Методическая разработка мероприятия к Дню Победы «Фронтовые письма или о любви и о войне. Литературно-музыкальная композиция «Фронтовые письма» Видео

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта - безмолвные свидетели войны»

Цель: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

Задачи:

    Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

    Отработка публичного выступления перед зрителями.

    Раскрытие творческих способностей обучающихся.

Оборудование:

Участники:

    Музыка. Видео.

Ведущий. Не обожженные сороковыми, Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными На эту больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страдания пройти.

Ведущая. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами, но… такими же, полными слез.

    Песня «О той весне».

    На сцене девушки с треугольными письмами в руках.

Девушка 1. Прошло уже более 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…

Девушка 2. Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь.

Девушка 3. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Девушка 4. Но, все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.

Девушка 5. Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет.

Девушка 1. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом

Девушка 2. Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.

Девушка 3. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…

    Композиция «Фронтовые письма».

Ведущий. Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах, -

На бумаге полет желтизны, И протерты до дыр на изгибах.

Ведущая. Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны, Что мы сами – их продолженье!

Юноша 1. «Милая Тонечка! Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...»

Юноша 2. «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас 7 сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле»

Юноша 3. (с эхом) На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая, В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься, вновь.

Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь.

Ведущий. Маленький городок на западной границе нашей страны крепко спал.

Ведущая. В школах отзвучали последние звуки вальсов и напутственные слова учителей, сказанные своим выпускникам на прощание.

Ведущий. После выпускного бала, по традиции, ребята пошли встречать рассвет. Многие уже разошлись по домам, а эти двое никак не могли расстаться, мечтая о будущем, таком светлом, таком близком…

– Нет, Ванечка, я все-таки поеду в Москву! На артистку можно выучиться только в Москве, ты же знаешь. Поехали со мной, попробуешь в университет поступить.

– Кать, я не знаю. Но раз мы решили быть вместе, значит, поеду…

– Ой, посмотри, что там? Видишь, на самом краю неба? Ванечка, это самолеты! Один, два, да их там штук тридцать!

– Слышишь, похоже на взрывы! Пожар? Похоже, это горит наша школа! Катя, неужели это…?

Ведущая. Наши герои, как и все советские люди, на рассвете 22 июня 1941 года, не знали, и даже догадываться не могли, что в их жизнь ворвется огонь, горе, ужас и смерть. Все самое страшное, что только могло с ними произойти, произошло в эту ночь.

Ведущий. Катя с Ваней, конечно, расстались. Катерина поступила на курсы медсестер, а Иван прошел срочный курс в танковом училище. А потом были письма…

«Здравствуй, Ваня, я на Втором белорусском. Страшно, но привыкаю…»

«Катя, я рад твоему письму безмерно. Я люблю тебя, очень люблю. Сейчас сижу в изуродованном танке. Жара невыносимая. Хочется пить, а воды нет ни капли. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него и мне становиться легче, ты со мной. Всегда думаю о тебе, мечтаю увидеть, обнять тебя. А может, никогда этого не случиться. Ведь война…»

«Когда я получила твоё письмо после долгого молчания, мне показалось, оно пришло из небытия. Ванечка! Я не знаю, найдёт ли тебя это письмо. Верю – найдёт! На душе у меня сегодня светло и радостно. Я танцевала во сне, значит, мы обязательно встретимся!»

«Катя, я живой, это главное! Прости, что плохо пишу – пишу на коленях на клочке бумаги. Скоро вступаем в бой. Если от меня снова долго не будет писем, ты всё равно верь в нашу встречу. Верь. Слышишь, родная, верь!»

Ведущая. Это было в марте сорок пятого. Переписка оборвалась. Писать было некуда. Но судьба приготовила им сюрприз. Они встретились в Берлине в мае 1945 года…

Ведущий. Нет, они не бежали друг к другу. Они медленно шли, пристально вглядываясь, как будто вновь узнавали… Потому что это были совсем другие Катя и Ваня. Тех, прежних беззаботных мечтателей, навсегда изменила невыносимо страшная, кровавая, жестокая – Великая отечественная.

«Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!»

Ведущий: Наверное. Каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят.

Ведущая: В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких…

Юноша 4. «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

    Песня – Ангелина Кузина.

Ведущая: Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме… И какое суровое сердце бойца не дрогнет, если на фронт пишет его сын или дочь?

    Стихотворение “Папе на фронт”

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась – До чего ж ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой, А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется, Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться, Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка, Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: “А скоро елка! Ты приедешь к нам на Новый год?”

Я сказала, тут же и проснулась, Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась, В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая – ничего не видно, Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно, Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый! Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый, Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев день и ночь…

…Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так…от счастья… Твоя дочь.

Ведущий: В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих близких, любимых…

Девушка 1. “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

    На фоне музыки выходят девушки-почтальоны.

Ведущая: Начиная с первых дней Великой Отечественной войны единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, стала почтовая связь. Люди уходили на фронт, в неизвестность, а их семьи ждали известий о них, ждали возможности узнать, живы ли их любимые.

Ведущий: По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей и братьев.

Девушка 2. Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Но в моей сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: “Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину”.

Девушка 3. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу бесконечную радость или беспредельное горе.

Девушка 4. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Девушка 5. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и “скорой помощью”.

Девушка 1. В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

    Постановка «Зинка».

Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.

Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?

Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?!

Юноша 1. Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды, Я помню про его семью.

Мне представляется невольно Его обманчивый уют.

…Он мертв уже. Ему не больно, А их еще…письмом убьют!

Разве сможешь ты сквозь страх и холод Путь пройти на защиту страны?!

Разве сможешь, худой и голодный, Всю жестокость преодолеть?

И в далеком краю, одинокий, - За любимых своих умереть?!

Солдаты : Я смогу, я пройду все дороги, Сквозь неведомый раньше мне страх!

Пусть у близких не будет тревоги: Я России советский солдат!

Солдаты : Буду бледен, несчастен, изранен, Буду песню душевную петь!!!

    Композиция «Письмо, пришедшее с войны».

Девушка. 25 октября 1941 г. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Рана моя жестока. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Похоронил я своих друзей в березовой роще. В ней было светло. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Дорогая Варя, ты помогала мне всегда: и дома, и в бою. Наверное, все-таки тот, кто любит, тот всегда добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но никогда не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. Ты еще будешь любить! У тебя будут красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов…

Ведущий. Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов. О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет!

Ведущая. В канун Дня Победы, читая эти письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений от фашистского порабощения, дал нам счастливую жизнь.

Ведущий. Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.

Ведущая. Пусть каждый, кому приходится трудно, не забывает, что на фронте было намного труднее. Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие солдатского подвига.

Ведущий. Советские солдаты отстояли Свободу. Они добыли Победу. Они принесли Счастье. Так будем же благодарными потомками. Всегда, всегда будем помнить о них.

    Песня «Соловьи».

Девушка 4. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках.

Юноша 4. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.

Девушка 5. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Юноша 5. Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Девушка 3. Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.

ВЕДУЩАЯ: Есть очень добрый обычай Руси: В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи Тем, кто не встретится уж.

ВЕДУЩИЙ: Эта свеча – частица любви, Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них, Жизни негаснущий свет!

    Метроном. Минута молчания.

Ведущая. В день Великой Победы мы воздаем славу не только погибшим, но и живым!

Ведущий. Ветераны…отвлекитесь от дел, загляните в их лица… становите свой взгляд на их белой, точно лебяжий пух, седине, всмотритесь в их разбежавшиеся по коже морщинки, в их выцветшие, точно на солнце платок, глаза…

Ведущая. Ветераны, прошедшие войну…как мало их осталось, этих стариков, которые ценой собственной крови завоевали для нас сегодняшний мир и покой.

Ведущий. Давайте в день праздника подойдем к ним, улыбнемся и скажем “Спасибо!”.

И пусть наша благодарная улыбка хотя бы немного оттеснит боль тех страшных лет, которую они носят в сердце.

Ведущая. Пусть они знают, что мы любим их, ценим их подвиг, и очень хотим, чтобы они оставались с нами как можно дольше…

Девушка 1. Спасибо вам, родные наши ветераны, за нашу Родину, за то, что вы не щадили себя за Победу! Живите долго-долго! Вы нам так нужны!

Девушка 2. Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ, кто был в тылу, кто воевал,

Ваш тяжкий труд, что был желанный, народ поднял на пьедестал.

    Фанфары.

Сценарий спектакля - концерта, посвященного Дню Победы

(7-11 классы)

Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ – победитель, воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны; повысить гражданское самосознание и патриотизм учащихся.

Задачи:

Пробудить интерес к изучению истории Отечества, истории своего народа, развивать осознание ответственности за сохранение культурно-исторических ценностей страны.

Познакомить учащихся с произведениями художественной литературы, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;

Развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, публичного выступления, выразительного чтения.

Слайд 1

«Письма с фронта»

Слайд 2

Звучит современная музыка.

Выходят ребята (кто-то отряхивается, кто-то осматривается) 7-8 класс

Девочка 1: Ты куда нас привел? Здесь какая-то разруха!

Мальчик 1: Да, это старый дом под снос! Может, что-нибудь на чердаке интересное найдем!

Девочка 2 : Ага, сокровища пиратов!

Мальчик 2 : Клад! Клад! Клад!

Девочка 3 : Да тут кроме пыли и паутины, по-моему, ничего нет!

Мальчик 3 : О! Смотрите! Какой-то старинный альбом!

Девочка 1 : Да это старые фотографии, пожелтели все!

(из альбома выпадают конверты-треугольники)

Мальчик 1: Я же говорил, что-нибудь интересное найдем! Может, это старинные карты?

Девочка 3: Мемуары! Разбогатеем!

(собирают и открывают конверты)

Девочка 2: Ага, рецепты эликсира молодости.

Мальчик 2: Почитаем-почитаем (начинает читать с иронией)

В минуты редкой тишины,

Между кровавыми боями,

Пускай к тебе мои мечты

Летят, гонимые ветрами.

Мальчик 3 : Ну-ка, ну-ка: (вырывает листок)

Пишу письмо тебе, родная,

Ночной безоблачной порой

И, от разлуки изнывая,

Болею всей своей душой.

Склонилась ива надо мною,

Ветвями нежно обнимая,

Под шелестящею листвою,

Уединение скрывая.

Мальчик 1: Подождите…. ( берет листок)

И мне привиделись в ночи

Твои объятия и ласки,

Как будто нет лихой войны,

А мы с тобою в чудной сказке.

Жаль явь развеет чудеса

С лучами первого рассвета.

Целуй детишек за меня!

Я с нетерпеньем жду ответа!

У ребят меняется настроение и отношение к письмам. Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.

Девочка 1: Ребята, да это же фронтовые письма! Как они здесь оказались?

Мальчик 3: Может они не дошли до своих адресатов?

Девочка 2: А может, уже нет в живых тех, кто хранил эти письма?

Мальчик 2 : Давайте прочитаем их сегодня. Это же наша история, наша память.

Слайд 3 (видео «Письма с фронта»)

Слайд 4

Отрывок «Трамвай на передовую» (ученица 10 класса)

Линия фронта была уже очень близко от Одессы. И наши ополченцы уезжали на передовою просто на трамвае. До конечной. Ну и я сына на трамвай провожать пошла...

Он когда маленький был, я его с этой же остановки в школу провожала. Я всегда ему заворачивала три бутерброда, его любимые. А он всегда один назад привозил. Маме.

В этот раз я ему тоже три с собой завернула. Только назад он мне ничего не привез. Да и сам не вернулся… (вой сирены) А я… долго ещё на ту остановку ходила.

Слайд 5

Песня «Память» (ср. группа вокальной студии)

Слайд 6 (видео «Маме»)

Отрывок письма «Дочка матери» (ученица 11 класса)

Дорогая мама, с первых строк хочу попросить у тебя прощения. Я без разрешения закончила курсы медсестер. Я не могла поступить иначе, ведь и мой папа, и младший брат, который даже не закончил школу, ушли на фронт. Просто не смогла остаться дома. Конечно, не ожидала, что так сразу попадем в передрягу. Еще на пути к передовым линиям на нас напал немецкий бомбардировщик. На машинах были красные кресты медицинской помощи, но они даже не посмотрели на это. Мы не знали, что делать, вокруг пустынная местность, ни леса, ни кустика. В этот момент я забыла всё, чему меня учили, я не могла сдвинуться с места. Может быть, это была контузия, ведь впервые я слышала взрывы. Вокруг, меня окружали воронки, горевшие машины и девушки, которые «корчились» от боли, а ведь только вчера они мечтали попасть на фронт. Когда взрывы прекратились, мы поехали в мед сан бат, отвезти раненых девушек.

9 сентября мы прибыли в Ленинград. Пути к «большой Земле» были перекрыты, потому что Ленинград был в блокаде, окруженный кольцом фашистов. Добирались туда через Ладожское озеро. В памяти осталась маленькая девочка, которую так и не удалось спасти, Таня Савичева. Она умерла по дороге к госпиталю. Её записная книжка – дневник стала символом ничтожно – горького положения Ленинграда.

В дальнейшем мы прибыли в Сталинград. Мне хотелось помочь всем, но бинты, которыми была набита моя сумка, малую помощь могли оказать солдатам. У кого-то была оторвана рука, половина ноги, размозжена голова, и все просили: «Сестра, помоги». Я перевязывала их раны и молила Бога помочь им выдержать. «Милый, потерпи, пожалуйста», - пытаясь успокоить, говорила я. В окопе почти засыпанный землей лежал солдат и пытался что-то вымолвить, но я не слышала, я начала раскапывать его. Его и моя кровь смешались, руки от земли были порезаны. Но у меня была цель – спасти, донести до госпиталя, я даже не спросила, как его имя, нужно было помогать другим. Я не считала, сколько было раненых в этот день и последующие. Просто нужно было сделать всё, чтобы помочь им. Самое больное сейчас для меня, что я ушла без разрешения, без твоего благословения, но я молю тебя простить, ведь я, как и ты, как и многие сотни других помогаю защищать Отчизну. Мы не пустим фашистов и не отдадим им Родину.

Я посылаю тебе эту ромашку, которая единственная осталась цела с поля боя моего первого боевого крещения. Я люблю тебя, мама.

Слайд 7

Песня « А закаты алые»

(ст. группа вокальной студии)

Слайд 8 (видео «19 лет»)

Отрывок письма «Николай 19 лет» (ученик 9 класса)

Дорогая мама! Пишу в надежде, что найду тебя и смогу низкий поклон тебе отдать за мое спасение. Было это в 1941.

Немногие оставались в живых, когда мы попали в окружение, и комбат дал приказ пробиваться по двое-трое к линии фронта. Мы с моим другом Николаем шли через лес, ночевали в копнах сена, кормились чем попало, пока не добрались до деревни Теляпкино. Там уже было десятка два наших однополчан. Передохнув, решили идти все вместе дальше. Но председатель колхоза отсоветовал: "Леса кругом прочесывают немцы, переждите, ребята..."

Но ночью деревню захватили немцы. Нас, безоружных, согнали на деревенскую площадь, поставили в ряд. Три фашистских автоматчика подошли к первому в шеренге - это был Николай, - отвели к стене сарая и дали очередь в упор... Мы стали прощаться друг с другом. Все меньше оставалось нас в ряду: по одному уводили солдат к сараю и расстреливали. Женщины, дети, старики, сбежавшиеся на площадь, кричали, плакали. Но палачи не обращали на них никакого внимания, хладнокровно и методично продолжая казнь пленных.

Я был тринадцатым в ряду, двенадцать моих товарищей уже лежали мертвыми у сарая. И вот наступила моя очередь. Меня повели. Вдруг страшный крик разрезал воздух: "Сын! Это мой сын! Не убивайте его!" Ко мне бросилась незнакомая женщина, за ее юбку цеплялись маленькие дети, одного она держала на руках. Фашисты и отталкивали прикладами автоматов, но женщина с пятью детьми не отступала, рвалась ко мне. Переводчик что-то сказал офицеру, руководившему казнью, и тот махнул перчаткой. Меня отвели в сторону. Вся площадь заходил ходуном. Женщины хватались за оставшихся в живых красноармейцев, кричали: "Это мой брат!", "Это мой сын!", "Мой жених!".

Казнь остановили «до выяснения». Ночью нам удалось бежать.

Пишу тебе, мамочка, в надежде, что ты отзовешься. Свою настоящую мать я не знаю, но ты, которая спасла мне жизнь и стала для меня самой родной. Мама, те ужасы, которая приносит война, скоро закончатся. Я надеюсь, что встречусь с тобой и Танюшкой, ведь мы победим, мы обязательно победим! Рядовой 61-го кавалерийского полка Созин С.В.

Слайд 9

Песня «Десятый наш десантный батальон»

(дуэт ст. группы вокальной студии)

Слайд 10 (видео «Черноморцы»)

Отрывок «Черноморцы» (ученик 10 класса)

Группа моряков-черноморцев, взятых гитлеровцами в плен после падения Одессы и Севастополя, была заключена в один из бараков лагеря военнопленных в городе Чистяково Донецкой области. По свидетельству очевидцев, особенно жестоко гитлеровцы пытали моряков. Военнопленный танкист в записке, спрятанной в печи одного из бараков, писал: «... их пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а они пели песни да нам говорили: смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать там, на воле, что моряк - это сталь и нас не согнет никакая сила. За Родину! Эти слова моряки произносили во время пыток. А пытали их на глазах у всех военнопленных, чтобы другие не думали противиться. Потом мы узнали, что моряки задушили двух немецких часовых, но убежать им не пришлось».

Братишки! Черноморцы дорогие!

Не думайте, что я попал в плен здоровым. Я был тяжело ранен, но подлечили, сволочи, чтобы использовать как рабочего. Не иду. Сегодня били, отбили все до селезенки, прощайте.

Ваш, Михаил Л.

Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки-черноморцы. За меня, братишки, пошлите несколько пуль - пусть помнят, что мы не сдаемся, что меня нет, но есть вы.

Ваш Николай Г.

Прощайте все, кто был дорог мне, а море, Черное море, тебя хотя бы посмотреть один раз.

П. Т. Черноморец умрет, но с песней.

Юрий.

Братишка Колька, балтиец дорогой! Помни меня, береги мать.

Твой брат Олег.

Слайд 11

Минута молчания ( метроном)

Слайд 12

«Майор привез мальчишку…..» (ученик 9 класса)

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Слайд 13

Танец « Я прошу хоть ……»

(солистка хореографической студии)

Слайд 14 (видео «Лариса»)

Отрывок из письма «Андрюша» (ученица 10 класса)

Здравствуй, дорогой мой Андрюша. Вот уже полгода как я не получаю от тебя писем. Это очень трудно так долго не получать писем. Вот сейчас: перед боем, под грохот орудий, треск пулеметов, под вой юнкеров, в огне, в пороховом дыму, пишу тебе эти строки и думаю, думаю о тебе. Дорогой мой Андрюшенька, какая же великая сила любовь в бою. Идешь в бой и знаешь, что впереди, после победы, красочная и творческая жизнь. И тебе вдруг становится легче на душе в эти страшные часы, потому что каждое завтра приближает тебя к радостной встречи с любимым. Я помню тяжелые и грозные бои за Москву. Мне было тогда вдвойне тяжелее: я узнала, что фашисты растерзали мою маму и братишку. Было очень сложно и страшно. Мы пережили 2 этапа наступления. К зиме становилось очень холодно. Я очень переживала за своих родных. Горе давило мне, но я не плакала, нет, я мстила фашистам, но все мне было мало. Мои чувства сохранили свою силу, и ненависть к врагу сберегла свою остроту. Но твое письмо согрело мою душу, мне стало легче дышать, как будто твои ласковые руки обняли и прижали меня к себе. А завтра, на рассвете, бой. Любовь к жизни не бывает так сильна, как перед боем. Внезапно узнаешь, что небо чертовски глупое, что лес прекрасен, задумчивы и тихий. Деревня, хаты с соломенными крышами, дым над трубами, напоминают об уютной семейной жизни. Хочется жить. Очень хочется жить. Но жить свободно. Вот за такую жизнь мы и деремся: на разных полюсах ползаем по полям, мокнем до костей. Бывает трудно, очень трудно, когда силы иссекают, и даже смерть кажется желанным избавителем от мучительной боли, но вспомнишь, что впереди целая жизнь и становится легче дышать. Я далеко от тебя, Андрюша, но я не одна, и ты, не один… нас много. Сквозь ночь мы смотрим вперед и видим… победу. Мы идем по трупам фашистов, шагая через потоки крови, через муки страданий, через грязь и ужас войны. Мы выстрадали свою победу, мы ее завоевали. И я так хочу вернуться домой, рассказать тебе и прижаться щекой к твоей шершавой шинели. Милый мой Андрей, до начала боя остался час. Целую тебя. Твоя Лариса.

Слайд 15

Песня «Смуглянка»

(ср. группа вокальной студии)

Слайд 16 (видео «Брату»)

Отрывок письма «Близка победа» (ученик 9 класса)

Здорово брат.

Пишу тебе я с армии, служу я в танковой дивизии №353. У меня все хорошо. Пули над головой летают, танки горят, самолеты падают. Выехали мы на войну фрицев долбить. Погода туманная, ничего не видно, заехали мы на немецкую территорию. Нас заметили и стали по нам стрелять. Первый раз по нам не попали, второй раз нам попали по гусеницам, но мы их убили. Вылезли мы из танка, и пошли в лесную чащу, там попали мы в болото, один человек утонул. Осталось нас трое. Есть охота, съели последнюю еду, запасов больше не осталось. Перешли через лес, и попали на немецкий бункер. Убили мы семь человек. Сидели мы в бункере пили, курили, ели. Захватили мы их шифры и коды, пошли мы в штаб. По пути мы наткнулись на фрицев. Один побежал с шифрами и кодами, но его подстрелили, а нас взяли в плен. Мучили, избивали, смеялись над нами. Просидели мы в муках пятнадцать дней. На шестнадцатый день мы убежали оттуда, пришли мы в штаб. Наградили нас орденом мужества.

Буду бить врага беспощадно, до победы. Мы гоним немцев так, что они бегут и всe бросают.

Вот так брат. Передавай маме и папе привет. Ждите меня, я скоро вернусь. Целую. Боев Михаил.

Слайд 17

Песня «Пой, солдат, пой»

(солистка вокальной студии и ст. группа хореографической студии)

Слайд 18 (видео «Победа»)

Письмо «Победа» (ученик 9 класса)

Победа наша!

Здравствуй, дорогая Клавочка! С пламенным приветом к тебе твой Василий. Клавочка! Сегодня решил написать тебе письмо, может быть, последнее до нашей встречи. Войну закончили 8 мая, 9 мая праздновали победу. Радости, конечно, нет предела. Сейчас ведь Родина стала совсем близка. Скоро, конечно, будем в России. В нашей любимой Родине. И справлять Победу. Все прожитые невзгоды уже позади. Сейчас можно справедливо отдохнуть. Гнет войны мы сбросили с плеч. Сейчас счастливая мирная трудовая жизнь – жизнь еще неувядшей молодости, полной всевозможных желаний во всех отношениях. На этом заканчиваю и передаю привет мамаше, Галочке, Наденьке.

Пока до скорого свидания. Целую. Твой Василий

Слайд 19

Песня «Казаки в берлине»

(мл. группа вокальной студии)

Слайд 20

Ученик 4 класса:

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в день Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять

Рассказов откровенных,

Ведь повторять -

Опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые,

Один - сержант, другой - майор,

А больше - рядовые.

Я знаю: трудно каждый год

Рассказывать сначала

О том, как армия вперед

С потерями шагала.

О том, какая там пальба,

Как в сердце метят пули...

- Судьба, - вздохнут они, -

Судьба!

А помнишь, как в июле?..

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Все меньше их...

Но верю я -Они придут, приедут...

Слайд 21

Песня «Вальс победы»

(солистка вокальной студии)

Слайд 22

Танец «Бескозырка белая»

(хореографическая студия)

Слайд 23

Девочка 1: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.

Мальчик 1: Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.

Девочка 2: Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Мальчик 2: Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвятили сегодняшний концерт.

Девочка 3: Ребята, а что делать с письмами?

Мальчик 3: Давайте передадим их в музей воинской славы, будем читать и помнить!

Слайды 24-26

(все группы вокальной студии и участники концерта).

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
ШАХТЁРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 13

ИМЕНИ Н.И. БАРАНОВА

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта»

Подготовила:

педагог-организатор

Анищенко Н.В.

ШАХТЕРСК 2015

Письма с фронта

Дети исполняют песню «Шел солдат…»

Ведущая: Шел солдат с войны домой,

Шел дорогою прямой,

В гимнастерочке линялой,

Шел домой солдат бывалый.

И пройдя огонь и бой,

Что солдат принес с собой.

Ведущий: Два раненья, три медали.

Имена друзей, что пали.

Фляжку спирта для беседы,

А еще принес Победу…

Ведущая: Сегодня у нас праздник. Вернее, приближается Праздник Победы, день радости и торжества, день гордости и скорби, праздник славы и памяти всех тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость нашей земли. В нашем зале присутствуют дорогие наши земляки, убеленные сединой ветераны войны. Им низкий поклон и слова благодарности.

С праздником Победы!

Дети исполняют песню «День победы…» (Поют все)

Ведущий: Солдат Отечественной, тогда в 45-м, отвоевали миру солнце, весну, мечту…Победа! И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, если растет хлеб на родных полях, то это потому, что была Победа!

(Песня «Журавли»)

Ведущая: Мы посвящаем сегодняшнее мероприятие памяти тех кто перенес нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых за Родину, за нашу светлую жизнь, за нас с вами.

И предлагаем вспомнить всех, кто погиб защищая наш поселок, защищая нашу Родину поименно.

(выходят дети с фотографиями участников боевых действий)

Ведущий: Главные герои сегодняшнего мероприятия – письма. Письма одного поколения к другому…

Ведущая: Письма с фронта… Они были порой очень скупы, буквально в несколько строчек, потому что писались в короткие минуты отдыха между боями. Но они могут рассказать о многом.

Я шлю письмо из сорок первого,

Взгляни на снимок, сверстник дорогой,

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ты посмотри, какой я молодой.

Ведущий: «Здравствуйте мои родные. Здравствуйте, хотя, когда вы будете читать мое письмо, меня не будет в живых. Но и через смерть, через небытие я обнимаю вас, мои родные, я целую вас! Не думайте, что я ушел на эту страшную войну из-за желания блеснуть своей храбростью. Я знал, что иду почти на верную смерть… За вас мои родные, за ваше счастье. Я ушел на смерть во имя жизни!»

Ведущая: Письма с фронта… Их помнят до каждой буквы, их берегут, как самое дорогое, что осталось в памяти о родных и близких, о тех, с кем не суждено было испытать радость долгожданной встречи. Письма с фронта!

Ведущий: Их ждали долгими, тревожными днями, каждый из которых мог стать последним днем ожидания, последним днем надежды.

Выходит почтальон.

Ах, должность горестней была ли

В войну еще, чем почтальон…

Как дружно бабы замирали,

Когда в деревню входит он.

Какая им была несчастным мука,

Зажав ладонью рот, гадать,

Когда он до проулка,

Пройдя, свернет иль не свернет.

Как им хотелось, чтоб свернул он.

Как было страшно, что свернет,

Как было трудно встать со стула,

Когда стучал он у ворот.

И каждый раз, как баба рухнув,

Снопом бывало заревет,

Он говорил: «Поплачь горюха…

Поплачь, скорее заживет!»

(звучит «АВЕ МАРИЯ», выходит солдат и мать).

Солдат.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновский привет,

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет.

Мы были беспечными, глупыми были.

Мы вс
е, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут на войне.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры.

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

(становится на пьедестал)

Мать.

«Здравствуйте, родные мои сыночки, воины красной армии! Милые мои, если бы вы знали, как облегчили материнское горе своим участием и письмами. Как я узнала, что наделали эти изверги над моим Юрой, места себе найти не могла, почти не спала, хлеба не смела, взять в руки! И на это я растила и ходила сына? Как подумаю о его смертных мучениях, заплачу и вспоминается мне Юра маленьким, 3-х годов, здоровый, веселый, и страсть озорной мальчишка. Хочется его понянчить, погладить по головке и помыть рученьки и ноженьки. И снова я читала страшные слова: «Распят на кресте: Господи! В ноги, в руки, в голову моего мальчика вколотили немцы гвозди.

Милые мои, прошу, отомстите фашистам за Юру, за его страдания и боль, за мое неутешное горе»»

(Подходит к постаменту солдата и кладет цветок)

Ведущая: Опять похоронка и снова беда.

Лишилась я сына, попал в никуда,

Могила его там, где ветер шумит,

А память о нем наш народ сохранит.

Ведущий: Казалось бы трудно совместить эти два понятия – женщина и война. Но если на родную землю надвигается смерть, если вражеская чума угрожает родительскому дому, разве не естественно желание женщины защитить родину, детей своих, чужих и еще не рожденных, сохранить для них тишину и ясное небо?

История не знала такого массового участия женщин, такого мужества в военных действиях и героизма.

(Фонограмма мелодии «Священная война»)

Что случилось, скажи мне, ветер.

Что за боль у тебя в глазах.

Разве солнце не также светит?

Или вянут травы на лугах?

Разве звезды не так искрятся?

Разве больше девчонкам не снятся

Счастье алые паруса?

Как тревожно стонет планета,

Как угрюмо висит тишина.

Что случилось? Скажи мне, ветер.

Неужели это война?

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… ТИХИЕ…

1-ая девушка-солдат . Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

2-ая девушка-солдат. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

3-ая девушка-солдат . Разве для смерти рождаются дети, Родина?

4-ая девушка-солдат . Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

5-ая девушка-солдат . Родина? Славы никак у тебя не выпрашивали, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина!

(девушки стали на пьедестал)

Ведущая . Они по зову Родины надевали военные гимнастерки, уходили на передовую! Лицом к лицу встречались с врагом.

Ведущий . 5 девчонок было, всего 5. А ведь не прошли фашисты. Жизнями своими закрыли девчонки дорогу к своей Родине.

Диктор. Стоят они в молчанье строгом

И зори тихие молчат.

А в окружении безмолвном

Березки песнь хотят начать.

(Фонограмма «Темная ночь»)

Диктор. Огонек чадит в жестянке.

Дым махорочный столбом…

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают, кто о чем.

1 солдат. В тишине да на покое

Помечтать – оно не грех.

Вот один боец с тоскою

Глаз сощурил, молвил «Эх!»

2 солдат. И замолк. Второй качнулся,

Подавил протяжный вздох.

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: «Ох!»

3 солдат. Да – ответил третий,

Взявшись за починку сапога.

4 солдат. А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: «Ага!»

5 солдат. Не могу уснуть, нет мочи!

Пятый вымолвил солдат.

— Ну, чего вы братцы к ночи,

Разболтались про девчат!

Солдаты затихают, припоминая свое. На сцене появляется танцующая пара: девушка в белом и солдат.

Солдат. Что, Андрей, любимую вспомнил?

Солдат (достает письмо) Да!

(поют «Темная ночь»)

Звучит вальс.

Солдат. Жди меня и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут.

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

позабыв вчера.

Жди меня и я вернусь.

Только очень жди…

Девушка. Я знаю – ты скоро вернешься.

Я верю, что вре
мя такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью.

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом, мы сядем

И письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.

    й Продолжается жизнь.

    й И опять начинается день.

    й Продолжается время дождей.

    й Нарастающий ветер колышет большие хлеба.

    й Это ваша судьба!

ВСЕ: Это – общая наша судьба!

исполняют песню День Победы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Пояснения к сценарию.

Данный сценарий можно считать коллективным творческим делом, поскольку его подготовка и проведение предоставляют возможность включить в работу большое количество учащихся. Проводилась следующая предварительная работ: сбор фотоматериалов, создание музыкальных видеофрагментов, работа с материалами по краеведению, оформительская работа. Материалами для музыкальных видеофрагментов послужили фотографии военных лет из “Фотоархива Минобороны”. Кроме того, в видеофрагменты “Журавли” мы включили фотографии героев Советского Союза и памятников Балашихинского района. О героях Балашихи учащиеся узнали на открытом уроке за несколько дней до проведения данной музыкальной композиции. Музыкальные видеофрагменты явились очень сильным эмоциональным средством воздействия и на участников сценария и на зрителей. Также мы распечатали и раздали зрителям тексты песен, которые звучат во время проведения этого сценария.

Сценарий был подготовлен к 65-летию Великой Победы. Его участниками были учащиеся 10–11 классов.

Реквизит.

Для учащихся-бойцов армейские пилотки, для девушек – почтальонш сумки почтальона. Письма, которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника.

Оформление зала (сцены, класса).

В центре необходимо расположить экран для показа музыкальных видеофрагментов. Плакаты со стихами размещаются по обеим сторонам экрана. Рядом с экраном стол, покрытый скатертью. На столе армейские пилотки, письма-треугольники, патефон, сумка почтальона. Справа и слева от экрана несколько стульев по числу учащихся, участвующих в сценарии. В ходе сценария некоторые учащиеся выходят в центр зала, некоторые только встают и читают свои слова с места. Последовательность действий решается на “больших” репетициях. В сценарии принимало участие 10 человек.

Музыкальное оформление.

  1. Музыкальный видеофрагмент “Журавли” (для начала).
  2. Марш “Прощание славянки”.
  3. Музыкальный видеофрагмент “На безымянной высоте”.
  4. Музыкальный видеофрагмент “В землянке”.
  5. Музыкальный видеофрагмент “Последний бой”.
  6. Музыкальный видеофрагмент “Огонек”
  7. Музыкальный видеофрагмент “Журавли” (для окончания).

Ход сценария

Музыкальный видеофрагмент "Журавли" можно получить у автора статьи.

Ученица 1. Война – жесточе нету слова!

Ученик 2. Война – печальней нету слова!

Ученица 3. Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому, мужу, сыну, брату “прощай”. Если бы наперед знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в смертельной схватке с врагом.

Ученик 4. Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта…

Звучит марш "Прощание славянки". (Приложение 2), потом музыка становится тише...

(На фоне музыки выходят и говорят три ученицы – почтальонши.)

Ученица 5. Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Вот так. (Показывает.) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: “Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину”.

Ученица 6. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу бесконечную радость или беспредельное горе.

Ученица 5.

Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мертвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустертых?
Только адрес есть на конверте – жизни и смерти,
Если б знать вам, на почте тут же,
Что внутри там! Был в окружении?
Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?
Пал, по слухам, в первом сражении…
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок маминых ботах.
И берет всех судеб удары,
Радость чью-то и смерть кого-то.

Ученица 6. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Ученица 5. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и “скорой помощью”.

Ученица 7. В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

(“Почтальонши” достают письма-треугольники из своих сумок и отдают “адресатам”.)

Музыкальный видеофрагмент “На безымянной высоте”. (Приложение 3)

(Выходят ученики в пилотках.)

Ученик 4. (читает письмо) “…нас осталось мало. К вечеру подойдет подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына”.

Ученик 2. (читает письмо) “…был на передовой. Излазил ее, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!”

Ученик 4. На одном фронтовом треугольнике приписка: “Дорогая военная цезура! Не выкидывайте этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки”. А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него – и слезы подступают.

Ученик 8. “Я вернусь”, “Жди меня” – этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью.

Только на фронте проверишь
Лучшие чувства свои,
Только на фронте измеришь
Силу и крепость любви.

Ученица 9. (Читает стихотворение “Папе на фронт”.)

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ж ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: “А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?”
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так…от счастья… Твоя дочь.

Ученик 2. Сколько стихов и песен сложено в эту пору!.. Одной из таких песен – была песня “В землянке”. Она стала гимном любви и верности.

Музыкальный видеофрагмент "В землянке". (Приложение 4)

Ученица 5. Героическую борьбу в Подмосковье вели партизаны. Подвигами своими и храбростью был известен комиссар Сергей Иванович Солнцев. В одной из операций, прикрывая своих товарищей, он стрелял до тех пор, пока сам не лишился сознания от потери крови. После его гибели дошла до его родных его маленькая записочка…

Ученик 10. (Читает письмо.) “Дорогая Маруся! Давно я не писал тебе, так как отправить письмо все равно не было никакой возможности. Невозможно это и сейчас…Но не могу тебе не писать, ведь живу и борюсь ради тебя, ради родных и друзей, ради земли нашей…Мы победим, я верю! Мы обязательно будем вместе”.

Ученица 7. Вера Поршнева одной из первых вступила в партизанский отряд, когда враг рвался к Москве со стороны Калининской области. По заданию командования Вера проникла в немецкую комендатуру, стала лучшей разведчицей отряда. При выполнении важного задания была выдана предателем и 10 дней и ночей терпела издевательства и пытки, но не сломилась. Вера знала, что обречена. Она написала две записочки матери и зашила под подкладку пальто. Через много лет при перезахоронении героини найдены эти ее письма…

Ученица 1. (Читает письмо.) “Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а лишь 24 года. Мне так хочется жить! Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить немецких фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю – за мою смерть отомстят мои друзья – партизаны. Не плачь, мама. Я умираю, но все отдала Победе. За народ умереть не страшно! Передай девушкам, пусть идут партизанить, смелее громят оккупантов. Наша победа недалека! Мамочка, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. Но ты не плачь, не убивайся… Прощайте!”

Музыкальный видеофрагмент "Последний бой". (Приложение 5)

Шел солдат в дымах непроходимых,
А от всех дорог и пристаней
Молча шли за ним глаза любимых,
И любви не выдумать сильней!

Ученица 7. Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме…

Ученица 3. (Читает письмо.) “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

Музыкальный видеофрагмент "Огонек". (Приложение 6)

Ученица 5. В октябре 1941 года танк под командованием Ивана Сидоровича Колосова попал в окружение, но решил ударить по врагу в его же тылу. Танкисты знали, что вступают в свой последний, смертный бой. Истекающий кровью, Иван Колосов писал свое прощальное письмо невесте. Ей передали его лишь в 1971 году, через 30 лет после гибели танкиста, когда случайно отрыли вросший в землю танк и нашли погибших героев, документы и их письма…

Ученик 8. (Читает письмо.) 25 октября 1941 г. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Рана моя жестока. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Похоронил я своих друзей в березовой роще. В ней было светло. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Дорогая Варя, ты помогала мне всегда: и дома, и в бою. Наверное, все-таки тот, кто любит, тот всегда добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но никогда не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. Ты еще будешь любить! У тебя будут красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов

Ученица 7.

Лампы непогашенное пламя,
Непогодь играет на трубе,
Ласковыми нежными руками
Память прикасается к тебе…

Музыкальный видеофрагмент "Журавли" можно получить у автора статьи.

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись,
Могиле этой дорогой, всем сердцем поклонись –
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер, ученый иль пастух,
Навек запомни – здесь лежит твой самый лучший друг,
И для тебя, и для меня, он сделал все, что мог –
Себя в бою не пожалел, а Родину сберег…

Учитель. (Заключительное слово.)

В день Великой Победы мы воздаем славу не только погибшим, но и живым!
Ветераны…
отвлекитесь от дел, загляните в их лица…
остановите свой взгляд на их белой, точно лебяжий пух, седине, всмотритесь в их разбежавшиеся по коже морщинки, в их выцветшие, точно на солнце платок, глаза…
ветераны…
прошедшие войну…
как мало их осталось, этих стариков, которые ценой собственной крови завоевали для нас сегодняшний мир и покой.

Давайте в день праздника подойдем к ним, улыбнемся и скажем “Спасибо!”.
И пусть наша благодарная улыбка хотя бы немного оттеснит боль тех страшных лет, которую они носят в сердце.
Пусть они знают, что мы любим их, ценим их подвиг, и очень хотим, чтобы они оставались с нами как можно дольше…


Сценарий литературно - музыкальной композиции

«ПИСЬМА С ФРОНТА»
Песня «Зажгите свечи» - поёт библиотекарь.
Дети выходят, выносят свечи, ставят около обелиска.
Библиотекарь: Четыре года шла война – это 1418 дней. 27 миллионов погибших людей! А мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим «Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья». Но 27 миллионов погибших… Вы представляете, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года!

^ Минута молчания.
«Священная война». (Презентация: военные фото)

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1:

Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Ведущий 1:

Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.
Ведущий 2:

Это написанная кровью храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие ее в том, что проходит она через сердце человека.

Ведущий 1:

Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая дает конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.

Фронтовое письмо, не молчи, расскажи

О жестокой войне и о времени том,

Как сражался солдат, как в окопах он жил,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
Ведущий 2:

В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой смерти, душевного состояния.


Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу».
Я читаю письмо и как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,

Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

Я читаю письмо и уверен, что если придется,

Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

Ведущий 2:

Война – тяжелое и жестокой испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем.

Ведущий 1:

Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.


Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

За ласковые письма для солдат!

Ведущий 1:

Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины.

Ведущий 2:

А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.


Слова в строке бежали ровно, прямо,

И вдруг сквозь них далекий образ встал.

Любимая, вся как живая, мама!

Солдат в десятый раз письмо читал.

Заботы, беспокойства – как знакомо!

Вся мама, в каждом слове и строке.

Казалось: вот прижми письмо к щеке,

И ощутишь тепло и запах дома…

Ведущий 1:

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична. От колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, ласку, привязанность. А дети должны отвечать тем же – любовью, вниманием, заботой.

Ведущий 2:

С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.


В одной станице под широкой грушей,

Еще вчера слыхавшей гул «пантер».

Писал открытку на крыле «катюши»

Высокий черноглазый офицер.

Пока еще не подвезли снаряды,

Есть время, чтоб открытку настрочить.

Он знал, как будет мама рада

Письмо от сына с фронта получить.
И верил я снова и снова,

Что в каждом конверте найду

Ее материнское слово,

Ее сокровенное: «Жду!»

Я знал в эти годы крутые,

Что каждую строчку письма

С ней вместе писала Россия,

Россия, Россия сама!

Ведущий 1:

«Пропал без вести…», «Пал смертью храбрых…», «Ваш сын…», «Ваш

муж…», «Ваш отец…». Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.


Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Не помню я его обиды,

Я помню про его семью.
Мне представляется невольно

Его обманутый уют…

Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще письмом убьют.

Ведущий 2:

Как много значили письма для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу.

Ведущий 1:

Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали сердца.

Ведущий 2:

А какой патриотизм тек в крови каждого солдата. В письмах родным они говорили о том, что если не вернутся, то умрут за родных, за Родину!


Здравствуй, папа,

Ты опять мне снишься,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть, я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

«Разговор с портретом»

У меня котенок спит,

Плачет кукла Зоя.

Во дворе мальчишка Сашка,

У него собака,

А еще машина есть,

А еще есть папа.

А когда же ты приедешь,

Мама обещала

Я и кукла моя Зойка
Побежим к вокзалу

Платье лучшее одену,

Как на день рожденье

Мама торт нам приготовит

Вот будет веселье

Мы с тобой пройдем по парку

Пусть увидят все,

Что у Кати папа дома,

А не на войне.

Ведущий 1:

В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых…

Ведущий 2:

Популярным было стихотворение Константина Симонова «Жди меня», посвященное любимой женщине поэта – Валентине Серовой.

Ведущий 1:

Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей.

Ведущий 2:

Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня и я вернусь.

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И сними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло»

Не понять, не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 1:

Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо, с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов. Стихотворение «Я могу тебя очень ждать…» звучит как ответ на стихотворение «Жди меня».


Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу за тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

«Случайный вальс» (танец)
Ведущий 1:

Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.


Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да – вы скажете. Неверно!

Они кричат, пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.

За нас кричат. Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

… Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была земля с пятью материками.

Великая! Она летит во мгле,

Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

Жилая вся. И ходит по земле

Босая Память – маленькая женщина.

Ведущий 1:

Май есть и будет в нашем сознании соседством Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

Ведущий 2:

Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

Ведущий 1:

Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего мая.

Ведущий 2:

Задумайтесь о тех, кто будет встречать май без нас – после нас. Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы.

Ведущий 1:

Ведущий 2: Ветер Победы.

Ведущий 1: Ветер Мира.

Ведущий 2: Ветер Любви.

Ведущий 1:

Нас с каждым годом остается меньше,

Прошедших сквозь свинец, огонь и чад.

Благословляю и мужчин и женщин

Сажать цветы, выращивать внучат.

Нет, не за тем, чтобы однажды снова

Земля стонала, заживо горя,

А чтоб война – то проклятое слово

Встречалась разве только в словарях.
Звучит песня «Журавли»
Сценарий подготовлен

заведующей библиотекой

МОУ СОШ №1

Ольгой Петровной Ржевской



Просмотров