Конфликты в произведениях литературы примеры. Художественный конфликт и его виды

Конфликт это в литературе - столкновение между персонажами либо между персонажами и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания. В сюжете завязка - начало, а развязка - разрешение или констатация неразрешимости конфликта. Его характером определяется своеобразие эстетического (героического, трагического, комического) содержания произведения. Термин «конфликт» в литературоведении потеснил и частично заменил термин «коллизия», который Г.Э.Лессинг и Г.В.Ф.Гегель использовали как обозначение острых столкновений, прежде всего свойственных драме. Современная теория литературы считает коллизии либо сюжетной формой проявления конфликта, либо его наиболее глобальной, исторически масштабной разновидностью. Крупные произведения, как правило, многоконфликтны, но выделяется некий главный конфликт, например, в «Войне и мире» (1863-69) Л.Н.Толстого - конфликт сил добра и единения людей с силами зла и разъединения, по убеждению писателя, позитивно разрешимый самой жизнью, ее стихийным течением. Лирика гораздо менее конфликтна, чем эпос.А. Опыт Г.Ибсена побудил Б.Шоу пересмотреть и классическую теорию драмы. Главная мысль его эссе «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) состоит в том, что в основе современной пьесы должны лежать «дискуссия» (споры персонажей по вопросам политики, морали, религии, искусства, служащие косвенным выражением убеждений ангора) и «проблема». В 20 веке получили развитие философия и эстетика, базирующиеся на понятии диалога.

В России это прежде всего труды М.М.Бахтина. Они также доказывают излишнюю категоричность утверждений о всеобщности конфликта. В то же время тоталитарная культура породила в СССР 1940-х так называемую «теорию бесконфликтности», согласно которой в социалистической действительности исчезает почва для настоящих конфликтов и они заменяются «конфликтами хорошего с лучшим». Это губительно сказалось на послевоенной литературе. Но испирированная И.В.Сталиным в начале 1950х массированная критика «теории бесконфликтности» была еще более официозной. Новейшей теории литературы понятие конфликт представляется одним из дискредитированных. Высказывается мнение о том, что связанные с ним понятия экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки полностью применимы лишь к криминальной литературе и лишь частично к драме, в основе же эпоса - не конфликт, а ситуация (у Гегеля ситуация перерастает в коллизию). Однако существуют разные виды конфликтов. Наряду с такими, которые выражаются в коллизиях и вытекают из случайно складывающихся ситуаций, литература воспроизводит устойчивую конфликтность бытия, часто не проявляющуюся в прямых столкновениях персонажей. Из русских классиков эту конфликтность постоянно выводил А.П.Чехов - не только в пьесах, но и в рассказах и повестях.

Теперь займемся анализом несколько более привычной категории - сюжета и его места в композиции произведения. Прежде всего уточним термины, ибо под сюжетом и практическом литературоведении нередко понимают самые разные вещи. Мы же будем называть сюжетом систему событий и действий, заключенную в произведении, его событийную цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении.

Последнее замечание немаловажно, поскольку довольно часто о событиях рассказывается не в хронологической последовательности, и о том, что произошло раньше, читатель может узнать позже.

Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания, и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу - схему сюжета или, как иногда говорят, «выпрямленный сюжет». Фабулы в различных произведениях могут быть весьма схожими между собой, сюжет же всегда неповторимо индивидуален.

Сюжет - это динамическая сторона художественной формы, он предполагает движение, развитие, изменение. В основе же всякого движения, как известно, лежит противоречие, являющееся двигателем развития.

Есть такой двигатель и у сюжета - это конфликт - художественно значимое противоречие. Конфликт - одна из тех категорий, которые как бы пронизывают всю структуру художественного произведения. Когда мы говорили о тематике, проблематике и идейном мире, мы тоже пользовались этим термином.

Дело в том, что конфликт в произведении существует на разных уровнях. В подавляющем большинстве случаев писатель не выдумывает конфликтов, а черпает их из первичной реальности - так конфликт переходит из самой жизни в область тематики, проблематики, пафоса.

Это конфликт на содержательном уровне (иногда для его обозначения применяют еще иной термин - «коллизия»). Содержательный конфликт воплощается, как правило, в противоборстве персонажей и в движении сюжета (во всяком случае, так бывает в эпических и драматических произведениях), хотя есть и внесюжетные способы реализации конфликта - так, в «Незнакомке» Блока конфликт бытового и романтического выражается не сюжетно, а композиционными средствами - противопоставлением образов. Но нас в данном случае интересует конфликт, воплощающийся в сюжете. Это уже - конфликт на уровне формы, воплощающий содержательную коллизию.

Так, в «Горе от ума» Грибоедова содержательный конфликт двух дворянских группировок - дворянства крепостнического и дворянства декабристского - воплощается в конфликте Чацкого с Фамусовым, Молчалиным, Хлестовой, Тугоухов-ской, Загорецким и др.

Разделение содержательного и формального планов в анализе конфликта важно потому, что позволяет раскрыть мастерство писателя в воплощении жизненных коллизий, художественное своеобразие произведения и нетождественность его первичной реальности.

Так, Грибоедов в своей комедии делает конфликт дворянских группировок предельно ощутимым, сталкивая на узком пространстве конкретных героев, каждый из которых преследует свои цели; одновременно конфликт обостряется, поскольку герои сталкиваются по существенно важным для них поводам.

Все это делает из довольно абстрактного жизненного конфликта, драматически нейтрального самого по себе, захватывающее противоборство живых, конкретных людей, которые волнуются, гневаются, смеются, переживают и т.п. Художественным, эстетически значимым, конфликт становится только на уровне формы.

На формальном уровне следует различать несколько видов конфликтов. Самый простой - это конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей.

Рассмотренный выше пример с «Горем от ума» - хорошая иллюстрация этого вида конфликта; подобный же конфликт присутствует в «Скупом рыцаре» и «Капитанской дочке» Пушкина, в «Истории одного города» Щедрина, «Горячем сердце» и «Бешеных деньгах» Островского и во многих других произведениях.

Более сложный вид конфликта - это противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной и т.п.). Отличие от первого вида в том, что герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт.

Так, в «Евгении Онегине» Пушкина главный герой не вступает в сколько-нибудь существенные противоречия ни с одним персонажем, но сами устойчивые формы русской социальной, бытовой, культурной жизни противостоят потребностям героя, подавляют его обыденностью, приводя к разочарованию, бездействию, «хандре» и скуке.

Так, в «Вишневом саде» Чехова все герои - милейшие люди, которым, по сути дела, нечего между собой делить, все между собой в прекрасных отношениях, но тем не менее главным героям - Раневской, Лопахину, Варе - плохо, неуютно в жизни, их стремления не реализуются, но в этом никто не виноват, кроме, опять-таки, устойчивого уклада русской жизни конца XIX в., которую Лопахин справедливо назовет «нескладной» и «несчастливой».

Наконец, третий вид конфликта - это конфликт внутренний, психологический, когда герой не в ладу с самим собой, когда он несет в самом себе те или иные противоречия, заключает в себе иногда несовместимые начала. Такой конфликт свойствен, например, «Преступлению и наказанию» Достоевского, «Анне Карениной» Толстого, «Даме с собачкой» Чехова и многим другим произведениям.

Бывает и так, что в произведении мы сталкиваемся не с одним, а с двумя или даже всеми тремя видами конфликтов. Так, в пьесе Островского «Гроза» внешний конфликт Катерины с Кабанихой многократно усиливается и углубляется конфликтом внутренним: Катерина не может жить без любви и свободы, но в ее положении и то, и другое - грех, и сознание собственной греховности ставит героиню в поистине безвыходное положение.

Для понимания конкретного художественного произведения очень важно правильно определить вид конфликта. Выше мы приводили пример с «Героем нашего времени», в котором школьное литературоведение упорно отыскивает конфликт Печорина с «водяным» обществом вместо того, чтобы обратить внимание на гораздо более существенный и универсальный в романе психологический конфликт, заключающийся в непримиримых идеях, существующих в уме Печорина: «есть предопределение» и «нет предопределения».

В результате неправильно формулируется тип проблематики, страшно мельчает характер героя, из входящих в состав романа повестей изучается почти исключительно «Княжна Мери», характер героя предстает совершенно не тем, что он есть в действительности, Печорина ругают за то, за что его ругать нелепо и неправомерно (за эгоизм, например) и хвалят за то, в чем нет никакой заслуги (отход от светского общества), - словом, роман прочитывается «с точностью до наоборот». А в начале этой цепи ошибок лежало неправильное определение вида художественного конфликта.

С другой точки зрения можно выделить два типа конфликтов.

Один тип - он называется локальный - предполагает принципиальную возможность разрешения при помощи активных действий; обычно герои и предпринимают эти действия по ходу сюжета. На таком конфликте построена, например, поэма Пушкина «Цыганы», где конфликт Алеко с цыганами в конце разрешается изгнанием героя из табора; роман Достоевского «Преступление и наказание», где психологический конфликт также находит разрешение в нравственном очищении и воскресении Раскольникова, роман Шолохова «Поднятая целина», где социально-психологический конфликт в среде казачества кончается победой коллективистских настроений и колхозного строя, а также многие другие произведения.

Второй тип конфликтов - он называется субстанциальный - рисует нам устойчиво конфликтное бытие, причем немыслимы никакие реальные практические действия, могущие разрешить этот конфликт. Условно этот тип конфликта можно назвать неразрешимым в данный период времени.

Таков, в частности, рассмотренный выше конфликт «Евгения Онегина» с его противостоянием личности и общественного уклада, которое не может быть принципиально разрешено или снято никакими активными действиями; таков и конфликт рассказа Чехова «Архиерей», где рисуется устойчиво конфликтное бытие в среде русской интеллигенции конца XIX в; таков конфликт трагедии Шекспира «Гамлет», в которой психологические противоречия главного героя также носят постоянный, устойчивый характер и не разрешаются до самого конца пьесы.

Определение типа конфликта в анализе важно потому, что на разных конфликтах строятся разные сюжеты, от чего зависит дальнейший путь анализа.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.

Вы уже знаете, что начинать писать свой рассказ необходимо с создания персонажей. Но даже когда вы уже полностью распишите образ вашего героя и расскажите читателю часть его биографии, он все же останется неживым. Оживить его поможет только действие - то есть, конфликт.

Вы даже можете попробовать оживить персонажа для себя, не трогая сюжет книги. К примеру, представьте, что каждый из ваших героев нашел кошелек с деньгами. Как он поступит с ними? Будет искать владельца, или заберет себе? Может, потребует награду за возвращение? В общем, реакция персонажа в данной ситуации сможет сказать о нем довольно много. Именно так вам нужно оживлять ваших героев для читателей.

Самый продуманный сюжет в мире теряет смысл, если в нем отсутствует напряжение и восторг, которые привносит конфликт.

1. Конфликт - это столкновение желаний персонажа с противодействием

Чтобы в вашей истории возник конфликт, необходимо создать не только персонажа, но и какое-то противодействие, которое будет мешать осуществлению его планов. Это могут быть как сверхъестественные силы, погодные условия, так и действия других героев. Только благодаря борьбе, которая возникнет между персонажем и противодействием, читатель сможет узнать, кем является герой на самом деле.

Конфликт в истории осуществляется по схеме« действие-противодействие». То есть, перед тем, как наткнуться на какие-то преграды, ваш персонаж должен осуществить какие-то действия. К примеру, представим, что герой хочет поехать на Рождество к своим родителям, однако его девушка против, так как она пообещала своей семье, что они вместе приедут к ней домой. Ваш персонаж столкнулся с противодействием, и возник конфликт. Он не может поехать домой, чтобы не обидеть девушку, но также не хочет нарушать обещание, данное своим родителям. Благодаря этой ситуации читатель сможет узнать больше как о характере героя, так и о характере его девушки.

То есть, к онфликт развивается, когда у героев разные цели и когда каждый из них испытывает необходимость достичь своей цели. Чем больше причин не уступать будет у каждой из сторон, тем лучше для вашего произведения.

2. Как регулировать силы противодействия

В каждом произведении очень важно, чтобы антагонист был не слабее протагониста. Согласитесь, никому не захочется смотреть бой между чемпионом мира и любителем. Почему? Потому что исход будет всем известен.

Раймонд Халл в своей работе« Как написать пьесу» поделился интересной формулой противодействия: «Главный персонаж + его Цель + Противодействия = Конфликт»(ГП+Ц+П=К).

Ваш герой обязан получать такие сложности и препятствия, которые он сможет преодолеть лишь приложив максимум усилий. И читатель всегда должен сомневаться, удастся ли персонажу выйти победителем из следующей схватки.

3. Принцип связки

«Тигель» играет роль горшка или топки, где варится, запекается или тушится художественное произведение. Моисей Малевинский «Наука о драматургии»

Тигель - самый важный элемент органической структуры художественного произведения. Это как-будто емкость, в которой содержатся персонажи, по мере накаления обстановки. Тигель не позволит конфликту угаснуть, и будет мешать персонажам сбежать.

Персонажи остаются в тигле, если желание участвовать в конфликте сильнее стремления его избежать.

Например, вы пишите историю о мальчике, который ненавидит свою школу, и ему приходится искать различные причины, чтобы не ходить туда. Читатель может подумать - а почему бы ему тогда просто не перейти в другую школу? Это логический вопрос, и вам необходимо придумать ответ. Может, его родители не хотят заниматься переводом в другую школу? Или, возможно, он живет в маленьком городке, и это единственная школа, а обучаться дома возможности нет?

В общем, у персонажа должны быть причины остаться, и продолжать участвовать в конфликте.

Без тигля персонажи разбегутся. Не будет персонажей - не будет конфликта, не будет конфликта - не будет драмы.

4. Внутренний конфликт

Кроме внешнего конфликта также огромное значение имеет внутренний конфликт. Люди в жизни, обычно, часто сталкиваются с ситуациями, в которых не знают, как правильно поступить. Они сомневаются, тянут с принятием решения и т. д. Также должны делать и ваши персонажи. Поверьте, это поможет вам сделать их более реалистичными.

К примеру, ваш герой не хочет идти в армию, хотя понимает, что он должен это сделать. Почему он не хочет туда идти? Возможно, он боится, или же не желает оставлять свою девушку на такое длительное время. Причины должны быть реалистичными и действительно значительными.

Герой по очень серьезной причине должен или вынужден совершить некий поступок и одновременно, по столь же серьезной причине, не может совершить его.

Внешний и внутренний конфликты по отдельности не сделают ваше произведение качественным. Однако, если использовать их обоих, то результат точно оправдает себя.

5. Типы конфликта

Трагедия повествует о душевных переживаниях героя (внутреннем конфликте), ведущего отчаянную борьбу с противодействующими ему силами. Густав Фрейтаг «Искусство трагедии».

Основой трагедии является борьба. Темп происходящих событий доходит до высшей точки драмы(кульминации), а затем резко замедляется. Эта самая борьба и является конфликтом.

Существует три вида конфликтов :

1. статичный. Данный конфликт не развивается на протяжении истории. Интересы героев сталкиваются, но накал остается на одном уровне. Персонажи во время такого конфликта не развиваются и не меняются. Этот тип подойдет для описания спора или ссоры;

2. быстроразвивающийся(скачкообразный). Во время такого конфликта, реакции персонажей являются непредсказуемыми. Например, читатель может ожидать, что герой просто улыбнется, а тот вдруг начинает хохотать в полную силу. Обычно такой вид конфликтов используется в дешевых мелодрамах;

3. медленно развивающийся конфликт. В качественных литературных произведениях лучше всего использовать данный вид конфликта. Он не только поможет вам сделать историю более интересной, но также ярко раскроет персонажа. Во время такого конфликта состояние героя будет меняться в зависимости от ситуации, ему придется принимать сложные решения, и выбирать, как реагировать в той или иной ситуации.

Ярким примером такого конфликта можно считать заключение Графа Монте-Кристо в одноименной книге. Когда героя сажают в камеру, сначала он шокирован происходящим, и просит, чтобы ему объяснили ситуацию. Затем он начинает злиться и угрожать. Потом он сдается, и впадает в апатию. Согласитесь, если бы герой сразу же сдался, читать было бы совершенно неинтересно.

Характер вашего персонажа необходимо развивать не резко, а постепенно, чтобы читателю всегда было интересно узнать что-то новое.

Контрольная работа по конфликтологии

Анализ конфликта из произведения А. Вампилова «Свидание»

Объект конфликта : социальные потребности.

Предмет : потребность в любви, дружбе, самоутверждении.

Тип конфликта:

1) по количеству действующих лиц – парный;

2) по длительности – кратковременный;

3) по объему – порциальтный;

4) по соотношению статусов – горизонтальный;

5) по характеру проявления – эмоциональный;

6) по сфере деятельности – бытовой;

7) по характеру оснований для вступления в конфликт – истинный простой;

8) по типу социальных отношений – межличностный;

Причины возникновения конфликта: возможность удовлетворить актуализированные у участников конфликта потребности, составляющие его предмет, мотивирует их стремление во что бы то ни стало попасть на свидание. Социальные установки и ценности участников способствуют возникновению конфликта и возрастанию его эмоциональной напряженности, т.к. оба молодых человека считают недопустимым опаздывать на свидание. Кроме того, каждый из участников хочет самоутвердиться, не уступив другому. Это, а также личностные особенности конфликтующих, являющиеся одной из причин конфликта, обуславливает выбор неконструктивных стратегий ведения конфликта обеими сторонами.


Объективные составляющие конфликта


Участники:

    основные: студент и девушка, опаздывающие на свидание;

    инициатор: студент

    другие участники: сапожник, усиливающий эмоциональное напряжение.

Психологические составляющие конфликта


Мотив сторон: Удовлетворение потребности в любви, дружбе, уважении (мотив афиллиации), самоутверждении.

Цели: Успеть на свидание, самоутвердиться, не уступив антагонисту.

Стратегии поведения участников конфликта: соперничество, избегание.

Динамика конфликта

Конфликтная ситуация как стадия конфликта в данном случае не выявлена, взаимодействие сторон конфликта начинается сразу со столкновения, то есть с инцидента.

Инцидент: объективно-нецеленаправленный – сапожник срочно ремонтирует студенту обувь, т. к. он опаздывает и в это время девушка, сломавшая только что каблук, просит парня пропустить ее вне очереди.

Студент: стремясь отстоять свои интересы, парень выражает возмущение и несогласие с традициями уступать женщинам. Заявляет, что она ему не нравится.

Девушка: пытается избежать конфликта, но при этом добиться своей цели. Применяет прием манипуляции (апеллирует к личности оппонента, стремится вызвать сострадание).

Эскалация конфликта: с начала перехода от латентного к активному противоборству, все возможности компромисса упущены. Участники обмениваются колкостями и саркастическими высказываниями, ищут поддержки у третьего лица (сапожника).

Разрешение конфликта: за счет получения новых сведений об оппоненте происходит обесценивание объекта и предмета конфликта. Можно предположить два варианта развития данного конфликта. Первый: девушка и юноша полностью исключат возможность дальнейшего развития каких-либо отношений (конструктивных или деструктивных), т. к. девушка не позволит этому юноше предпринять попытки возобновить общение, а юноша, скорее всего не осмелится предпринимать настойчивые действия после такого «представления». Второй: в процессе конфликта между молодыми людьми возникла взаимная личная неприязнь, поэтому в случае возникновения ситуации повторного общения может разгореться новый латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.


Александр Вампилов, "Избранное". М., Согласие, 1999

OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib


Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.

СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!" С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы... Вы самый наглый хам...

СТУДЕНТ (бледнея). Вы... Вы - Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!... Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...

САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Похожие рефераты:

В советское время сложился стойкий стереотип по отношению к учащимся. В восприятии большинства типичный студент или учащийся техникума – это молодой человек, недавно закончивший среднюю школу.

Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации. 2 модели переговоров. Разрешение конфликтов.

Пример аналза литературного произведения.

Процесс изменения личности Золушки – героини одноименной сказки Шарля Перро. Принятие Золушкой сложившегося тяжелого образа жизни. Проявление слабой воли и самопожертвования. Портрет "стоика" согласно типологии патологий личности профессора Дусавицкого.

Как Вы оцениваете брак своих родителей? Количество выборов Мужчины Женщины Идеальный В целом хороший Эмоциональный разлад На грани развода Родители разведы

Описание возникновения и разрешения конфликтной ситуации в жизни завуча школы искусств Людмилы Семеновны, анализ предмета, объекта, участников, мотивов, функции и стратегия данного внутриличностного конфликта. Рекомендации по предупреждению конфликта.

Опыт показывает, что на сайты знакомств люди обращаются по нескольким причинам, и эти причины постарались сформулировать создатели этих сайтов в виде целей знакомства: романтических, сексуальных, для переписки, серьезных и т.д.

В 100% случаев, если вам удастся удачно списать свой билет со шпаргалки, значит ваш преподаватель придерживается того принципа, что шпаргалка может помочь лишь человеку, который предварительно хорошо разобрался.

О психологии общения в сети Интернет.

Описание ситуации моего внутриличностного конфликта. Психологические составляющие конфликта. Основные периоды и этапы динамики конфликта. Собственно конфликт - открытый период. Латентный период.

С явлением, называемым конфликтом (от лат. conflictus - столкновение), т. е. острым противоречием, находящим свой выход и разрешение в действии, борьбе, мы в повседневной жизни встречаемся постоянно. Политические, производственные, семейные и другие виды социальных конфликтов разного масштаба и уровня, отнимающие подчас у людей огромное количество физических, моральных и эмоциональных сил, переполняют наш духовно-практический мир - хотим мы того или не хотим.

Нередко бывает и так: мы стремимся избежать тех или иных конфликтов, снять их, «разрядить» или, по крайней мере, смягчить их действие - но тщетно! Не только от нас зависит возникновение, развитие и разрешение конфликтов: в каждом столкновении противоположностей участвуют, борются, как минимум, две стороны, выражающие различные, а то и взаимоисключающие интересы, преследующие перечащие друг другу цели, совершающие разнонаправленные, а подчас и враждебные действия. В конфликте находит свое выражение борьба нового и старого, прогрессивного и реакционного, общественного и антиобщественного; противоречия жизненных принципов и позиций людей, общественного и индивидуального сознания, морали и т. п.

Подобное происходит и в литературе. Развитие сюжета, столкновение и взаимодействие характеров, происходящее в беспрерывно меняющихся обстоятельствах, совершаемые персонажами поступки, т. е., иными словами, вся динамика содержания литературного произведения основана на художественных конфликтах, являющихся в конечном счете отражением и обобщением социальных конфликтов действительности. Без осмысления художником актуальных, животрепещущих, общественно значимых конфликтов подлинного искусства слова не существует.

Художественным конфликтом, или художественной коллизией (от лат. collisio - столкновение), называется противоборство действующих в литературном произведении разнонаправленных сил - социальных, природных, политических, нравственных, философских, - получающее идейно-эстетическое воплощение в художественной структуре произведения как противопоставление (оппозиция) характеров обстоятельствам, отдельных характеров - или различных сторон одного характера - друг другу, самих художественных идей произведения (если они несут в себе идеологически полярные начала).

Художественная ткань литературного произведения на всех его уровнях пронизана конфликтностью: речевые характеристики, поступки персонажей, соотношение их характеров, художественное время и пространство, сюжетно-композиционное построение повествования содержат в себе конфликтные пары образов, связанные друг с другом и составляющие своеобразную «сетку» притяжений и отталкиваний - структурный костяк произведения.

В романе-эпопее «Война и мир» семейство Курагиных (вкупе с Шерер, Друбецкими и пр.) - воплощение высшего света - мира, органически чуждого и Безуховым, и Болконским, и Ростовым. При всем различии представителей этих трех любимых автором дворянских родов им одинаково враждебны напыщенная официальность, придворные интриги, лицемерие, фальшь, своекорыстие, духовная пустота и т. п., процветающие при императорском дворе. Поэтому так драматичны, чреваты неразрешимыми конфликтами отношения Пьера и Элен, Наташи и Анатоля, князя Андрея и Ипполита Курагина и т. д.

В иной смысловой плоскости разворачивается в романе скрытый конфликт между мудрым народным полководцем Кутузовым и тщеславным Александром I, принимавшим войну за парад особого рода. Однако совсем не случайно Кутузов любит и выделяет Андрея Болконского среди подчиненных ему офицеров, а император Александр не скрывает своей антипатии к нему. В то же время Александр (как и в свое время Наполеон) не случайно «замечает» Элен Безухову, удостаивая её танца на балу в день вторжения наполеоновских войск в Россию. Таким образом, прослеживая цепочки связей, «сцеплений» между персонажами толстовского произведения, мы наблюдаем, как все они - с различной степенью очевидности - группируются вокруг двух смысловых «полюсов» эпопеи, образующих основной конфликт произведения, - народа, двигателя истории, и царя, «раба истории». В авторских философско-публицистических отступлениях этот высший конфликт произведения сформулирован с чисто толстовской категоричностью и прямотой. Очевидно, что по степени идейной значимости и универсальности, по своему месту в художественно-эстетическом целом романа-эпопеи этот конфликт сопоставим лишь с изображенным в произведении военным конфликтом, явившимся ядром всех событий Отечественной войны 1812 г. Все же остальные, частные конфликты, обнаруживающие сюжет и фабулу романа (Пьер - Долохов, князь Андрей - Наташа, Кутузов - Наполеон, русская речь - французская и т. п.), подчинены главному конфликту произведения и составляют определенную иерархию художественных конфликтов.

В каждом литературном произведении складывается своя, особая многоуровневая система художественных конфликтов, в конечном счете выражающая авторскую идейно-эстетическую концепцию. В этом смысле художественное истолкование социальных конфликтов является более емким и многозначимым, нежели их научное или публицистическое отражение.

В «Капитанской дочке» Пушкина конфликт Гринева и Швабрина из-за любви к Маше Мироновой, составляющий видимую основу собственно романической фабулы, отходит на задний план перед социально-историческим конфликтом - восстанием Пугачева. Основная же проблема пушкинского романа, в котором своеобразно преломляются оба конфликта, - это дилемма двух представлений о чести (эпиграф произведения - «Береги честь смолоду»): с одной стороны, узкие рамки сословно-классовой чести (например, дворянская, офицерская присяга верности); с другой - общечеловеческие ценности порядочности, доброты, гуманизма (верность слову, доверие человеку, благодарность за оказанное добро, желание помочь в беде и т. д.). Швабрин бесчестен даже с точки зрения дворянского кодекса; Гринев мечется между двумя понятиями чести, одно из которых вменено его долгом, другое продиктовано естественным чувством; Пугачев оказывается выше чувства классовой ненависти к дворянину, казалось бы совершенно естественного, и отвечает высшим требованиям человеческой честности и благородства, превосходя в этом отношении самого рассказчика - Петра Андреевича Гринева.

Писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов. Часто такое разрешение социально-исторических конфликтов, отраженных в литературном произведении, видит читатель в неожиданном для писателя смысловом контексте. Если читатель выступает как литературный критик, он может определить и конфликт, и способ его разрешения гораздо более точно и дальновидно, чем сам художник. Так, Н. А. Добролюбов, анализируя драму А. Н. Островского «Гроза», сумел за социально-психологической коллизией патриархального купеческо-мещанского быта рассмотреть острейшее социальное противоречие всей России - «темного царства», где среди всеобщей покорности, лицемерия и безгласия безраздельно царит «самодурство», зловещим апофеозом которого является самодержавие, и где даже малейший протест - это «луч света».



Просмотров