Особенности материальной культуры древнего рима кратко. Культура древнего рима, ее особенности

Культура Древнего Рима существовала с 8 в. до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Некоторые известные культурологи (О. Шпенглер, А. Тойнби) полагали, что Рим не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры. Более обоснованным, однако, представляется взгляд, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие.

Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры. Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского, подчинив себе практически все Средиземноморье. Следствием этого стали веками длившиеся войны с соседями, в которых участвовало подряд несколько поколений римских граждан.

Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. В них сообщалось, что после гибели Трои (Малая Азия, территория современной Турции) некоторые троянцы во главе с царем Энеем бежали в Италию. Там Эней основал город. Другое предание гласит, что царь был свергнут своим братом. Новый царь, боясь мести со стороны детей и внуков Энея, принудил его дочь Сильвию стать весталкой (жрицей богини Весты), которые давали обет безбрачия. Но у Сильвии от бога Марса родились сыновья-близнецы - Ромул и Рем. Их дядя приказал бросить мальчиков в р. Тибр. Однако волна выбросила близнецов на берег, где их вскормила молоком волчица. Затем их воспитывал пастух, а когда они выросли и узнали о своем происхождении, то убили коварного дядю, вернули царскую власть своему деду и основали город на Палатинском холме на берегу Тибра. По жребию город получил название от имени Ромула. Позже между братьями возникла ссора, в результате которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, разделил граждан на патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), создал войско. Днем основания Рима римляне считали 21 апреля 753 г. до н. э., именно от него римляне вели свое летоисчисление.

В действительности имя «Ромул» было образовано от названия города, а не наоборот. Территория Апеннинского полуострова со 2 тыс. до н. э. была заселена индоевропейскими племенами, пришедшими из Центральной Европы (италики, сабины, латины и др.), позже в область современной итальянской Тосканы пришли этруски (расены, туски) - племя неевропейского происхождения, споры о происхождении которых ведутся до сих пор. Именно этруски (с севера) и греки (заселившие южную часть Италии и Сицилию) оказали наиболее сильное воздействие на развитие римской культуры. Этруски были как опытными земледельцами, так и искусными ремесленниками. Именно от них римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, «римские» цифры, одежду-тогу и мн. др. (характерно, что даже «Капитолийская волчица», вскормившая, согласно легенде, Ромула и Рема и бывшая символом Рима, была произведением этрусских мастеров, вывезенным в качестве военного трофея).

В культуре Рима выделяются 2 периода:

  • 1) культура царского и республиканского времени (от основания Рима в 8 в. до н. э. до 30 г. до н. э.);
  • 2) культура императорского Рима (с 30 г. до н. э. по 476 г. н. э.).

В отличие от древних греков мифология не стала почвой для развития и расцвета римской культуры. У древних римлян существовал обычай переманивать богов враждебных племен с помощью определенной формулы и учреждать им культ. Так, в Рим перешли многие боги италийских и этрусских городов, а позднее - антропоморфные боги древних греков, которых римляне переименовали, сохранив их функции: так Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Посейдон - Нептуном, Гермес - Меркурием, Гера - Юноной, Афина - Минервой, Дионис - Вакхом и т. д. Исконно римскими богами, указанными в жреческих книгах, были божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы, бракосочетания, первого крика ребенка и др. Римляне верили также в души умерших, покровительствующих своему роду (маны), в непогребенные души, не находящие себе покоя (ларвы или лемуры), в божества, охраняющие дом и семью (лары), в хранителей домашнего очага (пенаты). Хранителем человека, формирующим его характер и сопутствующим ему всю жизнь, был Гений, которому посвящался день рождения римского гражданина. Своего Гения-покровителя имели города, общины, семьи. Древнейшим италийским богом, принявшим у себя свергнутого Сатурна, отца Юпитера, бога земледельцев и урожая, считался Янус. Его изображали двуликим.

К своим богам римляне относились небескорыстно. Но главными для каждого римлянина были не боги, а исторические легенды и предания, которые формировались в период становления римской государственности.

С ранних лет римскому гражданину внушались идеи конкора - согласия, внутреннего единства, законности, вырабатываемой в ходе развития римского права, и его покровительницы - богини Юстиции, верности нравам предков, доблести. Реальные исторические деятели раннего Рима стали образцами для подражания. Так история становилась мифом, а миф - историей.

В первый период римской истории и культуры - эпоху правления семи царей (Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гастилий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый) произошел переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому обществу. В 510 г. до н. э., после изгнания Тарквиния Гордого, Рим стал городом-государством (цивитас), которым управлял сенат в количестве 300 человек, народное собрание (комиции), во главе с двумя консулами, избираемыми сроком на 1 год.

Образованная в 510 г. до н. э. аристократическая рабовладельческая Римская республика просуществовала до 30-х гг. н. э. Затем наступил период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д. Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера или драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определили качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки» как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

Одним из высших достоинств римлян была воинская доблесть. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе.

Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к 1-му веку до н. э. после завоевания эллинистической Греции. Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов, и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись. Следует, однако, отметить, что в отличие от греческой, римская культура является гораздо более рациональной, прагматичной, направленной на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же - чтобы измерять земельные участки».

Греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая впоследствии составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Основные принципы римской архитектуры использовались в эпоху Возрождения и остаются актуальными сегодня. Ее существенное отличие от греческой состояло в ориентации не на ордерную систему, а на широкое использование в строительстве арок, купольных и сводчатых перекрытий, а также создание круглых в плане конструкций. На основе арочных конструкций сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, находящихся иногда за десятки километров.

Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской и сельский пейзаж. Произошло это благодаря открытию совершенно нового строительного материала - бетона. Сначала возводились 2 параллельные кирпичные стены, пространство между которыми заполнялось чередующимися слоями гравия и песка. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Римляне использовали облицовку из каменных блоков или мраморных плит, а не строили из этих материалов, как греки. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (75-80 гг. н. э.), в его амфитеатре (отличался от театра тем, что у него был замкнутый овальный план с рядами сидений вокруг арены, постепенно возвышающихся и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной) одновременно могли разместиться 50 тыс. зрителей. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.

Зрелища занимали в жизни римлян очень большое место. Римские зодчие обращались к тем типам общественных сооружений, которые с наибольшей полнотой воплощали идеи могущества государства и императорской власти: форумы (от лат. «fora» - центр города), триумфальные арки, базилики, цирки, термы, амфитеатры. В императорский период каждый из императоров, следуя примеру Юлия Цезаря, строил свой форум, украшенный триумфальными арками, мемориальными колоннами и памятниками, прославлявшими деяния императора. В ансамбль форума входили также храмы и библиотеки, площади для массовых собраний. Создаются и новые типы жилища: виллы (загородные дома для патрициев), домусы (городские дома для богатых римлян), инсулы (многоэтажные дома для римской бедноты).

Одним из самых посещаемых мест в Риме, особенно во времена Римской империи, были термы (бани). Это комплекс построек, окруженных садами, стадионами, аллеями для прогулок, библиотеками; в термах выставлялись произведения искусства, выступали риторы и поэты. Из 11 терм императорского Рима прославились своей роскошью, стенными росписями и мозаиками термы императоров Тита и Каракаллы.

Велики достижения римского художественного гения и в области скульптурного портрета, ведущего свое начало от этрусков, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом (канопа), а также от восковых масок умерших римлян. В отличие от греков, стремившихся к типизации, римские скульпторы стараются не льстить своим моделям даже тогда, когда создают идеальный образ, точно передавая самые примечательные особенности внешнего облика. Именно римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.

Римская наука имела прикладной характер. Крупнейшими учеными эпохи Римской империи были греки Птолемей, Менелай Александрийский, Гален, Диофант. Своеобразной энциклопедией, обобщившей естественно-научные познания о мире и человеке, стало огромное сочинение Плиния Старшего (23-79 г. н. э.) «Естественная история» в 37 книгах.

Одной из наиболее ярких и значительных страниц мировой истории и культуры является римское право. С одной стороны, оно поставило в центр правоотношений интересы индивида-собственника, а с другой - выработало ценностную основу правопорядка, содержание которого составили:

  • - справедливость, равенство;
  • - целесообразность;
  • - добросовестность;
  • - добрые нравы.

Римскому праву были свойственны точные формулировки, оно достигает совершенных правовых форм, его решения обоснованы, а термины и понятия составляют основу современной юриспруденции. Анализ случаев из древнеримской правовой практики и сегодня способствует развитию юридического мышления, оттачивает аргументацию «за» и «против», систематизирует логические обобщения.

В 1-м в. до н. э. в Риме мощно развивается риторика, или искусство политического и судебного красноречия, что явилось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом.

Риторика становится ступенькой на пути вхождения в римскую элиту. Самым ярким оратором Рима был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Будучи к тому же и тонким знатоком философии, он много сделал для знакомства римлян с классической греческой философией Платона и стоиков.

Для населения империи был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю и высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Развитие римской литературы прошло несколько этапов. Во время царского и частично республиканского периодов литературное творчество существовало в виде культового песнопения, родового эпоса, примитивной драмы, юридических текстов. Первым известным римским писателем, имя которого дошло до нас был Аппий Клавдий Цек (ок. 300 г. до н. э.). Ливий Андроник, греческий раб, вольноотпущенник (конец 3 в. до н. э.), перевел «Одиссею» и тем самым положил начало созданию римской литературы по греческому образцу. Заметного развития позже достигла драматургия (комедии Плавта и Теренция). Первым римским прозаиком считается Катон Старший, написавший на латинском языке историю Рима и италийских племен. Цицерон своей писательской и ораторской деятельностью открыл эпоху, которую принято называть эпохой «золотой латыни». Во времена первого римского императора Октавиана Августа (1 в. до н. э.) расцвет литературы, названный «золотым веком римской поэзии», был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Знаменитая поэма Вергилия «Энеида» о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа (царе Энее) возвеличивала особую историческую миссию Рима, прославляла римский дух и римское искусство. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

В конце 2 в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. С 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине) начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших социальных слоев Рима. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий, а также включило в свою идеологию достижения эллинистической философии. Жестоко гонимое и преследуемое на первых порах христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в 4 в. н.э. стало официальной религией Римской империи.

С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров - готов, вандалов, франков, гуннов, германцев и др. Восточная часть Римской империи (Византия) просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.

Греко-римская античность (9 в. до н. э. - 5 в. н. э.) оставила в наследство мировой культуре следующие достижения:

богатейшее мифотворчество;

опыт демократического устройства общества;

систему римского права;

непреходящие произведения искусства;

законы истины, добра и красоты;

многообразие философских идей;

обретение христианской веры.

Персоналии: Геродот, Эзоп, Аристотель, Платон, Сократ, А. Македонский, Ю. Цезарь.

Контрольные задания

  • 1. Рассмотрите отличия между греческой и римской архитектурой.
  • 2. Почему греческую культуру называют «культурой философов», а римскую «культурой риторов»?
  • 3. Перечислите 7 чудес света в представлении античного общества.
  • 4. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки древнегреческой культуры, сопроводите свой рассказ характеристикой их произведений.
  • 5. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки римской цивилизации, сопроводите рассказ характеристикой их творений.
  • 6. Подготовьте презентацию по любому из аспектов данной темы.
  • 7. Что сделало возможным «греческое чудо»? Изложите Вашу версию.

    Социальная история и характерные черты Древнеримского общества.

    Религия. Право и наука Древнего Рима.

    Возникновение христианства как синтез позднеантичной и иудейской традиции.

    Древний Рим замкнул античную культуру, завершив ее развитие. Его собственная история охватывает период с 8 века до н.э. по 5 век н.э. В отличие от Греции, население Древней Италии, состояло из нескольких разноязычных народов. Лишь применительно к 1 веку до н.э. можно с полным основанием говорить о единой итальянской народности римлян и о едином латинском языке, вытеснившем все прочие. Основу собственно римской культуры составляла культура латинов, сохранившая самобытные черты на разных этапах исторического развития и впитывавшая элементы других культур. Римская культурная самобытность часто отрицается учеными из-за попыток римлян подражать недосягаемым образцам греческой классики и постоянных заимствований. При этом не учитывается момент базисного сходства двух цивилизаций. Древнегреческая и древнеримская культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины, что предопределило схожую школу ценностей, норм культуротворчества и создало условия для взаимовлияния. Но сходство не означает тождество. В самих основах культуру Древних Римлян отличало иное ощущение жизни. Римлянам, было чуждо понятие генетической связи людей и богов, и в религиозном чувстве доминировали утилитарно-рассудочные отношения. Вся сложная система римской обрядности была подчинена единой цели, гарантировать неизменно благоприятную реакцию богов. Это отношение исключало любые личные эмоции. Абстрактно-рациональная римская религия вросла изнутри в римскую государственность. Если у греков владение мастерством высоко ценилось и почиталось даром богов, то в Риме занятие любым мастерством считалось унизительным и недостойным времяпрепровождением. Изначально ремесло было для плебеев, иноземцев и рабов. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что определило строй его жизни и историю. Соответственно основными добродетелями для исполнения долга хорошего гражданина считалось мужество, стойкость, суровая непреклонность, гордость.

Своими особенностями отличались внутрисоциальные отношения. В Риме имело место равенство граждан в смысле юридической ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз – размер имущества и происхождение, что и определяло место гражданина в социальной иерархии. Первостепенное значение при этом приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у патрициев. Она обусловливала особую роль права в жизни общества. Характерной и специфичной римской чертой была неразрывная связь свободы и экономической независимости. Человек, экономически зависимый, не смел высказать мнение неугодное тому, кому он был чем-то обязан.

В конце 6 века до н.э. возникла Римская республика, просуществовавшая около 5 столетий. Римский историк Полибий подчеркивал совершенство республиканского политического строя, соединившего элементы монархии (власть консулов), аристократии (авторитет сената) и демократии (право народного собрания принимать законы, решать вопросы войны и мира, выбирать магистраты, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль и согласованность действий всех этих институтов придавали всему строю исключительную прочность и способность завоевывать другие народы и править ими (политика «Политическая жизнь» в Римской республике не была специально выделенной областью. Специфика заключалась в том, что политическая деятельность для активного и полноправного гражданина являлась не только необходимой, но и единственно возможной формой самовыявления. По этой причине для римского общественного сознания качества политического деятеля всегда сливались с общечеловеческими. Все моральные понятия и категории были политизированы, политическая сфера сближалась с хозяйственной и повседневно-бытовой.

Победные завоевания римлян способствовали большому притоку рабов, сильному росту имущественного неравенства и обострению общественных противоречий. Все это завершилось установлением в 30 г. до н.э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Эволюция Древнего Рима от полиса к империи сопровождалась эволюцией римлянина от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка. Определенными связями становились связи подчинения; и в этой системе происходило смешение исконно римских ценностей с новыми, ориентированными на психологию подданного.. Но, хотя Рим, в духе древних традиций, требовал абсолютной социальной дисциплины; он стимулировал и одобрял любую инициативу в интересах империи. У римлян всегда любое общее явление могло раскрываться только через частное.

    Вместе с соц. истор. Древн. Р. происходила эволюция его религии от древнейшей общинной до христианства. По мере развития государственности римляне формировали ….. пантеон, вводя новые культы и персонифицируя своих безличных богов. Но, даже наделяя богов индивидуальностью и соответствующими функциями, римляне не испытывали потребности обращения к антропоморфным образам. Они решили задачу, восприняв и олицетворив пантеон греческих олимпийских богов, дав им лишь другие имена. В эпоху империи, несмотря на реформы Августа, ……. культ., роль религии как средство воздействия на умы и души людей значительно ослабевает, хотя императоры не прекращали попыток сделать их власть теократической. При этом в настроении общества выявлялись две тенденции.

С одной стороны, у человека появилась потребность осознания собственной личной значимости и личного познания жизни. Она стимулировала поиск новых форм общения с божеством, обращаясь к восточным культам, мистериям, откровениям, астрологии, магии.

Во-вторых, углубление социального неравенства, деспотическая имперская политика, моральное разложение поздней римской античности, привели к поиску единого верховного, общего для всего человечества бога, как гаранта правильной жизни и моральных норм.

Эти две тенденции вместе с активными поисками древнеримской философии средств обретения духовной свободы, подготовили победу христианства, которое наиболее полно ответило на общественные вопросы.

На всех этапах римской истории оставалась высокой роль и значение права, основой развития которого стали законы к табл…., составл. в 451 – 450 г. до н.э. Они содержали ряд элементов обычного права, но уже отличались наличием специфичных присущих римской общине черт, которые сохраняли свое значение на всех стадиях ее эволюции. По мере углубления классовых противоречий, все более суровым становилось наказание для граждан Рима, а их равенство перед законом исчезло в связи с дифференциацией. В эпоху империи суд перестал быть публичным зрелищем и процесс утратил политическую значимость. Между тем, усложнение права требовало его систематизации, кот. предоставили Инст…. Гая. Римская мысль при этом придавала новый смысл понятиям объктивной рациональности и естественности закона, развивая принципы законного обязательства и владения собст. и ввела ясную систематизацию в сферу торговых и юридических сделок на территории всей империи. В этот же период окончательно складывается знаменитый признак «презумпции невиновности» Римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу кодекса Наполеона и ряда др. нормативных документов нового и новейшего времени.

Своеобразна и римская наука. В Римской империи различались теоретические и практические науки, к которым относили и искусство удовлетворять потребности в роскоши. Занятие практическими науками традиционно считалось достойным благородного человека, а основой всего практического знания были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, астрономия, геометрия и музыка. Среди теоретических наук ведущее место занимала философия, в которой присутствовали все философские школы античности. Своеобразие римской науки было обусловлено переплетением в мировоззрении римлян греческой эллинистической и чисто римской культурных традиций. Уже в эпоху республики римская культура становится двуязычной, поэтому и наука в Римской империи развивалась на двух языках: греческом и латинском. К тому же наука была разнонаправленной теоретически - наследие развивали иноземцы, по преимуществу греки. Накопленный запас практических знаний и опыта составлял гордость Рима. Здесь римляне представили и исследования и многочисленные труды обобщающего характера. Они стали создателями агрономии, которой специально занимались из числа видных людей Катон и Колумема. Под потребности градостроительства и зодчества Витр. были написаны «10 книг об архитектуре». На высокий уровень поднялась хирургия.

Военная и торговая активность римлян повлекла географические открытия итоги которых были сведены в обширном труде Клавдием Птолемеем.

В 1 веке н.э. Плиний Секунд Старший составил энциклопедию естественных наук, добавив к ней обзор истории искусств. Из его работ 37 книг «Естественной истории» дошли до нашего времени.

Шаг вперед сделала в Риме историческая наука, которая осмысливала ход истории, не в мифопоэтических категориях, а опираясь на определенные исходные моменты. Среди римских историков особо выделяется Саллюстий и Тацид.

    В эпоху империи римское общество, как цивилизация, знала этапы расцвета и упадка, но в культурно-духовном плане уже в 1 веке н.э. наметился серьезный кризис. Римская идея власти над всем миром была реализована и себя исчерпала. Идеал «вечного Рима» не ……. вдохновл. цели и Рим все больше предстает как историческая форма общества потребления со знаменитым лозунгом «Хлеба и зрелищ!» Он становится образом жизни всех слоев общества и даже у элиты, которая проповедовала гедонизм (культ удовольствий, который превращался в культ грубых развлечений и наслаждений). Жестокое моральное разложение и духовный кризис привели общество к гибели. И не случайно, что уже в 1 веке н.э. в римской империи возникло христианство, как противодействие духовному распаду общества.

Раннее христианство, синтезировало элементы многих культурных традиций, которые закрепились в римской империи и развились на подготовленной почве. Потеряв доверие к языческим богам, римское общество вело поиски нового бога, который, во-первых, выполнил миссию гаранта правильной жизни и моральных норм, а, во-вторых, обеспечил новую форму общения человека с богом. Официальный Рим вел поиски единого бога как средства сохранения единства империи.

Философское сознание римлян формировалось под влиянием греческой философии, и римляне разработали все ее основные течения. Особенное значение имели римский стоицизм и римский неоплатонизм. Стоики (Сенека, Марк Аврелий) рассматривали философию как достижение внутренней свободы и счастья, путь к которому они видели в невозмутимости духа при любых обстоятельствах бренной жизни. Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной империи. Воззрения стоиков органично вошли в раннее христианство. Римский неоплатонизм представлял синтез учений Платона и Аристотеля без их рационального содержания с идеями восточной мистики. Смысл учения – о восхождении человеческой души к слиянию с единым в неком мистическом экстазе. Идея монотеизма (единобожия) созрела на библейской почве в Палестине. Единобожие оказалось единственным неизменным учением во времена всеобщей романизации. На этой почве, в рамках иудаизма, в эриместической Иудее возникло христианство. Первоначально это было учением, которое строилось на идее мессионизма (прихода спасителя) и ненависти к угнетателям Риму. Затем оно превращается в религию рабов, бесправных и покоренных народов.

Императорская власть и верхи общества подозрительно относились к христианским общинам, обвиняя их в человеконенавистничестве и нелояльности к власти, и начались многочисленные гонения на христиан. Но постепенно в римском обществе распространились симпатии к христианам. Само вероучение утрачивает воинственность и ведет проповедь дара, любви, равенства перед богом, утверждая новую форму гуманизма – вселенского, общечеловеческого, который не делил людей по этническим или классовым признакам. Христианство выводит на первый план духовно-нравственные ценности. Эти идеи созвучны настроениям многих. К 4 веку христианство становится силой, с которой вынуждены считаться императоры. В 325 г. император Константин объявил христианство государственной религией. Именно развитие ранних христианских идей в рамках позднеантичной римской культуры обеспечили ему мировую историю. Христианство впитало в себя образов. элемент римского общества, что обеспечило логическую стройность к учению. Оно опирается на философию стоиков и неоплатонизм. Оно распространилось благодаря римским средствам сообщения, формировалось в полемике с учеными язычниками, выразило себя на самых богатых и разнообразных языках (греческом и латинском), впитало правовую мысль Рима (в частности, согласно Гаю, суд, рассматривая преступление, должен учитывать и оценивать волю человека к совершаемому преступлению, а не сам факт), принцип. освещ. христианством, церковь организов. по принципу римской империи.

    Этапы становления и типологические черты Византийской культуры.

    Греко-православное христианство как идеологическая основа византийской культуры.

    Принципы эстетического освоения мира в художественной культуре Византии.

    В истории Византии обычно выделяют 5 этапов:

  • 1-ый (IY-YII в). В этот период происходит формирование многонационального государства и сословной структуры общества. Одновременно формируется многочисленная военная бюрократия, группирующаяся вокруг императора, которому принадлежит вся полнота власти. В отличие от Западно-Римской империи в Византии в этот период существует множество городов, в стране активно ведется строительство.
  • 2-ой (2 пол-на YII – 1-я пол-на IX в.). В этот период Византия была вынуждена со всем напряжением сил отражать нашествие арабов и славян. В результате территория державы сокращается вдвое, выравнивается национальный состав: преобладающими этническими группами становятся греки и славяне. На этом же этапе усиливается также конфликт между церковью и государством, первые признаки которого дали о себе знать уже в конце 1-го этапа. В итоге церковь вышла победителем, и культура в целом оказывается в атмосфере консерватизма и охранительства.
  • 3-й (2 пол-на IX – cер. XI в.). Он считался “золотым веком” истории Византии. Он характеризуется бурным развитием экономики и беспрецендентным расцветом культуры. Города продолжают расти и множиться, возрождается школа и университеты, создается превосходная библиотека, разворачивается миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит разделение христианской церкви на Восточную и Западную, что отделяло Византию от Запада и обеспечивало ей духовную независимость. Однако на этот же период приходится и поражение, которое Византия в 1071 г. потерпела от турок-мусульман, однако это еще не было падением империи.
  • 4-ый (2 пол-на XI – нач. XIII в.). Он был временем нового подъема. Турки были частично оттеснены, и их власть ослабела, но империя подрывалась многочисленными внутренними смутами. В результате в 1204 г. рыцари IY Крестового похода без особых усилий завоевали Константинополь и основали на Босфоре Лат. империю. Императорская власть утрачивает свою объединяющую роль и на первый план выходит церковь.
  • 5-ый (1261 – 1453). Он начинается с освобождения Константинополя от латинян. Тем не менее, империя не смогла возродиться в своем былом великолепии. Страна была разоренной и слишком ослаблена и в таком состоянии Византия смогла сохранить свою культуру. Более того, к сокровищнице прежних достижений были добавлены результаты небывалого для таких ущербных эпох развития философии, богословия, искусства. Но в 1453 г. турецкая армия осадила и взяла Константинополь. Этот год был и концом Византии.

Говоря об истоках и особенностях Византийской культуры, следует, прежде всего, что она в отличие от Западно-Европейской культуры не подвергалась сильному воздействию со стороны варваров. С момента своего возникновения империя оформилась как христианская держава, тогда как Запад. Римская империя сталкивалась с серьезными проблемами христианизации варваров. Преобладающая роль греческого населения Византии позволила непосредственно усваивать достижения Древне-Греческой культуры. В отличие от Зап. Римск. империи церковь в Византии не имела самостоятельности и выступала в качестве части государственной машины, не имеющей, практически, никаких политических функций. Естественным следствием такого подчиненного положения церкви является культ императора в качестве настоящей сакральной фигуры. Такой сакрализации светской власти христианский Запад никогда не знал. Истоки и особенности Византийской культуры останутся непонятными и без учета более высокого (вплоть до 12 века), по сравнению с Западом, уровня развития материального производства.

Если на Западе античные города были разрушены и разорены, в результате набегов варварских племен, то Византия сохранила и развила городскую структуру Античности. Есть и еще один важный момент: отсутствие сословно-корпоративных отношений, характерных для Зап. Средневековья, и происходящих из родовых общественных связей. Эти связи возродились под воздействием воли варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни.

2. Второй крупной силой в Византии, после императора, была церковь. Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные верования. В то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Несмотря на то, что в Византии христианство было признано вIYвеке государственной религией, она оставалась еще полуязыческой страной. Отправление домашних языческих культов сохранилось до концаYвека. В деревне даже вXIIвеке продолжал существовать культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству ….. Юлиан хоть и получил христианское воспитание, но став императором выразил приверженность язычеству, реформировав его на основе неоплатонизма. За издание эдиктов против христиан христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. В Александрии в концеIYвека был разрушен Серапиум – центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков христиан погибла женщина философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение Олимпийских игр. Имущество закрывавшихся языческих храмов отбиралось в пользу казны. Постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым – христианством, которое все больше определяло духовную жизнь Византии. В Византии церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. По мнению церковников человек должен был постичь содержание священного писания вне прикосновения и сохранить данные ему божественные истины, не менять их знание и не изобретать новых. В то же время во мнениях не было единообразия. Богословы и еретики по-разному понимали священное писание, а поэтому духовная жизнь средних веков представляет собой поле битвы, где люди отстаивали свою трактовку любой фразой из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматичными спорами.

На Вселенских соборах речь шла о правомерном или неправомерном учении, от членов общины требовалось соблюдение обрядов и признания церковных догматов. Страстные споры разгорелись вокруг главного догмата христианства – о единой и неделимой Троице, включающей Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа Святого. Особенно волновал людей того времени вопрос о природе Христа. Бог он или человек? В христологических спорах мнения участвующих постоянно расходились, менялись на Эдиска (431) и Халкидонском (451) соборах победило мнение, которое пыталось обосноват миф о земной жизни Христа. С течением времени возрастали противоречия между Зап. (католич) и Вост. (православн) церковью. Шла борьба между Папой Римским и Конст. Патриархом за политическое и религиозное первенство. В IXвеке Восточная церковь обособилась от Зап.

В XI веке произошел раскол, вследствие чего католическая и православная церкви стали независимыми ответвлениями христианства. Говоря об особенностях положения Византийской церкви, следует иметь в виду ее относительную бедность. Церковь в Византии не обладала теми богатствами, которые были в распоряжении церкви на Западе. Куда менее богатым был, по сравнению с Папой и Константин Патриарх. Не было у Византийской церкви и вассалов. Для достижения своих целей Византийская церковь обращалась к социальным низам и почти всегда добивалась успеха. Церковные деятели видели свою задачу в том, чтобы смягчать и ослаблять общественные противоречия, гасить волны политических страстей. Несмотря на постоянные конфликты между церковью и государством их объединяло одно – стремление сохранить традиционный порядок вещей, не допустить никаких существенных изменений. Христианское мироощущение пронизывает и повседневную жизнь. Высшими ценностями явл. аскетизм, смирение и благочестие, а земная жизнь понимается в качестве подготовки к переходу к вечно жизни.

Отсутствие «разрывов» в развитии культуры приводит Византию к настоящему культу книжной мудрости, под которой понимается не только священное писание и священное предание, но и античная, художественная и философская классика. Взаимодействие античной традиции и христианского мировоззрения наложило свой отпечаток на византийскую литературу. ВIY-YIвеках античные литературные жанры были еще широко распространены. Встречалась даже любовная лирика и эротическая поэзия, но уже с концаYI века особое значение приобретают новые жанры (церковная поэзия, назидательное чтение для широких народных масс – житие святых).

Огромных успехов Византийская культура добилась в ИЗО и архитектуре. И в этих областях проявилось взаимодействие двух линий влияния – Античной и церковной. Византийским мастерам удалось сохранить и усовершенствовать античную технику ИЗО. В то же время эта техника использовалась для передачи новых христианских образов и символов.

3. В культуре Византии полностью торжествуют обобществленные духовные принципы, общественная мысль, литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. Окончательно складываются и основные принципы в Византийской эстетике. Идеальный эстетический объект переносится в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких эстетических категорий, как, прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве получил преобладание традиционализм, каноничность. Искусство теперь не противоречит догмам официальной религии. Однако двойственность Византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного господства догматизированной церковной идеологии.

В XI –XII веках в Византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги: рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, формирование политического и интеллектуального самосознания горожан, консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение с Западом, не могли не отразиться на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о земле и Вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром, все это –приводит к обогащению Византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении Византийского общества. Это было время подъема научных знаний, и зарождение рационализма философской мысли Византии. Рационалистические мысли у Византийских философов и богословов так же как у Западно-Европейских схоластовXI – XII веков проявились, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры.

Важной предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения Античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI – XII веков воспринимали от античных философов уважение к разуму, на смену слепой веры, основанной на авторитете, приходят исследования причинности явлений в природе и обществе.

Византийская философия основана на античных философских учениях разных школ, а не только на трудах Аристотеля.

Подводя итого развития Византийской культуры в XI – XII веках можно отметить новые черты:

    безусловно, культура Византийской империи в это время еще оставалась средневековой, традиционной, каноничной, но уже пробивались ростки рационализма и свободомыслия, усиливалась борьба различных общественных группировок в сфере культуры, растет социальное недовольство.

    В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к появлению авторской позиции, в ней зарождалось критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки.

    Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году привел к распаду Византийской империи.

В области архитектуры собственно возрождаются планировочные и пластические принципы, начинают проявляться в ряде городов Германии: Аугсбурге, Нюрнберге, Галле. Они сливаются с традициями готики, что придает германской возрождающейся архитектуре изощренность и вычурность. Во многих сооружениях, строительство которых продолжалось десятки лет вообще невозможно установить границу, разделяющую готику от более поздних стилей. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне, собор в Умли, а также ряд замковых дворцовых сооружений. Интерьеры церквей украшены скульптурой, фресками, реже витражами, алтарями и станковой живописью.

Церкви выполняли функции музея наряду с отправлением культовых моментов. В целом достижения архитектуры Северного Возрождения менее самобытны, чем достижения живописи. То же можно сказать и о скульптуре. Интересна и музыка времен Северного Возрождения. К 16 веку существовал богатый фольклор (вокальный). Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крест. война и реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей Европейской музыки, но в первую очередь, на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественно научное.

Культура Древнего Рима значительно повлияла на развитие европейской и мировой истории. Ещё в те времена были заложены традиционные ценности, нормы общественной жизни и социально-психологические образцы поведения, которые на протяжении тысячи лет являлись основой европейской просвещенности. Рим также был "основателем" демократии, и гражданской ответственности, что свидетельствует о высоком социальном уровне развития, который способствовал формированию сильного и развитого государства.

Первоначально культура Древнего Рима складывалась под влиянием греческого и этрусского народов, но впоследствии римляне во многом превзошли своих учителей, достигнув достойных восхищения высот. Начиналось всё с религии, которая признавала силу духов и божеств. Поскольку римский пантеон был всегда открытым для «чужих» сил, считалось, что новые божества только увеличивают мощь римских жителей, поэтому мифология Рима стала отождествлять своих богов с греческими.

Также было с философией и литературой. Изначально греческие мудрецы и писатели "становились" римскими, а их труды переводились на латынь, но затем, изучая произведения великих философов и дополняя умозаключения собственным опытом, проявляли свои способности многие истинно римские великие писатели и ученые. Так зарождалась культура Древнего Рима.

Далее развитие происходило во всех сферах культуры. В архитектуре римляне сделали значительный шаг вперёд. Они отдавали предпочтение построению зданий, которые больше соответствовали практическим нуждам и подчёркивали силу, которая подавляет человека своим величием, чем храмовым (духовным) комплексам. В результате этого у них появились новые типы сооружений (амфитеатр, терма и базилик) и конструкций (арки, купола, столбы).


Культура Древнего Рима кратко описывает и некоторые достижения Греции, потому что во время своих завоеваний римляне вывозили из большое количество ценностей и произведений искусства. Эти трофеи впоследствии копировались, что, к сожалению, препятствовало развитию собственной живописи и скульптуры. Таким образом, Древнего Рима характеризовалась довольно неплохим развитием лишь портретного жанра (статуи, изображающие деятеля в тоге, бюсты), который отличался простотой и точностью образа.

Как уже говорилось, главной чертой мышления у римлян был практицизм, который способствовал развитию прикладных наук. В связи с этим высокого уровня достигла юриспруденция, по которой до нас дошли многочисленные литературные шедевры. Кроме этого, "изобреталась" новая бытовая утварь, стеклянная и бронзовая посуда, водяные мельницы, приспособления для отапливания помещений и подогрева воды и многое другое.

Одной из причин того, что Рима стала процветать, было улучшение материально-экономического положения империи, которое и обеспечило необходимые условия для образования ценностей, породило античную интеллигенцию (поэтов, учителей, философов и других мастеров искусств).

Далеким предком римлян, согласно мифам, считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в VIII в. до н.э. и сам в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Так что залогом величия Рима было множественное божественное покровительство. И это величие постоянно поддерживалось героическими усилиями римских граждан. Они при этом исполняли свой долг по отношению к римской общине - civitas.

Civitas - это община и гражданское состояние, и с этим словом связан термин «цивилизация». Римские граждане были напрямую причислены к судьбе Рима, к его осознанно-цивилизованному (хотя не сразу конечно) развитию. Гражданский долг, гражданские обязанности были очень важными в жизни Рима.

Сам Рим состоял как бы из двух частей: собственно города и «римского поля» за его стенами. Стена была городской чертой. Внутри действовали разнообразные правила. Туда, например, нельзя было входить вооруженным и даже в военном одеянии. В городе римские граждане ходили в особых одеждах, так называемых тогах. Тога была признаком римлянина. Римлян поэтому называли «тогатус» («носящие тогу»). Вне пределов стены было «марсово поле». Там могла стоять армия, неизменная существенная составляющая жизни Древнего Рима.

В Римской республике одной из первых обязанностей граждан было участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан - ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях и под чьим командованием гражданин воевал? Общественная активность ценилась и в мирное время. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики (от лат. res publica - общественное дело), на благо римского общества и государства.

Все это, о чем писали многие историки, характеризует, конечно, отдельные и разные периоды в развитии италийцев, а в эти периоды - лишь некоторые существенные особенности их жизни. Но очевидно, что античная цивилизация не одномерна, что римский ее вариант исходно являлся и реализовался, как своеобразный, отличавшийся от греческого, хотя и был похожим по типу и оказался тесно связанным с последним, испытал воздействие греческой культуры.

Эта римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии. Но на Апеннинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже - провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки. Сформировалось большое и все увеличивавшееся государство.

Как и во всех древних обществах, поначалу сохранялись многие первобытные или полупервобытные отношения между людьми. Обыденная жизнь римских гражданских общин была простой и бедной. Ускоренное развитие римской цивилизации началось в III-II вв. до н.э. Оно оказалось связанным с ростом самого Рима и ряда других городов - центров областей, с уже продвинутым расслоением населения, с появлением больших масс рабов.

Римская цивилизация по типу была сходна с греческой, как земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - хуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. В становлении и развитии Рима важную роль играли войны. Они обеспечивали не только защиту (это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства.

В организации армии и ведения войн Рим существенно преуспел. Римские легионы с их разнообразным вооружением, развитой стратегией и тактикой, великолепными полководцами (такими, например, как Цезарь) обнаруживали свое превосходство над карфагенянами, галлами, испанцами, германцами и т.д. Армия Рима сравнительно быстро стала профессиональной, наемной, и поэтому - грозным оружием в борьбе не только с внешними противниками, но и в борьбе за власть в самом Риме.

Римская экспансия была куда более мощной, чем греческая, и она объединяла растущее государство вокруг одного центра - Рима, «вечного города». Войны, помимо всего прочего, давали рабов. Римское рабовладение стало чрезвычайно существенным фактором цивилизации. Оно было интенсивнее, чем где бы то ни было, не столько по масштабам, сколько по организованности применения рабского труда во всех сферах жизни. Так что по социальному признаку население Рима разделилось, прежде всего, на рабов и свободных римлян, кроме которых, позже, в пределах самого города и римского государства жили и свободные «варвары» (не римляне) и рабы, отпущенные на волю. Наряду с этим, существенным было и деление населения по происхождению (знатности), богатству и могуществу. Патриции (букв, «отцовские семьи»), представители знатных семей, возвышались над плебеями (незнатными): мелкими собственниками (сельский плебс), ремесленниками и торговцами (плебс городской). Знатные и могущественные землевладельцы-рабовладельцы (а позже и владельцы мастерских, рудников и т.п.) составляли высшее сенаторское (сенат - собрание старейшин) сословие. Сословие так называемых «всадников» объединяло торговые и финансовые слои, оказывавшие большое влияние на жизнь Рима. Плебеи, в отличие от рабов, от неграждан, имели избирательное право и сравнительно легко, хоть и не без борьбы, отвоевали себе место во властных структурах.

Рабы были фактически вне общества, хотя они тоже различались по положению (обслуга, учителя, врачи, гладиаторы, работники в мастерских, в рудниках). Для выживания рабам нужны были и сила, и ум, и изворотливость. Рабство постепенно вводило в обиход презрение к труду как к занятию низменному и, вместе с войнами, давало простор для развития жестокости, высокомерия. Рабство, развиваясь, вело к разорению мелких собственников и формированию слоя городских люмпенов (свободных бездельников, черни), часть которых во II в. стали брать в армию, на жалованье.

Обыденная жизнь римлян, вначале суровая и бедная, постепенно менялась. Шло нарастание сложности социальных отношений и комфортности быта. В императорском Риме различия между богатыми с их невероятной роскошью и беднотой достигли огромных размеров. Императорский Рим поражал не только разгулом всевозможных страстей, властолюбия, честолюбия, безнравственности, но и богатством, роскошью, великолепием зданий и сооружений. Римская цивилизация в целом развилась чрезвычайно! Римляне овладели разнообразными приемами строительства. Они проложили множество прекрасных дорог, которые в Европе использовались и в эпоху Средневековья. Римляне строили сложные водоводы (акведуки) и достигли многого в организации бытового комфорта. Достаточно вспомнить о знаменитых термах (своеобразных общественных банях). Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации, и культуры (во всяком случае, что касается витального уровня последней). В Риме вырабатывались разнообразные формы культурной (облагороженной) жизни, отличавшей римлян от варваров.

При этом большая масса населения в городах оказывалась на положении иждивенцев государства. В I-II вв. их количество в Риме доходило до 200 тыс. И каждый получал ежедневно 1,5 кг хлеба, а впоследствии еще и масло, и мясо. Иногда происходили раздачи денег. Эта праздная толпа требовала не только хлеба, но и зрелищ, проводя время на площадях, в харчевнях, банях, цирках (где глазели на бои гладиаторов, травлю зверей). Растущее чиновничество было занято интригами. В целом жизнь была разной: временами мрачной и страшной, временами вполне сносной. Многое зависело от положения человека в обществе и от общей политической ситуации.

Государственность и политическая жизнь Рима развивалась от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Периодизация истории государства такова:

  • - период патриархальных царств (VII-V вв. до н.э.);
  • - Римская республика возникла после устранения царской власти (V-I вв. до н.э.) и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н.э.;
  • - императорский Рим (конец I в. до н.э. - V в.) (частично продолженный далее в Византии).

Характерно, что политика и другие связанные с ней стороны жизни в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности путем развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизацией в движении к так называемому «правовому государству».

Раннее римское право получило свое выражение и оформление в известных, принятых в 450 г. до н.э., «Законах XII таблиц» (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последующие юридические документы, и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейнонаследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления, вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т.д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал «Кодекс Юстиниана» (составлен в 528-529 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу.

По отношению к отсутствию права и малоразвитому правовому состоянию, солидная и тщательная разработка его и действенность правовых актов стали важными моментами не только развития цивилизации, но и окультуривания жизни. Отношения между людьми по мере их совершенствования в правовых аспектах, в большей мере организовывались, упорядочивались и очеловечивались, хотя в этом процессе были издержки, и немалые. Правовые установления формировались и закреплялись неизбежно в пользу определенных - господствующих - слоев населения. Раб, например, вообще не был субъектом права. И излишняя жестокость рабовладельца осуждалась только в качестве злоупотребления им своим правом на имущество (коим считался раб) и расточительного распоряжения им. Однако некоторые элементы римского права все же носили характер «блага для всех», правовой защиты любого римского гражданина, защиты от беспредела. При отстаивании законных прав укреплялось и чувство человеческого достоинства. Римское право в своем развитии, видимо, недаром испытало воздействие греческой культуры, с ее мощным антропоцентризмом, возвышавшимся в отдельных моментах до гуманизма. Впрочем, это воздействие сказывалось на сфере правовых отношений не прямо, а опосредованно, через реализацию общих связей между двумя античными культурами, в чем-то схожих, в чем-то принципиально отличных друг от друга.

Быт римлян

Дом не имел окон. Свет и воздух поступали через широкое отверстие в крыше. Стены из кирпича штукатурились и белились, часто изнутри их покрывали рисунками. В богатых домах пол украшался мозаикой — кусочками разноцветного камня или цветного стекла.
Беднота жила в лачугах или в тесных комнатушках многоквартирных домов. В жилища бедняков не проникали солнечные лучи. Дома для бедняков строились плохо и нередко обрушивались. Случались страшные пожары, уничтожавшие целые районы Рима.
За обедом не сидели, а возлежали на широких ложах вокруг низкого стола. Бедняки довольствовались на обед горстью маслин, куском хлеба с чесноком и стаканом кислого вина (пополам с водой). Богатые люди тратили целые состояния на дорогие кушанья, изощрялись в придумывании удивительных блюд вроде жаркого из соловьиных языков.
Нижней одеждой римлян была туника (род рубахи до колен). Поверх туники надевали тогу — плащ из куска белой шерстяной ткани овальной формы. Сенаторы и магистраты имели тогу с широкой пурпурной каймой. Ремесленники носили короткий плащ, оставлявший открытым правое плечо. Так было удобнее работать.
Богатые и знатные римляне, не знавшие никакого труда, проводили ежедневно помногу часов в банях (термах). Там были облицованные мрамором бассейны с горячей и холодной водой, парильни, галереи для прогулок, сады и магазины.


Достижения в технике

Раньше из размягченной стеклянной массы лепили, как из глины. Римляне стали получать дутое стекло, изготовляли стеклянную посуду, научились отливать стеклянные изделия в форму.
Римские строители сооружали дороги, покрывавшиеся плотными каменными плитами. По обочинам дорог имелись обложенные камнем канавы для стока воды. Расстояния отмечались милевыми столбами Многие римские дороги сохранились до наших дней.
Римляне изобрели бетон, составными частями которого был известковый раствор, вулканический пепел и щебень. Бетон позволял применять при постройке мостов арки. По арочным мостам с желобом для труб наверху (акведукам) самотеком вода бежала в город. Рим времен империи имел 13 водопроводов.
Исключительно точный расчет требовался для купольных построек, так как при сооружении куполов не применялись, как теперь, металлические или железобетонные балки и крепления. Образцом купольной постройки является Пантеон (храм всех богов), построенный в Риме в I в. и ныне служащий местом погребения выдающихся людей Италии.
Чудом строительной техники древности является Колизей, огромный амфитейтр 2, сооруженный в Риме во второй половине I в. Стены Колизея достигали 50 метров высоты, он вмещал не менее 50 тысяч зрителей.
Многие архитектурные памятники Рима посвящены прославлению побед римского оружия. Таковы деревянные, а затем каменные триумфальные арки — парадные ворота, через которые проезжал победивший полководец и проходило победоносное войско во время триумфа. В ознаменование военных побед воздвигались также высокие каменные колонны со статуей импера¬тора-полководца.


С техникой строительства нас знакомит сочинение римского инженера Витрувия (I в. до н. э.), долго служившее образцом для инженеров и строителей нового времени.
В древнем Риме поощрялась агрономическая (сельскохозяйственная) наука. Римские агрономы разрабатывали способы лучшей обработки почвы, приемы лучшего ухода за сельскохозяйственными культурами. О сельском хозяйстве и его технике писали Катдн (И в. до н. э.) и многие другие выдающиеся люди.


Скульптура древнего Рима

Чем больше было предков, тем знатнее считался род.
Когда по греческому обычаю стали высекать статуи из камня, римские скульпторы сохранили обычай точно передавать черты человека, как это делалось на работах из воска. Если статуя изображает старика, то можно видеть морщины, дряблую кожу. Римская скульптура носила реалистический характер. Статуи были настоящими портретами, точно передававшими черты изображаемых лиц.

Литература древнего Рима

Прекрасную по форме и глубокую по мысли поэму «О природе вещей» написал поэт и ученый Лукреций Кар (I в. до н. э.). Он доказал, что природа подчиняется своим естественным законам, а не воле богов. Лукреций боролся с суевериями и религией, пропагандировал достижения науки.
Поэт времени Августа Вергйлий в звучных и торжественных стихах поэмы «Энеида» рассказал о далеком прошлом Италии, связав ее судьбы с мифом о троянце Энее, спасшемся при гибели Трои и попавшем после долгих странствий в Италию. Вергилий восхвалял Августа, считавшего себя потомком Энея, Вергилий также возвеличивал Римское государство, которому, будто бы сами боги повелели править другими народами.

Современник Вергилия поэт Гораций писал чудесные стихи о дружбе и благах мирной жизни, воспевал красоту природы Италии и труд земледельца.
Август хорошо понимал степень воздействия художественной литературы на массы и поэтому стремился привлечь поэтов и писателей на свою сторону. Друг Августа, богатый рабовладелец Меценатдарил поэтам поместья и делал им другие подарки. Поэты прославляли Августа как спасителя Римского государства, а время его правления называли «золотым веком».
1 Слово меценат стало обозначать знатного покровителя искусств.


Календарь в древнем Риме

Январь был назван в честь бога Януса; февраль получил название от празднеств в память предков — фебруарий; март носил имя бога войны и растительности Марса; июль и ав¬густ названы в честь Юлия Цезаря и Августа; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
обозначают «седьмой», «восьмой», «девятый», «десятый». Счет дней был сложным. Вместо «7 мая» римлянин сказал бы «8 дней до 15 мая». Первое число месяца называлось календы — отсюда календарь.

Значение римской культуры

Римляне. завоевавшие многие области Европы и Африки, познакомили другие народы с культурными
достижениями греков. Они сохранили копии замечательных произведений греческой скульптуры, не дошедших до нас в подлиннике. Многие труды греков известны нам лишь в римской передаче.
В новое время греческую и римскую культуру стали называть античной (от латинского слова антйквус — древний).
Римляне вносили в культуру и новое, особенно в области строительства и техники. Язык римлян — латынь — стал родоначальником и основой языка многих народов (итальянского, французского, испанского и др.). Латинским алфавитом сейчас пользуются народы Западной и частично Восточной Европы, большей части Африки, Америки, Австралии (см. карту). Римскими цифрами мы обозначаем столетия, используем их на циферблатах часов. Ученые пользуются латинским языком для обозначения растений, минералов, частей человеческого тела.

Множество латинских слов вошло и в наш язык. Слова коммунизм, партия, республика, пролетариат, школа и многие другие латинские. Имена Павел, Виктор, Наталия, Маргарита, Максим, Сергей также латинские. Планеты Марс, Юпитер, Венера, Сатурн носят имена римских богов. Всемирно известный крейсер «Аврора» назван именем римской богини зари.



Просмотров