Анализ сказки снегурочка русская народная сказка. Урок литературного чтенияТема: Анализ русской народной сказки «Снегурочка

Речевое развитие в подготовительной группе.

«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи:

1 . Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом . Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

2 . Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.

4.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, лента для игры, микрофон, раскраска.

Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:

Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)

В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку, вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)

2 часть . Чтение сказки.

В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).

Беседа по содержанию:

Понравилась ли вам сказка?

- Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

Красивой получилась у стариков доченька?

А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках ?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе )

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

В. : Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

Во что, превратилась Снегурочка?

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике ).

А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

3.Физминутка (выполняется под музыку)

В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.

В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.

А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)

Подвижная игра «Заря – заряница».

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).

(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)

4.Д\И «Собери картинки правильно » Дети собирают картины по порядку.

В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)

  • Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как ? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
  • Работа в руках спорится – все удается, все получается
  • Неможется – нездоровится
  • Свечерело – наступил вечер
  • Стали кликать Снегурочку – звать

5.Рассказывание сказки по картинкам.

В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)

6.Драматизация.

В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.

7.Моделирование сказки символами.

В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?

А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

А как?

Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

8. Рефлексия.

Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)


«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Книгу о чуде, которое скрасило долгую зиму и исчезло весной, нам читали в раннем детстве. Теперь уже трудно вспомнить, о чём сказка «Снегурочка». Существует три истории с одинаковым названием и похожим сюжетом. Все они рассказывают о чистой и светлой девочке, погибшей и превратившейся в облако или лужицу воды.

О чём написана сказка

В рассказе американского писателя Н. Готорна брат и сестра вышли гулять после снегопада и слепили себе сестричку. Их отец не верит, что малышка – это ожившая снежная фигура. Он хочет согреть её, уводит в жарко натопленный дом, и этим губит.

«Снегурочка» - любимая зимняя сказка для детей

В сборнике А.Н. Афанасьева была напечатана русская сказка. В ней бездетные старики слепили из снега дочку. Весной она затосковала, с каждым днём становилась все печальней. Дед и баба велели ей идти играть с подружками, а те уговорили прыгнуть через костёр.

В пьесе А.Н. Островского дочь Мороза и Весны-Красны является на землю берендеев и должна растаять от солнечных лучей, когда обретёт любовь. Чужая, никем не понятая, она умирает во время праздника. Окружающие быстро забывают про неё, веселятся и поют.

Суть сказки

В основе сказок лежат древние мифы и обычаи. Раньше, чтобы приблизить весну, сжигали чучело Масленицы – символ уходящей зимы. В пьесе Снегурочка становится жертвой, которая должна избавить от непогоды и неурожая.

Прощаться со стужей весело. В народной сказке подруги не слишком грустят, расставаясь со снежной девочкой.

Значение для детей

Сказка – это способ объяснить, что всему своё время. На смену одному сезону всегда приходит другой. Бывает, что поздней весной снег все ещё лежит в тени и в лесных оврагах, случаются летние заморозки. В давние времена парни и девушки жгли костры и прыгали через них. Они верили, что тепло огня окончательно прогонит холод. Снегурочка смогла пережить весну, но все же, растаяла в середине лета.

Чему учит сказка

Сегодня мы находим в волшебной истории другой смысл, объясняем с её помощью явления нашей жизни.

Часто родителям трудно понять непохожесть своего ребёнка, принять его. Они забывают, что его рождение чудесно само по себе. Старик и старуха радовались, обретя дочь, но теперь им нужно, чтобы она стала как все и играла с другими девочками.

Снегурочка – осколок сказочного мира, прекрасная льдинка. Люди хотят объяснить чудо, найти ему применение, приспособить к жизни. Стремятся сделать его близким и понятным, отогреть, расколдовать. Но снимая чары, они уничтожают и само волшебство. В сказке Н. Готорна девочка, созданная тонкими детскими пальчиками для красоты и веселья, погибает в грубых руках практичного и разумного взрослого.

«Снегурочка» — трогательная и печальная история о закономерностях времени и необходимости следовать законам природы. Она рассказывает о хрупкости волшебства, о красоте, которая существует просто так, а не для того, чтобы приносить пользу.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе
по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Федосюк Е.В., учителя начальных классов, МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3»

В процессе моего урока я стремилась к формированию у учащихся читательской компетенции. В основу урока вошёл не только программный материал: учащиеся знакомились с биографией писателя В. Даля, самостоятельно находили его произведения, познавали общекультурные художественные ценности.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

В процессе моего урока я стремилась к формированию у учащихся читательской компетенции. В основу урока вошёл не только программный материал, учащиеся знакомились с биографией писателя В. Даля, самостоятельно находили его произведения, познавали общекультурные художественные ценности.

Я стремилась донести до их понимания духовную сущность произведений. В процессе работы с произведением учащиеся могли осваивать основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, овладевать навыком анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, доступных младшему школьнику на примере жизни простого русского народа, способствовало воспитанию собственного поведения, доброго отношения к окружающим.

Сравнительный анализ произведений помогал отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания, раскрывая замысел и основную мысль текста.

Для развития творческой деятельности учащихся на уроке имели место постановка живых картин, чтение по ролям и драматизация.

Воспитывать интерес к чтению и книге, обогащать нравственный опыт учащихся, формировать представление о добре и зле - такова цель моих уроков в дальнейшем.

Тема: Сравнительный анализ русской народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка».
Цель урока:
1. Продолжить знакомство над сказкой, как видом устного народного творчества, совершенствовать умение различать авторскую сказку от народной.
2. Познакомить с новым произведением - русской народной сказкой «Снегурочка». Сравнить народную сказку со сказкой В.И. Даля.
3. Совершенствовать навыки чтения, умение выделять главную мысль произведения, делить текст на логически законченные части, передавать прочитанное посредством пересказа.
4. Развивать речь, память, мышление, умение работать самостоятельно.
5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к людям.

Оборудование:
1. Компьютер, фильм - презентация урока.
2. Рисунки учащихся по сказкам «Старик - годовик», «Снегурочка».
3. Выставка книг (произведения В.И. Даля, русские народные сказки).

Ход урока:
1. Организационный момент.

- Приготовились к уроку чтения. Все ли учебные принадлежности на парте? (Учебник, тетрадь, дневник, ручка и карандаши).

2. Артикуляционная гимнастика.
- Давайте подготовим наш язычок к работе.
Сказка о весёлом язычке.
Жил - был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайтесь, что это за домик?
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Это домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открываем и закрываем). Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел на крыльцо (язык лежит на нижней губе), решил погреться на солнышке. Подул лёгкий ветерок. Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил дождь (язык стучит по закрытым зубам, произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома. Он решил напоить своего котёнка и налил ему молока. Котёнок лакал молоко вот так (показываем). Потом он облизал свой ротик (показываем) и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: «Тик-так!» (открыть рот и водить языком из угла губ в другой). Котёнок свернулся клубочком (свернуть язык, поднять его к нёбу). «Пора спать», - подумал язычок и уснул.

3. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую сказку вы читали дома? (Старик-годовик)
- Кто написал эту сказку? (В. Даль)
- Что вы знаете об этом писателе? (Ответы ребят)

А) Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в г. Луганске в семье врача. Родители Даля были из Дании, мать - немка. Они дали сыну хорошее домашнее образование. В 17 лет Владимир Даль окончил морской кадетский корпус, а затем и медицинский факультет университета в г. Тарту. Даль стал морским офицером, он был хирургом, но всю свою жизнь посвятил изучению русского языка.
В 1862г. был опубликован сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000пословиц, поговорок и прибауток. И по сей день мы пользуемся этими поговорками в своей речи.
50 лет Даль работал над «Толковым словарём русского народа» (1866г.), который состоит из четырёх томов и содержит 200 000слов. В этом словаре Даль не только показывает правильное написание этих слов, но и объясняет их значение, смысл.
Много сказок у В.И. Даля. Это «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», Привередница», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и много других. Его сказки поучительные и интересные.
Умер В.И. Даль в 1872 г.

Б) - Как вы поняли содержание сказки, мы проверим, проведя сейчас тест - опрос.

Тест:
1. Кто главный герой сказки Даля? … Старик - годовик
2. Кто такой старик - годовик … Год
3. Каких птиц выпускал год? … Месяцы
4. Как вылетали птицы? … Тройками
5. Что это были за тройки? … Времена года
6. В каком порядке вылетали птицы? … Зима, весна, лето, осень
7. Сколько крыльев было у каждой птицы? … 4
8. Что это были за крылья? … Недели
9. Сколько в крыле перьев и какие? … 7, пон., втор., сред, четв., пят., суб., воск.
10. Какого цвета были перья и почему? … День, ночь, черная половина и белая
(Самопроверка)

4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Это тоже сказка, но народная. А какие еще есть сказки? (Авторские)
- В чем их различие?
Наша новая сказка называется «Снегурочка».
- А кто такая Снегурочка?
Ответы: - Это внучка Деда Мороза.
- Это дочка Весны.
- Её вылепили дед с бабой из снега.
Это сказка народная. У многих народов есть сказка, в которой рассказывается о девочке, вылепленной из снега. Такая сказка есть у норвежцев. Снегурочку лепят из снега дети. В библиотеке вы можете спросить норвежскую сказку про Снегурочку и узнать, о чём в ней идёт речь. А у В.И. Даля тоже есть сказка, которая называется «Девочка Снегурочка». Чтобы их сравнить, я попросила прочитать эту сказку нашим ребятам. И сейчас они расскажут нам сказку Даля.

5. Работа над материалом урока.
А) Пересказ сказки В.И. Даля «Девочка Снегурочка».
Б) Опрос по прослушанному произведению:
- Из чего появилась Снегурочка? … из комочка
- Какой росла Снегурочка? … очень хорошей
- Кто приносит беду бабке с дедкой? … лиса
- Кто пострадал за лисьи проделки? … Жучка
- Что случилось со Снегурочкой летом? … заблудилась
- Кто пытался помочь Снегурочке? … медведь, волк, лиса
- Почему им не поверила Снегурочка? … чужие
- Кто выручил Девочку из беды? … Жучка
- Какой у сказки конец? … счастливый
- Как вы думаете, какова главная мысль сказки?
Вывод: Надо помогать тем, кто окажется в беде, не доверять чужим и незнакомым людям, быть добрыми и разумными.
- В конце сказки есть пословица «Нет худа без добра». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Если бы собачку не выгнали, Снегурочка могла бы пропасть. Ей некому было бы помочь. То, что Жучку выгнали - это худо, плохо. Но это худо сделало добро - Снегурочка была спасена.)

В) Знакомство с новым произведением русской народной сказкой «Снегурочка».

1. Чтение учителем.
- Найдите зачин сказки. (Выделение частей произведения.)
- Как Снегурочка появилась на свет у В. Даля?
- Найдите в тексте, как Снегурочка появляется в народной сказке, зачитайте. (Выборочное чтение.)
Вывод: Русский народ очень трудолюбивый. В старые времена труд был очень тяжелым. Даль считал, что сказка должна приносить радость, и решил облегчить даже в сказке труд бабке с дедкой.

2. Чтение учащимися.
- Почему Снегурочка грустила?
- Чему она радовалась?
- Как вы думаете, что произошло со Снегурочкой в лесу?
- Дочитайте конец самостоятельно и попробуйте придумать свой конец к сказке.

3. Сравнительный анализ сказок.
- Откройте свои тетради и давайте построим таблицу, поделим пополам.

Вопросы:
1. Главные герои сказки?
2. Как появилась Снегурочка?
3. Какой росла Снегурочка?
4. О ком или о чем жалела Снегурочка?
5. На какое существо больше похожа?
6. Какой конец у сказки?

В.И. Даль «Девочка Снегурочка» Русская народная сказка «Снегурочка»
Баба, дед, Снегурочка, Жучка Баба, дед, Снегурочка
Из комочка Сделали бабка с дедкой
Умная, ласковая, разумная Умная, ласковая, красивая,
Жалела собачку Что зима прошла
На простую девочку, которая может жить среди людей
На волшебное, сказочное.
Ей трудно жить среди людей
Счастливый
Погибает, тает от костра

Выводы:
Сказка В.И. Даля про добрую девочку, которая появилась сказочным образом у одиноких людей, но ей хорошо с ними. Снегурочку любят и люди, и животные и ей помогают. Как бы хотят, чтобы чудо осталось с ними навсегда.
Русская народная сказка «Снегурочка» про волшебную Снегурочку, красавицу, умницу. Такой на свете не бывает, но люди мечтали о чуде. Снегурочка не остаётся с людьми, как не может быть в нашей жизни чудес. Но народ так этого хотел.

5. Итог урока.
- Что нового и полезного для вас вы услышали на уроке?
- Какие виды сказок вы знаете? Что запомнили о жизни В. Даля?
- Какое настроение у вас после знакомства с этими сказками.

6. Оценивание учащихся. Задание на дом.



Просмотров