Отчет по работе с посетителями музея. Отчёт о посещении Государственного Исторического Музея

Тольяттинский краеведческий музей. В Краеведческом музее нашего города представлена вся история области с древнейших времен до нашего времени. Всего несколько залов, в каждом важный этап развития человека на территории края, остатки культур прошедших эпох.

Наш город возник в XVIII веке, но не на пустом месте. 1000 лет назад на берегу волги они жили здесь небольшие группы охотников и собирателей. Обнаружены останки костей огромных животных - мамонтов, бизонов, носорогов. На них охотились с помощью каменных остроконечников древние люди - неандертальцы.

В экспозицию музея входят несколько залов, посвященных разным периодам в жизни нашего края. Экскурсия в краеведческий музей начинается с самой древней части его экспозиции - историко-археологической. Здесь знакомятся с историей развития всего человечества на примере своего края. Можем осмотреть найденные на территории края древние орудия труда наших далеких предков. Здесь же находятся остатки их оружия, глиняные осколки их посуды, хорошо видно образ жизни древних людей и детали их быта.

Очень много интересных экспонатов в зале, посвященной средним векам нашей истории. Здесь собрано много произведений искусства того времени, портретов, мужской и женской одежды, оружия.

А в соседнем, этнографическом зале можно увидеть нашу национальную одежду и украшения, познакомиться с бытом наших предшественников. Здесь же можно узнать о людях, которые стали гордостью нашего края.

Несколько залов отведено под современные экспозиции и выставки. Отдельный стенд рассказывает о борьбе жителей край с фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны, о людях, погибших в борьбе за свободу своей Родины.

Пензенская областная картинная галерея имени К. Л. Савицкого. В музее широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения крупных пензенских художников.

В настоящее время собрание галереи насчитывает 13 тысяч произведение. Замечательные работы русских и зарубежных художников 17 - 20 столетий. Галерея гордится прекрасной коллекцией работ ученика И. Е. Репина - Ивана Силыча Горюшкина - Сорокопудова. Значительное место в собрании галереи занимает коллекции русского авангарда. В которую входят живопись и графика уроженца пензенской губернии А. В. Лентулова и его товарищей по художественному объединению «Бубновый валет». Коллекции искусства 20-21 веков представляет мастеров отечественного искусства советского периода, а также известных зарубежных художников.

Наибольшую ценность представляет собрание произведений:

  • · Голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде, Тенирс Младший и др.)
  • · Французских художников XVII--XIX вв. (Куртуа, Миньяр, Лакмар и др.)
  • · Немецких художников (Винтерхальтер и др.)
  • · Русских авторов XVIII--XX веков (Рокотов, Левицкий, Макаров, Литовченко, Флавицкий, Айвазовский, Боголюбов, Саврасов, Васильев, Шишкин, Ендогуров, Репин, Харламов, Маковский, Милорадович, Савицкий, Иванов, Врубель, Беклемишев, Песков, Горюшкин-Сорокопудов, Лентулов и др.)
  • · Советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.).

Государственный исторический музей. Крупнейший национальный музей России. Его коллекции формировались более ста лет. Знакомство с экспозицией начинается в величественных парадных сенях, на сводах которых изображено «Родословное древо государей Российских». Первые залы (1-7) посвящены древнейшей истории: развитию человеческой цивилизации в каменном, бронзовом и железных веках. Об эпохе Древнерусского государства повествуют экспонаты следующих семи залов (8-14). Археологические артефакты, письменные и изобразительные памятники, рукописные книги, иконы рассказывают о судьбоносных событиях истории Руси: принятии христианства, феодальной раздробленности, борьбе с иноземными завоевателями. Экспозиция залов 15-21 рассказывает тему становления централизованного государства, расширения его границ. В залах второго этажа разворачивается грандиозная панорама истории Российской империи в 18-19 веках.

Древнерусское государство и Древнерусский город в IX-XII вв - одни из самых интересных залов. Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства - 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории - Древнерусское государство - охватывает время с IX по XII в.

Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX - первой половине XII в.

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, - сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг - Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене - копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.

Зал украшают две огромные картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Каждая из них в живописных образах представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Все изображенное на холсте - не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.

Множество залов и экспонатов было так же представлено моему вниманию. Это и «Монгольское нашествие» и «Борьба Руси с иноземными захватчиками», «Ремесло и торговля в XVI-XVII вв.», «Русская Православная Церковь в XVI-XVII вв.» и многие другие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Современная индустрия туризма - одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, на долю которой приходится около 10 процентов мирового ВВП, мировых инвестиций, общего числа рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и т.д., и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Значимость туризма в современном мире постоянно растет, по оценкам специалистов, XXI век станет веком туризма. Туризм в его нынешнем виде становится своеобразным мостом, по которому люди начинают все успешнее преодолевать пространство и время.

Моя практика проходила в Национальном музее Хотя все предполагают, что музей организация довольно скучная, нудная, мне воочию удалость узнать и прочувствовать, как это заблуждение далеко от истины. Состояла она, вопреки моим ожиданиям, не из сдувания пыли с экспонатов, а из самой, что ни на есть, активной, творческой работы. Цель практики - закрепление в практической деятельности студентов теоретических знаний предметных дисциплин, полученных во время обучения; обретение опыта эмпирического изучения, описания многообразных явлений и памятников культуры, ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его структурой.

В задачи музейной практики студентов университета входит следующее:

Углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: экскурсионное обслуживание, музееведение и др.;

Приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;

Развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев;

Воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих педагогов;

Воспитание нравственных качеств студентов приобщением к культурному наследию;

Повышение общего уровня культуры студентов.

Казалось бы, что такого интересного и нового есть в музеях? Все как всегда и много лет назад.… Однако, это распространенное заблуждение не имеет под собой никаких маломальских оснований. Но обо всем по порядку.

История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Каренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.

Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Итак, музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов -- памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 История музея

Государственное автономное учреждение культуры РБ «Национальный музей Республики Бурятия» создано в 2011 г. путем слияния трех музеев: Музея истории им. М.Н. Хангалова, Художественного музея им. Ц.С.Сампилова и Музея природы Бурятии. В настоящее время проводится работа по проектированию здания для вновь созданного музея.

Основной фонд ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» насчитывает 75193 тыс. единиц хранения. Национальный музей Бурятии в период с 2009 по 2012 год (данные на 17.05.2012г.) реализовал: 19 проектов в музее природы Бурятии, 20 проектов в Художественном музее им.Ц.С. Сампилова, 21 проект в музее истории Бурятии им. М.Н.Хангалова.

Музей истории Бурятии

Музей создан 10 октября 1923 года по постановлению Бурятского ревкома. В 1958 году музею было присвоено имя выдающегося бурятского этнографа Матвея Николаевича Хангалова (1858- 1918) в фондах музея хранятся уникальные памятники культуры народов Бурятии, Центрально-азиатского региона, историко-этнографические материалы сибирских родов и племен. Вещественные и документальные памятники разных эпох и народов составляют широкую палитру, раскрывающую историю и культуру народов Байкальского региона.

Художественный музей им. Ц.С.Сампилова

В 1943 году совместным Постановлением Совета Народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР и бюро Бурятского обкома ВКП (Б) было решено открыть в г. Улан-Удэ Государственный художественный музей. Основой фондов музея послужили произведения бурятских художников. В январе 1946 года для посетителей официально открылась первая экспозиция музея. С 1947 года в дар музею поступили подлинники работ известных русских художников конца XVIII - начала XX вв. из Государственного Русского музея. В 1966 году музею было присвоено имя основоположника профессионального искусства Бурятии, народного художника, заслуженного деятеля искусств Ц.С.Сампилова.

Музей природы Бурятии

Музей открыт 12 июля 1983 года на основе отдела краеведческого музея им.М.Н.Хангалова. Расположен музей в здании -- памятнике федерального значения «Дом общественного собрания». У истоков создания музея стояли краеведы -энтузиасты В.А.Кольчугина, З.Н.Яковлева, Э.П.Пильман.

Современный объем фондов музея включает палеонтологические, зоологические, геологические, ботанические коллекции, отражающие биоразнообразие природы Бурятии. Экспозиция музея построена ландшафтным метолом, ее основная тема - «Природа и человек». Главное место в экспозиции занимает показ озера Байкал -- уникальной водной экосистемы с особым режимом природопользования.

1.2 Общие сведения о музее

Национальный музей Республики Бурятия (официальное название ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия») - единственный в мире музей, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации истории и произведений искусства Бурятии.

Тип организации Национального музея РБ - культурно-массовый, исследовательский. По организационно- правовой форме является некоммерческой организацией.

Классификация организации: художественная (декоративно-прикладного и народного искусства, изобразительного исскуства), историческая (общеисторическая

В структуре организации имеются: архив, научная библиотека, экспертная группа.

Площадь Национального музея составляет 3674,6 кв.м, в том числе экспозиционно-выстовочная территория -2482 кв.м. Площадь фондохранилищ составляет 1192,6 кв.м. В музее представлено 124 832 единиц хранения (штук) , из них предмета общего фонда 57577 штук. Основные экскурсии представленные в Национальном музее это - «Сокровища буддийского искусства» , «Рождение Республики» (1905-1933гг.) , « Свет веры православной» .

В коллекциях музея хранится более 100 тысяч единиц хранения.

Группы коллекций:

Археологически (начали формироваться до начала музея).

Нумизматические. Более 2000 предметов в коллекции медалей.

Этнографические.

Религиозные: шаманизм, буддизм, православие (Начали формироваться в 1930-е годы).

Редкие книги (Начали формироваться в 1930- е годы). В 1979 году фонд редких книг был выделен из библиотеки музея.

Документальные. 7652 единиц хранения документов с середины XIX века по 1999 год.

Фотодокументальные. 7875 единиц хранения фотодокументов с 1870 года по 1988 год.

Фонодокументальные. Грампластинки с записями русских народных песен, романсов, вальсов, арий из опер исполнения И.С Козловского,С.Я Лемешева, Ф.И Шаляпин.

Кинодокументальные. 714 единиц хранения кинодокументов с 1930г года по 1989 год. Документальные фильмы о быте, жизни бурят и эвенков.

Живопись, графика, предметы современности.

Площадь помещений для фондового хранения - 462 кв.м. Общая площадь музея для хранения и показа коллекций -1600 кв.м.

Так же музей предоставляет образовательные услуги в виде лекционных циклов, таких как: "Верхнеудинск купеческий", "Страницы из жизни казаков Забайкалья", "Эвенки - "Идущие вдоль хребта", "Загадки и тайны шаманской коллекции", "Уникальные православные книги", "Монголия и Тибет глазами бурятских ученых-путешественников конца XIX - начала XX", "Выдающиеся деятели Бурятии кон. XIX - нач. XX вв", "Востоковедческие труды известных русских ученых-путешественников", "Кяхта - былое величие".

На территории музея имеются киоск/магазин, лекторий/кинозал и публичная библиотека. Недалеко от музея Вы можете воспользоваться гостиницей и местами группового питания.

Таблица 1- Контактная информация

РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ»

2.1 Основные экскурсии

Богаты коллекции Национального музея - в них тысячи единиц хранения: предметы гуннской эпохи, старинные бурятские серебряные изделия, буддийское искусство (танка, скульптуры, культовые предметы), произведения русских мастеров 19 века (И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В. Перова, братьев Маковских и др.), работы первых бурятских живописцев, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современное изобразительное искусство. В музее предоставлены все условия для знакомства и изучения истории, культуры, быта и искусства народов, проживающих на территории Бурятии. Не зря говорят: «Солнечная Бурятия - толерантная республика».

Расскажу о трех интересных выставках. «Тривизор», «Сокровища буддийского искусства» - впервые представлены уникальные культовые предметы из фондов музея. Уникальность фондовых собраний музея составляет буддийская коллекция. Это культовые предметы, попавшие в фонды 30-е годы их закрывшихся дацанов. Они являются памятниками истории и культуры мирового значения. Среди них экземпляр Атласа тибетской медицины.

Впервые в Сибирском регионе стартует новый проект по внедрению современных цифровых технологий. На выставке «Сокровища буддийского искусства. Новые грани» работает тривизор с электронным контентом «Дары XII Пандито Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова» императорской семье из царской сокровищницы Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).

Тривизор- это стеклянная 3D пирамида для трансляции объемного изображения. Сверху на три стороны 3D пирамиды с помощью монитьра проецируется изображение в специальной 3D раскладке. Благодаря напылению на стекле и правильной геометрической форме пирамиды создается эффект, что демонстрируемый объект находится внутри пирамиды. Объект словно парит в воздухе, меняя свой цвет, свойства, состояние.

Тривизор был впервые использован на выставке «Буддизм в России» в рамках проведения саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке лдя показа Даров императорской семье из коллекции Российского этнографического музея и уникальных произведений буддийского искусства из Национального музея Республики Бурятия.

Партнером проекта является Центр комплексных программ «Наследие»(г. Москва).

В настоящее время в музее представлена новая экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани». В коллекции представлены следующие экспонаты:

Будда Шакьямуни с великими учителями буддийского Учения. В Центре изображен Будда с двумя бодхисатвами, рядом с ним - Богдо Цзонхава со своими учениками. Вокруг Будды восседают учителя - «шесть драгоценностей» Индии: Нагарджуна, Дигнага, Арьядева, Асанга, Васубандху и Дхармакирти. Бурятия начало XX в. Грунтованное полотно; минеральные краски,позолота.

Будда Майтрейя (бур. Майдар-бурхан). Будда Грядущего. Китай конец XIX в. Сплав металлов: литье, чеканка, позолота,инкрустация.

Авалокитешвара Тысячерукий. Арьябало (бур). Бодхисаттва «Беспредельного» сострадание ко всем живым существам. Авалокитешвара вместе с другими бодхисатвами - Манджушри и Ваджрапани составляет триаду наиболее почитаемых бодхисатв во всех школах тибетского буддизма. Внутренняя Монголия, XIX в. Медь, латунь; чеканка, частичное литье, позолота, тонирование, инкрустация.

Хашин хан с 8-ю спутниками-детьми. Бурятия, Селенгинский район. Начало XX в. Папье-маше, дерево, краски; резьба, роспись.

Лобсан Галдан Аюшеев - настоятель (Ширээтэ) Анинского дацана.

Так же в данной коллекции имеются и другие не менее важные экспонаты, несущие огромную историческую ценность в буддийском искусстве.

Следующая выставка называется «Рождение республики 1905-1933гг». Посвященная 90-летию со дня образования республики. В экспозиции представлены около 200 предметов, раскрывающих историю становления Республики Бурятия. Хотя зал для выставки сравнительно не большой, это не мешает сполна окунуться в историю рождения республики. В этой выставке мы можем узнать о некоторых исторических личностях, которые оставили след в «рождении республики», а так же посмотреть их личные вещи.

Иванов Федор Николаевич (19051968). Боец Буркавдивизиона, участник боевых действий на КВЖД 1928г., организатор колхозного движения, делегат II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935г. в Москве.

Шиповских Иван Дмитриевич (1902-1968),член РКП (б) с 1920г., коммунист-ленинец, активный участник борьбы за установление Советской власти в Бурятии.

Алексеев Иван Иванович, кавалер двух орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, заслуженный врач РСФСР, начальник больницы станции Улан-Удэ.

Орден Ленина, 1930г.

Орден «Трудовое Красное Знамя, РСФСР.

Значок «Почетному железнодорожнику».

Личные вещи Ромаева Василия Алганаевича (1900-1941), участника установления Советской власти в Забайкалье, политического и общественного деятеля. В 1918 г., являлся студентом Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1929 г. был направлен в Монголию. Репрессирован и казнен в 1941г. Станок бритвенный и футляр для лезвий «Gillette» 1920г., США, г. Бостон, компания «Gillette» , брошь с фотографией Ромаева В.А, Аяга (бур.). Чаша для напитков, часы «Мозер» Швейцария, начало XX в.

Платье шелковое нарядное Эрдынеевой Дулгар Гунцыреновны, члена ЦИК СССР. Эрдынеева Д.Г была премирована в 1933 юбилейном году отрезом ткани за производственные показатели.

Не оставила без впечатлений выставка «Свет веры православной »- предметы культа из серебра, плащаница, ряд икон, впервые представленных, облачения епископа, исторические документы, отражающие деятельность церквей на территории Бурятии.

Образки с изображением Двунадесятых праздников. Серебро, эмаль,стекло. Кон. XIX в.

Пресвятая Богородица Печерская. Икона Селенгинского полка. Дерево, бархат, темперная живопись. XIX в.

Ефросинья Полоцкая. Хрусталь, литье. Начало XX в.

Икона «Богоматерь Умиление». Жесть, роспись, олеография. Начало XX в.

Блюдо для благословения хлебов. Латунь, медь; серебрение, обработка на станке, литье. Кон.XIX - нач. XX в.

-«Распятие» в стеклянной бутыли. Дерево, стружка, бумага; резьба, монтаж 1884г.

Богоматерь - утоли болезни. Дерево, позолота, паволока, темперная живопись. Кон. XIX в.

2.2 Услуги предоставляемые музеем

Музеем представлен следующий спектр услуг: экскурсии по выставкам, лекции, просмотр видеофильмов об изобразительном искусстве, выездные выставки и лекции, фото-видеосъемка в залах музея, музейно-образовательные программы для детско-юношеской аудитории, презентации, научно-практические конференции, семинары, культурно-массовые мероприятия и не только.

Музейные уроки и лекции являются одной из перспективных форм работы со школьной аудиторией и организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе.

Музейно-образовательая программа - располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно-образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Музейно-образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики, используются в рамках гуманитарно-эстетического и естественно - научного профиля.

На сегодняшний день многие музеи активно внедряют в свою деятельность новые формы работы с посетителями. Одной из таких форм являются праздничные мероприятия - это существенно новая форма массовой научно-просветительной работы музея. Термин "музейные праздники" появился сравнительно недавно, но многие музеи России уже активно используют этот вид услуги. Так и наш Национальный музей предоставляет такую услугу. Проведение музейных праздников в Национальном музее оказывают положительное влияние на его деятельность, способствуют росту престижа музейного учреждения, генерируют интерес общественности и увеличивают поток посетителей.

Роль праздничных мероприятий в музеях заключается в следующем - праздники активизируют культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время свободное от будничных обязанностей, проявляются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни. Праздничные мероприятия через обновление ценностей напоминают важные события, выполняют роль механизма передачи культурных традиций из поколение в поколение. А ведь для музея важна поддержка связи из поколения в поколение, так как одна из функций музейного учреждения это - хранение и передача исторических культурных ценностей. Это говорит о том, что праздник как бы связан с музеем, это видно из приведенных выше фактов.

Так же Национальный музей занимается экспертизой предметов музейного значения - это процесс комплектования, который можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и придание им статуса музейного предмета.

К следующей услуге, предоставляемой Национальным музеем относится воспроизведение музейных предметов. Воспроизведение музейных предметов - объекты, точно передающие облик музейных предметов. К основным видам воспроизведений относят:

· копию - предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Может быть авторским повторением (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческим воспроизведением (как римские копии греческой скульптуры); современным воспроизведением. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем - к научно-вспомогательным материалам. Примером, когда копия приобретает значение самостоятельного памятника, может служить храм Христа Спасителя в Москве (представляющий копию разрушенного в 1930-е гг. храма XIX в., выполненную с применением современных технологий).

· реконструкция - научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта;

· муляж - предмет, который воспроизводит размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но может отличаться по размерам;

· репродукция - воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т.д., выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений;

· новодел - точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник (например форма студента Восточного института во Владивостоке, представленная в Музее истории ДВГУ, сшитая на основании документов и рисунков XIX - XX вв.);

· макет - объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);

· модель - копия, сохраняющая конструктивные принципы и фактуру оригинала;

· голограмма - объемная трехмерная копия, созданная посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимая.

Так же к перечню услуг, предоставляемых Национальным музеем относят: абонементы, консультационные услуги, методическое обеспечение музеев Республики Бурятия, услуги научной библиотеки, а так же сувенирный киоск.

Национальный музей Республики Бурятия для успешного решения целевых задач, кроме хранительской, выставочной и научной деятельности обращает особое внимание на оказание музейных услуг туристам и гостям республики посредством предоставления искусствоведческой, краеведческой, этнографической информации на русском, бурятском и английском языках на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших музейно-информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пройдя учебную практику в «Государственном автономном учреждение культуры Республики Бурятия «Национальном музее Республики Бурятия» я открыла для себя новый мир музейного искусства. Узнала огромное количество важной и интересной информации о Национальном музее и его удивительных экспонатах.

В условиях, когда в Бурятии развивается особая туристско-рекреационная зона, музей становится одним из основных участников реализации Программы. Музей отражает национальную идею, становится своеобразной визитной карточкой, брендом республики. Музей - сокровищница республики, символ нашей культуры, витрина, по которой туристы судят о людях, которые здесь живут, об их отношении к своей истории, а по большому счету - о месте и роли Бурятии в России.

В г. Улан-Удэ определено место под новое здание Национального музея Бурятии, в районе Верхняя Березовка, откуда начинается дорога на озеро Байкал. Это будет достаточно большой комплекс, объединяющий фонды музеев истории, природы и художественного, с парком скульптур и лесной зоной. В планах республики построить музей к 2015 году.

Национальный музей Республики вправе претендовать на получение премии по номинации «Лучший региональный музей».

Одним из важнейших направлений музейной работы является экспозиционно-выставочная деятельность, осуществляющая крупные международные, межрегиональные и местные выставочные проекты. Музей имеет соглашения о сотрудничестве с лучшими музеями страны: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Третьяковская галерея и др. Лидирующее положение в музее занимает научно-образовательная деятельность, запланировано и выполнено множество социально-значимых проектов для детей дошкольного и школьного возрастов, студентов лицеев, колледжей и ВУЗов, военнослужащих, пенсионеров, ветеранов, туристических групп и одиночных посетителей. Музей успешно занимается издательской деятельностью - выпуском буклетов, каталогов выставок, открыток и афиш. Помимо основной деятельности является координирующим центром народных музеев и картинных галерей г. Северобайкальска, с. Сосновоозерска Еравнинского района и с. Петропавловка Джидинского районов в плане оказания методической помощи, заботы о пополнении фондов, встреч с художниками Бурятии.

Чем больше разнообразных выставок, чем они интересней, тем сильней притяжение потенциальных туристов. Туристы, в свою очередь, становятся генераторами прибыли для гостиниц, предприятий питания, транспорта, развлечений, торговли, производства сувениров. Налоговые поступления от работы этих предприятий и созданные в них рабочие места могут составлять основу республиканской экономики. Важно отметить, что понимание такой роли нашего музея должно являться частью республиканской культурной и экономической политики и России в целом.

национальный музей бурятия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://rubur.ru

2. http://www.minkultrb.ru

3. http://www.muzeyrb.ru/

4. Приказ Министерства образования РСФСР «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» № 293 от 13.07.92 г.// Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.

5. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами российской федерации (приложения к приказу Министерства образования от 13.07.92г., № 293) // Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.

6. Гецевич В.Г. Основы экскурсоведения: учеб. пособия.- М.,1998.- 102с.

7. Культурология и экскурсоведение: курс лекции/ Сост. К.В. Кулев; Российская международная академия туризма. - М.: Соф. спорт,1998.- 158с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История Британского Национального Музея. Родоначальлник Британского национального музея. Коллекции, купленые на доходы от национальной лотереи, послужили основой музея. Постройка нового здания музея. Удача новогог здания - библиотека и читальные залы.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.

    реферат , добавлен 14.03.2013

    История создания Гайнского музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    История возникновения Национального музея Республики Башкортостан, основные фонды, созданные в нем. Уникальность экспозиции Национального музея Республики Башкортостан, важнейшие направления в его работе. Описание экскурсий, которые предлагает музей.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Изучение истории музея и музейного дела. Основные направления деятельности литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта. Характеристика фондов музея, их организации, состава, структуры, учета, хранения и изучения. Эффективность работы музея.

    отчет по практике , добавлен 06.03.2014

    Пространство музея как "ковчег культуры". Толкование слова "экспозиция". Тема "открытого произведения" в искусстве. Музыкальные камерные программы и тематические выставочные проекты, проводимые в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    История Государственного Исторического Музея, характеристика новой стационарной экспозиции по истории России с древности до начала XX в. Описание достижений сотрудников музея. Древнерусское государство, древнерусский город в IX–XII вв. в экспозиции музея.

    отчет по практике , добавлен 12.12.2009

    Общее описание и географическое положение исследуемого музея, его внутренняя структура и убранство. Краткое путешествие по нескольким комнатам, а также впечатления посетителей. Особенности и назначение экспонатов, их историческое и культурное значение.

    статья , добавлен 29.03.2015

    История краеведческого музея, его фонды, отделения и филиалы. Управленческая структура управления, функциональная направленность, правовое обеспечение, технология деятельности музея. Проблемы и перспективы развития. Меры по усовершенствованию его работы.

    отчет по практике , добавлен 04.06.2013

    Анализ Санкт-петербургского этнографического музея: расположение, основные памятники, специальное хранилище. Особенности экспозиций музея, характеристика экспозиции "История и культура евреев России". Описание основных ценностей этнографического музея.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школадетский сад»

Раздольненского районна

Республики Крым

Отчет о работе школьного краеведческого музея за 2014-2015 учебный год

Профиль музея – историко-краеведческий.

Руководитель музея: Агаева Татьяна Владимировна.

Имеется совет музея: Агаева Татьяна Владимировна – преподаватель истории,

Кузьмич Алла Васильевна – преподаватель географии,

Голованева Анастасия – ученица 9 класса,

Мартыненко Валерия – ученица 9 класса,

Дембицкая Екатерина – ученица 7 класса.

В музее имеются экспозиции по истории поселка, истории школы, геологии, культуре народов жителей села. В музее хранятся подлинные документы и экспонаты: фотографии, орудия труда и быта, письма, документы земляков, монеты, значки, грамоты, материалы газет, альбомы. Имеется инвентарная книга.

Цель работы музея: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики.

Задачи образовательные: расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музея.

Задачи развивающие: приобщение учащихся к самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала, развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории.

Задачи воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны, формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

В 2014-2015 учебном году была продолжена работа по реализации программы развития школьного краеведческого музея. Цель и задачи работы школьного музея ставились с учетом цели и задачам разработанной программы.

Для решения поставленных задач проводилась следующая работа:

В честь празднования 30-летия школы Советом музея была проделана огромная работа в подготовке юбилея школы. Были проведены тематические экскурсии: «История школы» (9-11 кл.) составлены вопросы для викторины, посвященной Дню рождения школы, для учащихся начальной школы, среднего и старшего звеньев. Обновлена и дополнена экспозиция: История села Орловка. Подготовлен материал для стенда: Мы Вас никогда не забудем (об умерших учителях). Составлена экспозиция: 30 лет Орловской школе, где разместилась информация об истории школы, директорах школы, заслуженных учителях.

За время учебного года были проведены экскурсия в музей для учащихся начальных классов: «Давайте познакомимся», беседа у фотостенда «Гордость школы», для жителей поселка был организован день открытых дверей в день рождения школы 18 сентября и беседы у стендов в музее «Страницы истории села Орловка», «Страницы школьных альбомов». Для учащихся школы проведены беседы «Память огненных лет», викторины «История Орловки», «Знатоки-краеведы». Беседы: . «Моя родина – Орловка» – беседа у стендов в школьном историко-краеведческом музее.

В музее были проведены следующие уроки истории для 9-11 классов : «Память огненных лет», «Защитники Родины – наши земляки», «Жители поселка в годы Великой Отечественной войны».

На протяжении всего учебного года Совет музея и руководитель музея поддерживали тесную связь с жителями села, которые пополняли фонд музея.

В рамках празднования 70-годовщины победы в Великой Отечественной войне была проделана следующая работа. Участие в акциях «Поздравь ветеранов с Победой». Экспозиция о ВОВ была обновлена и дополнена. В честь 70-летия был проведен урок учащимся 5-11 классов о истории ВОВ и героях ВОВ. Были проведены тематические экскурсии, посвященные Дню Победы для учащихся 1-11 классов.

Ученица 9 класса Мартыненко Валерия приняла участие в конкурсе «История городов и сел» с исследовательской работой «Орловка: прошлое и настоящее». Получила диплом участника. Исследовательская работа была написана на основе воспоминаний жителей и материалов районного краеведческого музея.

1. На протяжении своей деятельности музей является центром гражданско-патриотического воспитания; на его базе проходят мероприятия, школа актива, экскурсионная работа, уроки истории, музей паспортизован.

2. В музее работают школьники 7-10 классов, работает Совет музея.

3. Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.

4. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.

5. Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.

6. Старшеклассники помогают младшим адаптироваться в непривычной для них среде.

8. Музей посещают ежегодно все классы школы, родители, жители села.

Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения и формирования качеств гражданина.

В школе и селе сложилось позитивное отношение к работе музея. Во время проведения дня открытых дверей посетители школьного музея оставили в тетради отзывов много хороших отзывов о работе музея.

Цель работы музея достигнута, задачи, стоящие перед школьным краеведческим музеем выполнены.

Руководитель школьного историко-краеведческого музея

преподаватель истории Т.В. Агаева

13 и 25 мая две группы студентов-первокурсников нашего Юридического института под руководством доцента кафедры «Теория права и природоресурсное право» Захаровой В.В. посетили музей МВД. Это было интересное, запоминающееся мероприятие, вызвавшее большой интерес. Данный музей является закрытым для одиночных посетителей, попасть туда можно только по предварительной записи и с экскурсионным обслуживанием.

Наши студенты с интересом познакомились с большой экспозицией оружия, переданного в музей после завершения судебных разбирательств, экскурсовод рассказала о некоторых конкретных уголовных делах, связанных с представленными на стенде образцами. Среди них было и оружие времен Первой и Второй мировых войн, найденное и использованное преступниками. На отдельном стенде собраны разнообразные образцы самодельного оружия.

Студентам показали современное снаряжение бойцов антитеррористических подразделений. Особый интерес вызвали кольчужные перчатки, по которым можно даже рубить топором без ущерба для их владельца. Здесь же нам рассказали о последнем теракте на Красной площади (1995 г.), когда был захвачен в заложники автобус с туристами из Южной Кореи.

Несколько залов посвящено современным средствам экспертной работы. Ребятам показали специальные маски, восстанавливающие внешность убитых по костным останкам в случае, если с момента преступления прошло много времени и предъявить для опознания родственникам можно только восстановленный таким способом объект.

Залы, посвященные разным видам преступлений, также вызвали большой интерес учащихся. Наши экскурсанты обратили особое внимание на способы вскрытия сумок ворами в общественном транспорте, познакомились с различными экономическими преступлениями, в том числе с делом знаменитого фальшивомонетчика Баранова.

Студенты внимательно осмотрели коллекцию предметов, изготовленных заключенными при подготовке побегов, познакомились с разными видами татуировок, ответили на вопросы экскурсовода в зале, посвященном работе сотрудников дорожной полиции. Когда мы перешли в зал, рассказывающий о работе частных охранных агентств, нам продемонстрировали работу сигнализации: огромная плюшевая собака охраняла миску с косточкой и громко лаяла, если кто-то пытался отнять лакомство. Наши студенты проявили упорство и неоднократно пытались похитить кость. Но сигнализация срабатывала.

Поскольку посещение музея происходило сразу после майских праздников, нас повели также и в военные залы, где рассказали о сложнейшей работе сотрудников НКВД в годы Великой Отечественной войны. Большой интерес студентов вызвала специально изобретенная машинка для передачи на расстояния рисунков отпечатков пальцев. Как известно, они являются уникальными для каждого человека и легко позволяют идентифицировать преступника. А передачи их на расстояния понадобилась в связи с эвакуацией на восток страны и невозможностью перевезти все архивы.

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты 16-17 вв. в Зарядье», «Крутицкое подворье», Музей декабристов. Стены Историче­ского музея выложены из красного обожжён­ного кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находи­лось здание, где располагался в первые годы по­сле его основания Московский университет. Исторический музей хранит более че­тырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери – напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств – Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов – произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. – вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого «отца предков». Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66 пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы «православие, самодержавие, народность». Инициатор принятия «Университетского устава 1835».

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade - граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России - с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 - начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.


Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем - II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.


Венгерка летняя Александра ІІ. 1874 г. Сукно, серебряная нить, металл.

Венгерка, короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе.


Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Подводя итог, следует сказать, что посещение Государственного Исторического музея произвело на меня незабываемое впечатление. Как же все-таки хорошо, что в Москве есть такое место, где разом можно оказаться в нескольких эпохах нынешнего и предыдущих тысячелетий, посмотреть и окунуться глубоко в богатейшую историю нашей Родины. Хочется, чтобы таких мест, как Исторический музей, было больше.




Просмотров