О развитии творческих способностей. Конспект лекции Л.М.Поповой

Переслушивать то, что говорит Любовь Михайловна можно бесконечно, а теперь бесконечно можно будет еще и перечитывать. Законспектировала первую лекцию курса “Я творец”. Хочу сказать, что погружение в материал и осознание услышанного качественно иное после проделанной работы.
Очень надеюсь, что скоро можно будет ознакомится с методикой Любови Михайловны в ее изданных книгах, о публикации которых она говорила на подготовительных занятиях. А пока для себя и, надеюсь, своих соратников вывешиваю подсказку - методику многоступенчатого глубинного восприятия произведений искусства и окружающего мира, авторство которой всецело принадлежит несравненной Любовь Михайловне Поповой http://popova-art.livejournal.com/ :

Первое - внимательное сосредоточенное рассматривание для того, чтобы уловить нюанс. Не думать, а видеть.

Второе - попытка отклика телом . Не на структуру, хотя бы на отдельные элементы структуры: линии (линеарная или живописная структура), цветовые пятна/ колорит/ контраст, фактура/ характер поверхности, ритмы. Нельзя научиться откликаться на структуру, она слишком сложна и не видна, ее восприятие всегда интуитивно. Но этот навык возможно сформировать в результате системного опыта восприятия отдельных элементов структур.

Третье - попытка уловить чувство . Чувство, которое должно завязаться внутри в результате телесного отклика.

Четвертое - надо назвать это чувство. Нужно найти слово. Причем, слово должно быть нюансированным, слово должно выражать именно это чувство, именно этот оттенок чувства. А для этого нужно иметь богатый словарный запас. Мысль выражается только в слове.

Помочь в многоступенчатом процессе восприятия могут правильно заданные вопросы:
Какие элементы структуры я вижу?

а) линия (цельная или дробная? нервная или спокойная? нежная или страстная? энергичная или вялая? рокайльная или барочная? гибкая?). Помнить, что характер линии зависит от характера движения руки художника, которое в свою очередь зависит от состояния тела художника, характера его чувственного переживания в этот момент.
б) цветовое пятно (жестко очерчено, графично или с мягкими переходами, живописно? краски теплые или холодные?)/ колорит (построен на подобии или контрасте? Если на контрасте, контраст жесткий или мягкий? Помнить, что цветовое пятно не существует само по себе, а только в окружении других цветовых пятен) Помнить, что характер мазка зависит от консистенции краски (жидкая или густая, с растворителем или без), от кисти (от ее размера, от жесткости/ мягкости щетины)
в) фактура поверхности
г) композиция (где центр композиции)? Пропорции?
д) ритмы (горизонтальные или вертикальные? скрытые ритмы или явные ритмы?)

Что происходит с телом когда я вижу отдельные элементы структуры?
а) Что с позвоночником? (Выпрямляется или скручивается?)
б) Что с дыханием? (Дыхание глубокое или поверхностно? Сбивчивый ритм - напряженный ритм или размеренный ритм? Вдох-выдох резкие или мягкие? Длительные или короткие? Рваное или спокойное дыхание?)
в) Что с мышцами? (они дергаются? Они напряжены? Они разбухают, потому что кровь приливает?)
г) Что с кровотоком? (много крови пульсирует в теле? или пульсация неуловима и незаметно протекает?)
д) Что с костями?
е) Что с сухожилиями?

Какое чувство рождается внутри? Какая эмоция?

Приемы, которые могут помочь, воспринять произведение искусства:
- Очутиться внутри рассматриваемого произведения картины.

На учебный курс "Я-творец!"

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ.

Среди учеников СТУДИИ ЛЮБОВИ ПОПОВОЙ есть фотографы, имиджмейкеры, флористы, модельеры. Но больше всего - это люди весьма далёкие от творческого пространства: менеджеры, программисты, бухгалтеры, юристы.
Многие из участников никогда не делали ничего подобного.
ПЫТАЙТЕСЬ!

1. ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить серию фотографий (не менее 20-ти) с выявленной СТРУКТУРОЙ (цветы, фактуры, листья, плоды, птицы, животные, человек, одежда, аксессуары и пр.). Найти ракурс, освещение, композицию, которые помогут проявить структуру явления.
Цель задания - научить видеть и чувствовать СТРУКТУРУ ЯВЛЕНИЯ, всегда скрытую и всегда тайную. Выхватывание структуры - непременный элемент ТВОРЧЕСТВА.


Юля Селезнёва. Анютины глазки. "Я творец", первый год обучения.

Посмотрите на эту фотографию. Особенное освещение выявило образную структуру анютиных глазок, прояснило их романтическую сущность. А вот обыденный свет уничтожил бы это романтическое волнение.
Подумайте, почему я здесь говорю о романтическом волнении. Вспомните, что такое структура в художественном образе (см. свои записи курса "Арт-подготовка"). Какая структура у анютиных глазок: характер линии, ритмы, характер цветовых пятен и в целом колорита, характер, наконец, фактуры.

Потренируйтесь с различными цветами. Это полезно. Так и формируется ЧУВСТВО СТИЛЯ.
Для тюльпана и пиона, например, нужно совершенно различное освещение. Для пиона это может быть мягкий свет, подчёркивающий нежность чувственных лепестков, то есть свет живописный, а для тюльпана - подчёркивающий линии цветка, то есть свет графичный. В этом случае фотография выявит чувственность пиона и строгость, сдержанность тюльпана. И это уже шаг к художественному образу. Но пион можно поместиь и в агрессивное пространство, созданное контрастным, резким освещением. Такое свет уже уничтожает пион. И это будет ОБРАЗ: нежность пиона как бы вызвала к жизни это агрессивное пространство.
ЧУВСТВУЙТЕ!
Вспомните, как мы этому учились на занятиях. Пространство образа должно родиться внутри вас.

Вот ещё фотография, которая помогает уяснить, что такое СТРУКТУРА в визуальном образе, в СТИЛЬНОМ образе.
Сама брошь, а точнее, её струкутура, родила и этот пепел.


Вера Едемская. Брошь. "Я творец", первый год обучения.

Верное восприятие, то есть выхватывание структуры, помогло Вере Едемской создать прекрасный ОБРАЗ и стать победителем в конкурсе "Творческое впечатление" и . Даю две ссылки для того, чтобы вы могли ознакомиться с комментариями, есть очень интересные, глубокие.

Посмотрите , как Юля Черненко подбирает освещение для листье на сером фоне в зависимости от образа, СТРУКТУРЫ.
Всё построено на тонком нюансе. Серый фон при помощи различного освещения приобрёл различные оттенки, которые выявляют СУТЬ, СМЫСЛ образа. ПОСМОТРИТЕ и почитайте комментарии!


Юлия Черникова. Листья. "Я - творец", первый год обучения.

Можете увидеть, как внимание к миру может рождать ОБРАЗЫ в искусстве визажа.

Вы увидете, как Марии Анищенко, слушательнице Студии, удаётся уловить структуру образа деревянной архитектуры, а так же структурные связи архитектуры и природного ланшафта.
Архитектура ещё (Надежда Базанова, ученица Студии) и (Ольги Черненко, ученица Студии). Если Вы прослушали курсы по большим историческим стилям, то Вы, вероятно, почувствовали, что именно архитерктура очень продуктивно формирует ЧУВСТВО СТИЛЯ. На примере архитектуры и легче уяснить, что такое СТРУКТУРА.

Как умение выхватывать структуры помогло молодому фотографу превратить фотографирование платьев своей бабушки в творчество. Посмотрите, а главное, ПРОЧУВСТВУЙТЕ (как мы учились на занятиях), почему выбирается тот или иной фон. СТРУКТУРА платьев диктует этот творческий выбор.

2. ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.
Заранее (дней за пять до собеседования) сообщить (e-mail:[email protected]) адрес Вашего ЖЖ - ведь это Ваш ТВОРЧЕСКИЙ дневник.
Что Вас волнует, удивляет, не оставляет равнодушным?
"Когда ДУША ХУДОЖНИКА наполняется до краёв ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, то, что переливается через край и есть ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА", - говорили древние японцы.
Хочется увидеть, как наполняется ВАША душа впечатлениями!

3. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.
Проработать материл всех трёх частей "Больших исторических стилей".
Представить конспекты книг по данным темам, ваши записи при изучении музейных экспозиций, флешки с подобранными Вами иллюстрациями. Все эти материалы должны свидетельствовать о серьёзности Ваших намерений.
Цель задания - создание основы для дальнейшей самостоятельной творческой работы. Это задание делает возможным формирование Ваших личных творческих навыков, оберегает от "изобретения велосипеда".

УСПЕХОВ ВАМ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
И НАСТОЙЧИВОСТИ.

У меня есть совершенно потрясающая подруга - Любовь Михайловна Попова. Конечно, я ее называю Любочкой, но это только между нами, девочками. Для всех остальных она только - Любовь Михайловна, причем, произносится обычно с трепетом и уважением, граничащим с обожанием. Такая любовь у студентов к Любови Михайловне возникла от того, что ее лекции, да и вообще преподавание, находятся на невероятном интеллектуальном уровне. Основанная ею Школа стиля - дитя большой любви и понимания всего того, что вложено в понятие "стиль". Я не училась у Любови Михайловны, но бывала на ее лекциях, где поражалась не только знаниям и логическому следованию за стилем художника, но и артистизму, с которым она читает лекции.
Знаете, бывает, что ты даешь человеку, ничего не получая взамен? У нас с Любой всегда только взаимный контакт: она вдохновляет меня своими рассуждениями, я делюсь своими умозаключениями.
Здесь я выкладываю "для затравочки" кусок прекраснейшего поста Л.М. Поповой, опубликованного в сообществе ее Школы.

"Мастер-класс. Трансформация как путь к стилю

Стилист создаёт Миры. И потому находится где-то там, рядом с Богом.
Понятно, что забраться туда, по своей воле, невозможно.
Вот почему профессиональные навыки стилиста я воспринимаю как ПОДАРОК.
Но подарок, который не даётся каждому. Это подарок за страсть к искусству.

Я решила выкладывать некоторые материалы моих учебных курсов.
Сегодня мы поговорим о трансформации как единственно возможном пути к стильному образу.

Обучение стилиста, в какой бы области он не работал (стильный интерьер, фотография, индивидуальный образ человека) предполагает обязательное постижение (именно постижение, а не просто знание) больших исторических стилей.
Во-первых, это опора в работе профессионала: не надо изобретать велосипед. А во-вторых, в процессе обучения и вырабатывается ЧУВСТВО СТИЛЯ, без которого нет стилиста.
Большие исторические стили - это классика, барокко, рококо, классицизм, романтизм, религиозно-символического стилевое направление. Большими их назвали потому, что они охватывают чаще всего все или наиболее характерные для данного периода виды искусства.

Когда вы знакомитесь с творчеством художников определённых стилевых направлений, то cкладывается впечатление, будто они жили на разных планетах. Так в эпоху барокко мир был богат на природные дары: лавки ломятся от разнообразной живности, а интерьеры утопают в цветах. Размеры многих барочных архитектурных сооружений заставляют предположить, что люди барокко любили проводить время на публике, заполняя эти колоссальные пространства. Женщины отличались телесной пышностью, а мужчины - были хотя и грубоваты, но зато отменно здоровы. Попадая в барочный мир, вы как бы заражаетесь энергией, несколько грубоватой жизнерадостностью: толкаетесь, страстно жмёте в объятьях, прижимаетесь пышной грудью и громко смеётесь.

На текущий момент одной из самых известных типологий внешности является теория Кибби. В интернете полно сайтов с описанием типажей, примерами звезд и их образов в подходящей и неподходящей для них одежде. Однако это далеко не единственная теория, позволяющая считать с внешности человека заложенные в нем линии и формы. По каким еще теориям можно проверить свою внешность, я расскажу в этой статье.

  1. Типажи внешности по Л.М.Поповой

Кандидат искусствоведения и руководитель Студии развития творческих способностей Любовь Михайловна Попова разработала одну из самых базовых типологий внешности. Согласно ее теории, существуют 5 стилевых типажей внешности:

  • Драматический
  • Сложно-романтический
  • Классический
  • Натуральный
  • Наивно-романтический

Каким образом определить, к какому типажу Вы относитесь? Первое, что необходимо сделать, это ответить на вопрос: «Какую эмоцию вызывает лицо?» Есть ли от него ощущение агрессии, властности или спокойствия и статусности, а может, оно выражает расположение и естественность? Будьте честны перед собой, а лучше попросите знакомых дать свои комментарии на этот счет. Вторым шагом станет анализ линий и форм в лице, чего в нем больше: резкости или мягкости, а также выделение доминанты: что в лице бросается в глаза больше всего? И наконец, основное — проверка взаимодействия лица с фонами, характерными для каждого из типажей.

Такой подход, хотя и является базовым и не дает погрязнуть в дебрях скрупулезного разбора внешности, на мой взгляд, слишком субъективен. Один стилист может увидеть гармонию лица с драматическими фонами, а другой — того же лица — со сложно-романтичекими принтами и пейзажами, и будет доказывать, что именно его видение правильное. Кроме того, в данной теории совсем не учитывается телосложение и фигура. А ведь то, как сидит на нас одежда, мы будем оценивать не только в плане гармоничного сочетания с лицом, но и посадки по фигуре, подчеркивания ее достоинств и т.д. На курсах многих школ имиджмейкеров будущим стилистам предлагается именно такой подход, но лично я по этой системе не работала. Разобрав ее от и до, я практически сразу перешла к теории Кибби.

2. Теория типажей внешности по Дэвиду Кибби

Теория Кибби расширяет подход деления на базовые типажи и добавляет к нему смешанные варианты.

3. Теория типажей внешности по Двин Ларсон

Однако со временем содержащая пробелы и упущения теория Кибби была дополнена и усовершенствована его последовательницей Двин Ларсон. Эта женщина, отличающаяся стройным логическим мышлением, не только сделала множество зарисовок типичных фигур и лиц каждого типажа, но и докомплектовала теорию Кибби отсутствующими у него Гамином-Натуралом и Гамином-Классиком, а вместо идеального классика, которого Кибби и вовсе со временем отменил, она предложила Натурала-Классика.

К вопросу о том, чем мы тут занимаемся и )) Это интервью попалось нам с Наташей на просторах интернета больше года назад и в свое время очень нас зацепило. Назвать его нашим манифестом будет, пожалуй, слишком громко, тем более, что мопед манифест не наш. Но с очень многими вещами здесь мы очень согласны) Например, с тем, что сложно быть стильным с пустой головой, что над своим стилем можно и нужно работать, что до стиля надо дорасти... По крайней мере с нами так и произошло - мы заинтересовались стилем, работая над кандидатскими диссертациями, а не прогуливая школу, как нам, бывает, пишут) В общем, strongly recommended всем, кто забрел в это сообщество в поисках чего-то, а не ошибся дверью.

А все дело в том, что типовые советы плохо ложатся на вашу неповторимую индивидуальность. Чтобы по книге можно было создать свой стиль, эта книга должна быть написана именно под вас! И написана тем специалистом, который может не только судить поверхностно (после прочтения пары книг по стилю это может почти каждый), а может заглянуть глубже, увидеть вашу истинную суть. И только тогда, соотнеся внутреннее и внешнее, он найдет ключ к вашему стилю, к вашему образу.

О том, как стать таким специалистом, как рождается индивидуальный образ и кого можно считать стильным человеком мы беседуем с удивительным мастером - Любовью Михайловной Поповой. Для многих московских стилистов, имиджмейкеров и дизайнеров - это значимое имя, символ исключительного мастерства в создании стильного образа, а также учитель, который раскрыл их творческие способности и стал проводником в мир искусства.

Итак, дорогие друзья, представляю вам мою собеседницу: Любовь Михайловна Попова - кандидат искусствоведения, автор методики создания стильного образа, руководитель Студии развития творческих способностей.

Osinka: Любовь Михайловна, индивидуальный стиль - категория модная, но достаточно загадочная. Что же это такое - стиль человека?

Любовь Михайловна: Стиль человека - это выражение яркой личности. Нельзя быть стильным, и не быть яркой личностью. Нельзя жить скучной, стандартной жизнью и быть стильным. Люди часто живут точно так же, как их соседи, и почему то пребывают в уверенности, что при такой жизни можно быть стильным. Стиль - естественное, органическое продолжение сути человека, и сути яркой, неповторимой. Поэтому стиль как бы прорастает из человеческого ядра, так же естественно, как прорастает набухшее зерно в добротной земле. Нельзя быть стильным внешне и не стильным внутренне.

Кроме того, индивидуальный стиль во внешнем выражении - это художественный образ. А художественный образ - внутренняя, имманентная черта произведения искусства. То есть стиль - всегда искусство. Поэтому индивидуальный стиль - это обязательное проявление художественных возможностей личности, следовательно, он требует определенных знаний в области искусства. Нужно осознать, что стиль формируется на определённом, достаточно высоком, культурном уровне человека.

Osinka: Приведите, пожалуйста, примеры стильных людей. Что их делает стильными?

Л. М.: Я подобрала для вас фото стильных женщин. Посмотрите, с каким уважением к индивидуальности подано их различие: внешний холод и тайный жар Марлен Дитрих, трепетность Одри Хепберн, естественность, природность Софи Лорен, свободный полёт Майи Плисецкой. Фотографы средствами фотографии сумели сделать их стиль явленным, видимым.

Марлен Дитрих - классический пример трагических поисков стиля: мучилась, пыталась, тратила деньги на одежду, на украшения, меха, и всё зря. Сама себя называла "волосатой картофелиной". В этом столько отчаяния! А ведь страстно любила музыку, сама играла на скрипке, читала стихи, а выразить вот эту себя, внутреннюю, в полноценном визуальном образе не сумела. Почему? Не хватило художественного навыка, художественного вкуса, чувства стиля. И вот встреча с режиссёром Штернбергом, фильм "Голубой ангел". И становится не просто стильной, а символом стиля! Как это произошло? Что и как пришлось изменить Штернбергу в провинциальной актрисе?

Для меня одним из самых ярких примеров стильного человека была и остается Майя Михайловна Плисецкая. В её стиле нет ничего искусственного, наносного, не свойственного ей. Полёт и энергия до сих пор сохранились в её внешности. Но это её своеобразие не проявилось так сразу и так ярко. И это можно было бы сказать о всех наших героях. Посмотрите на их фотографии в молодости (подборка фото - ниже, иллюстрации 5-8). Стиль как бы прорастал в них по мере формирования личности.

Марлен Дитрих, Майя Плисецкая

Одри Хепберн

Что делает людей стильными? Их жизнь, их творческое отношение к жизни, их встречи, их окружение. Это всегда яркие личности. Они разные, и они ценят это своеобразие.

Важно найти себя! В этом - начало рождения стиля человека. Индивидуальный стиль - это всегда проявление личности и проявление творческое, независимо от рода деятельности. Меня часто спрашивают: а могут ли быть стильные люди, например, в бизнесе, в политике, или в науке? Конечно, да! И я их встречала в своей жизни. Многие из них, вероятно, удивились, если их назвали бы стильными. Ведь о стиле они вряд ли думали. Они жили яркой жизнью, и у них доставало культуры проявить себя соответствующе, то есть художественно, внешне.

Академик В.Я. Пропп, филолог, автор знаменитой работы "Морфология сказки", безусловно, стильный человек. Его жизнь, его ярко характерная внешность с острой бородкой, полувоенный планшет вместо портфеля - всё цельное, органичное, несмотря на определённую небрежность, а, возможно, и благодаря ей.

Истинная стильность зреет постепенно, потому что вопрос индивидуального стиля - это вопрос развития!

Osinka: Почему так мало стильных людей?

Л. М.: Причина в том, что в одном человеке не часто соединяются своеобразие личности и знания, более того, практические навыки в области художественного творчества. Отсюда и слепое подражание. Оно слепое именно потому, что у человека не хватает культуры понять, что этот образ, хотя он и модный, и стильный, может быть, сам по себе, но имеет к нему весьма отдалённое отношение. Часто нет желания понять себя. Вот и получается, что платье кричит об одном, лицо дамы шепчет о другом, а сумка поскрипывает о третьем!

Osinka: Любовь Михайловна, приведите, пожалуйста, примеры явных стилевых просчётов?

Л. М.: Часто вижу: девушка на шпильках, "при параде", а рядом с ней молодой человек чуть ли ни в спортивном костюме. Замечу, что современная мода благоприятствует смешению различных стилей, но это требует исключительного навыка. Подобное можно встретить и на светских вечерах. Элегантная внешность дамы нередко диссонирует с внешностью её спутника: мешковатый пиджак, рубашка в голубую полоску.

Пара должна быть в одном стилевом пространстве. Если же есть соответствующие знания, вкус и используются различные стильные образы, то они должны быть вплетены в одну историю: они как бы цепляются друг за друга, как пазл, дополняя друг друга и подчёркивая нечто важное. Джонни Депп и его жена, актриса Ванесса Паради, всегда приятно удивляют. Они не просто органичны рядом друг с другом, а каждый раз это новая увлекательная история, рассказанная с тонким вкусом и полностью соответствующая их индивидуальности.

Посмотрите на фотографии этой пары. Обратите внимание, на Джонни смокинг, но на ногах не туфли, как можно было бы ожидать, а ботинки на толстой подошве, на голове же - фетровая шляпа с достаточно высокой, совсем не классической, тульей. Джонни как бы посмеивается над самим собой, над пафосным смокингом. И Ванесса очень органична рядом с ним: она напоминает взъерошенную птицу с мокрыми перьями. В её образе насмешка Джонни превратилась в тёплую улыбку, и это усиливает трогательность Ванессы. Воспользуйтесь максимальным увеличением этой фотографии на 4-й странице. Это необходимо, чтобы вы смогли уловить то, о чём я говорю. Уловить, значит не только увидеть, но и прочувствовать. Не спешите!

Посмотрите на следующую фотографию. Джонни одет по законам классики, да и Ванесса, казалось бы, просто со вкусом одетая молодая женщина. Но есть что-то в этой паре, заставляющее остановиться взгляду и откликнуться чувству. Что же? И как это получилось?

Вот, представьте, я вижу Ванессу в классическом белом платье, прямом, без деталей, средней длины. Вдруг что-то происходит с Ванессой, что-то изменяется в её состоянии, и платье начинает стекать вниз ярусами воланов. И сразу же Джонни откликается на эту эмоцию, и его коротко подстриженные волосы срочно вырастают, ниспадая небрежным чубом. Трогательно, смешно и чуть грустно. Попробуйте мысленно зачесать чуб: никакого стиля, никакой истории.

В чём секрет четвёртого образа? Классика чёрного жакета Ванессы отражается в круглых очках Джонни, несколько нелепых в своей крайней традиционности. Образы оживают. Такие образы не придумываются. Они видятся в воображении, и видятся уже готовыми.

Osinka: Но тогда, достижим ли стиль для простых людей?

Л. М.: Если понимать под "простыми" людьми людей стандартных, то нет. Если же выявлять и сохранять свою неповторимость, а не быть автоматом, то стиль может быть доступен для всех. Во всяком случае, к этому мы все должны стремиться. Искать свой стиль - это значит искать себя: что ты любишь, где ты хотел бы работать, кого ты хотел бы видеть рядом с собой. И, заметьте, что это не всегда будет совпадать с общепринятыми представлениями.

Osinka: Любовь Михайловна, как же прийти к стилю?

Л. М.: Современный человек хочет иметь всё и сразу. Важно осознать, что истинно стильный человек - не маска, а определённый этап развития человека. Кроме того, надо помнить, что формирование индивидуального стиля - не ремесленный процесс, а процесс творческий: ведь в результате формируется единственный в своём роде, неповторимый образ. Огромную роль в этом процессе играет искусство.

Посмотрите на женские образы разных эпох (см. фото-ряд ниже: илл. 13-20). Искусство учит видеть и ценить разнообразие женственности. У Боттичелли - это образ поэтичной меланхолии. У Тициана - роскошь жизнеутверждающей чувственности. В рокальном образе Фрагонара - кокетливая игривость. Дама с веером на картине Веласкеса - строгость, достоинство и набожность.

В образе Прозерпины - трагическая чувственность с привкусом едва ощущаемой отравы. Ренэ Нотгафт на полотне Кустодиева - воплощение женского интеллекта. Образ графини Карпио на полотне Франциско Гойи, чем-то напоминающий хрупкое насекомое, сохраняет загадочность и недоступность. В роскошной Монне прерафаэлита Габриэля Россетти романтическая традиция перехлестнулась с отголосками, как бы воспоминаниями, барокко: её чувственность агрессивная, а потому и опасная. Они разные. И все прекрасны.

Искусство формирует личность, помогает найти себя. И в то же время формирует навык восприятия художественного образа. А ведь стильная внешность - это всегда образ.

Поэтому постигайте искусство. И помните, что знать биографии художников, режиссёров, знать, что такое барокко и рококо, итальянский неореализм, перечислить всех сюрреалистов во французской литературе - важно, но это ещё не знание искусства. Ведь всё это факты художественной культуры. Искусство же - это художественный образ. И знать искусство - это уметь постигать художественный образ. Стиль - это всегда образ, и образ, рождённый в пространстве искусства.

Osinka: С чего бы Вы посоветовали начать свой путь к постижению искусства?

Л. М.: Обратитесь к книгам Бориса Робертовича Виппера ("Введение в изобразительное искусство "), Татьяны Валерьяновны Ильиной ("История искусств. Западноевропейское искусство ", "Отечественное искусство ").

Б.Р.Виппер - признанный классик отечественного искусствознания. Т.В. Ильина - профессор кафедры истории искусства Санкт-Петербургского университета. Её книги содержат основные сведения по истории изобразительного искусства. Кроме того, в них вы найдёте списки дополнительной литературы. Полезны популярные книги Льва Любимова.

И параллельно обязательно знакомьтесь с самими произведениями искусства в музеях, на выставках, в разнообразных поездках. Нужно много видеть! Подбирая иллюстрации (см. фоторяд в конце публикации: илл. 21-52), я стремилась к тому, чтобы вы увидели, как разнообразен мир искусства, как много он может подсказать, разбудить в человеке. Все изображения на последней странице можно увеличить. Воспользуйтесь этим.

А сейчас попробуйте воспринять, например, картину "Ваза с цветами" (илл. 25, фото справа) . Погрузитесь внутрь этого букета. Не спешите. Откликнитесь чувством на каждый цветок. Вглядитесь в отяжелевший пион, бархатистый сумеречный ирис, прохладный тюльпан. Прочувствуйте их. Почему так неравномерно освещён этот букет? Не спешите отвечать! Сначала отзовитесь чувством, а потом ищите ответы.

Может быть, вам захочется увидеть реальные живые цветы, и вы увидите их уже по-другому, при разном освещении и окружении? Ведь у каждого цветка своё любимое освещение и своё пространство: робкое утреннее, сгущающихся сумерек или светлого дня. А какой цветок и какое освещение Ваше? Где Ваше родственное пространство?

Обратите внимание, как описаны произведения в аннотациях к фото: автор, название, год создания, материал, размер, где хранится. Например, илл. 28: Андреа Мантенья. Парнас. 1497. Холст, темпера. 150х192 см. Лувр. Париж. Такое описание произведения не случайно: оно помогает войти в пространство искусства. Обратите внимание, где хранится произведение. Пусть для кого-то это будет началом знакомства с музейными собраниями.

Отметьте, что картины писали не только на холсте, но и на дереве. И писали их не всегда масляными красками, но и темперой, и в технике энкаустики, то есть восковыми красками, когда красящий пигмент разводили в нагретом воске. Спросите себя, влияет ли растворитель (воск в энкаустике, куриный желток в темпере, и масло - это всё растворители) на внутренний смысл художественного образа, и если влияет, то, как и почему?

Искусство помогает видеть разнообразие мира, его богатство, его противоречивость, его красоту. У вас утончается восприятие, развивается воображение, вырабатывается исподволь, незаметно даже для вас самих, чувство стиля.

Важно, чтобы у вас была возможность постоянно просматривать хорошо изданные альбомы по искусству, где иллюстрации адекватны подлиннику. К сожалению, во многих изданиях вместо, например, горчичного цвета подлинника видишь ярко лимонный, а вместо глубокого вишнёвого - грязно-коричневый. Поэтому важно, чтобы приобретаемые вами книги были хорошо изданы: иллюстрации должны быть с четким, а не смазанным изображением, цвет должен соответствовать оригиналу. Поэтому я рекомендую приобретать книги издательств "Taschen/Родник", "АСТ" и "Астрель", которые отличаются высоким качеством полиграфического исполнения.

Не забывайте, что образование должно быть системным: нельзя перескакивать через три ступеньки. Приобретите сначала необходимый минимум, с которым вы позднее сможете прочитать и понять Генриха Вёльфлина, перейти к более сложным вопросам.

* Что такое стиль?
* Чем структура барочного образа отличается от структуры образа рокального?
* И что это такое - структура художественного образа?
* Какой рисунок ткани лучше передаст движение лёгкое, изменчиво- кокетливое, рокальное, а какой резкое и энергичное, барочное?
* Какой колорит, то есть соотношение цветовых пятен, выбрать, если я хочу передать радость несколько наглую, в китчево-барочном духе?
* Какая композиция передаст сложное чувство смешанной тревоги и робкой радости (что, безусловно, чаще встречается в пространстве романтизма), а какая - непоколебимую уверенность и силу (что ближе к романской стилистике)?

Эти вопросы не должны быть для вас terra incognita. Нужно избежать блужданий в потёмках, нужно уметь не изобретать велосипед. Но самое главное: смотрите, трогайте, слушайте, чувствуйте, словом - живите творчески!

Сделайте так, чтобы пространство искусства стало для вас родственным, чтобы вас там ждали и любили, чтобы каждое цветовое пятно рассказывало вам свою историю, а характер линии раскрывал скрытые тайны. Вермеер Дельфский научит вас видеть красоту колорита, Боттичелли - отзываться на характер линии, Гойя позволит увидеть рождение романтизма. Искусство откроет истоки творчества самых ярких модельеров 20-го века - Баленсиаги, Ив Сен Лорана, Кристиана Лакруа, Вивьен Вествуд.

Osinka: Любовь Михайловна, большое спасибо за познавательную беседу! Что бы Вы пожелали читательницам Осинки?

Л. М.: Поиски своего стиля - занятие увлекательное. Вы становитесь более зрелыми, более цельными, более деятельными. Жизнь ваша становится более глубокой. Поэтому ищите себя, не отступайте при неудачах.

И ещё. Живите в искусстве.
На этом пути вы найдёте и свой истинный индивидуальный стиль. И это единственно возможный путь.
***



Просмотров