Тайна исчезновения крупнейшей выставки соцреализма. Тайна исчезновения крупнейшей выставки соцреализма Награды и премии

В. Орешников. №425. Манёвры // Художественная выставка «15 лет РККА». Живопись, графика, скульптура, текстиль, декоративное искусство, искусство Палеха и Мстёры. [Каталог]. М., Всекохудожник; Типография газеты «Правда». Москва, ул. Горького, 51; 1933, с.172 (…В отношении тематики [выставки «15 лет РККА»] было всемерно усилено количество тем современной Краcной армии и флота [и] созданы самостоятельные отделы, посвящённые В.И. Ленину, И.В. Сталину и К.Е. Ворошилову… Два изогиганта «Выставка 15 лет РККА» и «Художники РСФСР за 15 лет» свидетельствуют, что художественным центром мира становится Москва… Стр. XXIV, XXV, XXIX)

Орешников, В.М. №356. Манёвры // Художественная выставка XV лет РККА. Живопись, скульптура, графика. 1933 - 1934. Ленинград. Русский музей. [Каталог]. Л., ЛОССХИЗО, 1933 (…Настоящая выставка, организованная Реввоенсоветом СССР, является третьей по счёту: первая была устроена в связи с 5-летием Красной Армии, вторая – приурочена к 10-летию… Организованная первоначально в Москве, выставка ныне перенесена в Ленинград и развёрнута в залах Этнографического отдела Гос. Русского Музея… c.18)

А.Г. Петрицкий, В.М. Мидлер, М.Г. Дерегус, В.И. Касьян, И.Н. Шульга и др. (Члены Комитета содействия выставке в Харькове). Художественная выставка 15 лет РККА. Живопись, графика, скульптура. Дом Красной Армии. им. К.Е. Ворошилова. [Каталог]. Харьков, 1935

Орешников, Виктор Михайлович (р. 1904 г.). №287. Начальник политотдела МТС на вспашке (1934) // Гинзбург И.В. (вст. ст.). Каталог первой выставки ленинградских художников. Л., ГРМ; Типография «Советский печатник». Ленинград, Моховая, 40; 1935, c.29 (…Огромный груз непережитого формализма и экспрессионизма тяготел над многими и стоял препятствием на пути живописного овладения советской действительностью… Система заказов [Ленсоветом] послужили и будут служить серьёзным стимулом на пути перестройки ленинградского изоискусства… Показательным свидетельством этого поворота [овладения советской действительностью] служат портреты лучшего большевика и друга ленинградского искусства С.М. Кирова… c.3, 4, 6)

Коллектив профессоров, педагогов и студентов Академии художеств на перроне: М.И. Рославлев, Е.И. Катонин, М.Д. Бернштейн, А.И. Сегал, В.М. Орешников, Р.Р. Френц, А.Д. Зайцев (фото ) // Ленинградская правда. Вып.172. Л., 20 июля 1944, с.4

Орешников В.М. №229. Портрет лауреата Сталинской премии балерины Г.С. Улановой. 1942 // М. Хиенинсон (авт.-сост.), Б. Семёнов (худ. обл.). Художественная выставка «Урал – кузница оружия». Каталог. Свердловск, Управление по делам искусств при СНК РСФСР, Свердловское областное государственное издательство, 1944, с.19

Орешников В.М. // Бродский И.А. (ред.). Выставка произведений ленинградских художников: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационная живопись. Л., Ленинградское отделение художественного фонда, ЛОСХ, 1948, c.11

Отчётная выставка произведений живописи, скульптуры и графики за 1947 – 1948 гг. Каталог. Л., Ленинградское Товарищество Художников «ЛЕНИЗО», Типогр. ЛенВО, 1949 (…Основанное в 1930 году, Товарищество в данное время насчитывает в своих рядах 350 художников… с.1)

А. Каганович. Виктор Михайлович Орешников [творчество]. М.-Л., Искусство, тип. им. Володарского в Лгр., Советские художники, 5 000 экз., 1 р. 50 к., 1950

В.М. Шведова (сост.). Выставка произведений ленинградских художников [в Государственном Русском музее]. Каталог. Л., Лениздат, 1952

Болотова А.И., Галушкина А.С., Захарова Д.В. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1948 – 1953 гг. Справочник. Т.4. М., Советский художник, 1975

Веймарн Б.В. [и др.]. История искусства народов СССР. Т.8. М., 1977, c.43, 46, 50

Творчество академика живописи. [Заметка об открытии выставки В.М. Орешникова в залах Музея Академии художеств СССР в Ленинграде ] // Вечерний Ленинград. Вып.116. Л., 20 мая 1977

Зингер Л.С. (вст. ст.). Образ современника. Советский живописный портрет 1917 – 1976. Альбом. М., 1978, c.96

Александрова И.А. Петербург – Петроград – Ленинград в произведениях русских и советских художников. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1980

Болотова А.И., Галушкина А.С., Ростовцева И.Т., Савелова Е.В. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1954 – 1958 гг. Справочник. Т.5. М., Советский художник, 1981

Веймарн Б.В. Сопоцинский О.И. [и др.]. Советское изобразительное искусство 1941 – 1960. М., 1981

Веймарн Б.В. и др. История искусства народов СССР. Т.9. М., 1982, c.24

Леняшин В.А. (статьи). Образ родины. Альбом. Т.2. Л., 1982

Орешников Виктор Михайлович. (Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР). Портрет скульптора М.А. Керзина. 1974 // В.М. Шведова (ред.). Пятая выставка произведений ленинградских художников «Портрет современника». Каталог. Л., Художник РСФСР, Главное управление культуры Ленгорисполкома, ЛОСХ РСФСР, ГРМ, 1983, с.17

Е.А. Топольницкая (сост.), И.М. Блянова (вст. ст.). Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР Виктор Михайлович Орешников: Живопись. Каталог выставки [Москва, 1984]. М., Изобразительное искусство, Министерство культуры СССР, Академия художеств СССР, Н.-и. музей, Союз художников СССР, 3 000 экз., 1985

Ю.И. Кузнецов. Виктор Михайлович Орешников [художник]. Л., Художник РСФСР, 15 000 экз., 5 р. 30 к., 1985 (Суперобл .)

Л.С. Зингер. Советская портретная живопись 1930-х – конца 1950-х годов. М., 1989

Хубертус Гасснер . [Альбом-каталог]. Дюссельдорф – Бремен, Интерартекс – Эдицион Теммен (статьи). Время перемен. Искусство 1960 – 1985 в Советском Союзе. ГРМ. СПб., 2006

Виктор Михайлович Орешников = Victor Michailovich Oreshnikov: [альбом по материалам персональной выставки (РАХ СПб., янв. – фев. 2006) в честь столетия со дня рождения]. СПб., Российская академия художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Petropol, Masters of Russian art, 2007 (рус., анг.) (Обл .)

Орешников Виктор Михайлович // Факультет живописи, выпуск 1927 года // С.Б. Алексеева (авт.-сост.), Ю.Г. Бобров (науч. ред.) [и др.]. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 – 2005. СПб., 2007, с.30, 761

Vern G. Swanson. Soviet Impressionist Painting. Suffolk (UK), Woodbridge, Antique collectors’ club, 2008

В.М. Орешников. Живописец, автор жанровых, историко-революционных картин, портретов, натюрмортов, пейзажей, педагог // В. Леняшин (науч. ред. тома). Живопись. Первая половина ХХ века. Русский музей. Каталог. Т.12. Н – Р. СПб., Palace Editions, Русский музей, Альманах (Вып.404), 5 000 экз., 2013, с.34 – 35 (Обл ., тит .)

Н. Брыкин. В дозоре. [Рассказы для детей мл. возраста]. Рисунки и переплёт В. Орешникова. М.-Л., Детиздат; 2-я фабрика детской книги Детиздата ЦК ВЛКСМ. Ленинград, 2 Советская, 7; 25 000 экз., 2 р. в пер., 1939 (Обл Обл .)

В лучших традициях классического искусства. Виктор Орешников (1904-1987)



"Весна", 1963 год, картон, масло; (25x35 см)

Орешников Виктор Михайлович (1904-1987) - выдающийся российский живописец XX века, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, руководитель учебной и творческой мастерских института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств. С 1952 по 1977 год являлся ректором этого института. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, в Третьяковской галерее Москвы, в крупнейших музеях стран СНГ и во многих собраниях стран Европы, Азии и Америки.

Виктор Михайлович Орешников - представитель классического искусства изображения в живописи. Он не допускал декоративности без содержания в собственном творчестве, хотя высоко ценил творчество Анри Матисса. Он не позволял себе писать бессмысленных холстов, но декоративность и красота цветового решения были первостепенными в решении его композиций. Для В.М.Орешникова характерна композиционная выверенность даже коротких этюдных набросков. Его творческая личность сформировалась в отстаивании принципов великого классического искусства перед напором авангарда в ХХ веке, хотя сам он вышел из сезанизма и кубизма, которыми увлекался в раннем ученичестве. В 20-х - начале 30-х годов его учителями были К.С. Петров-Водкин и И.И. Бродский. Но он считал своими учителями Эль Греко, Тициана и Веласкеса.


"Деревенская улица", 1951 год, холст, масло; (42x64 см)





"Спящий сын", 1945 год, холст, масло; (70x88 см)


"Портрет ребёнка", 1921 год, холст, масло; (41x52 см)


"Полевые цветы", 1953 год, холст, масло, (50x42 см)


"Портрет Тамары", 1984 год, холст, масло; (84x69 см)


"Портрет Н.А.Абдулуевой", 1983 год, холст, темпера;(114x97 см)


"Портрет Наташи Мирошниковой", 1984 год, холст, масло; (96x76 см)


"Портрет сына", 1945 год, бумага, пастель; (33x28см)

Орешников Виктор Михайлович [р. 7(20).1.1904, Пермь], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинграде во Вхутеине (1924-1927; в аспирантуре АХ - 1933-36, у И. И. Бродского ) Преподаёт в ленинградской АХ - институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (с 1930; с 1953 - ректор). Много работает над историко-революционной темой, а также в области портрета, пейзажа, натюрморта. Произведения: «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» (1947, ЛГУ; Государственная премия СССР, 1948), «В штабе обороны Петрограда» (1949, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1950); портреты - артистки А. Я. Шелест (1949), В. В. Лишева (1952), Б. Б. Пиотровского (1970-71; все три - в Русском музее, Ленинград). Награжден 2 орденами, а также медалями.

Лит.: В. М. Орешников. Альбом произведений, Л., 1963.

  • - , советский живописец. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР. Учился в ленинградском Вхутеине. Преподаёт в ленинградской АХ-ИЖСА...

    Художественная энциклопедия

  • - Род. в с. Березняковка Липецкой обл. в семье колхозников. Окончил филол. ф-т Воронежского ун-та. Доктор филол. наук, профессор. Был членом КПСС. Преподает в Воронежском ун-те. Печатается как критик с 1966: журнал "...
  • - Профессор МГУ с 1981 г.; родился 1 января 1936 г. в г. Ростове-на-Дону; окончил механико-математический факультет Ростовского государственного университета в 1958 г., доктор физико-математических наук, профессор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-испытатель, Герой Советского Союза, подполковник. Участник Великой Отечественной войны с 1944 года. Воевал на 2-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. После войны на испытательной работе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерального штаба генерал-майор, писатель, род. в 1830 г., ум. 18-го февраля 1877 г. Происходя из дворян Оренбургской губернии, он закончил образование, по выходе из оренбургского Неплюевского кадетского корпуса,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. в обл. соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в дер. Пирятино Ельнинского р-на Смоленской обл. Окончил филос. ф-т МГУ в 1976, асп. МГУ - в 1979. Канд. дисс. - "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-испытатель, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник. Служил в ВВС. С 1988 г. в отряде космонавтов. Совершил 2 космических полета на орбитальном комплексе "Мир" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Директор малого государственного предприятия "МИФИ-Контур", заведующий кафедрой МИФИ; родился 24 августа 1935 г. в г. Раменское Московской обл....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Первый заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ с 1997 г.; родился 8 сентября 1946 г. в г. Меленки Владимирской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род в д. Дедюево Кемеровской обл. в крестьянской семье. Окончил железнодорожное училище, Высшие лит. курсы. Был членом КПСС. Работал помощником машиниста паровоза, машинистом локомотива. Редактор альм. "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Аничков - генерал-майор, воспитанник и с 1859 по 1873 годы профессор Николаевской Академии генерального штаба по кафедре Военного хозяйства, родился 1830 год, умер в январе 1877 года от душевной болезни...

    Биографический словарь

  • - генерал-майор, воспитанник и с 1859-1873 г. профессор Николаевской академии Генерального штаба по кафедре военного хозяйства, род. 1830 г., † в янв. 1877 г. от душевной болезни...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский музыковед, доктор искусствоведения. В 20-х гг. один из активных пропагандистов советской музыки в отечественной и зарубежной печати...
  • - советский живописец, народный художник СССР, действительный член АХ СССР. Учился в Ленинграде во Вхутеине Преподаёт в ленинградской АХ - институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский космонавт, летчик-космонавт СССР. Герой Советского Союза. Полет на "Союзе ТМ-11" и орбитальном комплексе "Мир" , "Союзе ТМ-18" и орбитальном комплексе "Мир" ...
  • - российский живописец, народный художник СССР, действительный член АХ СССР. Исторические картины, портреты. Государственная премия СССР...

    Большой энциклопедический словарь

"Орешников Виктор Михайлович" в книгах

Крят Виктор Михайлович

Из книги автора

Крят Виктор Михайлович (Интервью Артема Драбкина)В 1939 году я окончил десятилетку и поступил в Одесский институт инженеров морского флота на судомеханический факультет, чему был страшно рад: во-первых, конкурс был 15 человек на место, во-вторых, я мечтал быть моряком, а

ЧЕБРИКОВ Виктор Михайлович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ЧЕБРИКОВ Виктор Михайлович (27.04.1923 - 01.07.1999 г.). Член Политбюро ЦК КПСС с 23.04.1985 г. по 20.09.1989 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 27.12.1983 г. по 23.04.1985 г. Секретарь ЦК КПСС с 30.09.1988 г. по 20.09.1989 г. Член ЦК КПСС в 1981 - 1990 гг. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1971 - 1981 гг. Член КПСС с 1944 г.Родился в

СКАЧКОВ Виктор Михайлович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

СКАЧКОВ Виктор Михайлович Виктор Михайлович Скачков родился в 1923 году в селе Давыдовка Притобольного района Курганской области в семье крестьянина. Русский. Учился в Магнитогорском индустриальном техникуме. В Советскую Армию призван в 1940 году. С первых дней Великой

СКАЧКОВ Виктор Михайлович

Из книги автора

СКАЧКОВ Виктор Михайлович Виктор Михайлович Скачков родился в 1923 году в селе Давыдовка Притобольного района в семье крестьянина. По национальности русский. Член ВЛКСМ.После окончания пяти классов Давыдовской школы продолжал учебу в поселке Кзыл-Аскер

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович 3(15).5.1848 – 23.7.1926Живописец, график, художник-декоратор. Член Товарищества передвижников. Полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1881–1898), «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896), «Гамаюн –

ТРИВУС Виктор Михайлович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ТРИВУС Виктор Михайлович 1895–1920(?)Поэт. Публикации в журналах и альманахах «Новый журнал для всех», «Рудин», «Арион». Член «Кружка поэтов» (Пг., 1916).«Едва ли не самым талантливым в кружке был Виктор Тривус.Широкоплечий, не ладно скроенный, но крепко сшитый толстяк с мясистым

Виктор Михайлович Бузинов

Из книги Десять прогулок по Васильевскому автора Бузинов Виктор Михайлович

Виктор Михайлович Бузинов Виктор Михайлович Бузинов родился в 1934 году в Ленинграде. Окончил отделение журналистики филологического факультета ЛГУ. Автор публикаций в журналах, научно-популярных и историко-краеведческих сборниках, а также книги « Дворцовая площадь.

Чебриков Виктор Михайлович

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Чебриков Виктор Михайлович Биографическая справка: Виктор Михайлович Чебриков родился 27 апреля 1923 года в г. Днепропетровске. Образование высшее, окончил в 1950 году Днепропетровский металлургический институт.В 1941–1946 годы служил в Советской Армии. Участник Великой

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1848–1926)Обогатив реалистическую живопись сказочно-легендарной тематикой, Васнецов прославил свой народ, его силу, чувство добра и красоты, живописную пластичность его поэтического творчества.«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке

Васнецов Виктор Михайлович

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович – живописец, род. в 1848 г., воспитывался в вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну

Беляев Виктор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Галицкий Виктор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Васнецов Виктор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Глушков Виктор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЛ) автора БСЭ

Орешников Виктор Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ


(1947)

В конце 1944 года В. М. Орешников получил от Ленинградского государственного университета заказ на картину «В. И. Ленин на экзамене в университете». Картина была закончена осенью 1947 года и вызвала живой интерес зрителей.
Как известно, после ареста и ссылки за участие в студенческой сходке в Казанском университете Ленин напрасно стремился к возвращению в университет или к завершению своего образования за границей. И в том и другом ему было отказано.
Только благодаря упорству и настойчивости с огромным трудом Владимиру Ильичу удалось добиться разрешения закончить свое образование и держать экзамены экстерном. В 1891 году он блестяще выдержал экзамены в Петербургском университете, получил диплом 1-й степени. Разносторонние знания молодого Ленина, его глубокое понимание существа предмета произвели большое впечатление на профессуру университета.
Задача, стоявшая перед художником, была ответственна и трудна. В ее решении Орешников не имел возможности опираться на разработку аналогичного сюжета в советском искусстве. Он пошел своим путем, который и привел к созданию оригинальной композиции.
Трудность заключалась, кроме всего, в том, что художник должен был показать в молодом В. И. Ульянове, сдающем государственный экзамен, будущего Ленина, страстного революционера, создателя большевистской партии и вождя Великой Октябрьской социалистической революции. Эта задача могла легко толкнуть его на ложный путь передачи экспрессии, свойственной Ленину в более зрелом возрасте. В одном из эскизов художник попробовал придать молодому Ленину жест оратора, но сразу же почувствовал его искусственность в данной ситуации и отказался от такого решения.
На холсте изображена часть большого зала Петербургского университета. В центре перед столом экзаменационной комиссии стоит молодой Ленин. Группа взволнованных студентов сидит слева и сзади от центральной фигуры. Справа за столом - профессора Янсон, Сергеевич, Георгиевский, экзаменовавшие Ленина. Вся композиция строится на выражении центрального образа, на раскрытии его внутренней сущности. Поэтому все в картине подчинено ему.
Внутреннее пространство зала, в котором развертывается действие, ограничивается портретом в тяжелой золоченой раме, огромным, барочного рисунка камином в углу и частью боковой стены зала, поделенной пилястрами и украшенной лепкой. Орешников умело вводит архитектурный фон в свою композицию. Динамичные элементы этого фона способны отвлекать зрителя от основного действия в картине, если художник не поймет степень их необходимости для выражения общего замысла. Орешников правильно и тонко использовал архитектурный фон и попытался тесно связать его с самым существом композиции.
Вытянутость картины вверх и в связи с этим значительное место, уделенное стене, подчеркивают ощущение масштабов внутреннего пространства зала, несмотря на кажущуюся тесноту размещения большинства фигур. Пространственная свобода подчеркнута и цветом стен - белых с голубовато-сиреневым отливом, по силе тона контрастирующих с нижней частью холста.
Камин в углу, с аллегорическими женскими фигурами, обилием волют и кронштейнов, а также тяжелый багет официального портрета как бы объединяют группу профессоров за столом. Эта напряженность декоративных элементов подчеркивает содержание и смысл фигур, сидящих за столом, покрытым тяжелой зеленой скатертью с золотой бахромой.
Фигуры профессоров очень характерны, в их свободных позах и экспрессии сказалась профессиональная зрелость художника. Орешников использовал сохранившийся фотоматериал, ставший основой для передачи портретного сходства экзаменаторов, материал, который, однако, никак не связал художника, не привел к принужденности в фигурах. Очень выразительна поза и голова профессора Янсона, сидящего за дальним углом стола, на фоне камина. В этом образе художник старался синтезировать свои представления о профессуре старого, дореволюционного университета, начиная с внешнего вида и кончая внутренним психологическим содержанием. Профессор Сергеевич напряженно слушает Ленина и весь подался вперед, а сидящий на первом плане Георгиевский отпрянул от неожиданности.
Фигура последнего играет большую роль в композиции. Находясь ближе всего к зрителю, она как бы вводит его в круг событий картины. Эта фигура сильно освещена, и голова ее вылеплена интенсивней других. Контраст первоплановой фигуры с остальными создает известную пространственную убедительность, но вместе с тем не задерживает надолго глаз зрителя и не мешает восприятию главного в композиции. Кроме того, значение фигуры Георгиевского в картине заключается еще и в том, что она является прямой противоположностью Ленину. Ее движение связано с движением Ленина, и в этой связи - основной композиционный узел картины.
Противостояние этих двух образов основано на их внутреннем антагонизме, получившем свое внешнее выражение в движении и экспрессии фигур.
Ленин, вставший со стула, выпрямился во весь рост, следуя ходу своей мысли, повинуясь возбуждению и чувству своей правоты. Сила внутреннего убеждения его выражена в поднятой голове, в стремительном взгляде, как бы обращенном в будущее. Не случайно, что эта центральная фигура говорит прежде всего со зрителем, как бы беря его в свидетели своей правоты. Из всех персонажей картины только один Ленин обращается к зрителю. И в этой связи с ним зрителя - одно из существенных и положительных качеств композиции, выразивших стремление художника к созданию выпуклого, цельного образа, подчиняющего себе все остальное.
Правда, решение образа в картине отмечено и рядом недостатков. В движении фигуры не все обусловлено внутренним содержанием. Ее изогнутость и непонятное положение правой руки, опирающейся на спинку стула, лишает фигуру той конструктивности и собранности, которые должны были явиться решающими в образе.
Наиболее сильным в этом образе является голова. Помимо простого сходства, она наделена подлинной одухотворенностью. «Кажется, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе», - писал Горький о Ленине. И эта степень ленинского вдохновения, так образно выраженная Горьким, угадывается в картине. Голова Ленина написана смело, с присущим Орешникову-портретисту характером живописного выражения.
В легком движении изображена группа студентов слева и сзади Ленина. Их взволнованность выражена в колеблющемся контуре фигур и в первой фигуре подавшегося вперед студента. Его судорожно сжатые руки и положение головы говорят о большом напряжении и внимании.
Живописная ткань картины строится на разработке синих, серебристых тонов, пронизывающих композицию. Причем существенную роль в этом играет локальный цвет формы, который у художника всегда имеет решающее значение. Безусловным достоинством Орешникова является глубокое понимание тона. На разработке тоновых качеств цвета и основана живописная выразительность картины.
Орешникову свойствен мягкий мазок, легко и свободно выражающий форму. Эта точность и завершенность мазка в сочетании с той ролью, какую играет использование тона, создает ту особенную мягкую живописную манеру, которая так характерна для этого художника.
Картина «В. И. Ленин на экзамене в университете» занимает одно из центральных мест в ряду произведений Орешникова.

Гражданство:

СССР СССР

Жанр: Стиль: Награды: Звания: Премии:

Виктор Михайлович Оре́шников ( -) - советский живописец и педагог, мастер портрета, профессор, кандидат искусствоведения.

Биография

В. М. Орешников родился 7 (20) января 1904 года в Перми . В 1927 году окончил ленинградский ВХУТЕИН , мастерская К. С. Петрова-Водкина . В 1930-1987 годах преподавал в . Кандидат искусствоведения (1937). Доктор искусствоведения (1948). С 1953 по 1977 годы был ректором .

Орешников был избран действительным членом АХ СССР (). Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде (1954, 1974, 1985) и Москве (1975). В 1989-1992 годах уже после смерти художника его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L" Ecole de Leningrad во Франции .

В Санкт-Петербурге на доме, где в 1967-1987 годах жил Орешников (Петровская наб ., д. 4), установлена мемориальная доска.

Семья

  • Отец - Орешников Михаил Петрович, надворный советник
  • Мать - Орешникова Ольга Николаевна
  • Супруга - Мадина Николаевна Калманова
    • Сын - Александр Орешников (р. 1939), художник
      • Внучка - Ольга Орешникова (р. 1962), художник
      • Внук - Павел

Награды и премии

  • народный художник СССР ()
  • Сталинская премия третьей степени () - за картину «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» ()
  • Сталинская премия третьей степени () - за картину «В штабе обороны Петрограда» ()
  • орден Ленина ()
  • орден Трудового Красного Знамени ()
  • орден «Знак Почёта» ()
  • орден Дружбы народов ()

Автор картин

Напишите отзыв о статье "Орешников, Виктор Михайлович"

Примечания

Ученики

Источники

  • Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л., ЛССХ, 1948.
  • Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.
  • Иванов П. Лицо современника // Искусство. 1965, № 8. С.5-10.
  • Аникушин М. О времени и о себе // Вечерний Ленинград, 1967, 17 октября.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки . - Л: Художник РСФСР, 1976. - с.25,40.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября . - Л: Художник РСФСР, 1982. - с.18.
  • Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981, № 2. С.63.
  • Виктор Михайлович Орешников. Каталог выставки. Живопись. М., Изобразительное искусство, 1985.
  • - Paris: Drouot Richelieu, 12 Mars 1990. - p. 100-101.
  • L" Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. - Paris: Drouot Richelieu, 11 Juin 1990. - p. 60-61.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа . - Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. - с.9, 15, 19, 356, 358, 359, 362, 367-371, 383-385, 387-392, 396, 398, 399, 402, 406, 441, 443, 444. ISBN 5-901724-21-6 , ISBN 978-5-901724-21-7 .

См. также

Отрывок, характеризующий Орешников, Виктор Михайлович

«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.

Просмотров