были заложены в догмах христианской морали. Отсюда в романе столь контрастное изображение народной и барской религиозности. Отсюда же те колебания в авторском отношении к образу героини, которые так очевидны при сопоставлении этических убеждений Лизы и Лаврецкого.

Называя «безверием» Лизино отречение от счастья, Лаврецкий всем своим опытом убеждает Лизу исключить из понятия долга самопожертвование в любви. Лаврецкий не отказывается от счастья, он видит его в гармоническом сочетании естественных влечений и общественно-полезной деятельности. В этих мечтах нет философии отречения, нет противопоставления понятий счастья и долга, любви и «дела». Только вмешательство враждебных обстоятельств, косной среды, антигуманных нравственных законов, категорий не вечных и подлежащих изменению, заставляет Лаврецкого смириться. Но когда совершился, наконец, перелом в его жизни, когда «он действительно перестал думать о собственном счастье, своекорыстных целях», когда стал хорошим хозяином, он, почувствовав себя конченым человеком, уже ушел с исторической сцены.

Образ любимой героини Тургенева является развитием заветных мыслей писателя, возникших еще в 1856 г., но значительно усложнившихся в4 период создания «Дворянского гнезда». Тургенев не только восхищается Лизой, но и судит ее. Он видит не только сильные стороны ее нравственных убеждений, но и губительную силу воспитавших ее религиозных устоев. Не только женственная, но и сильная, не только чувствующая, но и размышляющая, Лиза уходит в монастырь, никому не принеся счастья своим поступком. Более того, жестокая непреклонность ее религиозных убеждений нравственно обезоруживает Лаврецкого. А между тем в характере Лизы заложены силы, которые могли бы найти лучшее применение

Перелом в настроениях и взглядах писателя между 1856 и 1859 годами отразился и в переписке его за эти годы, в частности в письмах Тургенева к E. E. Ламберт – лицу, весьма близкому писателю на протяжении ряда лет и особенно в период создания «Дворянского гнезда».

История создания произведения «Ася».

Повесть была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год под заголовком «Ася. Рассказ Н.Н.».

Качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма.

Ася - один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева.

В образе Аси идея долга, получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.

Ася дана в повести через восприятие господина, от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Герой представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как самоотречение.

Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.

Актуальность темы.

Каждая девушка в своей интересной жизни хотя бы два раза испытывает такое состояние, когда она красива, изящна, утончена, роскошна, глаза полны нежности, а сердце – решительности! Именно в эти моменты она напоминает истинную «тургеневскую девушку»: в день выпускного и бракосочетания.

Весь образ закончен: длинные пышные ажурные платья нежных расцветок и замысловатого покроя; волосы,собранные в занятные прически с бусинами и цветами постельных тонов. И не только внешнее описание подходит к той эпохе, но и само внутреннее состояние, когда девушка ведет себя достойно, ощущая всю свою прелесть, весь свой шарм, всю ценность ее души и красоты. В моменты этих знаменательных событий на время меняется часть внутреннего мира, так как это одни из кульминаций человеческих жизней. Девушки ведут себя как леди, но в то же время такие перемены требуют некой дерзости, решимости, чувства собственного достоинства. Это состояние «полнейшего счастья».

И описания этих образов столь близко к образу «тургеневской девушки», что раскрытие этой темы становится захватывающим, но и одновременно понятным для читателей. А,значит, тема актуальна!

«Тургеневская девушка»… Под этим термином скрывается столько пленительных качеств души, геройства и драматизма. Всех героинь Тургенев насыщает не внешними особенностями, а неординарным внутренним миром, который напротив противоречит облику девушек: внешняя хрупкость и внутренняя сила. Но именно к этому образу можно применить выражения «идеальная красота» и «целостность личности», являющаяся одним из качеств произведений Ивана Сергеевича.

Образ неимоверно контрастен. Чистота души, порядочность, изумительное воспитание, доброта, нежность, бархатность, ранимость.… Все эти качества противостоят острому уму, смелости, решительности, отчаянности, гордости и чувству собственного достоинства.

Два в одном: ангел и бес, огонь и вода. Неустойчивость характера - вот та «изюминка», которая заинтересовывает и поглощает читателей в произведениях Тургенева, оставляя неотразимый след в их памяти.

Кроме этого, еще одной особенностью является то, что героини гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Это дает оттенок современности, актуальности в его повести, так как именно в наше время можно привести наиболее яркий пример такого «перевеса» в сторону женщины.

Это все дает право нам смело утверждать, что его образы одни из самых поэтичных в русской литературе.

Для обоснования всех этих выводов я взяла три произведения Ивана Сергеевича Тургенева: «Ася», «Рудин», «Дворянское гнездо», так как именно такими предстают перед нами женские образы: Ася, Наталья Ласунская и Лиза Калитина.

Ася, во многом напоминавшая дочь писателя - открытая, интересная, самолюбивая, пылкая девушка, с необычной, но довольно приятной внешностью, непосредственностью и изящностью, характерной благородным дамам. Но ее крестьянское происхождение прибавляет еще застенчивость и неумение держаться в обществе. Вот это отличает ее от героинь других повестей. Но даже Бегбедер Фредерик говорил: «Даже в самой дурнушке таится клад», а Ася несомненно ценна как личность. Роднит же ее нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.

Кроме того, ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее страстные чувства, а любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Героиня опять же морально сильнее. Проходя множество испытаний: смерть отца, не благородное происхождение, одиночество, несчастная любовь, она становится внутренне богаче. Не зря говорят: «Что нас не убивает – делает нас сильнее!» Окончание повести можно оценить по - разному.

Следующая представительница этой группы – Наталья Ласунская. Воспитанная, скромная, нежная, умная не по годам, с богатым внутренним миром, способная на искренние чувства, на самопожертвование во имя любви, сдержанная, аккуратная, мечтательная, немного скрытная, но в то же время страстная и горячая. В отличии от Аси, Наталья из дворянской семьи, поэтому и так образованна, увлекается вышивкой по канве, чтением, лошадьми.

Красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Но Рудин относится к героине, как к ребенку, что еще больше возбуждает разум «юной дворяночки».

И опять же, как слабовольный и неуверенный человек повел себя герой в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. А Наталья так великолепна в своем «горячем» порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить ситуацию или хотя бы дать шанс, предоставить минутный момент счастья. Но Наталья, даже будучи в расстроенном состоянии, находит в себе силы и благодарит за полученный урок.

А героиня, по ходу сюжета, все так же представляется нам волевой и цельной натурой, уверенной в себе, в своих словах, в своих действиях, доказывая свою принадлежность к образу «тургеневской девушки» и вызывая уважение и сочувствие.

Как и Наталья, Лиза Калитина - провинциальная барышня, ежедневно играющая на пианино, что подчеркивает красоту ее души, и во всем подчиняющаяся своей матушке. Но эта девушка не так проста. Душа ее чиста и нетронута, она религиозна. Именно ее можно привести в доказательство фразеологизму Руссо Жан-Жака: «Царство женщины - это царство нежности, тонкости и терпимости». Но в тоже время Тургенев восхищается силой ее характера, ее бескомпромиссностью, нравственной чистотой. Именно эти качества присущи тургеневским героиням.

Когда Лиза поняла, что любит Лаврецкого, ничто ее уже не могло поколебать, потому что такая девушка, как она, любит один раз и на всю жизнь. Но известие о ложной смерти жены Лаврецкого, подталкивает эту решительную девушку уйти в монастырь.

Героини с каждым своим поступком доказывают свою сознательность. Они владеют своей судьбой и готовы принимать решения.

Используемая литература:

  1. И. С. Тургенев «Ася. Рассказ Н. Н.»
  2. И. С. Тургенев «Рудин»
  3. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
  4. И. С. Тургенев «Полное собрание сочинений и писем»
  5. Р. Дессе«Сумерки любви. Путешествия с Тургеневым»
  6. И.С. Тургенев «Накануне»
  7. В. Г. Фридлянд «Тургеневская повесть»

29/04/2017 - 20:00

«Слово за нами…»

Участник

Кадырова Алина, Быкова Анастасия

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы, республика Башкортостан

Российская Федерация

Руководитель:

Фёдорова Евгения Сергеевна, Лещенко Ольга Александровна

Пользователь

menu123_1

Обзор материала

У каждого времени есть свои герои, носители идеальных качеств. Летописцы Древней Руси оставили нам память о мужественных князьях и их верных жёнах. Первые русские писатели: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин – воспели силу, грациозность, стать царственных особ. Великие наши классики – А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой – подарили глубокие психологические образы, отличающиеся высокой нравственностью. При этом особенное место в литературе занимают женские образы, олицетворяющие идеальные качества хранительницы народных традиций и устоев, семейного очага и нравственного здоровья человечества. И в этом отношении наше пристальное внимание привлекло творчество И.С.Тургенева, точнее созданный им образ «тургеневской девушки», к которому мы обратились в нашей исследовaтельской рaботе. Теме изучения женских образов, созданных Тургеневым, уделяется много внимания в различных работах, как критиков прошлого, так и современных литературоведов. В приложении 1 мы представили стихи и известные выражения, посвященные тургеневским девушкам. Женщина…Девушка… Кто это? Сон, видение, человек? Для Ивана Сергеевича это всегда было тайной, манящей и непостижимой. Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но неизменно все они оставили отпечаток на душе писателя. Они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить. Их образы, повлиявшие на мировоззрение и чувствительную душу писателя, Иван Сергеевич перенёс на бумагу. Анализируя образы тургеневских героинь, можно выявить ряд характерных качеств, на основании которых сформировался типаж женского характера с определённым набором черт, названного «тургеневской девушкой». Многие критики, литературоведы отмечают противоречивость этого образа: вместе с сильным характером, упорством следовать до конца своей идее и стремлением глубоко, преданно любить, «тургеневская девушка» обладает детской наивностью и мечтательностью. Так, Ю.В.Лебедев отмечает, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах». Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины – пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций. Споры вокруг созданного Тургеневым образа не утихают до сих пор. Новые времена и нравы вносят коррективы в образы современных героинь. Неужели в 21 веке не осталось места для воспетых создателем идеалов женских образов? Мы решили разобраться в этом вопросе, глубже изучив и проанализировав типичные черты характеров «тургеневских девушек», и выявить их востребованность в наше время. Данная тема является актуальной, т.к. с течением времени характеры девушек меняются, приспосабливаются к изменившимся условиям жизни, но черты «идеального» женского образа можно найти и в наших современницах. Это еще раз доказывает, что классика находит свою актуальность независимо от времени.

Объект исследов a ния: творчество И.С.Тургенева.

Предмет исследов a ния: образ «тургеневской девушки» в повестях И.С.Тургенева и в современной жизни.

Цель исследов a тельской р a боты – выявить основные черты тургеневских героинь и проследить их в облике современной девушки.

Цель определяет постaновку з a д a ч:

    изучить справочную, критическую, художественную литературу по данной теме, в т.ч. исследователей творчества И.С.Тургенева;

    выявить значение женщин в жизни писателя и определить прототипы его героинь;

    проследить создание образа «тургеневской девушки» в творчестве И.С.Тургенева через aнaлиз отдельных произведений, взятых из цикла повестей о первой любви: «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

    на основе собранных материалов выявить качества «тургеневских девушек» и составить психологический портрет литературного типа «Тургеневская девушка»;

    выявить актуальность и проявление черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе через сопоставительный анализ мнений разных возрастных групп населения.

Гипотез a : несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время.

Теоретическая база проведённого исследования: сведения из русского, советского и российского литературоведения и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.

Теоретическ a я зн a чимость: системaтизaция мaтериaлa по дaнной теме.

Пр a ктическ a я зн a чимость: работа может служить предварительным этапом к более масштабному исследованию – о роли женских образов в русской литературе XIX века. Также работа способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков литературы по творчеству И. С. Тургенева.

Методы исследов a ния: изучение литературы, сопоставление данных, срaвнительный анализ, тестирование, опрос.

База исследования: 1)повести И. С. Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

2) учащиеся 9-х классов МБОУ СОШ №2 г. Туймазы

Глава I. Женские образы в жизни и творчестве И.С.Тургенева 1.1 Исследователи творчества И.С. Тургенева

Исследованию творчества И.С. Тургенева всегда уделялось много внимания. Значимость женских образов писателя была отмечена еще его современниками. Каждое его произведение, появлявшееся в печати, сразу же оказывалось в центре внимания критики. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица. А.И. Майков писал в письме к Я.П. Полонскому, что женщин Тургенева «не видела природа», однако такие редкие женщины существуют. По мнению же Л.Н. Толстого, Тургенев «сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он писал их, они появились» . П. А. Кропоткин писал: «Тургенев <…> показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в её сердце и уме и чем она может быть как вдохновительница мужчины. Он нас научил, как лучшие люди относятся к женщинам и как они любят…». Творчеству Тургенева дали весьма высокую оценку как его современники, критики и литературоведы, так и вожди, руководители советского государства, зарубежные писатели. В XXI веке в России также много внимания уделяется изучению творчества Тургенева . Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят международные научные конференции.Тургеневские юбилеи отмечаются не только в России, но и за рубежом. Так, в музее Ивана Тургенева в Буживале ежегодно проходят музыкальные салоны, на которых звучит музыка композиторов времён Ивана Тургенева и Полины Виардо. В последние десятилетия немало сделано в изучении романов Тургенева, чему способствовало издание полного собрания сочинений писателя в 28-ми томах (1960-1968 г.) и вслед за ним 30-томного собрания сочинений. Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых: в монографии И.А.Беляевой «Творчество И.С.Тургенева» (2002) изучаются произведения писателя, начиная с ранних лирических стихотворений и заканчивая «Стихотворениями в прозе». В своей работе мы систематизировали исследователей творчества И.С. Тургенева и для удобства пользования свели данные в табличную форму (Приложение 2).

1.2 Женщины в жизни писателя

И.С. Тургеневу принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века и особое - в создания женских образов . Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но все они оставили отпечаток на душе писателя. Деспотичная, строгая мать, Варвара Петровна, милая и жизнелюбивая княгиня Екатерина Шаховская (первая любовь его), умная и смелая Татьяна Бакунина (подруга студенческих лет), робкая, задумчивая Авдотья (крепостная, родившая от Тургенева дочь), страстная, увлекающаяся Полина Виардо (любовь всей его жизни), юная красавица Ольга (дальняя родственница), романтичная Мария (сестра Льва Толстого), талантливая, чувственная артистка Мария Савина - они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить . В.Н.Топоров отмечает, что «Тургенев был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которую он искал с ранних лет. Трагическое его жизни коренилось в одержимости женским началом, в остром и горьком сознании его дефицита и невосполнимости его» . Личная жизнь Тургенева с самого начала как-то не складывалась, первая любовь вышла безответной и оставила горький осадок: дочь жившей по соседству княгини Шаховской - Катенька, пленила 18-летнего Тургенева девичьей свежестью, наивностью и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, у неё уже давно есть постоянный любовник - известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В 1841 году студент увлёкся белошвейкой Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь Пелагею (Полину), которая воспитывалась у матери Тургенева. В 1843 году он знакомится с Полиной Виардо, французской певицей, гастролировавшей в это время в Петербурге, влюбляется и всюду следует за предметом своей страсти. Это были нелёгкие отношения, поэтому он пытался устроить свою личную жизнь без Полины: с18-летней дочерью своего кузена, с Марией Савиной, Марией Толстой, но ничего не вышло, его сердце было занято. Не имея официального брака, Тургенев живет в семействе Виардо, куда забирает и свою внебрачную дочь. С этих пор Тургенев уверился в том, что его возлюбленная - святая женщина, и всю оставшуюся жизнь он проведет с ней. В произведениях Тургенева большое количество женских образов взято непосредственно из жизни . Писатель был лично знаком с подобными женщинами или наблюдал их (Приложение 3, 4). Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу», а тема любви является одной из главных в его творчестве.

1.3 Женские образы в творчестве И.С.Тургенева

Анализируя тексты выборочных произведений И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» (Приложение5), мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занявшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты, которыми всю жизнь он восхищался. Повесть «Ася» была написана в Германии в 50-е годы XIX века, которые писатель считал переломными для себя в личном плане. Он занимался вопросами «личного счастья» человека в столкновении с его нравственным и общественным долгом . История детства главной героини напоминает судьбу незаконнорожденной дочери Тургенева, Полины (от крепостной крестьянки), которая воспитывалась в доме его матери, а также сводной (по отцу) младшей сестры самого писателя, Вари . Ася - самолюбивая, открытая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей благородностью, непосредственностью и необычной внешностью. Она дочь помещика и крепостной крестьянки, что является причиной её необычного поведения в обществе. После того, как ее мать умирает, девушка оказывается предоставлена сама себе, она рано начинает задумываться над всем, что ее окружает, и над противоречиями жизни. С другими женскими образами Асю роднит искренность, нравственная чистота, мечта о подвиге, способность к сильным страстям. Онапривыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают, что доказывает одно: героиня - сильная личность, требующая во всём правды, откровенности, обладающая огромнейшим духовным потенциалом, большой нравственной силой. Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858), написанная в родовом имении Спасское-Лутовиново, - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он . Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская (соседка по даче), прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Об автобиографичности «Первой любви» пишет и А. В. Половцев: «Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это „Первая любовь“. Она, пожалуй, мое любимое произведение…в „Первой любви“ …описано действительное происшествие без малейшей прикраски…действующие лица встают как живые предо мною» (Царь-колокол, иллюстрированный всеобщий календарь на 1887 г.). В повести писатель очень поэтично описывает чувство неразделенной любви, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Героиня повести, Зинаида, на первый взгляд, инфантильная особа, но главный герой увидел в ней свет, говорящий о внутренней чистоте, несмотря на всю противоречивость поведения княжны. Ей хочется любви сильного человека: «кто бы сам меня сломил». Ей надоел глупый флирт с поклонниками, она ждет большого, сильного чувства. Данный образ пронизан легкостью, светом и любовью к жизни, что делает его женственным и запоминающимся . Не менее лиричный образ Джеммы из повести «Вешние воды». Находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом Джеммы. Повесть появилась в «Вестнике Европы» в 1872 году и была близка по содержанию к повестям «Ася» и «Первая любовь», написанным ранее. Тургенев признавался в том, что содержание повести в молодости он «пережил и перечувствовал лично». Но в отличие от их трагических концовок «Вешние воды» завершаются сюжетно менее драматично. Джемма - это чуткая, добрая, грациозная и талантливая девушка, обладающая необыкновенной красотой. Трепетное отношение к близким людям, внимание к окружающим характеризуют Джемму как искреннюю, заботливую, ласковую, милую девушку, способную на самопожертвование. Полюбив, девушка раскрывается в полной своей красе. Мы видим, что она смелая, благородная, чувствительная особа «с той итальянской грацией, в которой всегда чувствуется присутствие силы». Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу».Тема любви является одной из главных в его произведениях. Любовью проверяет он ценность своих героев, их соответствие высокому званию человека. К личной жизни своих персонажей Иван Сергеевич предъявляет самые строгие требования. Сравнительную характеристику образов Аси, Джеммы и Зинаиды из повестей И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» мы представили в Приложении 5.

Глава II. Характеристика образов "тургеневская девушка"

2.1 Психологический портрет литературного типа

«Тургеневская девушка»

Один из исследователей творчества Тургенева А.Г. Цейтлин отмечал первенство Пушкина в области создания женских характеров, который «уже подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельности и чистоты характера, но новаторство Тургенева было неоспоримым. Тургенев вложил в образы своих героинь все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер; и то, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что «обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина». Исследователи классифицируют тургеневские женские характеры так: первая группа - живут собственными интересами, сосредоточены на себе, вторая группа - это именно «тургеневские девушки», мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. Творчество И. С.Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип, понятие «тургеневская девушка» стало нарицательным. В основу его ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. Всех их объединяют общие характеристики: это - гармоничный и цельный внутренний мир, врожденная скромность, простота, крепкая воля и непреклонный характер. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка органично ощущает себя наедине с природой, часто ей приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, но в своем желании достигнуть цели она идёт до конца . Женственность является главной чертой каждой тургеневской героини. Для изображения женских образов Тургенев использует различные художественные способы: портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка и другие. Составляя психологический портрет «тургеневской девушки», мы отметили основные составляющие: внешние данные, «идеальные» черты характера, богатый внутренний мир, отношение к людям и к любви. Однако образ тургеневской девушки не был статичным: от повести к повести он становился все более глубоким и современным, вбирая черты новой русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни: они исполнены радужных, "крылатых надежд", живут мечтами . Но по нашему мнению, такую мечтательность нельзя считать положительным свойством, т.к. нужно жить реальностью. Тургеневская девушка «много требует от жизни, она читает, мечтает», ждет героя, в котором будут воплощены все ее мечтания. Таким образом, мы проследили, как складывался образ «тургеневской девушки», увидели, какие женские качества Тургенев воспевает, воплощая их в своих героинях. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальный собирательный образженственности и чистоты (Приложение 6,7). Женские образы оригинальны и узнаваемы, в способах их создания есть много общего: диалог и портрет. Они привлекали внимание и вызывали восхищениеспособностью любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром. Тема изучения женских образов Тургенева является одной из наиболее популярных в изучении творчества писателя в различных работах критиков прошлого и современных литературоведов. Это еще раз показывает, что классическая литература актуальна независимо от времени.

2.2 Тургеневская девушка в современном мире

За полтора столетия трактовка образа «тургеневской барышни» исказилась: это выражение стало бытовым, его смысл значительно изменился. Современный молодой человек уже выглядит, думает и говорит совсем по-другому. А у современной девушки поменялись жизненные приоритеты: получение образования, самореализация и прочее. И это все помимо вечных ценностей: любви, семьи. Сегодня много обязанностей лежит на хрупких плечах современной женщины/девушки. Как же не измениться «идеальным» чертам характера? Многим кажется, что понятие «тургеневская девушка» в наше время неуместно, таких девушек уже нет. Сейчас так называют романтичных, слишком чувствительных барышень, про которых можно сказать: «не от мира сего». Но это заблуждение многих. Да, эта девушка отличается своей непорочностью, отсутствием вредных привычек, желанием найти своего единственного, готовностью любить и быть любимой. Но в предыдущих главах мы выяснили, что героини Тургенева, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Их способность глубоко чувствовать сочетается со способностью идти по намеченной дороге, преодолевая препятствия. «Тургеневские девушки» – понятие более емкое и широкое - это собирательный идеалженственности и чистоты. В современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих идеалам 19 века. Но девушки, имеющие в своем характере и поведении немало типичных «тургеневских» отличий, встречаются сейчас и, нам кажется, нередко. Сделав сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики красным цветом (Приложение 8). Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время. Интеллектуальность, скромность, интеллигентность, воспитанность никогда не утратят своего веса в обществе. Если современная Ася сумеет найти своего Принца, то он будет с ней счастлив, как и она с ним. Их будет ждать награда в виде счастливой жизни в семье, с исполнением мечты о тихом уютном доме, воспитании детей и активной жизни и работы по усовершенствованию мира. Это будет современная тургеневская девушка, но спустившаяся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь.

Глава III. Практическая часть

3.1 Психотип «Тургеневской девушки»

В предыдущих главах мы выяснили, что «тургеневская девушка» - это собирательный идеальный образ, выявили основные черты характера такого образа и пришли к выводу, что в современном обществе все же есть место качествам, которые никогда не утратят своей важности. Далее, в своей работе мы хотим также выявить «актуальные» для нашего времени черты характера «тургеневской девушки». Для этого будем использовать современные способы исследования проблемы. В выявлении личностных качеств психологи советуют учитывать психотип человека. Характер человека – это совокупность поступков, привычек и навыков. Черты его – это определенные привычки и конкретные навыки. И именно они диктуют, как поступить человеку в той или иной ситуации. Но, помимо сформировавшихся в течение жизни привычек и навыков, характер можно отнести к одному из психологических типов, которые тоже влияют на его поступки. Термины «экстраверт» и «интроверт» известны давно, но прочно в обиход их ввел Карл Юнг в начале XX века. Это два абсолютно противоположных типа личности. Считается, что у каждого человека есть черты обоих типов, но преобладает какой-то один. Определение типа личности базируется на совокупности таких качеств, как честолюбие, активность, напористость, коммуникабельность. Экстраверт – это человек, который очень любит общаться. У него может быть богатый внутренний мир, к которому он обращается, если только это необходимо для достижения какой-то цели. Интроверт – это человек, который погружен в себя. Тем не менее при необходимости он может общаться с людьми, но ровно настолько, насколько это нужно. Обратившись к Википедии (Приложение 9), мы выяснили, что «тургеневская девушка» - «явный интроверт»: так как замкнута, чувствительна, «плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью». Чтобы сравнить этот образ с обликом современной девушки, мы решили провести тест на определение типа личности среди учащихся, базу исследования составили 9-е классы МБОУ СОШ №2. Мы выяснили следующее: из 48 учащихся 19 (40%) - экстраверты, 24 (50%) - интроверты и 5 (10%) - амбоверты (двойственные натуры) (Приложение 10).Таким образом, мы пришли к выводу, что психологический тип, близкий образу «тургеневской девушки», сейчас распространён в большей мере, чем какой-либо другой.

3.2 Соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе

Далее мы провели анкетирование на выявление идеальных женских качеств и составили примерный перечень примет современных «тургеневских девушек»: скромные, романтичные, с хорошими манерами, женственные, избегают вульгарности и агрессивности, одеваются прилично, читают книги, разбираются в классической музыке, многие играют на музыкальных инструментах, говорят на нескольких иностранных языках, умеют танцевать вальс, придерживаются строгих моральных принципов, происходят из разных социальных классов. Мы решили выяснить, как и насколько проявляются основные типические черты Тургеневских героинь в современных девушках. Для этого провели соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществесреди учащихся 9-х классов и их родителей. Мы попросили участников расположить все качества по значимости, группируя на «семейные», «деловые» и «творческие». Выяснилось, что выше всего деловые качества оценили мамы и девочки, семейные качества – мамы и папы, творческие ниже всего оценили мальчики и папы (Приложение 11). При этом: на 1 месте, по мнению девочек, находится скромность, а на последнем – решительность; по мнению мальчиков, на 1 месте - привлекательность, на последнем – сила воли; мамы поставили на 1 место - женственность, на последнее – решительность; папы на 1 место определили скромность, на последнее – силу воли. Отсюда можно сделать вывод, что современные девушки и женщины озабочены развитием деловых качеств, так как это им необходимо для личностного роста и уверенности в завтрашнем дне, в то же время сильный пол не видит смысла в творческих наклонностях дам. Также мы обратились к Интернету и соцсетям, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу об актуальности рассматриваемого нами вопроса. Там мы нашли множество доказательств, что данная тема волнует умы и души молодого поколения (Приложение 12).

3.3 Организация общешкольного творческого проекта «Женские образы в русской литературе»

В процессе изучения и исследования образов «тургеневской девушки», данной темой заинтересовались многие наши одноклассники. Они участвовали в анкетировании, анализе информации, диспутах. Постепенно для нас «тургеневские девушки» стали прорисовываться не только словесно, но и образно. Захотелось воплотить их в реальности. Эта идея была поддержана учителем технологии Ольгой Александровной Лещенко. Был разработан общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе», в котором приняли участие все желающие 6-8 классов. Проект приурочили к Году литературы в России. Девочки создавали женские образы в разных техниках: вышивка крестом, роспись по стеклу и дереву, силуэтное вырезание из бумаги, куклы и другое. Мы сделали акцент именно на образах «тургеневских девушек»: выполнили серию вышитых крестиком миниатюр (Приложение13). Наглядные изображения помогли нам в раскрытии темы работы. А общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе» получил грамоту «За лучшую экспозицию» по итогам муниципальной выставки декоративно-прикладного творчества «Мир моих увлечений-2015».

Зa ключение

В процессе исследовaтельской рaботы был проведён aнaлиз выборочных произведений Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь». Мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занимавшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты «идеального» женского характера, которыми всю жизнь он восхищался. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальные собирательные образы женской красоты, женственности и чистоты, несмотря на многие различия в жизненных обстоятельствах. За полтора столетия образ «тургеневской девушки» очень сильно изменился, в современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих веяниям 19 века. Во времена Тургенева не было таких нравов, как в наше время. Но испытать прекрасные чувства хотят все, человеку всегда были и будут присущи все светлые чувства, независимо от времени и уровня развития общества. Сделав в своей работе сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики, и пришли к выводу, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время.

В практической части нашей работы мы провели опрос среди девятиклассников, как представителей современной молодёжи, с целью выяснить, какие качества актуальны в нашем обществе. Результаты показали, что современные девушки и женщины озабочены больше развитием деловых качеств, чем творческих, но «идеальные» семейные женские качества больше ценны у мужской части общества.

Проанализировав всю проделанную работу, мы пришли к выводу, что качества женщин, которыми восхищался великий классик, в современном обществе претерпевают изменения. Облик современных барышень разительно отличается от образа «тургеневской девушки», это продиктовано веянием времени. Но наша гипотеза о том, что, несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время, подтверждается. «Тургеневским девушкам», спустившимся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь, будет место в любое время.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Выражение "тургеневская девушка" не является фразеологизмом, это - литературный стереотип, который был сформирован на основе образов нескольких героинь Ивана Тургенева.

Он весьма интересен и, наверное, даже популярен, хотя, как и раньше, его немногие понимают.

Тургеневская девушка - это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую красоту, заключённую в её душе.

В общем смысле под тургеневской девушкой понимают скромную, далёкую от большого света, обладающую богатым внутренним миром девушку.

В представлении Тургенева такая девушка - канон русской женщины, сочетающей в себе ум и простоту, сильный характер и бесконечную преданность. Тургеневская девушка часто мечтательна, но верна одной идее, ради которой она может пожертвовать собой. Она влюбляется не во внешний лоск, а в душу. И душой любит.

Примером такого типажа может быть Наталья Алексеевна Ласунская из романа "Рудин", которая "с первого взгляда могла не понравиться", которая "говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально", "часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась", но при этом "училась прилежно, читала и работала охотно. <...> Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно".

Ещё одна героиня - Елена Николаевна Стахова из романа "Накануне". "Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных". "Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала "во веки веков"; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором". Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она всегда жаждала деятельного добра. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: "Как жить без любви, а любить некого!".

Конечно же нельзя обойти и Асю из всем известной повести. "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита". Ася то веселится, то грустит, то карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы. Она быстро влюбляется в рассказчика и бросается в объятья, но тут же убегает, получив от возлюбленного укор в свой адрес.

Есть ещё много других "тургеневских девушек": Лиза Калитина из "Дворянского гнезда", Марианна Синецкая из романа "Новь", Лиза из повести "Дневник лишнего человека", Вера из рассказа "Фауст". Обладая различными чертами характера, имея разную биографию, все они имеют что-то общее. Они чувствуют себя чужими в светской среде, они подчиняют себе мужчин не столько красотой, сколько своей непохожестью на других, своей сильной натурой. Наверное, в наше время этот "тургеневский идеал" становится всё более востребованным, хотя очень редким.

Напоследок приведу строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта "Памяти И. С. Тургенева" ("Уходят дни..."):

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой, -

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна -

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,



Просмотров