Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма. Урок музыки «Диалог ритма и метра» - Урок Музыкальный материал урока

Музыка 6 класс

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» - «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная:

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления). Развивать вокально - хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная:

Музыкальный материал урока:

  • Слушание и анализ - А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

Тип урока - комбинированный

Вид урока - урок концерт

Просмотр содержимого документа
«Диалог ритма и метра»

Музыка 6 класс

Тема урока: Диалог метра и ритма.

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

    Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

    Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

    Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – урок концерт

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

2. Подготовка к восприятию темы

Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

Сформулируйте тему урока?

Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

3. Работа по теме

Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

А теперь простучите только метр

Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом. Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

(Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

(Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

«Любимая школа»

Школа смотрит добрыми глазами,

И сияет взгляд от чистоты,

Украшает красками холсты.

С самого начала объяснила нам,

Что душа дороже серебра,

Наша школа самая любимая -

Колыбель искусства и добра.

Припев: Ты даришь звуки

Ты даришь краски,

И оживают детские сказки.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

Высоки и помыслы, и чувства

И бегут твои ученики

В храм благословенного искусства

Быстрой стайкой наперегонки.

Это дверь, открытая для каждого,

И, покуда вертится земля,

Самое заветное и важное

Открывают нам учителя.

По огромным просторам России

Разлетаются выпускники

И несут широко и красиво

Свет небесный во все уголки.

От души пожелать тебе хочется,

Чтобы ныне и через века

Пробивалось в сердцах твоё творчество

Серебристой водой родника.

7.Подведение итогов
Замечательно! Пришло время подвести итоги.

    Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

    Каковы их отличительные особенности?

    С какими размерами мы сегодня познакомились?

    Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.

8. Рефлексия

    Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

    На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

9.Домашнее задание

Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна(по вариантам).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!

Учитель музыки и МХК Кичак Т.Н.

Урок музыки «Диалог ритма и метра» в 6 классе

«В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам».

( Гёте)

Цель урока:

Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Задачи урока:

    Знакомство с понятием «метр» и «ритм» в музыке и жизни.

    Знакомство с различными фактурами на примере следующих
    музыкальных произведений:

    И.Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»;

    А.Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаяне»;

    Л.Бетховен. Симфония № 5.

3. Дальнейшее развитие чувства ритма и полиритмии.

    Разучивание и ансамблевое исполнения ритмического
    аккомпанемента.

    Знакомство с различными приемами и методами работы с
    учебником по музыке и «Дневником музыкальных размышлений».

    Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры
    учащихся.

Тип урока: Интегрированный.

Техническое оснащение:

    Видеозапись балета А. Хачатуряна «Гаяне».

    Аудиокассета с записью симфонии № 5 Л. Бетховена.

    Компьютерный слайд - альбом:

    Портреты композиторов и нотные примеры;

    Фортепиано, компьютер, аудио и видео техника.

    Фотографии памятников архитектуры, иллюстрации.

    Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник «Музыка». 6 класс.

    Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак «Дневник музыкальных
    размышлений» б класс.

Ход урока

У: «Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы слышим его и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключен ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Рассмотрите иллюстрации.

В чем вы находите проявление ритма, ритмичности?

Д: В чередовании колонн, окон, листьев, узоров на крыльях бабочки...

У: А это чередование равномерное?

Д: Нет. Иногда одинаковые элементы возникают чаще, иногда реже.

У: А можно также то чаще, то реже расположить музыкальные звуки? Получится ли тогда ритм звуков или музыкальный ритм?

Д: Я думаю, что это возможно.

У: Так что же такое ритм в жизни и в музыке? Попытайтесь дать свое определение.

Д: (Дают свои определения).

У: Итак, мы приходим к выводу, что порядок и симметрия - коренные свойства ритма, а в музыке - это чередование длинных и коротких звуков.

Что же произойдет с музыкой, если в ней исчезнет ритм?

Прослушайте знакомую вам с детства песенку, в которой вдруг исчез ритм. Попытайтесь узнать ее.

Учитель играет мелодию песни «Елочка» без ритма.

У: Какой характер у этой музыки?

Д: Плавный, спокойный.

(Как правило, немногим удается узнать песню).

У: Что же привносит ритм в музыку?

Д: Настроение, характер...

обозначен тактовыми чертами?

Д: Метр и ритм не совпадают.

У: Как вы думаете, какой характер будет у музыки, если ритм постоянно вступает в спор, борется с метром и размеренностью.

Д: Она будет взволнованной, энергичной, напористой...

У: Сейчас вы увидите уникальную запись первой постановки балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Сделана она во время Второй мировой войны, когда Мариинский - Петербуржский театр был эвакуирован в город Тверь. Здесь была осуществлена первая постановка знаменитого балета. Вы знаете, что тогда было черно -белое кино. Но до сих пор вызывает восхищение энтузиазм и мастерство актеров. Сравните характер музыки с вашими определениями.

Д: Подтверждают правоту своих высказываний.

У: Как вы думаете, почему в музыке, которая появляется сегодня, борьба метра и ритма так сильна? Почему музыка 15-16 веков более размеренна, спокойна? Найдите объяснение этому в жизни человека.

Д: Дают свои ответы.

У: Откройте учебник на странице 50.

Рассмотрите фрагмент нотной записи симфонии № 5 Л. Бетховена.

Найдите размер. Сколько долей должно быть в такте?

Д: В такте должно быть две доли.

У: То есть метр состоит из двух долей. Отображен ли в нотном фрагменте метр произведения или здесь записан только ритм?

Д: Нет. Я здесь вижу только отображение ритма.

У: Верно. Ритм совершенно победил метр, мерность, размеренность. Что же произошло в жизни человека, если ритм его жизни совершенно уничтожил ее размеренность, биологическую пульсацию?

В симфонии композитор всегда делится со слушателями своими чувствами, переживаниями. Именно об этом мотиве Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Ритм отображает характер этих жизненных обстоятельств, которые заставляют человека нарушить привычный образ жизни, бороться или покориться им.

Как вы думаете, какие мысли о себе поведал нам Л. Бетховен в своей симфонии №5? Что чувствовал композитор, когда писал такую музыку??

Д: Высказывают свои суждения.

У: Рассказывает эпизод биографии композитора. Откройте «Дневник музыкальных размышлений» на странице с названием «Афиша». Выберите в нотных примерах те музыкальные произведения, у которых медленный темп и запишите в первое отделение фамилии их авторов и названия. Произведения, написанные в быстром темпе, запишите во второе отделение.

Д: Выполняют проверочную работу:

"+ узнают по нотным фрагментам прослушанную на уроке

У: Слушая различные музыкальные произведения, мы узнали, что ритм часто вступает в спор, в борьбу с метром, иногда совершенно побеждая его. А могут ли они существовать друг без друга?

Д: Конечно, нет.

У: Метр и ритм в музыке, как и в жизни человека, всегда существуют в единстве, несмотря на постоянную борьбу и различия.

Не случайно И.Гёте замечал, что «в ритме есть нечто волшебное; он заставляет верить, что возвышенное принадлежит нам».

Послушайте песню М.Дунаевского «Непогода». Каково взаимодействие ритма и метра в этой песне?

Д: Они не противоречат друг другу.

Разучивание фрагмента песни по времени.

В музыке ритм редко выступает изолированно, вне связи с метром.

Метр, мерность, равномерность - однокоренные слова не случайны.

Они связаны с пульсом человека, размеренностью жизни, графиком работы, расписанием, равномерным чередованием чего-либо: равномерно чередуются день и ночь...

Д: Времена года, переменки и уроки, приход в школу и уход из нее...

У: Шаги человека... Иногда человек ходит, подчеркивая какой-либо шаг, выделяет его, особенно в танце.

Музыка всегда отражала жизнь, ее разнообразные явления, в том числе и ее размеренность, пульсацию, равномерность. Все эти явления отображались в музыке с помощью метра, который записывается в нотах цифрами 2\4,3\4,4\4.

Попытайтесь по метру определить танец, который сейчас прозвучит.

У: Играет аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

Д: Это вальс.

У: Это аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

В вальсе всегда один шаг длинный, а два последующих -короткие. Откройте учебник на странице 42. В нотном примере пульсация долей обозначена размером 3\4, который записан в начале произведения. Перед каждой сильной долей ставится тактовая черта.

Покажите пульсацию сильных и слабых долей хлопками. Следите по нотам и сделайте вовремя остановку в конце фрагмента.

Д: Хлопают, выделяя сильные доли.

У: А теперь добавим мелодию. Что она передает, метр или ритм?

У: Покажите его хлопками.

Д: Хлопками показывают ритм.

У: Метр и ритм в вальсе И. Штрауса противоречат друг другу или звучат в единстве?

Д: Дополняют друг друга.

У: Исполните ритм и метр одновременно, разделившись на две группы.

Д: Исполняют ритмический аккомпанемент.

У: Отройте учебник на странице 49. Где отображается метр: в аккомпанементе или мелодии?

Д: В аккомпанементе.

У: Каков его характер?

Д: Радостный, равномерный.

У: Рассмотрите мелодию. Над нотами найдите обозначения ударений. Совпадают ли они с пульсацией метра, которыйУрок

Блока в ритме , соответствующем ритму каждой песни. Ритм песен (строчка... музицирование, импровизации на уроках музыки – направлены на... что в тексте передается диалог , разговор между воином и... отечественную индустрию развлечений: «Метро », «Нотердам де Пари...

  • Урок роль языка в обществе

    Урок

    Правописания. Тип урока : урок усвоения новых знаний... заимствованные (пальто, метро и др.), которые... в сравнительной степени. а) Музыка стала громче. б) Мы... игры актера, повествования, диалога , ритма . ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ Дипломатический...

  • Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонически

    Рабочая программа

    Воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное... 14 Диалог метра и ритма 1 Комбинированный Метр в музыке – порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма . Метры ...

  • Музыка 6 класс

    Тема урока: Диалог метра и ритма.

    Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

    Задачи:

    Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

    Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

    Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

    Музыкальный материал урока:

      Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

      Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

      Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

    Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

    Тип урока – комбинированный

    Вид урока – урок концерт

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

    Все расселись по местам,

    Никому не тесно.

    По секрету скажу вам:

    «Будет интересно!»

    2. Подготовка к восприятию темы

    Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

    Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

    Сформулируйте тему урока?

    Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

    3. Работа по теме

    Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

    Доля метра может быть выражена различной длительностью.

    Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

    Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

    А теперь простучите только метр

    Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

    Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

    Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом. Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

    Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

    Молодцы.

    Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

    Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

    В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

    (Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

    Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

    Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

    Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

    Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

    Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

    - Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

    (Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

    4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

    5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

    6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

    «Любимая школа»

    Школа смотрит добрыми глазами,

    И сияет взгляд от чистоты,

    Украшает красками холсты.

    С самого начала объяснила нам,

    Что душа дороже серебра,

    Наша школа самая любимая -

    Колыбель искусства и добра.

    Припев: Ты даришь звуки

    Ты даришь краски,

    И оживают детские сказки.

    От классики до рок-н-рола:

    Всё дарит любимая школа.

    От классики до рок-н-рола:

    Всё дарит любимая школа.

    Высоки и помыслы, и чувства

    И бегут твои ученики

    В храм благословенного искусства

    Быстрой стайкой наперегонки.

    Это дверь, открытая для каждого,

    И, покуда вертится земля,

    Самое заветное и важное

    Открывают нам учителя.

    Припев:

    По огромным просторам России

    Разлетаются выпускники

    И несут широко и красиво

    Свет небесный во все уголки.

    От души пожелать тебе хочется,

    Чтобы ныне и через века

    Пробивалось в сердцах твоё творчество

    Серебристой водой родника.

    Припев

    7.Подведение итогов
    Замечательно! Пришло время подвести итоги.

      Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

      Каковы их отличительные особенности?

      С какими размерами мы сегодня познакомились?

      Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.

    8. Рефлексия

      Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

      На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

    9.Домашнее задание

    Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна(по вариантам).

    Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!

    Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями “метр” – “ ритм” в музыке и жизни человека в целом.

    • развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;
    • продолжить знакомить с понятиями диалога “метра” и “ритма” в музыке и жизни;
    • развивать творческую активность на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в инициативных группах и самостоятельно;
    • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и интерес к предмету.

    Музыкальный материал урока:

    • слушание и анализ – А.И. Хачатурян “Танец с саблями” из балета “Гаяне”;
    • исполнение – ритмические “кричалки” “Джумба” и “Баня”; шотландская песня “My Bonnie”.

    Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, синтезатор, электронное пианино, DVD– проигрыватель, диски с музыкальными произведениями, электронная презентация.

    Оформление доски: три раздела – “Тема”; “Слушаем”; “Поем”.

    Тип урока – комбинированный

    ХОД УРОКА

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока “Диалог метра и ритма”. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста! (Демонстрирую звучание ритма – отбиваю ритм).

    Ученики: Конечно, это ритм. (Слайд2 ) Дают определение ритма: чередование долгих и коротких звуков. Исполняют практическое задание: “Повторить ритмический рисунок”, даёт задание учитель, ученики и по очереди желающие повторяют ритмический рисунок.

    Учитель: Молодцы! С заданием справились отлично! Найдите, пожалуйста, алгоритм данного явления в природе, жизни.

    Ученики: приводят примеры: ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи; ритмичны человеческое дыхание и биение сердца; ритмичны архитектурные сооружения с их симметрично расположенными окнами, колоннами, лепными украшениями, и наконец господство ритма во всех сферах жизни позволило во времена античности поставить музыку на первый план устройства Вселенной.

    Учитель: Действительно так! И сразу же привожу пример метра– путём отстукивании.

    Ученики: Дают определение метра. Метр – это пульс музыки, ритм – равномерное чередование сильных и слабых долей.(Слайд 3)

    Учитель: И так две стороны одной “ медали”! Как же они сосуществуют метр и ритм!

    Ученики: Безусловно, между ними взаимная беседа и в названии темы урока раскрывается смысл данного понятия – диалог: две стороны, два собеседника.

    Учитель: В какой связи находятся метр и ритм? Как осуществляется этот бесконечный диалог?

    Ученики: Метр вносит порядок, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

    Учитель: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

    Ученики: Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог.

    Учитель: Да, совершенно верно, действительно во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения?

    Ученики: Зажигательный, динамичный,

    Учитель: Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна “Гаяне”, получившим название “Танец с саблями”. (Слайд 4 А.И. Хачатурян)

    Слушаем фрагмент из балета “Гаяне” “Танец с саблями” (Анализируем произведение)

    Ученики: Исполняет произведение симфонический оркестр (четыре группы инструментов), ведущая группа – медно-духовые инструменты, характер динамичный, зажигательный, ритм – изменчивый и непредсказуемый. Метр пытается обуздать эту стихию, вступая в неравный диалог.

    Учитель: Молодцы, умницы! И так А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Дети, как вы думаете в каком возрасте целесообразнее начать занятия музыкой?

    Ученики: Наверное, в семь лет.

    Учитель: Безусловно, но есть исключения из правил. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Баловень судьбы, все мыслимые награды и признания получил при жизни. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением.

    Однажды, Хачатурян в составе Советской делегации прибыл в Испанию. Любимым и самым почитаемым художником был Сальвадор Дали (Слайд5 С.Дали ) художник-сюрреалист(сверх реальный, другая реальность, совместить несовместимое, пишу “как брежу”, отражаю свои сны(Слайд6,7,8 – картины С.Дали). Мечта о встречи с ним не давала покоя. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки “Танца с саблями”, С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Мажор дома громко и торжественно объявил: “Прием окончен”. Погас свет. История этого события была рассказана известным писателем-историком М. Веллером в сборнике “Легенды Невского Проспекта” 1993г (Слайд10)

    Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами! (Слайд11)

    Повторное прослушивание произведения, после которого переходим к практическому заданию. (Слайд12) Перед нами метроритмическая кричалка

    “Джумба”. Класс делится творческие группы:

    I группа скандирует “Джумба” – четыре раза до вступления следующей группы, являясь метрической основой кричалки и на протяжении исполнения кричалки продолжает скандировать “Джумба”

    II группа вступает на пятой доле со словами “Джумба, квелико, питолико, микадзе” и скандирует эту фразу дважды и продолжает скандировать её на протяжении исполнения кричалки.

    III группа вступает на начало третьего скандирования II группы со словами “Пля, пля, пля синкопа! Ква, ква, ква – кварелли”. Дважды произносит свою фразу и все три группы заканчивают одновременно скандированием “Джумба”.

    Учитель: Замечательно! Скажите, пожалуйста, что в данном диалоге выполняет функции метра.

    Ученики: Первая фраза “Джумба” – метр! А остальные две выполняют ритмический рисунок!

    Учитель: Молодцы! Умницы! Теперь попробуем исполнить “Джумбу” соло. И так, нужны трое отважных исполнителей. (В зависимости от подготовленности детей “Джумбу” можно на опорных звуках трезвучия и т.д. и т.п.)

    Учитель: Попробуем исполнить русский вариант кричалки. Можно поменяться группами. Группа, исполняющая ритмический рисунок будет метрической основой и наоборот. Кричалка “Баня”. (Слайд 13)

    I группа – “С Волги бревна прикатили”.

    II группа – “Кидай веники на баню”.

    III группа – “Пей чай с сухарями”. Исполняем эту кричалку по принципу исполнения “Джумбы”. Заканчиваем эту кричалку скандированием “Баня”

    Учитель: Молодцы!!! Скажите пожалуйста, а как называется принцип исполнения, когда голоса вступают по очереди, друг за другом: в определенной последовательности?

    Ученики: Каноном.

    Учитель: Совершенно верно! Мы продолжаем работу над исполнительским мастерством, завершая работу над народной шотландской песней “My Bonnie”. Как в оригинале должна быть исполнена песня?

    Ученики: А капелла, т.е. без сопровождения, одноголосно.

    Учитель: Вспоминаем мелодию. Песня написана в куплетной форме. Что это значит?

    Ученики: состоит из запева и припева.

    Учитель: Сейчас мы пропоем все запевы. Вспомним слова и мелодию. (Работа над унисоном, слаженным звучанием.)

    После работы над исполнением песни звучит контрольный вариант “My Bonnie” с солистами.

    Учитель: А как мы можем исполнить эту песню, правильно с музыкальным сопровождением.

    Звучит исполнение песни с автоаккомпаниментом (Идеальный вариант: аккомпанируют учащиеся на синтезаторе)

    Учитель: Замечательно!!! Пришло время подвести итоги. Работа в группах. Класс разделяется на небольшие группы по 4 -5 учеников. Группа берет задание-вопрос. Каждой группе необходимо сформулировать ответ и решить, кто будет его озвучивать.

    • Как ты понимаешь выражение “ диалог метра и ритма”? Приведи примеры диалогов, которые были на уроке.
    • Возможно – ли полное совпадение ритма и метра? Аргументируй свою позицию: если да, то, что может произойти?
    • Найти алгоритм понятиям метра и ритма в жизни.
    • Какие жанры отличаются наиболее разнообразной ритмической характеристикой?
    • Назвать произведение, прозвучавшее на уроке, автора и охарактеризовать его сточки зрения темы урока.
    • Как ты думаешь, могла бы музыка существовать без ритма? Аргументируй свой ответ.
    • Согласен ли ты, что в музыке А.И.Хачатуряна “Танец с саблями” главнейшим средством выразительности является ритм? В чём заключаются его особенности?
    • Как, по-твоему, в музыке Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм – совпадают, дополняют друг друга или “спорят и борются”?

    Учитель: подводит окончательный итог урока. Ответы детей являются ярким подтверждением усвоением данной темы на отлично. А урок мы закончим так, как предположительно его мог бы завершить сам Сальвадор Дали.

    Звучит “Танец с саблями” (Слайд14). В класс врывается театральный персонаж со шпагой, проносится ураганом по кабинету, останавливается в центре и произносит сакраментальную фразу “Урок окончен, господа! Спасибо всем за внимание!!!”

    Открытый интегрированный урок музыки и математики, направленный на то, чтобы дать возможность закрепить и применить знания, полученные на уроках музыки и математики в работе над музыкальными произведениями.

    Цели урока:

    1. доказать, что взаимосвязь МЕТРА и РИТМА основывается на законах МАТЕМАТИКИ;
    2. закрепить изученный материал по темам:
    3. «Сложение дробей с разными знаменателями»,
    4. «Ритм как средство музыкальной выразительности»

    Задачи:

    1. показать на примере песни «Горница-узорница» прикладное значение математики в музыке;
    2. развитие музыкальных способностей, творческого воображения, мышления;
    3. воспитание эмоционально-ценностного отношения к математике, искусству.

    Музыкальный материал:

    1. Г.Свиридов «Время, вперёд!»
    2. Л. Деревягина - В.Степанов «Горница-узорница»

    ХОД УРОКА

    (Слайд № 1) - название урока. (Презентация)

    У: Здравствуйте, ребята! Наш урок называется «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста!

    Д: Ритм - чередование длительностей звуков, а метр - чередование сильных и слабых долеё в музыке.

    У: А что же такое диалог?

    Д: Взаимная беседа.

    У: А в какой связи находятся метр и ритм?

    Д: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

    У: Смею предположить, что у них имеется ещё собеседник - математика.

    (Слайд № 2) Цель урока

    У: Мы сегодня попытаемся доказать, что взаимосвязь метра и ритма основывается на законах математики. До нас о связи музыки и математики уже много веков назад задумывались многие учёные.

    (Слайд № 3) - Пифагор

    У: Например, древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский, живший в 6 веке до нашей эры. Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».

    (Слайд № 4) - Эйнштейн

    У: А другой известный учёный - Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока - доказать, что они правы!

    (Слайд № 5) Свиридов

    У.м.: Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.

    (Слайд № 6) Симфонический оркестр

    (Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).

    Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.

    У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?

    Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.

    У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).

    У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?

    Д: Ритмичное.

    У: А ритм состоит из чего?

    Д: Из длительностей.

    (Слайд № 7) Длительности

    У: Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых?

    (Дети отвечают, затем появляется слайд)

    У.: Ребята! Все длительности - это части одного целого. Если целую длительность принять за единицу, то, как можно выразить половинную? Четвертную? Восьмую? Шестнадцатую?

    (Ученики устно переводят длительности в дроби, затем таблица высвечивается на экране)

    (Слайд № 8) Таблица соответствия длительностей и дробей

    У.: Эта таблица поможет вам выполнить задание № 926 на странице 165 (учебник Виленкина «Математика. 6 класс»)

    (Выполняют на листочках, проверяют правильность решения)

    У.: Посмотрите, на столах у вас листочки с записью ритмического рисунка 1вариант - первая и вторая строчки, 2 вариант - третья и четвёртая. Задание написано на экране. Прочитаем его!

    (Слайд № 9) Задание

    (Запись ритмического рисунка песни «Горница-узорница» без деления на такты)

    У.: Скажите, как мы будем решать это задание?

    Идёт работа, выдвигаются версии, определяется алгоритм решения задачи, одновременно появляются записи на слайде:

    (Слайд № 10): Алгоритм решения:

    1. Перевести запись музыкальную в математическую (длительности в обыкновенные дроби).
    2. Привести дроби к одному знаменателю.
    3. Разделить ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна равняться размеру!
    4. Поставить тактовую черту в конце каждого такта.

    (Слайд № 11) Задание в длительностях

    После этого дети выполняют задание по карточкам, проверяем правильность решения на компьютере «фломастером».

    У: А теперь выделим сильную долю вначале каждого такта (четверо по строчке на компьютере подчёркивает «фломастером»)

    У: Кто сможет прохлопать полученный ритмический рисунок? (По желанию прохлопывают по одному человеку с первого и второго варианта, затем - ритмический диалог первого и второго вариантов).

    У: Вы, конечно, узнали ритм знакомой вам песни, над которой мы работали на предыдущих уроках. Как она называется?

    Д: «Горница-узорница».

    У: Прежде чем исполнить эту песню, подведём итог нашему исследованию. Вспомним цель нашего урока!

    (Слайд № 2) Цель

    У: Скажите, возможен в музыке ритм отдельно от метра?

    У: Почему?

    Д: Потому что в ритме не будет порядка, гармонии.

    У: А возможны ли сами длительности и распределение их в метро-ритме без участия математики?

    Д: Нет, всё основывается на стройных математических законах.

    У: Нашли мы подтверждение нашей гипотезе?

    Д: Конечно!

    У: Ну а теперь мы споём ту песню, над ритмом которой работали сегодня на уроке.

    (Слайд № 13) Проект песни

    У: Споём её, а одновременно посмотрим результат проекта, в котором многие из вас принимали участие!

    (Слайд № 14 - 20) Презентация песни

    (На фоне итогового исполнения детьми ранее разученной песни)

    У: Ребята! Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, о чем же шел разговор сегодня на уроке?

    (Слайд № 21) Итоговые вопросы

    Д: О музыке Свиридова «Время, вперёд!», о математике, о метре, ритме, размере, такте.

    У: Чему научились?

    Д: Высчитывать длительности в одном такте, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.

    У: Где мы сможем применить полученные знания?

    Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте - поможет математика и т.д.

    У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)

    (Слайд № 22) Вывод: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.

    У: Согласны ли с такой формулировкой? (Читают хором)

    У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Урок закончен!

    (Дети выходят из класса под музыку Свиридова «Время, вперед!»)



    Просмотров