Примеры архитектуры разных стилей. Оригинальные примеры новой архитектуры

Опубликовано: Апрель 17, 2007

Итак, что же такое стиль ? Мы часто говорим о стиле жизни, о стилях в музыке, стиле речи и стиле общения. А что такое архитектурный стиль? Прежде всего, дадим исчерпывающее определение. Стиль – это совокупность устойчивых художественных форм. Стиль – это производная эпохи. Сколько эпох – столько и стилей.

Стиль может объединять совершенно разные предметы: дома, мебель, посуду, картины и даже одежду. Прежде всего именно стиль диктует их формы, очертания, цвета, мотивы. Другими словами, стиль делает предметы такими, какие они есть.

Стиль – это очень важная величина, но индивидуальные, уникальные черты вашему дому придаст не столько стиль, сколько архитектор. И, разумеется, не без вашего участия. Вам нравится не один, а несколько стилей и вы не знаете, какой же из них выбрать или взять за основу? Не беда. Хороший архитектор способен показать вам, как может быть реализована идея вашего дома в каждом из них.

фото: © www.сайт, Львов, Собор Святой Елизаветы, собор, костел, католицизм, католический собор, готический собор, готика

Чтобы облегчить ваши беседы с архитекторами, мы предлагаем вам ознакомиться с основными стилями, которые человечество разработало на протяжении своей истории, и которыми теперь можете воспользоваться вы. Мы расскажем о стилях, которые так или иначе повлияли на современную архитектуру и до сих пор находят в ней свое отражение.

Возникновение архитектурных стилей

В истоках возникновения архитектурных стилей лежит непреодолимое стремление человечества к прекрасному. На формирование архитектурных стилей сильное влияние всегда оказывали религиозные воззрения, стиль мышления и государственного устройства, национальные особенности и окружающая среда, природа. Но прежде всего развитию архитектуры как художественного явления способствовал... рост технических возможностей человечества. После того как появлялись новые технологии, возникали предпосылки для нового архитектурного стиля, а вместе с ним менялся облик храмов, общественных зданий и частных домов. Но, как правило, новый стиль не был абсолютным отрицанием прошлого, он наследовал некоторые его признаки, в тоже время порождая еще никогда не существовавшие формы художественного. Лишь в новейшей истории человечества возникает ряд архитектурных стилей, явившихся полным отрицанием предшествующего тысячелетнего художественного наследия, старых правил и методов архитектуры.

Античность

Однако одним только грекам суждено было сыграть решающую роль в развитии архитектурных стилей последующих эпох. Только их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до наших дней. Иногда о нем забывали, порой от него решительно отказывались, но оно снова и снова восставало из небытия. Чем же привлекало, чем так притягивало к себе искусство Греции? Изяществом и благородством форм, продуманностью и отточенностью всех деталей, уравновешенностью и спокойным величием. И вместе с тем – конструктивной простотой.

Греки, давшие миру начало многих наук, первыми разработали и стройную теорию архитектуры. Они ввели в практику никогда не нарушаемый ими закон симметрии. Впоследствии в Европе он станет незыблемым основанием классицизма


Притягательная сила греческой культуры была такова, что Рим, покоривший Афины, сам оказался в положении завоеванного. Но в архитектуре римляне не копируют греков, хотя и подражают им. И насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне стали практичными строителями. Они создают архитектуру, которая своим размахом и колоссальным масштабом явилась проявлением мощи своей империи, ее символом.

Рим насаждает свою культуру среди покоренных им народов, не взирая на их национальные особенности. Но империи рушатся, а построенное ими становится памятником и примером для подражания. Рим пал под ударами варваров, его наследницей стала Византия… Закончилась целая эпоха – эпоха античности. Но античному искусству много веков спустя еще предстоит воскреснуть в эпоху Возрождения – для того, чтобы навечно остаться в истории и практике человечества. Дорический, ионический и коринфский стиль вы можете и сегодня увидеть на многих зданиях, и не только в Европе. Если вас привлекает античность, классицизм, перенесите их на ваш собственный дом.

Готика

Теперь давайте шагнем с вами в следующий период истории Европы – средневековье. Многим людям он представляется чем-то мрачным и страшным. Но именно он дал миру удивительный стиль – готический.

Однако готика – с точки зрения современного искусствоведения – единственный европейский стиль, имеющий совершенно своеобразную систему форм, новое понимание организации пространства и объемной композиции. В ней нет ни капли подражания кому-либо и чему-либо – в отличие от искусства Возрождения, которое является ни чем иным как возвращением к античности. Готика сложилась как искусство религиозное, христианское по духу и тематике. Оно было соотнесено с вечностью, с высшими, иррациональными силами. Особое место в искусстве готики занимал собор – образец особого синтеза архитектуры, скульптуры, живописи (витражей) и музыки. Вертикальное и динамичное устремление его башен и сводов, ряды стройных столбов создавали впечатление неудержимого движения ввысь, которое усиливалось мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок.

Внутреннее пространство собора было озарено многоцветным сиянием витражей, что создавало особую, таинственную и вместе с тем необыкновенно радостную атмосферу. Все это оказывало сильное эмоциональное воздействие на человека, призывало и его самого устремиться к высшему и прекрасному. (см. раздел Готика в картинах)

Барокко

Теперь обратимся к следующему (после эпохи Возрождения античности) яркому стилю, оставившему ощутимый след в истории человечества, – барокко. Затейливая выразительность и внешняя эффектность обеспечили барокко главенство над другими стилями европейской культуры более чем на столетие – с конца XVI в. до середины XVIII в. Этому стилю свойственна роскошь, парадность, декоративность, стремление к величию и пышности, то есть все то, что производит сильное впечатление на человека, поражает его воображение.

В архитектуре фасадов почти исчезают горизонтальные прямые линии, появляются мягко изогнутые, плавные. Здания кажутся словно вылитыми из одного гигантского куска камня и скорее вылепленными, нежели чем построенными. Углубления изящно перетекают в выступы и создают впечатление одной сплошной, волнующейся и очень пластичной массы. Эффект усиливается обилием декоративных элементов, выполненных с большой выдумкой и изобретательностью. Все это приобретает удивительную живописность и динамичность и как бы вливается в окружающее пространство.

Барочные здания, которые мы можем лицезреть сегодня – это старинные дворцы, ставшие в своем большинстве музеями. В стиле барокко сейчас уже почти никто и нигде не строит. Но если вам по душе этот стиль, если вы хотите подражать аристократии прошлых веков, и если вы живете размеренной жизнью, которой чужды цейтноты, то барокко может стать вашим хорошим другом. Ваш дом будет диковиной и безо всякого сомнения будет поражать как его посетителей, так и прохожих. (см. раздел Барокко в картинах)

Классицизм

Шло время, и постепенно барокко надоело человечеству. После века пышности и вычурности возникла потребность в чем-то более сдержанном, простом. На смену барокко пришел классицизм, который во второй половине XVIII столетия уже полностью доминировал. Бурно развивалась наука и промышленность. В Европе формировались сильные империи. Порядок, строгость, чувство меры, уравновешенность классицизма более подходят в государственных делах и лучше усваиваются всеми слоями общества, нежели чем проповедь чувственности и необузданных страстей барокко.

Архитектуре классицизма в целом присущи разумная логика планировки и рациональная геометрия объемной формы. Классицизм обращается к наследию античной архитектуры, творчески постигает и применяет ее законы, особенно закон симметрии. Однако лучшие архитекторы классицизма скорее цитируют, чем копируют античность.

Со временем классицизм перерождается в академическое искусство, начинает довлеть не только над архитектором, но и над заказчиком. Классицизм постепенно преображается в ампир, который стал конечной фазой его существования. Громоздкость и тяжеловесные формы ампира, а также появление новых направлений в архитектуре привели в конце концов к тому, что классицизм сошел с пьедестала. Но он еще вернется во второй половине XX века, будет творчески переосмыслен и, оказавшись включенным в современное искусство, станет вновь желанным для немалой части человечества. (см. раздел Классицизм)

Ампир

Ампир преобладал в архитектуре (и вообще в искусстве) в течение трех первых десятилетий XIX века. Он был последним этапом эволюции классицизма в истории Европы. Под влиянием имперского духа классицизм изменил изящную простоту форм на монументальную выразительность.

Так же как и классицизм, ампир ориентируется на образцы античного искусства. Но он впитывает в себя только некоторые его черты, характерные для имперских амбиций Рима, который нуждался в наглядных иллюстрациях своей мощи. Основные элементы ампира: монумент, массивные портики, военная эмблематика в оформлении фасадов и интерьеров: воинские доспехи, лавровые венки, орлы. Отражая египетские походы Наполеона и открытие древнейшей культуры египтян, ампир включает в свой арсенал созвучные ей мотивы: массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованных сфинксов.

Ампир охватывает не только архитектуру. В этом стиле выполняются росписи потолков и стен, посуда, мебель и другие предметы интерьера. (см. раздел Ампир)

Романтизм

Параллельно с ампиром в XIX веке существует и развивается романтизм. Он тоже оказал колоссальное влияние на развитие современной архитектуры. Этот стиль является отрицанием грандиозно-тоталитарного ампира. Романтизм поэтизирует народную архитектуру, а также художественные формы прежних времен. Он несет шарм седой старины, пастушеской идиллии, пряной экзотики.

Романтизм близок по духу ко всем хорошо известному ныне стилю "кантри" , с его восхвалением народного быта, искусственными сундуками, плетеной мебелью и прочей милой стариной с экологическим оттенком.

Но, пожалуй, более всего романтизм – тот настоящий, исторически достоверный романтизм – проявил себя в создании особого рода садово-парковых ансамблей. Характерным для него является исчезновение границы между природой и искусственным, насажденным, спроектированным парком. В парке устраиваются искусственные водоемы, водопады, гроты, которые создают впечатление естественных, существующих здесь с незапамятных времен. Для романтизма всегда было характерно разнообразие форм и творческая свобода. Естественно, ведь это был адекватный ответ на суровое однообразие ампира.

Модерн

С середины XIX века прослеживаются новые тенденции в архитектуре. Она становится более независимой от общепринятых норм и правил, от академизма с его жестким принципом строить только так, и никак иначе. Такое явление стало возможным благодаря тому, что в обществе появилось множество обеспеченных людей. Они не были связаны с высшим аристократическим обществом, с его манерностью и стереотипами. Они заказывали дома в самых невероятных, зачастую трудно описуемых стилях. Это был протест против аристократии.

Модерн дал жизнь новому принципу проектирования зданий – изнутри наружу, который стал основополагающим во всей архитектуре XX века. С этих пор главным становится критерий пользы. Именно рациональная функциональность теперь определяет объемно-планировочные решения зданий. Дом прежде всего должен быть удобным для человека, соответствовать его образу жизни, увлечениям, работе, досугу.

Ранний модерн был практически абсолютным отрицанием многих, если не всех классических принципов построения зданий. Характерной особенностью раннего модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного, плавного движения изогнутых линий. Этот стиль придает весьма прочным и массивным предметам видимость хрупкости и воздушной легкости.

Современная архитектура

Функционализм

Первым в строю современных архитектурных движений нужно поставить функционализм (в советской России у него было иное название – конструктивизм). Он возник в начале 20-х годов и увлек за собой архитекторов многих стран мира. Они решили реализовать следующий принцип: эстетические качества искусства должны быть всецело подчинены пользе для человека.

Функционализм распространился подобно модерну на весь предметный мир – на мебель, одежду и даже на книжную графику. Он объявил современное ему состояние архитектуры смертельной болезнью и отрицал всякое творческое наследие прошлых эпох. Однако цели его были благородны: оздоровить города и улучшить жизнь людей, используя достижения научно-технического прогресса. Функционализм демократичен, не требует больших материальных затрат и позволяет создать "больше жилплощади за те же деньги".

Функционализм ставит человека в центр процесса проектирования. Однако, отнюдь не конкретную личность, а человека вообще, как некое биологическое и социальное существо. Функциональная составляющая зданий должна прежде всего определяться физиологическими и общественными потребностями человека. Архитекторы этого направления проектируют дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания (или работы).

Эстетическими постулатами функционализма становятся предельное упрощение форм, отказ от декорирования и стремление к минимальной обработке поверхностей. Очень сдержано функционализм относится и к введению цвета в архитектуру.

Функционализм – это движение за минимизацию буквально всего, что окружает человека – от фасадов до интерьеров и моделей одежды. Приверженцы функционализма были своего рода романтиками – простоты, пользы и свободы от наследия прошлого. Но, увы, отвергая обязательные нормативы классических архитектурных форм, функционализм приходит к созданию собственной весьма единообразной художественной формы. И рецепт этой формы предлагается (скорее даже навязывается) во всех случаях, независимо от диагноза. Круг замкнулся, и функционалисты оказались в той же ловушке, из которой сначала совершали побег.

Брутализм и Хай-Тек

В 50-х годах в Англии зародилось еще одно направление современной архитектуры – брутализм (от англ. "brutal" – грубый). В своих произведениях бруталисты стремятся к обнажению конструкций, из которых построено здание, к максимальному выявлению умышленно простых, грубых архитектурных масс.

Очень распространенным стилем последних десятилетий XX века стал хай-тек (high-tech) . Это стиль высоких технологий, своего рода противоположность брутализма. Брутализм можно с достаточной точностью назвать лоу-теком (low-tech), стилизацией низких технологий. В отличие от него, хай-тек крайне аккуратен, изыскан и утончен. Он прежде всего ассоциируется с обилием стекла в сочетании с металлическими конструкциями. В архитектурную композицию зданий хай-тек активно включает элементы их инженерного оборудования: воздуховоды, трубопроводы, вентиляционные шахты.

Облик хай-тековского здания приобретает "технотронный" вид за счет использования различного рода аксессуаров. Излюбленный металл этого стиля – алюминий. В оформлении интерьеров его нередко используют в сочетании с деревом. (См. раздел. Хай-тек в живописи и Хай-тек, минимализм и техно в интерьере )

интерьр в стиле Эклектика , фото: © www.сайт

Постмодернизм

Сегодня в архитектурной среде доминирует плюрализм идей и мнений. Ни одно из направлений архитектуры не может называться приоритетным, ни одна концепция не возводится на пьедестал в качестве истинной. Развитию таких взглядов способствовало движение постмодернизма. Его философия исходит из той установки, что ориентация на художественный абсолют провоцирует воспроизведение тоталитарного сознания у человека и тоталитарных структур в обществе и поэтому не может быть с успехом использована.

Архитектурный постмодернизм возрождает исторические принципы построения композиции зданий (симметрию, перспективу, пропорциональность), использует элементы всех стилей, применяя принципы высокой эклектики. Кроме того, постмодернизм свободно обращается практически с любыми видами декора. Копирование как таковое здесь просто исключено. Несколько стилей могут быть собраны воедино и проникать друг в друга, образуя удивительные и неповторимые здания.

В архитектуре ХХ века возникало и исчезало также и множество других направлений, движений и школ. Модернизм, интернациональный стиль, историзм, структурализм… При этом далеко не все современные направления оказывают ощутимое влияние на проектирование и облик частных домов. И есть еще одна причина, по которой новая архитектура не слишком широко распространена: заказчик очень часто оказывается неготовым к восприятию тех или иных авангардных идей. Получается, что современная архитектура – при всей своей чудесной простоте – оказывается элитарной, подчас до чрезвычайности. Как говорится, сlass not mass. Однако, если вам захотелось построить дом в стиле брутализма или хай-тека, то разве нужно отказывать себе в этом, оглядываясь на соседей или друзей, предпочитающих что-то более традиционное? (см. раздел архитектура в живописи)

Завершение замысла

Если вы пока еще не решили, какому из направлений в архитектуре отдать предпочтение, то в вашем распоряжении множество книг, журналов, каталогов, сотни и даже тысячи фотографий, которые смогут помочь вам найти нужное художественное русло. Загляните в иллюстрированные альбомы по архитектуре. Выбор стиля отнюдь не означает, что ваш дом должен стать копией одного из зданий античной эпохи или минувшего XX века. Он будет всего лишь цитированием того или иного стиля, его современным и персонифицированным преломлением. Если же вам трудно определить и выбрать архитектурный стиль, то, по крайней мере, найдите те дома, которые вам просто нравятся. Сделайте закладки на приглянувшихся фотографиях. Пусть их будет много. Возьмите их с собой на встречу с архитектором. Это окажется неплохим началом беседы.

В результате кропотливых и увлекательных размышлений над функциональной и художественной стороной вашего будущего дома вы должны сформировать задание архитектору. Чем больше подробностей и деталей своего замысла вы передадите архитектору, тем лучше, точнее и быстрее он сможет воплотить его. Любой архитектор будет очень рад тому, что вы пришли идейно подготовленным и не с пустыми руками. Может быть, вам даже удастся достичь более благоприятных для себя финансовых условий – благодаря тому, что вы говорите на одном языке, и архитектор затратит меньше времени на выполнение вашего проекта.


Рассмотрим основные архитектурные стили, многие востребованы до сих пор в мировой архитектуре и применяются в строительстве зданий.
Византийский стиль .
Этому виду присущи огромные стены, разрезанные небольшими оконными проемами и арками. Внешнее убранство обильно украшается ярчайшими напольными коврами.
Готический стиль .
Такой стиль отличается особенностью удлиненных и просторных пропорций, которые очень вытягиваются вверх помещений, где человек ощущал бы себя весьма малым созданием. В качестве противовеса бесполезности плоти, яркими цветами расцвели каменные кружева тонких готических строений, это была эпоха возрождения колоритных витражей в виде стрельчатых окон. Такая конструкционная система позволила достичь огромных высот сводов, при помощи больших окон, качественной освещенности.
Эпоха возрождения или Ренессанс .
Непревзойденным мастером эпохи возрождения являлся Микеланджело Буонаротти, который был в преимущественном смысле больше скульптором, чем архитектором. С такой точки зрения Микеланджело создавал архитектурные шедевры, как некоторый интересный фон для собственных скульптур. В особенности, он любил сдваивать колонны и пилястры, меняя их ритмичность.

Стиль барокко .
Микеланджело является в одно время, и последним художником эпохи возрождения и творцом барокко, потому как, именно Микеланджело понимал его в качестве основы стилевого образующего элемента, пластичности стен. Триумф его творческой жизни, это такие творения, как собор Святого Петра в столице Италии, городе Риме, который ныне причислен к стилю барокко.
Стиль рококо .
Этот стиль являет собой современное направление в отделке строений дворян конца 19-го века. Роскошные гостиные, которые изобилуют дорогими коллекциями мировых произведений искусств. Вторая половина 19-го века ознаменована российскими вариантами решений в стиле рококо, когда владелец здания оформлял свои помещения, исходя из своих воззрений. Этот стиль перегружен декорированными элементами, большим числом предметов и, кроме того, пространственной замкнутостью, стандартными признаками кризиса стиля того времени.
Стиль классицизма .
Одно только название говорит за себя. Это стиль в основе, которого собраны накопленный опыт и основные принципы предшествующих ведущих направлений. Попытки создания универсальных стилей, не просто на века, а навсегда. Идея порой вновь возрождалась, становясь актуальной. По сей день, считается действующим принцип "не понимаешь как, делай в классическом варианте". Находит применение в оформлении различных комнат, залов и фасадных элементов.
Стиль романтизма .
Натуральные декорированные формы, природные камни, ковки, готические элементы, вечер при свечах, все это является, особенностью для поэтической натуры. Стиль под странным названием неомодерн. Применение пластических форм арнуво для архитектурного оформления помещений на современной технической базе, с полнейшим отсутствием каких-либо орнаментов.
Стиль Арт-Деко .
Этот своеобразный стиль преобладал в 1930 годы 20-го века, и являл собой некое продолжение направления арнуво. Наряду с этим немалое воздействие на него оказывал кубизм, который являлся народным американским дизайнерским искусством, бурно развивавшимся в те времена авто и авиастроения. Париж во все времена задавал модные стили, с легкостью и изяществом, пытался воспринимать скорость и напор будущего века машин - родил стиль декорированного искусства, под названием «Арт-Деко» .
Стиль модерн .
Возрождения кубизма и германской дизайнерской школы под названием "Баухауза", являл собой поиски эстетичной рациональности, которая открывает технологичную и утилитарную сущность всего происходящего.
Стиль минимализма.
Этот стиль полностью пренебрегает декором для поиска универсальных пропорций и стандартных цветовых решений в преимущественных формах. Также читайте: японский минимализм в интерьере вашего дома
Стиль арнуво .
Этот архитектурный стиль весьма быстро развивался в искусстве и дизайнерских решениях Европы конца 19-го века в противовес неоготичному стилю. Для него характерными особенностями являются извилистые, красивые очертания со стабильной ассиметричной тенденцией. В мебельном декорировании есть натуральные, и природные мотивации. Для убранства этого стиля характерны изображения женских силуэтов со струящимися волосами. В нашей стране такой стиль имел место в истории под названием модерн. Символикой этого архитектурного стиля являются растительные элементы, в особенности почитались цветки ирисов, орхидей.
Стиль эклектики .
Применение смешанной стилизации, или комбинирование различных предметов, стиля и времени. Эклектика является интерьерным стилем, если он проектировался по принципам сочетания не более 3 стилизованных видов, соединенных цветом, текстурами, архитектурными решениями. Эта направленность стиля, или же, отсутствие как определения, как правило, процветает во время, когда определенный стиль себя уже зарекомендовал, а новый еще не зародился. Современный период времени, то есть, конец 20-го начало 21-го века, является именно этим временем. В моде все, что по нраву или подходит в функциональном смысле. Такой стиль можно охарактеризовать округленными углами, строжайшими отвесными линиями и выступающими формами. От многих стилей мебельного направления, он отличается применением декорированных элементов, треугольников, окружностей.
Стиль индустрии .
Этот стиль тесно связан с минимализмом, а также, с полноценными пространственными площадями, будто бы из фантастического кинофильма. Стальные предметные объекты, которые могут напоминать уникальные приборы и оснащение. Помимо всего прочего, такой стиль, можно охарактеризовать наличием не скрытой коммуникации, в интерьере могут проглядываться промышленные формы. Зачастую, применяют стальные столы, чугунные напольные плиты. Большинству этот стиль кажется бесчеловечным, диким, нежилым, а иногда используется не только в офисах, но и в жилых помещениях. Индустриальный стиль являет собой своеобразную игру, подчеркивающую пренебрежения к быту.
Стиль «Хай Тек» .
Этот стиль зародился в Великобритании в 1970-е годы минувшего столетия. Стиль и проектная теория, основанные на использовании новейших технических достижений. Главной особенностью его считается наличие выступающих конструктивных элементов и инженерно-технического оборудования. Серые металлические трубы и поверхности, полированные соединительные перемычки, болты, и все то, что может свидетельствовать о размышлениях и нынешних понятиях космоса. Вся атрибутика весьма востребована в интерьере, связанного с высокими технологиями. Мода на этот стиль всплывает волнами, с зарождением или новейших строительных материалов, или от определенного спроса специализированных технологий.
Стиль пост модернизма .
Этот стиль развивался в конце минувшего столетия в архитектуре и искусстве, в качестве противника радикального модерна. Приверженцы этого стиля применяют сплавы разных стилей минувших веков, например, классицизма с барокко, зачастую, используя их с некоторой нескрываемой иронией. Специфичностью этого стиля является некая гипербола, в качестве инструмента создания колоритного театрализованного образа окружающей среды.
Стандартный стиль .
К таким стилям, преимущественно относятся интерьерная респектабельность, воплощающая буржуазный жизненный строй. Это качественная мебель в стиле антик (прошлого времени), интерьер, который состоит из предметов, которые всегда имеют историческое предопределение.
Стиль современности .
Любые новшества в строительстве и технологии порождают собственный стиль и новые тенденции, которые оказывают влияния на материал, который в свою очередь воздействует на моду. Например, в первобытном общинном строе "модно" было носить и использовать в разных ситуациях природный камень. Аналогично в возведения домов, коттеджей, квартир шли древесные породы, или производный древесный элемент под названием папирус, который, использовался не просто для общения на определенном расстоянии, но и для декорирования. Многим позже, с появлением металла, в обиходе набрал немалую популярность такой материал, как медь, потом бронза. Позже, современной цивилизацией было создано стекло, и в оформлении жилых помещений, стали активно применять его пластические особенности. Миновало несколько веков, было создано потоковое производство, производственная химия, и, как следствие триумфа человека над природной стихией, широко применяется синтетический материал в промышленных сферах и разной отделке. Век пластмасс по сей день, прекрасно вживается в современный интерьер, причем, как в классическом, так и во вторичном варианте.
Китч .
Этот термин обозначает соединенное название определенных стилистических течений пост модерна и мемфис, который использовал потенциал дурного вкуса, и прелесть сентиментальных объектов массового спроса. Эта своеобразная игра в безвкусный дизайн, которая является неким протестным течением в современной моде интерьеров для тех, кто относится к среде собственного обитания не очень серьезно.
Стиль Китая .
Обустройство китайских зданий в определенном роде отличается по стилю от иных восточных народностей. В этом играют определенную роль - равномерный склад жизни и своеобразное отношение ко всему происходящему в мире. В китайских интерьерах нет острых углов, громоздкой мебели, а та, которая есть, не отличается многообразием. Например, материал для создания мебели, в большинстве случаев используется сверхпрочный, но эластичный - бамбуковый стебель. Мебельные элементы декорируются сложнейшей техникой многослойного лакирования, для будущего украшения использовалась резьба по черным лакам. Отличаясь от японской простоты, китайцы преимущественным образом применяют внешнее пространство помещений, создавая ниши, арки для мебельных элементов, а также, различных ваз и т.д. Обстановку такого жилища завершает изысканная декорированная столовой мебель, на которую выставляются разные элементы украшений. В такой мебельной утвари, широко используется прославленная и европейцами техника интарсии, которая представляет собой врезные украшения из тонкой фанеры разных оттенков на поверхности стола или шкафа. Но, отличаясь от европейской, китайская мебель может выступать над поверхностью. Китайская мебель знатных людей, весьма отличается от мебели простого люда, а главными элементами интерьера является лежак, стул и стол. Любые предметы создаются с применением бамбука, преимущественно, прямоугольных форм. Еще одним важным принципом, по которому жили, только китайцы, является полнейшее отсутствие оконных занавесок, в домах отсутствуют люстры, хоть электричество, разумеется, освещает большинство домом, но при помощи, обыкновенных осветительных ламп. Преимущественная идея благоухания китайского жилья заключается в сплетении реальности и мифологии, где главным лицом является дракон, то есть, самый властных среди животных. Ключевым цветом Китая является красный, то есть, цвет красного дракона, энергичный цвет.
Вы можете узнать дополнительную информацию - особенности восточных интерьеров .
Стиль Японии .
Японский вид жилища, хотя и предопределяется определенными законами, однако, отражает личностный дух. Отличительной особенностью этого стиля, является наклонность к упрощению, простоте, интерьер, словно свободно дышит. Если, например, в китайском стиле, зачастую применяются перегородки или ширмы, то в Японии, вместе с такими перегородками используют циновки, кроме того, не просто для определения зоны между помещениями, а также, в качестве стенных украшений, и для напольного покрытия, на котором Японцы проводят большую часть своей жизни, мирно беседуя, принимая пищу. Главный вопрос хозяина жилища, это полноценная изоляция от мира, чему отвечает строгая комнатная функциональность. Мебели, попросту нет, вместо шкафа, или различных полок используются стеновые ниши в стенах, где можно располагать, как гардероб, так и постельное белье и др. Маленькие шкафы, и сундучки, все же в жилище в небольшом количестве присутствуют, но, как и всякая японская вещь, являются шедевром искусства.
Стиль Индии .
Такой стиль, воплощает в себе цвета бирюзы, малины, причем абсолютно уникальные в своем роде. Индийские шелка на ощупь не такие гладкие и скользкие, как китайские, они немного шероховатые. Мебель в домах этой страны нередко, сделанная в ручную из дерева повышенной прочности. Отличительная особенность этого стиля, это облегченная трансформация бытовых деталей, стулья и столы, ставни и дверные проемы, зачастую сменяются друг другом.
Стиль Африки. Это, наверное, самый экзотический из этнических стилей, африканские цвета, теплые и благоприятные, имитирующие окраску дикого животного. Эффект дизайну могут придавать шкуры тигра или зебры. Подробнее: помещение в африканском стиле .
Стиль Англии. В этом стиле, например, стены, как правило, окрашиваются в яркий желтый, красный или мягкий кремовый цвет. Полы из деревянного материала, застилаются толстыми и комфортными коврами из шерсти. Непременная атрибутика такой гостиной, это приятный плед из шерсти с клеточным узором, а также, маленькая скамеечка для ног. Комнаты, часто "украшены" тяжелой, но при этом изящной полированной мебелью. Синтез тканей в интерьере таких гостиных, может показаться несколько хаотичным, но при этом "строжайшая клетка" отлично смотрится наряду с романтизмом цветных узоров.
Стиль средиземноморья .
Этот стиль отличается яркостью, как природа этой части света, в которой преобладает, море солнца, и океан флоры и фауны. Преобладающие цвета: синий, зеленый, золотой, коричневый. Колорит красок, на ярчайшем стеновом покрытии, на полу с уложенным узором из мраморной или цветной плитки керамики. Характерной особенностью также является некоторая грубость, и выраженная неровность, определенная фактура, рукотворность отделки и окраски. Огромные окна пропускают много солнечного света. В этих домах преобладает кованая мебель, которая сочетается, с окрашенной деревянной, зачастую, расписной.
Стиль Египта .
Этот стиль пришел к нам, с помощью, культового сооружения, и хотя просуществовал он более 4000 лет, он совсем не переменился, со времени своего рождения. Дошедшие до сегодняшнего дня, архитектурные памятники того времени, например, храм, дворец, гробница, то есть монументы сооружений, олицетворяющие собой вечность. Стена, пилон, колонна, зачастую, исписывались иероглифическими письменными рисунками, и сценами особенных ритуалов, где силуэты людей изображались в определенной позе, например, голова и остальное тело было в профиль, а руки в фас. В строениях того времени, можно встретить 3 типа колонн, а именно, колонна лотоса, колонна папирусов и гаторическая колонна. Исключением является Амарнский исторический период, когда правил Аменхотепа IV. Запреты на многочисленные старые культы и провозглашение богом солнца дало некоторый толчок к становлению разных искусств. Определенные сцены сменялись изображениями рыб, бабочек, трогательных жизненных сцен. Скульптуры, также приобретали новые не канонические формы. С течением времени, на элементах этого стиля начал базироваться весь ампир и арт-деко.
Стиль Фэн-шуй .
Этот стиль является домашней бытовой магией. Если хотите изменить жизнь, переместите 27 предметов в собственном доме, гласит древняя китайская народная мудрость. Если у вас жилище четкой прямоугольной формы, можете считать себя везучим человеком, потому что, это благоприятная форма. Также как и восьмиугольник, но такое встретишь весьма редко, если вообще можно встретить. Некоторые выступы и вырезы на планах, могут увеличивать или уменьшать определенные зоны. Немного о цветах. В этом стиле, любая зона имеет определенный цвет. Правильно избранный цвет может увеличивать энергию в определенной области вашего жизненного процесса. Разумеется, не каждый человек, будет выкрашивать несколько комнат в разные цвета. Чтобы увеличить ЦИ, нужно попробовать поставить пурпурный светильник в зоне богатства, вазу, которая наполнена нежно розовыми цветами, в зону взаимных отношений, а мраморную черную скульптуру в зону, которая будет отвечать карьере.

Внешний вид зданий существенно изменился за многие века благодаря техническому прогрессу, потребностям общества и меняющейся моде. Вот признаки, по которым можно научиться различать основные виды архитектурных стилей .

Архитектурные стили - новое и старое

Внешний вид здания не всегда надежный показатель его возраста: архитектурные стили имеют обыкновение возрождаться. Представляет интерес идентификация стилей, которые оказали влияние на архитектуру зданий более позднего времени. Так, в архитектуре Белого дома в Вашингтоне видны заимствования из эпохи классицизма, а здания Парламента в Лондоне - олицетворение готических фантазий.

Античность и Возрождение - архитектурные стили

Характерной особенностью архитектуры Древней Греции и Рима было использование системы ордеров, наиболее узнаваемых по стилю колонн (см. рисунок ниже). В эпоху Возрождения архитектура, как и все искусства, обратилась к принципам Древней Греции и Рима. Возродился интерес к классическим пропорциям, и снова вошли в практику пять ордеров. Античные идеи воплотились в новых, основанных на более совершенных технологиях элементах, таких, как высокий купол (не известный древним грекам). Архитекторы, в частности Андреа Палладио (1508-1580), заимствовали идею античного храма с колоннами для оформления фасадов зданий. Обе эти идеи были использованы Кристофером Реном (1632-1723) при возведении собора Святого Петра в Лондоне.

Наиболее ярко особенности средневековой архитектуры проявляются в оформлении окон. Например, если у собора маленькие, округлые вверху окна, пробитые в толстых стенах, - в продолжение традиций римской , - значит, он выстроен в романском стиле. Такие окна - первая попытка впустить больше света в массивные здания, не нарушая их конструктивной целостности.

Романский стиль плавно переходит в готику. В ранней готике окна имеют стрельчатую форму, напоминающую нос корабля. Позднее эта конструкция была усовершенствована: увеличились размеры окон, их украсила ажурная резьба, подобная изысканному кружеву, сплетенному из камня и стекла. Ту же воздушную хрупкость можно найти и в других элементах зданий в стиле зрелой готики: высокие крыши и изящные контрфорсы, подобные выпирающим ребрам, будто от здания остался только один каркас.

Готический стиль вновь стал популярен в XVIII-XIX веках, его влияние особенно прослеживается в архитектуре общественных зданий, в частности музеев и церквей. Этот так называемый неоготический стиль возник в Великобритании, а затем распространился по всему миру.

Барокко и рококо

Простые классические линии эпохи Возрождения постепенно уступили место более напыщенному и декоративному стилю барокко, а кульминацией его развития стал фривольный и легкомысленный стиль рококо. Первые здания в стиле барокко были сооружены по заказу католической церкви в конце XVI века в Италии. В этом стиле строились церковные и светские здания, включая королевский дворец Версаль под Парижем и царский Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Великолепным образцом позднего барокко служит протестантский храм Фрауэнкирхе в Дрездене, Германия (фото ниже). Он был построен в 1726 году, разрушен в результате бомбежек в 1945 году, а восстановлен и вновь открыт в 2005 году.


Модерн (ар-нуво)

Этот стиль зародился в архитектуре на рубеже XIX-XX веков. Наиболее примечательной чертой является увлечение стилизованными растительными формами как снаружи, так и внутри зданий: кованые железные балконы в виде запутанных стеблей плюща, волнообразные лестницы и балюстрады, изгибающиеся, подобно корням или ветвям с листьями, стены с изгибами, как будто выросшие из земли, а не выстроенные по строгим чертежам. Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) украсил подобными зданиями Барселону, среди них неоконченный собор «Саграда фамилия».

Ар-деко

Стиль ар-деко возник в начале 20-х годов XX века. Его отличительные черты - функциональные обтекаемые механические формы и строго геометрические узоры (вспомните Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке). Для архитектуры ар-деко характерно использование откровенно индустриальных материалов, таких, как сверкающий хром, гладкая блестящая эмаль и обширные стеклянные поверхности.

Для архитектурного стиля, зародившегося в средневековой Европе, характерны полукруглые арки, которые отличаются от готических стрельчатых. Поскольку примеры романской архитектуры можно встретить по всему европейскому континенту, этот стиль зачастую рассматривается как первый пан-европейский архитектурный стиль со времен Римской империи. Помимо полукруглых арок, направление отличается массивными формами, толстыми стенами, прочными опорами, крестовыми сводами и большими башнями. С 6 по 10 век большинство церквей и монастырей в Европе строилось именно в этом величественном стиле. Мы отобрали для вас 25 самых умопомрачительных и впечатляющих примеров романского стиля в архитектуре, которые просто необходимо увидеть!

Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век

Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Она имеет две башни, три апсиды, склеп и галереи.

Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век


С 1936 года считается главной достопримечательностью и наследием Валлонии. Невозможно не отметить тяжелый и серьезный характер постройки, романский неф и кластер из пяти колоколен и полукруглых арок.

Ротонда св. Лонгина, Прага. 12 век

Основанная в качестве приходской церкви в небольшой деревне возле Праги, она была почти разрушена в начале 19 века, но восстановлена позже.

Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век


Один из самых важных примеров романской архитектуры во Франции.

Сен-Савен-сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века


Церковь, вошедшая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году, имеет квадратную башню и пять лучевых капелл с многоугольной апсидой.

Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век

Церковь, основанная в 1012 году императором Генрихом II, известна своими четырьмя внушительными башнями. Собор был частично разрушен пожаром в 1081 году, но восстановлен к 1111 году.

Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век


Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных, листьями и человеческими головами.

Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век

Фасад этого аббатства является примером ломбард-романского архитектурного стиля.

Собор Модены, Модена, Италия. 12 век


Собор считается одним из самых знаковых романских зданий в Европе и является объектом Всемирного наследия.

Базилика Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды. 11 век

Здание считается примером различных архитектурных стилей, но преимущественно - романского.

Двери собора в Гнезно, Польша. 12 век


Бронзовые двери считаются одним из самых значительных произведений романского искусства в Польше. Они украшены барельефами, которые демонстрируют 18 сцен из жизни святого Войцеха.

Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год


Это произведения романского искусства построено из песчаника и гранита. Оно имеет трансепт, пресвитерию и апсиду.

Андреевская церковь, Краков, Польша. 1079-1098 гг


Эта церковь была создана для оборонительных целей. Она является одним из немногих оставшихся примеров европейских крепостных церквей.

Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год


Самая старая церковь в Лиссабоне, которая представляет собой смесь различных стилей и прославилась своими романскими железными воротами.

Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век


Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Внутри него расположены мраморные надгробия, а стены расписаны сценами коронации Карла Роберта Анжу.

Базилика Сан-Исидро, Леон, Испания. 10 век


Среди наиболее заметных особенностей здания - арки, пересекающие трансепт и резной тимпан.

Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год


Романский стиль здесь выражен в планировке, склепе и арочных галереях.

Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг


Протестантский храм в романском стиле. Имеет большой резной портал со средневековыми колоннами.

Собор Дарема, Англия. 1093 год


Здание примечательно необычными сводами крыши нефа, поперечными арками и массивными колоннами.

Замок Данноттар, Абердиншир, Шотландия. 15-16 век


Разрушенная средневековая крепость состоит из трех основных крыльев, установленных вокруг четырехугольника, и необычного сложного дубового потолка.

Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг


Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля.

Аббатство Вонхоцк, Вонхоцк, Польша. 1179 год


Аббатство признано одним из самых драгоценных памятников романской архитектуры в Польше.

Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год


Это один из старейших соборов в городе. Он окружен двумя квадратными башнями, поддерживаемыми контрфорсами и увенчанными куполом.

Санта-Мария-Маджоре, Венето, Италия. 11 век


Интерьер этого собора украшает восхитительная мозаика 9 века.

Кафедральный собор Сан-Никола-ди-Труллас, Италия. 1113 год


Собор был построен в качестве сельской школы, а затем стал монастырем с крестовыми сводами и фресками.

Пусть ваши друзья увидят эти потрясающие постройки. Поделитесь с ними этим постом!

Стиль в искусстве - понятие многогранное. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле отдельного автора, а также о стиле целых эпох: стиль Возрождения, барокко, рококо, классицизм.

Художественный стиль-понятие универсальное. Он распространяется на все виды искусства данной эпохи, проявляется в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном, музыкальном и театральном искусстве.

Слово «стиль» происходит от греческого слова stylos-так называлась палочка для письма по воску. Любая эпоха пишет свою историю. Обладая своей образной системой, поэтому можно сказать, что стиль-это почерк времени в данном месте в данный час. Стили, как люди, имеют несколько возрастов: младенчество, зрелость и старость, но у каждого стиля эти периоды имеют разную продолжительность. Таким образом, стиль-это понятие живое, изменяющееся.

Каждый стиль порождается определенной эпохой и вместе с ней развивается и отмирает или переходит в другой стиль.

Архитектурный стиль-это совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени, данного народа. Архитектуре присуще стилевое единство.

Романский стиль, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн, конструктивизм-каждый из этих стилей выражается во всех трех сторонах: функциональной, конструктивной и художественной.

Чтобы дать представление о каком-то конкретном архитектурном стиле, нужно охарактеризовать его со всех трех сторон, входящих в формулу Витрувия.

Так, функциональность выражается в том, что новые типы сооружения появляются тогда, когда в них возникает потребность. Это может быть связано с политическим устройством страны, ее общественным укладом, уровнем технического прогресса, бытовыми условиями, религией, традициями. В Древнем Риме строили грандиозные общественные бани-термы. В Средние века их перестали возводить. Зато невиданные масштабы приобрело строительство замков и монастырей.

Вторая сторона архитектуры - конструктивная - так же неразрывно связана со стилем. Например, применение «римского бетона» открыло перед древнеримскими архитекторами возможность возведения большепролетных конструкций и сводчатых перекрытий. Так появились акведуки, громадные цирки (Колизеи), театры, термы, базилики, многочисленные триумфальные арки.

Эстетическая сторона архитектуры в быту определяется словом «красивый».

Развитие и смена архитектурных стилей неразрывно связаны с историей. Смена эпох всегда влекла за собой смену стиля.

Таким образом, формирование стиля - это очень сложный и длительный процесс. Стиль по продолжительности существования чаще всего совпадает с исторической эпохой или с историей цивилизации или народа. В истории человечества не было архитектурного стиля, памятники которого нельзя было бы сегодня увидеть и даже потрогать.

Три стороны архитектуры

Архитектура-это особый вид деятельности человека, целью которой является создание среды обитания. Поэтому архитектуру называют «второй природой», которую создает вокруг себя человек. Еще в глубокой древности была найдена формула архитектуры - так называемая формула Витрувия:

Архитектура = польза + прочность + красота.

Витрувий определил три стороны архитектуры: функциональную, техническую и эстетическую, связав их в единое целое.

Функциональная сторона архитектуры говорит о «нужности» постройки. Постройка создается только тогда, когда она необходима для человека. Архитектура-это строительство (жилого дома, культовых и общественных сооружений, целых городов). Поэтому по целому назначению выделяются следующие виды архитектуры:

  • жилищная (дома, палаты, избы);
  • культовая (церкви, соборы, кирхи);
  • общественная (музеи, вокзалы, стадионы, школы, магазины, театры);
  • промышленная (заводы, фабрики, плотины, электростанции, комбинаты);
  • садово-парковая (беседки, павильоны, фонтаны, планировка сада, парка);
  • мемориальная (триумфальные арки, обелиски, здания панорам, склепы);
  • градостроительная (архитектурные ансамбли, планировка городов, автомобильные дороги, мосты, тоннели).

Техническая сторона архитектуры отвечает за конструкцию-«скелет» постройки, её прочность, долговечность, устойчивость.

За многовековую историю архитектуры были созданы две конструктивные системы: стоечно-балочная и арочно-сводчатая.

В стоечно-балочной системе стойки (опоры) несут всю тяжесть сооружения, горизонтальные балки перекрывают пространство между ними. Из-за ограниченной длины каменной или деревянной балки помещения в древнегреческих постройках были небольшими по размерам.

В арочно-сводчатой конструкции тяжесть несут тоже стойки. Но пространство между стойками перекрывают своды, что позволяет раздвинуть стойки на большие расстояния. Постройки приобретают громадные размеры. Своды давят так на опоры, что могут их опрокинуть, сломать, так как помимо вертикального они порождают горизонтальное давление. Этот распор ограничивает размеры построек. Чтобы предотвратить опрокидывание столбов в Средние века при строительстве огромных готических храмов стены подпирали наружными столбами и арками.

Эстетическая (художественная) сторона делает архитектуру одним из видов искусства. Её называют застывшей музыкой. Витрувий считал. Что постройка должна быть не только необходимой и прочной, но и обязательно красивой, «приятной, нарядной, безупречной» и «благообразной». Внешний вид постройки и внутреннее оформление помещения отражают художественные вкусы архитектора и общества. Для создания художественного образа архитектура использует три средства: объемно-пространственная композиция, главные и второстепенные элементы сооружения.

Любое здание имеет объем и занимает определенное место в пространстве. Рассматривая его с этой точки зрения, мы говорим об объемно-пространственной композиции, например: арка Главного штаба двумя своими крыльями явилась композиционным завершением Дворцовой площади; Петропавловский собор, благодаря точному расчету архитектора Трезини, стал доминантой Санкт - Петербурга.

К основным элементам сооружения относятся его главные объемы, их группировка, пропорции. Приближаясь к зданию, мы видим и другие элементы сооружения, которые отличают его от других. Так, мы никогда не спутаем фасады Зимнего дворца и Дома книги, даже если нам покажут эти здания не целиком, а лишь их фрагменты. Нам помогают узнавать здания второстепенные элементы: колонны, пилястры, карнизы, наличники, балконы, скульптура и другие декоративные детали. Они дополняют и завершают основные композиционные объемы. Средством создания художественного образа в архитектуре являются не только главные, но и второстепенные детали сами по себе, но и их соотношение.

Классификация стилей

Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии. Исторически сложившаяся совокупность творческих принципов, характера и особенностей выражения наиболее существенных признаков материальной и духовной культуры, создаваемой обществом, определяется как стиль данной эпохи.

Слово "стиль" (лат. stilus) происходит от названия древнего инструмента для письма: стиль, или стило, - заостренный стержень из кости, металла, дерева, которым писали (процарапывали) текст на восковой дощечке или на бересте. Стиль обуславливается изменением образа жизни, развитием общества; он порождается определенной эпохой и отмирает, сменяясь новой совокупностью устойчивых форм. Стиль редко существует в чистом виде: в нем всегда уживаются старое и новое.

Вот уже на протяжении столетия существует следующая общепринятая классификация стилей:

  • египетский стиль - 5000-1000 гг. до н.э.
  • античность - 3000 г. до н.э. - 400 г. н.э.;
  • романский стиль - 10-12 вв.;
  • готика - 12-16 вв.;
  • Ренессанс (Возрождение) - 15-16 вв.;
  • барокко, рококо - 17-18 вв.;
  • классицизм - 18-19 вв.;
  • модерн - конец 19 в. - начало 20 в.;
  • рационализм - 20 в.

Каждому стилю присущи свои собственные признаки. Рассмотрим несколько архитектурных стилей: готика, романский стиль, стиль Ренессанс (Возрождение), барокко, рококо.

Романский стиль

В 11-13 веках в Европе сложился новый архитектурный стиль. Некоторые его черты заимствовались у римлян, поэтому стиль получил название романского. Основной тип зданий романского стиля- базилика. Здания были вытянуты в длину, их внутреннее пространство разделено рядами колонн на несколько нефов. В романский период часто использовали арки. Они применялись как внутри зданий для перекрытия нефов, так и снаружи для создания декоративных элементов-аркатур. В разных уголках Европы здания этого стиля отличались друг от друга национальным колоритом. Образовались даже художественные направления: саксонская и рейнская школы в Германии бургундская, аквитанская, прованская - во Франции. В Бургундии - центральной области Франции - особенно сильно было влияние римской церкви. Во Франции и Италии также использовались арки в оформлении фасадов. Они отличались богатством декоративного убранства, в них явно прослеживаются восточные мотивы. В некоторых базиликах аркадные элементы устремляются ввысь, как бы переходя в готический стиль. Такова церковь Тринити в Канне, возведенная в 1070 году.

Характерные особенности романского стиля:

  • цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
  • линии: прямые, горизонтальные и вертикальные, полуциркульные.
  • формы: прямоугольная, цилиндрическая;
  • конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные отштукатуренные с видимым скелетом;
  • окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.
  • двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом;
  • элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный орнамент; залы с открытыми потолочными балками и опорами в центре.

Готический стиль

Готический стиль богаче и сложнее, чем романский, а система готических сюжетов намного шире, стройнее и логичнее: в ней отразились все средневековые представления о мире. "Это заставляет человека особенно остро ощущать высоту колонн и стен по сравнению со своими размерами, - писал А.Г. Цирес.- Большая высота придает необычный облик всему интерьеру, подчеркивает символическое и художественное значение верха и верхнего освещения и косвенным образом напоминает о небе, играющем такую важную роль в религиозном миросозерцании средневековой Европы."

Характерные особенности готического стиля

  • цвета: желтый, красный, синий;
  • линии: стрельчатые образующие свод из двух пересекающихся дуг;
  • форма: прямоугольное в плане здание; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
  • конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
  • окна: вытянутые, часто с разноцветными витражами; круглые декоративные здания по верху здания;
  • двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые;
  • элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели на стенах; сложный лиственный орнамент; залы высокие, узкие и длинные либо широкие с опорами в центре.

Готический стиль наиболее распространен в Испании, Германии, Англии, Франции.

Готика в Испании

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных исторических областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя исключительно в храмовом зодчестве. В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерцианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок. Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы нервюрного каркаса: свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. Наиболее ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами. Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек. Важнейшая особенность памятников испанской готики - это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.

Готика в Германии

В XII - XIV вв. Германия переживала период феодальной раздробленности. Центрами готического искусства здесь стали ратуши и городские соборы. Широкое распространение в Германии готика получила в первой половине XIII в. Германские готические соборы отличались от французских. Стремясь как можно ярче передать стремление человеческой души к небесам, архитекторы увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Особенно декоративно украшали западные фасады соборов с одной или двумя высокими стройными башнями. Однако, здесь редко использовались наружные полуарки (аркбутаны), окна-розы.

Памятниками готической архитектуры Германии являются соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме и других городах. Самый знаменитый готический собор Германии - Кельнский Строительство собора началось в 1248 году и завершилось в XIV в. Башни собора возведены в XIX веке. Здание высотой 46 м украшено множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми арками. Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, но не с ее каменистой массой, а с изгибами сводов и арок. Сами статуи так же имеют характерные изгибы в виде буквы S. Скульптура Кельнского собора оригинальна, неповторима, необычайно эмоциональна, драматична.

Готика в Англии

Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и было в основном связано с монастырями. Знаменитые соборы Англии: Кентерберийский собор - резиденция главы английской церкви; соборы в Линкольне, Уэльсе, Солсбери.

Характерной особенностью английских готических соборов является наличие двух трансептов (поперечных нефов), один из которых короче другого. Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средо - крестителем, сравнительно небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым). Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, английские зодчие снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов. Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, характерным было использование цветовых контрастов между различными породами камня. Знаменитый собор в Солсбери, в южной Англии, был построен в 12 в. Сотни средневековых каменщиков и плотников проявляли чудеса мастерства, чтобы создать это прекрасное здание. Собор стоит на фундаменте всего один метр, потому, что под ним лежит мощный природный фундамент - пласт кремниевого гравия. На завершение основного здания ушло еще 33 года, и полностью собор был построен в 1258 г. Вокруг собора выросло поселение, получившее название Новый Сарум и сегодня известное нам как город Солсбери. Между 1285 и 1315 гг. к собору были прибавлены башня и шпиль. Для строительства было использовано 6500 т камня. От такой огромной нагрузки прогнулись четыре столба, поддерживающих башню и шпиль, и чтобы перераспределить вес, использовали контрфорсы и аркбутаны.

Готика во Франции

Готическое искусство возникло во французской провинции Иль-де-Франци - центре королевских владений. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери, знаменитый Парижский Нотр-Дам. Собор был построен на месте христианской базилики. Его строительство было начато в 1163 г. в период деятельности епископа Мориса де Сюлли, и закончилось в 1345 г. XIV в. Нотр-Дам - это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещающая около 9000 человек. Длина базилики - 129, она имеет 5 продольных нефов. В храм ведут 3 входа портала, обрамленные уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, всего 28 фигур. Центр западного фасада украшает окно-роза, диаметром около 10 м, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. Не менее известный собор во Франции - это Собор в Шартре. Он славится своими витражами, которые занимали площадь более 2,5 тыс. кв. км. В 1194 году собор почти полностью сгорел, сохранился только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Образцом «зрелой готики» стал знаменитый французский собор в Реймсе.

Готика в России

В Средние века в России готика практически была неизвестна. Правда, определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века.

По проекту Старова в Тайцах был создан замечательный пейзажный парк с различными архитектурными сооружениями, из которых до наших дней сохранились Готические ворота, состоящие из двух симметричных павильонов-сторожек, соединенных стрельчатой аркой.

В г.Пушкине, в Александровском парке находится очень красивое сооружение готического стиля - башня Шапель. Павильон состоит из двух квадратных в плане башен, между которыми переброшена широкая арка. Башня была построена по проекту архитектора А. Менеласа в 1825 - 1828. Прежде в окнах Шапели были витражи с изображением библейских сцен, и проникавший сквозь цветные стекла дневной свет озарял призрачным мерцанием интерьер, фигуры ангелов у основания сводов и беломраморное изваяние Христа. Но, к сожалению, до нашего времени эти скульптуры не сохранились. Здание Шапели монументально и имеет вид подлинных готических развалин.

Ренессанс

Эпоха Возрождения - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Пример этому стилю - Замок Шамбор во Франции. 1519-1547

Характерные особенности стиля Ренессанс

  • цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый:
  • линии: полуциркульные;
  • геометрические рисунки - круг, квадрат, крест, восьмиугольник;
  • форма: круглая или пологая крыша с башенными надстройками;
  • арочные галереи, колоннады; круглые, ребристые купола; высокие и просторные залы, эркеры;
  • конструкции: массивные и визуально устойчивые;
  • окна: прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом, круглые, полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные;
  • двери: устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход;
  • элементы интерьера: кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.

Барокко

Барокко (barecco) в переводе с итальянского - "странный", "вычурный", "причудливый", а в переводе с португальского - "жемчужина неправильной формы". Это динамичный, аффектированный стиль, которому двойственны театральность, фееричность, стремление к роскоши. На рисунке можно увидеть Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, в стиле петровского барокко. Барокко усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность, патетическая приподнятость, эффектность, сочетание иллюзорного и реального, сильный контраст масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Рококо

Для рококо характерны сложнейшие резные и лепные украшения, завитки, маски-головки амуров и т.д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в вычурных рамах, а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект легкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. На рисунке изображён Смольный собор, построенный в Санкт-Петербурге. Преимущественно орнаментальная направленность стиля рококо не позволила ему оказать значительное влияние на фасады сооружений.

Характерные особенности стилей барокко, рококо

  • цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой;
  • линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок;
  • в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальная направленность колонн; выраженное горизонтальное членение;
  • форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная: башни, балконы, эркеры;
  • конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; с вычурным фасадом - и вместе с тем массивные, устойчивые:
  • окна: полуциркульные и прямоугольные: с растительным декором по периметру;
  • двери: арочные проемы с колонами; растительный декор;
  • элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, резной орнамент, взаимосвязь элементов оформления.

Эклектика

Эклектика-архитектурное направление, основанное на объединении в одном сооружении различных форм прежних стилей в разных сочетаниях. В России развивалось в 1830-1910-е гг., сменив ряд стадий. Появились новые типы зданий (банки, вокзалы, народные дома и др.), рациональные объемно-планировочные и инженерные решения. К эклектике относятся «кирпичный стиль», «русский стиль» и другие художественные направления в архитектуре с заимствованными из старых стилей элементами. Эклектика обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.

В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины-2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его "свободои выбора" архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн".

В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства. Широкое расппостранение эклектических тенденции получили в западно-европейской и американской культуре с середины 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизм 19 в.).

Неоготика

Возникла в Англии в 40-е годы 18 века. В отличие от национальных направлений эклектики неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве.

Самое известное неоготическое сооружение — Вестминстерский дворец на набережной Темзы.

Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича (Георга Фридриха) Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Черты неоготического стиля присутствуют также в царской резиденции в Царицыне в Москве. Её строил архитектор Баженов. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что с течением времени менялась архитектура, оставляя и усовершенствуя лучшее, что было в стилевых решениях. Сплетение математики и искусства создает архитектурную музыку европейских городов, и это зачаровывает наши взоры до сих пор. Окна этих зданий смотрят на нас из глубины, поражая и удивляя изысканными формами и строгим математическим расчетом. Ветер над крышами звучит как струны органа, превращая в застывшую музыку архитектурные шедевры.

Я живу в районе новостроек, где дома однообразные и безликие, но нам не все равно где жить, и возвращение к архитектурным шедеврам прошлых столетий зарождает в нас надежду, что придут новые архитекторы, которые создадут не менее прекрасные здания, люди будут жить в красивых домах. Ведь то, что мы видим вокруг, влияет и на нашу душу. Мы будем жить лучше, если нас будет окружать музыка архитектуры.



Просмотров