В каких сказках была шапка невидимка. Русские сказки

    Народный фольклор богат сказками про шапку-невидимку. Этот волшебный атрибут встречается в таких сказках как Царевна-лягушка, Вещий сон, поэтоме А.С. Пушкина Руслан и Людмила, повести Незнайка в Солнечном городе писателя Носова и в других произведениях.

    В русских народных сказках и в рассказах колдовского содержания нередко встречается этот волшебный атрибут шапка-невидимка . А кто из нас в детстве не мечтал обладать этой неординарной вещью, с помощью которой можно было бы очутиться в невидимом виде в любом уголке планеты?

    Волшебную шапку можно обнаружить в поэме Александра Пушкина Руслан и Людмила, в русской народной сказке Вещий сон, а также у Кира Булычева в Девочке с Земли. Существует еще множество произведений, в которых имеется в наличии шапка-невидимка, например, ее можно найти в таких русских народных сказках, как Заколдованная королевна и Царевна-лягушка.

    Шапки-невидимка является сказочным волшебным предметом и ни раз она в разных сказках выручала главных героев.

    Шапку-невидимку вы можете встретить вот в таких произведениях:

    1) Руслан и Людмила - написал Пушкин;

    2) Безногий и слепой богатыри - это русская народная сказка;

    3) Вещий сон - также является русской народной;

    4) Заколдованная королева - также русская народная;

    5) Ночные пляски - сказка русская народная;

    6) Царица духов и змей - а вот это уже арабская народная сказка;

    Шапка-невидимка - это магический предмет, который воспевается во многих сказках и былинах.

    С ее помощью персонажи прятались, проникали в темницы, кладовые, убегали из замков и прочее.

    Это удивительный предмет, наподобие магической палочки, башмачков-скороходов и тому подобного.

    Несколько сказок, где используется шапка-невидимка:

    Затем в современных сказках стал использоваться плащ-невидимка - это схожий предмет, который позволял спрятаться.

    Интересно, что такой волшебный предмет, как шапка-невидимка, встречается как в народных, так и в авторских сказках (причем в разных странах). Не исключено, что под видом шапки на самом деле имелось в виду нечто другое, при этом всем знакомое. Или же людям всегда грезилось о том, чтобы быть невидимым и вместе с тем мочь делать все, что пожелается.

    Вот список произведений:

    • Руслан и Людмила (Пушкин);
    • Девочка с Земли (Булычев);
    • Царица духов и змей (арабская народная сказка);
    • Шапка-невидимка (Постников, а также под таким же названием есть бурятская народная сказка);
    • Сказка о том, кому нужна шапка-невидимка (Зубкова);
    • Сказка о Иване Царевиче (Жуковский);
    • Царевна-лягушка (русская народная);
    • Ночные пляски (русская народная);
    • Безногий и слепой богатыри (русская народная);
    • Заколдованная королевна (русская народная);
    • Вещий сон (русская народная).
  • Какой хороший, добрый вопрос, возвращающий во времена далкого детства! И несмотря на то, что почти уже вс сказано, мне бы тоже хотелось кое-что добавить. Ведь многие из нас воспитывались на русских народных сказках, а подрастая, с упоением впитывали в себя массу волшебной детской литературы, смотрели слегка наивные, но чрезвычайно душевные советские фильмы, и всегда радовались очередной победе Добра над Злом!

    Я как и многие мальчишки мечтал о магических предметах, в том числе и о шапке-невидимке, чтобы можно было бесплатно прошмыгнуть мимо сурового контролра в кинотеатр, и в очередной раз посмотреть фильмы, где встречается сия необыкновенная вещь, например, Там, на неведомых дорожках..., поставленный по книге Эдуарда Успенского Вниз по волшебной реке или Царевич Проша - сказка по мотивам русского фольклора.

    Как жаль, что детство так быстро проходит, а во взрослой жизни иногда так не хватает волшебства!

    Такой волшебный предмет как шапка-невидимка встречается во многих наших сказках. Среди них такие как Вещий сон, Руслан и Людмила А.С. Пушкина, Заколдованная королевна, Шапка-невидимка. В некоторых арабских сказках тоже встречается магическая шапка.

    Шапка-невидимка не самый популярный магический предмет в народных сказках, хотя казалось бы становиться невидимым это так здорово. Именно это качество шапки-невидимки и оценили писатели-фантасты, у которых этот предмет встречается гораздо чаще, достаточно упомянуть классический роман Понедельник начинается в субботу братьев Стругацких. Однако возвращаясь к сказкам отмечу, что шапку невидимку используют в сказке Вещий сон, Безногий и слепой богатыри, Ночные пляски и Заколдованная королевна. Есть этот атрибут и в замечательной сказке Александра Пушкина Руслан и Людмила - принадлежала она злому волшебнику Черномору.

    Удалось вспомнить что шапка-невидимка присутствует в ряде сказок, которые читать очень занятно, особенно это интересно конечно же для тетей, но при этом их нужно увлечь именно этим действием, так как все мы знаем что практически все дети не слишком любители почитать, им бы побольше погулять да попрыгать.

    Вот перечень сказок:

    1. Алиса и привидения.
    2. Шапка-невидимка.
    3. Незнайка в Солнечном городе.
    4. Куклаваня и К.

    Все эти экземпляры поучительны даже для взрослых, а для детишек это просто шедевры, и огромная область где они могут помечтать, и придаваться сказочным действиям, так как именно в таком возрасте и присутствует волшебство.

    Такой замечательный и волшебный предмет, как шапка - невидимка, встречается в таких сказках, как:

    1). Незнайка в солнечном городе.

    2). Заколдованная королевна.

    3). Руслан и Людмила.

    4). Вещий сон.

    5). Понедельник начинается в субботу.

    6). Ночные пляски.

    Как же иногда в жизни хочется себе шапку - невидимку, спрятался когда это необходимо и появился, когда время пришло. Легко и просто было бы всем.

  • Этот волшебный предмет можно встретить в следующих сказках:

    • Руслан и Людмила Александра Сергеевича Пушкина;
    • Девочка с Земли Кира Булычева;
    • Царевна-лягушка (русская народная сказка);
    • Заколдованная королевна (русская народная сказка).

Анечка очень любила играть с дедушкой Ваней в прятки. Но игра у них была особенная, не такая, как когда Анечка с другими ребятами в прятки играла.

Комната у дедушки Вани была маленькая, прятаться в ней по-настоящему было негде.

Была там кровать большая, шкаф, стол, два стула и диван с удивительным названием - атаманка.

Вот на этой-то атаманке Анечка и пряталась. Закрывала глаза ладошками, ложилась лицом вниз и лежала - тихо-тихо!

А дедушка Ваня считал до пяти и начинал искать.

Трогал он платье Анечки, и говорил:

Что это? Наверное, моя Акулина здесь свои вещи побросала…

Потом долго обходил комнату, как бы проверяя, где же тут могла спрятаться Анечка?

И тáк у дедушки Вани это получалось интересно! Он вслух рассказывал подробно, что и в шкафу Анечку не нашёл, и под столом не нашёл… А Анечка изо всех сил старалась не засмеяться раньше времени. И даже дышала тихо-тихо…

Потом дедушка Ваня говорил:

Тут Анечка, вся сияя от счастья, вскакивала на атаманке:

Вот она - я!

… Анечка ведь и в самом деле ощущала себя невидимой - и это было очень весело и волшебно! Словно возникало у неё умение исчезать из обычного, видимого всеми людьми мира и становиться прозрачной, как воздух, - а потом опять появляться.

… Однажды, когда Анечка немного повзрослела, после такой игры в прятки она сказала:

Вот бы здорово было - и на самом деле так уметь: исчезать - и появляться, когда захочешь!

А для чего тебе так уметь делать, Анечка? - спросил её дедушка Ваня.

… И стали они обсуждать: для чего может пригодиться человеку быть невидимым?

Ну, ведь не только же для того, чтобы с ребятами в прятки играть и всегда выигрывать! Всегда выигрывать - это даже скучно будет!

И получилось, что и не очень-то нужно человеку уметь быть невидимкой в современном мире.

Анечка даже огорчилась…

И тогда дедушка Ваня спросил:

А хочешь, я тебе расскажу сказку про шапку-невидимку?

Очень хочу! - в восторге воскликнула Анечка и устроилась поудобнее на атаманке.

Ну, тогда - слушай! - улыбаясь в седые усы, сказал дедушка Ваня.

… И он начал рассказывать:

Жила была шапка-невидимка. Долго-долго она жила, многим героям помогла она битвы с драконами выигрывать, царевен из плена у злых колдунов освобождать, всякие другие подвиги совершать.

Да только поменялись времена.

Поисчезли богатыри и герои…

Оказалась шапка-невидимка в музее быта старинного, лежит себе на витрине под стеклом - и её все «экспонатом» называют, удивляются: какая вышивка золотой нитью красивая, какие узоры затейливые! А что она волшебная - уже никто и не знает!

Скучно так шапке-невидимке жить! Не жизнь это вовсе: без дела валяться на боку!

Лежит она и думает: как бы ей жизнь свою такую однообразную поменять?

А надо сказать, что, так как шапка была не обычная, а волшебная, - то умела она думать, как человек. Да-да! Столько лет она на разных мудрых головах жила - что научилась уму-разуму!

А тут случилось, что пришли в музей воры. Украли они всякие вещи старинные золотые, а заодно и шапку прихватили: может быть, её тоже за большие деньги продать получится, старина всё-таки, узоры золотой нитью вышиты!

И один вор, возьми и надень шапку на голову, потому что краденного так много было, что в руках не удержать.

Поглядел он на себя в зеркало - а его там нет…

Смекнул он тогда, какая ему удача выпала: это ведь как удобно воровать, когда тебя никто не видит!

Начал он ловкие грабежи один за другим совершать.

Да только шапке - то противно было!

«Раньше я героям и богатырям помогала… А теперь - до чего докатилась: у вора в услужении оказалась! Уж лучше бы в витрине словно в гробу стеклянном лежать, чем такой позор!» - думала она.

От мыслей того вора, на голове которого ей приходилось бывать теперь каждую ночь, - ей тошно делалось! И один раз, когда он воровал в большом магазине, постаралась шапка-невидимка: зацепилась она за полку - и на пол упала.

А вор этого не заметил - и продолжает своё греховное дело, словно он - невидимый. Но всем теперь его поступки видны стали!

Тут вора и поймали!

А шапку-невидимку вместе с ним арестовали. Да только не знали о её свойствах волшебных…

… Лежит шапка-невидимка на столе у сыщика в кабинете - как вещественное доказательство…

А тут - осень. В кабинете - холодно. И от окна дует…

Надел сыщик шапку на голову - и в тот же миг исчез.

Сыщик этот был не глупый. Он быстро понял, какая польза от невидимости будет в его работе.

Стал он преступников теперь очень ловко ловить.

Поначалу шапка-невидимка порадовалась перемене в участи своей: «Всё же - дело доброе совершать помогаю! Хоть мой новый хозяин и не богатырь, но дело полезное делает!»

… Но потом так ей наскучило за жуликами подсматривать, что она решила как-нибудь поменять работу свою.

Однажды оказалась она в больнице, когда сыщик пришёл там свидетеля опрашивать. В больнице ему халат белый дали, а шапку и другую верхнюю одежду велели в гардеробе оставить.

Вот тут-то шапка-невидимка и исхитрилась с вешалки упасть! Да так удачно упала, что попала в один из пакетов, которые больным детям от родителей передавали. А к этим детям ныне даже родителям приходить не разрешалось: был карантин.

Так она в палате у одного мальчика между гостинцами оказалась.

А тот - из-за болезни своей - есть не хочет. И в пакет не заглядывает даже.

Лежит мальчик и думает, как бы ему спрятаться? Потому, что сейчас врач придёт и укол болезненный ему будет делать.

А шапка-невидимка любые мысли легко понимала. Ведь мысли в невидимом обычными глазами мире - существуют! И шапка-невидимка в том мире невидимом очень неплохо разбиралась!

Вот и понимает она легко, о чём мальчик больной думает. Так и хочет она из пакета выскочить: «Вот же - я! Надень меня скорее!»

И тут заметил мальчик между апельсинами и яблоками в пакете что-то совсем необычное. Вытащил он шапку-невидимку, поудивлялся - и надел.

Врач пришёл в палату, а мальчика больного нигде нет… Паника началась, по всей больнице медсёстры и санитары бегать стали, искать…

А мальчик вначале обрадовался, встал и по коридорам больничным пошёл: домой он очень хотел вернуться, соскучился по маме и папе!

Но потом мальчику от болезни его плохо стало, и он упал без сил. Шапка-невидимка тут уж постаралась, чтобы с головы мальчика свалиться - чтоб его могли бы найти поскорее.

А сама думает: «Вот - какую беду я наделала! И как же мне дальше быть, чтобы пользу приносить? Не знаю ведь пока!»…

А мальчик шапку больше не надевает, но ласково так говорит с ней, как с другом: о печалях своих рассказывает, об обидах на жизнь свою, такую несчастную больничную, о страхах своих. А шапка молчит и слушает. И думает: «Как помочь в этой беде?»

Однажды мальчик попросил:

Шапка, ведь ты - волшебная! Можешь ли ты сделать так, чтобы меня болезнь видеть навсегда перестала?

… Стала шапка-невидимка про это думать…

Стала она наблюдать, как тень тёмная в невидимом глазами обычного человека мире приближается к телу мальчика - и нападает на него, в тело залезает! Тогда-то ему плохо и становится…

Только то, как ту тень выгнать - не знает она…

А мальчик стал шапку под подушку складывать, чтобы ему не так одиноко и страшно было по ночам.

И шапка решила: «Чтобы своего нового друга утешить - буду ему сказочные волшебные сны показывать!»

В этих снах мальчик был сильным, смелым, здоровым, и приключения с ним были разные интересные. И в каждом таком сне он со злом сражался - и побеждал, и решения принимал правильные, добрые, и исполнял их всегда. Никогда он не трусил, не плакал, а был похож на тех богатырей, которым в прежние времена шапка-невидимка помогала.

И после каждого такого сна просыпался мальчик всё более крепким и полным сил!

И хотел он стать скорее таким, каким во снах себя видел! И стал стараться изо всех сил! Даже уколы болезненные теперь без страха терпел - чтобы скорее вылечиться!

Постепенно вовсе энергии тёмные из его тела исчезли.

И когда пришла в очередной раз тень злобная, чтобы вновь усилить болезнь, - то не увидела мальчика совсем.

Получилось-таки у шапки-невидимки болезнь ту у мальчика победить, которую все неизлечимой называли!

Удивлению врачей не было предела! И мальчика скоро выписали из больницы.

А он, перед тем как выписаться, шапку-невидимку больной девочке, которая в соседней палате лежала, отдал. И рассказал ей, как ему эта шапка волшебная поправиться помогла.

Для девочки шапка тоже стала придумывать волшебные сказки - чтобы девочка в них себя здоровой, сильной, красивой, доброй и ласковой ощущала.

И от девочки - тоже отступила болезнь, а потом и прошла совсем. Потому - что девочка сама переменилась и очень сильно постаралась выздороветь.

Так с той поры и начались в той больнице исцеления волшебные.

Врачи - удивляются! А дети - шапку друг другу передают!

Одно только теперь шапку-невидимку огорчало: что очень мало она успевает! Ведь больных детей в больнице - так много!…

… И тут случилось, что один маленький мальчик, у которого шапка в то время под подушкой жила и сны ему волшебные показывала, рассказал о ней доктору.

Доктор - человек серьёзный, в мир невидимый и волшебный не верит. Но исцеления-то - ведь факт!

Стали шапку разными приборами исследовать, изучать. Ткань на разные анализы поотрезали, нитки золотые вытягивали…

А доктор этот - сам даже ни разу не надел её! А если бы надел, то, может, и удалось бы шапке нашептать ему про то, что она за свою долгую жизнь узнала: что не только тело надо лечить - но требуется душе помочь болезнь победить! Вместе бы у них лучше получалось!…

Ох, как шапке-невидимке всё это не нравилось! И тáк уж она не молода была, а тут - и подкладку отпороли, и всякими веществами измочили!…

Уж она чуть было не разочаровалась в медицине, хотя понимала, что без лекарств и процедур всяких - ей одной с болезнями деток не справиться бы было.

Но тут - снова повезло! Отдал её тот доктор писателю, который в той больнице лечился.

Рассказал доктор писателю про истории исцеления, которые с детьми происходили, и говорит:

Вот тебе сюжет для сказки, займись на досуге!

… Ну, с писателем шапка крепко подружилась!

Она ему сказку расскажет - а он её запишет и всем детям наутро читает!

Так вот и стали они жить!

… Да вот только, одних деток в больнице исцеляют, а на смену им всё новых в больницу привозят…

… Вот, однажды пришёл в ту больницу клоун - юноша-волонтёр - чтобы ребят радовать. Смешное представление он им показывал, развеселить старался…

Шапка-невидимка тут и говорит писателю:

Отдай меня, пожалуйста, клоуну!

А как же я сказки писать буду?

Ты уже и без меня сможешь сказки исцеляющие сочинять! Ты ведь понял самое главное: что не живут болезни там, где свет и любовь в душах сияют! Невидимыми и неуязвимыми для болезней такие души очень быстро становятся!

А я с этим юношей - настоящее волшебство буду делать! Нужно же и здоровым детям помочь, чтобы они не заболевали - ни телами, ни душами! И - чтобы из них выросли не воры-злодеи, а богатыри настоящие! Нужно так сделать, чтобы волшебство не сказочное, а подлинное в жизни людские вернулось! Вот это - настоящее дело было бы для меня!

А юноша этот - человек очень подходящий! Ведь не может даже самая волшебная-преволшебная шапка ничего толкового сделать без человека разумного! Только такой человек и свою жизнь преобразить может, и другим в этом поможет!

Вышел писатель в коридор, видит - клоун молодой стоит: курит и чуть не плачет! На лице - улыбка до ушей гримом нарисована, а глаза - грустные-прегрустные!

Говорит писатель ему:

Что, хочешь деткам помочь, а как - не знаешь?

Да, хотел бы: жалко их - до слёз!…

А ты знаешь как им помочь?

Кое-что - знаю! Только сигареты курить - бросай, друг! Меньше будет гадости, которой дети дышат! Некоторые ведь оттого болеют, что рядом с ними другие люди курят!

Молодой клоун потушил и выбросил сигарету в урну…

Вот - бросил!

Навсегда?

Навсегда! Говори, как детям помочь можно?

Вот тебе подарок! Это - шапка-невидимка!

Юноша снял свою шапку с помпоном, надел шапку-невидимку - и тут же исчез!

В зеркале отражалось только тело писателя…

Привет! - сказала шапка-невидимка новому другу.

Писатель подтвердил:

Да, она говорить с людьми умеет! И мысли твои читать может! И тебе умные советы подсказывать станет! И главное - вместе с тобой она хочет учиться тому, как людям лучше помогать!

Она меня научила, как сказки волшебные писать. И тебя научить обещала многому! Думаю, что пригодится она тебе, чтобы представления волшебные показывать, умения волшебные в людях открывать!

Дедушка Ваня посмотрел внимательно на свою маленькую слушательницу и закончил:

Ну вот, Анечка, на этом - сказке конец. А что дальше было - я не знаю.

… Анечка в этот раз так заслушалась, что даже ни разу вопросами своими дедушку Ваню не перебивала. Только теперь она спросила:

Дедушка, а про шапку-невидимку - это у тебя быль или небылица?

Немножко - быль, немножко - небылица. Мне эту историю тот самый писатель-сказочник рассказал. Мы с ним познакомились в той больнице. Ещё обещал он, что книжку напишет со сказками шапки-невидимки.

А писатели-сказочники - они больше меня выдумщики! Так что, ты уж сама реши, где в этой сказке придумка, а где - правда!

Ведь настоящее волшебство - оно не в том, чтобы невидимыми быть с помощью шапки-невидимки или по воздуху на ковре-самолёте летать, а в том, чтобы чудесные дела совершать, которые радость и пользу другим людям приносят!

Для многих сказок, и русских, и европейских, характерно использование волшебных предметов, предназначение которых - помогать героям в осуществлении задуманных свершений и великих подвигов. К примеру, делать их невидимыми, неуязвимыми для зла, придавать силу и бесконечные возможности организма. К таким артефактам можно с уверенностью отнести и сапоги-скороходы. В какой сказке встречается данное приспособление, элемент одежды, придающий персонажу, его надевающему, огромную быстроту перемещения в пространстве? Или, может, таких произведений несколько? На эти и другие, не менее интересные вопросы отвечает наша статья.

Из Древней Греции

Суть и предназначение атрибута более чем ясны. Понятное дело, что подобной обуви в те времена не существовало, да и не существует, наверное, и по сей день (исключение - специализированные разработки разве что для Джеймса Бонда или выдумки сумасшедших изобретателей). Но упоминание о ней можно с довольной регулярностью встретить в различных сказках некоторых народов мира и авторских, которые написали конкретные сказочники. Откуда же пошло такое чудо и в какой сказке есть сапоги-скороходы, откуда, так сказать, ноги растут? Первое из нам известных упоминаний подобной обувки - в древнегреческих мифах. Конечно же, не сапоги, а специальные сандалии с крыльцами, которые имел Гермес, по совместительству - божественный почтальон. Они помогали ему, когда надо было разнести вести и преодолеть при этом огромные расстояния в считаные минуты. Конечно, это будет не совсем верный ответ на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы. Поскольку миф - это не совсем сказка (а некоторые ученые даже считают, что совсем не сказка). Но все же первопричина появления самого магического предмета становится ясна, как и его суть: многократно ускорить перемещение в пространстве.

В какой сказке есть сапоги-скороходы

А теперь займемся непосредственно сказками. Русские и европейские, авторские и народные, они также содержат в себе упоминания о такой полезной вещи, как сапоги-скороходы. Из какой сказки название прижилось в народе - трудновато сказать. Уделим внимание сразу нескольким наиболее популярным.

«Вещий сон»

В ней главный герой - Иван, сын купца. Сказка - русская, представленная в обработке известного собирателя устного творчества народа Афанасьева. Повествует о русском парне, ослушавшемся воли отца. За это он был привязан нагишом к столбу и брошен посреди дороги. Ему помогает царевич, но вскоре Иван разгневал и его, за что был брошен в каменный мешок. Затем царевич все же освобождает его с целью использовать вместо себя в одном важном деле. А Иван отправляется в путешествие, снарядив небольшую дружину, одетую в похожие кафтаны, числом в 12 человек. В лесу юноша встречает старцев, получивших в наследство от своего отца: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. И обманом завладевает могущественными артефактами. Впоследствии с помощью них он совершает добрые дела. Таким образом, на вопрос о том, в какой сказке есть сапоги-скороходы, один из ответов - «Вещий сон».

Сказка «Заколдованная королевна»

В ней солдат отставной - главный герой - осуществляет женитьбу на королевне, что временно приняла образ медведицы. Здесь он тоже путем обмана завладел теми же тремя волшебными приспособлениями, но почему-то не использует сапоги-скороходы - этот предмет. В какой сказке упоминается артефакт? На данный вопрос можно ответить: «Заколдованная королевна».

Шарль Перро

В одной из авторских сказок этого знаменитого сказочника (безусловно, базирующихся на народных материалах) - «Мальчик-с-пальчик» - встречается прямое упоминание о семимильных сапогах. В некоторых вариантах переводов они озвучены даже как сапоги-скороходы. Главный герой похищает их у Людоеда. К тому же Мальчик-с-пальчик устраивается на службу к королю гонцом и при помощи этого волшебного атрибута зарабатывает много денег, помогая в нужде семье.

Другие произведения

Еще в какой сказке есть скатерть, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и другие Можно отметить из русских народных: «Марья Моревна», «Шапка-невидимка, волшебный кнут и семимильные сапоги». В последней атрибуты предлагает черт, что говорит о несколько негативном отношении народа к подобному волшебству. Еще можно отметить такие, как «Дивка», где волшебным сапогам пришлось сгореть, «Ночные пляски», «Торбочка-самобранка», где обувь достается солдату. А, к примеру, в авторской сказке Носова про Незнайку также есть упоминание о чудесах.

Из зарубежных: в сказке Гауфа про Маленького Мука героя волшебные туфли перемещают на большие расстояния, что он использует с успехом для своих собственных целей. У Андерсена есть сказка «Калоши счастья», где героя волшебная обувь также перемещает - только во времени. А у Баума в «Волшебнике страны Оз» магия туфелек переносит главную героиню из странствий на чужбине домой!

Подводим итоги

Вот такие они - многоликие и разномастные сапоги-скороходы. В какой сказке встречается волшебный атрибут (да и не одной!) мы с вами проанализировали. Но как бы ни выглядела волшебная обувь, основное ее предназначение остается неизменным во всех произведениях: быстрое перемещение. Кстати, и у знаменитого Санта-Клауса также, несомненно, по некоторым данным, есть сапоги-скороходы: как-то же он успевает за ночь облететь всех-всех детишек и одарить их заказанными в письмах подарками!

В городе готовится террористический акт. Исполнитель теракта, Ян готовясь к нему гуляет по улицам города с приятелем. Ян приговорён к смертой казни и за ним установлена слежка. Как не пытается приятель соблазнить Яна земными радостями, Ян отвергает все, он не смотрит на женщин, он готовится к покушению. Несмотря на то, что Ян человек набожный, религия бессильна там, где существуют высшие государственные цели. Слежка отстаёт и Ян, чтобы расслабиться предлагает покататься на лодке с друзьями.

С друзьями детства братом и сестрой Кириллом и Евгенией, Ян и его приятель катаются на лодке. Ян пытается не думать о предстоящем теракте, но не может отогнать от себя тревожные мысли. Напрасно Кирилл с Евгенией пытаются ему доказать, что революции нужно делать пропагандой. Одержимого кровавой местью Яна, друзья прозвали «Маратом».

В день теракта приятель ждёт Яна. Он не может найти себе места от тревоги, время тянется, как задёрганная ломовая кляча, а Яна все нет. Наконец входит бледный Ян. Жертва в карете была не одна, там были женщина и ребёнок, Ян не смог решиться.

На следующий день в городе вылетели сотни стёкол, а сам город шумел как улей. Значит жертва была одна...

Кирпич и музыка

Евстигней - кудлатый, растрёпанный, грязный человек, который причёсывается крайне редко, больше по воскресеньям. Он катает руду на вагонетках и живёт в казарме. Татары, живущие с ним в одной казарме, препятствуют ему варить свинину. По воскресеньям Евстигней напивается и дерётся.

В праздник Евстигней умывается, одевает пиджак и идёт гулять. Его гуляние заключается в том, что он сидит на крыльце трактира и задевает проходящих мимо.

Однажды вечером после работы, Евстигней слегка пьяный вышел во двор казармы. Татары громко и пронзительно пели резкими гортанными голосами. Евстигней сел на траву и кричал, чтобы перестали. Татары прогнали его, а один бросился на него с ножом.

Евстигней вышел со двора и пошёл в лес. Он уходил все дальше и дальше и вдруг он услышал мягкий звон колокольчиков. Их заглушал другой звон, низкий и певучий. Идя навстречу звукам, Евстигней вышел на поляну. Там стоял дом управляющего. Окна в доме горели и были открыты настежь, кто-то играл на рояле. Евстигней подошёл ближе к дому и увидел женщину, чьи руки проворно бегали по клавишам. Увидев Евстигнея, женщина засмеялась. Евстигней засмеялся в ответ. Она закрыла окно и Евстигней пошёл домой, забыв про татар и вспоминая музыку.

На следующий день, в воскресенье, Евстигней снова пошёл в трактир, напился и подрался. Его выгнали на улицу. Он пошёл через лес к дому, где слышал вчера музыку. Увидев его, женщина испугалась и позвала на помощь. С рёвом Евстигней бросил в окно кирпич. От того, что у него никогда не будет светлых и чистых комнат, красивых женщин, играющих на фортепиано, ему хотелось напиться и выругаться.

Подземное

В революционный комитет пришло письмо, в котором сообщалось, что в город должен приехать провокатор. Также сообщались его приметы: лет 28, чёрные усы, карие глаза, немного косит, выдаёт себя за студента. Один из членов комитета Ганс, рассказывает, что несколько дней назад к нему приходил молодой человек по имени Костя, с указанными приметами. Заведующий конспиративной частью комитета, Валентин Осипович Высоцкий поручает Гансу убрать Костю.

Дома Ганса ждал Костя. Ганс предлагает Косте пойти с ним на дело, от удачного исхода которого зависит существование революционного комитета.

Ганс приводит Костю к реке. Он прячет Костю за лежащими на берегу брёвнами, а сам встречается с человеком, стоящим на речной пристани. Костя недоволен тем, что ему в важном деле отводится столь пасивная роль, но подчиняется, так как он новое лицо в городе и заинтригован происходящим.

Человек, с которым встречается Ганс, представляется как Николай Иванович Хвостов. Он принимает Ганса за Высоцкого и передаёт ему пакет от полковника жандармерии. Ганс понимает, что настоящий провокатор не Костя, а Высоцкий. С помощью Кости, Ганс убивает Хвостова.

Член революционного комитета Валерьян приходит к ещё спящему Высоцкому. Несмотря на сопротивление и попытку откупиться, Валерьян убивает Валентина Осиповича.

В Италию

Сбежав из тюрьмы, опасный преступник Геник скрываясь от сыщиков, перепрыгнул через высокий каменный забор и попал в сад богатого дома. Там гуляла маленькая девочка Оля. Она приняла Геника за своего дядю Сережу, которого ждали в гости. Играя с ребёнком, Геник пообещал увезти ее в Италию, предварительно купив себе новую шляпу. Оля приносит Генику шляпу отца.

Из глубины сада показались двое городовых в сопровождении дворника Степана. Оля радосто сообщает Степану о приезде дяди Сережи. Кланясь мнимому родственнику господ, Степан объясняет, что сидя в пивной, он увидел бегущего человека, а кроме их сада ему деваться некуда. А человек, бунтарь, из тюрьмы сбежал, в городового стрелял, вся полиция на ногах.

Геник приказывает Степану всеми силами помогать стражам порядка, а не сидеть в пивной среди бела дня. Также Степану приказано вызвать извозчика, чтобы ехать в дворянское собрание.

Садясь в экипаж, Геник обещает Оле вернуться к обеду с подарками, а потом они поедут в Италию.

Случай

Жена Больсена, Анна умирала. Неделю назад, она пела и кричала на всю улицу, а сейчас лежала исхудавшая и бледная, покрывшаяся испариной с запёкшимися губами. Прошедший год был тяжёлым для их деревни. Постоянные обыски, доносы, деревня обезлюдела и теперь, чтобы привести к жене доктора, Бальсену приходится ехать в город.

Около полуночи, когда до города оставалось часа полтора пути, Бальсена остановил казачий разъезд. После обыска, не найдя у него ничего кроме часов и рецепта, из-за отсутствия паспорта казаки связывают Бальсена. От отчаяния, с мыслями о больной, любимой жене Бальсен пытается бежать. Казаки убивают Бальсена.

Апельсины

Сидя в тюремной камере Брон с тоской смотрел в окно на весеннюю реку. Шёл третий год заключения, за все время никто ничего ему не передал с воли. Неожиданно Брону принесли передачу, в которой были апельсины. В одном из плодов была записка от незнакомой женщины по имени Нина Борисова. Случайно, узнав о нем, Нина предлагала Брону помощь.

Между Броном и незнакомкой завязалась переписка. Брон изливал свои политические взгляды, а незнакомка отвечала тем, что чувствует себя как в тюрьме, живя в мире, полном грязного тупого самодовольства, она рвётся на борьбу с тёмными силами зла. Брон представлял Нину тоненькой высокой брюнеткой.

Однажды Нина выхлопотала свидание, которого Брон не мог дождаться. Нина оказалась толстенькой, некрасивой, скромно одетой девушкой. Им дали пять минут свидания, за время которого Нина и Брон отчаянно пытались придумать тему для разговора.

Нина пообещала ещё прийти, а Брон вернулся в камеру с новой морщиной в душе.

На досуге

Тюремный писарь умирал на работе от жары и скуки. Он мечтал о том, как вечером он будет гулять по бульвару, где можно встретить барышень на любой вкус.

Рассыльный приносит письма. В одном из них красивая открытка заключённому Козловскому от его невесты. Писарь зол на Козловского. Он читает открытку, в которой девушка пишет, что долго не писала, так как болела мать, но Козловского ждёт ссылка в Сибирь и она приедет к нему.

Писарь и надзиратель не верят девушке. Они видели ее фотографию: зачем красивой девушке худой, как таракан ссыльный Козловский? Зная, что арестант живёт от письма до письма, писарь решает не отдавать красивую открытку с картинкой, а взять ее себе.

А Козловский ходит по камере, с тоской смотрит в окно и шепчет: «Катя, где ты? Пиши мне, пиши...»

Гость

Революционер приходит по делу к своему товарищу Гансу, который читает свежий номер революционной газеты «Красный петух». Друзья хотят обсудить завтрашнюю забастовку. Во время разговора раздаётся стук в дверь. Пренебрегая конспирацией, Ганс разрешает войти, прежде, чем его товарищ успевает спрятать газету. В комнату входит полицейский, который приносит Гансу повестку в участок. Раскрытый журнал лежал перед пришедшим.

На следующий день, во время забастовки, революционер видит, как по улице бежит рабочий с окровавленным лицом. За ним размахивая шашкой, бежал полицейский, вчерашний посетитель Ганса. Догнав рабочего, полицейский ударил его и зашипел: «Беги!» Из последних сил рабочий убежал, а полицейский шёл следом и кричал усталым голосом: «Держи его!» Подошедшим городовым полицейский сказал, что забастовщик убежал.

Любимый

Балагур, кутила, завсегдатай увеселительных мест Яков влюбился в очаровательную девушку, дочь влиятельного чиновника и собирается жениться. Сегодня он с матерью девушки, ее дядей и со своим другом Васей идут в театр.

Вася очарован девушкой, она напоминает ему фею. Также приятное впечатление производит дядя, а ее крикливая, пёстро одетая мама напоминает ему попугая.

Во время представления раздаётся крик: «Горим!». Люди, как бешенное стадо кинулись к выходу. Девушка бросилась к Якову, а он отталкивая ее, искал помощь. Дядя превратился в сумасшедшего. Взяв девушку на руки, Вася с отвращением плюнул в Якова и бросился к выходу. Но тут оказалось, что тревога была ложной.

Карантин

Выйдя из тюрьмы в подавленном состоянии, террорист Сергей находится в карантине. Он живёт в семье кузнеца, дочь которого Дуня, привлекает его внимание. Сергею приходит письмо. Дуня приглашает Сергея вечером покататься с друзьями на лодке, но Сергей отказывается. В письме сообщается, что завтра приедет кто-то из его товарищей, ему дадут задание, выполняя которое он должен будет погибнуть.

На следующий день к Сергею приезжает товарищ Валерьян. Он привозит бомбу. Видя, что за Дуней ухаживает молодой человек, Сергей колеблется и отказывается от участия в террористическом акте. Валерьян уезжает, предупреждая Сергея, что делать с бомбой пусть решает сам.

После вечера проведённого с Дуней, Сергей взрывает бомбу в лесу. Красивая девушка, увлекающаяся поэзией, Валерьян, взрыв - все перемешалось в его голове. Завтра он уедет и начнёт новую неясную жизнь.

В народных сказках присутствует множество волшебных предметов: ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец, шапка-невидимка, клубочек, выступающий в роли навигатора. От некоторых из них не отказались бы и современные люди. Любая хозяйка обрадовалась бы, например, скатерти-самобранке. Не надо идти в магазин за продуктами, стоять у плиты. Расстелил ее на стол - и обед готов. В каких сказках есть скатерть-самобранка? Какой глубокий смысл скрывается за этим символом изобилия? Давайте разбираться.

С катерть-самобранка: в какой сказке встречается впервые?

Во многих легендах Европы фигурируют волшебные предметы, способные быстро и вкусно накормить своего хозяина. В античных мифах эту функцию выполнял рог изобилия, принадлежащий богам. Он наполнен цветами и плодами. У братьев Гримм есть история о горшочке, варящем сладкую кашу. В какой сказке название "скатерть-самобранка" употребляется впервые, невозможно сказать. Но она стала еще одним символом богатства.

Слово самобранка имеет два корня: "сам" и "бран". Последний из них можно трактовать двояко. Возможно, он произошел от слова "брать". Или связан с понятием "браная скатерть". Так на Руси называли нарядную, узорчатую ткань, которой накрывали столы для пиршеств. Впервые упоминание о ней мы встречаем в летописях 12-го века.

Мечта о легкой жизни или подарок из мира мертвых?

Жизнь русского крестьянина была тяжела. С рассвета люди работали в поле, ухаживали за домашней скотиной, топили печи, готовили пищу. Не было отопления, водопровода, стиральных машин, пылесосов и микроволновок. Возможно, скатерть-самобранка - это мечта об устройствах, облегчающих труд домашних хозяек? Когда не надо месить тесто, стоять у плиты, убирать со стола?

Другую версию выдвинул русский фольклорист В. Я. Пропп. Он считает, что скатерть-самобранка - явление из загробного мира. Ее дарят герою, когда он испытывает сильный голод, т. е. находится на пороге смерти. Волшебный предмет символизирует переход в мир иной, где человеку воздается по делам его. Добрый персонаж может отдохнуть от трудов и наслаждаться вкусными яствами. Злой остается ни с чем.

Чтобы понять, какая из этих версий верна, вспомним, в каких сказках есть скатерть-самобранка. Проанализировав их содержание, мы сможем прийти к правильному выводу.

Какие события происходят в сказке "Скатерть-самобранка"?

Этот волшебный предмет можно найти в русском, немецком и французском фольклоре. При попытке припомнить, в какой сказке встречается название "скатерть-самобранка", первой на ум приходит история, которая так и называется. В ней говорится о трех братьях, которые отправились искать счастье и набрели на гору драгоценных камней. Двое старших набили полные карманы и отправились домой. А младший брат последовал дальше, совершая по дороге добрые дела и получая за них скатерть-самобранку, ранец с ротой солдат и волшебный рог.

По возвращении домой он при помощи подарков смог жениться на дочери царя, но та оказалась жадной, выкрала ранец с солдатами и велела им заковать мужа в темницу. Спасли парня старики, которым он помог в первой части сказки "Скатерть-самобранка", и волшебный рог. В итоге добрый герой вместе со своими спасителями ушел от нечестных людей куда глаза глядят.

Сюжеты других сказок

Продолжим вспоминать, в каких сказках есть скатерть-самобранка. В истории про двух Иванов бедняк, семья которого голодает, обращается за помощью к жадному богачу. Тот дарует ему горсть муки, блюдце киселя и вчерашние щи. Но по дороге домой Ветер, Солнце и Мороз уничтожают драгоценную ношу. В качестве возмещения ущерба они преподносят пострадавшему волшебные предметы, в том числе скатерть-самобранку. Но богач обманом забирает их. Так продолжается до тех пор, пока у бедного Ивана не оказывается сума с дубинками. Жадный тезка получает по заслугам.

Похожие сюжеты встречаются в сказках "Скатерть-самобранка, кошелек и двое из сумы", "Столик-сам-накройся, золотой осел и дубина из мешка". В них идет речь о восстановлении справедливости. Есть этот волшебный предмет и в сказках "Королевич и его дядька", "О богатыре Иване-Царевиче и его супружнице Царь-девице".

Страх перед голодом

Во всех сказках герои радуются удачному приобретению. Однако их мало волнует, что скатерть-самобранка облегчает процесс готовки. Важнее становится уверенность в сытом будущем. Крестьянин всегда боялся голода. Даже самый трудолюбивый и обеспеченный хозяин мог оказаться у разбитого корыта из-за набегов врага или неурожая.

Скатерть-самобранка - гарантия того, что в самый голодный год на столе будет еда. Обладание этим чудом дарит герою уверенность в завтрашнем дне.

Справедливая награда

Вспомнив, в каких сказках есть скатерть-самобранка, обратим внимание и на схожесть их сюжетов. Этот предмет достается добрым, умным, отзывчивым героям. Чаще всего это подарок за бескорыстную помощь, хотя иногда его получают при помощи хитрости. Скатерть-самобранка спасает от голода в тот момент, когда человек испытывает нужду. Добрый герой щедр, он приглашает отобедать с собой каждого встречного.

За это его ждет расплата. Как правило, скатерть-самобранку крадет жадный человек. Но счастье, полученное обманным путем, быстро уходит. Так или иначе, но алчного героя ждет справедливое возмездие, а волшебный предмет возвращается к законному владельцу.

В. Я. Пропп увидел за этим сюжетом рассказ о загробном мире, где каждому воздается по заслугам. В некоторых русских сказках действительно присутствует царство мертвых, метафорическим олицетворением которого выступают Кощей, Баба-яга с костяной ногой. Но в данном случае мы не видим ничего подобного.

Сказки о скатерти-самобранке учат нас быть честными, трудолюбивыми и отзывчивыми. Тогда, даже оказавшись в беде, мы получим помощь от самой Вселенной. Это произойдет уже в этой жизни, где есть место чудесам и добрым людям. Счастье же, обретенное нечестным путем, быстро разрушается. Русский народ мудр, и в который раз призывает нас не отчаиваться, верить в добро и отказаться от зла.



Просмотров