Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте фгос до. Приобщение детей к музыкальному искусству

«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально- художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ д/с 12 Г.Новочеркасска Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 12


Обоснованность идеи применения ИКТ В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи: использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:. психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;. возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях; Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.


Актуальность педагогической идеи При использовании ИКТ происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного) Усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников Создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия Активизируется познавательно-речевая деятельность


Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным; Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок- отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест) Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию (приём: лучшие детские работы- в телевизор)


Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы « Любознате льный, активный» Музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес «Эмоциона льно- отзывчивый» Повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений. «Овладевший необходимым и умениями, навыками» Улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность. ИКТ










Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые – маленькие)), что способствует большей заинтересованности детей. Модели для развития ритмического слуха. Задание: Прохлопать ритмоформулы или сыграть их на детских музыкальных инструментах


Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности. Модель для развития звуковысотного слуха – пропивание, прохлопывание «Весёлый мышонок» Видеопособие для развития звуковысотного слуха.


В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить творческие способности. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.


При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ, позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное. Рассматривание мультимедийного портрета Слушание произведения композитора Просмотр видео иллюстраций к произведениям Мусоргский М.П. Прокофьев С.С.


Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Э то прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Скрипка Кларнет Валторна Литавры Виолончель


В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.) Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. «Снежинка»- рисуем голосом, пропиваем за движением снежинки «Музыкальная лесенка» Для развития певческого диапазона.


Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию Например, «Солнышко» муз. и сл. А.Ярановой Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.


Используя в структуру занятия включения видеоролика, творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований Сан Пин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут) 1. Музыкальное приветствие 2. Просмотр видеоролика 3. Ответы на вопросы 4. Творческое задание (изобрази капельки дождя на муз. инструментах, шуршание листочков и т.д.), дидактическая игра («Четвёртый лишний» найти лишний муз. инструмент, дорисуй муз. инструмент и т.д.) 5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов


Использование средств информационных технологий: стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий). Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей. Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.


Источник информации: Фоновые рисунки: Фото: из архива Бочарниковой С.В..


Слушание

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами.

Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли).

Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня).


Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.

Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера.

Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество

Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять npocTeniririe перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Развитие танцевально-игрового творчества

Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах

Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Зима», муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева; «Осенняя


песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского). «Полька», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Кто придумал песенку?», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Дед Мороз», чуз. Н. Елисеева, сл. 3. Александровой. «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Музыка», муз. Г. Струве; «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты) Л. Бетховена. «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева); «Первая потеря» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена.

пение

Упражнения на развитие слуха и голоса. «Зайка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка; «Ворон», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Бубенчики», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой; «Считалочка», муз. И. Арсеева; «Снега-жемчуга», муз. М. Парха-ладзе, сл. М. Пляцковского; «Где зимуют зяблики?», муз. Е. Зарицкой, сл. Л.

Куклина. «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Барабана, муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Тучка», закличка; «Колыбельная», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; рус. нар. песенки и попевки.

Песни. «Журавли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. Н. Пассовой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Гуси-гусеняга», муз. Ан. Александрова, сл. Г. Бойко; «Рыбка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. «Курица», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Березка», муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько; «Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Весенняя песенка», муз. А. Филиппенко, сл. Г Бойко; «Тяв-тяв», муз. В Герчик, сл. Ю. Разумовского, «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотской; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Песенное творчество

«Колыбельная», рус. нар. песня; «Марш», муз. М. Красева; «Дили-дили! Бом! Бом!», укр. нар. песня, сл. Е. Макшанцевой; «Придумай песенку»; потешки, дразнилки, считалки и другие рус.

нар. попевки.

музыкально-ритмические движения

Упражнения. «Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной («Этюд»); «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра («Вальс», фрагмент); «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой: «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»); «Росинки», муз. С. Майкапара; «Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.

Упражнения с предметами. «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с ленточками», укр. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платочка», муз. Т. Ломовой; «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера.

Этюды. «Тихий танец» (тема из вариаций), муз. В. Моцарта; «Полька», нем. нар. танец; «Поспи и попляши» («Игра с куклой»), муз. Т. Ломовой; «Ау!» («Игра в лесу», муз. Т. Ломовой).

Танцы и пляски. «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец», муз. Ан. Александрова («Полька»); «Приглашение», рус. нар. мелодия «Лен», обраб. М. Раухвергера; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Зеркало», «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодии; «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр, С. Разоренова; «Русская пляска», рус. нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия.


Характерные танцы. «Матрешки», муз. Б. Мокроусова; «Чеботуха», рус. нар. мелодия, обраб. В. Золотарева; «Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска Петрушек», хорват, нар. мелодия; «Хлопушки», муз. Н. Кизель-ваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р Глиэра; «Танец гномов», муз.

Ф. Черчеля; «Танец скоморохов», муз. Н. Римского-Корсакова; «Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева; «Пляска медвежат», муз. М. Красева; «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой.

Хороводы. «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М, Ивенсен; «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. О. Волгиной; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Хоровод цветов», муз. Ю. Слонова; «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем», рус. нар. песни, обр. В. Ага-ронникова; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой; «Возле речки, возле моста»; «Пошла млада за водой», рус. нар. песни, обр. В, Агафонникова.

Музыкальные игры

Игры. «Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Ищи игрушку», «Будь ловкий», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Летчики на аэродроме», муз. М. Раухвергера; «Найди себе пару», латв. мелодия, обраб. Т. Попатенко; «Игра со звоночком», муз. С. Ржавской; лот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской; береги обруч», муз. В. Витлина; «Найди игрушку», латв. нар. песня, обр. Фрида.

Игры с пением. «Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам», «Ворон», рус.нар. песни; «Заинька», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня, обраб. А. Рубца; «Ворон», рус. нар.мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Две тетери», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель; «Ёжик», муз. А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой, слова народные.

Музыкально-дидактические игры

Развитие звуковысотного слуха. «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки».

Развитие чувства ритма. «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».

Развитие тембрового слуха. «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».

Развитие диатонического слуха. «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».

Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти. «Будь внимательным», «Бурагино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».

инсценировки и музыкальные спектакли

«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В, Агафонникова; «Где ты был, Иванушка?», рус. нар. мелодия, обр, М. Иорданского; «Моя любимая кукла», автор Т. Кореева; «Полянка» (музыкальная игра-сказка), муз.Т. Вилькорейской.

Развитие танцевально-игрового творчества

«Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В. Золотарева; свободная пляска под любые плясовые мелодии в аудиозаписи; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т. Смирновой.

Игра на детских музыкальных инструментах

«Небо синее», «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Дон-дон», рус. нар. песня, обр, Р, Рустамова; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия; «Пастушок», чеш. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «Петушок», рус. нар. песня, обр. М. Красева; «Часики», муз. С.


Вольфензона; «Жил у нашей бабушки черный баран», рус. нар. шуточная песня, обр. В. Агафонникова,

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.

Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Использует различные источники информации, способствующие обога>. щениго игры (кино, литература, экскурсии и др.).

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, .кукольных спектаклей.

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного _ персонажа.

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.

Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.


Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории н рассказывать их сверстникам и взрослым.

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.

Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.

Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех. кто слабее.

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи поступки и поступки сверстников.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детско саду, на улице.

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется «вежливыми» словами.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, между, рядом с, около и пр.).

Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Способен конструировать по собственному замыслу.

Способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи,

Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта.

Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.

Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет.

Знает, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; что Москва - столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.


Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.

Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

Образовательная область «Физическая культура»

Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку

Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами.

Умеет кататься на самокате.

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

Умеет плавать (произвольно).

Образовательная область «Социализация»

Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.


Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.

Объясняет правила игры сверстникам.

После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.

Имет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

Образовательная область «Труд»

Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.

Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол.

Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет анализировать хразец постройки.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Создает постройки по рисунку.

Умеет работать коллективно.

Развитие элементарных математических представлений. Считает (отсчитывает) в пределах 10.

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

Называет текущий день недели.


Формирование целостной картины мира. Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту

Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу.

Называет времена года, отмечает их особенности.

Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.

Бережно относится к природе.

Образовательная область «Коммуникация»

Может участвовать в беседе.

Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Определяет место звука в слове.

Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Знает 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку

первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения.

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого

детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Образовательная область «Художественное творчество»

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

Рисование. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, лет.

Лепка. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Образовательная область «Музыка»

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).


Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.

Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.


Подготовительная:

к школе группа (от 6 до 7 лет)

Управление образования Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 12

Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ

Подготовила:

Бочарникова С.В.

Музыкальный руководитель МБДОУ №12

2013 год

Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления.

Поэтому, я сформулировала свою педагогическую идею, так: « Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением информационно коммуникационных технологий».

Реализуя поставленную мною цель:

использование ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству, я выделила ряд задач:

  • повышать мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
  • использовать интеграцию образовательных областей на основе музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ;
  • переместить акценты музыкального восприятия от словесных представлений к наглядным образам.

В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов.

Поэтому в своей деятельности я опираюсь на интеграцию образовательных областей выделенных в 655 приказе, делая акцент на образовательные области «Музыка» и «Художественное творчество».

развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.

Сущность идеи: использование информационных технологий для повышения мотивации у детей в музыкальном развитии и приводит к целому ряду положительных следствий:
. психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
.
возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор детей;
· возрастает уровень использования наглядности на занятиях.

Новизна идеи:
Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс музыкально-художественной деятельности, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.

Какова же актуальность использования ИКТ в образовательной области «Музыка»:

Происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного); усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников;

создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия, активизируется познавательно - речевая деятельность.

Видны преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ:

  • Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
  • Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок - отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест)
  • Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию (например: лучшие детские работы - в телевизор)

Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств : общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы. В таком интегративном качестве, как «Любознательный, активный» музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес.

В «Эмоционально-отзывчивый» - повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений.

«Овладевший необходимыми умениями, навыками» - улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?

Компьютер это –

Наглядное пособие

Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

Средство подготовки выступлений.

Источник (учебной, музыкальной) информации.

Для решения поставленных цели и задач я, как музыкальный руководитель, применяю различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках, по всем видам музыкальной деятельности:

  • Эмоциональное восприятие музыки детьми
  • Пение
  • Развитие слуха и голоса (музыкально-дидактические игры)
  • Игре на детских музыкальных инструментах
  • Музыкально-ритмических движениях

Для эмоционального восприятия музыки: я применяю такой приём, как сочетание музыки с анимационными эффектами, который способствует более эмоциональному восприятию детьми музыкальных произведений.

Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений.

Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой у детей.

Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые длительности– маленькие), что способствует большей заинтересованности детей.

Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности.

Для развития ритмического слуха опора на наглядность способствует развитию фантазии, образности.

В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить детям свои творческие способности.

Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.

При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное.

Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.

Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них.

Для обучения музыкально-ритмическим движениям и танцам я предлагаю компьютерное пособие - мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий момент дети смотрят на своё творчество с экрана.

В таком направлении, как пение , я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.). Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению.

Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию текста (Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации): например, «Солнышко» муз. И сл. А.Ярановой.

Используя в структуре занятия включения видеоролика, различных творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут).

Использование средств информационных технологий:

  • стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
  • позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий).
  • Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей.

Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.

По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения.

И как результат - улучшение памяти у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.

Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.

Я повысила свою информационную и профессиональную компетентность.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.

При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

Литература:

Интернет-ресурсы:

Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ д /с №12 Г.Новочеркасска Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12

Моя педагогическая идея: Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления. Звучит она так: «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ». Цель: использование ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству.

Основными задачами являются:

Обоснованность идеи применения ИКТ В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи: использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: . психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; . возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях; Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.

Актуальность педагогической идеи 1 2 3 4 При использовании ИКТ происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного) Усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников Создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия Активизируется познавательно-речевая деятельность

Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ

Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы ИКТ

Средство подготовки выступлений Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение Функции компьютера в педагогической деятельности муз.руководителя Источник учебной, музыкальной информации Наглядное пособие

Использование ИКТ по видам деятельности Эмоцио нальное восприя тие музыки детьми музыкально-дидактические игры Музыка льно -ритмические движе ния Пение Игра на детских музыкаль ных инструмен тах Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Сочетание музыки с анимационными эффектами улучшает эмоциональное восприятие музыки детьми

Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений

Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой

Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые – маленькие)), что способствует большей заинтересованности детей. Модели для развития ритмического слуха. Задание: Прохлопать ритмоформулы или сыграть их на детских музыкальных инструментах

В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить творческие способности. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.

При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ, позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное. Рассматривание мультимедийного портрета Слушание произведения композитора Просмотр видео иллюстраций к произведениям Мусоргский М.П. Прокофьев С.С.

Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Э то прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Скрипка Кларнет Валторна Литавры Виолончель

В освоении музыкально-ритмических движений использую: Схемы танцевальных движений Фотографии, видео выступлений детей

В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.) Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. «Снежинка»- рисуем голосом, пропеваем за движением снежинки «Музыкальная лесенка» Для развития певческого диапазона.

Используя в структуру занятия включения видеоролика, творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут) 1. Музыкальное приветствие 2. Просмотр видеоролика 3. Ответы на вопросы 4. Творческое задание (изобрази капельки дождя на муз. инструментах, шуршание листочков и т.д.) , дидактическая игра («Четвёртый лишний» найти лишний муз. инструмент, дорисуй муз. инструмент и т.д.) 5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов

Использование средств информационных технологий: Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.

Динамика развития музыкальных способностей Диагностический инструментарий: К.В.Тарасовой 2010-2011 2009-2010

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

Источник информации: http://www.musical-sad.ru Фоновые рисунки: http://images.yandex.ru/ Фото: из архива Бочарниковой С.В..

Спасибо за внимание!


Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Вопрос о взаимосвязях между объектом-музыкой и субъектом-ребенком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.

Если бы можно было точно перевести на язык слов содержание музыкального произведения, объяснить словами смысл каждого звука, возможно, отпала бы потребность в музыке как таковой. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык - это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий возникновения какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение - основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному зву­кообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

Основная идея методики игры на музыкальных инструментах - близость к детской жизни. Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.

Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.

Детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Музыкально-ритмические движения - благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта - исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятель­ности - и музыка, и движение - развертываются во времени.

Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка - переживание - создание музыкально-игрового образа.

Характерная особенность музыкально-игрового образа - его синтетичность. Дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Их внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Но первые же практические пробы воплощения замысла показывают, что дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки. Нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает у них неудовлетворенность.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и ее сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врожденная способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые взаимоотношения.

Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность. П. П. Блонский считает, что эстетическое воспитание предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса. Он пишет, что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...».

Слушание

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и баллеро, художник и др.).

Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.

Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию),

Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество

Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.).

Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.).

Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик; сердитый козлик и т.п.).

Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.

Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре в ансамбле.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Детская полька», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Колыбельная», муз. В. Моцарт; «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», муз. П. Чайковского; «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Веселый крестьянин», муз. Р. Шумана; «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди); «Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского); произведения из альбома «Бусинки» А. Гречанинова; «Море», «Белка», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Табакерочный вальс», муз. А. Даргомыжского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна; «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова; «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька». «Танец», муз. Д. Шостаковича; «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского: «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди; «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига; «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»); «Рассвет на Москве-ре­ке», муз. М. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина»); «Грустная песня», «Старинный танец», «Весна и осень», муз. Г. Свиридова; «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди; Органная токката ре минор И. С. Баха. «На гармонике» из альбома «Бусинки» А. Гречанинова и другие произведения из детских альбомов фортепианных пьес (по выбору музыкального руко­водителя); «Менуэт» из детского альбома «Бирюльки» С. Майкапара: «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» я «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова (сб. «Ромашковая Русь»); «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Могут исполняться и другие произведения русских и западноевропейских композиторов (по выбору музыкального руководителя).

Упражнения на развитие слуха и голоса. «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Бубенчики», «Наш дом», «Дудка», «Кукушечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Ходит зайка по саду», рус. нар. мелодии; «Спите, куклы», «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Волк и козлята», эстон. нар. песня; «Зайка», «Петрушка», муз. В. Карасевой; «Труба». «Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «В школу», муз. Е. Тиличевой, сл. М. Долинова; «Котя-коток», «Колыбельная», «Горошина», муз. В. Карасевой; «Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «А я по лугу», рус. нар. мелодии; «Скок-скок, поскок», рус. нар. песня; «Огород», муз. B. Карасевой; «Вальс», «Чепуха», «Балалайка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.

Песни. «Листопад»; муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «Моя Россия», муз. Г. Струве; «Нам в любой мороз тепло», муз. М. Парцхаладзе; «Улетают журавли», муз. В. Кикто; «Будет горка во дворе», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Зимняя песенка», муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой; «Елка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е, Шмановой; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Чериицкой; «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; «Хорошо, что снежок пошел», муз. А. Островского; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Это мамин день», муз. Ю. Тугаринова; «Новогодняя хороводная», муз. C. Шнайдера; «Песенка про бабушку», «Брат-солдат», муз. М. Парцхаладзе; «Пришла весна», муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Веснянка», укр. нар. песня, обр. Г. Лобачева; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Я хочу учиться», муз. А. Долуханяна, сл. З. Петровой; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве; «Праздник Победы», муз. М. Парцхаладзе; «Урок», муз. Т. Попатенко. «Летние цветы», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой; «Как пошли наши подружки», рус. нар. песня; «Про козлика», муз. Г. Струве; «На мосточке», муз. А. Филиппенко; «Песня о Москве», муз. Г. Свиридова; «Кто придумал песенку», муз. Д. Льва-Компанейца.

Песенное творчество

«Осенью», муз. Г. Зингера; «Веселая песенка», муз. Г. Струве, сл. В. Викторова; «Грустная песенка», муз. Г. Струве; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Весной», муз. Г. Зингера; «Тихая песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве; «Медленная песенка», «Быстрая песенка», муз. Г. Струве.

Музыкально-ритмические движения

Упражнения. «Марш», муз. И. Кишко; ходьба бодрым и спокойным шагом под «Марш», муз. М. Робера; «Бег», «Цветные флажки», муз. Е. Тиличевой; «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т. Ломовой; «Шагают девочки и мальчики, муз. В. Золотарева; «Поднимай и скрещивай флажки» («Этюд», муз. К. Гуритта). «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т. Ломовой; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана; «Качание рук», польск. нар. мелодия, обр. В. Иванникова; «Упражнение с лентами», муз. В. Моцарта; «Потопаем-покружимся»;»Ах, улица, улица широкая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Полоскать платочки»: «Ой, утушка луговая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Упражнение с цветами», муз. Т. Ломовой; «Упражнение с флажками», нем. нар. танцевальная мелодия; «Упражнение с кубиками», муз. С. Соснина; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской; «Упражнение с мячами», «Скакалки», муз. А. Петрова; «Упражнение с лентой» (швед. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева); «Упражнение с лентой» («Игровая», муз. И. Кишко).

Этюды. «Попляшем» («Барашенька», рус. нар. мелодия); «Дождик» («Дождик», муз. Н. Любарского); «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо); «Обидели», муз. М. Степаненко; «Медведи пляшут», муз. М. Красева. Показывай направление («Марш», муз. Д. Кабалевского); каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», рус. нар. мелодия); «Попрыгунья», «Упрямец», муз. Г. Свиридова; «Лягушки и аисты», муз. В. Витлина; «Пляска бабочек», муз. Е. Тиличеевой.

Танцы и пляски. «Парная пляска», карельск. нар. мелодия; «Танец с колосьями», муз. И. Дунаевского (из кинофильма «Кубанские казаки»); «Круговой галоп», венг. нар. мелодия; «Пружинка», муз. Ю. Чичкова («Полька»); «Парный танец», латыш, нар. мелодия; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Полька», муз. В. Косенко. «Вальс», муз. Е. Макарова; «Полька», муз. П. Чайковского; «Менуэт», муз. С. Майкапара; «Вальс», муз. Г. Бахман; «Яблочко», муз. Е Глиэра (из балета «Красный мак»); «Тачанка», муз. К. Листова. «Мазурка», муз. Г. Венявского; «Каблучки», рус. нар. мелодия, обр. Е. Адлера: «Прялица», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Русская пляска с ложками», «А я по лугу», «Полянка», рус. нар. мелодии; «Посеяли девки лен», рус. нар. песни; «Сударушка», рус. нар, мелодия, обр. Ю. Слонова; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е, Туманяна. «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Уж я колышки тешу», рус, нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Тачанка», муз. К. Листова; «Вальс», муз. Ф. Шуберта; «Пошла млада», «Всем, Надюша, расскажи», «Посеяли девки лен», рус, нар. песни; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Барыня», рус. нар. песня, обр. В. Кикто; «Пойду ль. выйду ль я», рус. нар. мелодия.

Характерные танцы. «Танец Петрушек», муз. А. Даргомыжского («Вальс»); «Танец снежинок», муз. А. Жилина; «Выход к пляске медвежат», муз. М. Красева; «Матрешки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой; «Веселый слоник», муз. В. Комарова.

Хороводы. «Выйду ль я на реченьку», рус. нар, песня, обр. В. Иванни-кова; «На горе-то калина», рус. нар. мелодия, обр. А. Новикова; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Под Новый год», муз. Е. Зарицкой: «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Во саду ли. в огороде», рус. нар. мелодия, обр. И. Арсеева.

Музыкальные игры

Игры. «Бери флажок», «Найди себе пару», венг. нар. мелодии; «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Кто скорей?», муз. М. Шварца; «Игра с погремушками», муз. Ф. Шуберта «Экоссез»; «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой; «Поездка», «Прогулка», муз. М. Кусе (к игре «Поезд»); «Пастух и козлята», рус. нар. песня, обр. В. Трутовского.

Игры с пением. «Плетень», рус. нар. мелодия «Сеяли девушки», обр. И. Кншко; «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова («Пьеса»); «Теремок», «Метелица», «Ой, вставала я ранешенько», рус. нар. песни; «Ищи», муз. Т. Ломовой; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня. «Сеяли девушки», обр. И. Кишко; «Тень-тень», муз. В. Калинникова; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня, обр. А. Гречанинова; «Земелгошка-чернозем», рус. нар. песня; «Савка и Гришка», белорус, нар. песня; «Уж как по мосту-мосточку», «Как у наших у ворот», «Камаринская», обр. А. Быканова; «Зайчик», «Медве-дгошка», рус. нар. песни, обр. М. Красева; «Журавель», укр. нар. песня; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова.

Музыкально-дидактические игры

Развитие звуковысотного слуха. «Три поросенка», «Подумай, отгадай», «Звуки разные бывают», «Веселые петрушки».

Развитие чувства ритма. «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму».

Развитие тембрового слуха. «Угадай, на чем играю», «Рассказ музыкального инструмента», «Музыкальный домик».

Развитие диатонического слуха. «Громко - тихо запоем», «Звенящие колокольчики, ищи».

Развитие восприятия музыки. «На лугу», «Песня - танец - марш», «Времена года», «Наши любимые произведения».

Развитие музыкальной памяти. «Назови композитора», «Угадай песню», «Повтори мелодию», «Узнай произведение».

Инсценировки и музыкальные спектакли

«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Как нa тоненький ледок», рус. нар. песня; «На зеленом лугу», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Комара женить мы будем», «Со вьюном я хожу», рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова; «Новогодний бал», «Под сенью дружных муз», «Золушка», авт. Т. Коренева. «Муха-цокотуха» (опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского), муз. М. Красева.

Развитие танцевально-игрового творчества

«Полька», муз. Ю. Чичкова; «Танец медведя и медвежат» («Медведь», муз. Г. Галинина); «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличевой; «Хожу я по улице», рус. нар. песня, обр. А. Б. Дюбюк; «Зимний празд-зик», муз. М. Старокадомского; «Вальс», муз. Е. Макарова; «Тачанка», муз. К. Листова; «Два петуха», муз. С. Разоренова; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; «Полька», латв. нар. мелодия, обр. А. Жилинского; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова; «Потерялся львенок», муз, В. Энке, сл. В. Лапина; «Черная пантера», муз. В. Энке, сл. К. Райкинэ; «Вальс петушков», муз. И. Сгрибога.

Игра на детских музыкальных инструментах

«Бубенчики», «В школу» и «Гармошка», муз, Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Латвийская полька», обр. М. Раухвергера; «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Сорока-сорока», рус. нар. мелодии; «Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», муз. Н. Римского-Корсакова); «Ворон», рус. нар. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой; «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», рус. нар. песни; «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Вальс», муз. Е. Тиличеевой; «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.



Просмотров