Карта эрмитажа зал да винчи. Картины леонардо да винчи в эрмитаже сложно

Сложно переоценить значение многогранного функционера, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения - художника, мыслителя, научного работника, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились отважные и заветные желания его современников, людей Возрождения - эпохи самого большого современного переворота. Настойчиво и неутомимо рвется Леонардо освоить и абсолютно точно взять в толк настоящий, земной мир - великолепный мир, находящийся вокруг человека; настигнуть закономерность в жизни природы, уловить оттенки света и цвета вещей и воздуха; усвоить механику перемещения и существования человеческого тела - прекраснейшего создания природы; в конце концов, заглянуть в душу, во внутренний мир человека и взять в толк этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью, подметить жесты и взоры, раскрывающие душевные перемещения человека.

Картин Леонардо да Винчи дошло настоящего времени очень мало, и из них, хранящиеся в Эрмитаже составляют значительную долю е художественного наследия.

В 214 -м зале Эрмитажа выставлены дв небольшие картины. Это произведен Леонардо да Винчи (1452- 1519) Мадонна Бенуа и Мадонна Литта. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше карти Леонардо на эту тему не сохранилось сохранилос

«Мадонна с цветком» - одна из первых работ молодого Леонардо. Это не слишком большая картина непрезентабельного камерного проекта. Дизайнер берет тему, немало разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Хотя дизайнеры XV в. еще чегото недоговаривали в собственных произведениях, их мадонны казались скованными в перемещениях и чувствах, хранили в собственном виде остатки условности. Картина была написана на доске, а позднее, поступив в Эрмитаж, переведена на холст.

В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.

Вторая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в Эрмитаже, - «Мадонна Литта» - завершена несколькими годами позднее. На этот раз дизайнер избрал наиболее жесткий вид лица Мадонны, выдержал картину в иной красочной гамме, в том числе и обратился вновь к технике темперы, внеся в нее, однако, ряд свежих способов (Леонардо неустанно проводил различные эксперименты) Хотя главный содержание, идейное содержание произведения то же, что и ранее: такая же человечность, такая же любовь к настоящим, живым чувствам людей пронизывает все произведение.

Некоторые искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио.

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем» . Современное название картины происходит от имени её владельца - графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением купить её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами. Мадонна Литта была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Интересные факты: - эскиз головы Мадонны, выполненный Леонардо при подготовке картины, сейчас хранится в Лувре; - Павел Коган и Сергей Соловьёв в 1966 году сняли скрытой камерой документальный фильм «Взгляните на лицо» - о посетителях Эрмитажа, рассматривающих Мадонну Литта; - картина присутствует в одном из кадров фильма 2006 года «Код да Винчи» ; - картина была использована в оформлении альбома «Существо» музыканта Дельфина.

На обоих картинах Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет и уже шесть лет, как он покинул мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» , исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.

"Мадонны"стояли перпендикулярно огромным окнам, смотрящим на Неву и Петропавловскую крепость. Останавливаясь у каждой, ты оказывался словно в маленьком отсеке, в полуоткрытой коробке. Чуть отделялся от всех. Настраивался на диалог: искушенный - тайнами с ума сводящего мастерства, неофит - именем гения. Переход от одной "Мадонны" к другой выглядел как перелистывание книжной страницы.

"Мадонна Бенуа" ("Мадонна с цветком") была первой по ходу зрительского потока и потому невольно казалась началом, "пробой пера", попыткой. "Мадонна Литта" завершала историю - кульминация, "последнее слово".

Теперь они висят в глубине зала, посредине него, чуть в отдалении от неяркого ковра (на самом деле, конечно, стоят в высокотехнологичных и хорошо их защищающих капсулах, но картинам всегда кстати глагол "висеть"). Они рядом - и это революция. В их показе.

Да, поток идет все так же, и глаз встречается сначала с "Мадонной Бенуа", а потом с "Мадонной Литта", но не остановиться перед ними нельзя. А остановившись, ты по культурной инерции книжного и компьютерного чтения смотришь слева направо. Сначала на "Мадонну Литта", потом на "Мадонну Бенуа". И она с этим потрясающим сине-коричневым тоном, с цветком в руках младенца, соединением лепестков, обозначающим крест, с таинственной птицей в левой руке (про которую хочется все угадать, а не прочитать), с несовершенством лба с выбритыми бровями выигрывает у донельзя зацитированной и эмблематичной для Эрмитажа "Мадонны Литта". В которой, по мнению некоторых немузейных экспертов, присутствует и рука ученика.

Плескаясь в общей толпе перед великими картинами, испытываешь удовольствие, как при чьей-то удачной женитьбе - правильном, умном, красивом, справедливом и верном выборе жениха или невесты.

И дело точно не обошлось без Михаила Борисовича Пиотровского. Человек с признанным во всем мире вкусом о "Мадонне Литта" мог отозваться: "Перестаньте совать ее на все книжные обложки. Вон, лучше поставьте "Флору" Мельци".

Их теперешнее новое расположение более модно, интересно и справедливо. Фото: С. Рагин (c) Государственный Эрмитаж

Так что это можно оценить и как музейный эксперимент по "перемене вкуса", по его усложнению. Если Петербург воспитывает Росси и Кваренги, то Эрмитаж - Леонардо и Рембрандтом. Мне показалось, что публика, задерживающаяся возле "Мадонны Литта", отличается от публики, дольше смотрящей на "Мадонну Бенуа". Модельного вида девушки останавливаются у "Мадонны Литта", бережные к своей индивидуальности и более интеллигентные - у "... Бенуа". Вполне возможно, что вопрос "Какая из Мадонн тебе больше нравится?" станет для нашей культурной публики столь же привычным, как вопрос: "Кого ты больше любишь, Толстого или Достоевского?"

Эмблемы должны меняться. Не должно быть символической пробуксовки. Мы должны с ними жить - с нашими Мадоннами Леонардо - любить, угадывать, забывать, удивляться. Что-то искать и находить. Мы тут как в неком культурном замужестве: призваны к труду тонкого чувствования и понимания.

В ситуации, когда страну закрывают санкциями, а мы вынуждены подпирать дверь с другой стороны, остро встает вопрос нашей конкурентоспособности. Культурной в том числе. И не только Эрмитажа, чью конкурентоспособность еще долго никто не оспорит, но и нас, его зрителей.

Модный внутримузейный журнал "Эрмитаж" не так давно долго публиковал на своих страницах очерки из другого времени - непрофессионального искусствоведа, журналиста когда-то очень знаменитой и влиятельной "Литературной газеты" Евгения Богата. Поймав в себе ощущение тревоги от того, что "мирно покоящаяся мадонна... тихо поднимет веки и меня не узнает", и поняв, что искусствоведческое мышление не дает на эту тревогу ответа, он предпринял глубокое зрительское исследование на тему "Человек перед великой картиной". Сегодня эту культурную традицию не строго научного, любовного искусствоведения продолжает блистательный поэт Ольга Седакова, например, в своих "Письмах о Рембрандте".

К нему должны присоединиться и мы.

Счастливыми глазами.

Строчками в никому не доверяемых дневниках и... в публичных блогах.

Существует лишь один достойный человека путь адаптации к быстро меняющейся действительности: торжество над самым быстро меняющимся в ней.

Я позволю себе сейчас назвать Эрмитаж... университетом адаптации к быстро меняющемуся миру. В этом университете освоение богатств достигнутого развития поможет человеку вернуться к самому себе (формула Маркса) и войти в будущее, ничего не утратив, в сосредоточенности сил, подобно воину, понимающему наутро после первого дня великой битвы, что, несмотря на боль от ран и потерю любимых товарищей, он стал лишь сильнее и сегодня победит.

В этом университете тем, кто не ленится чувствовать и думать, открывается особое духовное время-пространство.

Евгений Богат. Письма из Эрмитажа

Прямая речь

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа

Я соглашался, настаивал, добивался, скандалил, встречал немало волокиты, но мы перевесили эти картины.

Хотя считается, что экспозиция в Эрмитаже как раз все время меняется, но при этом нет ничего более сложного, чем изменить экспозицию в Эрмитаже. Так что это решение с одной стороны не мое, а сообща родившееся, но с другой стороны, конечно, мое.

Такие перемены очень важны для сегодняшнего музея. Вещь в музее существует не сама по себе, но всегда в музейном контексте. Тот же Леонардо да Винчи в одном контексте один, в другом - другой.

Сейчас "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" развернулись, на них совершенно по-другому падает свет, они по-другому прочитываются и играют с залом. Это важный шаг в сторону более нового показа, но еще и концентрация всего того, что на самом деле происходит в музее. Перемена связана и с потоком людей. Толпы народа все время стояли перед этими двумя киотами. А сейчас они проходят мимо, и мы уменьшаем одну из главных бед музея - столпотворение.

У картин совершенно новые витрины, не просто с климатом, а со специальным мониторингом климата и двумя степенями климатической защиты. У нас уже сделаны новые пленки на окна, потому что одно дело свет слева и другое - свет в лицо. А он к тому же еще бывает утренним, дневным, вечерним. В общем, в этом перевешивании картин сконцентрировались все музейные актуальности - сама вещь, ее эстетика, поток людей, технологии, защита от света, прочтение и понимание картины посетителем - и поэтому это не в секунду решалось. И конечно, было важно директорское решение.

Думаю, что "Мадонна Бенуа" сейчас действительно лучше прочитывается, потому что когда они шли друг за другом, то "Мадонна Бенуа" прочитывалась как начало Леонардо, а "Мадонна Литта" - как его вершина. "Мадонна Литта" много лет была символом и самой любимой картиной Эрмитажа. А "Мадонна Бенуа" только сейчас заиграла совершенно по-другому. Это замечательная картина, и так для нее лучше.

А еще Эрмитаж умеет потрясать выставками современного искусства. Нам жаль, что громко не прозвучала наша последняя выставка современного искусства "Арте повера". О ней были статьи в специальных журналах, но она стоит большего, поскольку на ней были представлены очень сильные вещи, это такой манифест. Но выставки современного искусства - если нет скандала - громко не звучат.

В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины. Это произведения Леонардо да Винчи (1452-1519). Трудно переоценить значение этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения - художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников, людей Возрождения - эпохи величайшего прогрессивного переворота. Настойчиво и неутомимо стремится Леонардо изучить и безошибочно понять реальный, земной мир - прекрасный мир, окружающий человека; постигнуть закономерность в жизни природы, уловить оттенки света и цвета предметов и воздуха; усвоить механику движения и существования человеческого тела - прекраснейшего создания природы; наконец, заглянуть в душу, во внутренний мир человека и понять этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью, подметить жесты и взгляды, раскрывающие душевные движения человека.
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в небольшом городке Винчи. С 14 лет он жил и учился во Флоренции, многосторонняя культурная жизнь которой помогла развиться его научным и художественным склонностям. Период времени между 1482 и 1499 г. Леонардо да Винчи провел в Милане, работая как ученый, изобретатель, скульптор и живописец. В это время его воздействие на современное итальянское искусство становится очень значительным. В конце жизни Леонардо уехал во Францию, куда увез с собою любимые свои произведения.
Картин Леонардо да Винчи дошло до настоящего времени очень мало, и две из них, хранящиеся в Эрмитаже, составляют значительную долю его художественного наследия. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше картин Леонардо на эту тему не сохранилось.

Молодой Леонардо да Винчи прежде всего ломает эту преграду. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего - на щечке, на руке ребенка,- он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной дали.
В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.


Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.
Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.
Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963

Входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции - три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу - и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества - Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» - одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, - сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо - известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши - символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника - Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса» .

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина - там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX - начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками , которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского . «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта

«Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа) 1478-1480 - ранняя работа Леонардо да Винчи. Исследователи считают, что она была создана в 1478 году, когда Леонардо было 26 лет. К этому времени он уже 6 лет работал самостоятельно и был принят в гильдию живописцев Флоренции. В работе над «Мадонной» Леонардо одним из первых в Италии использовал технику масляной живописи, которая позволила ему более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов.

Картина поражает необычностью трактовки персонажей. Фигуры Мадонны и Младенца тесно вписаны в картину и заполняют ее собой почти без остатка. Отвлекающие подробности в картине отсутствуют, только справа изображено стрельчатое окно. Возможно, художник хотел изобразить в нем вид родного городка Винчи, но, как это часто с ним случалось, затянул работу или занялся другим делом, оставив эту деталь незаконченной.

Мария изображена еще совсем молодой, почти девочкой. Она одета по моде XV века, каждая деталь ее костюма и прически подробно прописаны. Ребенок смотрит по-взрослому, серьезно и сосредоточенно. Мать же, вопреки традиционной иконографии, весела и даже шаловлива. Художник придает ей черты не Богоматери, а земной девушки, послужившей моделью для этого образа.

Мария протягивает сыну цветок с крестообразным соцветием, он пытается его ухватить, и эта сцена, является композиционным центром картины. Кажется, что в сосредоточенном младенце, тянущемся к цветку, есть и знамение грядущих Страстей, и примета эпохи Возрождения с желанием познать мир, овладеть его тайнами. Именно то, к чему всегда стремился сам Леонардо.

Считается, что Рафаэль и другие художники писали своих Мадонн под впечатлением знаменитой картины да Винчи.

Однако в начале XVI века «Мадонна с цветком» пропадает из виду. До конца XVII века она, видимо, находилась в Италии. Затем следы надолго исчезают, и картину стали считать утерянной.

Впервые о ней вновь заговорили в XX столетии. Поводом стала Выставка западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга, открытая 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств. В каталоге выставки под № 283 значилось: «да-Винчи (?) Леонардо, 1452-1519. Мадонна. Собр. Л. Н. Бенуа». Картину предоставила для экспозиции Мария Сапожникова-Бенуа.

Многие годы «Мадонна» находилась в коллекции ее деда, астраханского рыбопромышленника, купца первой гильдии Александра Сапожникова, человека образованного, члена Российского географического общества, собирателя живописи, кавалера двух золотых медалей за заслуги перед Отечеством.

Сведения о том, когда и как работа Леонардо попала к Сапожниковым, появились лишь в 1974 году. Тогда в Госархиве Астраханской области нашли реестр картин А. П. Сапожникова за 1827 год, где числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке... Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова». Так выяснилось, что картина ранее принадлежала забытому ныне коллекционеру Алексею Корсакову (1751-1821), генералу от артиллерии, сенатору, знатоку и ценителю искусства. Свою коллекцию, которая считалась лучшей в Петербурге, он собирал более 30 лет.

После смерти сенатора его коллекцию, в которой были шедевры Рафаэля, Рени, Тициана, Пармиджанино, Рубенса, ван Дейка, Тенирса, Рембрандта, Пуссена, Дюрера, Мурильо, выставили на аукцион в 1824 году. Императорский Эрмитаж тогда приобрел несколько работ, но скромную «Божью Матерь» за 1400 рублей купил астраханский купец А. П. Сапожников. Спустя 56 лет сын А. П. Сапожникова, тоже Александр, продолжатель дела отца и наследник значительной части коллекции, преподнес «Мадонну» в качестве подарка дочери Марии, выходившей замуж за архитектора Леонтия Бенуа.

В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу да Винчи. С целью оценки и проведения экспертизы её вывезли в Европу. Известный лондонский антиквар Д. Дювин оценил картину в 500 тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей), американцы предложили значительно больше. Но Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы «Мадонна с цветком» осталась в России, например, в Эрмитаже. Директор Эрмитажа граф Д. И. Толстой обратился по этому вопросу к Николаю II. За картину предложили 150 тысяч, притом в рассрочку. Владельцы приняли это предложение.

В 1913 году «Астраханский вестник» сообщал, что картина Леонардо да Винчи, приобретенная в Астрахани 100 лет назад господином Сапожниковым, при тщательнейшем и долгом исследовании в Петербурге признана произведением кисти великого Леонардо да Винчи и займет место в Эрмитаже.

В январе 1914 года «Мадонна с цветком» поступила в Императорский Эрмитаж. Она выставлена в Двусветном зале Большого (Старого) Эрмитажа – главном зале невской анфилады. Декор зала создан архитектором Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы в духе Большого стиля Людовика XIV. Ныне это «Зал Леонардо да Винчи», где хранится и другая работа великого мастера - «Мадонна Литта», приобретенная когда-то в Милане.

Благородство Марии и Леонтия Бенуа было высоко оценено обществом. Вскоре шедевр Леонардо «Мадонна с цветком» превратился в «Мадонну Бенуа».

Советская лестница (№ 206)

С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер). Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны - вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" (работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.). Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза. Она исполнена на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики).

Советскую лестницу украшают мраморные статуи: Аполлон Бельведерский (с античного оригинала), Аполлон и Дафна (с античного оригинала), Амур и Психея Джованни Бенцони, Женщина с дубовой ветвью (немецкий мастер 19 в.), Стоящая женщина Карло Альбачини, Гречанка, втирающая бальзам в волосы, Юность Луиджи Бьенеме, Танцующая Вакханка Луиджи Бьенеме.

Лоджии Рафаэля (№ 227)

В Эрмитаже нет подлинников римского периода творчества Рафаэля - высшего этапа деятельности мастера, начавшегося с 1508 года, когда он переехал из Флоренции в Рим, и продолжавшегося вплоть до его смерти. В Риме мастером были созданы такие программные произведения, как росписи в парадных залах Ватиканского дворца, "Сикстинская мадонна" и другие. Отчасти представление о деятельности Рафаэля в Вечном городе может дать копия с ватиканской галереи, так называемых Лоджий Рафаэля*, расписанных по замыслу великого урбинца его учениками в 1518-1519 годах.

Решение галереи, построенной архитектором Браманте в Риме, определяет ритмичное чередование арок, делящих галерею на тринадцать частей; каждая из них завершается крестовокупольным сводом, в котором, в свою очередь, располагаются четыре сюжетные композиции. Они включены в орнаментальное обрамление. Картины на потолке получили название "Библии Рафаэля". Художник остановился на пятидесяти двух важнейших библейских сюжетах, начиная с момента отделения Богом света от тьмы, кончая тайной вечерей, при этом 48 сюжетов посвящены Ветхому Завету, а 4 - Новому Завету. Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона). Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл. На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли.

Основное впечатление, получаемое зрителем от лоджий, - гармоническая ясность всего сооружения; конструкция галереи прослеживается в соотношении несущих и несомых частей. Живопись строго согласована с архитектурным замыслом.

В декоре Рафаэль создал свободную вариацию на тему античных росписей, так называемых гротесков. Подобный орнамент получил распространение после того, как в конце XV века в Риме были найдены развалины "Золотого дома", постройки времен императора Нерона, которая сгорела в 64 году. Обнаруженные руины "Золотого дома" стали называть из-за сходства с пещерами - гротами и, соответственно, орнамент, их украшавший, - гротесками. Вазари дал гротескам такое определение: "Гротесками называется разновидность живописи, вольная и потешная, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и потому они там изображали всякие нелепые чудовища, порожденные причудами природы и фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим. Позднее в них был порядок, и их стали очень красиво выводить на фризах и филенках, причем лепные чередовались с живописными". Гротескный орнамент получил в Италии очень широкое распространение, особенно после работы Рафаэля в Ватикане.

С необыкновенным изяществом, с истинно ренессансной свободой, с богатейшей фантазией Рафаэль соединяет античных богов, сатиров, нимф с мотивами, взятыми из живой природы, вводит целые пейзажи, создает гирлянды из овощей, фруктов, цветов, музыкальных инструментов. Росписи тянутся по плоскости пилястров, послушно вторят легко круглящемуся потолку, то открывающемуся балюстрадой в голубое (живописное) небо, то уподобляющемуся нарядной мозаике. Вот среди листьев - фантастических и реальных - скачут белки, скользят ящерицы, пробираются мыши, ползут жуки, и каждый раз художник избегает симметрии, придавая животным разное движение, размещая на веточках разное количество листьев, сменяя одну форму другой. Ни один из мотивов не повторяется точно, можно без устали рассматривать одну деталь за другой, все время открывая для себя что-то новое.

В росписях Лоджий по-своему философски осмысляется мир, в лаконичной и концентрированной форме передается его красота и многообразие. Размеры галереи прекрасно соотнесены с фигурой человека. Нарядная, просторная, напоенная воздухом и светом, галерея - истинное детище ренессансной архитектуры и живописи. Человек, по мысли художника, должен осознавать себя центром мира, светлого и ясного, а его ум без труда постигать законы мироздания.

Так, воплощенная мечта Екатерины быть ближе к европейской культуре подарила Эрмитажу не просто картину, а целую галерею росписей.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st012.shtml

Рыцарский зал (№ 243)

Зал дворца, отданный под экспозицию довольно велик. В нём без труда разместились и конные рыцари и стенды с множеством различных клинков. Это настоящий праздник для любителя средневекового вооружения. Все мечи, сабли, шпаги, стилеты (перечислять можно долго) или хорошо сохранились или кропотливо отреставрированы. Средневековая Европа представлена во всём своём блеске и красоте. Франция, Германия, Италия, Испания – рыцарское и дворянское холодное (а иногда и первое огнестрельное) оружие представлено довольно широко. Кроме исторической ценности многие доспехи и холодное оружие имеют богатую отделку золотом и драгоценными камнями. Этот факт, плюс ещё сохранность вооружения дают право предположить, что бОльшая часть представленных экспонатов являлась предметами парадного облачения рыцарей.



Просмотров