Что такое артефакт значение слова. Артефакт это в культурологии

Другое важное понятие культурологии — артефакт культуры : любой искусственно созданный объект, имеющий символическое значение. Артефактами культуры могут быть изготовленные людьми предметы, вещи, а также феномены : научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

Артефакт - элементарная единица культуры. Его изучение дает возможность понять, какое культурное значение имеет его утилитарное (то есть по прямому назначению) использование. Например, набор вилок и ножей, используемых при потреблении различных блюд, свидетельствует об особенностях и уровне бытовой и гастрономической культуры, а может быть, и о структуре производства продовольствия.

К артефактам культуры относится и такое важное понятие , как культурная норма : образец поведения, одобряемый большинством людей, принадлежащих к данной культуре. Культурные нормы в широком смысле — и , и , но существует особая группа культурных норм — этикет , обычай общения с другими, обычаи коллективных общений.

Артефакты в культурной системе

Артефактом называют любой предмет или явление искусственного происхождения, антипод всего природного, неделимую единицу культуры, например конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальную структуру, информационное сообщение или оценочное суждение. Даже сам человек является артефактом , так как он существо не биологическое, а , поскольку стать можно только через процессы образования и воспитания, усваивая нормы и ценности конкретной . Любой артефакт может быть охарактеризован с позиции материальной формы и духовного содержания. Материальная форма (материал) артефакта определяется его утилитарными (практически полезными) качествами, возможностями человека и общества, а духовное содержание (значение, смысл) — потребностями выражения идеи, эстетических вкусов, обозначением социального статуса и т.п.

Как и культура в целом, артефакт всегда является продуктом , но только той, которая связана с поиском смыслов. Это принципиально отличает мир культуры от мира природы. Так, цветок, растущий на лугу, является частью природы, а тот же цветок, сорванный и поставленный в вазу, является частью культуры, поскольку человек, составивший букет, хотел получить эстетическое наслаждение, желание сделать приятное себе и своим близким.

Культурная форма — образец решения задачи по удовлетворению какой-то групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей; другими словами, это комплекс отличительных признаков объекта, в которых воплощаются его утилитарные и символические функции и которые позволяют проводить его идентификацию (опознание). Одну и ту же культурную форму может воспроизводить множество артефактов. Например, культурная форма жилища человека может воплощаться в таких артефактах, как изба русского крестьянина, юрта скотовода-кочевника, плавучее жилище некоторых африканских и азиатских народов и проч., а культурная форма свадебного обряда реализуется в свадьбах разных народов, проходящих по разным правилам.

Среди культурных форм особое место занимают авторские произведения художественного, философского, научного и иного творческого характера, не предназначенные для массового тиражирования. Артефактом подобной формы будет само произведение и его восприятие читателем, слушателем или зрителем, которые интерпретируют его по-своему. Можно сказать, что жизнь всякой культурной формы продолжается до тех пор, пока воспроизводятся, описываются, оцениваются и интерпретируются се артефакты.

Культурная система — это совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности, другими словами, это конкретно-историческая культура какого-либо народа, сословия, конфессии и т.п. Культурные системы являются не просто суммой случайных культурных форм, они высоко упорядочены, организационно и информационно взаимосвязаны и характеризуются такими свойствами, как универсальность, целостность, преобладание внутренних связей над внешними, внутренняя неравномерность (сложность внутренней структуры, стратифицированность), способность к самовоспроизводству и изменению.

На первый взгляд, вопрос о том, что такое артефакт, связан с археологией и литературой. Артефакты фигурируют в исторических описаниях, фэнтези, квестах и фильмах ужасов. Но, на самом деле, значение этого термина намного шире.

Что такое артефакт

Слово произошло от латинского artefactum, что переводится как «искусственно сделанное». Значит, к артефактам можно относить только неприродные предметы, явления, процессы. Это все, что получается в результате материальной или духовной деятельности человека. То есть, отвечая на вопрос о том, что такое артефакт, мы имеем в виду не одни только предметы, но и высказанную мысль, общественную организацию, переданное сообщение. Каждый артефакт обладает не только материальным выражением, но обязательно и смысловым содержанием.

В науке, культуре и развлечениях

Если речь идет о культуре, то артефактом можно назвать произведения искусства, различные суеверия, произведения рукотворные предметы. В науке это результат эксперимента, на который повлияли непредвиденные факторы. Уникальная формула - вот что такое артефакт в математике. В документоведении этим понятием обозначают различные эффекты, не имеющие отношения к содержанию документа: пятна, рисунки и т. д.

Этот термин существует даже в психиатрии. Там артефактом клиники называют неадекватные действия пациентов, попавших в непонятную для них или новую ситуацию. В компьютерных ролевых онлайн-играх артефактами именуют редкие наделяющие игрока силой и другими преимуществами.

Артефакты истории

Ученые выделяют несколько групп, имеющих отношение к прошлому человеческой цивилизации. Артефакты в культуре древних - объекты, обладающие символическим смыслом. Палеоартефакты или неопознанные ископаемые предметы - вещи, созданные кем-то до возникновения человека разумного. Некоторые исследователи выдвигают на основании подобных находок многочисленные гипотезы о происхождении и истории нашей планеты. С точки зрения традиционной науки, неопознанные объекты являются все же не искусственными, а природными образованиями, очень похожими на рукотворные предметы.

В 20-м веке писатель и ученый Айвен Теренс Сандерсон ввел в обиход слово out-of-place artifact, что значит «неуместный артефакт». Так называют предметы и объекты, найденные в необычных местах и заставляющие ученых ломать голову над их происхождением и предназначением.

Откуда взялся параллелепипед?

В конце 19-го века в Австрии шахтеры в куске угля нашли странный металлический предмет правильной формы, который назвали по месту находки Пара противоположных сторон его были скруглены, а четыре другие стороны отмечены глубоким надрезом. Уфологи склонны считать эту находку подарком внеземных цивилизаций. Традиционная наука объявляет ее элементом древней шахтерской лебедки.

Таинственные сферы

В Африке были обнаружены необычные шары с правильными бороздками, опоясывающими окружность. Их окрестили Клерксдорпскими шарами. На первый взгляд, они сделаны из металла рукой разумного существа. Но ученые выяснили, что таинственные артефакты прошлого состоят из минерала гематита и имеют природное происхождение.

Загадочные следы

В американском геологи обнаружили в песчанике хорошо сохранившиеся следы человеческих сандалий, которые могли быть оставлены 250 миллионов лет назад, тогда как современная наука утверждает, что возраст человечества - не более 5 миллионов лет. Ученые отвергают факт того, что это отпечатки, оставленные человеком. Они утверждают, что это просто похожий «рисунок» на естественных геологических породах.

Безупречные конструкции

Могли владеть технологиями, возраст которых учеными определяется как гораздо более поздний. Примером тому служит механизм, поднятый из недр древнего затонувшего судна близ греческого острова Антикитера. Объект представляет собой астрономический шестереночный календарь, созданный приблизительно в сотом году до н. э. Ученых поразило совершенство ведь до сих пор были известны подобные изобретения более позднего периода (6-й век н. э.), которые сделаны намного примитивнее, нежели найденный календарь. Этот факт говорит, в частности, о том, что не всегда современная наука по праву оценивает интеллект и технические возможности наших предков.

Как их найти

Люди, увлеченные поисками загадочных объектов, могут найти их где угодно. Благодатными местами для этого служат и изыскания геологов. Путешествие в места, где не ступала нога человека (или ступала очень редко), тоже может оказаться ответом на вопрос о том, где найти артефакт. Ну, а искателям волшебных предметов в компьютерной игре можно посоветовать общение с многочисленными их «коллегами». Всегда есть продвинутые юзеры, нашедшие десятки палочек-выручалочек.

Довольно часто в каких-нибудь приключенческих голливудских фильмах рассказывается о таинственных, загадочных или утерянных артефактах. Достаточно посмотреть такие фильмы как «Код да Винчи», «Лара Крофт: расхитительница гробниц», чтобы вокруг слова «артефакт» в нашем воспаленном воображении завертелся такой ореол таинственности и загадочности.

Да и российские телеканалы подливают масла в огонь мифологии истории, рассказывая о таком бреде, какой просто помойными реками льется с таких телеканалов, как Ren-TV или ТВ-3 (Настоящий мистический!). Так что в сознании обывателя, не говоря уже об учащейся молодежи, слово «артефакт» приобретает чуть ли не сакральный смысл.

Что же такое артефакт с точки зрения исторической науки? Артефактом называется любой предмет, созданный человеком, который может дать информацию о прошлом. С учетом современного развития химии, физики и биологии, не говоря уже о геологии, можно почерпнуть информацию практически из любого предмета. Классическая историческая наука говорит о том, что любая вещь уже содержит данные о прошлом: поскольку в ее молекулярной и иной структуре уже отпечатались все события, которые и происходили с вещью.

Например, в археологии были такие светила, которые по одному артефакту могли сказать, вообще все. Например, был такой археолог, который только по одной полусгнившей кости определил, какому древнему вымершему виду животному оно принадлежало, когда примерно это животное умерло, от чего и сколько лет прожило.

Многие тут же проведут параллели с Шерлоком Холмсом, Менталистом и другими известными персонажами. Но, думаю, ни для кого не секрет, что легендарный Конан Дойль списал портрет героя своих произведений с настоящего врача, который только по одному взгляду на больного мог определить, чем тот болен. Таким образом, артефактом может быть и сам человек 🙂

Термин «артефакт» связан с таким понятием в исторической науке, как «исторический источник». Исторический источник — это уже любой предмет, который может дать информацию о прошлом.

Какие артефакты могут служить источниками? Да любые. Чаще всего это предметы материальной культуры: фрагменты посуды, утвари и прочего. Когда находишь такой артефакт на археологических раскопках — восторга — выше крыши. Так что если вы ни разу не «копали», советую хотя бы раз в жизни попробовать — незабываемые ощущения!

Вот самая простейшая классификация исторических источников. Понятно, что все археологические источники и есть артефакты:

Самые интересные найденные артефакты

На мой взгляд самыми интересными найденными артефактами являются:

Евангелие от Иуды , найдено в 1978 году, опубликовано в 2006. Написано на коптском языке, предположительно переведено с греческого. В Евангелии Иуда предстает единственным учеником Иисуса, который раскрывает своему ученику все таинства Царства Небесного. Надо почитать, любопытно 😉

Терракотовая армия китайского властителя Цинь Шихуанди. Насчитывает тысячи полноформатных терракотовых статуэток китайских воинов, созданных, вероятно, для защиты императора в загробном мире. Армия была обнаружена в 1974 году. Интересно, что раскопки не прекращались — и в начале 2000-х годов нашли также статуи мызкантов, актеров и людей прочих профессий. Понятно, зачем, чтобы они развелкали императора в загробном мире.

с письменами законов царя Птолемея был найден в 1799 году и стал артефактом, достойной фильма «Код да Винчи», поскольку именно благодаря ему лингвисты нашли ключ к расшифровке египетских иероглифов.

Антикитерский механизм — артефакт, достойный расхитительницы гробниц. Это древнегреческий механизм для сложнейших математических расчетов:

Ну что же, дорогие друзья. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое артефакт и теперь для вас не будет создаваться ореола чего-то там вокруг этого слова. А найденные артефакты говорят только об одном: древние люди были не такими уж и древними, они без электричества делали сложнейшие расчеты, и без кранов строили сооружения, которые стоят до сих пор. А что останется после нашей цивилизации? Только пара шлакоблоков и обломки камней на мой взгляд. А что думаете вы?

Подписывайтесь на новости сайта , ставьте лайки 😉

С уважением, Андрей Пучков

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Артефакт

(от лат. artefactum - искусственно сделанное)

1) предмет, изготовленный, сделанный человеком;

2) (в биологии) образование (структура) или процесс, возникающий иногда при исследовании биологического объекта вследствие самих условий исследования, т. е. фактически не свойственный изучаемому объекту в норме.

Культурология. Словарь-справочник

Артефакт

(лат. artefactum arte – искусственно + factus – сделанный)

в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

☼ в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе "Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ", 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода "внешним символом" (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поcл. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств. образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует "теории искусств. объекта". В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как "сделанные" целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит. : Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит. исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

А. Б. Красноглазов.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Педагогический терминологический словарь

Артефакт

(лат. arte - искусственно и factus - сделанный)

экспериментальный результат, возникающий из-за отклонений в проведении эксперимента или из-за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

Толковый переводоведческий словарь

Артефакт

явление или процесс, возникающие иногда в ходе исследования объекта вследствие воздействия на него самих условий исследования.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Артефакт

в методологии науки - нечто случайное, не имеющее отношения к цели эксперимента или свойствам объекта (последнее заключение может носить предположительный характер), побочный, мешающий фактор в исследовании, часто - вызванный влиянием самого эксперимента; в археологии - вообще все, изготовленное человеком, не природное; в ролевых играх - волшебный предмет:

* "В своих рассуждениях я не просто отодвигал на второй план синтез Лягушачьей Икры (который считался в Проекте высшим достижением и в техническом плане, безусловно, был таковым) - я, по сути, его игнорировал, словно считал эту диковинную субстанцию артефактом". - Голос Неба *

* Границ этих вмешательств я коснулся в Диалогах, когда описывал воображаемые возможности перемещения (постепенного) совокупных функций мозга в пределах протеза, задуманного как sui generis кибернетическая, то есть преобразующая информацию сеть. Тем самым речь должна была идти о некоей форме пересадки целой функционально-морфологической структуры мозга в границах артефакта. - Тайна китайской комнаты. Brain chips (ВЯ) *

* "Я посчитал бы несерьезным делом выдумывание на бумаге возможных brain chips, возможных interfaces, возможных аппроксимаций совместимостей процессорных артефактов с определенными подотделами мозга, пока нельзя будет завоевать хотя бы часть общественного мнения, политиков, законодателей для этой переломной в истории homo sapiens идеи!" - Тайна китайской комнаты. Brain chips II (ВЯ) *

* "Зато потом человек, уже тождественный нам биологически, чрезвычайно долго ограничивался статичным существованием в протокультуре (ориньякской или ашельской); затем 40 тысяч лет назад произошел "прыжок" к биологически уже полностью современному человеку, а свидетельством этого "прыжка" могут быть обнаруженные артефакты, являющиеся первыми произведениями Декоративного и Прикладного Искусства..." - Тайна китайской комнаты. Brain chips II (ВЯ) *

Энциклопедический словарь

Артефакт

(от лат. artefactum - искусственно сделанное),..

  1. предмет, изготовленный, сделанный человеком...
  2. Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования. Напр., при фиксации гистологического препарата в клетках (вследствие коагуляции белков) могут появиться осадки (глыбки).

Словари русского языка

Что такое Артефакт? Значение слова «Артефакт» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Артефакт (artifact, Artefact) – Медицинский словарь

(в микроскопии) структура, наблюдаемая в тканях под микроскопом, тогда как в живой ткани она отсутствует. Артефакты, возникающие вследствие недостаточной фиксации или неправильного размещения ткани под микроскопом, могут давать ложное впечатление наличия какого-либо заболевания или аномалии, тогда как в действительности оно отсутствует.

Артефакт (от Лат. - Искусственно Сделанный) – Философский словарь

В обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов. В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе "Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ", 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода "внешним символом" (Мукаржовский) эстетич.объекта. В поел. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств, образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специали-зир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует "теории искусств. объекта". В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как "сделанные" целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля. А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации). А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота). К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации). Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит, исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995. А. Б. Красноглазое

Артефакт Исследования – Социологический словарь

Англ. artifact, research; нем. Forschungsartefakt. Процесс, явление, образование, не свойственные изучаемому объекту как таковому и возникающие в ходе его исследования вследствие применяемых теорий, методов, инструментов, организационных приемов.

Артефакт Клиники – Психологическая энциклопедия

Особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную - ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени ""артефакты клиники"" могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для пациентов.

Артефакт Клиники – Психологический словарь

Словообразование. Происходит от лат. artefactum - искусственно сделанное и греч. kline - постель, койка. Категория. Клинические нарушения. Специфика. Возникает у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Эти нарушения накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. Терапия. В значительной степени "артефакты клиники" могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для пациентов.

Артефакт Клиники – Психологический словарь

Особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, куда они попадают: принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр. Эти нарушения накладываются на основную симптоматику, затрудняя текущий диагноз. Артефакты клиники могут значительно сглаживаться при организации терапии трудовой и групповых форм занятий для пациентов.

Артефакт Культурный – Философский словарь

Интерпретативное воплощение к.-л. формы культурной в конкр. материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информ. сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как образец решения задачи по удовлетворению к.-л. групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей может быть реализована во множестве А.к., представляющих собой практич. акции и их материализованные результаты (продукты), в т.ч. интеллектуальные, образные и т.п. по удовлетворению соответствующей потребности. Поскольку А.к. создается в условиях или при обстоятельствах, практически никогда не бывающих идентичными тем, при к-рых порождалась исходная форма, то и всякий А.к. никогда не бывает абсолютно тождествен воплощаемой им культурной форме, а воспроизводит ее более или менее вариативно настолько, насколько условия его реализации отличаются от условий генезиса этой формы. Это тем более очевидно, когда речь идет не о материальном воспроизводстве, а об описании и интерпретативной оценке подобной формы. При этом А.к. обрядов, ритуалов и иных церемониальных. этикетных и прочих высоконормативных и процедурных форм поведения, как правило, преследует цель максимально точного репродуцирования своего нормативного образца, что реализуется с известной мерой условности. Тем не менее, корпус А.к. в культурных архаич. и традиц. типа в целом отличается сравнительно меньшей вариативностью по отношению к исходным формам, нежели в культурах индустриального и постиндустриального типа. Воплощение культурной формы в А.к. может продолжаться на протяжении длит. времени (столетиями в доиндустриальную эпоху и даже тысячелетиями в архаическую), и со временем А.к. все сильнее отличается своими чертами и символикой от исходной формы. Классич. пример: трансформация смыслового содержания слова за века его употребления. Существует особый тип культурных форм, называемых авторскими произведениями (худож., филос., научного и иного творч. характера), к-рые не предназначены для непосредственного вариативного воспроизводства, по крайней мере, в материальных аналогах. В таком случае А.к. подобной формы является само это произведение в его уникальном единственном экземпляре или тираж его тождественного оригиналу технич. репродуцирования. В опр. смысле к категории А.к. произведения могут быть отнесены цитаты, плагиат и иные виды сюжетного и смыслового заимствования, ремейки, инсценировки и экранизации лит. текстов (в принципе любое постановочное действие является А.к. его лит. основы), исполнение муз. и иных произведений, иллюстрации к лит., религ., истор. и иным сюжетам и т.п. Наиболее специфич. характеристикой А.к. является то, что он представляет собой прежде всего продукт индивидуального восприятия исходной культурной формы, а отсюда уже - частный случай ее субъективной интерпретации. В наиболее чистом виде подобные А.к. воплощаются в исследоват., филос., критич., информ. и иных текстах генерализующего плана, создаваемых специалистами, или же в личных суждениях о данном культурном феномене частных лиц. Символико-смысловая изменчивость подобных А.к. отличается наибольшей динамикой (изменение обществ. вкусов, моды и т.п.). Но и в случае непосредственного материального воспроизводства культурной формы (за исключением механич. тиражирования) в каждом таком случае речь идет о ее субъективной реинтерпретации в данном А.к. В конечном счете интерпретативный А.к. и есть осн. форма существования культурных феноменов. Срок жизни всякой культурной формы, т.е. период сохранения ее социальной актуальности, исчисляется длительностью ее продолжающихся интерпретаций в процессе воспроизводства, восприятия, описания, оценки и т.п. в качестве А.к. Лит.: Красноглазов А.Б. Функционирование артефакта в культурно-семантич. пространстве. Автореф. дис. д-ра наук. М., 1995; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995. А.Я. Флиер



Просмотров