Композиционная роль лирических отступлений. Сборник идеальных эссе по обществознанию С5.3 В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского района Республики Мордовия


Контрольная работа

по литературе для 11 класса

(в 2-х вариантах)


Подготовила

учитель русского языка и литературы

Данилина Галина Олеговна

2013 год

Вариант 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

Часть 1.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой!

Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»

А1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека».

А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова

А3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории

А4. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?

А5. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?

Часть 2.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А. Фет

В1. «Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река...»

Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым облака»?

В3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

В5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер»?

Часть 3.

Литература 11 класс

Вариант 2. Прочитайте текст. Выполните задания.

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» - и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

- Как же вы сюда попали? - повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. - Ведь балконные-то решётки на замках?

- Решётки-то на замках, - подтвердил "гость, - но Прасковья Федоровна - милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

- Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? - заинтересовался Иван.

- Сидим, - ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

- Да... - тут гость встревожился, - но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

- Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, - мужественно признался преображённый поэт.

- Основание? - строго спросил гость.

- Да, признаться, без основания, - сконфузившись, ответил Иван.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

- Профессия?

- Поэт, - почему-то неохотно признался Иван.

Пришедший огорчился.

- Ох, как мне не везёт! - воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: - А как ваша фамилия?

- Бездомный.

- Эх, эх... - сказал гость, морщась.

- А вам, что же, мои стихи не нравятся? - с любопытством спросил Иван.

- Ужасно не нравятся.

- А вы какие читали?

- Никаких я ваших стихов не читал! - нервно воскликнул посетитель.

- А как же вы говорите?

- Ну, что ж тут такого, - ответил гость, - как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

- Чудовищны! - вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

- Не пишите больше! - попросил пришедший умоляюще.

- Обещаю и клянусь! - торжественно произнёс Иван.

Клятву скрепили рукопожатием...

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А 1.Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

А 2. Глава, из которой взят фрагмент, называется «Явление героя». Какое прозвище носил этот герой?

А 3. «Я хочу, чтобы ………. перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка». За кого просит Маргарита, поменяв своё заветное желание на просьбу о прекращении издевательства? Запишите имя этого персонажа, пропущенное в тексте.

А 4. В начале приведенного фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

А 5. Слова Воланда «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут!» стали крылатыми. Как называется оригинальная авторская мысль, облеченная в краткую, запоминающуюся форму, ставшая крылатой?

Часть2.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

С. А. Есенин, 1925

В1.Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина.

В2.Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединённые общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.

В3. Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности («клён заледенелый» , «под метелью белой»)?

В 4.Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («Утонул в сугробе, приморозил ногу»).

В 5. Как называется речь главного героя, обращенная к самому себе или к другим, но не зависящая от реплик?

Часть 3.

Напишите ответ на вопрос: « В чем, по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)

Ответы.

Вариант 1.

Вариант 2.

Использованная литература.

    КИМ ЕГЭ по литературе 2010-2013 гг. Москва «Просвещение».

    Литература 11 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений. Под редакцией В.П.Журавлева. Москва «Просвещение», 2012 год.

Демонстрационный вариант (IV)

(ответы в конце теста)

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.
Гаев. Извините, какая чепуха!
Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.
Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад...
Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.
Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.
Гаев. И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад.
Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.
Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...
Гаев. Помолчи, Фирс.
Фирс. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...
Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?
Фирс. Забыли. Никто не помнит.
Пищик (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?
Любовь Андреевна. Крокодилов ела.
Пищик. Вы подумайте...
Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...
Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!

(А.П.Чехов, "Вишнёвый сад")

1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и принципы которого нашли своё отражение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

3. Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

4. Укажите фамилию персонажа, внутренне не подключённого к обсуждаемой героями проблеме и вызывающего соответствующую реакцию Любови Андреевны.

5. Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

7. В основе спора о судьбе имения и сада лежит острое столкновение позиций, предопределяющее финал пьесы. Укажите термин, которым обозначается подобное противоречие, движущее сюжет к развязке.

8. Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («…дышит полдень…»).

ПОЛДЕНЬ
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

9. К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

10. Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?

11. Как называются образные определения, служащие выразительно-изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

12. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

№ вопроса

Ответы

№ вопроса

Ответы

конфликт

олицетворение

сравнение

Пищик или Симеонов-Пищик

анафора или единоначатие

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 - не более 2 часов, на часть 3 - 2 часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста: фрагмента эпического, лироэпического или драматического произведения, а также лирического произведения. Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.


  • Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слóва или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), требующие написания ответа в объёме 5-10 предложений.

  • Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3-С4) в объёме 5-10 предложений.Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.

Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

  • Приступая к выполнению задания части 3, выберите один из трёх предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов).

За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности задания можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев. Извините, какая чепуха!

Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад...

Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.

Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Гаев. И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад.

Лопахин (взглянув на часы ). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.

Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...

Гаев. Помолчи, Фирс.

Фирс. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...

Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?

Фирс. Забыли. Никто не помнит.

Пищик (Любови Андреевне ). Что в Париже? Как? Ели лягушек?

Любовь Андреевна. Крокодилов ела.

Пищик. Вы подумайте...

Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...

Гаев озмущаясь ). Какая чепуха!

(А.П.Чехов, "Вишнёвый сад")

Ответом к заданиям В1-В7 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё отражение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

В3 Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Ответ:_______________

В4 Укажите фамилию персонажа, внутренне не подключённого к обсуждаемой героями проблеме и вызывающего соответствующую реакцию Любови Андреевны.

Ответ:_______________

В5 Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

Ответ:________________

В6 Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Гаев (возмущаясь) и т. п.)?

Ответ:________________

В7 В основе спора о судьбе имения и сада лежит столкновение позиций, мнений. Укажите термин, которым обозначается подобное столкновение, лежащее в основе сюжета.

Ответ:________________

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С1 Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?

С2 В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чём эти произведения можно сопоставить с «Вишнёвым садом»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг. )

Ответом к заданиям В8-В12 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В8 Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («... дышит полдень...»).

Ответ:________________

В9 К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

Ответ:_________________

В10 Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река... ?

Ответ:_________________

В11 Как называются образные определения, служащие выразительно- изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

Ответ: _________________

B12 Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

Ответ:__________________

Для выполнения заданий СЗ и С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С3 Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевлённости природы?

С4 Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чём стихотворение Ф.П. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2-3 примера.)

ЧАСТЬ 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. Ответ записывайте четко и разборчиво.

С5.1 Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

С5.2 Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3 В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И. Цветаевой?

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

За правильный ответ на задания В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

№ задания

Ответ

Пищик<или>Симеонов-Пищик

конфликт

олицетворение<или>метафора

сравнение

анафора<или>единоначатие

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «X», а не «0».

Оценка выполнения заданий С1 и СЗ

Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют;

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений,
и/или частично подменяет рассуждения пересказом текста,
и/или допускает фактическую ошибку;

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом,
и/или допускает 2 фактические ошибки;

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос,

и/или подменяет рассуждения пересказом текста,
и/или допускает 3 фактические ошибки и более.

Максимальный балл

Оценка выполнения заданий С2, С4

Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5-10 предложений). Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме).

Точность и полнота ответа

Баллы

экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, приводит не менее двух позиций сопоставления

экзаменуемый отвечает на вопрос, приводит две позиции сопоставления (указывает произведения и авторов), для одной из которых даёт развёрнутое аргументированное обоснование;
и/или допускает 1 фактическую ошибку;

экзаменуемый отвечает на вопрос, приводит две позиции сопоставления, ни для одной из них не давая развёрнутого аргументированного обоснования или не давая обоснования;
или приводит одну позицию сопоставления и даёт для неё аргументированное обоснование;
и/или допускает 2-3 фактические ошибки;

экзаменуемый не отвечает на вопрос,
или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей;
или приводит одну позицию сопоставления без обоснования; и/или допускает более 3 фактических ошибок.

Максимальный балл

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение заданий части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется «0» баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, по второй позиции - в колонку 6, по третьей - в колонку 7, по четвёртой - в колонку 8, по пятой - в колонку 9.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов и более предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;
формулирует своё мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения;
фактические ошибки отсутствуют;

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не во всех случаях подкрепляя суждения необходимыми доводами и выводами,
и/или допускает 1-2 фактические ошибки;

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо,
и/или допускает 3-4 фактические ошибки;

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе,
и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей,
и/или допускает 5 и более фактических ошибок.

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретике-литературными знаниями, проявляющийся в уместном применении соответствующих литературоведческих терминов при анализе литературного материала и объяснении функций тех или иных литературных приёмов;

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретике-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала, не объясняет функциональную роль тех или иных литературных приёмов;

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала;

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала.

3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.);

б) текст привлекается достаточно разносторонне, но не всегда целесообразно и обоснованно,
и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом;

в) текст привлекается только как пересказ изображённого, без необходимого комментария;

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются.

4. Последовательность и логичность изложения

Баллы

а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов;

б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания;

в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе;

г) грубые нарушения последовательности, необоснованные повторения, отсутствие связи между частями и внутри частей,
и/или общей логики высказывания.

5. Следование нормам речи

Баллы

а) допустима 1 речевая ошибка;

б) допущены 2-3 речевые ошибки;

в) допущены 4 речевые ошибки;

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

Максимальный балл

Лирические отступления

связанные с сюжетом прямо не связанные с сюжетом
Функции: - переход от одного повествовательного плана к другому; - приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью); - обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования
Могут состоять из одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру »), из нескольких строф (прощание с читателем)
Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д.
С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень - «довольно скучная пора», весна - грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов
I В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. II Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... III Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. Согретый вдохновенья богом, Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег И все оттенки зимних нег; {27} Он вас пленит, я в том уверен, Рисуя в пламенных стихах Прогулки тайные в санях; Но я бороться не намерен Ни с ним покамест, ни с тобой, Певец финляндки молодой! {28} IV Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».


В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.

В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?

С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

В1. Роман в стихах

В2. Реализм

В3. Онегинская

В4. Пейзаж

В5. Эпитеты

В6. Ларина

Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,-
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

XV
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,-
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

XVI
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». )

B1 . Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.

ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?

B4 . В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?

B5 . Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

B6. Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

B7 . Каким размером написан «Евгений Онегин»?

С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?


B2 роман в стихах

B5 антитеза


"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?

В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?

В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?

В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?

В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?

В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, А.С.Пушкин разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует А.С.Пушкин в выделенном обороте.

С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?

В1. Роман в стихах

В2. Зарецкий

В3. Сон Татьяны

В4. Элегия

В5. Лирическим отступлением

В6. Метафора

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1

А) Почему в изображении дуэли столь большое место А.СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?

Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям А.С.Пушкин использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2

А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.

Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?

Вот пистолеты уж блеснули.

Гремит о шомпол молоток.

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё. За ближний пень

Становится Гильо смущённый,

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развёл по крайний след,

И каждый взял свой пистолет

"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?

В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.

В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина.

В5. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?

В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,

«Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).

В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гр емит о шомпол мол оток.//В гр анёный ствол уходят пул и…»)?

С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?

С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?

В1. Кульминация

В3. Реализм

В4. Роман в стихах

В5. Строфа

В6. Анафора

В7. Аллитерация


Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Все это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Что он опаснейший чудак.

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, -

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

"Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с". Таков был общий глас.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.


(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Укажите жанр произведения.

В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

В3. Откуда герой прибыл в деревню?

В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:

«…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?

В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный ,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».

Как называется этот изобразительный и композиционный приём?

С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях

Пушкина герой – модой дворянин?

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют: вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».

В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

В3. Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».

В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?

В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?

В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?

В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

В1. Реализм

В2. Роман в стихах

В3. Сравнение

В4. Лирическое

В5. Риторические

В6. Эпитет

В7. Онегинская строфа

Укажите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и принципы которого нашли своё воплощение в «Станционном смотрителе».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдаёт ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут - колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.

(А.С. Пушкин, «Станционный смотритель»)

Укажите род литературы, к которому относится данное произведение А. С. Пушкина.

Пояснение.

Эпос - род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях в пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности.

Ответ: эпос|эпический.

Ответ: эпос|эпический

Пояснение.

«Станционный смотритель» входит в состав цикла «Повести Белкина», поэтому сам Пушкин определил свое произведение как повесть.

Повесть - прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, характеризующийся хроникальным сюжетом, воспроизводящим естественное течение жизни.

Ответ: повесть.

Ответ: повесть

Фрагмент начинается с вопросов, в которых содержится ответ. Как называются такие вопросы?

Пояснение.

Вопросы, не требующие ответов, называются риторическими.

Ответ: риторические.

Ответ: риторические|риторический

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

Установим соответствия:

А) М. Ю. Лермонтов − 4) «Герой нашего времени»

Б) Н. В. Гоголь − 3) «Мёртвые души»

В) М. А. Булгаков − 2) «Мастер и Маргарита»

Ответ: 432.

Ответ: 432

Приведённый фрагмент «Станционного смотрителя» предшествует повествованию о судьбе Самсона Вырина и его дочери. Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?

Пояснение.

Последовательность событий в художественном произведении называется сюжетом.

Ответ: сюжет

Ответ: сюжет

Пояснение.

Ирония − скрытая насмешка.

Ответ: ирония

Ответ: ирония

Как вступительная часть произведения подготавливает читательское восприятие главного персонажа – станционного смотрителя Самсона Вырина?

Пояснение.

В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» автор обращается к теме «маленького человека». Рассказывая во вступительной части об участи всех станционных смотрителей, Пушкин даёт понять, насколько тяжела судьба этого «сущего мученика четырнадцатого класса», каковым является и его герой. Станционный смотритель часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всех бедах и грехах, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. Таким образом, вступительная часть подготавливает читателя к восприятию образа «маленького человека», к которому сам автор питает явное сочувствие и симпатию, пробуждает сострадание к герою, нацеливает на вдумчивый анализ событий повести.

Незаметнее мухи живёт Акакий Башмачкин, даже смерть которого сослуживцы не сразу замечают. Герой Гоголя вызывает чувство жалости и протеста против существовавшей несправедливости. Разве можно так жить, чтобы мечтать только о шинели и суметь осуществить свою мечту только ценой практически полного отказа от всего самого лучшего в жизни? Схожие чувства испытывает читатель: и Башмачкина, и Вырина хочется пожалеть и защитить.

Новое звучание тема «маленького человека» получила в творчестве Чехова. Чеховский Червяков - чиновник не по роду службы или должности, а по натуре. Это еще более жалкий человек, нежели герои Пушкина и Гоголя. Червяков умер оттого, что не был понят и удовлетворен в совсем ином праве - праве на пресмыкательство. И тут уже не только жалость вызывает этот герой, но и брезгливость: как можно до такой степени потерять себя, как можно превратится в такое ничтожное существо?

Таким образом, тема «маленького человека», поднятая Пушкиным, нашла свое продолжение в русской литературе. В раскрытии темы у разных писателей много общего, но есть и различия, которые мы смогли проследить на примере приведённых выше произведений.

Пояснение.

Реализм − правдивое изображение жизни; изображение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс).

Ответ: реализм

Ответ: реализм



Просмотров