Иван Шишкин: самые известные картины великого русского пейзажиста. Самые красивые картины шишкина

Русский художник Иван Иванович Шишкин известен как автор величественных полотен, повествующих о русской природе. «Лесной богатырь» написал более 600 этюдов, эскизов, гравюр, рисунков и законченных картин.

Знаменитый передвижник воспевал в своих пейзажах мощь, красоту и богатство лесов и полей России.

Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах, исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях.

Каждое произведение пейзажиста заставляет почувствовать дыхание леса, шум ветра, свежесть лесного ручья. Зритель вливается в картину всем своим существом.

Ощущает себя стоящим на опушке среди высоких сосен, видит рядом валуны в ручье, идет по тропинке за грибниками, подглядывает из-за деревьев за играющими медвежатами. Он поднимает глаза к небу и смотрит на грозовые облака, на жаворонка, зависшего высоко над полем, на солнечные лучи, пробивающиеся из-за туч.

Художник не придавал большого значения выписыванию фигур и лиц людей. Они изображены почти схематично. Главный упор во всех своих пейзажах ставился на траву и кусты, тропинки и ручьи, ветки и стволы сосен, елей и дубов.

Зеленый, коричневый, синий, желтый цвета с их многочисленными оттенками – вот основные цвета, которые применял «царь леса» при создании своих произведений.

Художник тщательно и безупречно отображал в своих произведениях каждую ветку, листок, камень, воду в ручье. Большое значение он придавал солнечному свету, тщательно показывал его игру на траве, на ветках деревьев, на камнях.

Кропотливо выписанная каждая травинка, камушек на дороге, летящая птица, облака в небе – все это любовно объединяется в единую картину лесной жизни того или иного участка родной природы.

Его гениальность состоит в том, что скрупулезно выписанные детали создают неповторимый образ целостности природы. Большое состоит из множества малого, а малое индивидуально. Оно не теряется в картине.

При детальном рассмотрении вдруг видишь утку, улетающую от лисицы, хотя сначала не обращаешь на нее внимания, или ласточек в стригущем полете над землей. Произведения знаменитого художника рассчитаны на долгое внимательное вглядывание в детали, чтобы полностью прочувствовать весь колорит и красоту пейзажа.

Иван Иванович Шишкин — это мастер реализма. Равного такого художника в русском искусстве нет. Его знаменитые «Рожь» (1878 г.), «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.), «Дубовая роща» (1887 г.), «Рубка леса» (1867 г.), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие являются символами России и ее гордостью.

Картины и этюды И.Шишкина

Сочинение по картине И.Шишкина «Дубовая роща» 1887 г.

Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Монументальное произведение, картина-свет, картина-восторг и вдохновение.Невероятное чувство радости и оптимизма возникает при самом первом взгляде на полотно.

И.И. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография. Даже песок — видно каждую песчинку. Если кусты расположены тут да там, то лесные цветы художник вывел на ближний передний план в волновую линию, как бы подчеркивая внизу полотна красоту дубовой рощи.

Описание картины Шишкина «Дождь в дубовом лесу» 1891

Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Монументальное произведение, картина-свет, картина-восторг и вдохновение. Невероятное чувство радости и оптимизма возникает при самом первом взгляде на полотно.

Мы видим настоящую русскую природу средней полосы России в ясный летний день.

Могучие дубы как огромные богатыри освещены ярким солнцем второй половины дня. Солнечный свет – это главное действующее лицо картины. Он полностью окутывает деревья, прячется и играет в листве, прыгает по веткам, горит на прибрежном песке. Светлое голубое чистое небо просвечивает через листву мощных деревьев. Облаков практически нет, лишь немного на горизонте

У зрителя складывается впечатление, что дубы застыли во время красивого плавного танца. Деревья на переднем плане слева танцуют втроем, обнимая друг друга красиво изогнутыми ветвями. Танец пары дубов справа напоминает танго. И, хотя дерево сзади уже отмирает (у него нет верхушки, и оно клонится к земле), но листья на нем зеленые и ветви мощные. Дуб в центральной части картины, а также остальные, расположенные дальше вглубь, танцуют по одному.

Складывается ощущение, что все дубы практически одного года посадки – у них одинаковый диаметр ствола и высота деревьев. Возможно, что им не меньше 100 лет. Кое-где треснула и отлетела кора, засохли ветки, но это не влияет на общее состояние лесных богатырей.

Усиливает монументальность картины треугольный огромный камень, лежащий на берегу около небольшой заводи.

И.И. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография.

Даже песок — видно каждую песчинку. Если кусты расположены тут да там, то лесные цветы художник вывел на ближний передний план в волновую линию, как бы подчеркивая внизу полотна красоту дубовой рощи.

Удивительно чистый лес. Нигде не видно упавших веток, нет высокой травы. Ощущение полного комфорта и восторженного спокойствия не покидает зрителя. Здесь полностью отсутствует любая опасность – скорее всего, нет змей, не видно муравейников. Приходи, садись или ложись под любое дерево, отдыхай на лужайке. Здесь будет комфортно всей семье и особенно детям: можно бегать, играть, не заблудишься.

Рисунки,наброски,гравюры,офорты.

Сочинение по картине Шишкина «Рожь» 1878 г.

Картина «Рожь» — одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-класс ика Ивана Ивановича Шишкина. Она была написана в то время, когда художник перенес несколько страшных потерь самых близких людей. Это картина – надежда, картина-мечта о лучшем будущем.

На полотне мы видим четыре основных элемента: дорога, поле, деревья, небо. Они как бы разделены, но и слиты воедино. Но есть еще один – невидимый – это зритель. Художник намеренно располагает его в центре картины для того, чтобы максимально охватить взором все, что можно увидеть.

Мы стоим на полевой дороге. Наши спутники ушли далеко вперед и почти скрылись из вида. По обеим сторонам дороги бескрайнее золотое поле со спелой рожью. Тяжелые колосья клонятся к земле, некоторые уже сломались. Чувствуется легкий ветерок. Колыхание колосьев ржи передает вкусный аромат созревших зерен.

Дорога слегка заросла, но видно, что по ней недавно проезжала телега. Трава сочная, зеленая, много полевых цветов – похоже, что дождей в этот год было много, урожай предстоит богатый.

Рожь (фрагмент) — ласточки в поле

Проселочная дорога манит путника, зовет его идти далеко-далеко в светлую даль. Но предупреждает, что не все и не всегда будет безупречно – на горизонте над лесом собираются грозовые кучевые облака. И уже слышны далекие легкие раскаты грома. Поэтому у зрителя закрадывается легкая тревога. Но над головой чистое летнее небо жаркого дня.

Высоко-высоко в небе над полем вьется стая птиц. Возможно, что их спугнули приближающиеся люди в тот момент, когда они лакомились вкусными зернами ржи. А почти у самой земли прямо перед нами проносятся стрижи. Они так низко летят на дорогой, что с первого взгляда не видны. Тень под птицами указывает на то, что на картине изображен полдень.

Сосна – это главный элемент и символ творчества И.И. Шишкина. Могучие, высокие деревья, ярко освещенные солнцем, стоят как сторожа и на переднем, и на заднем плане картины. Они как бы создают связь между небом и землей – верхушки сосен устремлены в голубое небо, а стволы прячутся в густом и необъятном ржаном поле.

На мощной сосне, расположенной в правой части полотна, ветви тяжело клонятся к земле. Почти все они растут с одной стороны. По-видимому, там, где ствол оголен, дуют очень сильные ветра. Но дерево прямое, только верхушка причудливо изогнута, что придает сосне дополнительное очарование. Интересно, что почти все деревья на картине с двумя верхушками.

Чувство тревоги от надвигающейся грозы подчеркивает засохшее дерево. Оно уже погибло, но не упало. Хотя нет листвы, и большая часть ветвей упала, но сосна стоит прямо, не сгибаясь. И возникает надежда: а вдруг произойдет чудо и дерево оживет?

Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина.

Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» 1889 г.

Символичная во всех отношениях картина «Утро в сосновом лесу» всем знакома по разнообразным оберткам конфет «Мишка косолапый». Произведение является символом русской природы и его название, как и фамилия художника, давно уже стало нарицательным.

Раннее утро. Летний день. Солнце поднялось уже достаточно высоко и осветило верхнюю часть большинства деревьев девственно нетронутого участка леса. Чувствуется чистота и свежесть, царящие в сосновом бору. Но лес очень сухой и чистый, нигде не видно большого количества мха и лишайника, которые растут в сырости, а также нет бурелома.

На переднем плане поваленное дерево. В глаза бросаются несколько странных деталей. Присмотревшись внимательно к картине, мы видим, что отломленная часть дерева, на которой стоит медвежонок, лежит под углом к месту разлома ствола. Внизу крутой склон, нижняя часть дерева застряла между живым деревом и высоким пнем (если можно так назвать дерево без верхней части), а верхушка дерева упала не вниз под уклон, а лежит как-то сбоку, впереди растущей сосны (справа на полотне).

Достаточно неестественное положение упавшего ствола. Ветки сосны уже начали сохнуть, иголки стали коричневыми, то есть прошло много времени после трагедии, а кора чистая без омертвления и нет лишайника. Дерево достаточно крепкое, ствол его не тронут мхом, а иголки не отлетели так, как если бы дерево сначала болело, а потом бы упало. Они высохли уже после падения. Сердцевина желтого цвета, не сгнившая; корневая система у сосны мощная. Что могло случиться, чтобы такое сильное и здоровое дерево было вырвано с корнем?

Маленький медвежонок, мечтательно глядящий на небо, кажется легким и воздушным. Если он начнет прыгать на дереве, оно не упадет, так как основную часть поддерживает растущая сосна, а внизу ствол упирается в землю мощными ветками.

Скорее всего, это звериная тропа, на которую не вступала нога человека. Иначе медведица не привела бы сюда маленьких медвежат. На картине изображен уникальный случай – медведица с тремя медвежатами, обычно их бывает только два. Может быть, поэтому третий – мечтатель — последыш, он сильно отличается от своих мощных, тяжелых, крупных братьев.

Внизу в обрыве еще клубится туман, а здесь на переднем плане его нет. Но чувствуется прохлада. Может быть поэтому так резвятся малыши медвежата в своих толстых меховых шубках? Медвежата такие милые и пушистые, что вызывают только доброе чувство.

Мать-медведица строго охраняет своих детей. Похоже, что она заметила какую-то хищницу (может быть сову или куницу?). Она быстро развернулась и оскалилась.

Звери неразрывны с природой. Они не кажутся хищниками. Они часть русского леса.

Картина невероятно гармонична. Пейзаж настоящей русского природы показан так, что огромные деревья не вмещаются в полотно, верхушки деревьев срезаны. Но ощущение великого леса от этого становится только сильнее.

О работах Ивана Ивановича Шишкина знают даже люди, далекие от живописи. Шишкин получил популярность еще при жизни, рисуя природу России, которую он так любил. Современники называли его "царем леса", и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.

Картины известного пейзажиста сложно спутать с работами других художников. Природа на полотнах Шишкина показана выборочно. Пейзажист рисовал ее крупным планом, делая акценты на шершавой коре деревьев, зелени листьев, выпирающих из земли корнях. Если Айвазовский предпочитал изображать силу стихии, то природа Шишкина кажется умиротворенной и успокоенной.

(Картина "Дождь в лесу" )

Художник умело передавал это чувство успокоенности через свои полотна. Природные явления он показывал не так часто. На одной из его картин изображён дождь в лесу. В остальном природа кажется незыблемой и почти вечной.

(Картина "Бурелом" )

На отдельных полотнах изображены объекты, которые пережили нашествие стихий. Например, у художника есть несколько полотен с названием "Бурелом". Стихия отбушевала, оставив после себя груду поломанных деревьев.

(Картина "Вид на остров Валаам" )

Шишкин любил остров Валаам. Это место вдохновляло его на творчество, поэтому среди картин художника можно найти пейзажи с изображением видов Валаама. Одна из таких картин - "Вид на острове Валаам". Отдельные полотна с пейзажами острова принадлежат раннему периоду творчества художника.

(Картина "Сосны освещенные солнцем" )

Стоит отметить, что уже с самого начала Шишкин определился с манерой изображения природы. Он не берет масштабных объектов и не стремится показать целиком лес, сосредотачиваясь на "трех соснах".

(Картина "Дебри" )

(Картина "Рожь" )

(Картина "Дубовая роща" )

(Картина "Утро в сосновом лесу" )

(Картина "Зима" )

Одна из интересных картин художника - "Дебри". На полотне изображен участок леса, нетронутый человеком. Этот участок живет своей жизнью, даже земля на нем целиком покрыта растительностью. Если бы в это место попал человек, то он ощутил бы себя героем какой-нибудь таинственной русской сказки. Художник сконцентрировался на деталях, изображая глубины леса. Он с потрясающей точностью передал все мелочи. На этом полотне можно увидеть и поваленное дерево - след бушевавшей стихии.

(Зал картин Ивана Шишкина в Третьяковской галерее )

Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. Они по-прежнему привлекают внимание ценителей живописи. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Художник был также очарован видами Швейцарии. Но сам Шишкин признавался, что без русской природы он скучает.

Имя: Иван Шишкин (Ivan Shishkin)

Возраст: 66 лет

Деятельность: художник-пейзажист

Семейное положение: вдовец

Иван Шишкин: биография

Иван Шишкин «живет» почти в каждом российском доме или квартире. Особенно в советское время хозяева любили украшать стены репродукциями картин художника, вырванными из журналов. Мало того, с творчеством живописца россияне знакомятся с раннего детства – мишки в сосновом лесу украсили обертку шоколадных конфет. Еще при жизни талантливого мастера величали «лесным богатырем» и «царем леса» в знак уважения за умение воспевать красоты природы.

Детство и юность

Будущий живописец родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.


Будучи человеком разносторонним и прагматичным, Иван Васильевич пытался заинтересовать сына Ваню естественными науками, механикой, археологией, а когда мальчик подрос, отправил его в Первую казанскую гимназию в надежде, что отпрыск получит блестящее образование. Однако юного Ивана Шишкина с детства больше привлекало искусство. Поэтому в учебном заведении быстро наскучило, и он бросил его, заявив, что превращаться в чиновника не желает.


Возвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток совершенно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись.

Живопись

До поры до времени Иван «баловался» кистью. Но однажды в Елабугу нагрянули художники, которых выписали из столицы для росписи церковного иконостаса, и Шишкин впервые серьезно задумался о творческой профессии. Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния, юноша загорелся мечтой непременно стать студентом этого чудесного учебного заведения.


Отец с трудом, но все же согласился отпустить сына в дальние края – при условии, что отпрыск не бросит и там учебу, а желательно превратится во второго . Биография великого Шишкина показала – слово перед родителем сдержал безупречно.

В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды Ивана Шишкина, который попал под опеку художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. А начинающего живописца влекли пейзажи, в рисовании которых он самоотверженно и упражнялся. Вскоре о ярком таланте новой звездочки в изобразительном искусстве узнала вся школа: учителя и сокурсники отмечали уникальный дар рисовать обычное поле или реку очень реалистично.


Диплома училища Шишкину оказалось мало, и молодой человек в 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств, в которой тоже покорил сердца преподавателей. Иван Иванович прилежно учился и удивлял выдающимися способностями в живописи.

В первый же год художник отправился на летнюю практику на остров Валаам, за виды которого в дальнейшем получил от академии большую золотую медаль. За время учебы копилка живописца пополнилась двумя малыми серебряными и малой золотой медалями за картины с питерскими пейзажами.


После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.

Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика.


Шесть лет знакомился с природой чужой страны, но тоска по родине взяла верх, Иван Шишкин вернулся на родину. В первые годы художник неустанно колесил по просторам России в поисках интересных мест, необычной натуры. Когда появлялся в Санкт-Петербурге, устраивал выставки, участвовал в делах артели художников. Живописец водил дружбу с Константином Савицким, Архипом Куинжди и .

В 70-х годах занятий прибавилось. Иван Иванович основал вместе с коллегами Товарищество передвижных художественных выставок, параллельно примкнув к объединению аквафортистов. Ждало мужчину и новое звание – за картину «Лесная глушь» Академия возвела его в ряд профессоров.


Во второй половине 1870-х годов Иван Шишкин чуть не лишился места, которое удалось занять в художественных кругах. Переживая личную трагедию (смерть жены), мужчина запил и растерял друзей и близких. С трудом взял себя в руки, с головой погрузившись в работу. В то время из-под пера мастера вышли шедевры «Рожь», «Первый снег», «Сосновый бор». Собственное состояние Иван Иванович описывал так: «Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда».

Незадолго до смерти Ивана Шишкина пригласили преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Конец XIX века ознаменовался упадком старой школы художников, молодежь предпочитала придерживаться иных эстетических принципов, однако


Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.

Постепенно формировался его особенный стиль, в котором проглядывались эксперименты с сочетаниями различных кистей, мазков, попытки передать неуловимые цвета и оттенки. Современники называли Ивана Шишкина поэтом природы, умеющим увидеть характер каждого уголка.


География творчества живописца широка: Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.

Любопытно, что Шишкин не всегда работал в одиночку. Например, писать картину «Утро в сосновом лесу» помогал анималист и товарищ Константин Савицкий – из-под пера этого художника на полотне ожили медвежата. Картина имеет две авторские подписи.

Личная жизнь

Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.


С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.

Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.

Смерть

Иван Иванович покинул этот мир, как и полагается мастерам, за работой над очередным шедевром. В солнечный весенний день 1898 года художник с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя.


Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Врач поставил диагноз – разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей «Русского музея».

Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру.

Картины

  • 1870 - «Сторожка в лесу»
  • 1871 - «Берёзовый лес»
  • 1878 - «Берёзовая роща»
  • 1878 - «Рожь»
  • 1882 - «На опушке соснового леса»
  • 1882 - «Опушка леса»
  • 1882 - «Вечер»
  • 1883 - «Ручей в берёзовом лесу»
  • 1884 - «Лесные дали»
  • 1884 - «Сосна на песке»
  • 1884 - «Полесье»
  • 1885 - «Туманное утро»
  • 1887 - «Дубовая роща»
  • 1889 - «Утро в сосновом лесу»
  • 1891 - «Дождь в дубовом лесу»
  • 1891 - «На севере диком…»
  • 1891 - «После шторма в Мери-Хови»
  • 1895 - «Лес»
  • 1898 - «Корабельная роща»

В посте представлены 37 картин художника И. И. Шишкина!

Картины Шишкина — это завораживающие виды природы! Среди них самая знаменитая картина «Утро в сосновом лесу»! Картинки лес популярны в интернете и приводят они к картинам Шишкина!

Портрет художника Шишкина работы художника Крамского.

Замечательная картина Шишкина «Берёзовая роща»! Надо же, как фото, но очень душевное! Картины Шишкина почти всегда изображают лес!

«Болото. Полесье». Шишкин.

На картине крупным планом смешной бычок. Редкая для Шишкина тема. Основная тема у Шишкина лес. И фамилия лесная.

Картина Шишкина «В парке.» Разве фото может вызвать такой душевный отклик как эта картина? Смотришь и вспоминаешь, что уже испытывал в своей жизни похожий восторг от видов природы.

Картина «В роще». Шишкин. Люди у него всегда на дальнем плане! Картины Шишкина о первозданной природе.

Вид на взморье

Картина «Вид на острове Валааме». Шишкин.

Горная дорога в Крыму

Картина «Дали». Шишкин.

Дебри. Шишкин. Непролазный лес.

Картина «Дети в лесу». Детей правда трудно разглядеть. Картины Шишкина прежде всего о природе.

Дождь в дубовом лесу. Шишкин. Люди вдали под зонтиками. Это не фото, это гораздо лучше! Можно представить себя в этом лесу.

Дубы в Старом Петергофе. Шишкин.

Жатва. Окончена работа.

Женщина под зонтиком на цветущем лугу. Шишкин. Картины Шишкина впечатляют!

Женщина с мальчиком в лесу. Картины Шишкина очень выразительные! Шишкин на своих картинах буквально воспевает лес, такой он величественный! Картинки лес изумительны!

Золотая осень. Шишкин.

Ивы, освящённые солнцем. Любил Шишкин деревья и лес!

Лес в Мордвинове. Лес основная тема в творчестве Шишкина! Запрос в интернете «картинки лес» наверняка приводят к картинам Шишкина!

Лес вечером. Шишкин. Картины Шишкина вызывают у зрителей целую гамму чувств.

Лесное озеро. Шишкин.

Мухоморы. Шишкин. Очень живописные мухоморы!)

На севере диком. Шишкин.

Пасека в лесу. Шишкин. Величественный лес, пасека и старик пасечник. Картины Шишкина такие «говорящие»!

Пейзаж с озером. Шишкин.

Перед грозой. Шишкин. Небо в тучах.

Прогулка в лесу. Шишкин. Есть мнение, что картины не нужны, ведь есть фото, но ни одно фото таким выразительным не получится. Фото не сможет отразить сценку из чьей-то жизни и при этом вызвать приятные воспоминания. Здесь уже можно людей разглядеть, а на переднем плане смешная собака.

Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга.

И на дальнем плане лес.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Крамской И.Н. - Портрет художника Шишкина 1880, 115х188
Русский Музей

Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.


«Среди долины ровныя...»
1883
Холст, масло 136,5 х 203,5

Киев

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне - Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии - Иван Васильевич Шишкин.
Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий - очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.
В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву.

Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: “Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии”. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к “верности, сходству, портретности изображаемой природы” уже в ранних работах.

В 1858 — 1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.
В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.


Вид на острове Валааме1858


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Пейзаж с охотником. Остров Валаам 1867

Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, “от которой только может быть существенная польза для пейзажиста”


«Шалаш»
1861
Холст, масло 36,5 х 47,5
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань

За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” (1865) получает звание академика.


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»
1865г.
Холст, масло 106 х 151

Санкт-Петербург

Теперь он с наслаждением пишет “русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью”, которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869).


«Полдень. В окрестностях Москвы»
1869г
Холст, масло 111,2 х 80,4

Москва


«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»
1872г
Холст, масло 117 х 165
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Для Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему - могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня - полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик В.В.Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображению. Это отмечал его друг художник И.Н.Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями...» О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...»

Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872, эта картина сейчас называется “Сосновый бор”), писал о достоинствах Шишкина: “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин — : это человек-школа”.


«Лесные дали»
1884г
Холст, масло 112,8 x 164
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина посвящена природе Урала. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ страны в целом.Пространство строится четкими планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России. Один из критиков писал о картине: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдалиповерхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством». Картина написана в период, когда художника начали интересовать проблемы пленэра. Сохраняя эпичность образа природы, живопись Шишкина становится более мягкой и свободной.

Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества.
В 1894-1895 возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при ИАХ.


«Утро в сосновом лесу»
1889г
Холст, масло 139 х 213
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.

На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину “В лесной глуши”, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку.


«Лесная глушь»
1872г.
Холст, масло 209 х 161
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина “Рожь” (1878). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: “Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...”

«Рожь»
1878г.
Холст, масло 187 х 107
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Критик В.В.Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем - величественная панорама русской природы, представленная как театрализованное зрелище. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки - человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.

За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. И это образ мира, который Шишкин не может “смазать” произвольными движениями собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в русской живописи “пейзажа настроения”. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля (“Травки”, 1892
Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.


«Травки»
Этюд.


«Сныть-трава. Парголово»
Этюд.
1884г.
Холст на картоне, масло. 35 x 58.5 см
Государственный Русский музей

Этюд "Сныть-трава. Парголово" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом. Ведь слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...

Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.


«Среди долины ровныя...»
1883
Холст, масло 136,5 х 203,5
Государственный музей русского искусства
Киев

Поэтическим чувством проникнуто полотно “Среди долины ровныя” (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.

Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе.

Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который одиноко возвышался над окружающими просторами. Этот дуб напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась эта картина.

Центральное место на картине занимает дуб. Он возвышается над долиной, как исполин, раскинув свои могучие ветви. Фоном ему служит небо. Оно покрывается тучами, вдали уже собралась гроза. Но она не страшна великану. Никакие грозы, никакие бури не смогут сломить его. Он крепко стоит на земле, служа приютом путнику и жару, и в непогоду. Дуб так силен и крепок, так могуч, что набегающие вдали тучи кажутся ничтожными, не способными даже задеть великана.

Утоптанная тропинка сбегает прямо к дубу-великану, который готов укрыть вас своими ветвями. Крона дерева так густа, что напоминает шатер, темная тень раскинулась под деревом. Сам же дуб ярко освещен лучами солнца, которое еще не закрыли собой грозовые облака.

Стоя у могучего дерева, Шишкин вспомнил слова старинной русской песни «Среди долины ровныя…», в которой поется об одиноком дубе, о горе человека, потерявшего «нежного друга». Художник как бы ожил после этой встречи. Он снова стал творить, идя по жизни одиноко, но крепко стоя на родной земле, как тот дуб на его картине.

Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина “Туманное утро” (1885) и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.


Туманное утро
1885. Холст, масло, 108x144,5

Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу.
В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана.
Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга, раскрывая, кажется, самую суть каждой из них. Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая все это великолепие, без всякого искажения, подчеркивает и освежает утро.
Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, - вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчеркивает величие природы и великую гармонию божьего мира.
Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя. Еще секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы... Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется... Поэтому так притягательно это мгновение перед рассветом.


«Сосны, освещенные солнцем»
Этюд.
1886г
Холст, масло. 102 x 70.2 см
Государственная Третьяковская галерея

В картине, главной составляющей сюжета, является солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон...

Уверенно стоящие на лесной опушке сосны, противостоят потоку солнечного света, однако, проигрывают ему, сливаются, сметаются им... Лишь неистребимые тени, лежащие с противоположной от сосен стороны, создают объем картины, придают ей глубину. Свет проиграл не только стволам, но и запутался в кронах деревьев, не справившись с извилистыми тонкими ветками, усеянными хвоей.

Летний лес предстает перед нами во всем своем душистом великолепии. Следуя за светом, взгляд зрителя проникает глубоко в чащу леса, словно совершая неспешную прогулку. Лес как бы окружает зрителя, обнимает его и не отпускает.

Бесконечные комбинации из желтого и зеленого цветов настолько реально передают все оттенки цвета хвои, сосновой слоистой и тонкой коры, песка и травы, передают тепло солнца, прохладу тени, что в воображении без труда рождается иллюзия присутствия, запахов и звуков леса. Он открыт, дружелюбен и лишен всякой загадочности, таинственности. Лес готов к встрече в этот ясный и теплый день.


«Дубы»
1887г.
Холст, масло. 147 x 108 см
Государственный Русский музей


“Золотая осень” (1888),


«Мордвиновские дубы»
1891г.
Холст, масло. 84 x 111 см
Государственный Русский музей


«Осень»
1892г.
Холст, масло. 107 x 81 см
Государственный Русский музей


«Дождь в дубовом лесу»
1891г
Холст, масло 204 х 124
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом “60 офортов И. И. Шишкина. 1870 — 1892”. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.


«Дубовая роща»
1893
Офорт. 51 x 40 см

«Лесная речка»
1893
Офорт. 50 x 40 см
Областной художественный музей


«Дубовая роща»
1887
Холст, масло 125 х 193
Государственный музей русского искусства
Киев

На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.

Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.


«Перед грозой»
1884г.
Холст, масло. 110 x 150 см
Государственный Русский музей

Картина И. И. Шишкина “Перед грозой” одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом стихии...
Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть - предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги. Нижняя - истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка, деревья.
Поражает обилие оттенков синего и зеленого цветов, блестящее владение перспективой, сложный, неоднородный свет.
Зритель чувствует приближение грозы, но как бы со стороны... Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа. Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе. Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Гармония.
Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Сама работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще.


«Туманное утро»
1897
Холст, масло. 82.5 x 110 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"


«Мухоморы»
1880-1890-е,
Третьяковская галерея

Этюд Шишкина "Мухоморы" - яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы - непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, загадок и превращений.

Перед зрителем предстает семейство ярких грибов в чаще девственного леса. Каждый из семи изображенных мухоморов словно обладает собственным характером, биографией, судьбой. На первом плане пара молодых крепких красавцев, охраняющих старейшин рода в центре композиции. В центре же, напротив, старые грибы со следами тления, увядания... Художник схематично, размыто и нечетко изображает лес вокруг главных "героев" картины. Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от живописной группы мухоморов. С другой стороны, именно зеленый лес и коричневые листья выгодно подчеркивают яркость шляпок грибов, белизну пятен на шляпках.

Нарочитая незаконченность работы создает ощущение сказочности и нереальности изображения. Как будто перед нами видение, навеянное коварными и ядовитыми грибами в волшебном лесу.


"Сосновый лес", 1889
Музей-заповедник В. Д. Поленова

На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку, скорее всего, находится море. Вся картина наполнена сосновым запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы (тени на песке говорят о том, что это именно утро).

Судя по всему, перед нами один из дачных пригородов Петербурга, где так часто художник находил сюжеты для своих работ. Вот и сейчас, прогуливаясь летним утром по лесу, перекресток песчаных тропинок привлек внимание мастера. Десятки оттенков зеленого цвета, голубоватые мхи, чуть подернутый желтизной ослепительный песок... Вся эта палитра природных красок не могла оставить Шишкина равнодушным. Глядя на картину начинаешь вспоминать сосновый дух, в ушах чуть слышен шум прохладного Балтийского моря. Тихо, тепло, ароматно. Летняя безмятежность...

Как и любая другая работа Шишкина, картина "Сосновый лес" поражает своей достоверностью, педантичным отношением к мельчайшим деталям, реальностью сюжета и непридуманной красотой.


Сторожка в лесу
1870-е. Холст, масло. 73x56
Донецкий областной художественный музей

"Сторожка в лесу" - удивительный шедевр И. Шишкина, который поражает своей простотой и оригинальностью. Казалось бы, обычный сюжет: деревья, дорога, небольшой домик. Однако что-то манит нас подолгу созерцать эту картину, словно надеясь найти в ней зашифрованное послание. Ну не может такой шедевр быть просто картиной, написанной под настроение. Что сразу бросается в глаза, так это высокие березы по обе стороны от дороги. Они тянутся ввысь - поближе к солнцу.

На картине преобладают темно-зеленые тона и только на заднем плане мы видим освещенную лучами солнца траву и листву деревьев. Луч солнца падает также и на деревянную сторожку, тем самым выделяя ее на картине. Она является главной изюминкой шедевра - самой яркой деталью. Картина поражает своим объемом. При взгляде на нее ощущается глубина - зрителя будто обступают со всех сторон деревья и манят вперед.

Изображенный Шишкиным лес кажется густым. Через него не так просто пробиться солнечному свету, зато в самом центре картины - там, где стоит сторожка, мы видим просвет. Картина пропитана восхищением природы и в то же время выражает контраст между природой и человеком. Что эта сторожка в сравнении с могучими стволами сосен и высокими березами? Только маленькое пятнышко среди леса.

«Болото. Полесье»
1890
Холст, масло 90 х 142
Государственный художественный музей Республики Беларусь
Минск

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф»
1891
Холст, масло 81 х 108
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Летний день»
1891
Холст, масло. 88.5 x 145 см
Государственная Третьяковская галерея

«Лето»
Холст, масло. 112 x 86 см
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки


«Мостик в лесу»
1895
Холст, масло. 108 x 81 см
Нижегородский художественный музей


«Кама близ Елабуги»
1895
Холст, масло 106 х 177
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


«Сосновый бор»
1895
Холст, масло. 128 x 195 см
Дальневосточный художественный музей


«В парке»
1897
Холст, масло. 82.5 x 111 см
Государственная Третьяковская галерея

«Березовая роща»
1896
Холст, масло 105,8 х 69,8
Ярославский художественный музей
Ярославль

Известная во всем мире картина "Березовая роща" была написана Шишкиным маслом в 1896 году. На данный момент картина находится в Ярославском художественном музее.
В картине преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось бы - сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей.
Залитая солнцем березовая роща словно бы сама излучает какой-то особенный свет, ощущаемый каждым, кто видит картину. Кстати, Шишкин, будучи патриотом своей страны, не зря выбрал героиней этой картины именно березу, ведь именно она считается национальным символом России с древних времен.
Удивляет невероятная четкость, с которой прорисованы все детали: трава кажется поразительно шелковистой, березовая кора как настоящая и каждый березовый листочек заставляет вспомнить аромат березовой рощи.
Этот пейзаж написан настолько естественно, что трудно даже назвать его картиной. Скорее подойдет название отражение действительности.


«Корабельная роща»
1898г.
Холст, масло. 165 x 252 см
Государственный Русский музей

Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII - первой половины XIX века.
Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры. Чуткость восприятия при роды, любовное постижение ее черт и мастерская передача языком живописи ее очарования делают полотна Шишкина осязательными, давая зрителю возможность почувствовать смолистый запах леса, его утреннюю прохладу и свежесть воздуха.

Трагически складывалась личная жизнь Шишкина. Обе его супруги умерли довольно рано. За ними - и оба его сына. Смерти на этом не прекратились - вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй, самый близкий человек - отец. Шишкин с головой погрузился в работу, которая осталась единственной его отрадой. За работой Шишкин и умер. Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.


«Автопортрет»
1886г.
Офорт. 24.2x17.5 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



Просмотров