Культуры ика - наска - паракас. Неизвестные культуры Южной Америки: чинчорро и паракас

Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки Хаген Виктор фон

Доинкские культуры: Чавин – Мочика – Паракас – Наска – Тиауанако – Чиму (Чимор)

Все или почти все в Перу, несомненно, предшествовало инкам. Археологи снимали один за другим слои древней истории Перу, пока их лопаты не остановились на бесплодном культурном слое, и они знают, что история, которую нам рассказывает археология Перу, такова: в течение тысячелетий культуры сменяли одна другую, и многие из этих культур зачахли, прежде чем пришли инки – пришли, чтобы захватить весь этот край и образовать из своих полученных в результате завоевательных походов владений империю.

Тому, что у нас почти нет никакой истории многих из этих доинкских культур, за исключением того, что открывает нам археология, мы обязаны главным образом самим инкам, так как во время своих завоевательных походов они уничтожали другие культуры своей «выборочной подтасовкой хранимой в памяти истории».

Ведь инки организовывали определенным образом не только земли и людей, но и саму человеческую память, и тема инков, «несущих цивилизацию», стала, таким образом, преобладающей. Тезис инков состоял в том, что до их появления вся Южная Америка была в смысле культуры пустыней. Эта официальная история навязывалась всем покоренным племенам. Память о народах и культурах, существовавших в прошлом, систематически подвергалась чистке и «некоторому редактированию, а также выборочному искажению, что отчасти походило на тенденциозное искажение, которому сами испанцы, в свою очередь, подвергали ее [историю инков]». Была создана «официальная» история инков, которая вытеснила местные устные предания завоеванных ими племен, которые оказались забытыми. Официальным «хранителям памяти», историкам инков, больше уже не нужно было ликвидировать разрыв между человеком из легенды и теми многочисленными доинкскими культурами, чтобы эта «выборочная манипуляция историей», которая должна была представить инков единственными носителями культуры, стала историей «докультурного» Перу. Все остальные истории доинкского периода были преданы забвению.

Какими же были цивилизации, не имеющие сейчас названий (и едва сохранившие какие-либо предания), которые предшествовали инкам? Кем были эти народы, которые первыми одержали победу в жизни, заставили природу, эту требовательную хозяйку, взращивать растения там, где до этого ничего не росло? Кем были те, которые направляли воду в безводный край и из дикой фауны выводили домашних животных, необходимых для новых расцветающих обществ человека в Америке? Ограниченное пространство не позволяет нам (да это и не является целью этой книги) подробно описать все эти культуры, предшествовавшие инкам; это само по себе составило бы отдельную книгу. Сказать все – значит ничего не сказать; показать все – значит не дать увидеть ничего. Главное – осветить то, что относится к делу, и археологический экскурс, конечно же ограниченный, покажет (как я полагаю, без труда) то, что уже было сказано: что на протяжении двух тысяч лет до инков в Перу происходил неуклонный культурный рост.

Что касается точного времени, то в Перу в этом отношении никто не может быть ни в чем абсолютно уверен. Здесь не было никакой письменной литературы или истории, за исключением длинного перечня «хранившихся в памяти» исторических событий, который передавался из уст в уста веками. Не было монет с проставленными датами, как это было, например, у римлян, на которых был изображен портрет очередного императора и была отчеканена дата; у инков не было денег. Есть только даты, начиная с 1527 года, которые нам известны абсолютно точно.

И все же со скрупулезной настойчивостью археологи добились успеха в раскрытии пространственно-временных периодов этих доинкских культур. Археологическая стратиграфия сняла один за другим пласты истории. Были внимательно изучены рисунки на керамике, которые являются одними из самых лучших помощников при проведении временного анализа, и археологи составили для себя таблицу таких «ярусных стилей»; раскопки и реконструкция материальных культур, повторное изучение устных преданий инков в этом новом свете предоставило ясную последовательность культурных эпох. Сделанные на их основе выводы являются, очевидно, лишь голыми контурами истории, которые ждут своего часа, чтобы обрасти более подробными фактами. И тем не менее из всего этого покойный доктор Уендел Беннетт (считающийся среди своих коллег самым лучшим специалистом в этой области) вывел в археологической истории Южной Америки шесть периодов, разумеется, предполагаемых.

Занавес поднимается (приблизительно в 1200 году до н. э.), и начинается I период. Человек уже долгое время находился на севере прибрежной пустыни Перу. С 1500 года до н. э. ему было известно гончарное дело и ткачество. Он возводит постройки. Он уже выращивает кукурузу (используя, несомненно, в качестве удобрения птичье гуано) и клубневое растение маниок. Но здесь этот человек не был первым; задолго до него были и другие, так как то, что осталось от их ткачества и сельского хозяйства, как показал радиоуглеродный анализ, датируется временем начиная с 3000 года до н. э.

Рис. 116. Лейтмотивом культуры Чавин (1200-400 до н. э.) является бог Кот

Рис. 117. Керамика Наска. Тонкой работы, она характеризуется использованием абстрактного декора. Ее мотив: бог Кот, держащий отрубленные головы

Первая известная культура, относящаяся к I периоду, это культура Чавин. Ее лейтмотивом является бог Кот свирепого вида, обнаруживаемый на керамике, тканях и изделиях из камня. Этому мотиву суждено было преследовать древних перуанцев в их представлениях о мире на протяжении последующей тысячи лет. Центром культуры Чавин (по– видимому, это было место паломничества даже в позднюю эпоху инков) является место под названием Чавин-де-Уантар, расположенное в узкой долине в Андах за хребтом Кордильера-Бланка. Здесь находятся остатки впечатляющих построек, для которых характерны добротно сложенные каменные стены, украшенные вырезанными из камня человеческими головами и головами животных.

Рис. 118 (слева). Культуру Паракас (400 г. до н. э. – 400 г. н. э.) легко узнать по ее превосходным ткацким изделиям. На рисунке изображен мужчина в полном облачении, из некрополя на полуострове Паракас

Рис. 119 (внизу). Керамика культуры Мочика, существовавшей на побережье, 400–800 годы: 1 - историческое доказательство успешной ампутации ног представлено в виде реалистичных изображений воинов, подвергшихся этой операции. Из керамики мочика, 400–800 годы; 2 – керамика этого периода настолько реалистична, что ее можно считать портретной; 3 – человек, едущий верхом на ламе. Из керамики мочика, около 800 года. Ламой управляет человек с ампутированной ступней при помощи веревки, продетой через ухо животного

II период, который, как установлено, длился с 400 года до н. э. по 400 год н. э., называется (если включить воображение) «Экспериментатор» – из-за экспериментов, которые предположительно имели место в ткацком и гончарном деле во многих расположенных далеко друг от друга культурах.

Паракас, который был расположен ниже Центрального Перу – к югу от Лимы, недалеко от Писко, является доинкской культурой II периода. Он знаменит своими тканями, которые считаются самыми красивыми из всех когда-либо сотканных. Эта культура окутана тайной. Мы не знаем ни названия племени, ее создавшего, ни чего-нибудь более определенного о ней, чем свидетельства, найденные в пещерах в раскаленной пустыне и вблизи моря на полуострове Паракас. В глубоких подземных помещениях было найдено более четырехсот мумий. Согнутые тела были укутаны в превосходно вытканные шали, тюрбаны и одежды, покрытые самой изысканной многоцветной вышивкой. Об этих людях мало что известно, помимо этих останков. Люди культуры Паракас (люди предшествовавшей культуры, то есть за пятьсот или тысячу лет до культуры Паракас также оставили в этом регионе свои захоронения) использовали для мумификации природные пески пустыни. Культура Паракас не фигурирует ни в каких сохранившихся в памяти анналах и инками не упоминается.

К началу III периода, между 400 и 1000 годами н. э., человек окончательно стал господином в своих краях: в прибрежной пустыне и в Андах. Он стал умнее и построил города. Это период высокого мастерства в архитектуре, керамике и ткачестве. На побережье возникает империя народа мочика, поделенного на кланы (у нас нет ни малейшего представления о том, как они сами себя называли). Они господствуют над северной частью Перуанской пустыни, и до сих пор можно увидеть остатки их храмов, один из которых под названием Уака-дель-Соль в долине Моче построен приблизительно из 130 000 000 высушенных на солнце кирпичей. Естественно, это наводит на мысль о сложной общественной организации, которая довела до конца строительство такого поразительного сооружения. Уровень развития общества мочика подчеркивается их мастерством в области литья из золота и резьбы по дереву. Полагают, что ткачество у них было поставлено на поток, так как на одной из ваз культуры Мочика изображен человек, очевидно вождь, который сидит под балдахином с оборками и руководит рядами женщин, усердно работающих на своих ткацких станках. У народа мочика были воины, гонцы, ткачи и «врачи»; они строили дороги и создали курьерскую службу, а также совершенствовали многие социальные модели, которые позже появились в государстве инков.

В зеленой долине Наска к югу от Паракаса, которая вклинивается в голый пустынный пейзаж, есть еще одна забытая культура, забытая для истории, потому что ее собственная история была целенаправленно уничтожена инками, – это культура Ика-Наска.. Этот регион в настоящее время представляет собой в какой-то степени меньшую загадку, поскольку здесь работают археологи. Здесь были найдены прекрасные образцы ткачества и великолепная керамика, которые не так уж сильно отличаются по своему дизайну от находок в Паракасе. Однако архитектура здесь не является главной отличительной чертой, и мало что осталось, чтобы рассказать нам, как жили здесь люди. Подобно другим, создатели этой культуры анонимны. Величайшей загадкой культур Ика-Наска является обширная сеть линий, фантастическое скопление прямоугольников и квадратов, которые были «нарисованы» в песке и гравии. Здесь также представлены огромных размеров птицы, пауки, киты и фантастические фигуры. Эти линии – некоторые из них имеют протяженность несколько километров – хорошо сохранились, показывая, что эта земля как была, так и осталась пустыней, где царит вечная засуха. Этим линиям приблизительно тысяча пятьсот лет. Они могли быть как-то связаны с календарными наблюдениями или исполнять роль символических генеалогических «деревьев». По крайней мере, сейчас не вызывает сомнений одна дата: один американский археолог в конце одной из таких линий обнаружил деревянную «смотровую» стойку, и радиоуглеродный анализ определил, что ее возраст исчисляется приблизительно 500 годом.

Рис. 120. Загадочные линии и фигуры в долинах Наска. Они сначала появляются в долине Писко и сконцентрированы главным образом в пяти долинах Наска. Этот рисунок, сделанный с кадра аэрофотосъемки, показывает нам несколько прямых линий, а также фигуры как реальные, так и фантастические. Жирная линия обозначает древнюю дорогу инков, построенную около 1400 года; пунктирные линии представляют собой современное Панамериканское шоссе. Нарисовал Пабло Каррера (основываясь на записях и фотографиях автора книги)

Известно, что в какой-то момент около 900 года горный народ из империи Тиауанако совершил на побережье военно-религиозное вторжение, стремительно спустившись из своей цитадели у озера Титикака. Эти люди интересовались астрологией, у них был солнечный календарь, а также солнечные часы. Весьма вероятно, что культура Тиауанако принесла с собой в Наска метод «линий» – до появления их культа Плачущего бога.

Каково бы ни было происхождение всего этого, инки не дали никакой информации, которая могла дойти до нас. К «линиям» Наска они относились с презрением; практичные инженеры инков проложили свою дорогу шириной 7,3 м вдоль побережья прямо по этим линиям.

Империя Тиауанако является главной цивилизацией четвертого периода (1000–1300) в Перу и Боливии. Подобно всем другим доинкским культурам, она оставила нам лишь необъяснимые загадки. Остатки того, что, вероятно, было величайшим церемониальным центром в Андах, до сих пор можно увидеть на Боливийском плоскогорье у озера Титикака, лежащем на высоте 3812 м над уровнем моря. Доктор Уендел Беннетт считал «Тиауанако самым сложным и полным проявлением культуры, обнаруженной до настоящего времени».

Каменные сооружения культуры Тиауанако создавались за много веков до инков и до их прихода были самыми лучшими в Андах. Камни подогнаны друг к другу при помощи вставок и шипов; камни больших размеров скреплены медными скобами. Все эти архитектурные каменные сооружения предполагают наличие общественной организации, сильной центральной власти, которая могла отвлекать людские ресурсы на выполнение таких крупномасштабных задач, не связанных с производством продовольствия. Все это должно было быть выполнено большим количеством рабочих с прочными техническими навыками.

Рис. 121. Мужчина, получающий удар по голове. Перерисовано с вазы культуры Мочика, датируемой приблизительно 800 годом. Подобные удары проламывали головы; такие травмы часто исцеляли при помощи трепанации черепа

Рис. 122. Плачущий бог Тиауанако. Большая ваза, найденная в Наска, относится к периоду оккупации империей Тиауанако (1000–1300)

И тем не менее ничего точно не известно ни об этих людях, ни об их империи. У этого народа тоже, как и у других, нет названия.

То, что эта великая культура, культура Тиауанако, не имеет никакой устной истории, указывает больше, чем какие-либо другие данные, на успех инков (которые на какой-то ступени своего развития были, без сомнения, их современниками), целенаправленно старавшихся стереть всякую память о людях этой культуры. Ведь когда Педро де Сьеса де Леон в 1549 году стал наводить справки о людях, построивших Тиауанако, превратившийся в руины, даже самые старые индейцы не могли вспомнить ничего и на эти расспросы отвечали, что это было построено задолго до начала правления инков, но они не могли сказать, кто были его строители.

И тем не менее культурное воздействие Тиауанако проникло во многие отдаленные уголки Перу. Многие современные ей культуры, и даже древние инки, переняли у культуры Тиауанако символ бога Солнца. Этот Плачущий бог плакал самыми разнообразными слезами, слезами зооморфическими – в виде голов кондора или змеи. Эти и другие мотивы, такие как изображения пумы, трезубца и ступенчатые узоры, широко распространены по большей части побережья протяженностью более полутора тысяч километров. Но это завоевание, мотивируемое религиозным рвением, не было постоянным, так как народ Тиауанако не оставил после себя существенного следа в обществе – только эти рисунки на керамике и тканях, которые ни с чем нельзя спутать, и культ Плачущего бога.

Империя Чиму (1000–1466), которую называли также царством Чимор, также относится к этому периоду, несмотря на то что она выходит за его рамки и попадает в период инков.

Чиму жили на побережье; они лепили из глины и поклонялись луне. Их столица город Чан-Чан (расположенная вблизи того места, где сейчас находится перуанский город Трухильо, основанный испанцами) имела площадь около 20 (18. – Ред.) км 2 . В ней было множество огромных ступенчатых пирамид, домов, стоявших рядами, больших, обнесенных стенами резиденций, орошаемых садов и выложенных камнем водохранилищ гигантских размеров.

Рис. 123. Культура Чиму, центрами которой были долины Виру и Чикама, существовала между 1000 и 1466 годами. Чиму искусно лепили из глины, и стены их столицы Чан– Чан были покрыты такими узорами, как эти. Перерисовано с фотографий, сделанных автором книги

Из Чан-Чана чиму правили на территории протяженностью около 1000 км вдоль побережья от Римака (в настоящее время Лима) до влажных экваториальных лесов Эквадора. Косвенно Чимор управлял гораздо большей территорией. У них все было поставлено на широкую ногу: ткачество было поставлено на поток; керамика, главным образом черная посуда, делалась при помощи матриц; был налажен массовый выпуск свистящих кувшинов и горшков. Их ткачи делали превосходные туники из перьев, и выпуск изделий из золота также был массовым, ведь количество золота, которое было отдано их завоевателям-инкам, было ошеломляющим, и даже то, что испанцы нашли гораздо позже (а это был просто пустяк), стоило миллионы (на наши деньги). Чиму совершенствовали дороги, доставшиеся им от их предшественников мочика; они еще больше развили систему курьерского сообщения и раздвинули границы своих политических союзов, которые вышли за пределы прибрежной пустыни и углубились далеко в Анды с целью защиты водоснабжения Чимора.

Империя Чиму (Чимор) была последней из крупных культур, которая оказала сопротивление инкам. Мы многое знаем о культуре Чиму лишь благодаря тому, что прежде, чем в полную силу успели заработать методы «исторической избирательности» инков, направленные на стирание из памяти людей Чиму и всего, что с ними связано, появились испанцы.

Список этих доинкских культур покажется – да так оно и есть на самом деле – укороченным; есть много других, но здесь были названы только те, которые оказали самое большое влияние на развитие культуры Перу. Это было сделано, чтобы показать, насколько устойчиво шло развитие Перу на протяжении трех тысяч лет до нашествия инков.

Рис. 124. Индейцы с побережья несут ребенка в паланкине. Перерисовано с вазы мочика, около 800 года

Многие из этих цивилизаций имели высочайший уровень развития, и инки немало взяли у них для формирования материальной культуры своей собственной империи. В некотором смысле – и такую аналогию часто проводят – инки были здесь чем-то вроде римлян, став наследниками большого «клубка культур», который в процессе «ткачества» превратился в замысловатый гобелен достижений человека.

Таким образом, археология находится в прямой оппозиции к той форме истории, которую инки рассказывали о себе: что все народы Анд и побережья были дикарями, пока на сцене не появились инки.

История, которая все-таки открывается археологией (если найдется терпение сначала определить местонахождение, а затем просмотреть бесконечное количество статей, монографий и книг по этому увлекательному предмету), такова: до инков была длинная череда культур, сменявших одна другую, а инки появились поздно и стали скорее организаторами, нежели создателями перуанской цивилизации.

Однако, как покажет эта книга, они были бесподобными организаторами.

Из книги Журнал "Компьютерра" №705 автора Журнал «Компьютерра»

Из книги Все «чудеса» в одной книге автора Хефлинг Хельмут

Наска – космодром пришельцев? «За много веков до возникновения государства инков на южном побережье Перу был создан уникальный исторический памятник, не имеющий равных во всем мире и предназначенный для потомков. По размерам, законченности форм и проработке деталей его

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Рерих автора Антология гуманной педагогики

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Культура Мочика Культура Мочика, представленная в долинах Пакасмайо, Моче и Чикама на северном побережье, в большой степени отражает особенности Классического периода. Она была отчасти современником культуры Гальиназо долины Виру, а позднее люди Мочика вторглись в Виру

Из книги Собрание сочинений в шести томах. Том 6 автора Кочетов Всеволод Анисимович

11. КОРНИ КУЛЬТУРЫ <…> Сколько раз запутавшееся в проблемах человечество пыталось отрицать значение Учителя. В упадочной эпохе иногда точно бы удавалось потрясти это основное понятие духовной иерархии. Но не долго держалась эта темнота. С расцветом эпохи неминуемо

Из книги Красная площадь и её окрестности автора Кириллов Михаил Михайлович

Чавин-де-Уантар На территории Перу самой ранней доинкской культурой, представители которой строили первые на этой земле города, была так называемая культура Чавин. Свое название она получила по имени местности Чавин-де-Уантар, расположенной на высоте 3048 м, в гористой

Из книги автора

Паракас Полуостров Паракас, расположенный в 200 км к югу от Лимы, делит побережье Перу на две примерно равные части. К северу от него расположены долины Писко и Чинча, к югу – Ика, Наска и Акари. Практически все эти места связаны с той или иной древнеперуанской культурой. Но

Из книги автора

Тиауанако Тиауанако справедливо считают главным городом доинкской Южной Америки. Он расположен в Боливии, в горах Альтиплано, в 21 километре к югу от озера Титикака, через которое проходит современная граница между Перу и Боливией. Развалины Тиауанако занимают площадь 4,2

Из книги автора

Наска – культура «отрубленных голов» и загадочных рисунков Южное побережье Перу – самый засушливый район страны. Здесь никогда не бывает дождей. И именно здесь, в этом выжженном солнцем краю, в долинах Наска и Ика, немецкий ученый Макс Уле, основатель перуанской научной

Из книги автора

Оживший мир индейцев мочика Долина Моче, расположенная на севере Перу, неподалеку от современного города Трухильо, в начале и середине I тысячелетия н. э. стала родиной одной из самых блестящих цивилизаций Америки – мочика. Эта культура была открыта в конце XIX столетия

Из книги автора

Очаги культуры 1 В связи с далекой историей Цейлона я уже поминал спектакль по пьесе Генри Джаясены «Куэнни» - о легендарной правительнице острова тех времен, когда он был населен только змеями и демонами и когда сюда прибыл индийский принц но имени Виджайя, что на

Из книги автора

Деятели культуры Девяностые годы. По «Маяку» было передано: в программу вступительных экзаменов в университетах уже не будут включены произведения Белинского (все), Герцена (все), Писарева (все), Чернышевского (все), Горького («Песнь о Буревестнике», «Слово о Ленине» и др.),

Культура Паракас (исп. Paracas ) - важная археологическая культура, существовавшая в период примерно с 750 по 100 г. до н. э. Носители культуры Паракас владели искусством ирригации и мелиорации. Культура существовала на полуострове Паракас, согласно современному административному делению - в районе Паракас провинции Писко, региона Ика, в Перу.
В основном наши знания о жизни культуры Паракас основываются на раскопках крупного приморского некрополя, который впервые исследовал перуанский археолог Хулио Тельо, в 1920-е годы. Некрополь в Уари Кайян (кет Wari Kayan ) состоял из множества крупных подземных погребальных камер, каждая из которых вмещала в среднем сорок мумий. Предполагается, что каждая камера принадлежала отдельной семье или клану и использовалась на протяжении многих поколений. Каждая мумия привязывалась верёвкой к своему месту и затем оборачивалась в несколько слоёв ткани, украшенной богатым орнаментом. Эти ткани славятся как одни из лучших образцов доколумбова искусства. Потомком культуры Паракас предположительно является культура Наска. Паракасские мумии хранятся в основном в музее города Ика. Также, известен знаменитый рисунок - "Канделябр", расположенный на одном из берегов полуострова.

Культура Наска (исп. Nazca ) - цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город - Кауачи, с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас. Культуре Наска приписывается создание громадных геоглифов - линий Наска, однако относительно времени их создания, среди учёных нет единого мнения. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. Линии Наски, возможно сходные по функции с фигурными курганами индейцев Северной Америки, ставят перед историками немало вопросов - кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли разглядеть геоглифы невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени создания линий учёные сходятся - до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы - линии. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях. В 1994 году, внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ближайшим аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является малоизвестное плато Пальпа. Оно немного меньшего размера, но имеет существенно иной рельеф. Большинство геоглифов находится на плоских вершинах, как бы искусственно срезанных холмов. Заметим, что окружающие холмы совершенно не тронуты.
Ещё менее известны и очень похожи геоглифы Северной Америки близ города Блайт. Их, правда, совсем немного. А так же есть «Андский канделябр» возле города Писко.

Культура Ика (исп. Ica ), известна в основном по захоронениям в могилах, выложенных сырцовым кирпичом, с перекрытием из тростника. В них помещались погребаль­ные тюки с мумиями. Черепа покойных сильно деформированы.
Культура Ика, генетически совершенно не связана с предшествовав­шей ей культурой Наска. По-видимому, на рубеже I-II тысячелетий н.э., на южном участке косты (побережья), произошла смена населения. Ряд черт сходства в ар­хеологическом материале и данные письменных источников, позволяют поставить вопрос о связи этих культур с создателями Пачакамака, возможно оттесненными к югу носителями культуры Чанкай. В то же время, обитатели Ики сохранили определенную независимость и в переговорах с инкскими завоевателями выступали как самостоятельное объединение.

Полуостров Паракас, расположенный в 200 км к югу от Лимы, делит побережье Перу на две примерно равные части. Культура паракас была открыта неожиданно. Это открытие было сделано именно на этом пустынном полуострове.

В 1925 году здесь начала работать экспедиция под руководством Хулио Сесара Тельо. Внимание Тельо привлекли "кавернас" – таинственные , куда время от времени наведывались местные жители. Начав изучать "кавернас", Тельо был потрясен: это была не цепь естественных гротов, как предполагалось вначале, а целая система подземных камер, высеченных в прибрежной скале на глубине примерно восьми метров. Каждая из камер соединялась с поверхностью узким выходом. И в каждой такой камере ровными рядами лежали десятки людей обоего пола и всех возрастов, завернутые в яркие материи. Сохранность тканей была просто невероятной – они не только не истлели, но сохранили и фактуру, и яркость красок.

Что за люди хоронили своих покойников на этом пустынном полуострове? Уже после смерти Тельо эта культура получила наименование культура паракас. Сегодня памятники культуры паракас известны в нескольких вариантах. Некоторые из них встречены не на побережье, а в горных долинах Центрального и Южного Перу. Многочисленные свидетельства доказывают, что культура паракас развилась непосредственно из цивилизации Чавин-де-Уантара, и об этом особенно ясно говорят находки, относящиеся к древнейшему периоду культуры паракас. Разница была лишь в том, что здесь, на южном побережье Перу, жили проще и не строили монументальных храмов.

Могильник другого типа культуры паракас, обнаруженный Тельо на полуострове Паракас, получил название "Некрополис". Ориентировочно он датируется 3–4 вв. до н.э. Мумии (их число превышает 400) находились в подземных гробницах, сложенных из камня и необожженных кирпичей. Над каждой гробницей был устроен дворик с очагом, где, возможно, совершалась мумификация тел перед захоронением.

В каждой из гробниц археологи нашли массу всевозможных предметов – в отдельных случаях их число доходит до полутора сотен. Это одежда, украшения, оружие, каменные топоры, сосуды, инструменты, украшения, головные уборы, накидки из шерсти лам и многое другое. На многих мумиях сохранились золотые украшения – они были вставлены в уши, ноздри, рот, обвивали шею или лежали на груди.

Ткани культуры паракас поражают не только размерами и изысканными сочетаниями цветовой гаммы, но и тем, что спустя полторы тысячи лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок. Создается впечатление, что эти ткани лишь недавно вышли из рук ткачей. Сотканы они из шерсти пяти или шести цветов и расписаны великолепным многоцветным орнаментом – стилизованными изображениями птиц, зверей, рыб, антропоморфных фигур и диковинных страшилищ, а также геометрическими узорами. Красильщики культуры паракас умели изготовлять замечательные по яркости – особенно синюю, зеленую, желтую и коричневую.

Впрочем, не меньшего внимания, чем ткани, заслуживают и найденные Тельо мумии культуры паракас. При их исследовании обнаружилось, что у абсолютного большинства из них черепа искусственно деформированы, а многие черепа носят следы совершенной еще при жизни трепанации. Исследования позволили сделать заключение, что трепанированные черепа – результат хирургического вмешательства, совершенного, по всей видимости, в каких-то ритуально-магических целях. Отверстия в черепах, пробитые во время этих религиозных обрядов, индейские хирурги закрывали золотыми пластинками.

Мумии культуры паракас загадали ученым и другую загадку: откуда они вообще взялись? Дело в том, что в окрестностях полуострова Паракас нет никаких следов человеческих поселений, и специалисты до сих пор точно не знают, откуда доставлялись сюда покойники. Может быть, паракасские некрополи представляли собой что-то вроде "пантеона" – здесь хоронили людей, занимавших верхние ступени иерархической лестницы – жрецов и представителей родовой знати?

Считается, что культура паракас стала главным передаточным звеном цивилизационных импульсов от к более поздним культурам бассейна озера – например . Тут, однако, возникает проблема: оказывается, что в прибрежной культуре паракас отсутствуют некоторые особенности, которые характерны как для чавина, так и тиуанако. Но как такое могло случиться, если считать, что именно культура паракас послужила для них передаточным звеном?

Полуостров Паракас, расположенный в 200 км к югу от Лимы, делит побережье Перу на две примерно равные части. К северу от него расположены долины Писко и Чинча, к югу - Ика, Наска и Акари. Практически все эти места связаны с той или иной древнеперуанской культурой. Но самые, пожалуй, неожиданные открытия были сделаны именно на этом пустынном полуострове.

В 1925 году здесь начала работать экспедиция под руководством Хулио Сесара Тельо, перуанского археолога индейского происхождения. Внимание Тельо привлекли «кавернас» - таинственные пещеры, куда время от времени наведывались местные жители, промышлявшие грабежом древних могильников. Начав изучать «кавернас», Тельо был потрясен: это была не цепь естественных гротов, как предполагалось вначале, а целая система подземных камер, высеченных в прибрежной скале на глубине примерно восьми метров. Каждая из камер соединялась с поверхностью узким выходом. И в каждой такой камере ровными рядами лежали десятки мумий людей обоего пола и всех возрастов, завернутые в яркие материи. Сохранность тканей была просто невероятной - хотя некоторые из них пролежали в земле почти две с половиной тысячи лет (могильник относится к середине I тыс. до н. э.), они не только не истлели, но сохранили и фактуру, и яркость красок.

Могильник другого типа, обнаруженный Тельо на полуострове Паракас, получил название «Некрополис». Ориентировочно он датируется III–IV вв. до н. э. Мумии (их число превышает 400) находились в подземных гробницах, сложенных из камня и необожженных кирпичей. Над каждой гробницей был устроен дворик с очагом, где, возможно, совершалась мумификация тел перед захоронением.

В каждой из гробниц археологи нашли массу всевозможных предметов — в отдельных случаях их число доходит до полутора сотен. Это одежда, украшения, оружие, каменные топоры, сосуды, инструменты, украшения, головные уборы, накидки из шерсти лам и многое другое. На многих мумиях сохранились золотые украшения - они были вставлены в уши, ноздри, рот, обвивали шею или лежали на груди. Наряду с чистым золотом паракасские золотых дел мастера применяли и сплав золота с медью. Однако найденная в погребениях керамика была довольно примитивной.

Но, конечно, самой выдающейся находкой стали непревзойденные паракасские ткани. По некоторым техническим показателям ткани из паракасских погребений не имеют равных в мире, и можно только удивляться, как индейцам удавалось достигать такого совершенства на примитивных станках. Паракасские ткани поражают не только размерами и изысканными сочетаниями цветовой гаммы, но и тем, что спустя полторы тысячи лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок. Создается впечатление, что эти ткани лишь недавно вышли из рук ткачей.

Площадь полотнищ, потраченных на одевание и запеленывание некоторых мумий, достигает 300 кв. м. Средний же размер каждого такого «савана» составляет около 2,5 м в длину и более метра в ширину. Сотканы они из шерсти пяти или шести цветов и расписаны великолепным многоцветным орнаментом - стилизованными изображениями птиц, зверей, рыб, антропоморфных фигур и диковинных страшилищ, а также геометрическими узорами. Паракасские красильщики умели изготовлять замечательные по яркости краски - особенно синюю, зеленую, желтую и коричневую. И сегодня паракасские ткани специалисты признают наиболее искусными текстильными изделиями древности.

Впрочем, не меньшего внимания, чем ткани, заслуживают и найденные Тельо мумии. При их исследовании обнаружилось, что у абсолютного большинства из них черепа искусственно деформированы, а многие черепа носят следы совершенной еще при жизни трепанации. Это было настолько неожиданно, что первоначально в научной среде возобладала гипотеза, что эти черепа проломлены в битве. Известно, что в древнем Перу одним из самых распространенных видов оружия была «макана» - каменная или бронзовая булава с острыми шипами. И характер некоторых отверстий на черепах мумий из Паракаса вроде бы вполне соответствовал характеру ранения, нанесенного «маканой». Однако более тщательное исследование позволило прийти к заключению, что трепанированные черепа - результат хирургического вмешательства, совершенного, по всей видимости, в каких-то ритуально-магических целях. Отверстия в черепах, пробитые во время этих религиозных обрядов, индейские хирурги закрывали золотыми пластинками. Для такой операции они, естественно, должны были иметь соответствующие хирургические инструменты. И действительно, такие инструменты были найдены археологами, притом не только в Паракасе. Поразительно, что все эти пинцеты, ножи, иглы, скальпели и турникеты для зажимания кровеносных сосудов изготовлены из камня и кости! Однако они оказались настолько совершенными, что современные перуанские медики даже рискнули провести с их помощью несколько хирургических операций, закончившихся вполне успешно.

Мумии из Паракаса загадали ученым и другую загадку: откуда они вообще взялись? Дело в том, что в окрестностях полуострова Паракас нет никаких следов человеческих поселений, и специалисты до сих пор точно не знают, откуда доставлялись сюда покойники. Хулио Тельо, исходя из возраста погребенных, типа деформации черепов и специфики погребального инвентаря, высказал догадку, что паракасские некрополи представляли собой что-то вроде «пантеона» - здесь хоронили людей, занимавших верхние ступени иерархической лестницы - жрецов и представителей родовой знати. При этом могильник в пещерах является более древним, чем «Некрополис», и это свидетельствует о двух эпохах существования Паракаса.

Что за люди хоронили своих покойников на этом пустынном полуострове? Уже после смерти Тельо эта культура получила наименование «паракас». Сегодня памятники паракасской культуры известны в нескольких вариантах. Некоторые из них встречены не на побережье, а в горных долинах Центрального и Южного Перу. Многочисленные свидетельства доказывают, что культура паракас развилась непосредственно из цивилизации Чавин-де-Уантара, и об этом особенно ясно говорят находки, относящиеся к древнейшему периоду паракасской культуры. Разница была лишь в том, что здесь, на южном побережье Перу, жили проще и не строили монументальных храмов.

Считается, что культура паракас стала главным передаточным звеном цивилизационных импульсов от чавина к более поздним культурам бассейна озера Титикака - например тиуанако. Тут, однако, возникает проблема: оказывается, что в прибрежной культуре паракас отсутствуют некоторые особенности, которые характерны как для чавина, так и тиуанако. Но как такое могло случиться, если считать, что именно паракас послужила для них передаточным звеном?

Из-за важного природного и историко-археологического значения правительство Перу в 1975 г. объявило территорию полуострова и его акваторию Национальным заповедником .

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

География, рельеф

Низменный берег п-ва Паракас — продолжение чилийской (исп. Desierto de Atacam), самой сухой пустыни в мире. Береговые хребты Серра-Колорадо (исп. Cerra Colorado) обрываются морскими террасами, высота прибрежной равнины варьируется от 300 до 700 м. над у/м.

Рельеф полуострова образован преимущественно соляной пустыней, которая образовалась на месте древнего океана, дюнами из красноватого песка, а также частью океанского шельфа. Окружающие п-ов скалы глубоко вдаются в Тихий океан.

Климат

Климат пустынного полуострова Паракас субтропический – умеренный, со среднегодовой температурой воздуха +22°C. Здесь круглый год светит солнце, но постоянно дуют ветра, средняя сила которых достигает 25 км/час.

Происхождение названия

Слово «Паракас» индейско-испанского происхождения: «para» на языке Кечуа означает «дождь», «aco» - «песок». Вместе получается «Paraco» — «песчаный дождь». Испанцы добавили к слову привычное для себя окончание «as».

Мощные ветра местные жители также называют «Paracas».

В смысловом плане все достаточно логично: ветра на полуострове дуют с такой силой (25 — 60 км/ч), что потоки воздуха поднимают вверх тонны песка, создавая песчаные бураны.

Достопримечательности

Ла-Катедраль (исп. La Catedral – «Собор») - огромная желтая скала причудливой формы, возвышающаяся из воды в 50 м от берега. Раньше она была соединена с береговыми скалами гранитной аркой. К сожалению, со временем волны подмыли перемычку и арка обрушилась.

Океанские воды аквамаринового цвета постоянно беснуются у подножия скалы, и почти вся акватория всегда покрыта гребешками пены

Национальный заповедник

Одной из главных природных достопримечательностей Перу является Национальный заповедник Паракас (исп. Paracas National Reserve) – крупнейшая природоохранная территория, расположенная на западе страны, в 15 км от города Писко, в 70 км. к западу от города Ика и в 270 км. к югу от Лимы. От перуанской столицы до заповедника можно добраться по .

Заповедник был основан 25 сентября 1975 г. в целях сохранения уникальной морской экосистемы антарктического , характерных формаций прибрежной тропической пустыни и для охраны историко-культурного наследия полуострова. Культурное наследие Паракаса связано с одноименной древней культурой, о которой свидетельствуют более сотни археологических памятников.

Национальный заповедник занимает наземную территорию площадью более 335 тыс. Га, включающую южное перуанское побережье и одноименный полуостров, и около 200 Га прибрежных вод с близлежащими скалистыми островами.

Представления о национальных парках у многих связано с пышной растительностью, однако, «Паракас» — это совершенно иное. Раньше тут был океан, поэтому на соленой почве практически ничего не растет. Сверху соль покрыта слоем терракотово-бардового песка. Пологие красноватые дюны очень красивы, здесь создается ощущение неземного ландшафта. В заповеднике есть прекрасные пустынные пляжи, однако, из-за холодных течений купаться тут холодно, поэтому пляжи почти всегда безлюдны, благодаря чему создается ощущение полного уединения с природой.

Кроме того, охраняемая территория является местом пристанища множества мигрирующих видов животных.

Так как полуостров можно изучать с суши и со стороны моря, сотрудники парка предлагают туристам прогулочные экскурсии по заповеднику на автомобиле, а также на катере вдоль побережья. Любители экстремальных видов спорта могут заняться дайвингом или сноубордингом на песке, покататься на багги. А ценители природы имеют возможность в непосредственной близости понаблюдать за лежбищами морских котиков и огромными птичьими базарами.

Флора

Наземный растительный мир заповедника образует в основном своеобразный пояс, который называют пустынными лугами, или «лома» (исп. Loma; мн. Lomas). Ломас - это «туманная» растительность посреди безжизненного пустынного солончакового ландшафта, возможная благодаря частым туманам. Более 40 % растительного мира Национального заповедника «Паракас» - эндемики.

На засоленных почвах произрастает Дистихлис колосовидный (лат. Distichlis spicata), в пресноводных низинах преобладают камыши, а на песках - Суккулентный галофит (лат. Sesuvium portulacastrum). Выше, в предгорьях Серро-Колорадо встречаются небольшие участки c группами Колончатых кактусов (лат. Neoraimondia arequipensis).

Подводный растительный мир заповедника намного разнообразнее наземного. Благодаря тому, что п-ов Паракас омывается прохладным Перуанским течением , здешние воды просто переполнены планктоном (только ок. 260 видов морских водорослей!), которым питаются рыбы, многочисленные моллюски и ракообразные, которыми в свой черед питаются многочисленные морские животные и птицы.

Фауна

Фауна национального заповедника «Паракас» необычайно разнообразна. Омываемый океаническими волнами, полуостров стал домом для множества редких видов животных.

Среди обитателей национального заповедника преобладают птицы, которых насчитывается более 200 видов. К типичным представителям пернатой фауны парка Паракас относятся: Серая чайка (лат. Larus modestus); Крачка инков (лат. Larosterna inca); Черный водорез (лат. Rynchops nigra); Тулес (лат. Pluvialis squatarola); Красноногий баклан (Phalacrocorax gaimardi); Баклан Бугенвиля (лат. Phalacrocorax bougainvillea); Пингвин Гумбольдта (лат. Spheniscus humboldti); Чилийский фламинго (лат. Phoenicopterus chilensis), Андский кондор (лат. Vultur gryphus) — самая крупная летающая птица в Западном полушарии; Американский бурый пеликан (лат. Pelecanus occidentalis); и Перуанский пеликан (Pelecanus thagus) — самый маленький из пеликанов в мире.

В заповедных водах обитают крупные млекопитающие: Южный морской лев (лат. Otaria flavescens) с мощной гривой; Южноамериканский морской котик (лат. Arctocephalus australis); Дельфин-белобочка и обыкновенный дельфин (Delphinus delphis); Кошачья выдра (лат. Lontra felina). В акватории заповедника обитают кожистые и зеленые черепахи, а также множество промысловых и декоративных рыб.

Перуанское течение (или течение Гумбольдта) очень повлияло на мир морских беспозвоночных: кроме огромного разнообразия зоопланктона акватория полуострова богата осьминогами, кальмарами, моллюсками и ракообразными.

Археологический музей . Возле входа в заповедник находится Археологический музей, основанный Хулио Сесар Тельо Рохасом (исп. Julio Cesar Tello Rojas, 1880 — 1947), перуанским археологом, исследователем древней культуры Паракаса. Богатая музейная экспозиция знакомит посетителей с древнеперуанской цивилизацией и с уникальной природой этого края.

Обсерватория . В 2014 г. группа археологов во главе с Чарльзом Станишем недалеко от города Чинча-Альта (исп. Chincha Alta; столица провинции Чинча департамента Ика) обнаружила древнюю обсерваторию, возраст которой предположительно составляет ок. 2500 лет. Она занимает территорию в 40 км², представляя собой нанесенные на поверхности земли прямые линии геоглифов (более 70) и окружающие их 5 рукотворных холмов. Линии направлены на точку, соответствующую летнему солнцестоянию в южном полушарии Земли.

Культура Паракас

Культура Паракас - важная археологическая культура, существовавшая на полуострове в период примерно с 750 по 100 гг. до н.э. Носители этой культуры владели искусством ирригации и мелиорации.

В основном наши знания о цивилизации Паракас основываются на археологических раскопках крупного приморского некрополя, который в 1928 г. открыл и исследовал перуанский археолог Хулио Тельо. Некрополь в Уари-Кайян (кеч. Wari Kayan) состоял из большого количества больших подземных погребальных камер, каждая из которых вмещала около 40 прекрасно сохранившихся мумий. Специалисты предполагают, что каждая из камер принадлежала отдельной семье или клану и использовалась на протяжении многих поколений. Мумии «запеленуты» в несколько слоев ткани , украшенной богатым орнаментом. Эти ткани являются одними из лучших образцов доколумбового искусства. Сегодня большая часть паракасских мумий хранится в музее города Ика (исп. Ica).

Люди культуры Паракас (так, не зная самоназвания древнего народа, их именуют по топониму) были уверены, что смерть - это лишь переход души из мира видимого в мир невидимый. Они не горевали, а радовались тому, что еще один соплеменник попал в лучший из миров. Поэтому археологи находят в погребениях керамическую посуду, высохшую пищу, наборы косметики и драгоценности (в женских захоронениях), оружие (в мужских могилах) — то есть все, что человеку требуется при жизни, а значит, понадобится и в загробном мире. Хотя смерть всегда считалась у перуанцев благом, древние жители Альтиплано к ней вовсе не стремились и всячески старались отодвинуть ее приближение. Так, — это второе название древнего племени, предшественников Инков и современных перуанцев — владели таким удивительным для тех времен методом, как трепанация черепа . Причем, отверстие ювелирно «заделывалось» золотой фольгой. На керамических сосудах и камнях Ики запечатлены целые фрагменты таких операций, на рисунках даже четко видны хирургические инструменты.

По данным современных патологоанатомов, люди с произведенной трепанацией черепа жили после операции еще много лет.

Мочика оставили нам блестящие образцы керамических изделий, украшенных яркими сложными узорами и реалистичными изображениями людей и животных.

Предположительно, потомком культуры Паракас является культура .

Камни Ики

Полуостров Паракас – место, таящее в себе множество загадок и привлекающее к себе внимание исследователей со всего мира. Ученые не могут прийти к единому мнению относительно загадочных «камней Ики» , которые находят на территории перуанского заповедника повсеместно. На камнях, размеры которых варьируются от грецкого ореха до крупного арбуза, древними мастерами нанесены рисунки, изображающие вполне реальные и фантастичные сцены. Многие изображения посвящены взаимодействиям людей и динозавров; на некоторых можно увидеть странные летательные аппараты; на многих камнях выгравированы исключительно точные изображения животных, не обитающих в Южной Америке, например, австралийские кенгуру. Есть камни, на которых детально изображены внутренние человеческие органы, сердце и мозг человека, а также сюжеты, которые некоторые специалисты трактуют, как пересадку органов. Таким образом, это есть ни что иное, как наглядное подтверждение наличия высокоразвитой медицины в культуре Паракаса.

Богатую коллекцию камней собрал доктор Хавьер Кабрера (исп. Javier Cabrera; 1924-2001), который являлся прямым потомком испанского конкистадора, дона Херонимо Луиса де Кабрера-и-Толеда (кас. Jeronimo Luis de Cabrera y Toledo; 1528-1574), в 1563 г. основавшего город Ика. Профессор медицины Хавьер Кабрера основал в Ике частный Музей камней, который содержит более 12 тыс. экспонатов.

Спектральный анализ показал, что эти камни относятся к мезозойской эре, то есть их возраст исчисляется 230 млн лет.

По мнению доктора Кабрера, гравировку на камнях Ики сделала некая необычная «небесная раса» гуманоидов, жившая в эпоху динозавров. На камнях изображены 2 расы людей: «инопланетная» и «дикари», кардинально отличающиеся друг от друга. Если «Небесные люди» похожи на современного человека, только с очень большой головой и острым носом, то раса «дикарей» изображена так же, как мы представляем себе древних людей.

Коллекция загадочных камней сейчас насчитывает более 50 тыс. экземпляров, распространенных по всему миру.

Кабрера считал, что «небесная раса» умела выращивать себе подобных, то есть клонировать людей. Она была бессмертной до тех пор, пока не случилась глобальная катастрофа, стершая всю жизнь с лица земли.

Главная загадка культуры Паракас

На обширной территории некрополя, расположенного на полуострове, в 1949 г. археологи обнаружили выкопанные в песке могилы бутылочной формы, в каждой из которой сидели завернутые в плотную ткань высушенные на солнце мумии с вытянутыми черепами, получившие известность как «Черепа из Паракаса». Например, покойник с золотой маской на лице, закутанный в дорогие узорные ткани, при жизни, вероятно, принадлежал к элите. Люди попроще делили одну «бутылку» на четверых — семерых. Поразившая мир находка Тельо состоит из более 300 вытянутых черепов.

С тех пор мировое сообщество ученых пытается разгадать тайну «яйцеголовых». Споров по поводу этой находки было много. Выдвигалась масса версий и гипотез.

Самая расхожая из версий такова: люди Паракас умели не только оперировать черепа, они деформировали головы, придавая им вытянутую форму. В каких целях проделывались столь странные манипуляции с людьми? На деформирование черепа уходили годы, его начинали делать младенцам, и вряд ли болезненная процедура доставляла малышам удовольствие. Поскольку чаще всего увеличивалась зона верхней части черепа, «отвечающая» за логику и способности к точным наукам, перуанский антрополог доктор Ренато Давила Рикельми (исп. Renato Davila Riquelme) полагает, что таким образом люди Паракас и Наска взращивали «яйцеголовых» гениев. Вполне возможно, тех самых, что оставили нам загадочные, непостижимые по сей день гигантские «рисунки Наска».

Рикельми своими руками реконструировал облик найденной им древнеперуанской «длинноголовой» принцессы. Антрополог предположил, что юная принцесса была принесена в жертву — эту версию подтверждает след на черепе от удара камнем. Перед смертельным ударом девушке, вероятно, дали пожевать листья коки или кактус San-Pedro. Под воздействием наркотических веществ она не почувствовала боли, о чем свидетельствует безмятежное выражение, которое сохранило миловидное лицо принцессы. Вся украшенная золотом, окруженная предметами роскоши, она отправилась в последний путь с великими почестями, которые свидетельствуют о том, что ее убийцы старались задобрить дух вулкана, возле которого располагается захоронение. Предположительно, при жизни принцессы вулкан исторгал смертоносную огнедышащую лаву, поэтому людям пришлось принести ему в жертву лучшую из племени. Объем мозга принцессы оказался в 3 раза (!) больше, чем у обычного человека.

Наконец, чтобы разрешить споры и установить истину, генетики Техасского Университета (США) решили провести ДНК-анализ загадочных черепов. Г-н Хуан Наварро (исп. Juan Navarro Hierro), владелец и директор Исторического музея Паракаса, в котором находится коллекция из 35 вытянутых черепов, позволил взять для проведения генетической экспертизы образцы из 3-х черепов, которые включали волосы, зубы, черепную кость и кожу. В результате глубокого исследования было выявлено, что обладатели этих останков не принадлежали ни к одному из видов, обитающих на Земле.

Как известно, большинство случаев удлинения черепа — это результат его искусственной деформации, которая достигается путем связывания головы младенца между 2-я деревянными шинами или стягивания плотной тканью. Однако, в результате деформации черепа изменяется только его форма, а вес, объем и другие характеристики остаются неизменными.

Этого нельзя сказать о «черепах Паракаса»: удлиненные черепа на 25% больше и на 60% тяжелее обычных человеческих черепов, т.е. они не могли быть искусственно деформированы. Также они содержат только одну теменную пластину вместо 2-х. Американский биолог Брайен Ферстер (англ. Brien Foerster), специалист по древнему народу Южной Америки с удлиненными головами и автор 8 книг, так прокомментировал результаты генетического анализа ДНК: «Речь идет о мутированной митохондриальной ДНК, отсутствующей у человека и известных на сегодняшний день животных…Возможно, мы имеем дело с новым существом, очень далеким от «homo sapiens» и неандертальца».

Таким образом, тайна вытянутых черепов остается для человечества неразгаданной. Но вывод ученых, проводивших анализ ДНК паракасского Черепа, однозначен: это НЕ ЛЮДИ.

Любопытные факты

  • Любопытно семейно-социальное поведение Южного морского льва. Зрелые самцы, отвоевав в напряженных схватках с соперниками участок берега, начинают формировать собственные гаремы. Самые сильные «отхватывают» наиболее престижные места в центре лежбища, а численность их гарема доходит до 18-20 самок. «Среднестатический» самец обычно довольствуется 3-мя самками.
  • На протяжении многих столетий южноамериканские морские котики служили объектом массового промысла. К началу 40-х годов ХХ столетия численность этих животных в Перу упала до 40 особей. Лишь строжайший запрет на отлов млекопитающих помог восстановить исчезающий вид. Сейчас на территории страны проживает около 20 тыс. особей морских котиков.
  • В ходе раскопок на полуострове были обнаружены останки гигантского ископаемого пингвина ростом 1,5 м., проживавшего здесь около 36 млн лет назад, которого археологи назвали «Повелителем вод».
  • На территории Национального заповедника Паракас имеется несколько отелей, но в разгар сезона они довольно дорогие, поскольку эти места сейчас очень популярны у туристов.
  • Относительно недавно дельфины в Перу были объектами охоты. Сегодня их вылов запрещен, но животные часто погибают, попадая в рыболовецкие сети или в винты кораблей. Также численность животных сокращается вследствие загрязнения вод океана.
  • Существует мнение, что «Канделябр Паракаса» — дело рук европейских пиратов, которые таким образом зашифровали место укрытия награбленных сокровищ. Согласно одной из легенд, геоглиф был создан по приказу полководца Хосе де Сан Мартина (исп. Jose Francisco de San Martín; 1778-1850), национального героя , возглавившего первое правительство Перу. В этом случае изображение принято трактовать, как символ масонства.
  • В маленьком музее на острове Солнца высокогорного выставлены рисунки, демонстрирующие технологию деформирования черепа у детей. На это уходили годы, и вряд ли мучительная процедура доставляла малышам удовольствие. Зато потом «яйцеголовым», возможно, удавалось то, что ныне мы приписываем космическим пришельцам.
  • Среди экспонатов — образцов культуры Мочика, выставленных в частном археологическом музее Ларко Эрреры (исп. Museo Arqueologico Rafael Larco Herrera) в Лиме, есть такие, где в мельчайших деталях изображены сексуальные сцены, действующими персонажами в которых выступают… скелеты. Значит, Мочика верили, что в «лучшем мире» не может не быть лучшего из земных наслаждений.
  • На многих камнях Ика изображены сюжеты трансплантации сердца, мозга и др. органов, т.е. хирургических операций, которые в 60-х гг. прошлого столетия (начало собрания коллекции) мировые медики еще не делали.
  • Почему «небесные люди» спустились на своих летательных аппаратах именно сюда, на безжизненное пустынное побережье Тихого Океана? «Потому что здешняя земля, — уверен доктор Кабрера, — обладает особым магнетизмом».
  • Аналогичные вытянутые черепа были у египетских фараонов — представителей первых правящих династий, к которым относится максимальный расцвет цивилизации Египта, строительство крупнейших пирамид и знаменитого сфинкса.


Просмотров