Творчество федора лидваля архитектурные и интерьерные проекты. Биография

северный модерн архитектура стиль

Самый знаменитый представитель северного модерна в Петербурге -- Федор Иванович (Фредрик) Лидваль (1870--1945), рожденный в "северной столице" 1 (13) июня 1870 года в семье обрусевших шведов. Окончив в 1882 начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, Лидваль поступил во Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1890--1896 годах Фёдор Иванович Лидваль был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища Императорской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской Л. Н. Бенуа. После окончания Академии художеств получил звание художник-архитектор, а позже -- академик архитектуры, член Императорской Академии художеств. В 1918 вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию, разоренный революцией. Построил ряд зданий в Стокгольме. Но самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме.

В 1900-е годы работы Лидваля стали играть значительную роль в зодчестве Петербурга. Поначалу он, как и многие, был сторонником стиля "модерн", господствовавшего в то время. Как одна из самых ранних известных работ, часто в пример приводится "Дом Лидваля" на Каменноостровском проспекте, 1-3, доходный дом, выполненный в стиле северного модерна, построенный архитектором по заказу матери в 1899-1904 г. Основные черты, отличающие дом от других стилей, это "готические" окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. До своей вынужденной эмиграции Лидваль проживал в этом доме в 1918 году (рис. 4.1).

Рассмотрим отличительные особенности данной постройки.

Ритм чувствуется во всех архитектурных деталях сооружения: сочетания окно с простенками, ритмические линии балконов и эркеров, продиктованные планировкой квартир и дополнительных помещений. Изображения прячущихся волков, играющих зайцев, крадущихся ящериц, соколов, филина, переплетенных корней деревьев, папоротников и мухоморов раскрывают нам сюжеты северной лесной жизни, которые показаны в барельефе в каменных порталах подъездов. (рис.2.2). Орнаменты флоры и фауны на стенах сооружения выполнены из тальк-хлорита. Широко известен балкон с огромным пауком и орнаментом из кованых решёток, где "цветут" металлические подсолнухи. (рис.4.2, рис.4.3). Интересно то, что композиция имеет сюжет и олицетворяемые образы, например, паук - символ рукоделия, ремесла, а также в более широком понимании - судьбы.

Примечательно то, что, начиная с Лидваля, в постройке петербургских сооружений появляется двор-курдонер.

Здание с парадным двором, с фасадами, щедро украшенными мотивами северной флоры и фауны, положило начало застройке Каменноостровского проспекта. Таким образом, "Дом Лидвалей" является ярким примером синтеза искусств и архитектуры XX века, со своей асимметрией, богатым по пластике фасадом, с разнящимися по формам проёмами и сочетаниями плоскостей и форм.

Другие образцы "северного модерна" Федора Лидваля:

· Доходный дом шведской церкви на М. Конюшенной ул., д. 19 на Б. Конюшенной ул., д. 92 на Большом пр. В. О., д. 14 на Моховой ул. (все - 1904-06).

· Дом 61 на Каменноостровском пр. (1909) отличается тонким цветовым решением.

· Здание купеческой гостиницы в Апраксином пер., 6 (1902-03).

Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).

Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.

В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуа начал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

Лидваль создал ряд зданий многоквартирных комфортабельных доходных домов и общественных зданий в центре Санкт-Петербурга (Петроградская сторона, Васильевский о-в и др.). В том числе дома на М. Посадской ул. (15, 17 и 19), образующие законченный жилой комплекс. Один из крупнейших комплексов 1910-х - доходный дом гр. Толстого (Фонтанка, 54 - ул. Рубинштейна, 15-17, 1910-12) с целой системой дворов, образующих своеобразную "улицу зодчего Лидваля"

Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.

Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Начиная с 1910-х годов, Лидваль меняет тактику постройки домов, что трактовано требованием меняющегося времени. Зодчий умело проектирует дома в соответствии с меняющимися претензиями.

Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для А.Л. Лишневского Лидвалем близкий по стилю к скандинавскому зодчеству. Главный фасад здания имеет сложный изломанный контур, смотрящий во двор. Декор не повторяется. Окна так же различные по величине и конфигурации, штукатурка различна в фактурах и сочетании с тесанным и грубоколотым камнем. Обращенный к проспекту боковой фасад плоский, симметричный, с выделяющимся застеклённым эркером.

В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни, ведь Лидваль был связан с культурой Петербурга и России, продолжая считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге он считал самыми счастливыми в его жизни. После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Вывод: Лидваль оставил после себя множество построек не только в Санкт-Петербурге, но и в Швеции. Здания, что выполнены в стиле северного модерна, показывают умелое сочетание комбинации материалов, орнаментов и отделки. В декоре Лидваль использует иносказательные образы (как паук), раскрывая некие "сюжеты" своих зданий. Постройки Лидваля и мастеров его круга определили своеобразие и уровень петербургского зодчества 1900-1910-х годов.

Петербургский архитектор Фёдор Иванович (Иоганн Фредерик) Лидваль (1870-1945) - по своему происхождению и подданству – швед с примесью датской крови, а по своему творчеству – русский зодчий, гений петербургского модерна, ведущий мастер целой архитектурной эпохи.

Его постройки – знаковые символы Серебряного века, эталоны столичной петербургской архитектуры в период с 1899 по 1917 годы. Характерно, что богатейшее петербургское семейство промышленников Нобелей заказывало строительство домов и особняков именно Фёдору Лидвалю. Внутренние интерьеры великолепнейшей гостиницы «Европейская» выполнены по проектам Фёдора Лидваля, а самый шикарный номер («президентский» люкс) имеет персональное имя «Лидваль». Готовясь вступить в 1941 году после штурма в город на Неве, немецкое командование отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория», построенной по проекту Фёдора Лидваля. При этом обстреливать её из дальнобойных орудий и бомбить с воздуха, было запрещено. К счастью, банкет не состоялся.

Фёдор Лидваль родился в Петербурге 20 мая 1870 года. В 1882 году окончил начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1890 году стал учеником Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской выдающегося архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Окончил Академию художеств в 1896 году со званием: художник-архитектор.

С 1909 года – академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.

С 1918 года жил и работал в Швеции. Построил ряд зданий в Стокгольме. Умер в 1945 году, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.

Постройки Лидваля в нашем городе – образцы стиля, вкуса, петербургской изысканности, благородного богатства и престижа.

Петербургские постройки Фёдора Лидваля

1. Доходный дом Иды-Амалии Лидваль. Заказчик дома – мать архитектора. В этом доме Фёдор Лидваль жил и здесь же располагалась его архитектурная мастерская до 1918 года. (Каменноостровский проспект, 1-3 – Малая Посадская улица, 5) . Годы постройки: 1899-1904.

2. Производственные сооружения чугунолитейного завода К.К.Экваля. (. Расширение сооружений в 1899 и 1906 годах.

3. Доходный дом А.И Винтера. (Съездовская линия, 9 - Кубанский переулок, 1) . Перестройка в 1900 году.

4. Особняк К.К.Экваля. (Красногвардейский переулок, 15) . Год постройки 1901. Совместно с С.В.Беляевым.

5. Доходный дом Ш.Д. де Риц-а-Порта. (Малая Посадская улица, 17) . Год постройки 1902.

6. Здание Купеческой гостиницы М.А. Александрова . (Апраксин переулок, 6) . Годы постройки: 1902-1903.

7. Доходный дом Ш.Д. де Риц-а-Порта . (Малая Посадская улица,19) . Год постройки 1904.

8. Доходный дом Шведской церкви св. Екатерины и Екатерининский зал. (Малая Конюшенная, 3) . Годы постройки: 1904-1905. Правая часть дома в основе имеет полностью перестроенный дом 1862 года, созданный по проекту архитектора К.К.Андерсона.

9. Доходный дом Н.А Мельцера. (Большая Конюшенная улица, 19 –Волынский переулок, 8). Годы постройки: 1904-1905.

10. Доходный дом Ю.П.Коллана . (Большой проспект В.О., 92) . Годы постройки: 1904-1905.

11. Доходный дом О.И.Либих. (Моховая улица, 14) . Годы постройки: 1905-1906.

12. Доходный дом А.Ф.Циммермана. (Каменноостровский проспект, 61 - улица Чапыгина, 2) . Годы постройки: 1906-1907 и 1913. При участии А.Ф.Нидермейера.

13. Здание Второго общества взаимного кредита. (Садова лица, 34) . Годы постройки: 1907-1909. При участии А.А.Оля. Скульптор А.Л.Козельский.

14. Здание гостиницы «Европейская». (Михайловская улица, 1 - Итальянская улица, 7) . Внутренняя перестройка, отделка интерьеров. Годы выполнения работ: 1908-1910.

15. Доходный дом. А.К.Леммериха. (Малая Посадская улица, 15) . Годы постройки: 1908-1910.

16. Здание Азовско-Донского банка. (Большая Морская улица , 3-5). Годы постройки: 1908-1909 и 1912-1913. Скульптор В.В.Кузнецов.

17. Здание Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель». (Набережная канала Грибоедова , 6 Итальянская ул. 2). Перестройка в 1909 году.

18. Особняк Э. Нобеля. (Лесной проспект, 21). Год постройки 1910.

19. Доходный дом Э.Нобеля. (Лесной проспект, 20, корпус 8). Годы постройки: 1910-1911.

20. Доходный дом М.П.Толстого. (Набережная реки Фонтанки, 54 – улица Рубинштейна, 15-17) . Годы постройки: 1910-1912. При участии Д.Д.Смирнова.

21. Здание гостинцы «Астория». (Большая Морская улица, 39 – Вознесенский проспект, 12). Годы постройки: 1911-1912.

22. Литейная мастерская завода «Людвиг Нобель». (Улица Фокина, 4, правая часть). Годы постройки: 1912-1913.

23. Флигель городка Э.Нобеля. (Лесной Проспект, 20, корпус 7) . Годы постройки: 1912-1913.

24. Доходный дом С.Л.Липавского. (Большой проспект П.С., 39 - Гатчинская улица, 4). Годы постройки: 1912-1913. Совместно с Д.Д.Смирновым

25. Жилые дома акционерного общества «Новый Петербург». (Железноводская улица 19, 34 – проспект Кима, 7,5 – переулок Декабристов 14, 12). Годы постройки: 1912-1914.

26. Здание при заводе «Людвиг Нобель». (Большой Сампсониевский проспект, 27) . Год постройки 1913.

27. Здание акционерного общества «Пекарь». (11-я Красноармейская улица, 18-20) . Год постройки 1913. Ныне здание перестроено.

28. Здание школы при Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан . ( Тамбовская улица, 80) . Год постройки 1913.

29. Железобетонный свод в главном зале Биржи. (Биржевая площадь, 4) . Годы постройки: 1913-1914. Совместно с М.М.Перетятковичем.

30. Доходный дом Г.Ф.Эйлерса . (Улица Рентгена, 4) . Годы постройки: 1913-1914. Строитель К.Г.Эйлерс.

31. Особняк В.Н.Соловьева . (Улица Рентгена, 9) . Расширение, пристройка со стороны двора. Год постройки 1914.

32. Доходный дом Азовско-Донского банка. (Улица Грота, 5 – улица Профессора Попова, 41) . Годы постройки: 1914-1915.

33. Здание Русского для внешней торговли банка. (Большая Морская улица, 18 – Кирпичный переулок, 5-7 – набережная реки Мойки, 63) . Годы строительства: 1915-1916. Совместно с Л.Н.Бенуа. Из-за войны не было завершено. Достроено в 1929-1930 годах по измененному проекту.

Несколько банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

В Стокгольме Лидваль построил ряд зданий и жилых комплексов.

Литература.

Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века./ Авторы-составители Исаченко В.Г., Кириков Б.М., Фёдоров С.Г., Гинзбург А.М . – Л., 1982.

Исаченко В.Г., Оль Г.А. Фёдор Лидваль.- Л.: Лениздат, 1987.- 97 с.

Кириков Б.М . Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома.- Изд.3-е.- СПб.: Издательский дом «Коло», 2008.- 576 с.

Колотило М.Н. Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы/ Курсовая работа за 2-й курс/ Научный руководитель А.Л.Пунин. Факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.- СПб, 1997-1998 учебный год.- 45 с., илл. (рукопись).

Кудашев Б.М . Вдоль реки Фонтанной: Восемь маршрутов по набережным Фонтанки. Путеводитель.- СПб.: Северо-Западный научный методический центр, 1997. С. 123-124.

Лидваль Ингрид . Русская семейная хроника / Публикация М.Г.Талалая, послесловие Б.М.Кирикова // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб.: «Феникс», 1993. С.65-87.

Лисовский В.Г . Мастер петербургского модерна: страницы творческой биографии Ф.И.Лидваля.// Строительство и архитектура Ленинграда. 1980, № 1.

[Оль А.А .] Ф.И.Лидваль.- СПб, Изд. «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг»,1914.

3.1 Фёдор Иванович Лидваль

северный модерн архитектура стиль

Самый знаменитый представитель северного модерна в Петербурге -- Федор Иванович (Фредрик) Лидваль (1870--1945), рожденный в "северной столице" 1 (13) июня 1870 года в семье обрусевших шведов. Окончив в 1882 начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, Лидваль поступил во Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1890--1896 годах Фёдор Иванович Лидваль был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища Императорской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской Л. Н. Бенуа. После окончания Академии художеств получил звание художник-архитектор, а позже -- академик архитектуры, член Императорской Академии художеств. В 1918 вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию, разоренный революцией. Построил ряд зданий в Стокгольме. Но самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме.

В 1900-е годы работы Лидваля стали играть значительную роль в зодчестве Петербурга. Поначалу он, как и многие, был сторонником стиля "модерн", господствовавшего в то время. Как одна из самых ранних известных работ, часто в пример приводится "Дом Лидваля" на Каменноостровском проспекте, 1-3, доходный дом, выполненный в стиле северного модерна, построенный архитектором по заказу матери в 1899-1904 г. Основные черты, отличающие дом от других стилей, это "готические" окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. До своей вынужденной эмиграции Лидваль проживал в этом доме в 1918 году (рис. 4.1).

Рассмотрим отличительные особенности данной постройки.

Ритм чувствуется во всех архитектурных деталях сооружения: сочетания окно с простенками, ритмические линии балконов и эркеров, продиктованные планировкой квартир и дополнительных помещений. Изображения прячущихся волков, играющих зайцев, крадущихся ящериц, соколов, филина, переплетенных корней деревьев, папоротников и мухоморов раскрывают нам сюжеты северной лесной жизни, которые показаны в барельефе в каменных порталах подъездов. (рис.2.2). Орнаменты флоры и фауны на стенах сооружения выполнены из тальк-хлорита. Широко известен балкон с огромным пауком и орнаментом из кованых решёток, где "цветут" металлические подсолнухи. (рис.4.2, рис.4.3). Интересно то, что композиция имеет сюжет и олицетворяемые образы, например, паук - символ рукоделия, ремесла, а также в более широком понимании - судьбы.

Примечательно то, что, начиная с Лидваля, в постройке петербургских сооружений появляется двор-курдонер.

Здание с парадным двором, с фасадами, щедро украшенными мотивами северной флоры и фауны, положило начало застройке Каменноостровского проспекта. Таким образом, "Дом Лидвалей" является ярким примером синтеза искусств и архитектуры XX века, со своей асимметрией, богатым по пластике фасадом, с разнящимися по формам проёмами и сочетаниями плоскостей и форм.

Другие образцы "северного модерна" Федора Лидваля:

· Доходный дом шведской церкви на М. Конюшенной ул., д. 19 на Б. Конюшенной ул., д. 92 на Большом пр. В. О., д. 14 на Моховой ул. (все - 1904-06).

· Дом 61 на Каменноостровском пр. (1909) отличается тонким цветовым решением.

· Здание купеческой гостиницы в Апраксином пер., 6 (1902-03).

Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).

Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.

В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуа начал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

Лидваль создал ряд зданий многоквартирных комфортабельных доходных домов и общественных зданий в центре Санкт-Петербурга (Петроградская сторона, Васильевский о-в и др.). В том числе дома на М. Посадской ул. (15, 17 и 19), образующие законченный жилой комплекс. Один из крупнейших комплексов 1910-х - доходный дом гр. Толстого (Фонтанка, 54 - ул. Рубинштейна, 15-17, 1910-12) с целой системой дворов, образующих своеобразную "улицу зодчего Лидваля"

Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.

Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Начиная с 1910-х годов, Лидваль меняет тактику постройки домов, что трактовано требованием меняющегося времени. Зодчий умело проектирует дома в соответствии с меняющимися претензиями.

Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для А.Л. Лишневского Лидвалем близкий по стилю к скандинавскому зодчеству. Главный фасад здания имеет сложный изломанный контур, смотрящий во двор. Декор не повторяется. Окна так же различные по величине и конфигурации, штукатурка различна в фактурах и сочетании с тесанным и грубоколотым камнем. Обращенный к проспекту боковой фасад плоский, симметричный, с выделяющимся застеклённым эркером.

В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни, ведь Лидваль был связан с культурой Петербурга и России, продолжая считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге он считал самыми счастливыми в его жизни. После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Вывод: Лидваль оставил после себя множество построек не только в Санкт-Петербурге, но и в Швеции. Здания, что выполнены в стиле северного модерна, показывают умелое сочетание комбинации материалов, орнаментов и отделки. В декоре Лидваль использует иносказательные образы (как паук), раскрывая некие "сюжеты" своих зданий. Постройки Лидваля и мастеров его круга определили своеобразие и уровень петербургского зодчества 1900-1910-х годов.

Лидваль Федор Иванович

Годы жизни: 1870 - 1945

Архитектор

Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой. Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование.

За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн. В его творчестве можно выделить два периода: 1897-1907 и 1907-1918 гг.

На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером "северного модерна", его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. Главная тема - доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.

В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию, Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома. В 1901 г. совместно с С. В. Беляевым Лидваль построил деревянный особняк К. К. Экваля на территории его же завода (Красногвардейский пер., 15) - редкий памятник такого рода в стиле модерн. В 1903 г. Лидваль построил здание гостиницы в Апраксином переулке, 6,- в торговом центре столицы. В нижних этажах этого строгого, делового здания разместились магазины.

Первым самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3, - М. Посадская ул., 5; 1899-1904). Дом Лидваля - пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации.

Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм "северного модерна", продемонстрированных с щедрой изобретательностью.

В 1902, 1904 и 1908-1910 гг. по соседству Лидвалем были построены дома по Малой Посадской улице, 15, 17 и 19, образовавшие крупный жилой комплекс.

В 1908-1910 гг. в лидвалевском, если так можно назвать, стиле был построен один из самых интересных в градостроительном отношении домов - в совершенно иной ландшафтной среде. Это дом на Приморском проспекте, 14, необычайно эффектно возвышающийся на невысоком берегу Невки, как раз напротив павильона Росси.

Активно трудясь на Петербургской стороне, Лидваль не менее ярко проявил себя и в застройке центра города. На Большой и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно в 1904-1905 гг. два здания, каждое из которых является программным в его творчестве и этапным в развитии петербургского модерна. Дом Шведской церкви (М. Конюшенная УЛ., 3) отчетливо демонстрирует стремление автора сочетать мотивы модерна с классическим приемом общей композиции. В дворовой части разместился ставший очень популярным концертный зал, который любил В. Маяковский.

Примером "северного модерна" является дом ¦ 19 на Большой Конюшенной улице. Еще не было дома Гвардейского экономического общества (ДЛТ), и здание Лидваля горделиво возвышалось в пространстве, да и сегодня оно является важным акцентом.

В эти же годы он создал еще одно незаурядное здание, образная характеристика которого отличается большей сдержанностью, даже суровостью. Четырехэтажный дом выборгского гражданина Коллана (В. О.Большой пр., 92) - один из первоклассных памятников "северного модерна", без крайностей и гротеска, нередко дискредитировавших это направление.

Той же поре принадлежит и пятиэтажный дом Либих (Моховая ул., 14), гармонично вписанный уже в иную пространственную среду, с довольно нейтральной, лишенной сильных акцентов композицией и равномерным ритмом окон.

Творчество Лидваля на первом этапе его деятельности впечатляет многоликостью художественных образов, объединенных, несмотря на разнообразие форм и приемов, особой поэтичностью, романтической взволнованностью.

Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).

Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.

В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуаначал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.

Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Дома, построенные в 1910-х гг., обладают новыми качествами, что связано с требованиями времени.

Квартиры разной степени удобств и размеров, различных очертании в плане свидетельствуют о чутком отношении зодчего к меняющимся требованиям. И этот дом оказал влияние на современников Лидваля (дом на ул. Ленина, 41, построенный А. Л. Лишневским, и др.).

Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для него Лидвалем. Среди них основательно перестроенный дом (наб. кан. Грибоедова, 6; 1909),

особняк для него же напротив рассматриваемого доходного дома (Лесной 21), перестроенный Лидвалем в 1910 г., возможно, загородный дом в Сергиеве (не сохранился) и производственные постройки на Выборгской стороне. Дом на Лесном проспекте, 20, - также одно из программных произведений зодчего.

В 1913-1914 гг. Лидваль построил совместно с архитектором Д. Д. Смирновымотличный жилой дом (П. С., Большой пр., 39; кстати, Смирнов активно участвовал в постройке дома Толстого), а вместе с М. М. Перетятковичемсоздал железобетонный свод в главном зале Биржи.

Постройки Лидваля и мастеров его круга в большой степени определили своеобразие и высокий уровень петербургского зодчества 1900-1910-х гг.

В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни. Это и понятно - ведь всеми корнями Лидваль был связан с культурой Петербурга, России, продолжал считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге - самыми счастливыми годами жизни.

    Лидваль Фёдор Иванович - (Иоган Фридрих) (1870—1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: дом Лидваля,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (Иоган Фридрих) (1870 1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: Лидваля дом … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Настоящее имя Иоганн Фридрих (1870 1945), архитектор, ведущий петербургский мастер стиля модерн. Свободу планировки и разнообразие декора сочетал с тонко стилизованными элементами архитектуры Возрождения и средневекового шведского зодчества (дом… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Швед. Johann Friedrich Lidval Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (Санкт Петербург) Годы жизни Гражданство Росс … Википедия

    Лидваль, Фёдор Иванович Фёдор Иванович Лидваль швед. Johann Friedrich Lidval Дом И.А.Лидваль … Википедия

    Лидваль Ф. И. - ЛИДВÁЛЬ Фёдор Иванович (наст. имя Иоганн Фридрих) (1870–1945), архитектор, ведущий петерб. мастер стиля модерн. Характерные для него свободу планировки и разнообразие декора сочетал с тонко стилизов. элементами архитектуры Возрождения и ср.… … Биографический словарь

    Фёдор Иванович Лидваль швед. Johann Friedrich Lidval Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (Санкт Петербург) Годы жизни Гражданство Росс … Википедия



Просмотров