Проект по географии география литературе. Литературная география

Михайлов И.Е.,
выпускник профессиональной переподготовки МИОО 2006 года по направлению «География»,
автор практико-ориентированных книг и статей по методике преподавания биологии и географии в средней школе

В 2016 году Российское географическое общество призвало школьников из разных регионов России принять участие в проекте Школьной географической экспедиции «Литературная география». Активное вовлечение школьников в изучение литературных мест родной страны должно было способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма молодёжи.

В ходе полевых экспедиций школьники

  • знакомились с литературными местами своего региона,
  • провели исследовательские работы по оценке сохранности объектов культурного наследия, связанных с жизнью и деятельностью русских писателей и поэтов,
  • выявили основные изменения природной и социальной среды региона по сравнению с эпохой, описанной в литературных произведениях,
  • школьники узнали новые для них имена писателей и поэтов, их быт в соответствующую временную эпоху, условия творчества тех лет.

Произошла привязка известных школьникам литературных произведений к конкретной местности.
Большое значение в географической науке имеют камеральные исследования, проводимые до и после географической экспедиции. В практике литературной географии — это чтение художественных и очерковых книг, поиск в них географического содержания, его анализ и синтез. Этот этап в литературной географии является чуть ли не главным, так как без него нет полноценного полевого этапа. Учителя географии разрабатывают и используют разнообразные вопросы и задания, в том числе творческого характера. Многочисленные разработки публикуются в научно-методических журналах нашей страны, выставляются в Сети.
Литературная география находится в интеграционном ряду взаимодействия географии с другими школьными дисциплинами. Её методические задачи являются общими для дидактики в целом и имеют свои специфические особенности. Вопросы и задания по литературной географии широко используются в школьной олимпиадной практике .
Средствами литературной географии на знакомом литературном материале отрабатываются трудные темы курса географии. Художественные книги и очерки конкретизируют качественно новый для учащихся географический материал для его лучшего осмысления и усвоения. Художественная литература разряжает атмосферу контрольного урока, способствует формированию внимательности при ответе на вопросы, даёт новые знания, приближает географический материал урока к жизни, делает его более прозрачным, «не по учебнику». Литературные фрагменты на уроке географии выступают иллюстраторами географического содержания. Они делают его наглядным, доступным и хорошо запоминающимся. Художественный и очерковый литературный материал способствует формированию патриотических чувств учащихся, становится лирическим отступлением, выступает иллюстратором закономерностей развития живой природы, человечества и Земли в целом.
В методике и практике литературной географии мы попытались выделить несколько блоков.

Блок 1. Формирование географического образа территории
Художественные и очерковые тексты выступают иллюстраторами, позволяющими живописать образы пространства. При этом географический сюжет в художественных произведениях фигурирует в двух видах — обобщённом и конкретном. У многих поэтов и писателей можно найти стихи о временах года и времени суток, о лесе, реке, ручье, ветре, море, деревнях с маковками церквей, полях с лесными перелесками. В другом варианте территориальная привязанность художественного произведения обеспечивает узнаваемость описываемых в нем мест.

Блок 2. Географический анализ художественного текста
Используя при чтении художественных произведений готовые географические знания, можно более детально и вдумчиво подойти к чтению книг, более полно понять географические реалии читаемой художественной литературы. Художественные тексты дают учащимся дополнительный стимул к получению субъективно новой для них географической информации. Географические знания формируются непосредственно из художественного фрагмента и в процессе работы с дополнительными источниками информации по вопросам и заданиям.

Блок 3. Анализ географического пространства художественной книги
Важная задача литературной географии — научить видеть в художественной книге географическое пространство: «А где все это происходит?» Только введя школьника в географическое пространство художественного произведения, можно ожидать от него адекватного отклика на прочитанное. К сожалению, обыденна ситуация, когда в школе преподают и географию, и литературу, проводят междисциплинарную интеграцию, а школьник берёт в руки очередную книгу и снова не понимает, где развивается действие. С помощью литературной географии учитель помогает входить в географическое пространство читаемых художественных книг.

Блок 4. Познание географического прошлого территории посредством исторической географии, и наоборот
В художественных книгах школьники находят артефакты, которые становятся отправной точкой их историко-географического исследования. А отталкиваясь от следов человека на Земле, входят в её географическую плоскость. Школьники выходят в Сеть как в библиотеку, полную интересной, но порой противоречивой информации, в которой им ещё предстоит разобраться, сформировав собственное представление о планете.

В наши дни литературная география выходит из академических стен и находит отклик у взрослого населения. По мнению исследователя Н.Горбунова, художественная литература есть творческое отражение человеческой жизни, в том числе, и множества существующих в реальности географических мест. Иногда эти места явно угадываются, а иногда их история требует тщательного географического расследования. Есть места, которые у каждого на слуху, например, Патриаршие пруды в Москве. Но в художественной литературе много малоизвестных или совсем неизвестных топонимов. Откуда писатели их берут? Вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, упоминаемых в книгах, существует в действительности? Это становится мотивацией и отправной точкой литературно-географического путешествия. Интересно знать, побывал ли там автор лично или, может быть, он только читал или слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке. Эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить. Литературные географы стараются воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом.

Идея путешествия по местам из художественных книг отнюдь не нова:

  • в Москве прокатиться от подвала Мастера (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») до особняка Маргариты и затем до «нехорошей квартиры», где жил сам писатель, можно с экскурсоводом даже ночью;
  • в Петербурге организуют экскурсии по местам романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Идея литературно-географических путешествий, вдохновлённых литературой, нашла воплощение в рамках сетевых проектов «Педаль сцепления с реальностью», «Литературная география как многомерная работа с текстом» и «По тексту без визы».

В заключение приведём небольшой перечень книг для камеральных литературно-географических исследований школьников:

  • найти следы Нильса Хольгерссона, а заодно изучить Швецию можно с путевыми заметками Г.Х.Андерсена «В Швеции», книгой Т.А.Чесноковой «Литературная карта Швеции». Ещё одна книга Т.А.Чесноковой «Стокгольм времён А.Линдгрен» станет находкой юному литературному географу;
  • книга Н.Горбунова «Дом на хвосте паровоза» полезна школьникам как путеводитель по Европе в сказках Х.К.Андерсена; в ней юные литературные географы найдут сказки с подробными Google-картами и виртуальными маршрутами, литературные путешествия по Дании, Германии, Италии, Швейцарии, Норвегии, Испании;
  • обращение через историческую географию к литературной географии и наоборот будет возможно посредством книг «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» Д.Дефо и «Из Сибири» А.П.Чехова;
  • вместе с автором книги «Магическая Прага» А.М.Рипеллино школьники могут блуждать по мрачным лабиринтам Праги и страницам книг чешско- и немецкоязычных писателей и поэтов;
  • бродить по Лондону в компании главной героини романа «Миссис Дэллоуэй» В.Вульф возможно понравится не меньше, чем по полям и лесам,
  • книга С.В.Грохотова «Шуман и окрестности» отнесёт школьников к музыкально-литературной географии. Она расскажет, как жили в те времена, когда великий немецкий композитор Р.Шуман создавал свой нотный «Альбом для юношества». Книга эта не только яркий культурно-географический портрет эпохи. Здесь слышен голос немецкой истории, угадываются черты национального характера;
  • Книги Т.Северина «По пути Синдбада», «По следам Марко Поло», «Дорогами Чингисхана», «По пути Ясона», «Экспедиция «Улисс» помогут школьникам пройти по пути их знаменитых персонажей,
  • школьные литературно-географические прогулки по Риму позволят совершить книги «Камо грядеши», Г.Сенкевича, «Ангелы и Демоны» Д.Брауна, «Прогулки по Риму» Ф.Стендаля, «Шпана» П.П.Пазолини, «Бич божий» Е.И.Замятина;
  • по Берлину школьники смогут путешествовать с книгами «Берлин и окрестности» Й.Рота, «Дар» В.В.Набокова и «Верноподданный» Г.Манна,
  • о природно-культурном регионе Северный Кавказ, его природе, быте и нравах юные литературные географы узнают из книг «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Казаки» Л.Н.Толстого,
  • познать географию места в конкретный временной промежуток им помогут сборники стихов Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова, И.С.Никитина, других русских поэтов этого времени,
  • соотнести биографию поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в их географической ипостаси можно с небольшими томиками их стихов в руках,
  • книги «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова и «Приключения капитана Врунгеля» А.С.Некрасова направят школьников к географии пути в художественной литературе,
  • пройтись по местам Обороны Севастополя поможет книга «Граната (Остров капитана Гая)» трилогии В.П.Крапивина «Острова и капитаны»,
  • книга «Зелёные берега» Г.И.Алексеева даст возможность прогуляться по Петербургу середины ХХ века и т.д.

Литературная география всё больше и больше заявляет о себе в нашей стране в последние десятилетия. Получает распространение практико-ориентированная научно-методическая литература, создаются порталы в Сети. Выйдя из недр академической науки культурной географии, она всё больше завоёвывает широкие массы. В наших силах способствовать развитию этой тенденции.

Российская государственная детская библиотека совместно с Государственным музеем истории российской литературы им. В. И. Даля, Русским географическим обществом при поддержке Министерства культуры РФ продолжает Всероссийский проект «Символы России».

В этом году проект приурочен к Году экологии и особо охраняемых территорий в РФ и проводится при информационной поддержке Министерства образования и науки РФ. Проект состоит из двух частей: Всероссийский литературно-географический конкурс «Символы России» и Всероссийская литературно-географическая олимпиада «Символы России» .
До 20 октября 2017 года в РГДБ принимаются вопросы детей о природных объектах и территориях России и их отражении в классической русской литературе. Авторитетное жюри определит лучшие вопросы.
Составители лучших вопросов получат не только дипломы и подарочные сертификаты интернет-магазина Лабиринт, но и станут авторами Всероссийской олимпиады «Символы России».
23 ноября 2017 года в каждом регионе планируется проведение Олимпиады среди школьников в двух возрастных категориях: от 8 до 10 лет и от 11 до 14 лет. Победители Олимпиады получат дипломы и книжные подарки.
Поздравляем педагогическое сообщество с профессиональным праздником! Надеемся, что литературно-географический проект «Символы России» будет поддержан Вами и Вашими коллегами из учреждений образования и культуры. Мы уверены, что его успешная реализация позволит выстроить эффективное межведомственное взаимодействие, способствующее привлечению детей к чтению и повышению интереса к природе и литературе нашей страны.

Муза странствий - Африка.

(африканская тема в поэзии Н. Гумилева ).

1. Актуальность.

2. Цели.

3. Задачи.

4. Введение

5. Практический этап.

6. Творческая работа групп.

7. Заключительный этап проекта.

8. Приложение (презентации, слайд-шоу, работы учащихся, фото и видеоматериалы)

ТИП ПРОЕКТА: интегрированный,

творческий,

исследовательский,

долгосрочный

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ : с января 2015 года

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА: 2 года

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 11г класса,

учителя-предметники

ПРОДУКТ ПРОЕКТА: сценарий урока,

презентации,

слайды-шоу

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ :1. Работа с картами

2.анкетирование учащихся

3. карточки

5. схема анализа

стихотворения

6. рисование

Актуальность проекта :

Данный проект представляет интеграцию – бинарность учебных дисциплин: географии и литературы, творческий поиск и научное исследование учащихся 11–х классов Маджалисской СОШ Кайтагского района.

Наш творческий проект состоит в изучении географической темы поэзии Николая Гумилева, научных исследований, посвященных его путешествиям по Черному континенту, письмам и личным дневникам поэта, лирическим произведениям из цикла «Шатер». Он представляет интерес для уч-ся и поможет им в подготовке к экзамену по литературе и географии в форме ЕГЭ, а также в расширении кругозора и повышении культурного статуса. Изучение биографии поэта- акмеиста Серебряного века подтолкнуло нас, авторов проекта, к желанию увидеть Африку глазами поэта и путешественника, а также к желанию привлечь учащихся к поиску и сотворчеству. Проект представляет файловые документы, разработку интегрированных уроков, презентации, видео и фотоматериалы

Он включает следующие темы по литературе и географии:

1.Африка- идеальный континент.

2.Поэт и этнограф Николай Гумилев.

3.Африка глазами поэта(сквозь призму стихотворений)

4.Вклад Гумилева в изучение Африки.

Цели проекта:

    обобщить знания по материку Африка;

    дать представление о личности Гумилева, поэта и географа, об особенностях его мироощущения;

    познакомить учащихся с "Африканским дневником поэта" и циклом стихов "Шатер";

    показать экзотическую природу Африки глазами поэта-романтика;

    через поэзию Гумилева раскрыть особенности быта, традиций и культуры народов африканского континента;познакомиться с особенностями ГП Африки, овладеть умением определять ГП, работать с разными картами. Познакомиться с причинами появления африканских мотивов в лирике Гумилева.

Задачи проекта :

    познакомить учащихся с поэзией Гумилева, посвященной Африке;

    соединить литературный образ с географическими образами и понятиями воедино, развивая эмоциональную сферу учащихся;

    развивать чувство прекрасного, творческие способности учащихся.

    Основываясь на базовых знаниях, мы изучим географическое положение Африки и историю исследования материка. Познакомимся с некоторыми удивительными особенностями природы «идеального континента».

    Развивать умения: наложения карт различной тематики, определение координат, ориентирование по карте, работы с дополнительными источниками информации.

    Воспитание таких качеств как патриотизм, коллективизм, гордость за уникальные природные объекты Земли, любовь к природе.

Оборудование:

    Карта мира физическая;

    Карта Африки физическая;

    Слайд-шоу «О! Эта Африка!»;

    Иллюстрации на доске;

    Аудио сопровождение «Звуки моря», «Африканские мотивы»;

    Персональный набор (таблица «Рекорды Африки», тестовая карточка, атлас, контур Африки, простой карандаш, авторучка, ластик, тетрадь) географические карты,

    выставка книг Н. Гумилева,

    выставка творческих работ учащихся, посвященных Африке.

В ходе проекта учащиеся разделены на две группы: литературоведы и географы.

Введение

Гумилёв - поэт географии...
Вселенную он воспринимает как живую карту... он принадлежит династии Колумба., - слова
Ю.Айхенвальда в полной мере отражают мироощущение поэта и географа. Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не Блок и Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далёкие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям. Писатель Александр Иванович Куприн сравнивал его с "дикой и гордой перелётной птицей” и утверждал: "Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, - он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте”.Эти слова - ключ к постижению сущности характера поэта, с творчеством которого мы сегодня знакомимся.Но никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Поэзия Николая Гумилёва - это целый самостоятельный мир, узнать который можно, если вчитаться, вдуматься, соотнести время и события, услышать голоса современников, понять сущность его неординарной личности.Этот человек сделал себя сам. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях. Потому на его поздних фотографиях мы видим значительное, светящееся благородством лицо. Он смог построить свою жизнь, как хотел. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий (в том числе опасных африканских), стал признанным литературным мастером, одним из создателей «Цеха поэтов» и нового литературного направления - акмеизма. Он храбро сражался на фронте в 1914 году и стал кавалером двух Георгиевских крестов, которые давались за исключительное мужество. Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.

Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел - решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: "Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

Духом этой поездки пронизана книга стихов «Шатёр». Коллекция, привезённая из Африки, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на втором месте после коллекции, собранной Миклухо-Маклаем. Она находится в Музее антропологии и этнографии.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалёка привёз,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.

Практический этап проекта.

Уч-ся разбивается на четыре творческие группы, которые работают самостоятельно в соответствии с заданиями, указанными на карточках. Важно, чтобы ребята сумели за десять минут представить яркий рассказ о поэте, прочесть и проанализировать стихи, поэтому для лучшего результата обязанности в группе необходимо распределить заранее.

ИГРА- ВИКТОРИНА « Африка»

1. Кто открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка.

2. Кто открыл новый путь в Индию.

3. Известный путешественник, проделал путь в 6354 км из Центральной Африки до западного побережья, а потом на восток материка Африка. Следующее путешествие протяженностью 1610 км, которое он предпринял по левому берегу реки Замбези. Дал описание водопада «Гремучий дым», позднее он нарек его Виктория. Около 30 лет провел в Африке, изучая ее природу.

4. Назовите потенциально активный стратовулкан на северо-востоке Танзании, высочайшая точка Африки над уровнем моря (Килиманджаро)

5. На скольких литосферных плитах находится материк. Есть ли районы столкновения с другими плитами? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

6. Огромный горный массив с цепями вокруг гор и множеством отдельных потухших вулканов. Очертания нагорья напоминают грушу, сужающую к северу. Протяженность на юг – около 1500 км, в самом широком месте ширина нагорья составляет 900 км.

7. Главный источник питания существования населения в оазисах. Дает тень, пищу, источник питания.

8. Культурное растение. Вечнозеленый кустарник, корни которого богаты крахмалом.

9. Самое удивительное растение пустыни Намиб. Называют осьминогом пустыни. Изображается на марках Намибии.

10. Назовите озеро, которое расположено в приэкваториальной области. Оно пополняется водой равномерно в течение всего года за счет постоянных дождей и полноводных рек, впадающих в него.

11. Эта река берет начало на плато Лунди, около 300 км течет по территории Анголы на запад, вдруг резко поворачивает на восток и, делая огромную петлю, заканчивает свой бег у Индийского океана, проходя от истоков до устья 2660 км.

Индивидуальные задания группе географов:

1.Определить географическое положение материка: показать Африку, крайние точки, подчеркнуть удаленность от России, проследить по карте маршруты путешествий Гумилева.

2.Работа со справочной литературой:

Используя карты атласа, энциклопедический словарь, учащиеся определяют, что Абиссиния - это второе название Эфиопского нагорья.

3.Как вы думаете, какой горной стране принадлежат эти вершины и чем объясняется наличие здесь снега?

.Практическая работа с картами атласа.

По физической карте учащиеся определяют географический объект - вулкан Килиманджаро, его высоту, а по климатической карте определяют температуру в районе вулкана. Зная об изменении температуры с высотой, проведя расчеты, объясняют наличие снегового и ледникового покрова на вершине горы.

8. Какие географические особенности Сахары как природного объекта подчеркнул Гумилев в этих строках?

(Учащиеся, используя ранее полученные знания, дают физико-географическую характеристику величайшей пустыне мира, уточняя при этом, какие особенности природы поэтически образно отобразил Гумилев.)

9. Рассматривая внутренние воды Африки, мы обратимся снова к стихам поэта - географа Гумилева. Каковы воды Африки в глазах поэта?

Задание: найти в тексте стихотворения и записать в тетрадь географические характеристики названных водных объектов.

(Самостоятельная работа учащихся)

10.Животный мир Африки богат и разнообразен, он поражает необычными животными, яркими невиданными птицами, которых не встретишь больше нигде.

Задания группе (география):

В текстах предложенных стихов найти упоминания животных, относящихся к различным природным зонам.

Индивидуальные задания группе литераторов:

1.- как описывает рельеф поэт Гумилев в стихотворениях "Абиссиния", "Судан", "Сахара"?

(Учащиеся зачитывают и комментируют отрывки названных стихотворений)

2.После первой поездки в Африку стихи Гумилева изменились - стали глубже и чище. Он стремился туда всем своим существом, потому что она одна могла залечить его раны. Особенно впечатлила поэта Сахара, " вечная слава песка". Наверное, Сахара - это олицетворение страсти и могущества. Точно и образно поэт описывает её.

3. Задания (литература):

Найти в тексте стихотворения сравнения, эпитеты. Определить цветовое и звуковое восприятие Сахары автором.

Для поэта воды Африки - это не просто жизненно необходимые объекты, но и божественная красота, которая столь же необходима человеку, чтобы быть богатым духовно. О ней-то восторженно пишет поэт.

4. Конкурс стихов.

Творческая работа уч-ся:

    Конкурс красноречия (продолжите фразу- составить высказывание на тему «Поэзия - это ….», География – это…»)

    Создание презентации про пустыни и озера Африки

    Создание клипа про животный мир Африки.

    Создание клипа по стихотворениям «Жираф», «Носорог», «Красное море».

    Защита рефератов по географическому положению Африки и по биографии поэта.

    Конкурс рисунков по фауне и флоре Африки и создание иллюстраций к стихотворениям Гумилёва.

    Конкурс чтецов с элементами инсценировки.

    Конкурс сочинений по стихам.

    Викторины и игры об Африке

    Анализ стихов.

Заключительный этап проекта.

В ходе работы над проектом мы убедились в том, что Гумилёв был не только замечательным поэтом, но и любознательным путешественником, возглавлявшим экспедиции в Африку. Мир поэзии Гумилёва удивительно красочен. Поэт обладал не только чуткой поэтической душой, богатым воображением, но и к тому же был замечательным мастером, виртуозно владевшим всеми приёмами стихосложения. Поэт, путешественник, географ, этнограф: Его творчество позволило нам более образно взглянуть на природу этого удивительного континента, увидеть мир глазами поэта-романтика, отмечающего красочность и неповторимость всего, что встречалось ему во время путешествия в Африку. Действительно, "Гумилев - поэт географии: вселенную он воспринимает как живую карту:он принадлежит к династии Колумба". Во время путешествий по Африке Гумилев в своих стихах описывал интересные живописные места, мимо которых он проезжал, животных, которых ему доводилось видеть, показал удивительный животный и растительный мир африканского континента. Можно сделать вывод: что экзотическое в творчестве Гумилева было не просто фиксацией мимолетных впечатлений, которых было предостаточно: охота на диких животных, ежедневный риск, реки, кишащие крокодилами, что все это было источником вдохновения поэта, но носило и исследовательский характер. Экспедиция в Африку были организована Академией наук, с целью изучения и жизни и быта неисследованных племен, составления коллекций предметов африканского быта.Все эти предметы можно увидеть в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.

_______________________________________________________

Художественная литература ­­– это творческое отражение человеческой жизни, в том числе и множества существующих в реальности мест. Какое трепетное чувство восторга вызывают строки произведения, в которых мы находим название нашего города с точным указанием улицы или какого-нибудь известного дома!

Есть места, которые у каждого на слуху: например, Патриаршие пруды или Зимний дворец, Петропавловская крепость или Дом Грибоедова. О них много сказано и написано, но интерес к ним всё равно не ослабевает. Но сколько в литературе малоизвестных или совсем неизвестных топонимов? Откуда писатели их берут? Может, они их просто выдумали? Но ведь наша жизнь полна тайн: а вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, изображённых в книгах, существует в действительности? Ведь это значит, что есть люди, которые живут от них неподалеку или помнят, как они выглядят!

Конечно, жителям столиц и больших городов удаётся намного чаще встретить в произведении места, которые действительно существуют – более того, находятся где-то по соседству. Но и другие населенные пункты нередко попадали на страницы книг. Главное, что они реальны, узнаваемы и имеют свою историю. Интересно знать, побывал ли там автор лично – или, может быть, он только читал или слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке... Тем не менее эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить. Мы предлагаем и вам погрузиться в этот загадочный мир.

Для начала необходимо определиться с тем, что вы будете исследовать. За основу можно взять какое-либо сооружение, дом, улицу, мост, площадь, тюрьму – что угодно, что существует на самом деле или угадывается под другим названием. Определившись с автором и произведением, вы выписываете отрывок (или отрывки, если в этом тексте есть несколько описаний изучаемого объекта), а дальше начинается наше расследование!

В какой период творил автор? Насколько достоверно изображено в его произведении изучаемое место? Вы можете воссоздать его историю благодаря таким источникам информации, как иллюстрации к тексту, старые фотографии, архивные записи, заметки в научно-популярных журналах и многое другое.

Вы постараетесь воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом. Проследите все изменения, которые произошли со времени описания, наведите справки в архиве или библиотеке – вдруг попадётся старая фотография или какие-то интересные записи – и расскажите всем о своих научных открытиях.

В заключение обязательно сфотографируйте исследуемый объект – его современное состояние очень важно для исследования. Если самостоятельно сделать фото по какой-то причине невозможно, можете взять снимок из интернета, только не забудьте его подписать.

Может случиться так, что об одном и том же месте будет заполнено несколько анкет. Это просто замечательно – такой подход придаст нашему научному исследованию достоверности.



Просмотров