Культура как сторона различных сфер жизни общества (политическая культура, культура труда и т. д.)

культурный образный общественный

Когда характеризуется культура в различных формах общественной жизни, то говорится о культуре эстетической, нравственной, профессиональной, политико-правовой, экономической, экологической, бытовой, физической.

Художественная культура представлена как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс создания, распространения, усвоения обществом и каждым отдельным человеком. К функциям художественной культуры относят: эстетическую (она связана со способностью искусства доставлять человеку эстетическое удовольствие); познавательную (выражает специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов). Идеологическую (означает, что искусство выступает выразителем и проводником того или иного мировоззрения); воспитательную (заключается в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека); коммуникативную (означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, является средством духовного общения людей).

Нравственность возникает после того, как уходит в пришлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива.

Мораль представлена как сторона, как аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых воплощены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире. Выделяют следующие уровни моральной культуры: низший - здесь наблюдается ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и внушение, воспроизведение общепринятого содержания поступков; средний - происходит реализация моральных предписаний и ценностей, детерминированная общественным мнением; высший - это уровень саморегуляции с опорой на основной нравственный императив - совесть.

Право, правовая культура может быть представлена как совокупность правовых знаний, убеждений, установок, реализуемых в процессах общения, поведения, деятельности, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. Среди функций правовой культуры выделяют следующие: определение правовых процессов и их нормативное закрепление; регулирование отношений между людьми в процессе социального взаимодействия; создание оптимальных условий для формирования и развития процессов социально значимых взаимодействий.

Политика представляется совокупностью установок и целей, определяемых коренными интересами социальных групп, партий и государств, а также их практическая внутренняя и международная деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. Политическая культура рассматривается как разновидность и составная часть общей человеческой культуры; как цели, средства, результаты деятельности общества, класса, социальной группы, индивида, характеризующие уровень социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений.

Экологическая культура предполагает признание единой системы "человек - природа" или "общество - природа", причем не только в плане воздействия на развитие общества географической среды и народонаселения, но и признание обратного воздействия природы на общество.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры. Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения. Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Физическая культура основана на витальных ценностях культуры, на ценностях здорового образа жизни. Для поддержания физической культуры в обществе должны функционировать соответствующие учреждения. Специализированные кадры и популяризация здорового образа жизни необходимые составляющие для поддержания и существования физической культуры в обществе.

Понятие культура

Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим.

Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию.

Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие “культура”.

В современной науке имеются сотни определений культуры. К сожалению, большинство из них непонятны и трудновоспроизводимы, тогда как понятие “культура” должно быть операциональным, легким в употреблении. Этим требованиям соответствует понимание культуры как качественной характеристики жизнедеятельности общества в целом и основных его субъектов в отдельности. Становится и развивается она вместе с формированием общества, совершенствуясь вместе с ним.

В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:

  • совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
  • способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
  • степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.

Материальная и духовная культуры

Культуру подразделяют на . Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. — объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. — культура. Скрипка — музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари — предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение — предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика — культура.

Жизнедеятельность общества — многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности.

Мы предлагаем градацию уровней достигнутой культуры: знания, умения, навыки, опыт, мастерство, творчество, которые отражают степень развитости каждой из сфер жизни того или иного субъекта общественной жизни: трудовой, политической, экономической и др. Ориентируясь на них, можно построить график развитости культуры каждого субъекта общественной жизни: личности, социальной группы, общества любой страны.

Подобный график представлен на рисунке ниже.

К сожалению, кривая, отражающая достигнутый уровень культуры в различных сферах жизни России, опускается, демонстрируя недостаточно высокую культуру в ряде важных сфер. Она показывает, что уровень трудовой культуры россиян выше, чем политической или экономической, а тем более эстетической или этической. В стране много высококультурных людей, но еще больше не дотягивающих до этого комплексного показателя.

Когда мы говорим о культуре социального субъекта , мы имеем в виду его потенциал совокупный , сформировавшийся во всех сферах жизнедеятельности общества. В социологии главное внимание уделяется функционированию элементов в духовной культуре . Каковы же эти элементы?

Знания , сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке, как системе знаков и символов, наделенных определенным значением.

Язык — инструмент формирования, накопления и передачи знаний. В свою очередь знания выступают основанием убеждений — важного элемента культуры.

Рис. 1. Диаграмма культуры субъекта социальной жизни

Убеждение — определенное духовное состояние, чувственное переживание знания как личностно значимого, достоверного. Убеждения — единство знаний, эмоций и воли, выступающие в форме: ценностных ориентаций, установок, норм, принципов поведения, мотивов действий. В основе их лежат ценности — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта . В социологии ценности рассматривают как представления о добре, зле, счастье, честности, верности, любви, добродетели — факторах регуляции социальных взаимодействий. Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Вступая в жизнь общества, человек всему дает свою оценку. Основанием ее выступают ценности. Ценности ориентируют, побуждают, мотивируют социального субъекта на конкретные действия. Социологию интересуют прежде всего ценности, выступающие регуляторами взаимодействий людей в обществе, т. е. социальные ценности. Важными элементами культуры являются социальные нормы, привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, мода, вера и др.

Культурой мы называем все, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений, который не может существовать без человеческой заботы.

Культура может быть нравственная, научная, экономическая, правовая, политическая и т.д. В обыденномсознании культура сливается с «культурностью», т.е. духовно-нравственным достоянием личности. В числе наиболее ценимых качеств культурного человека упоминаются сознательность, организованность, ответственность, эрудиция, скромность, аккуратность, справедливость.

Культура формирует человека как зрелое человеческое существо - в отличие от животного, которое приобретает родовые признаки прямо от рождения. Вряд ли все родовые признаки получили простор для развития: об этом говорят уникальные способности, присущие немногим людям.

Культура формирует человека как часть социума, когда он усваивает некий обязательный минимум культуры и входит в ту или иную группу со специфическими способами мышления и принципами поведения.

Культура приобщает человека к культурному наследию в более широком объеме, способствует усвоению других культур - иностранные языки, профессиональные навыки, приобретение широкой гуманитарной культуры.

Культура формирует индивидуальность, развивая способности, предуказанные природными задатками, биографией, жизненным опытом.

В свою очередь и культура создается, развивается и сохраняется как отдельными людьми, так и обществом в целом. И отношение общества к культуре обязано быть вполне осмысленным.

Художественная культура, или искусство. Эстетика – система чьих-либо взглядов на искусство.

Толстой: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

В этом определенииследует подчеркнуть:

- Сфера искусства – это прежде всего чувства, эмоции.

- Сознательность акта творчества

- Важность намерений субъекта, т.е. творца.

Зритель, читатель, слушатель, может ограничиться ролью объекта, (нравится – не нравится), а может пойти дальше, т.е. попытаться судить о намерениях художника и о том, насколько художник справился со своей задачей. Здесь лишь важно помнить, что художника следует судить по тем законам, которые он сам над собой признает.

Можно разделить искусство на классическое и романтическое (Жирмунский). В классическом искусстве произведение важно само по себе, оно не содержит характера создателя, оно созвучно самой природе. А художник-романтик стремится выразить в первую очередь самого себя, считая, что именно этим он затронет чувства другого человека.

Идеология советских времен большое место отводила рассуждениям о форме и содержании в искусстве.

Гете сказал, что для истинного художника стимулом для творчества является не жизнь, а произведения искусства, созданные другим творцом. Это очень честная мысль, полностью противоречащая установкам коммунистических вождей, по которым художник именно обязан изображать жизнь.

Познание художественного произведения начинается с чисто эмоционального восприятия. Затем приходит желание понять, как, каким способом художник достиг своей цели – заразил тебя своим чувством. В дальнейшем хочется глубже понять художника, ты начинаешь интересоваться другими его произведениями, его личностью, его судьбой. Человек, ощущающий в себе творческие способности, потребности собственного творчества, проникает в творческую лабораторию поразивших его художников, проходя таким образом стадию ученичества.

«… Средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах».

(«Прекрасно то, что нравится независимо от смысла» Кант.)

Культура «народная», «элитарная»и «массовая».

Народная культура – традиционна, однородна, отражает характер народа. Ее источник – село. Она глубока и инертна. Из народной культуры художники черпают материал, переосмысливая его и наполняя философским и нравственным содержанием.

Элитарная культура – творческий авангард, лаборатория. Это группы, студии, кружки, внутри которого говорят на специальном языке, доступном лишь посвященным. Здесь рождаются произведения новые, небывалые, здесь художники учатся друг у друга, здесь рожаются гении.

Массовая культура создается для широких городских масс «индустриальным» способом. В ней много неподлинного, подражательного и стандартизированного. Она заранее рассчитывается на достаточно низкий уровень восприятия.

Разумеется, существуют и промежуточные формы, когда крупномасштабное произведение, рассчитанное на широкие массы, включает в себя элементы как элитарного, так и народного искусства. (Фильм о Штирлице).

Нравственная оценка культуры. Толстой говорил о хорошем или дурном искусстве – в зависимости от того, на какие именно чувства читателя или зрителя воздействует художник. Наиболее важным критерием нравственной оценки является религиозное состояние общества.

В СССР, где господствовали атеизм и псевдорелигиозные культы, искусство во многом заменяло религию. Именно оно произведениями лучших мастеров будило в людях высокую нравственность, давало надежду на будущее.

Проблема сохранения и отбора культуры.

Проблема культурной элиты: поддержка нового и непонятного

Образование. Средства массовой информации.

Нашей культуре предстоит вспомнить свое христианское происхождение - как непосредственно от православия, так и через влияние западного христианства. И уже на этой базе предстоит осмыслить и либо принять, либо отвергнуть новейшие влияния, в изобилии предлагаемые всемирным информационным полем.

Еще и еще раз приходится говорить, что возвращение к христианским основам, к религиозным истокам культуры не означает отказа от достижений гуманизма. Напротив, это спиралеобразное движение вверх, к новой стадии развития, где научная мысль сочетается с религиозным миросозерцанием, где свобода сочетается с ответственностью, где есть Путь, Истина и Жизнь.

Сегодня все это приходится доказывать. Сегодня слишком многие не находят в себе сил преодолеть приобретенный в атеистическом детстве стереотип, по которому для образованного человека вера постыдна. И именно эти люди сегодня формируют телевизионные программы, газетные полосы, организуют массовые "культурные мероприятия". Мы вправе рассчитывать, что деятели культуры первыми преодолеют упомянутый стереотип, тем более, что часть из них сделала это еще в "застойные" годы, когда для этого требовалось изрядное мужество.

Саморазвивающееся общество не может пускать культуру на самотек, учитывая, что искусство может не только воспитывать, но и развращать душу человека. Пришло время определиться - каким образом общество должно оказывать влияние на культуру.

Развлекательная массовая культура должна иметь ограничение лишь со стороны закона, т.е. здесь должно запрещаться лишь разлагающее воздействие, описанное законом. Эта часть культуры не финансируется государством, а является самоокупаемой.

Государство должно поддерживать культуру, оказывающую благотворное влияние на человека. Однако решение о полном или частичном финансировании должны приниматься не одними чиновниками. Здесь необходим общественный ареопаг культуры, состоящих из авторитетнейших деятелей культуры, науки, религии, политики. Рекомендации ареопага культуры являются основополагающими для материальной поддержки или, напротив, для ограничительных мер в отношении прежде всего теле- и радио- программ.

Здесь возникает проблема формирования самого ареопага. Ясно, что он не может быть избираем всеобщими выборами. С другой стороны - едва ли можно отдать утверждение ареопага на откуп самим деятелям культуры во избежание корпоративных влияний. Однако какие-то решения, пусть не идеальные, можно найти; главное - сделать первый шаг и покончить с безраздельной властью анонимных редакторов и директоров программ, приоткрыть завесу тайны над теми, от кого зависит завтрашнее общественное сознание.

Культура - важная составляющая общественного сознания. Она является средством формирования социальной личности, сферой общения людей и реализации их творческого потенциала. культуры и ее особенности являются объектом исследования философов, культурологов, интеллектуалов, которые стремятся определить роль духовной культуры в обществе и в развитии человека.

Понятие культуры

Человеческая жизнедеятельность за всю историю складывается в культуру. Это понятие охватывает широчайшую сферу жизни людей. Значение слова «культура» - "возделывание", "обработка" (первоначально - земли) - связано с тем, что при помощи различных своих действий человек преобразует окружающую действительность и самого себя. Культура - явление исключительно человеческое, животные, в отличие от людей, приспосабливаются к миру, а человек его подстраивает под свои нужды и потребности. В ходе этих преобразований она и создается.

В связи с тем что сферы духовной культуры чрезвычайно многообразны, единого определения понятию «культура» не существует. Есть несколько подходов к его толкованию: идеалистический, материалистический, функционалистский, структуралистский, психоаналитический. В каждом из них выделяются отдельные аспекты этого понятия. В широком понимании культура - это вся преобразовательная деятельность человека, направленная как вовне, так и вовнутрь себя. В узком - это творческая деятельность человека, выражающаяся в создании произведений различных искусств.

Духовная и материальная культура

Несмотря на то что культура - это сложное, комплексное явление, есть традиция разделять ее на материальную и духовную. К области материальной культуры принято относить все результаты деятельности человека, воплощенные в различных предметах. Это мир, окружающий человека: здания, дороги, бытовая утварь, одежда, а также разнообразная техника и технологии. Сферы духовной культуры связаны с производством идей. К ним относятся теории, философские учения, нормы морали, научные знания. Однако зачастую такое деление является чисто условным. Как, например, разделить произведения таких видов искусства, как кино и театр? Ведь спектакль соединяет в себе идею, литературную основу, игру актеров, а также предметное оформление.

Возникновение духовной культуры

Вопрос о происхождении культуры до сих пор вызывает оживленные споры между представителями разных наук. Обществознание, сфера духовной культуры для которого является важной исследовательской областью, доказывает, что культурогенез неразрывно связан с формированием общества. Условием выживания первобытного человека стало умение приспосабливать под свои потребности окружающий мир и умение сосуществовать в команде: выживать в одиночку было невозможно. Формирование культуры не было мгновенным, а являлось длительным эволюционным процессом. Человек научается передавать социальный опыт, создавая для этого систему ритуалов и сигналов, речь. У него появляются новые потребности, в частности стремление к красоте, формируются социальные и Все это становится платформой для формирования духовной культуры. Осмысление окружающей действительности, поиск причинно-следственных связей приводят к формированию мифологического мировосприятия. Оно в символической форме объясняет окружающий мир и позволяет человеку ориентироваться в жизни.

Основные сферы

Из мифологии со временем вырастают все сферы духовной культуры. Мир человека эволюционирует и усложняется, и вместе с тем происходит усложнение информации и представлений о мире, выделяются специальные области знаний. Сегодня вопрос о том, что включает в себя сфера духовной культуры, имеет несколько вариантов ответа. В традиционном понимании в нее включают религию, политику, философию, мораль, искусство, науку. Есть также более широкое представление, согласно которому в духовную сферу включается язык, система знаний, ценностей и планов человечества на будущее. В наиболее узкой трактовке к сфере духовности относят искусство, философию и этику как область формирования идеалов.

Религия как сфера духовной культуры

Первой из выделяется религия. Все сферы духовной культуры, в том числе религия, представляют собой особый свод ценностей, идеалов и норм, которые служат ориентирами в жизни человека. Вера является базой для миропонимания, особенно для человека древности. Наука и религия - два антагонистических способа объяснения мира, но каждый из них представляет собой систему представлений о том, как был создан человек и все, что его окружает. Специфика религии состоит в том, что она апеллирует к вере, а не к знанию. Главная функция религии как формы духовной жизни - мировоззренческая. Она задает человеку рамки миропонимания и мировосприятия, придает смысл существованию. Также религия выполняет регулятивную функцию: управляет отношениями людей в обществе и их деятельностью. Кроме этих вера выполняет коммуникативную, легитимирующую и культуротранслирующую функции. Благодаря религии появились многие выдающиеся идеи и явления, она явилась источником концепции гуманизма.

Мораль как сфера духовной культуры

Нравственно-духовная культура - это основа регуляции взаимоотношений между людьми в обществе. Мораль - это система ценностей и представлений о том, что есть зло и добро, о смысле жизни людей и принципах их взаимоотношений в обществе. Нередко исследователи считают этику наивысшей формой духовности. Мораль - специфическая сфера духовной культуры, и ее особенности обусловлены тем, что она является неписаным законом поведения людей в социуме. Она представляет собой негласный общественный договор, согласно которому все народы считают наивысшей ценностью человека и его жизнь. Главными общественными функциями морали являются:

Регулятивная - эта специфическая функция состоит в управлении поведением людей, причем над ними не довлеют никакие институты и организации, контролирующие человека. Выполняя моральные требования, человек мотивируется уникальным механизмом под названием совесть. Нравственность устанавливает правила, которые обеспечивают взаимодействие людей;

Оценочно-императивная, т. е. функция, которая позволяет людям понять, что есть добро, а что зло;

Воспитательная - именно благодаря ей формируется нравственный облик личности.

Также этика выполняет ряд таких социально-значимых функций, как познавательная, коммуникативная, ориентирующая, прогностическая.

Искусство как сфера духовной культуры

Кино и театр

Кино - одно из самых молодых и в то же время самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем залы кинотеатров ежедневно заполняют миллионы зрителей, и еще больше людей смотрят фильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на умы и сердца молодежи.

Сегодня театр менее популярен, чем кино. С повсеместным распространением телевидения он потерял часть своей притягательности. Кроме того, театральные билеты сейчас стоят дорого. Поэтому можно сказать, что посещение знаменитого театра стало роскошью. Все же театр является неотъемлемой частью интеллектуальной жизни каждой страны и отражает состояние общества и умов нации.

Философия как сфера духовной культуры

Философия - древнейшая человека. Как и другие сферы духовной культуры, она вырастает из мифологии. Она органично сочетает в себе черты религии, Философы удовлетворяют важную потребность людей в обретении смысла. Главные вопросы бытия (что есть мир, в чем смысл жизни) получают в философии различные ответы, но позволяют человеку избирать свой жизненный путь. Важнейшие функции ее - мировоззренческая и аксиологическая, она помогает человеку выстроить собственную систему взглядов и критериев оценки окружающего мира. Также философия выполняет гносеологическую, критическую, прогностическую и воспитательную функции.

Наука как сфера духовной культуры

Самой поздней образовавшейся сферой духовной культуры стала наука. Ее формирование происходит достаточно медленно, и она призвана в первую очередь объяснять устройство мира. Наука и религия являются формами преодоления мифологического мировосприятия. Но в отличие от религии наука является системой объективных, верифицируемых знаний и строится по законам логики. Ведущая потребность, которую удовлетворяет человек посредством науки, - познавательная. Человеку свойственно задаваться различными вопросами, и поиски ответов порождают науку. Науку от всех прочих сфер духовной культуры отличает строгая доказательность и проверяемость постулатов. Благодаря ей формируется общечеловеческая объективная картина мира. Основными социальными являются познавательная, мировоззренческая, практико-преобразующая, коммуникативная, воспитательная и регулятивная. В отличие от философии, наука базируется на системе объективных знаний, которые проверяемы в ходе экспериментов.

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребности в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это производство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

  • слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
  • в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
  • в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разнов Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.

1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

а) простота, доступность;

б) анонимность, создается всем народом;

в) стабильность, неизменность;

г) связь с национальными корнями;

д) служит для национальной самоидентификации;

е) возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

а) сложность, доступность только для избранных;

в) создается профессионалами;

г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

д) постоянно развивается, усложняется;

е) интернациональна

3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:

1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;

2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).

Особенности :

а) коммерческая направленность;

б) простота и доступность форм;

в) создается профессионалами;

г) интернациональна.

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.

Положительное влияние:

  • так или иначе, приобщает каждого к культуре;
  • имеет свои высоты и достижения;
  • удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
  • является средством самовыражения.

Отрицательное влияние:

  • снижает общую планку культурного уровня;
  • формирует искусственные потребности и запросы;
  • формирует стандартное поведение и вкусы;
  • насаждает социальные мифы.

II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.

1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.

2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

Наука

Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Отличительные черты науки:

1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.

2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.

3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.

4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.

5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.

6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.

7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.

Функции науки:

1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).

2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).

3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.

4. Социальная - содействие в развитии общества.

5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.

Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.

Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) измерение;

г) описание;

д) сравнение и др.

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

а) дедукция;

б) индукция;

в) абстрагирование;

г) идеализация;

д) систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

а) аналогия;

б) анализ;

в) синтез;

г) классификация;

д) моделирование.

Виды наук.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры

Образование

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Функции образования:

  • экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
  • социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
  • культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.

Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Ступени образования в РФ:

1. дошкольное

2. общее (школьное, среднее)

а) начальное

б) основное в)полное

3. профессиональное

а) начальное б)среднее

в) высшее

г) послевузовское

4. дополнительное.

Тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);

б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);

в) гуманизация процесса образования;

г) компьютеризация процесса образования;

д) интернационализация процесса образования;

е) непрерывное образование;

ж) рост продолжительности образования.

Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.

Религия

Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.



Просмотров