Понятие «культура». Историческое развитие представлений о культуре

Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида -homo sapiens - возник примерно 40 тыс. лет назад (80 тыс. по новым данным), то первые элементы культуры возникли еше раньше — около 150 тыс. лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еше дальше, до 400 тыс. лет. когда наши дальние предки начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тыс. лет. так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени — полтораста тысячелетий — и проходил процесс становления и эволюции культуры.

Периодизация развития культуры

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Вся данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы , в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вешами устанавливались близкие. почти родственные связи.

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли , и , и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, барельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».

Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — , и . Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека . когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.

В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.

В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочным, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.

Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.

Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым . хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.

XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма , в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.

В XVII в. рождается современное естествознание, и наука приобретает невиданную общественную значимость. Она начинает все активнее теснить религию, подрывая ее магические, иррациональные основания. Возникшая тенденция еще более усиливается в XVIII в., веке Просвещения , когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Ярким свидетельством тому стал знаменитый призыв Вольтера «Раздавите гадину!», направленный против религии и Церкви.

И здание французскими философами — просветителями многотомной «Энциклопедии» (1751-1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека с религиозными ценностями от нового. современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам пауки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, которые уступает ему остающийся традиционным Восток.

В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только религия, но и искусство. Положение последнего отягощалось тем. что буржуазные слои — новые хозяева жизни — в массе своей оказались людьми низкого культурною уровня, неспособными к адекватному восприятию искусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX в. духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и философию, которая также все больше оттеснялась на периферию культуры, становилась маргинальной, что по-особому проявилось в XX в.

В XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явлениевестернизация , или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов.

Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии. С этого момента существование человека шло под знаком прометеевского вызова природе и богам. Он последовательно продвигался от борьбы за выживание к самоутверждению, самопознанию и самореализации.

В культурном плане содержание эволюции составляли две основные тенденции - интеллектуализация и секуляризация. В эпоху Возрождения задача самоутверждения человека в целом была решена: человек приравнял себя к Богу. Новое время устами Бэкона и Декарта поставило новую цель: с помошыо науки сделать человека «господином и повелителем природы». Эпоха Просвещения разработала конкретный проект достижения этой цели, который предполагал решение двух главных задач: преодоление деспотизма, т.е. власти монархической аристократии, и обскурантизма, т.е. влияния церкви и религии.

Наука и культура

В ходе эволюции существенно изменялось соотношение между наукой и искусством. У Леонардо да Винчи наука и искусство еше находятся в равновесии, единстве и даже гармонии. После него это равновесие нарушается в пользу науки, и тенденция к интеллектуализации прогрессивно нарастает. Значение прошлого и традиций уменьшается, тогда как значение настоящего и будущего усиливается. При этом культурное поле дифференцируется и каждая область стремится к независимости и самоуглублению.

Во всех областях культуры — и особенно в искусстве — роль субъективного начала возрастает. В философии Кант утверждает, что разум диктует природе законы, что предмет познания строится самим познающим. В искусстве Рембрандт одним из первых обнаруживает безмерные глубины внутреннего мира человека, сопоставимые с внешней Вселенной. В романтизме, а затем в модернизме и авангарде примат субъективного начала доходит до высшей точки.

К середине XX в. научно-техническая и технологическая революции подводят тенденции интеллектуализации и секуляризации к практически полному воплощению, вследствие чего культура ripe- терпевает фундаментальные, качественные изменения. В современном обществе центр культурного и духовного влияния сместился от традиционных институтов — церкви, школы, университета, литературы и искусства — к новым, и прежде всего к телевидению. По мнению французского социолога Р. Дебрс, основным средством культурного влияния во Франции XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. — театральная сцена, в конце XIX в. — речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. — ежедневная газета, в 60-с гг. — иллюстрированный журнал, а сегодня — регулярная телепередача.

В современную культуру входят три основные составляющие: традиционно-гуманитарная . включающая в себя религию, философию. традиционную мораль, классическое искусство: научно-техническая , или интеллектуальная, включая искусство модернизма и авангарда; массовая. Первая в той или иной мере воспринимается сегодня в качестве устаревшей и занимает весьма скромное место. Вторая, с одной стороны, пользуется огромным престижем, но, с другой стороны, в силу своей исключительной сложности не осваивается подавляющим большинством людей и потому не становится в полном смысле культурой. Отсюда известная проблема ликвидации «второй неграмотности», связанной с освоением компьютера.

Третья — массовая — имеет безраздельное господство, однако собственно культура нередко выступает в ней в качестве исчезающе малой величины. Именно поэтому современная культура становится все более эфемерной, поверхностной, упрощенной и обедненной. Она все больше лишается нравственного и религиозного беспокойства, философской проблемности и глубины, адекватного самосознания и самооценки, подлинной духовности. И хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она поражена серьезным недугом, переживает глубокий кризис духовности.

Бездуховность современной культуры становится все более угрожающей и вызывает растущее беспокойство. Еше Ф. Рабле в свое время заметил, что наука без тесной связи с совестью ведет к руинам души. Сегодня это становится очевидным. Наша современность часто определяется как великое опустение душ. Поэтому в поисках путей возрождения духовности взоры многих обращаются к религии. Французский писатель А. Мальро заявляет: «XXI век будет религиозным или его не будет совсем». Сторонники англо-американского неоконсерватизма видят спасение человечества в возврате к докапиталистическим ценностям, и прежде всего к религии. С ними солидарны участники французского течения «новая культура», которые также возлагают надежды на традиционные идеалы и ценности.

В 1970-е гг. на Западе возникла так называемая , понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Постмодернизм выражает разочарование в идеалах и ценностях Просвещения, ставших основой всей современной культуры. Для него характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии и противопоставления традиционных ценностей — добра и зла, истины и заблуждения и т.д. Он также представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством, между массовыми вкусами и творческими устремлениями художника.

Постмодернизм полон противоречий, неопределенностей и эклектики. Уходя от многих крайностей прежней культуры, он приходит к новым. В искусстве постмодернизм, в частности, вместо авангардистского футуризма исповедует пассеизм, отвергает поиск нового и культ эксперимента, предпочитая им произвольное смешение стилей прошлого. Возможно, пройдя через постмодернизм, человечество научится, наконец, устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные этапы развития культуры

Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления и потому не имеет точной даты. Тем не менее, хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида - homo sapiens - возник примерно 40 тыс. лет назад (80 тыс. по новым данным), то первые элементы культуры возникли ещё раньше - около 150 тыс. лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть ещё дальше, до 400 тыс. лет, когда наши дальние предки начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тыс. лет. так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени - полтораста тысячелетий - и проходил процесс становления и эволюции культуры. Периодизация развития культуры

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства - рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вещами устанавливались близкие, почти родственные связи.

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества - архитектура, скульптура, барельеф - достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о "греческом чуде".

Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. - Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий - христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека, когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.

В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.

В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочным, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.

Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках. культура магический мифология гуманизм

Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым. хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.

XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма, в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.

В XVII в. рождается современное естествознание, и наука приобретает невиданную общественную значимость. Она начинает все активнее теснить религию, подрывая ее магические, иррациональные основания. Возникшая тенденция еще более усиливается в XVIII в., веке Просвещения, когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Ярким свидетельством тому стал знаменитый призыв Вольтера "Раздавите гадину!", направленный против религии и Церкви.

И здание французскими философами - просветителями многотомной "Энциклопедии" (1751-1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека с религиозными ценностями от нового. современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам пауки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, которые уступает ему остающийся традиционным Восток.

В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только религия, но и искусство. Положение последнего отягощалось тем. что буржуазные слои - новые хозяева жизни - в массе своей оказались людьми низкого культурною уровня, неспособными к адекватному восприятию искусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX в. духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и философию, которая также все больше оттеснялась на периферию культуры, становилась маргинальной, что по-особому проявилось в XX в.

В XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явление - вестернизация, или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов.

Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии. С этого момента существование человека шло под знаком прометеевского вызова природе и богам. Он последовательно продвигался от борьбы за выживание к самоутверждению, самопознанию и самореализации.

В культурном плане содержание эволюции составляли две основные тенденции - интеллектуализация и секуляризация. В эпоху Возрождения задача самоутверждения человека в целом была решена: человек приравнял себя к Богу. Новое время устами Бэкона и Декарта поставило новую цель: с помощью науки сделать человека "господином и повелителем природы". Эпоха Просвещения разработала конкретный проект достижения этой цели, который предполагал решение двух главных задач: преодоление деспотизма, т.е. власти монархической аристократии, и обскурантизма, т.е. влияния церкви и религии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Периодизация эпохи Возрождения и ее характеристика. Своеобразие материальной культуры эпохи Возрождения. Характер производства предметов материальной культуры. Основные черты стиля, художественного облика эпохи. Характерные черты материальной культуры.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Примерные хронологические рамки Северного Возрождения - XV-XV вв. Трагедия гуманизма эпохи Возрождения в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры. Особенности этики протестантизма.

    реферат , добавлен 16.04.2015

    Определение степени влияния Средневековья на культуру эпохи Возрождения. Анализ основных этапов развития художественной культуры Возрождения. Отличительные черты Возрождения в разных странах Западной Европы. Особенности культуры белорусского Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Общая характеристика эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Основные периоды и человек эпохи Возрождения. Развитие системы знаний, философия Возрождения. Характеристика шедевров художественной культуры периода высшего расцвета искусства Возрождения.

    творческая работа , добавлен 17.05.2010

    Развитие античной культуры в рамках истории "вечного Рима" как типа европейской рациональной культуры. Антропоцентризм греческой культуры. Основные этапы развития эллинской художественной культуры. Пластические искусства и архитектура в Древнем Риме.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Открытие личности, осознание ее достоинства и ценности ее возможностей в основе культуры итальянского Возрождения. Основные причины возникновения культуры Возрождения как классического очага ренессанса. Хронологические рамки итальянского Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2014

    Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения. Развитие итальянской культуры в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Особенности периода Возрождения в славянских государствах.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Хронологические рамки эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Светский характер культуры и ее интерес к человеку и его деятельности. Этапы развития эпохи Возрождения, особенности ее проявления в России. Возрождение живописи, наука и мировоззрение.

    презентация , добавлен 24.10.2015

    Характеристика эпохи, искусства и культуры Высокого Ренессанса. Основное идейное содержание культуры Возрождения. Творчество великих художников. Ренессансная интеллигенция. Идеал представителей культуры эпохи Возрождения. Абсолютизация власти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру. Данная работа лишь вкратце представляет анализ культуры как социального феномена, приоткрывая то многообразие проблем, которое обнаруживает социологический взгляд на это уникальное творение общества.

В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который мог бы сравниться с «культурой» по частоте употребления и многозначности толкования. Он сопровождает специалистов в области гуманитарных и социальных наук повсеместно: рассматриваем ли мы историю древних цивилизаций или современную молодёжь, эстетические проблемы или политику, занимаемся ли мы археологией или этнографией и т.д. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает свой оттенок. Цель работы рассмотреть такое понятие как культура. Задачи работы:

1. Культура и природа;

2. Религия как форма культуры;

3. Развитие культуры в период второй промышленной революции.

1. Культура и природа

Крупнейший американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) указывал на триединую природу человека как биологического, социального и культурного существа. Именно культурная компонента и делает человека человеком. Благодаря и в результате социокультурной творческой деятельности человек выделился из Природы и закрепил это свое отделение.

«Культура» в современном социогуманитарном знании - открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как «естественное» и «искусственное». По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889-1968) культура есть «надприродное» явление.

Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова «возделанное человеком», «облагораживание» стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура.

Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, «серьёзные» феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

В круг явлений, объединяемых словом «культура», входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами.

Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением.

Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д.

И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Сознание является источником внеприродного и в действительности делает надинстинктивное в жизни людей. Всё, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено и «отягощено» сознанием. Идёт ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей - везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т.д.

Культура не противостоит природе, в ней содержатся определённые природные «отпечатки», связанные с особенностями географических условий, доминирующего темпа темперамента. Следовательно, будучи отличной от природы, культура, в особенности на ранних этапах её становления, в какой-то мере учитывает природные факторы, но не противостоит им.

2. Религия как форма культуры

Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей. Это - форма общественного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты это - форма сознания, наиболее распространённая в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс.

Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами.

Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность - непостижимый абсолют. Определений религии множество. Маркс считал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.

Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения». Религия возникла тысячелетия назад, но до сих пор для многих людей она имеет большое значение. Споры между философами вокруг сущности религии не затихают. Сегодня человек близко подошел к осуществлению своих самых заветных надежд. Приближается время, когда голодные будут накормлены, когда человечество, преодолев разобщенность, станет единым. Для одних выход - в возврате к религии. Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения. Выходит, что только священники профессионально занимаются душой, только они говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости.

Тезис о многообразии форм религиозного дискурса, его зависимости от культурного окружения фактически прокладывает дорогу межконфессиональному диалогу, плюрализму и веротерпимости. В многообразии религиозных картин мира проступает никогда не завершенный абрис непостижимого.

Наше развитие идет в таком направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психологическая инстанция включает его в число своих заповедей. Путем такого превращения человек приобщается к нравственности и социальности. Но большинство людей повинуется соответствующим культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения, то есть только там, где нарушение запрета грозит наказанием. И в том и в другом случае, важную роль играет религия. Религия черпает силы в чувстве одиночества человека во Вселенной - чувстве, которое она способна внушить. Вначале одиночество достигалось тем, что вселенную подчиняли нашему собственному понятию блага; единение с Богом было легким делом, потому что Бог был любовью.

Но крушение традиционной религии заставило усомниться, можем ли мы довериться этому способу единения. Необходимо найти такое единение, когда мы ничего не просим у мира и опираемся только на себя. Оно возможно в беспристрастном поклонении и всеобщей любви, которые игнорируют различие добра и зла и даны всем в равной мере. Чтобы освободить религию от догм, надо воздержаться от требований соответствия мира нашим стандартам. Таким образом, опыт истории подводит нас к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута не путем развития науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа - но установлением над всемирной федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной, высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа государства неэтична по своему существу.

Распространено мнение, будто религия реакционная. Но говорить о реакционности религии безотносительно к ее формам-то же, что доказывать реакционность искусства вообще или философии вообще. Реакционных форм религии можно встретить сколько угодно, но это не имеет отношения к той рождающейся религии итога, которой посвящена данная книга. Ибо в нашем столетии не было и нет более прогрессивных целей, более прогрессивных методов, чем те, что связаны воедино с этой религией.

Старые религии не могли добиться существенного уменьшения социального зла, так как не располагали необходимыми для этого материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был подготовлен безрелигиозный этап цивилизации. В 18 веке пробудилась социальная совесть. Социальная дисгармония была, наконец, почувствована и осознана как нечто недопустимое, оскорбляющее, требующее преодоления. Это связано также и с тем, что к тому времени начали появляться недостававшие для этого материальные средства. Но старые религии не сумели этого понять, не пожелали возглавить процесс социального преобразования, и в этом их тягчайшая вина. Религия дискредитировала себя своей вековой беспомощностью. Преобразование общества стало осуществляться чисто механическими средствами при полном отказе от духовной стороны того же процесса.

Мне кажется во «внеисповедальном» состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Наверное, это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обратились к различным сектам, богоискателям типа В. Соловьева, С. Булгакова, Л. Толстого и других, Православной же церковью их учения характеризуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называемая «новая религиозность». Не приведет к доброму результату насильственное занятие этим. А если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому.

И всё же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливались как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определённой мере акцентировало внимание на существовании противоречий между ними и земной социальной реальностью.

Основываясь на подобной трактовке гуманизма представители различных религиозных организаций верующие и неверующие могут вести плодотворный диалог о предназначении человека, нравственных опорах его индивидуальной и общественной жизнедеятельности.

3. Развитие культуры в период второй промышленной революции

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью.

По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами.

Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М.С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П.С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора», где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки «Руслан и Людмила» публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют «Золотым веком» русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.

Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества.

В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А.С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха.

Поэт завещал потомкам: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно… Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости…»

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н.В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли «Вечера на хуторе близ Деканьки». Первая печатная форма «Ревизора» появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М.Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение «Смерть Поэта», ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

Заключение

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Однако такое определение не много могло бы дать, например, инопланетянину для понимания смысла этого слова. Ну и Бог с ними, с инопланетянами наша задача другая. Куда лучше другое определение, данное французским культурологом де Бенуа: «Культура это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен».

Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. «Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща», - отмечал в своем пленарном докладе Ф. Дюмон. В современных социально-философских постижениях культуры основательно актуализируется ее аксиологическая природа.

Список литературы

1. Введение в культурологию - М.: Просвещение, 2003. - 561 с.

2. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 2002. - 56 с.

3. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 2002.-83 с.

4. Кочетов А.И. Буддизм. М.: Наука, 2000.-45 с.

5. Культурология (учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-468 с.

6. Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-349 с.

7. Научный атеизм М., Политиздат, 2000.-98 с.

8. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. (Редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. - М. Политиздат, 2001.-128 с.

Подобные документы

    Понятие, процесс зарождения цивилизации. Применение термина во всех социально-гуманитарных дисциплинах. Искусство как форма культуры его значения. Взаимоотношение различных видов искусства. Развитие культуры в период первой промышленной революции.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Понятие, значение и основные виды культуры. Роль и место культуры в жизни человека. Развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством. Сущность художественной культуры. Смысл науки и научной деятельности. Миф как особая форма культуры.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    Формирование национальной культуры. Генезис массовой культуры. Универсальность средств массовой коммуникации. Обогащение и развитие духовного мира человека. Глобальные средства распространения основных продуктов культуры. Эволюция социальных идеалов.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Общая характеристика социально–экономических условий и особенностей развития духовной культуры народов Центральной Азии. Влияние русской культуры на развитие народов Центральной Азии. Развитие просвещения, печати, духовной культуры киргизского народа.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2010

    Развитие античной культуры в рамках истории "вечного Рима" как типа европейской рациональной культуры. Антропоцентризм греческой культуры. Основные этапы развития эллинской художественной культуры. Пластические искусства и архитектура в Древнем Риме.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура. Морфология (структура) культуры. Функции и типы культуры. Культура и цивилизации. Понятие религии и ее ранние формы. Серебряный век русской культуры.

    шпаргалка , добавлен 21.01.2006

    Многообразие структуры современной культуры: типы, виды и формы культуры. Носители традиционной народной и элитарной культуры. Современная массовая культура. Особенности информационной культуры как нового и прогрессивного вида современной культуры.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Взаимосвязь культуры и общества. Анализ основных подходов к пониманию культуры и ее функций. Социальные функции культуры. Совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культурные различия и взаимопонимание между людьми.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Социологическое понимание, сущность, место и значение культуры. Элементы культуры народа в организации личности и общества. Функции культуры: адаптивная, коммуникативная, интегративная, информационная, познавательная, социализирующая, эвристическая.

1. История развития понятия культура. 2

2. Структура и функции культуры. 2

3. Подходы к определению понятия культура. 3

4. Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры. 4

5. Эволюционистская парадигма изучения культуры. 4

6. Концепция культуры Л.Уайта. 5

7. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера.(Другое название теории – циклическая) 5

8. Теории модернизации. 6

9. Социальная феноменология. 6

10. Социологические концепции культуры А.Вебера и П.Сорокина. 6

11. Понимающая социология М.Вебера. 7

12. Теория социального действия Т.Парсонса. 7

13. Социология повседневности. А.Щюца. 8

14. Феноменология Э.Гуссерля. 8

15. Социологические аспекты изучения субкультур. 8

16. Элементы, типология и функции субкультур. 9

17. Понятийный аппарат социологии молодежной культуры и принципы исследования молодежной культуры. 9

18. Объект и предмет социологии искусства. 10

19. Художественная культура как система. 10

20. Социологическая теория искусства Ф.М.Фриче 10

21. Структура бюджета времени. 11

22. История развития представлений о свободном времени. 12

23. Социологическое изучение свободного времени. 12

24. Социальная сущность и функции свободного времени. 13

25. Подходы к осмыслению техники. 13

26. Инженерное направление философии техники. Э.Капп и П.Энгельмейер. 14

27. Гуманитарное направление философии техники. 14

28. Концепция техники М.Хайдеггера. 15

29. Понятия организационной культуры, культуры организаций. 15

30. Свойства, признаки, факторы, функции организационной культуры. 16

31. Мероприятия по формирования организационной культуры. Кадровая служба предприятия. 16

32. Экономические функции организационной культуры. 17

33. Структура организационной культуры. 17

34. Типы организационных культур. 17

35. Модели анализа организационной культуры. 18

36. Понятия массовой и элитарной культуры. 18

37. Специфика и функции массовой культуры. 19

38. Сферы проявления массовой культуры. 19

39. Уровни массовой культуры. 19

40. Концепция массового общества. 20

41. Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры. 20

42. Социологические аспекты изучения образования. 20

43. Объект и предмет социологии образования. 21

44. СМИ, гуманитарная и мозаичная культура. 21

45. Концепции СМИ в американской социологии. 21

46. Социология науки. 22

47. Концепция науки Р.Мертона 22

48. Т.Кун о развитии научного знания. 23

1. История развития понятия культура.

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура". Имелось в виду одухотворение человека посредством определенных ритуальных действий, обеспечивающих его приобщение к Богу

К XVIII - XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цивилизация. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т. е. всю сферу социального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

2. Структура и функции культуры.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

Систему образования,

Искусство,

Литературу,

Мифологию, нравственность,

Политику,

Религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

Мировая и национальная культура,

Классовая,

Городская и сельская,

Профессиональная и др,

Духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:

Физические объекты, созданные человеком; и

Природные объекты, используемые человеком.

Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры

Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

    человекотворческая (гуманистическая), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);.

    гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

    информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего;Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

    коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

    ценностно-ориентационная , т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек;

    нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

    Духовно - нравственная - воспитательные роли культуры.

    Потребительская (релаксационная ) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.

Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук. Она синтезирует знания различных наук о культуру в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Предметом культурологи является происхождение, функционирование и развитие культур как спецефически человеческого образа жизни.

Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой.

Исходное значение латинского слова cultura было агрономическим – им обозначались искусственно выращенные злаки.

Культура как предмет изучения.

Во второй половине 17 столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования.

Первые воззрения явно или неявно основывались на убеждении, что культура существует в одной-единственной форме – европейской. Весь мир, кроме Европы, мыслился живущем во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма.

Развитие науки и просвещения, упорная работа гуманистической мысли постепенно дискредитировали эту идею, делая ее научно и нравственно несостоятельной. К началу 20 столетия уже неоспоримо утвердилось передовое научно обоснованное гуманистическое понимание, что человечество не монокультурное образование, а совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые невозможно ранжировать по принципам «высшие-низшие».

Ни одна культура не может быть понята только «изнутри», без сравнения и сопоставления с другими.

При всем разнообразии научных теорий они непременно содержат указание на человека и его деятельность как на важнейшие и необходимейшие факторы возникновения культуры.

Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они не были, не могут быть охарактеризованы как культурные.

В каждой культуре сочетаются две тенденции: рутинная деятельность (воспроизводящая уже достигнутый уровень культуры) и развивающаяся культура (отмеченная креативной, творческой, продуктивной способностью).

Культурная деятельность, как способ реализации активности субъекта отличается важнейшей особенностью: свободой. Вне свободы нет культурного творчества.

История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и её закономерностях.

1. Античные представления о культуре.

В понятии «Культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

«Культура» - это поклонение, почитание, культ. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определённой области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями.

2. Понимание культуры в эпоху средневековья.

Средневековая культура – культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры.

Прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности.

Человек увидел, что кроме вещественно-телесного мира, его земной родины, есть родина небесная, духовный мир, где человек обретает подлинное блаженство, поскольку хотя его тело и принадлежит земному миру, его душа бессмертна и является собственностью мира небесного.

3. Осмысление культуры в новое время.

Пытаясь путем критики «предрассудков» сформировать новые культурные образцы, Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. Предметом интереса 18 столетия становятся также археологические памятники, произведения народной культуры, обстоятельные описания путешественниками культур отдалённых неевропейских стран, данные о различных языках и др.

Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человека, пытаясь понять сущее как результат активного действия мировых сил в природе и культуру как продукт деятельности человеческого разума. Невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры», противопоставление.

Высшее проявление культуры – её эстетическое проявление. (Кант)

Культура может твориться и как побочный результат не до конца осознанной деятельности, если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней.

2. Законы развития культуры: функция, структура и формы культуры.

Структура и законы развития культуры

Культура – сложное по структуре социальное явление.

В ее структуре можно выделить два класса элементов.

Первый включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни.

Второй состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. В первом случае культура характеризуется как система эталонов общественного поведения людей, во втором – как система, осуществляющая социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся системы просвещения и образования, средства массовой информации и коммуникации, различные виды культурного сервиса.

Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную – продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые иначе принято называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употребляют термин «культура»: политическая, правовая, эстетическая (искусство, литература), этическая (иногда – нравственная или мораль), философская, социальная (язык, быт, традиции и обычаи), религиозная.

Законы развития культуры:

1) взаимодействия различных видов культур. Во всех культурах от Древнего Востока до настоящего времени обсуждению подвергаются универсальные проблемы бытия. Представители каждой культуры выражали свое мнение по каждому отдельному вопросу, но вместе все эти разноплановые подходы формировали единое мнение по нему. Благодаря дискуссии различных культур рождались истинные знания и суждения;

2) преемственности как важнейшего свойства культуры. Без преемственности вообще не может быть культуры, поскольку культура – это опыт развития человеческих поколений, преемственность – основа развития культуры;

3) единства и многообразия культур. Культура является уникальным достоянием человечества, феноменом его развития, в то же время в общемировом масштабе структурно она состоит из культур различных народов и обществ. Каждый народ вносит свой уникальный вклад в развитие мировой культуры, создавая и развивая свою собственную;

4) постоянства развития. Несмотря на то что со сменой исторических эпох сменяются культуры и их типы, в чем проявляется прерывность развития, прослеживается их преемственность, взаимосвязь, поскольку каждая новая культура перенимает достижения предшествующей. Поэтому непрерывность в развитии культуры превалирует над прерывностью.

Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество - находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.

Как один из вариантов, можно было бы предложить следующийперечень функций культуры с некоторыми пояснениями:
а) функция приспособления к среде (адаптивная),
б) познавательная,
в) ценностная или аксиологическая,
г) информационно-коммуникативная,
д) нормативная или регулятивная,
е) семиотическая.

Наиболее общей и универсальной функцией культуры является адаптивная – приспособление человека к природному и социальному окружению. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению – благодаря духовной и художественной культуре.


Похожая информация.




Просмотров