Романтизм в англии литература. Историческая ситуация XIX века и предпосылки развития романтизма

1. Своеобразие и основные этапы английского романтизма.

2. Новаторство поэтов Озерной школы.

3. Вальтер Скотт и его исторический роман.

1. Английский романтизм возникает как самобытное явление, обусловленное спецификой английской жизни.

Своеобразие английского романтизма в том, что:

1) Рано появились романтические тенденции, которым предшествовал долгий период предромантизма (его компоненты: готический роман, сентиментальная поэзия, интерес к национальной истории и фольклору)

2) Французская революция и промышленный переворот отразились на двойственном восприятии действительности: с одной стороны, надежда на лучшее будущее, с другой – ощущение катастрофичности общественного развития, тоска по «старой, доброй Англии».

3) Увлечение национальной духовной культурой, крестьянским фольклором (в творчестве старших романтиков); обращение к жизни рабочих и защита их интересов (в творчестве младших романтиков).

4) Особый интерес к жизни природы, осознание ее роли в жизни человека.

5) Темы Востока и Юга, дальних странствий как отражение колониальных завоеваний.

6) Использование христианской библейской образности и тематики, обращение к Ветхому Завету, его интерпретации Джоном Мильтоном («Потерянный рай» - восприятие образа Сатаны как первого богоборца).

7) Герой – сосредоточенный на собственных чувствах, неудовлетворенный действительностью, эгоист, скиталец, страдалец, бунтарь.

8) Преобладание лирики и лироэпических форм над эпикой и драмой.

Этапы развития английского романтизма:

1) Ранний английский романтизм. Творчество У. Блейка: политическая революционность, отказ от догматики традиционной религии, мифотворчество, поэтика контрастов, образы детей («Песни невинности», «Песни опыта»).

Блейк – первый поэт-урбанист, вы учите наизусть одно из его стихотворений «Лондон», в котором нарисована мрачная картина лондонской жизни. Наиболее известное произведение – циклы «Песни невинности» и «Песни опыта», отражающие противоречивость человеческой души. «Песни невинности» воплощают светлую сторону жизни и реакцию на нее человека, эмоциональный тон «Песен опыта» - негативный. Целый ряд стихотворений в этих циклах имеет одно и то же название, они связаны на уровне отдельных фраз и строк, но представляют разные стороны сознания – детское, ожидающее от мира чудес, и взрослое, исполненное безысходности (Прочитать «Дитя-радость» и «Дитя-горе»). У Блейка впервые появляются поэтические образы детей, заблудившихся и найденных, вынужденных работать с малых лет («Маленький трубочист»). Спасением является Бог, но Блейк создает образ собственного доброго и милосердного Господа, отрицая Бога традиционной церкви (Прочитать «Разговор духовного отца с прихожанином»).



2) Старшее поколение английских романтиков: Уильям Вордсворт, Сэмюэль Кольридж, Роберт Саути - поэты «озерной школы» и В. Скотт. Связь с сентиментализмом, культ природного и увлечение фантастикой.

3) Молодое поколение романтиков (младше первого на 15-25 лет ): Джордж Байрон, Перси Шелли, Джон Китс. Бунтарство, драматизм, увлечение поэзией, античностью и философией.

2. Творчество поэтов, объединенных позже под названием Озерной школы (в силу проживания в Озерном крае – Lake District) (90-е годы 18 в.), становится известным с изданного в 1798 г. сборника – «Лирические баллады» У. Вордсворта и С. Кольриджа. Предисловие ко второму изданию сборника, написанное Вордсвортом, стало теоретическим манифестом английского романтизма. Сборник очертил пути отхода от классицизма, провозгласил демократизацию проблематики, расширение поэтического диапазона, новаторство стихосложения.

По мысли автором сборника, стихи Вордсворта воссоздавали простые вещи, людей, события, поэтизируя их с помощью воображения (поле нарциссов – толпа танцующих людей, терновый куст над маленьким холмиком – мать над могилой своего ребенка) , а стихи Кольриджа воплощали в обычном слове нечто фантастическое и сверхъестественное. Вордсворт расширил тематический и жанровый спектр поэзии (послания, элегии, сонеты), Кольридж акцентировал ирреальное, чудесное, выражал общечеловеческие проблемы в формах фантастики и аллегории («Сказание о старом мореходе» - где разрабатывалась тема преступления человека против природы и его наказание потусторонними силами ), отличительная черта его поэзии – сочетание реальных и фантастических образов (Огонь, Голод и Резня, представленные в облике трех макбетовских ведьм).

Роберт Саути разрабатывал жанр баллады, сочетая сюжеты народных баллад с дидактикой.

3. Вальтер Скотт (1771–1832) – переводчик, журналист, собиратель фольклора, автор романтических поэм и баллад, при жизни получил огромную славу как автор романов («шотландский волшебник»).

Увлечение фольклором (особенно шотландским в условиях зависимости от Англии – Шотландское Возрождение ) совпало с общей тенденцией европейской романтической литературы и отразилось в собирании фольклора. Результат – сборник «Песни шотландской границы» (1802-1803), содержащий не только тексты народных баллад, но и комментарий к ним.

Скотт создает и собственные, очень популярные произведения: драматическая поэма «Песнь последнего менестреля», поэма «Дева озера» и др. Эти произведения отразились в дальнейшем творчестве Скотта (воспевание Средневековья, элементы фантастики, балладное осмысление исторических персонажей, национальный колорит).

Но после выхода первой песни «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона Скотт отказывается от поэзии.

1814 – первый исторический роман «Уэверли» (издан анонимно в силу неуверенности Скотта в его успехе). Принес ему такую славу, что другие романы он долго подписывал «автор «Уэверли». Это стало его визитной карточкой.

Исторические романы Скотта: романы шотландского цикла (до 1820 г.) и романы, действие которых происходит в средневековой Европе (цикл открывается романом «Айвенго»). Другие известные романы: «Роб Рой», «Квентин Дорвард», «Пуритане».

Интерес романтиков к истории был вызван общественными событиями конца 18 – начала 19 веков: Личность ощутила себя частью общего хода истории, прогресса и стремилась разобраться в принципах его движения, понять прошлое и сделать выводы по поводу будущего.

История воспринимается Скоттом как ключ для познания современности; эта концепция определяет исторические произведения практически всех романтиков.

По мысли Скотта, история развивается по особам законам: общество проходит сквозь периоды жестокости и постепенно движется к более моральному состоянию, так как стремится к добру (христианская мораль). Эти периоды жестокости связаны с борьбой покоренных народов с завоевателями (саксы и норманны в «Айвенго»). В результате этих исторических конфликтов каждый следующий этап развития примиряет враждующие стороны и делает общество более совершенным. В восприятии истории Скоттом ощущаются просветительские идеи – объективность и вера в прогресс.

Особенность Скотта – понимание роли народа в истории. Он не только связывает жизнь отельного человека с историей, а и вводит в романы образы людей из народа (народных защитников (Робин Гуд, Роб Рой)), которые часто берет из исторических хроник, народных легенд, создавая яркие образы. При этом Скотт не идеализирует народ, рисуя позитивные и негативные качества людей из народа, который воспринимает не как массу, а отдельными индивидуальностями.

Лекция 20-21. Английский романтизм

  1. Английский романтизм: общая характеристика.
  2. Образы и идеи У. Блейка.
  3. Поэзия лейкистов (Озерная школа): основные темы и жанры.
  4. Творчество Д.Г.Н. Байрона: основные проблемы и образы.
  5. Творчество В.Скотта.

Само понятие «романтический » возникло в английской литературе еще в XVII в., в эпоху буржуазной революции. На протяжении XVIII в. в Англии наметились многие существенные особенности романтического мироощущения – ироническая самооценка, антирационализм, представление об «оригинальном», «необычайном», «неизъяснимом», тяга к старине. И критическая философия, и этика бунтарского индивидуализма, и принципы историзма, в том числе идея «народности» и «народного», развились со временем именно из английских источников, но – уже в других странах, прежде всего в Германии и во Франции. Так что возникшие в Англии начальные романтические импульсы возвращались на родную почву кружным путем. Решающий толчок, кристаллизовавший романтизм как духовное направление, пришел к англичанам извне. Это было воздействие Великой французской революции.

В Англии в то же время совершалась так называемая «тихая», хотя на самом деле совсем не тихая и очень болезненная, революция –индустриальная; ее последствиями были не только замена прялки ткацким станком, а мускульной силы – паровой машиной, но и глубокие социальные перемены: исчезало крестьянство, рождался и рос пролетариат, сельский и городской, положение «хозяина жизни» окончательно завоевывал средний класс, буржуазия.

Хронологические рамки английского романтизма почти совпадают с немецким (1790 – 1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бóльшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой (хотя стихи писали почти все его адепты), английский – с поэзией (хотя романы и эссе тоже пользовались популярностью). Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса.

Поэты «озерной школы» (У. Вордсворт, С.Т. Колридж, Р. Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Основная тема творчества Дж. Китса, члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч. Лэм, У. Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.

Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли , поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой гуще «романтических» событий войны за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности, надолго сохраняли влияние на всю европейскую литературу, а следование байроновскому идеалу получило название «байронизма».

Образы и идеи У. Блейка

Ранним, ярким и в то же время недостаточно признанным явлением английского романтизма оказалось творчество Уильяма Блейка (1757-1827). Он был сыном лондонского торговца средней руки, его отец-галантерейщик, рано заметив способности сына к рисованию, определил его сначала в художественную школу, а затем в подмастерья к граверу. В Лондоне Блейк провел всю свою жизнь и стал, в известной мере, поэтом этого города, хотя воображение его рвалось ввысь, в запредельные сферы. В рисунках и стихах, которые он не печатал, а, как рисунки, гравировал, Блейк творил свой особый мир. Это как бы сны наяву, причем и в жизни Блейк с малых лет рассказывал, будто видел чудеса среди бела дня, золотых птиц на деревьях, а в поздние годы он говорил, что беседовал с Данте, Христом и Сократом. Хотя профессиональная среда его не приняла, Блейк обрел верных друзей, помогавших ему материально под видом «заказов»; в конце жизни, оказавшейся все же весьма нелегкой (особенно в 1810 – 1819 гг.), вокруг него, словно в награду, сложился своеобразный дружеский культ. Похоронен был Блейк в центре лондонского Сити, рядом с Дефо, на старом пуританском кладбище, где прежде нашли покой проповедники, пропагандисты и полководцы времен революции XVII в.

Как изготавливал Блейк самодельные гравированные книги, так создавал он и самобытно-самодельную мифологию, компоненты которой оказались им взяты на небе и в преисподней, в христианской и языческой религиях, у старых и новых мистиков.

Задача этой особой, рационализированной религии – всеобщий синтез. Сочетание крайностей, соединение их через борьбу – таков принцип построения блейковского мира. Блейк стремится свести небо на землю или, вернее, воссоединить их, венец его веры обожествленный человек.

Основные свои произведения Блейк создал еще в XVIII в. Это «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794), «Бракосочетание неба и ада» (1790), «Книга Уризена» (1794). В XIX в. им были написаны «Мильтон» (1804), «Иерусалим, или Воплощение Гиганта Альбиона» (1804), «Призрак Авеля» (1821).

По жанрам и форме поэзия Блейка также являет собой картину контрастов. Иногда это лирические зарисовки, короткие стихотворения, схватывающие уличную сценку или движение чувства; иногда это грандиозные по размаху поэмы, драматические диалоги, иллюстрированные столь же масштабными авторскими рисунками, на которых гиганты, боги, могучие человеческие фигуры, символизирующие Любовь, Знание, Счастье, или же нетрадиционные, самим Блейком изобретенные символические существа, вроде Уризена и Лоса, олицетворяющих силы познания и творчества, или, например, Теотормона – воплощенной слабости и сомнения. Причудливые боги Блейка призваны восполнить пропуски в уже известной мифологии. Это символы тех сил, которые не обозначены ни в античных, ни в библейских мифах, но которые, по мысли поэта, есть в мире и определяют участь человеческую. Всюду и во всем Блейк стремился заглянуть глубже, дальше, чем это было принято.

«В одном мгновенье видеть вечность и небо – в чашечке цветка » центральный принцип Блейка. Речь идет о зрении внутреннем – не внешнем. В каждой песчинке Блейк стремился усмотреть отражение духовной сущности.

Поэзия и вся деятельность Блейка – протест против ведущей традиции британского мышления, эмпиризма. Заметки, оставленные Блейком на полях сочинений Бэкона, «отца современной науки», в самом деле говорят о том, насколько Блейк изначально был чужд этой первооснове мышления Нового времени. Для него бэконовская «достоверность» – худшая ложь, равно как и Ньютон в блейковском пантеоне фигурирует в качестве символа зла и обмана.

Поэзия Блейка содержит в себе все основные идеи, которые станут основными для романтизма, хотя в его контрастах еще чувствуется отзвук рационализма предшествующей эпохи. Блейк воспринимал мир как вечное обновление и движение, что роднит его философию с представлениями немецких философов романтического периода. При этом он был способен видеть только то, что открывало ему воображение.

Блейк писал: «Мир есть бесконечное видение Фантазии или Воображения». Эти слова определяют основы его творчества: Демократизм и гуманизм.Прекрасные и светлые образы возникают в первом цикле (Песни невинности), образом Иисуса Христа осенены они. Во вступлении ко второму циклу чувствуется напряженность, неуверенность, возникшие за этот период в мире, автор ставит уже другую задачу, и среди его стихов есть «Тигр». В первых двух строках создается контрастный Агнцу (ягнёнок) образ.Для Блейка мир един, хотя и состоит из противоположностей. Эта идея станет основополагающей для романтизма

Как революционный романтик Блейк постоянно отвергает главную идею Евангелия о смирении и покорности. Блейк твердо верил, что народ в конце концов победит, что на зеленой земле Англии будет «возведен Иерусалим» – справедливое бесклассовое общество будущего.

Поэзия лейкистов: основные темы и жанры

ОЗЁРНАЯ ШКОЛА поэтов, группа англ, поэтов-романтиков кон. 18 – нач. 19 вв., живших на севере Англии, в "краю озёр" (графства Уэстморленд и Камберленд).

Поэты "Озерной школы" У. Вордсворт, С.Т. Колридж и Р. Саути известны также под именем "лейкистов" (от англ, lake-озеро). Противопоставив своё творчество классицистской и просветительской традиции 18 в., они осуществили романтическую реформу в английской поэзии.

Вначале горячо приветствовавшие Великую французскую революцию, поэты "Озерной школы" впоследствии отшатнулись от неё, не приняв якобинского террора; политич. взгляды "лейкистов" со временем становились всё более реакционными. Отвергнув рационалистические идеалы Просвещения, поэты "Озерной школы" противопоставили им веру в иррациональное, в традиционные христианские ценности, в идеализированное средневековое прошлое.

С годами произошёл спад в самом поэтич. творчестве "лейкистов". Однако их ранние, лучшие произведения до сих пор являются гордостью англ, поэзии. "Озерная школа" оказала большое влияние на англ, поэтов-романтиков младшего поколения (Дж. Г. Байрон, П.Б. Шелли, Дж. Китс). Поэты «озерной школы» (У. Вордсворт, С.Т. Колридж, Р.Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

Уильям Вордсворт (1770 – 1850), сын стряпчего, ведавшего делами аристократа-землевладельца, родился на севере Англии, в Камберленде, краю озер. Учился он в местной школе и в Кембриджском университете. После поездок по стране и путешествия на континент (прежде всего во Францию) Вордсворт вернулся в родные края и поселился здесь вместе с друзьями-поэтами.

После «Лирических баллад» (1798), изданных им совместно с Кольриджем, начинается утверждение той репутации Вордсворта, которая за ним сохранилась, стала канонической: Вордсворт считается у англичан одним из крупнейших лирических поэтов.

Наследие Вордсворта, соответственно его долгой жизни, весьма обширно. Это лирические стихотворения, баллады, поэмы, из которых наиболее известны «Прогулка» (1814), «Питер Белл» (1819), «Возница» (1805 – 1819), «Прелюдия» (1805 –1850), представляющая собой духовную автобиографию поэта. Он оставил, кроме того, несколько томов переписки, пространное описание озерного края и ряд статей, среди которых особое место занимает предисловие ко второму изданию (1800) «Лирических баллад», сыгравшее в английской литературе роль столь значительную, что его так и называют «Предисловием»: это вроде «вступления» к целой поэтической эпохе.

В издании «Лирических баллад» 1800 г. сохранилась исходная идея краткого предуведомления, заключавшаяся в том, что это стихи экспериментальные, что они являются «испытанием общественного вкуса», в остальном же введение разрослось за счет рассуждений о нормах поэтического языка и процессе творчества. В принципе «Предисловие» является манифестом естественности, понимаемой широко: как сама жизнь, отразившаяся в поэзии, как лишенный искусственности, непосредственный способ выражения.

Основная творческая заслуга Вордсворта как поэта и заключается в том, что он словно заговорил стихами – без видимого напряжения и общепринятых поэтических условностей. Ныне, конечно, многое в его стихах выглядит традиционным, но в свое время это казалось, «странным просторечием».

«Лирические баллады» открывались «Сказанием о Старом Мореходе» Кольриджа и «Тинтернским аббатством» Вордсворта – первостепенными произведениями двух поэтов и эпохальными явлениями поэзии. В отличие от поэтов предшествующей эпохи, поэт-романтик живописует не только то, что он видит, чувствует, думает, он стремится запечатлеть самый процесс переживания – как ему видится, слышится, думается: поэтический психологизм, выраженный подчас с изящной, прозрачной простотой. Стихотворная речь Вордсворта иногда действительно настолько естественна, что стихи, кажется, вовсе исчезают, открывая поэзию самой жизни. Обычный мир и простая речь – такая тематика и такой стиль вполне органично выражали жизненную философию Вордсворта.

Поэт живописал в своих стихах жизнь непритязательную, из лихорадочно растущих городов звал к вечному покою природы, проявляя тот в общем характерный для большинства романтиков философско-утопический консерватизм, который был реакцией на буржуазный прогресс. У Вордсворта этот консерватизм перешел в конце концов в политическую реакционность; но в той мере, в какой напоминание о мировой гармонии, о единстве человека и природы служило необходимой поправкой к бездушному предпринимательству, в котором видели ведущую тенденцию времени, в этой мере лирика Вордсворта – выражение чувств поистине благотворных и привлекательных.

Сэмюель Тейлор Кольридж (1772 – 1834), десятый сын провинциального священника, рано проявил и блестящие способности, и склонности, принесшие ему несчастье. Он поступил в Кембриджский университет и, по неясным причинам, оставил учебу. С девятнадцати лет, еще на студенческой скамье, начал принимать опиум и стал пожизненным рабом этого наркотика. Свой жизненный путь Кольридж завершал фактически как многолетний домашний пациент в семье терпеливого и преданного друга-доктора.

Наивысший творческий подъем Кольридж пережил в начале своего литературного пути в канун издания «Лирических баллад». Эта, по выражению биографов, «пора чудес» (1797 – 1798) длилась на деле менее года. За это время Кольридж создал «Сказание о Старом Мореходе», начал «Хана Кублу» и «Кристабель», написал некоторые другие баллады и лучшие свои лирические стихи («Полночный мороз», «Соловей», «Гимн перед восходом солнца», «Вордсворту»). Баллады вместе со «Сказанием о Старом Мореходе» вошли в знаменитый, выпущенный совместно с Вордсвортом сборник. «Хан Кубла» и «Кристабель» так и остались «фрагментами» в качестве особого романтиками утвержденного жанра. Опубликованные много лет спустя (1816), они буквально ошеломили современников: Шелли, услышав из уст Байрона «Кристабель», едва не лишился чувств.

Ведущая поэтическая мысль Кольриджа – о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого, таинственного, с трудом поддающегося умопостижению. Тайна врывается в нормальное течение жизни внезапно, как это происходит в «Сказании о Старом Мореходе»: повествование развертывается не с начала, излагается как бы второпях и к тому же необычным рассказчиком – старым моряком, который остановил шедшего на свадебный пир юношу и «вонзил в него горящий взгляд».

Для истории литературы важна и проза Кольриджа, автобиографическая и критическая, составившая в общей сложности несколько томов и превзошедшая по объему поэтическое наследие поэта: шекспировские лекции (впервые читанные в 1812 – 1813 гг.), «Литературная биография» (1815 – 1817), отрывочные заметки «Падающие листья» (1817) и «Застольный разговорник», который Кольридж вел в последние годы жизни и который опубликован был вскоре после его смерти (1835). Эта книга вызвала интерес Пушкина и подсказала ему свой собственный «разговорник».

«Сказание о старом мореходе» С. Колриджа

Повествование развертывается не с начала, излагается как бы второпях и к тому же необычным рассказчиком – старым моряком, который остановил шедшего на свадебный пир юношу и «вонзил в него горящий взгляд». Читателю уготована роль этого юноши: поэма точно так же должна захватить его врасплох, и, судя по реакции современников, Кольриджу в самом деле это удавалось, – под покровом обычного открывается фантастическое, которое, в свою очередь, неожиданно оборачивается обычным, а затем опять фантастическим. Старый моряк рассказывает, как однажды, закончив погрузку, их корабль пошел привычным курсом, и вдруг налетел шквал.

Шквал этот не просто шторм – метафизическое зло или месть настигают человека, нарушившего извечный порядок в природе: моряк от нечего делать убил альбатроса, сопровождавшего, как обычно, судно в море. За это стихия мстит всей команде, обрушиваясь на корабль то ветром, то мертвым штилем, то холодом, то палящим зноем. Моряки обречены на мучительную гибель главным образом от жажды, и если виновник несчастья один остается в живых, то лишь для того, чтобы понести особую кару: всю жизнь мучиться тягостными воспоминаниями. И старого моряка неотступно преследуют устрашающие видения, о которых он, чтобы хоть как-то облегчить себе душу, пытается поведать первому встречному. Чеканные, поистине завораживающие строки гипнотизируют слушателя, а вместе с ним и читателя, создавая картины необычайные и неотразимые: сквозь корабельные снасти диск солнца кажется лицом узника, выглядывающего из-за тюремной решетки; корабль-призрак преследует несчастное судно; матросы-призраки погибшей команды обступают с проклятиями своего незадачливого сотоварища.

В этих ярких (даже чересчур) картинах не всегда видна причинно-следственная связь событий, поэтому тут же на полях даются пояснения происходящего: «Старый Мореход, нарушая законы гостеприимства, убивает благотворящую птицу» и т. д. Сквозь условную декоративность прорывается психологизм, все средства – от ярчайших словесных красок до автокомментария – используются ради выразительного воспроизведения переживаний, будь то галлюцинации, возникающие после многодневной жажды, или же чисто физическое ощущение твердой земли под ногами.

Каждое душевное состояние передается в динамике, Кольридж запечатлевает в своих стихах состояние полусна, грез, ощущение ускользающего времени, это и явилось его творческим вкладом не только в поэзию, но и в развитие всей литературы.

Романтический мир и романтическая поэтика творчества Д. Китса

Джон Китс (1795 – 1821) происходил из прочной, дружной среднебуржуазной городской семьи, над которой, однако, словно тяготел рок. Китс еще не вышел из юношеского возраста, когда умерли его родители: отец, державший в Сити извозную конюшню, убился, упав с лошади; мать умерла от туберкулеза. Осенью 1820 г. Китс в сопровождении верного друга отправился в Италию, где в начале 1821 г. скончался. Год спустя на том же кладбище был захоронен прах утонувшего Шелли. За свою короткую, омраченную болезнью жизнь Китс успел опубликовать почти все основное им созданное. Менее чем за четыре года с того момента, как он стал печататься, у него вышли три книги – два сборника (1817, 1820), включившие сонеты, оды, баллады, поэмы «Ламия», «Изабелла», и отдельное издание поэмы «Эндимион» (1817); ряд стихотворений, в том числе «Дама без милосердия», появились в прессе.

Лирика Китса – это, как и у других романтиков, состояния ума и сердца, запечатленные в стихах. Поводы могут быть самые разнообразные, предметы неисчислимы, нарочито случайны, их выносит на поверхность течение жизни. Чтение «Илиады», стрекотание кузнечика, пенье соловья, посещение дома Бернса, получение дружеского письма или лаврового венка, перемена настроения, как и погоды, – все дает довод к написанию стихов. Китс делает в поэзии очередной шаг к непосредственному отражению чувств, добиваясь эффекта присутствия при движении эмоций и – пера, схватывая их на лету.

Поэтическое самонаблюдение иногда прямо объявляется темой, задачей стихотворения, как, например, в сонете, написанном «По случаю первого прочтения Гомера в переводе Чэпмена». Китс стремится передать охватившее его ощущение сопричастности гомеровскому миру, который дотоле оставался для него закрытым. В сонете не объясняется, что и о чем прочитал поэт, говорится лишь об уникальности переживания, похожего на откровение: переживание, а не предмет, его вызвавший, становится главным.

В сонете «Кузнечик и сверчок» поэт опять дает зарисовку своего состояния: зимней полудремы, сквозь которую он слышит стрекотание сверчка и вспоминает летний треск кузнечика.

Несколько одических стихотворений, вошедших во второй сборник Китса и соответственно называющийся «Ода меланхолии», «Ода Психее» и т. п., в свою очередь, представляют собой развернутые психологические этюды. Грезы, сны, работа воображения, ход творчества здесь представлены россыпью неожиданных картин, образов, символов, вызванных в сознании поэта соловьиной песней.

Эстетические воззрения и творчество Шелли

Перси Биши Шелли (1792 – 1822) был представителем английского романтизма и замечательным поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона прежде всего величайшим оптимизмом. Даже в самых мрачных стихотворениях Шелли всегда приходит к жизнеутверждающим выводам. «День завтрашний придет» – эта фраза поэта является лучшим эпиграфом к его произведениям.

В большом философском стихотворении «Гимн интеллектуальной красоте» (1816) Шелли проводит ту мысль, что чувство прекрасного – высшее проявление человеческого духа, которое делает человека венцом творения. Прекрасные произведения искусства и природы, на которых лежит печать красоты, бессмертны. Однако стиль этой поэмы осложнен и по-романтически «затемнен», сложные метафоры и сравнения чрезвычайно затрудняют чтение.

Лучшим произведением Шелли 1816 г. является поэма «Аластор, или Дух одиночества» . Это лирическое произведение повествует о юноше-поэте, стремящемся уйти от людского общества, которое он презирает, в прекрасный мир природы и обрести в этом мире счастье. Однако тщетно ищет он свой идеал любви и красоты среди пустынных скал и живописных долин. «Терзаемый демоном страсти», одинокий юноша погибает. Природа наказывает его за то, что он удалился от людей, что он захотел стать выше их горестей и радостей. Шелли осуждает индивидуализм, получивший в те годы распространение из-за апатии и застоя, царивших в общественной жизни.

Талант Шелли был по преимуществу лирическим. Именно в Италии создал он главные шедевры своей прекрасной лирики. Его стихи поражают силой и непосредственностью чувства, музыкальностью, многообразием и новизной ритмов; они насыщены яркими метафорами и эпитетами, богаты внутренними рифмами и аллитерацией. Шелли тонко чувствует природу. В лирических стихотворениях поэт рисует картины безмятежного синего моря, смыкающегося с лазурью небес, он передает впечатления, которые родились в его душе при виде красот Италии. Повсюду зеленеют ароматные лимонные рощи, блещут золотом осенние листья, журчат серебристые прохладные ручьи, под камнями прячутся пятнистые ящерицы. Иногда мысли поэта устремляются к далекой родине.

Описания природы у Шелли глубоко философичны. Таков ряд стихотворений, известных под общим названием «Изменчивость», стихотворение «Облако» и некоторые другие. В них утверждается идея бессмертия природы, вечного ее развития. Поэт как бы проводит параллель между «изменчивостью» в жизни общества и в жизни природы.

Общая тональность поэзии Шелли глубоко оптимистична: как вслед за зимой идет весна, так и век социальных бедствий и войн неизбежно сменяется веком мира и процветания. Тема непобедимости и бессмертия сил жизни и свободы выражена, например, в «Оде западному ветру». Тема «западного ветра», ветра-разрушителя – традиционная в английской поэзии тема. До Шелли ее разрабатывали многие поэты. Однако у Шелли эта тема получает совершенно иную интерпретацию. У него осенний западный ветер не столько разрушительная сила, губящая своим дыханием все живое, всю красоту лета, сколько хранитель сил новой жизни.

Шелли увлекается искусством и литературой древней Эллады, ему близки пластические образы древнегреческого искусства и атеистическое учение греческих философов-материалистов. Любимым образом Шелли с детских лет стал образ великого человеколюбца – титана Прометея, похитившего для людей огонь на небесах, открыто выступившего против тирании Зевса, пытавшегося «истребить людей». Шелли считал, что современные греки унаследовали всю доблесть, ум и талант своих предков.

Когда Шелли узнал о подготовке в Греции восстания против ига турок, то радости и ликованию его не было предела. Под впечатлением этого известия Шелли создает свою лирическую драму «Освобожденный Прометей». Несомненно, оптимистические идеи Шелли были тесно связаны с романтическими устремлениями поэта.

В лирической драме «Освобожденный Прометей» вновь была разрешена важная для демократии 20-х годов XIX в. проблема восстания и свержения реакционных властей с помощью физической силы: Геркулес, олицетворение мощи революционного народа, освобождает узника Юпитера – Прометея, разбивая его цепи.

Шелли вводил в поэзию новые слова и обороты, порожденные той бурной, переломной эпохой; героический тон, маршеобразные ритмы сочетаются у него с задушевной лирикой. Красочные сравнения и яркие образы как нельзя лучше соответствуют сочной красочности поэзии Шелли, рельефно отражают его миросозерцание, мечты о справедливом обществе и равноправии для всех.

РОМАНТИЗМ В АНГЛИИ

Эстетика и периодизация английского романтизма

Социально-исторической предпосылкой появления романтизма в Англии было то, что она пережила промышленный переворот в 1688-1689 годах, в результате чего произошло широкое внедрение машин в производство. Итог – возникновение единого британского колониального государства. Завершается становление английского языка и литературы. В это время происходит оформление английской ментальности, основные черты которой – практичность и эмпирическая направленность.

На становление романтической литературы в Англии оказало влияние творчество Шекспира. Он существовал в литературном наследии как живая традиция, живой культурный опыт нации. В эстетике Шекспира романтики отбирали то, что соответствовало их эстетике: культ сверхчеловека, романтического злодея, культ любви.

Как и в немецком романтизме, в Англии получают развитие такие категории, как чувство, воображение, возвышенное и живописное.

Поэтика английского романтизма.

1. Культ чувства и культ природы.

С одной стороны, утверждается гармония между человеком и природой (Шелли и поэты-лейкисты). С другой стороны, возникает трагический разлад между природой и социумом (Томас Мур).

2. Проблема личности интересовала романтиков в психологическом, историческом и социальном планах. Романтики пытались передать диалектику внутренней жизни человека. В социальном плане романтиков интересовало противоречие между законами внутренней жизни личности и социумом. В историческом плане романтики изображали личность в непосредственной связи с подробностями бытовой культуры: быт разных исторических эпох, быт этносов. Их интересовало сочетание обыденного и необычного в современной жизни, причем всегда преобладал интерес к реальным фактам. Романтики верили в сверхъестественные силы, в возможность существования демонических, страстных характеров («Легенда о Франкенштейне» Мэри Шелли).

3. Преобладающим был жанр исторического романа, в котором герои оказывались в центре исторических событий и своими действиями изменяли ход истории.

4. Ярко выраженная публицистичность английской литературы. Расцвет журналистики, культ журнала. Ярче всего публицистическое начало выражено в творчестве Байрона, Шелли.

5. Ведущие жанры: медитативная лирика, лиро-эпическая поэма, исторический роман.

Периодизация английского романтизма.

В развитии английского романтизма можно выделить три периода.

I . 1790-е годы.

В это время формируются основные принципы английской романтической эстетики. В английской литературе активно работают У. Блейк, поэты-лейкисты, С. Кольридж, Р. Саути.

II . 1800-1815 годы.

Период расцвета: Д.Г. Байрон, В. Скотт.

III . 1815-1845 годы.

Завершительный этап английского романтизма, переход к натурализму и реализму: Д.Г. Байрон, В. Скотт, П.Б. Шелли, Д. Китс.

Родоначальник английского романтизма – Уильям Блейк (1757-1827). Свою жизнь Блейк посвятил двум видам искусства: гравюре и поэзии, поэтому в основе его художественного мышления лежало сочетание поэзии и живописи. Он создает художественно-поэтическую картину мира. Наиболее известны два сборника стихов Блейка: «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). В этих сборниках нашли отражение религиозно-философские взгляды поэта. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: невинность, опыт, мудрость. Каждый из этапов соответствует трем возрастным категориям: детство, зрелость, старость, которые раскрывают движение мировой цивилизации: от античности через средние века к Новому времени.

Сборник «Песни невинности» рисует идеальный образ мира, в котором представлен синтез божественного и земного начал. Стихи их сборника «Песни опыта» контрастны по отношению к стихам из первого сборника. Лейтмотив этого сборника – враждебность современного мироздания человеку.

Не менее значимую роль в развитии английского романтизма сыграло творчество поэтов-лейкистов (С. Кольриджа, У. Вордсворта, Р. Саути ), названых так потому, что они долгое время жили на севере Англии среди горных озер. Они представляли собой кружок романтиков, объединенных общностью политических и эстетических установок. Их политическая программа в начале XIX века сводилась к неприятию французской революции и революции в целом. Программным стало первое совместное произведение Вордсворта и Кольриджа – сборник «Лирические баллады» (1798), наметивший отказ от старых классицистических образцов и провозгласивший демок­ратизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения. Эстетическая программа лейкистов была изложена в специальном предисловии к этому сборнику (1800), написанном Вордсвортом. Поэзии необходимо обратиться к живому разговорному языку, потому что этого требует современная жизнь. Большая роль отводится категории воображения, которая представляет все обыденное необычным. Лейкисты изображали живых, обыкновенных людей с их повседневными чувствами и страстями. Большое место в поэзии отводилось описанию картин сельской жизни и природы. Поэтическое творчество понимается как свободный поток эмоций, непосредственное выражение эмоциональных переживаний автора. Тем самым лейкисты утверждали интуитивную концепцию творчества и интуитивную природу искусства.

В судьбах Вордсворта, Кольриджа и Саути было много общего. Вордсворт и Саути стали поэтами-лауреатами. В последние годы своей жизни лейкисты заметно ослабили свою творческую активность, перестали писать стихи, обратившись либо к прозе (Саути), либо к философии и религии (Кольридж), либо к осмыслению творческого сознания поэта (Вордсворт). Вместе с тем роль представителей поэтов-лейкистов в истории литературы велика: они впервые открыто осудили классицистические принципы творчества.

1. Особенности развития английского романтизма.

2. Краткие сведения о жизни и творчестве П.Б.Шелли. Гармония человека с природой - ведущая тема лирики поэта.

3. Дж.Г.Байрон - выдающийся английский поэт-романтик, основатель эпохи новой поэзии.

4. "Украинский" и "восточная" темы в творчестве Дж. Г.Байрона: "Мазепа", цикл "Восточные поэмы". Роман в стихах "Дон Жуан".

Особенности развития английского романтизма

Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах Западной Европы и не был явлением внезапным, так романтические тенденции долгое время существовали тайно.

Политическая и экономическая ситуация Англии во многом определила атмосферу, духовный космос, в котором рождались новые романтические идеи общественно-художественного характера. Бурное развитие городов, рост численности рабочих и ремесленников, обнищание крестьянства и уход его в поисках хлеба и труда в города: все это вызвало появление в литературе новых тем, конфликтов, человеческих характеров и типов.

Своеобразные особенности английского романтизма:

o период предромантизма охватил несколько десятилетий II пол. XVIII в.

o средневековья вызвало особый интерес у британцев. Готику многие понимали как начало национальной истории и культуры;

o обращение к религиозным источникам, в частности к Библии, - норма времени;

o увлечение национальным фольклором, сбор его сокровищ писателями-романтиками;

o жизни крестьянства, его своеобразная духовная культура, судьба рабочего класса, его борьба за свои права стали объектом изучения романтиков;

o разработка новой темы - показ дальних путешествий через моря и пустыни, овладение пространством дальних стран и континентов;

o преимущество лирики, лирико-эпических форм и романа над традиционными эпосом и драмой.

Относительно непродолжительный период расцвета романтизма (30-35 лет) дал Англии два поколения писателей, которые существенно отличались друг от друга.

Первый этап развития романтизма в Англии датировался 90-ми годами XVIII в. Новое в литературе - следствие восприятия революционных событий, их оценки. Характер изменений был очевиден в творчестве писателей, вступивших в литературу на данном этапе сказали свое новое слово, подобно Р.Бернса (незадолго до он смерти успел воспеть "дерево свободы"), или же первого романтика У.Блейка.

Под знаком отношение к революции состояла и творчество молодых поэтов: У.Вордсворт, С.Т.Колриджа, Р.Саути. Этих трех художников объединили общим названием "Озерная школа" и назвали "лейкистами" (с англ. "Лейк" - озеро). Но они не считали себя представителями одной школы, доказывая свою оригинальность и самобытность таланта. Литературоведы четко выделили общие черты в их творчестве:

o прошли в чем-то похож путь духовного и творческого развития;

o потерпели соблазна руссоизма и революционно-демократических идей;

o были первооткрывателями и теоретиками нового направления - романтизм (предисловие ко второму изданию сборника "Лирические баллады" (1800) стала первым эстетическим манифестом английского романтизма).

их усилиями была выработана и теоретически осознанная новая поэтика, но пока этот процесс только начинался.

Второй этап представлял собой формирование самостоятельной романтической традиции. В эти годы одна за другой появлялись поэтические книги, которые знаменовали приход новых авторов, непохожих друг на друга и конкурирующих между собой Т. Мур, В. Скотт, Дж. Байрон.

Этот этап начался в 1815, после поражения Наполеона. В Англии были введены хлебные законы, под знаком противостояния которым шла общественная борьба следующего 30-летия (вплоть до их отмены в 1846). Суть этих законов - в запрете импортировать зерно, пока цены на внутреннем рынке не поднялись до установленного максимального уровня. Борьба против хлебных законов стала частью гораздо более широкого движения за изменение законодательства, всей структурной власти, за парламентскую реформу, которая была проведена в 1832 г.. Реформа не конец общественному движению, а стала поводом к появлению чартизм.

В эти годы - между битвой при Ватерлоо и парламентской реформой - и произошел расцвет английского романтизма. Наиболее значительные произведения создал Дж. Байрон, который навсегда покинул Англию. В. Скотт разработал исторический роман, заложив тем самым основу новой романной форме, которую позже развивали писатели-реалисты. В поэзию пришли романтики молодого поколения: П.Б.Шелли, Дж. Китс.

К началу 30-х годов романтическая традиция в английской литературе не завершает своего развития, но перестала быть центральным литературным явлением.

В Англии романтизм был подготовлен в конце XVIII века поэтом Уильямом Блейком 1 . Тогда же сложилась и в первом десятилетии XIX столетия продержалась так называемая «озерная школа». В нее вошли Уильям Вордсворт, Сэмюэль Тейлор Колридж и Роберт Саути. Это было первое поколение английских романтиков. Друзья-поэты поселились на северо-западе Англии, в краю, богатом озерами (отсюда название - «озерная школа»). Там Вордсворт и Колридж выпустили анонимно «Лирические баллады», которые открывались «Сказанием о Старом Мореходе» Колриджа и «Тинтернским аббатством» Вордсворта.

Поэтов «озерной школы» объединяет неприятие классицизма, они не верят в разумное переустройство мира, который, по их представлениям, полон противоречий и катастрофичен. Для них более ценны патриархальные отношения, национальная старина, природа и простые, естественные чувства. Поэты стремятся к непосредственности, отказываются от всякой условной поэтической искусственности и напряженности. Они пишут об обычных чувствах и сообщают им обычный способ выражения. Стихи об обыкновенном должны звучать как проза, для стихов не нужен иной, чем для прозы, язык. Однако в обыкновенном скрывается необыкновенное, а следовательно, обыкновенное должно явиться необыкновенным. «Мы хотели представить вещи обычные в необычном освещении»,- пояснял замысел «Лирических баллад» Колридж. Это значило, что в жизни в обычном таится необычное, фантастическое, иррациональное, сверхчувственное. Его надо передать читателям, но передать так, чтобы оно опять выглядело простым, чтобы оно обрело «вещественность», как в самой жизни, и произвело впечатление естественности. Не искусство поэзии делало жизнь поэтической, а жизнь открывала свою поэзию.

Если Вордсворт ставил акцент на прозрачной простоте, на естественности, то Колриджа влекло в жизни неизъяснимое и почти не поддающееся постижению разумом. Нормальное, спокойное течение действительности всегда чревато внезапным всплеском необыкновенного, заключенного в глубинах бытия. Поэтому нарушать естественный извечный порядок в природе нельзя: природа отомстит стихийным возмущением, обрушив на обидчика метафизическое зло - одно из начал мироздания (другое начало - метафизическое добро).

Для третьего поэта - Роберта Саути - характерно ироничное отношение как к современности, так и к истории. Вглядываясь в историю, он стремился постичь истинное простодушие, истинную естественность и подлинную обыкновенность. Его ирония касалась даже творчества друзей-романтиков. Уверены ли они, вопрошал Саути, что правдиво передали в своих сочинениях жизнь, полную неизъяснимых тайн, или, изобразив присутствие необычайного в обычном, они лишь посеяли и укрепили темные предрассудки? Сам Саути относился к простодушному мистицизму народных поверий с нескрываемой иронией, примером чего стала его «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди», переведенная у нас В. А. Жуковским.

Кроме «Лирических баллад», Вордсворт написал поэмы «Прелюдия, или Развитие сознания поэта», «Прогулка», стихотворения и сонеты, а Колридж - поэмы «Кристабель», «Кубла Хан, или Видение во сне», драмы, одну из которых - «Падение Робеспьера» - совместно с Саути. Помимо этой драмы, Саути - автор «Уота Тайлера», знаменитых баллад «Бленхеймский бой», «Суд Божий над епископом», поэм «Талаба-разрушитель», «Мэдок», «Проклятие Кехамы» и «Видение суда».

К первому поколению английских романтиков принадлежал и Вальтер Скотт, воскресивший средневековую старину и ставший основателем жанра исторического романа в европейской литературе. В его романах история, по словам Пушкина, предстала «домашним образом». Наследие Вальтера Скотта велико по объему: им написано множество баллад, среди которых выделяются «Иванов вечер» (переведена Жуковским под названием «Замок Смальгольм, или Иванов вечер»), «Мар-мион», «Дева озера», «Рокби», поэмы «Поле Ватерлоо», «Гарольд Бесстрашный», и 28 романов, самые значительные из которых «Уэверли», «Гай Маннеринг», «Пуритане», «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Айвенго», «Кенилворт», «Квентин Дорвард», «Вудсток» и др. «Когда мы читаем исторический роман Вальтера Скотта,- писал Белинский,- то как бы делаемся сами современниками эпохи, гражданами стран, в которых совершается событие романа, и получаем Вальтер Скотт о них, в форме живого созерцания, более верное понятие, нежели какое могла бы нам дать о них какая угодно история».

Второе поколение английских романтиков включает имена Байрона, Шелли, Китса и прозаиков-эссеистов - Де Квинси, Лэма, Хэзлитта, Ханта.

Творчество Джорджа Ноэла Гордона Байрона и Перси Биши Шелли наполнено идеями и настроениями протеста против современного им буржуазного строя. Они сочувствуют угнетенным и обездоленным, выступают в защиту личности и ее свобод. Однако если Шелли верит в будущее и весь устремлен к нему, то Байрон подвержен чувствам трагического одиночества и безысходности. В его поэзии постоянны мотивы «мировой скорби», а борьба его титанических героев обречена на поражение. Шелли также тяготел к масштабным идеям и образцам. От «мировой скорби» его уберегала вера во всемирное счастье и во всемогущество поэзии.

Поэт Джон Ките, принадлежащий к тому же поколению, посвятил себя воспеванию красоты мира и человеческой природы. Китса восхищают и побуждают к творчеству разнообразные, неисчислимые предметы и случайные явления. Его поэтически может зажечь песнь соловья и стрекотание кузнечика, чтение книги и перемена погоды. Поэзия для Китса не есть что-то исключительное. «Она,- иисал он,- должна удивлять как изящная крайность». Поэзия хороша тогда, когда читатель узнает в стихотворении нечто ему самому присущее, когда-то бывшее с ним, а затем исчезнувшее, но потом вновь ожившее в воспоминании. Однако собственные возвышенные чувства теперь предстали в стихотворении в новом для него словесном выражении, и эта встреча старого с новым рождает эстетический эффект: читатель поражен узнаванием обычного в необычном.

Джон Ките входил в группу так называемых «лондонских романтиков». Вместе с ним в ней состояли прозаики-эссеисты Чарльз Лэм, Уильям Хэзлитт, Уолтер Сэвидж Лэндор, Томас де Квинси.

Перу Китса принадлежат сонеты, баллады, оды («Ода меланхолии», «Оды Психее», «Ода соловью»), стихотворения («Дама без милосердия»), поэмы, в большинстве своем созданные на материале английской мифологии и средневековых легенд («Ламия», «Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Эндимион»). Лэм писал в основном нравственно-психологические очерки, составившие книгу «Эссе Элии». Хэзлитт известен своими публицистическими эссе («Дух века», «Персонажи шекспировских пьес»), в которых защищал справедливость, а в области эстетики и критики отстаивал мысль о том, что характер - сложная и трудная для постижения индивидуальность. Лэндор придавал исключительное значение идее своеобразия («Воображаемые разговоры») и стремился поставить романтический порыв под контроль строгого и просвещенного разума, вследствие чего его считали романтиком-классицистом. Де Квинси стоял у истоков психологической прозы, которая формировалась в творчестве эссеистов. Его отличает тонкость в передаче противоречивых душевных переживаний.

Влияние романтизма сказалось на знаменитом романе «Мельмот-скиталец» Чарльза Роберта Мэтьюрина. В нем сочетались сатира, традиции готического романа, сентиментализм, просветительские представления о естественных (от рождения) правах человека с новыми художественными веяниями - с романтическими идеями «оригинальности», неподвластной каким-либо нормам, таинственности и рациональной непознаваемости личности и ее отношений с бытием.

Третье поколение английских романтиков связано с именем писателя, публициста, историка, критика Томаса Карлейля, который в начале своей деятельности перевел «Вильгельма Мейстера» Гете, составил жизнеописание Шиллера, опубликовал очерки «Знамения времени» и сочинил философский роман «Сартор Ресарсус, или Перекроенный портной». Но широкая известность пришла к Карлейлю после его исторических книг «История Французской революции», «Герои, культ героев и героическое в истории» 2 , «Прошлое и настоящее». С романтизмом писателя роднит неприятие буржуазности и критика рационализма. Хотя творчество Карлейля выходит за рамки романтической эпохи, он был и остался живым соединительным звеном между романтизмом начала и середины XIX века и литературными направлениями, наследующими романтизм в XX столетии.

1 Основные произведения: «Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание неба и ада», «Книга Уризена», «Мильтон», «Иерусалим, или Воплощение Гиганта Альбиона», «Призрак Авеля».

2 Есть и другой перевод названия - «Герои и почитание героического»



Просмотров