Информационные технологии в деятельности музеев. Российская музейная энциклопедия

Новейшие информационные технологии в музейном деле

А.И. Смирнов, сотрудник исторического отдела

В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Мы планируем опубликовать серию статей по применению современных технологий в музейном деле и решили начать с сенсорных киосков, наиболее распространенных информационных систем в музеях мира.

Сенсорные информационные киоски в музеях мира

М.Ю. Малеева

Чаще всего в музеях России (Эрмитаж, ГТГ, Музей Мирового океана и т.д.) сенсорные киоски выполняют роль электронного консультанта или справочно-информационной системы. Как компания-изготовитель, мы были уверены в том, что возможности киосков этим не ограничиваются. За подтверждением наших предположений мы обратились к мировому опыту внедрения киосков в музеи. И надо сказать, мы не разочаровались.

Легко объяснимо, что лидером по количеству установок и наиболее оригинальному использованию киосков являются США. Другая страна нас удивила, это, как ни странно, оказался Таиланд. Надо сказать, что практически во всех музеях Таиланда установлены сенсорные киоски для обслуживания постетителей. Это и Музей сельского хозяйства, и Музей кораблестроения, Музей истории развития прессы, Музей подводного мира и многие другие. Киоски предлагают посетителям просмотреть мультимедиа - презентацию, сопровождаемую звуковым оформлением.

В большинстве музеев США сенсорные киоски, так же как и в России, используются в качестве электронного консультанта. Среди наиболее известных, хотелось бы назвать: Музей истории и науки (Техас), Американский музей Естествознания, Музей науки и высоких технологий и многие другие.

В краеведческом музее города Наппа долго были озабочены привлечением широких слоев населения. Работники музея опасались, что кроме школьников и студентов в музей не придет никто из жителей города. Проблему удалось решить с помощью сенсорных киосков, установленных в залах экспозиций. Киоски предоставили возможность увидеть экспонаты, по различным причинам не выставленные на основной экспозиции. Посетитель, воспользовавшийся услугами киоска, получал более подробную информацию об истории родного края. Информация организована в виде мультимедиа презентаций и сопровождается голосовыми пояснениями. Узнав о такой услуге, музей стали посещать люди различного возраста, имеющие навыки в общении с компьютером.

Сенсорный киоск установлен в зале «Доблести и славы» на морской военной базе в Вирджинии. Интегрированный с 42-дюймовой плазменной панелью, он представляет собой мемориал погибшим офицерам. Изображение, появляющееся на киоске, дублируется на плазменной панели. Мемориал содержит основные вехи биографии погибших офицеров.

Очень оригинальное применение получил киоск, установленный рядом со скульптурой Давида во Флоренции. Всем знаком шедевр Микеланджело. Его размеры поистине впечатляющи: высота скульптуры 5,5 метров плюс высота постамента. Рассмотреть Давида человеку среднего роста не так-то просто. Установка сенсорного киоска позволила каждому посетителю «обойти» скульптуру со всех сторон, а также рассмотреть ее детально. Следует отметить, что установка киоска совпала по времени с реставрацией шедевра и поэтому, была особенно востребована.

В Историческом музее Сиднея посетитель с помощью киоска может подробно познакомиться с историей материка, начиная от аборигенов и заканчивая Австралией наших дней. Отыскав любой объект на карте современной Австралии (свой дом или офис), можно спроецировать его на карту древнего материка и узнать, что же было на этом месте многие века назад.

Музей Ченектади (штат Пенсильвания) знаменит тем, что хранит истории всех жителей этого города. Киоски оснащены видеокамерой, и каждый посетитель может снять двухминутный Ролик о себе. Ролик записывается на различные информационные носители и сдается на хранение в архив. Помимо этого посетитель может просмотреть ролики трех своих предшественников или выбрать из списка жителей тех, которые больше всего его заинтересовали. К сожалению, не удалось узнать, сколько лет этому музею и сколько роликов в нем хранится.

В Музее истории в Атланте киоски установлены в экспозиции «Гиганты мезозойской эры». Помимо помощи в составлении индивидуальной программы посещения, киоски рассказывают о рептилиях, существовавших миллионы лет назад на нашей планете. Посетителю предоставляется информация по каждому из видов: от строения скелета и предполагаемого внешнего вида до рациона питания. Киоски также рекламируют остальные экспозиции музея и предоставляют информацию о расписании и работы и месторасположении.

В Британском музее в Лондоне установлены сенсорные терминалы в залах экспозиции, посвященной истории Древнего Египта. Киоски позиционируются как обучающие для детей от 10-15 лет. Дети, а, скорее всего, и не только они, получают информацию о каждом из представленных экспонатов.

В музее Лувра в экспозиции Истории Востока установлены три киоска. С их помощью публика может неторопливо погрузиться в более чем 1000-летнюю историю, начиная от зарождения человеческих общин до появления первых городов к «золотому веку» исламской культуры. Более 6 000 фотографий с пояснениями, более 400 текстов, а также карты и диаграммы - вот что положено в основу мультимедийной презентации.

Музей радио в штате Мичиган также оснащен сенсорными киосками, которые рассказывают биографии наиболее популярных радио-диджеев.

Практикуется использование киосков для организации доступа к ресурсам сети Интернет. Очень удобно, придя в один музей, виртуально «посетить» все его филиалы или ознакомиться с экспозицией музеев, находящихся в другой части света. Такие киоски снабжены удобными сидениями, так как рассчитаны на длительное время работы за ними.

Из приведенных примеров следует, что использование киосков и предоставление с их помощью различных услуг посетителям ограничено только одним - человеческой фантазией.

Публикуется с разрешения «Сенсорные Системы»

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс - это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

Инновации современного музея

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

· Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

· Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

· Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

· Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

· Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

· Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

Наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции. Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.

В 2005г в Анадыре открылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самый высокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точка отсчета». Это экспериментальная работа - исследование «краевых и пограничных» эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствами медиа-искусства. Все экспонаты представляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-, видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации, web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорных киосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменные панели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, что может работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья). Наиболее полно музеи России представлены и на сайтах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Музей как культурно-просветительское учреждение. Возникновение и развитие музеев. Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки. Семантическая структура музейной экспозиции. Методика приготовления и организации музейной выставки.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2013

    Исследование состава современных подходов к искусству дизайна музейной экспозиции как самостоятельному жанру творчества. Определение направлений основных тенденций в области информатизации зон для посетителей при организации художественной экспозиции.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Характеристика традиций собирания в странах Востока. История появления в Японии Национальных музеев Нары, Киото и западного искусства в Токио. Развитие музейной сети государства в ХХ-ХХI вв. Направления коллекционирования крупных корпораций Японии.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэтики вещи, вспомогательные экспозиционные средства в действующих музеях, специфика спектакля предметов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

Разделы: История и обществознание

Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа» велик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из сильнодействующих средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а сложное единство архитектуры, науки, искусства. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музейных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков. Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем крайне важны методические рекомендации и для учителя, желающего использовать музей в учебном и воспитательном процессе, и для научного сотрудника музея, который заинтересован в том, чтобы как можно шире использовать в своей работе опыт коллег. Именно факт слияния некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для создания «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим временем.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса (приложение 1). Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека. Неслучайно все исследователи, наряду с другими свойствами музейного предмета, такими, как информативность, репрезентативность (отражение действительности), называют такие: - экспрессивность – способность воздействовать на человека через свои признаки, аттрактивность – привлечение внимания, ассоциативность – чувство сопричастности, сопереживания (1, 89.). Помимо этого, каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Одно из основных свойств предмета – информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия – это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ – это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии – это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты. Если нет объектов, раскрывающих тему, не может быть и самой экскурсии. (2. 144)

Попытка подготовить экскурсию по улице, на которой живет учащийся, или любой другой улице, микрорайону, слободе – прекрасное итоговое задание для закрепления сразу большого объёма полученной на музейных уроках информации. Как вариант и результат интегрированного урока краеведения и информатики с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии – организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Деятельность краеведческого, музейного кружка направлена на освоение детьми навыков самостоятельной поисковой, исследовательской работы в архивах, в библиотеках, в музеях, интервьюирования интересующих музей или исследователя людей и т.д. Цикл занятий должен предусматривать экскурсионное посещение вышеуказанных учреждений, самостоятельную работу по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка, анализ проделанной работы в ходе заседаний кружка, дальнейшее планирование исследования, определение целей и задач. Овладение вышеперечисленными навыками формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, что в дальнейшем значительно облегчает работу по подготовке различного рода рефератов, краеведческих исследовательских работ и т.д. Кроме этого, члены кружка, оказывают практическую помощь школьному музею, тем самым, вникая в суть его работы, осознают важность и значимость существования музейного дела, приобщаются к его деятельности.

Самая восприимчивая аудитория – дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Использованная литература:

  1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.
  2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001.


Просмотров