Почему у муслима магомаева не было детей. Муслим магомаев в неожиданном ракурсе

Муслим Магомаев был кумиром миллионов - без всякого преувеличения. Поклонники его обожали, и он отвечал им взаимностью. Муслим Магомаев не просто пел, а доносил песню до слушателя, пропустив ее через свое сердце.

Сегодня, в 9-ю годовщину смерти легендарного певца, мы решили вспомнить 10 интересных фактов о его жизни.


1. Муслима Магомаева назвали в честь деда - знаменитого композитора и дирижера, одного из основателей азербайджанской классической музыки. Отец Муслима Магомет Магомаев не был профессиональным музыкантом, хотя прекрасно играл на музыкальных инструментах и пел. Он стал театральным художником, оформлял спектакли в театрах Баку, Майкопа.


2. Всю сознательную жизнь Муслим жил без матери. После рождения cына Айшет Магомаева решила не отказываться от учебы. После гибели мужа на фронте ей пришлось уйти из дома его родственников. Маленького Муслима забрали родственники, чтившие кавказские обычаи и считавшие, что мать должна целиком посвятить себя семье.


3. С детства у Муслима были не очень хорошие легкие - наследство от деда. Тем не менее он мог находиться под водой около минуты и на одном дыхании спеть целую страницу. Специально легкие Муслим не тренировал - пение, по его словам, и есть тренировка. Но в последние годы проблемы с легкими давали о себе знать, поэтому гастроли были очень редкими.


4. В свое время у Муслима Магомаева была возможность сделать карьеру оперного певца за границей: ему предлагали остаться в Италии, где он стажировался в знаменитом театре Ла Скала, и в Париже, где в зале "Олимпия" с триумфом прошел его концерт. Ради карьеры на эстраде Магомаев отказался даже от предложения работать в Большом театре. Но никогда не жалел о своих решениях.


5. Леонид Брежнев очень любил песни "Белла, чао" и "Вечер на рейде" в исполнении Магомаева, но у певца были непростые отношения с властью. Перед очередным торжеством, готовившимся в недрах КГБ, министру культуры СССР Фурцевой позвонил Юрий Андропов: "Мои ребята на праздничном концерте хотят послушать Магомаева". Услышав, что певец сейчас в опале, председатель КГБ сказал: "А у нас он абсолютно чист!"


6. Со своей второй женой - Тамарой Синявской - Муслим познакомился, когда ей было 29 лет. Сделать решающий шаг помог влюбленным их друг Таир Салахов, который сказал однажды: "Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего еще испытывать? Дайте-ка ваши паспорта..."


7. В 1970-х годах гастролировавший в Баку популярный ВИА был ограблен. Милиция ничем не могла помочь, тогда музыканты обратились к Муслиму Магомаеву. На следующий день всю аппаратуру вернули.


8. Муслим Магомаев начал заниматься пением в музыкальном училище. Там он и увлекся однокурсницей по имени Офелия. Вскоре молодые музыканты поженились, и в 1961 году у них родилась дочь Марина. Сейчас Марина живет в Америке с мужем и сыном. Мальчику дано несколько имен, и одно из них - Муслим.


9. Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев очень ценил талант певца. Он называл Муслима живой легендой музыкального искусства и достойным продолжателем традиций, заложенных его дедом. Именно благодаря обращению Гейдара Алиева к Леониду Брежневу Муслим Магомаев был удостоен в 31-летнем возрасте звания народного артиста СССР. Тогда это было невероятным событием.


10. На руке Муслима Магомаева красовался красивый перстень. История его появления такова: однажды певец выступал перед шахом одной из восточных стран. Высокому лицу так понравилось выступление, что он решил отблагодарить Магомаева солидным денежным гонораром. Магомаев, однако, им не прельстился. "Я в гостях денег не беру", - сказал он шаху. "Тогда вот тебе подарок", - ответил шах и подарил Магомаеву перстень.

Магомаев Муслим Магометович (1942-2008) – азербайджанский, советский и российский певец (баритон), исполнял эстрадные и оперные композиции, композитор. В 1973 году стал Народным артистом СССР.

Рождение и семья

Муслим появился на свет в столице Азербайджана, городе Баку 17 августа 1942 года. Все его предки были настолько тесно связаны с музыкой, что творческий жизненный путь маленького Муслима получился предопределённым с самого рождения.

Его дедушка, Муслим Магомаев-старший, был композитором, пианистом и дирижёром, он превосходно играл на восточной гармони, габое, скрипке, написал такие известные оперы, как «Шах Исмаил» и «Наргиз». В честь знаменитого деда нарекли и маленького Муслима, он стал полным его тёзкой. К сожалению, внук никогда не видел своего дедушку, так как Муслим Магомаев-старший умер от чахотки в 1937 году.

Бабушка Муслима, Байдигюль (её имя переводится с азербайджанского языка как «весенний цветок»), занималась воспитанием внука. Она его очень сильно любила, никогда не наказывала и прощала любые шалости. Муслим бабушку Байдигюль обожал, но очень часто совсем не слушался. Когда она говорила ему что-то важное, он старался поскорее сбежать на улицу к таким же маленьким шалопаям.

Отец Муслима, Магомет Магомаев, человеком был очень одарённым, он нигде не обучался музыке профессионально, при этом прекрасно музицировал на рояле и пел, обладал задушевным приятным голосом. Работал он театральным художником, оформлял спектакли. Магомет прошёл всю войну, погиб за 15 дней до Победы. Маленькому Муслиму долгое время не говорили правду, рассказывали, что папа находится в длительной командировке. О том, что отца нет в живых, Муслим узнал уже в возрасте 10-11 лет.

Его мама, Айшет Магомаева, была драматической актрисой, имела псевдоним Кинжалова и являлась сталинской стипендиаткой. Дедушка по материнской линии был турок, а бабушка наполовину русская, наполовину адыгейка. Мама родилась и выросла в Майкопе, где и познакомилась с Магометом, приехавшим в город оформлять очередную театральную постановку.

Когда отец ушёл на фронт, мама жила в Баку. После того, как супруг погиб, она вернулась в Майкоп. Мама Муслима предпочла заняться театральной карьерой, уехала сначала в Вышний Волочёк, а потом в Мурманск, где работала в областном драматическом театре. Там она ещё раз вышла замуж, и у Муслима Магомаева появились ещё единокровные сестра Таня и брат Юра. Сам Муслим воспитывался в семье родного дяди (брата отца) Джамала Магомаева.

Детские годы

В раннем детстве у Муслима была пожилая и очень добрая няня – тётя Груня, мальчик чувствовал себя с ней хорошо и уютно. С детских лет осталось воспоминание, как няня пошла в церковь и взяла Муслима с собой. Православный храм запомнился малышу своею пышностью, мерцанием свечей и запахом ладана. Потом в жизни он увидел много разных конфессий, но русская церковь навсегда осталась в его памяти и сердце, как сказочный терем, где живёт добрый Бог.

Перед сном няня Груня рассказывала Муслиму народные добрые сказки. Потом, когда он обучился чтению, сам изучил все произведения Пушкина. Любовь к сказкам прошла с Муслимом с раннего детства через всю жизнь, будучи уже взрослым человеком, он собрал полную коллекцию фильмов Диснея.

После деда в доме остались кларнет, рояль и скрипка. Дядя Джамал понемногу учил мальчика овладевать музыкальными предметами. Но нельзя сказать, чтобы ребёнка постоянно заставляли заниматься музыкой. Он, как и любой нормальный мальчишка, любил поломать игрушку, чтобы изучить её внутренности. В более старшем возрасте увлёкся приключениями, прочитав все произведения Жюля Верна. Обожал мастерить деревянные корабли, а в своей комнате даже устроил целый уголок «Наутилус».

В подростковом возрасте любил всякие затеи, связанные с техникой и особенно с электричеством. Бабушке порой даже страшно было к чему-нибудь прикасаться, чтобы её не ударило током. Все эти увлечения даром не прошли, Муслим Магомаев, став уже взрослым мужчиной и знаменитым певцом, очень многое по дому умел и делал сам.

Также из детства, помимо любви к сказкам, в нём на всю жизнь остались увлечения. В зрелом возрасте его интересовали всякие электронные игрушки. Когда он увлечённо играл в какую-нибудь компьютерную игру, близкие смотрели на него и говорили: «Мальчишка!» Но Муслим не обижался, он всегда знал: «Если в тебе исчезнет наивное и детское и ты отпустишь это состояние из души, значит, начал стареть…»

А ещё в доме был огромный кованый сундук с тремя замками. Бабушка ключи всегда носила с собой и никогда никому их не давала. Однажды Муслим попытался стянуть ключи, чтобы заглянуть в этот таинственный сундук, но его замыслы во время были раскрыты, бабушка отругала внука и так никто не узнал, что там хранится. Не знали об этом ни дядя Джамал, ни его жена тётя Мура. И лишь когда бабушка умерла, они открыли сундук и увидели там дедушкин концертный фрак, дирижёрскую палочку и ноты. Так бережно и свято бабушка Байдигюль хранила память о своём муже. Позднее в этот самый сундук известный певец складывал письма от своих многочисленных поклонников.

Музыкальное образование

Заниматься музыкой Муслим начал очень рано. Уже в 3-4 года он пытался самостоятельно подбирать мелодии на рояле. Увидев такие способности мальчика, ему наняли учителя. Педагога звали Валентина Купцова, от неё постоянно пахло водкой, а в сумочке всегда лежала бутылка.

Первую мелодию Магомаев сочинил в 5 лет, много позже с поэтом-песенником Анатолием Гороховым они на эту музыку сделали песню «Соловьиный час». Куда больше маленькому мальчику нравилось подбирать собственные мелодии, чем изучать чужие, особенно тяжело ему давался Бах. Всё время было желание спрятать подальше эти ноты и сказать, что они затерялись, от Баха он убегал к мальчишкам во двор. Осознание того, что этот немецкий композитор действительно был гением, пришло гораздо позже.

В 1949 году Муслим начал обучение в элитарной музыкальной школе-десятилетке при Бакинской консерватории. В эту школу принимали только одарённых детей, никакой блат тут не помогал.

Общеобразовательные предметы не очень нравились Муслиму, с музыкой всё обстояло иначе: он её боготворил. Через год обучения он уже солировал в хоре, в школе изучал основы композиции и фортепиано, а дома прослушивал пластинки с оперными ариями знаменитостей того времени: Энрико Карузо, Титта Руффо, Беньямино Джильи, Маттиа Баттистини.

С 1956 по 1959 годы Муслим обучался в Бакинском музыкальном училище имени Асафа Зейналлы.

Творческий путь

В семье очень переживали, чтобы в подростковом возрасте Муслим не потерял свой божественный голос, поэтому были против его ранних концертов на сцене. Но сам юноша был иного мнения, и в возрасте 15 лет на сцене Дома культуры Бакинских моряков состоялось его первое выступление. Подростковой голосовой ломки Муслиму удалось избежать.

В 1961 году состоялся его дебют в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, после чего начался гастрольный тур по Закавказью.

А уже через год он вошёл в состав делегации СССР и отправился в Хельсинки, где после исполнения музыкальной композиции «Бухенвальдский набат» победил на Всемирном фестивале молодёжи и студентов.

В этом же 1962 году в Кремлёвском дворце съездов проходил фестиваль азербайджанского искусства, во время заключительного концерта пел и Муслим. После этого выступления он узнал, что такое всесоюзная слава. Началась эстрадная концертная деятельность, но она не помешала певцу в 1963 году стать солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964-1965 годах Муслим стажировался в итальянском городе Милане в театре «Ла Скала».

Возвратившись из Италии, Магомаев с партнёршей Марией Биешу проехали по крупнейшим городам Советского Союза со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Вскоре Муслиму предложили войти в труппу Большого театра, но он отказался, так как молодому певцу не хотелось ограничиться лишь оперными выступлениями.

В 1966 и в 1969 годах с оглушительным успехом прошёл гастрольный тур Муслима в Париже, он выступал в известнейшем театре «Олимпия». После этих гастролей директор Парижского театра предложил Магомаеву заключение годового контракта. Певец заинтересовался этим предложением, но получил отказ в Министерстве культуры СССР. В Париже Муслиму даже предложили эмигрировать, но в этом случае отказался он, так как своей жизни вдали от Родины не представлял.

Грампластинки певца расходились многомиллионными тиражами, его репертуар включал в себя помимо эстрадных песен и оперных арий популярные шлягеры зарубежных композиторов и русские романсы. Его международные премии и награды чередовались с отечественными:

В 1975 году в Азербайджане Муслим создал государственный эстрадно-симфонический оркестр, с которым началась бесконечная череда гастролей. Магомаева хотели видеть и слышать в каждом уголке Советского Союза и далеко за пределами страны. Многотысячные стадионы и концертные площадки собирали его концерты во Франции, Иране, Болгарии, Канаде, Германии, Финляндии, Польши. На протяжении 14 лет Муслим руководил созданным им оркестром.

В течение нескольких десятилетий без Магомаева не обходился ни один правительственный концерт или праздничная передача на телевидении. Его эстрадные композиции знала и пела вся страна:

  • «Азербайджан»;
  • «Чёртово колесо»;
  • «Бэлла Чао»;
  • «Свадьба»;
  • «Благодарю тебя»;
  • «Огромное небо»;
  • «Верни мне музыку»;
  • «Нам не жить друг без друга»;
  • «Мелодия»;
  • «Лучший город земли»;
  • «Королева красоты»;
  • «Голос Земли».

Личная жизнь

Такой красивый молодой человек, да ещё и с уникальным голосом, пользовался невероятной популярностью среди девушек. Первый раз Муслим женился в 1960 году на своей сокурснице по музыкальному училищу, девушку звали Офелия. У супругов родилась дочь Марина, но вскоре после этого брак распался. Дочка унаследовала от отца музыкальный дар, но в жизни предпочла избрать другую профессию. Сейчас Марина проживает в США, пока был жив Муслим, она поддерживала с отцом тёплые отношения.

Второй супругой Магомаева стала актриса Большого театра Тамара Синявская.

В 1972 году в Баку проходила декада русского искусства, куда была приглашена молодая актриса Синявская. Здесь и произошло её знакомство с Магомаевым, которое оказалось судьбоносным. Она была замужем и менять что-либо в своей семейной жизни не собиралась, но вопреки здравому смыслу, чувства настолько захватили и Тамару, и Муслима, что они уже не могли представить себе жизни друг без друга. В ноябре 1974 года они поженились и с тех пор были неразлучны.

Семейная жизнь складывалась не всегда гладко, оба были знаменитыми, с сильным характером, редко шли на уступки, но всё-таки не нашли в себе сил, чтобы расстаться и жить врозь. Идиллия наступила уже после того, как Муслим окончил свою концертную деятельность. Вдвоём они часто ездили на отдых в Баку, на место их первой встречи, где наслаждались шашлыками, Каспийским морем и друг другом.

Проживали супруги на подмосковной даче, где разбили потрясающий сад со множеством альпийских горок и растений. Тамара занималась садом, а Муслим любимым делом – писал музыку, делал аранжировки и рисовал.

Смерть

В 1998 году Магомаев прекратил концертную деятельность. Голос был ещё силён, но больших нагрузок не выдерживало сердце. Он ушёл из жизни от ишемической болезни. Это произошло 25 октября 2008 года на руках у супруги. Упокоился великий певец рядом со своим знаменитым дедом в Баку на Аллее почётного захоронения.

Представляем читателям Trend Life историю взаимоотношений великого азербайджанского певца Муслима Магомаева с первой женой Офелией и единственной дочерью Мариной. Первый брак длился всего год, родилась дочь... Сейчас Марина живет в США с мужем и маленьким сыном. Мальчику дано несколько имен, и одно из них - Муслим.

Муслиму Магомаеву было 18 лет, и уже в эти годы юноша пользовался бешеным успехом у девушек. Он учился в Бакинском музыкальном училище, где познакомился с однокурсницей, красавицей с романтическим именем Офелия, и решил на ней жениться. Бабушку Байдигуль Муслима это так напугало, что она спрятала паспорт любимого внука, чтобы тот "сдуру не женился".

Спрятанный паспорт и тайный брак

"Беззаботная юность кончилась - я влюбился, - вспоминал Муслим Магомаев. - Все как в песне: я встретил девушку, полумесяцем бровь... Мы стали встречаться. Дядя и тетя, зная о моем увлечении и зная мой характер, почувствовали неладное. Но по своей природной деликатности дядя Джамал не решался затевать со мной мужской разговор, а я еще не считал нужным открываться дяде. И вот в один прекрасный день у меня исчез паспорт. Похоже, это была рука бабушки: она вовремя уловила опасное мгновение - мы с Офелией как раз решили по¬жениться. В нашем дворе жила некая Ольга Каспаровна Чарская, в прошлом известная исполнительница старин¬ных романсов. Она была весьма общи¬тельная женщина и, если что-то рассказывала, то крича¬ла на весь двор. И вот бабушка спрятала мой паспорт именно у нее, так как понимала, что дома я все равно разыщу его. Соседка, в силу своей общительности, не могла долго хранить доверенную ей тайну, и все кончи¬лось тем, что я каким-то хитрым способом вернул пас¬порт".

19-летний Муслим все равно женился, причем тайно...

"Мы с Офелией расписались, ничего и никому не сказав. Я поставил перед фактом свою семью. Реакция сдер¬жанная, думал, будет хуже. Бабушка была расстроена, а погрустневший дядя ворчал:

Хочешь быть самостоятельным? Хорошо, давай по¬пробуй, ты уже взрослый. Но имей в виду, будешь пла¬каться - не поймем.

Я стал жить в семье Офелии. Ее отец, человек интеллигентный, ученый-химик, работал в Академии наук. Был он деликатный, скромный, а теща... Теща есть теща. Все полу¬чалось по закону семейных качелей. Очень скоро началось выяснение отношений. Мне надо было кормить нашу ма¬ленькую семью, пришлось срочно устраиваться на работу".

"Из тебя не выйдет хорошего мужа!"

В юношеском браке Муслиму приходилось, прямо скажем, несладко. Родня жены считала, что он не щадя себя должен зарабатывать деньги. Юноша же мечтал тогда петь в оперном театре, пусть и в маленьком. Но родственники супруги встречали эти желания Муслима в штыки. Самым невыносимым для певца были всегдашние упреки: "Из тебя не выйдет хорошего мужа!". Муслим был принят в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО. Но после этого, Офелия стала тяготиться сумасшедшим гастрольным графиком восходящей звезды. Молодая женщина хотела, чтобы муж всегда был с ней.

"С ансамблем мы ездили по разным городам, в том числе и по курортным. Везде был успех. В ансамбле мне платили по тем временам прилично. Гастрольная круговерть отвлекала меня от домашних неурядиц. Из поезд¬ки возвращаться домой не хотелось, разыгрывать роль благопристойного семьянина не позволял характер".

Затем в жизни певца зазвучали чеченские мотивы. По приглашению друзей вместе с Офелией он переехал работать в Грозный, на родину прадеда Ма¬гомета. Солиста Грозненской филармонии ждал успех... Но из-за жадности директора Муслим впервые в жизни оценил вкус обычного черного хлеба с килькой.

"В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы кормили клопов... Я напростужался в разъездах по аулам, наорался в горах так, что у меня пропал голос. Нашли для меня в Грозном хорошую врачиху - специалистку по иглоукалыванию. Через две недели от ее иголок или от молчания голос вернулся. Я запел. Но Офелия не выдержала такой нашей жизни и уехала домой, в Баку".

Ни¬щенское существование в Грозном надоело певцу, и через несколько месяцев он вернул¬ся в Баку, но не в семью Офелии, а поселился у Рамазана Халилова (дирек¬тор Бакинского оперного театра), племянника Узеира Гаджибекова, сына одной из сестер бабушки Байдигюль.

"После отъезда Офелии из Грозного в Баку я решил, что наша совместная жизнь закончилась, но, узнав, что жена ждет ребенка, вернулся в ее дом. У нас родилась дочка (1961 год), мы назвали ее Мариной... Но наша семейная жизнь не получалась... Впоследствии мы расстались..."

Это имя было выбрано отцом неслучайно. Еще в 13-летнем возрасте Муслим был влюблен в школьницу Марину и даже написал в ее честь песню, которую исполнял на школьных праздниках и вечеринках. В 70-х годах эта композиция стала хитом.

"Что тут сказать? - со вздохом вспоминал Муслим Магомаев об этой странице жизни. - Мальчик в 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Но я благодарен тем временам - наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу, чтобы не травмировать Марину... Жить мне стало совсем невмоготу. Меня стали заставлять где-то зарабатывать деньги. А я знал одно: мне надо петь в оперном театре, пусть в маленьком. А от меня ждали, что я уйду в какой-то коллектив, где больше платят. Но самое невыносимое - вечные причитания: "Из тебя не выйдет хорошего мужа".

"Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего..."

По свидетельству многих, за единственную дочку Муслим всегда платил "бешеные алименты". Сейчас Марина вместе с супругом Александром Козловским и матерью Офелией живут в США, в Огайо. У них растет семилетний сын - Ален, внук Муслима. Кстати, отец зятя Геннадий Козловский был другом Муслима, вместе они даже написали две песни.

"Потом друг уехал в Америку с семьей. К сожалению, он уже умер. Алик - очень хороший парень. Сначала они с Мариной долго общались по телефону, каждый день он звонил ей в Баку, а закончилось все свадьбой. Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего..."

Марина была очень близка с отцом, а Муслим бесконечно ценил дружеские отношения с дочерью. Хотя Марина окончила школу как пианистка, и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Отец с нежностью говорил: "У меня пре¬красная дочь Марина, уже взрослый человек. В свое вре¬мя дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии: видно из-за меня в семье жены появилась аллергия на музыку. Марина с отличием закончила школу как пиани¬стка, ей прочили прекрасное будущее музыканта, она по¬трясающе играет с листа... Но профессиональным музы¬кантом дочь не стала. Решила найти себя в другом. Я не имел права что-то навязывать ей, давать советы, а тем более вмешиваться в ее судьбу. У нас с ней дружеские отношения, и я бесконечно ценю это..."

Муслим мечтал выступать с дочерью на одной сцене.

"Если бы она жила со мной... Впрочем, как она могла жить со мной, ведь я очень долго вел скитальческую жизнь? Да и с ребенком на руках я был бы не свободен в творческой жизни. Так сложилось - Марина не стала музыкантом... Я убеждал дочь бросить свою географию, идти в консерваторию. Выступала бы со мной в концертах, аккомпанировала".

Они часто встречались. Или Марина с внуком прилетала в Москву или в Огайо любил приезжать знаменитый отец вместе с супругой Тамарой Синявской.

"У нас с Тамарочкой прекрасные отношения, - говорит Офелия. - То, что нас с Муслимом связывало, - было давно. Она же не уводила у меня мужа. Они встретились после нашего развода. Да и Марина ей как дочь. Она с внуком часто ездила к отцу..."

Марина попрощалась с отцом в Баку

29 октября... В зале Азербайджанской Государственной филармонии, в центре сцены, на постаменте, убранном белыми розами, установили закрытый гроб. Вдова - Тамара Синявская - с трудом сдерживает слезы. Ее успокаивает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Рядом навзрыд плачет Марина. Она из-за проблем с визой не смогла приехать на прощание с отцом в Москву, а прилетела сразу в Баку. Ее поддерживает муж - Алекс. Офелия очень хотела поехать на похороны, чтобы еще раз увидеть человека, которого так любила в молодости. Но осталась в США с внуком, говорят, здоровье не позволяет совершать дальние перелеты.

Тамара Синявская, вдова легендарного певца, категорически запретила рассказывать семилетнему Аллену о смерти его дедушки. Аллен очень любил своего дедушку и родные боялись, что для ребенка известие о его кончине станет сильнейшим стрессом. Аллен, у которого есть еще имя Муслим, пока не знает, что больше никогда не увидит своего доброго и великого дедушку...

В статье использованы материалы из книги Муслима Магомаева "Любовь моя - мелодия" и интервью певца из "Московского комсомольца"

Уникальный голос Муслима Магомаева – звонкий и чистый баритон – с первых звуков узнают слушатели старшего и среднего поколения, родившиеся и жившие в СССР. Звезда оперы и эстрады, композитор, Народный артист СССР радовал творчеством в 60-е, 70-е и 80-е годы. На его концерты собирались многотысячные стадионы, а пластинки выходили миллионными тиражами. В репертуаре Муслима Магомаева было 600 произведений, среди которых арии, романсы, эстрадные шлягеры.

Гастроли советской звезды по Франции, Восточной Германии, Финляндии, Польше и Болгарии приносили стране миллионные прибыли. Ему рукоплескали в знаменитой парижской «Олимпии» и приглашали остаться на благополучном Западе, но Магомаев не поддавался соблазну и возвращался на родину.

В 1997 году малой планете Солнечной системы присвоили название 4980 Magomaev, отдав дань уважения земной звезде.

Детство и юность

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Отец Магомет Магомаев погиб на фронте, не дожив до великой Победы 15 дней. До войны Магомет Муслимович работал театральным художником. Мама Муслима Магомаева Айшет – драматическая актриса, взявшая псевдоним Кинжалова. В ее венах текла турецкая, адыгейская и русская кровь. Муслим считал себя азербайджанцем, а Россию – матерью. Дед будущего артиста – азербайджанский композитор Абдул-Муслим Магомаев, основоположник национальной классической музыки.


После войны Муслим Магомаев с матерью отправился в Вышний Волочек, куда актрису Кинжалову забросила творческая судьба. Год мальчик учился в музыкальной школе и сдружился с одноклассниками, заразив ребят идеей создания кукольного театра. Кукол для представлений Муслим делал сам. Но Айшет отправила сына в Баку, где по ее мнению музыкально одаренный мальчик получит лучшее образование.

В Баку Муслим Магомаев рос в семье дяди Джамала Муслимовича. Мать из Вышнего Волочка переехала в Мурманск, где работала в местном драматическом театре. Айшет вышла замуж во второй раз и у Муслима появились брат Юрий и сестра Татьяна.


В родном городе парень с головой погрузился в музыку. Муслим Магомаев часами слушал «трофейные» пластинки Энрико Карузо, Маттиа Баттистини и Титта Руффо.

По-соседству с дядей обитало семейство знаменитого азербайджанского певца Бюльбюля, и Муслим по утрам слушал, как распевается звезда. Магомаев подружился с сыном Бюльбюля – Поладом.

Успехи мальчика в музыкальной школе при Бакинской консерватории, куда его отвел дядя, оказались половинчатыми: на уроках фортепиано, сольфеджио и хора Муслиму ставили высшие баллы, но на физике, химии и математике по утверждению Магомаева у него «отключался мозг».


Виолончелист и профессор Владимир Аншелевич заметил способного ученика и взял под свое крыло. Наставник показал юному вокалисту, как филировать голос. Вскоре полученный опыт помог Муслиму Магомаеву в работе над партией Фигаро в опере «Севильский цирюльник».

В Бакинском музыкальном училище певец совершенствовал вокал. Его наставниками стали Александр Милованов и концертмейстер Тамара Кретинген, уделявшая студенту свободное время. Диплом Магомаеву вручили в 1959 году.

Музыка

Творческая биография артиста началась в родном городе в Доме культуры бакинских моряков. В семье Магомаева боялись за его голос и запрещали Муслиму выступать в полную силу, но 15-летний юноша выходил на сцену втайне от семьи, срывая первые аплодисменты. Ему удалось избежать подростковой мутации голоса.


В 1961 году Муслим Магомаев дебютировал на профессиональном уровне в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Через год он исполнил песню «Бухенвальдский набат» и его талант отметили на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. В том же году в Кремлевском дворце съездов вокалист завоевал всесоюзную славу, выступив на фестивале азербайджанского искусства.

В 1963 году в концертном зале имени прошел первый сольный концерт певца. В Баку Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. В 1964 году вокалист на 2 года отправился на стажировку в миланский театр «Ла Скала».


В середине 60-х Муслим Магомаев с музыкальными спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска» гастролирует по городам Советского Союза. Талантливого вокалиста приглашают выступать на подмостках Большого театра, но Магомаев не желает ограничиваться рамками оперы.

В середине 60-х певец гастролировал в Париже. Восхищенный талантом Магомаева директор знаменитой «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил певцу контракт на год. Ему прочили мировую славу, и Муслим Магомаев задумался над предложением. Но все решило Министерство культуры СССР: азербайджанский вокалист незаменим на правительственных концертах.

В Париже артист узнал, что на родине на него открыто уголовное дело. Чтобы помочь Ансамблю песни и пляски донских казаков, в конце 1960-х певец выступил в Ростове-на-Дону на 45-тысячном стадионе. Вместо одного запланированного отделения Магомаев провел на сцене больше двух часов. Ему заплатили тройной оклад, уверяя, что нарушения закона нет и ставка одобрена Министерством культуры. Об уголовном преследовании по линии ОБХСС певцу сообщили во время концерта в «Олимпии». Не желая подставлять под удар родных, Муслим Магомаев не поддался на уговоры эмигрантов и вернулся в СССР.

В итоге судебных разбирательств Муслиму Магомаеву запретили выступать за пределами Азербайджана. Певец воспользовался появившимся свободным временем и окончил Бакинскую консерваторию по классу пения. Опала закончилась после звонка председателя КГБ СССР министру культуры : Магомаева пригласили на юбилейный концерт ведомства.

В Сопоте в 1969 году Муслим Магомаев завоевал первую премию на Международном фестивале, в Каннах Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий вручил ему «Золотой диск» за миллионные тиражи грампластинок. В 31 год певец становится не только Народным артистом Азербайджанской ССР, но и Народным артистом СССР.

С 1975 года Муслим Магомаев 14 лет руководил созданным эстрадно-симфоническим оркестром. С музыкантами он гастролировал вплоть до 1989 года по СССР и зарубежным странам. Магомаев сумел популяризовать современные западные направления, что в те годы не одобряло высшее партийное руководство СССР. В исполнении певца в Советском Союзе впервые прозвучал хит группы «Битлз» Yesterday.

Песни в исполнении Муслима Магометовича на стихи занимают особенное место в творчестве звезды. Композиции «Свадьба», «Лучший город земли», «Чертово колесо», «Солнцем озаренный», «Ноктюрн» настолько яркие и экспрессивные, что запомнились слушателям «с лету».

Шлягер Магомаева «Королева красоты» Бабаджаняну навеял ереванский конкурс красоты, проведенный в 60-х. Песня по итогам конкурса «Лучшая песня 1965 года» лидировала.

Стихи для пронзительной песни «Синяя вечность» певцу написал друг, бакинец Геннадий Козловский, в 1971 году переехавший в Москву, а с 1979-о по предложению Магомаева работавший директором Эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана.

Судьба некоторых песен в исполнении Магомаева оказалась непростой. Шлягер «Лучший город Земли» на слова и музыку Арно Бабаджаняна месяц транслировался по радио, но усмотрел в песне «тлетворное веяние запада» и со словами «Твист о Москве? Запретить!» дал указание снять хит с эфира. «Реабилитировали» песню вскоре после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.

В 2013 году на праздновании 866-летия столицы шлягер Магомаева стал лейтмотивом торжества.

Песня «Нам не жить друг без друга» на слова в исполнении Муслима Магомаева и в наши дни хит. То же можно сказать о шлягерах 70-х «Падает снег» и «Луч солнца золотого». Последняя композиция звучит в сиквеле мультипликационного фильма «Бременские музыканты», где представлена как серенада Трубадура.

Пик музыкальной карьеры Муслима Магомаева приходится на 60-е и 70-е годы. Певец собирал стадионы по городам СССР, его с восхищением принимали концертные и оперные сцены мира.

В 1998 году Муслим Магомаев прекратил выступления на сцене. Он заявил, что каждому таланту отмеряно свое время, которое перешагивать нельзя. Последнее десятилетие артист посвятил живописи, жил в Москве, общался с поклонниками через веб-сайт.

Десятки лет артист дружил с Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. После смерти друга в 2003 году Муслим Магомаев замкнулся. Больное сердце и легкие беспокоили звезду все чаще. Но по словам жены Тамары Синявской Муслим Магометович выкуривал по три пачки сигарет в день. С занявшим пост министра культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы певец поссорился и критиковал его политику в культурной сфере страны. В 2005 Магомаев принял российское гражданство, но считал себя азербайджанцем и входил в руководство общероссийской общественной организации, объединявшей азербайджанскую диаспору РФ.

В 2007 году Магомаев написал последнюю песню «Прощай, Баку!» на стихи .

Личная жизнь

Юные студентки Бакинского музыкального училища вздыхали о голосистом красавце Муслиме Магомаеве, но предпочтение он отдал юной армянке Офелии. Скоропалительный брак оказался ошибкой: супруги расстались через год совместной жизни. Не уберегла молодую семью даже маленькая дочь Марина.


В 1972 году начался роман Муслима с певицей . Они познакомились и полюбили друг друга в Баку, на декаде русского искусства. Тамара была замужней женщиной, но для вспыхнувшего чувства узы брака оказались слабым препятствием. Испытание разлукой любовь Магомаева и Синявской выдержала: после годичной стажировки Тамары в Италии пара встретилась и уже не расставалась.

В ноябре 1974 года Муслим Магомаев женился на певице: пара планировала скромное торжество, но родные и друзья устроили им банкет в столичном ресторане.


Личная жизнь пары оказалась похожей на «американские горки»: Магомаев и Синявская – две ярких звезды с сильными характерами, уступать друг другу супругам было непросто. Но любовь сцементировала брак навсегда и после бурных ссор и коротких расставаний влюбленные писали новую страницу отношений.

Последние годы жизни певца прошли рядом с любимой женщиной. Муслим Магомаев и Тамара Синявская часто отдыхали в Баку, на берегу Каспия жарили шашлыки. Весной и летом супруги жили на подмосковной даче, где вырастили живописный сад и обустроили альпийскую горку. Муслим Магометович рисовал, сочинял аранжировки и музыку.


Дочь Марина унаследовала музыкальный дар отца: девушка окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но предпочла другую профессию, не связанную с музыкой и вокалом. Марина сохраняла теплые отношения с отцом до последних дней жизни. С супругом Александром Козловским (сыном написавшего стихи для песни Магомаева «Синяя вечность» Геннадия Козловского) она живет в Америке. Внука Аллена Марина подарила отцу при жизни.

Смерть

В 60-летнем возрасте Магомаев ушел со сцены: обострились болезни. Вести прежний образ жизни, выступать на сцене и гастролировать солист не мог.

25 октября 2008 года Муслима Магометовича Магомаева не стало, он умер на руках супруги Тамары Синявской. Причиной смерти великого певца стала ишемическая болезнь сердца и атеросклероз.

Церемония прощания с великим артистом состоялась в Концертном зале имени в столице. Прах Магомаева по завещанию доставили в родной Баку и похоронили на Аллее почетного захоронения, где покоится знаменитый дед Абдул-Муслим Магомаев.

Дискография

  • 1995 – «Благодарю тебя»
  • 1996 – «Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни)»
  • 2001 – «Любовь - моя песня (Страна грез)»
  • 2002 – «Арии из опер»
  • 2002 – «Песни Италии»
  • 2002 – «Концерт в зале Чайковского, 1963»
  • 2003 – «С любовью к женщине»
  • 2003 – «Рапсодия любви»
  • 2004 – «Муслим Магомаев. Импровизации»
  • 2005 – «Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты»
  • 2006 – «Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и »

Муслим Магомаев — это целая эпоха, самая крупная звезда на культурном небосклоне страны в то время, человек высокого уровня культуры, оперный вокалист, эстрадный певец, незаурядный композитор. До сих пор фанатов интересует биография, годы жизни и причина смерти Муслима Магомаева.

Его жизнь была настолько яркой и наполненной, что вполне возможно, именно по этой причине так рано и оборвалась.

Многие считают, что этот человек был настоящим баловнем судьбы, конечно же, так оно и есть, но в этом есть и его огромная заслуга. Природный талант он приумножил и отполировал своим невероятным трудолюбием, превратив в настоящий редкий бриллиант.

ФОТО: Муслим Магомаев на пике музыкальной карьеры

Мы остановимся в данном материале на самых значимых моментах жизни Муслима Магомаева. Расскажем в кратком описании, основываясь на датах, какой яркой была эта короткая жизнь.

Сразу отметим, что Муслиму Магометовичу посчастливилось родиться в прославленной творческой семье Азербайджана, которая берет начало от его деда, известного самобытного композитора, Магомет Магомаева.

Отец будущего гениального певца и композитора, также был неординарной личностью, он нашел приложение своего творческого потенциала в прикладном искусстве.

Талантливый художник работал в самых известных театрах Баку художником-оформителем, однако, война прервала его творческую жизнь, Магомет Магомаев ушел воевать. Вернуться домой он уже не смог, погиб в Берлине за несколько дней до победы, когда сыну было уже три года.

Родился Магомаев в самое трудное для страны время, шел 1942 год, 17 августа Айшат Магомаева, мама будущей знаменитости, подарила миру неординарную личность.

Надо отметить, что и мама у прославленного певца была также одаренным человеком, талантливая драматическая актриса работала в театре под псевдонимом «Кинжалова», была отмечена и сталинской стипендией, что говорит о ее творческих заслугах.

Почему же природа не поскупилась и одарила будущего вокалиста не только потрясающим голосом, талантом уникального восприятия музыки и умением ее сочинять, но и прекрасными внешними данными.

Пытаясь понять такую природную щедрость, поневоле обращаешь внимание на родословную, и с огромным интересом узнаешь, что в ней оставили свой след несколько народов. Русский, адыгейский, турецкий и татарский народы оказались совсем не чужими для будущего азербайджанского певца.

Однако, уже в зрелом возрасте Муслим Магомаев, с биографией которого мы знакомимся, узнаем о годах жизни и причине смерти, произнес свою знаменитую фразу о том, что «Азербайджан для него – отец, а Россия – мать», выразив всю любовь и преданность этим народам.

Детство

После войны мальчика забрала к себе сторона отца, решив, что в их семье ему будет лучше, брат отца Джамал принял такое решение, с которым была вынуждена согласится и Айшат.

Мама тосковала по сыну, очень сильно его любила, но понимала, что мальчику нужно мужское воспитание и большая семья. Оставшись одна, она решила продолжить свой творческий путь и уехала в Вышний Волочок, где устроилась в местный драмтеатр.

Но любовь к сыну не давала возможности жить полноценной жизнью и Айшат решила тайком забрать его к себе, увезя из Азербайджана. Какое-то время они жили вдвоем, казалось, что жизнь налаживается, она чувствовала, что сын ее тоже очень любит.

А Муслим, которому на тот момент было 9 лет, уже вполне осмысленно знакомился с театральной жизнью и музыкальной ее стороной. Проявлял организаторские способности, с одноклассниками создали свой театр кукол, писали пьесы и сами мастерили персонажи для спектаклей.

Но, через год Джамал настоял на том, чтобы мальчик вернулся в его семью, и на этом была поставлена окончательная точка. Мама стала жить своей жизнью, вышла замуж и родила еще двоих детей, Татьяну и Юрия.

Переехав уже окончательно в Баку, Муслим, который и раньше проявлял музыкальные способности, стал заниматься в музыкальной школе при консерватории, по классу фортепиано.

Семья Джамала была высокоинтеллигентной и принадлежала к элитному бакинскому обществу, дядя давал мальчику все необходимое и стремился развить, очевидный для всех, музыкальный талант ребенка.

Общее образование давалось мальчику с большим трудом, его полностью поглощала музыка, особенно было сильно стремление заниматься вокалом. Так, в 1956 году четырнадцатилетний Муслим стал студентом бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа.

Началась уже вполне взрослая жизнь, наполненная смыслом, любимое увлечение музыкой захватывало полностью. Первое выступление на публике произошло тайно от всех, в 1957 году Муслим Магомаев выступил на сцене бакинских моряков.

Это выступление захватило его полностью, вероятно тогда он принял твердое решение навсегда связать свою жизнь со сценой. Опасения преподавателей и дяди, касающиеся мутации голоса не оправдались и перед певцом открывались огромные перспективы.

Стремительное начало творческого пути

В 1959 году Муслим закончил музучилище, продолжал выступать на различных концертах, а еще через два года стал солистом в профессиональном ансамбле песни и пляски при Бакинском военном округе. Концертная деятельность не мешала продолжению профессионального становления молодого артиста, продолжалась филигранная работа по становлению голоса.

Появлялись и первые награды, премии, а в 1962 году Муслим Магомаев отправляется на свое первое выступление на международной площадке в Хельсинки, в составе делегации нашей страны. Слава пришла молниеносно и оглушительно, Муслим стал лауреатом на этом фестивале молодежи и студентов, исполнив потрясающую песню «Бухенвальдский набат».

Старшее поколение нашей страны отлично помнит впечатление от услышанной песни — это был настоящий шок, мурашки бегали по телу, слезы на глазах и ком в горле.

Страна не так давно победившая страшное зло и потерявшая лучших своих сыновей, застыла от такого исполнения — они гордились таким соотечественником.

Сразу после этого невероятного успеха, в том же году, Муслим Магомаев выступает на Кремлевской сцене на фестивале Азербайджанского искусства, и буквально «просыпается» невероятно знаменитым.

Муслим Магомаев с советскими руководителями того времени

Магомаев буквально ворвался в музыкальную жизнь страны, покорил ее не только голосом, но и особой манерой держаться с огромным достоинством, при этом демонстрируя природную скромность и интеллигентность.

Все в то время только и говорили о Магомаеве и о полете Гагарина в космос, это было два практически равнозначных события.

Жизнь, как яркая комета

Муслим Магомаев — ни дня без музыки

1960 году Муслим Магомаев, как известно из его биографии, при ознакомлении с годами жизни и причиной смерти, женился на однокурснице, о которой известно лишь, что звали ее Офелия. Через год пришлось расстаться, брак не спасло даже рождение дочери Марии.

Развод Муслим перенес легко, захватывала стремительно набирающая обороты жизнь вместе с музыкой, да и у женщин певец всегда пользовался невероятной популярностью.

Награды буквально сыпались на Муслима Магомаева

Творчество приносило все больше удовольствия, способствуя дальнейшему росту мастерства, и в 1963 году у Муслима Магомаева уже проходит первый сольный концерт на одной из главных площадок страны – концертный зал имени П.И.Чайковского. Продолжается и профессиональный рост в камерном искусстве, Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова.

В 1964 году Магомаев стажируется за рубежом, оттачивая свое оперное мастерство в Италии, в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала». После Италии Магомаев гастролирует по стране со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска», успех просто оглушительный, вся интеллигенция страны побывала на его спектаклях.

Закономерным итогом успеха стало приглашение к работе в труппе Большого театра, но Магомаев выбрал творческую свободу и разностороннюю музыкальную деятельность.

Успешное выступление в 66-ом году на сцене парижской «Олимпии» оценили и французы, Магомаеву поступило предложение о заключении контракта на год.

Однако, в те времена никто не мог принимать самостоятельно решения о работе за границей, даже такие великие и популярные артисты. А чтобы было более доходчиво, против Магомаева развернулась целая компания, с привлечением гос.органов, стоящих на страже социалистической законности.

Магомаев проявил мудрость и не пошел против системы, оставаться за границей навсегда, как ему предлагали «советские диссиденты», он также не стал, будучи безусловным патриотом своей малой родины Азербайджана и страны в целом.

Муслим Магомаев — кратковременный отдых

В 1969 году, когда закончилась компания по его дискредитации, Муслим Магомаев, согласно его биографии, знакомясь с которой, мы изучаем его годы жизни и причину смерти, вновь смог выступить на сцене «Олимпии».

Надо сказать, что 1968-1969 годы были особенно удачными в творческой карьере, награда в Каннах «Золотой диск» и первая премия на Международном фестивале в Сопоте.

Новый этап, как в личной жизни, так и в музыкальной карьере.
В 1972 году произошло знаменательное событие в личной жизни певца, он встретился со своей будущей женой Тамарой Синявской в Баку, на фестивале русского музыкального искусства.

Молодыми людьми овладело чувство притяжения, объединяло многое, оба были невероятно популярны и признаны как обществом, так и властью, молоды и красивы, но главное это, конечно же, музыка.

Магомаев был свободным человеком, хотя и избалован женским вниманием, а вот Синявская решила не менять своего статуса незамужней женщины и уехала на стажировку в Италию, с твердым намерением все забыть.

Как следует из ее рассказа, каково же было ее удивление, когда она узнала, что ее и Магомаева, на тот момент также оказавшегося в Милане, поселили в один номер. Инцидент конечно же был исчерпан, но Синявская решила, что это знак судьбы и не стала противиться нахлынувшему чувству с новой силой.

Сама итальянская атмосфера и музыка еще крепче соединили этих двух талантливейших людей. По рассказам Пахмутовой и Добронравова, за эту пару переживали многие, специально к ситуации была написана песня «Орфей», ставшая гимном их совместного счастья. В 1974 году они поженились, прожили вместе до самого конца великого артиста, не смотря на то, что отношения были непростыми.

А пока все складывалось невероятно удачно, 73 год стал особенно знаменательным в биографии Муслима Магомаева, в его годы жизни, перед смертью присвоено самое высокое звание «Народный артист СССР». Надо понимать, 70-е годы — это просто фантастическая популярность артиста, как в стране, так и за рубежом.

Продолжая гастролировать по стране, Магомаев не покидает республику и в 1975 году создает там эстрадно-симфонический оркестр. Став художественным руководителем созданного оркестра, он остается им на долгие годы, вплоть до 1989 года. В те времена, без участия Муслима Магомаева не проходило ни одного праздничного концерта в стране, он приглашается на все правительственные мероприятия.

Бурная творческая жизнь не давала расслабиться ни на минуту, Магомаев выступает с разными музыкальными произведениями, он одинаково хорош, как в опере, так и на эстраде, арии, симфонии, сменяются романсами и эстрадными композициями.

Даже представить невозможно, насколько плотно была заполнена его жизнь музыкой. Москва все больше притягивала и не хотела отпускать, так 1989 году Магомаев, устав от постоянных переездов, поселяется в Москве окончательно.

Жизнь становится менее наряженной, да и любимая женщина всегда рядом, но напряженная жизнь дает о себе знать. Проблемы с сердцем и сосудами уже не позволяют работать как раньше, Муслим Магомаев все реже появляется на концертах, не пропуская еще самых престижных.

Но через 4 года, в возрасте 60 лет Магомаев решает покинуть концертную деятельность, но он по-прежнему активен и не бросает работу. Вместе с Тамарой Синявской они больше уделяли времени отдыху, путешествовали, но сил оставалось все меньше. Через 6 лет Магомаев скончался от ишемического приступа, рядом с ним была его муза и любовь всей его жизни.

Любимого артиста не стало, но о нем еще очень долго будут помнить с удивлением от такой яркой и талантливой личности, и огромной благодарностью. Муслим Магомаев и его биография, яркие годы жизни, трагическая причина смерти — навсегда останутся в наших сердцах.



Просмотров