Томский николай васильевич - советский художник-скульптор. Томский николай васильевич Томский николай васильевич, герой социалистического труда, народный художник ссср

19 декабря 1900 - 22 ноября 1984

советский скульптор-монументалист, автор многих известных парадных памятников советской эпохи

Биография

Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушел на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нем интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев . Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучаает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделироваанных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.

В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой , М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6 Х 5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.

После войны скульптор работает в Москве. Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной.. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.

Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»

Народный художник СССР Николай Васильевич Томский принадлежит к числу выдающихся мастеров изобразительного искусства советского времени.

Николай Васильевич Томский родился 19 декабря 1900 года в семье сельского кузнеца в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии. В 1912 году там же окончил сельское четырехклассное училище. С детства Томский любил рисовать. Но где же было крестьянскому мальчику думать о художественном образовании! Одновременно с учебой он помогал отцу в сельском хозяйстве и работал с ним в кузнице. Когда же во время первой мировой войны отца взяли в действующую армию, он остался в семье единственным работником.

По-иному сложилась жизнь Томского после Октябрьской революции. С девятнадцати лет он участвовал в гражданской войне, находился в рядах Красной Армии. В боях с белополяками был ранен. После выздоровления Томского оставили для работы при Старорусском военкомате. Здесь он сблизился с самодеятельным творческим коллективом, участвовал в любительских спектаклях, с увлечением писал плакаты и афиши, а также много и усердно рисовал своих знакомых и товарищей. На его рисунки обратил внимание художник В. С. Сварог, который посоветовал Томскому заняться искусством всерьез.

Этот совет овладел всеми помыслами Томского, и, когда после демобилизации перед ним встал вопрос о дальнейшей жизни, о выборе профессии, он решил ехать в Петроград учиться.

В 1923 году Томский поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум (организованный на базе бывшей школы Общества поощрения художеств), где учился у видного скульптора В. В. Лишева.

Формалистические методы преподавания, широко применявшиеся в то время в художественных школах, в классе профессора Лишева места не имели - знающий и опытный педагог, художник широкого диапазона, крепко стоящий на позициях реализма. Лишев заботливо прививал своим ученикам профессиональное мастерство, умение видеть натуру и воплощать ее в скульптуре, передавал ученикам свой богатый опыт и знания, воспитывал у них художественный вкус. Сообразуясь с индивидуальными склонностями и дарованием каждого, он направлял их развитие по правильному пути.

Занятия Томского под руководством вдумчивого педагога-реалиста дали самые положительные результаты. С большой признательностью Томский вспоминает своего учителя, благодаря которому за четыре года, проведенные в техникуме, он овладел основами профессионального мастерства.

Еще в годы учебы Томский приобщается к творческой работе. В 1925 году он выступает с первым портретным произведением — бюстом «В. И. Ленин в детстве», выполненным профессионально грамотно и получившим хорошую оценку учителей. Бюст экспонировался на выставке, посвященной первой годовщине со дня смерти В. И. Ленина, а затем был приобретен Государственным музеем революции в Ленинграде. В студенческие годы Томский пробует свои силы и в монументальной пластике, участвуя в конкурсах, проводимых техникумом. Так, в 1926 году он выполняет трехфигурную композицию — проект памятника В. И. Ленину.

В 1927 году, по окончании техникума, Томский занимается под руководством Лишева реставрацией монументально-декоративной скульптуры Ленинграда. Эта работа занимает в творческом формировании молодого скульптора значительное место. Она обогатила его практическим опытом, вызвала глубокий интерес к русской художественной культуре. Томский серьезно изучает русское ваяние XVIII—XIX веков: прежде всего, творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, создавших замечательные произведения монументальной, декоративной и станковой пластики. Уроки Лишева, практическая работа и изучение классического наследия вооружили Томского знанием и опытом, необходимыми для самостоятельной деятельности.

Темы современности, которые составляют основу интересов Томского, в это время находят свое выражение в портретной скульптуре. В 1928 году он создает бюст В. И. Ленина, в 1929 году — скульптурный портрет А. М. Горького, получивший положительный отзыв писателя, и бюст А. В. Луначарского, а в 1930 году — портрет К. Е. Ворошилова. Все эти произведения получили массовое распространение в гипсовых отливках.

В годы первой пятилетки, в период мощного подъема индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, для нового этапа развития советского искусства было характерно отражение в произведениях поступательного движения социалистического строительства.

В эти годы Томский выступает впервые как скульптор-монументалист.

Первым произведением, выполненным Томским в это время, был памятник-бюст Карла Маркса, отлитый в бронзе и установленный в 1932 году в Бабуринском сквере Ленинграда.

Большую роль в становлении Томского-монументалиста сыграла совместная работа с известным скульптором В. В. Козловым, автором памятника В. И. Ленину перед Смольным в Ленинграде, по проекту которого устанавливался в 1932 году монумент В. И. Ленина в Севастополе. Для этого памятника Томский вылепил фигуры крестьянина и красноармейца и три рельефа, тематически связанные с революционными событиями: «Восстание на броненосце «Потемкин», «Бегство белогвардейцев из Севастополя», «Переход Красной Армии через Сиваш».

В 1933 году Томский также совместно с Козловым участвует в работе над памятником В. И. Ленину для Могилева. Статую В. И. Ленина создал Козлов, а горельеф, изображающий интернациональную группу, состоящую из восьми фигур представителей трудящихся разных стран, расположенных вокруг постамента, выполнил Томский. Им были также исполнены для этого памятника барельефы на темы гражданской войны и строительства социализма. Осуществление глубокого по своему содержанию замысла, поиски выразительного композиционного решения, сложность работы над большими фигурами горельефа (высотой в два с половиной метра каждая), барельефом протяженностью в одиннадцать метров при высоте фигур до двух метров требовали больших усилий со стороны молодого ваятеля. Работа над памятником, продолжавшаяся в течение ряда лет, расширила знания и опыт Томского в монументальной пластике, а также возбудила в нем серьезный интерес к рельефу, занявшему с этого времени видное и прочное место в его творчестве. К сожалению, сооружение этого памятника не было завершено, и все сделанное скульпторами во время Великой Отечественной войны погибло.

В 1934 году Томский создал четыре фриза для здания нового вокзала станции Белоостров близ Ленинграда. Многофигурные барельефы на темы «Железнодорожный транспорт», «Техническая учеба», «Индустрия» и «Сельское хозяйство» были выполнены с большим мастерством и свидетельствовали о профессиональном росте скульптора.

В 1934 году Томский создает статую «Танкист». Спокойная уверенная фигура молодого воина, изображенного в шлеме и походном комбинезоне, с простым, открытым лицом и смелым взглядом, олицетворяет собой образ человека — защитника Родины. Эта работа была высоко оценена на первой выставке ленинградских художников в 1935 году.

Работая над обобщенным образом советского человека в монументальной и станковой скульптуре, Томский в то же время особое внимание уделяет портретной пластике, таящей в себе огромные творческие возможности в раскрытии внутренней характеристики человека. Решение такой задачи скульптор видит в работе над созданием скульптурного портрета С. М. Кирова. Яркий образ, сочетающий в себе качества государственного деятеля с личным обаянием, теплотой и скромностью, привлекает внимание художника.

Томский начал свою работу над портретом С. М. Кирова в конце 1933 года. Скульптор рассчитывал выполнить его с натуры. Однажды Томский показал Кирову портрет, вылепленный из пластилина. Работа понравилась, и Сергей Миронович дал согласие позировать. Однако это не осуществилось. Первого декабря 1934 года злодейская рука оборвала жизнь замечательного человека.

Но Томский с еще большей настойчивостью продолжает работать над портретом С. М. Кирова. Он обратился к иконографическим материалам, а также к различным документам, дававшим сведения о жизни и деятельности этого выдающегося политического деятеля. Сохранившиеся в памяти личные впечатления от встречи с С. М. Кировым, беседы с товарищами, близко его знавшими, помогали скульптору в решении ответственной задачи, взятой им на себя. Эта работа явилась по существу проверкой творческих возможностей еще молодого художника. Томский выполнил ряд вариантов портрета, прежде чем нашел нужное решение образа. Наконец продолжительная и вдумчивая творческая работа была закончена. На первой выставке произведений ленинградских художников в 1935 году Томский показал два портрета С. М. Кирова, которые привлекли общее внимание. Автор сумел в этих произведениях запечатлеть с большим портретным сходством черты человека, любимого народом, вышедшего из народа. Простое выразительное лицо Кирова полно внутреннего обаяния. Привлекает к себе открытая жизнерадостная улыбка. Глубокая жизненность и правдивость, свойственная этим произведениям, характеризует автора как мастера реалистического портрета. Вместе с тем в этих работах обнаруживается и дарование Томского-монументалиста. Эти произведения свидетельствуют о незаурядных способностях талантливого ваятеля. Этими работами скульптор как бы завершает период своего творческого формирования и вступает на путь зрелого мастерства, основой которого является метод социалистического реализма.

Бюсты С. М. Кирова приобретаются Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Увеличенный до двух метров памятник-бюст С. М. Кирова в том же, 1935 году устанавливается в Новгороде. Такие же памятники-бюсты в 1936 году были поставлены в Бологом и Пскове.

Работа над проектом памятника С. М. Кирову для Ленинграда является следующим этапом творчества Томского.

В 1935 году Ленсоветом был объявлен конкурс на проект памятника С. М. Кирову.

На конкурс откликнулись многие скульпторы, свыше ста сорока проектов было представлено на рассмотрение жюри. В залах Русского музея была устроена выставка проектов памятника для ознакомления с ними широких масс.

В Ленинграде проводились общественные обсуждения проектов. На одном из таких обсуждений Томский говорил, что в своей работе над образом С. М. Кирова «старался найти выражение живости, одухотворенности лица, которое было свойственно С. М. Кирову. Я стремился передать горение, самоотверженность — черты, характерные для облика Кирова, — передать великий и простой образ любимца всего советского народа».

Над проектом памятника Томский работал совместно с архитектором Н. А. Троцким. Они не сразу нашли окончательное решение композиции монумента. Первоначальный вариант, отмеченный в первом туре премией за лучшее решение образа С. М. Кирова, не отвечал полностью условиям конкурса и, собственно, не удовлетворял самих авторов. В этом проекте фигура Кирова установлена на невысоком пьедестале. Киров изображен произносящим речь. С трех сторон его фигура закрывается огромным знаменем. Центральная часть композиции замыкается по сторонам двумя группами: рабочий и колхозница, колхозник и танкист. Такое решение композиции при условии установки памятника в центре площади не дает возможности получения четкого силуэта статуи обозреваемого со всех сторон монумента. В дальнейшей работе Томский и Троцкий, добиваясь простого и лаконичного решения, отказались от сложной архитектурной композиции. Ими был создан новый проект, который получил общее одобрение и был утвержден для сооружения.

Памятник был установлен в Ленинграде в центре Кировской площади, недалеко от Нарвских триумфальных ворот.

Бронзовая фигура на постаменте из темного зеленовато-серого полированного гранита доминирующая над окружающим пространством.

Киров изображен идущим твердой, уверенной походкой, встречный ветер развевает полы его пальто. Широкий жест правой руки вперед, в опущенной левой руке — свернутая газета. Взор устремлен вперед.

Несмотря на большие размеры фигуры, лепка головы выполнена в свойственной скульптору мягкой манере и отличается тонкой моделировкой. Гранитный пьедестал украшен тремя барельефами на темы гражданской войны и социалистического строительства.

На лицевой стороне постамента укреплена обрамленная знаменами бронзовая доска с цитатой из речи С. М. Кирова. Памятник С. М. Кирову, открытый в 1938 году. За него автору в 1941 году была присуждена Государственная премия.

В период работы над монументом С. М. Кирова в Ленинграде Томский выполнил также памятники С. М. Кирову для Ленинградского мясокомбината (1936) и для Волховстроя, открытый в 1937 году. Киров изображен в момент выступления. Запоминается его выразительное лицо, полное внутренней энергии. Киров в обычной одежде: гимнастерке и военных брюках, заправленных в сапоги. Его правая рука поднята, левая покоится на стопке книг, лежащих на квадратной тумбе. В этих работах, а также в варианте, выполненном для Усть-Каменогорска (установлен в 1938 году), в центральной части пьедесталов по всему периметру введены барельефы, изображающие эпизоды из производственной жизни предприятий, где установлены эти памятники. Работа над этими памятниками была тем творческим этапом, который содействовал скульптору в его поисках наиболее выразительного решения ленинградского монумента.

Томский продолжает и далее работать над образом С. М. Кирова. В 1939 году устанавливаются по его проекту памятники в Астрахани, Воронеже и в Москве перед Ленинградским павильоном на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (последний повторяет в уменьшенном виде статую С. М. Кирова ленинградского монумента). Одновременно он работал над проектом памятника С. М. Кирову для Баку, а в 1940 году участвовал в конкурсе на создание проекта памятника С. М. Кирову для Москвы.

Образ С. М. Кирова вдохновляет скульптора, Томский неоднократно и в последующие годы в своем творчестве обращается к воспроизведению его в скульптурном портрете и монументальной пластике.

В 1939 году в Москве открылась Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма». Среди многих скульптурных произведений, выделялась статуя, созданная Томским, изображающая Александра Бусыгина — депутата Верховного Совета СССР, рабочего-кузнеца, одного из новаторов стахановского движения.

«Александр Бусыгин» Томского — это не только безупречно выполненный портрет, передающий индивидуальные черты волевого и мужественного новатора производства. Томский изобразил Бусыгина на производстве, в рабочем костюме, в тот момент, когда он, оторвавшись от работы, обращается к товарищам. Естественный жест протянутой руки, волевая фигура, сосредоточенный взгляд просто и убедительно переданы скульптором.

В творчестве Томского предвоенных лет преобладает монументальная пластика. Скульптор много и успешно работает над многими проектами памятников, в том числе В. В. Куйбышеву (1940) и М. В. Фрунзе (1941) для Ленинграда. После войны с белофиннами был объявлен конкурс на проект памятника на месте боев с белофиннами, в котором принял участие и Томский, получивший премию за свой проект.

Знаменательные события 1939 года, связанные с присоединением к Советскому Союзу народов Западной Белоруссии и Западной Украины, также нашли отражение в творчестве Томского, выполнившего в 1940 году проект памятника «Освобождение Белоруссии» для Белостока.

Но прежде всего Томского увлекала мысль о создании монумента В. И. Ленина. С большим творческим вдохновением он в 1937 году участвует в конкурсе на проект памятника В. И. Ленину, который предполагалось установить в Ленинградском порту.

Проект Томского изображал огромную скалу, над крутым обрывом которой возвышалась фигура В. И. Ленина. В. И. Ленин показан обращающимся к народу, с простертой вперед правой рукой. Он весь в порыве, в динамике.

В 1939 году Томский проектирует памятники В. И. Ленину для Еревана и Воронежа.

Памятник В. И. Ленину в Воронеже был установлен по проекту Томского в 1940 году. В этой работе успешно отражены творческие искания художника предшествующих лет. Скульптор отказался от многофигурных композиций. Он целиком сосредоточивает внимание на фигуре В. И. Ленина, стремясь к наиболее глубокому раскрытию в художественном образе внутреннего содержания и характеристики человека.

В изображении Ленина скульптор добивается простоты пластического решения, свободного от внешне драматических движений, исключительно четкой и лаконичной выразительности силуэта. Все тонко рассчитано и подчинено одной цели — передать образ Ленина.

Фигура В. И. Ленина, выполненная с большим портретным сходством, проникнута энергией и глубокой, неотразимой силой, целиком захватывающей зрителя.

Ленин изображен в момент обращения с речью к народу. Его голова поднята в энергичном порыве. Волевое лицо с характерным высоким лбом проникнуто большим духовным напряжением. Проницательный взор устремлен вдаль. Правая рука в призывном жесте протянута вперед и несколько поднята вверх, левая придерживает лацкан пальто, развевающиеся от ветра полы которого усиливают общую экспрессию фигуры.

В этом произведении, проникнутом высоким революционным пафосом, скульптор воплотил яркий и запоминающийся образ В. И. Ленина. Воронежский памятник принадлежит к лучшим монументам В. И. Ленина.

В дни Великой Отечественной войны этот памятник был разрушен немецкими фашистами. В 1949 году он восстановлен.

В начале 1941 года Томский работал над проектом памятника В. И. Ленину для Перми. В нем автор стремился добиться дальнейшего углубления портретной характеристики и большей выразительности образа Ленина. Проект был утвержден, скульптор приступил к работе над памятником, но война прервала ее.

Одновременно Томский продолжает работать и в области монументально-декоративной пластики, предоставляющей ему широкие возможности для воплощения в художественных образах жизнеутверждающих тем современности.

Совместная работа скульптора с архитектором Н. А. Троцким над памятником С. М. Кирову укрепила их творческое содружество. В 1939 году Томский исполнил огромный барельеф «Оборона, труд, отдых» — фриз на административном здании, возведенном по проекту Троцкого на Московском проспекте в Ленинграде.


Этот фриз включает пятьдесят шесть фигур, выполненных в железобетоне, высота каждой из них — более четырех метров. В центре фриза помещена окаймленная рамой надпись: «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян», над нею помещен картуш с гербом РСФСР, обрамленный флагами. К этому композиционному и идейному центру с двух сторон фриза обращены фигуры рабочих, колхозников, инженеров, воинов, юношей и девушек, школьников-пионеров. Эти фигуры расчленены на группы изображениями танка, самолета, трактора. Благодаря четкому рисунку, пластической выразительности фигур, монолитности отдельных групп достигнута художественная завершенность темы фриза, выражающей апофеоз, торжество социализма в Советском Союзе.


Несмотря на сорокавосьмиметровую высоту, на которой установлен фриз, он прекрасно смотрится с большого расстояния благодаря хорошо найденным пропорциям.

Барельеф органично включается как основной компонент в архитектурное решение монументального здания.

Создание барельефа невиданно большого размера является свидетельством большого творческого труда одного из немногих советских скульпторов, последовательно работающих в области скульптурного рельефа.

Годы, охватывающие работу скульптора с 1935 года до начала Великой Отечественной войны, свидетельствуют о его большой плодотворной, творчески насыщенной деятельности. Сооружение памятника С. М. Кирову в Ленинграде, памятника В. И. Ленину в Воронеже и других произведений говорит о росте художника, ставшего одним из крупнейших скульпторов-монументалистов в Советском Союзе.

Годы Великой Отечественной войны явились тяжелым испытанием. Все советские люди сплотились в патриотическом порыве в борьбе с фашистскими захватчиками за свою независимость и культуру, за свое отечество. Советские художники активно участвуют в общей освободительной борьбе. Художники в своих произведениях живописи, графики и скульптуры воспитывали в людях высокое чувство патриотизма, любви к Родине, уверенности в победе.

В общей патриотической работе художников участвовали и ленинградские скульпторы. В Ленинграде с первых дней войны была организована под руководством Томского бригада в составе М. Ф. Бабурина, В. Я. Боголюбова, Р. Н. Будилова, В, В. Исаевой, В. И, Ингала, А. А. Стрекавина и Б. И. Шалютина, поставившая своей задачей создание грандиозных скульптурных плакатов в целях наглядной изобразительной пропаганды. Ими были исполнены три барельефа. Один из них — «Гитлер и Наполеон» — выражал острую сатирическую тему; другие — «Так было — так будет» и «На защиту Ленинграда» (последний по величине был более тридцати квадратных метров) — призывали к защите Ленинграда, вселяли уверенность в конечной победе.

Скульптурные плакаты, установленные для обозрения на огромных щитах, закрывавших зеркальные окна магазина на Невском проспекте, пользовались большим успехом.

Применение скульптурного барельефа как плаката, быстро отражающего волнующую политическую тему, является новой формой выражения монументальной пропаганды.

В тяжелых условиях блокадной жизни Томский работал над новой темой, посвященной героическому подъему ленинградцев, ставших на защиту родного города. По заказу Ленгорисполкома он выполнял проект памятника «Защитникам Ленинграда». Однако лишения и голод подорвали здоровье скульптора, и он в тяжелом состоянии был эвакуирован в глубь страны.

Едва восстановив силы, Томский в 1942 году переезжает в Москву и включается в работу московских художников: активно участвует в выставках «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл», «Героическая оборона Москвы» и других.

Темами для его произведений являются патриотизм, любовь к Родине, героические подвиги и доблесть людей на фронте и в тылу.

Воевал, был ранен.

В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он переезжает в Старую Руссу, в нём проявляется интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой .

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

Отменные по живописности места, просторные заливные луга вдоль берегов тихой привольной Ловати . Разноцветный ковёр весной, пахучие сенокосы летом, синеющая стылая даль осенней порой и заснеженная целина, прорезанная санным путём через замёрзшую Ловать… Сколько радости в мартовской голубой и звонкой капели, в журчании весенних ручьёв. И какой неописуемый восторг вызывает ледоход Ловати… А первая песня скворца под окном и серебряный колокольчик невидимого жаворонка! Какое блаженство - бежать по цветущему лугу на лету сшибая золотистые лютики, лебяжий пух одуванчиков… Незабываемое детство - оно на всю жизнь .

Творчество

После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, - военачальники, герои Великой Отечественной войны: И. Д. Черняховский (мрамор, 1947); М. Г. Гареев (базальт, 1947), П. А. Покрышев (мрамор, 1948), А. С. Смирнов (мрамор, 1948) - все в ТТГ ; И. Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948; РМ , Ленинград; Бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района ; архитектор Л. Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И. Р. Апанасенко (Белгород ; бронза, 1944-49). За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ) - скульптор был награждён несколькими Государственными премиями.

Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток , работали над оформлением московского метрополитена . В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин , П. И. Бондаренко , Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц , Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в (ректор с по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; - образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню , отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения. К сожалению, эта часть творческого наследия скульптора не слишком хорошо известна зрителю. Портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, ГТГ). Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов - или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты - Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста

) - выдающийся советский скульптор -монументалист, педагог, профессор . Президент Академии художеств СССР с по г.

Биография

Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушёл на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию , воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нём интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой .

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

Отменные по живописности места, просторные заливные луга вдоль берегов тихой привольной Ловати . Разноцветный ковёр весной, пахучие сенокосы летом, синеющая стылая даль осенней порой и заснеженная целина, прорезанная санным путём через замёрзшую Ловать… Сколько радости в мартовской голубой и звонкой капели, в журчании весенних ручьёв. И какой неописуемый восторг вызывает ледоход Ловати… А первая песня скворца под окном и серебряный колокольчик невидимого жаворонка! Какое блаженство - бежать по цветущему лугу на лету сшибая золотистые лютики, лебяжий пух одуванчиков… Незабываемое детство - оно на всю жизнь .

Творчество

После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, - военачальники, герои Великой Отечественной войны: И. Д. Черняховский (мрамор, 1947); М. Г. Гареев (базальт, 1947), П. А. Покрышев (мрамор, 1948), А. С. Смирнов (мрамор, 1948) - все в ТТГ ; И. Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948; РМ , Ленинград; Бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района ; архитектор Л. Г. Голубовский ; бронза, мрамор. 1949). Памятник И. Р. Апанасенко (Белгород ; бронза, 1944-49). За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ) - скульптор был награждён несколькими Государственными премиями.

Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток , работали над оформлением московского метрополитена . В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин , П. И. Бондаренко , Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит , А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц , Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в (ректор с по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; - образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню , отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения. К сожалению, эта часть творческого наследия скульптора не слишком хорошо известна зрителю. Портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, ГТГ). Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов - или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты - Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956-1957), польского революционера В. Шопского (1957), болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957), президента ГДР Вильгельма Пика (1956), генерала Э. П. Пети (1957). Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, - созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964) .

Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской в Ленинграде .

Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году . Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви в 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина» , руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря , которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»

  • Памятники, сооружённые по проектам скульпторов Российской федерации. 1945-1965. - Л.: Художник РСФСР, 1967. - С. 5, 6, 8, 10, 20, 24, 25, 26, 27, 28, 34, 37, 40.

Отрывок, характеризующий Томский, Николай Васильевич

Я просто не могла поверить тому, что услышала, и мысленно поклялась ни за что на свете не упустить этот шанс! Осторожно подойдя к Пурге, я ласково погладила её влажный, бархатистый нос, и начала тихонечко с ней разговаривать. Я говорила ей, какая она хорошая и как я её люблю, как прекрасно нам будет вместе и как сильно я буду о ней заботиться… Конечно же, я была всего лишь ребёнком и искренне верила, что всё, что я говорю, Пурга поймёт. Но даже сейчас, спустя столько лет, я всё ещё думаю, что каким-то образом эта удивительная лошадь меня и в правду понимала... Как бы там ни было, Пурга ласково ткнулась мне в шею своими тёплыми губами, давая понять, что она готова «пойти со мной погулять»... Я кое-как на неё взобралась, от волнения никак не попадая ногой в петлю, изо всех сил постаралась успокоить своё рвущееся наружу сердце, и мы медленно двинулись со двора, поворачивая нашей знакомой тропинкой в лес, где она, так же, как и я, очень любила бывать. От неожиданного «сюрприза» меня всю трясло, и я никак не могла поверить тому, что всё это по-настоящему происходило! Мне очень хотелось себя сильно ущипнуть, и в то же время я боялась, что вдруг, прямо сейчас, проснусь от этого чудесного сна, и всё окажется всего лишь красивой праздничной сказкой... Но время шло и ничего не менялось. Пурга – моя любимая подруга – была здесь со мной, и только чуть-чуть не хватало, чтобы она стала по-настоящему моей!..
День моего рождения в том году выпал на воскресение, а так как погода была просто великолепной, многие соседи в то утро прогуливались по улице, останавливаясь поделиться друг с другом последними новостями или просто подышать «свежепахнувшим» зимним воздухом. Я чуточку волновалась, зная, что сейчас же стану объектом всеобщего обозрения, но, несмотря на волнение, очень хотела выглядеть уверенной и гордой на моей любимой красавице Пурге... Собрав свои «растрёпанные» эмоции в кулак, чтобы не подвести чудесную подружку, я тихонечко тронула её бок ногой, и мы выехали за ворота... Мама, папа, бабушка и соседка стояли на дворе и махали нам вдогонку, как будто для них, так же, как для меня, это тоже было каким-то невероятно важным событием... Это было по-доброму смешно и забавно и как-то сразу помогло мне расслабиться, и мы уже спокойно и уверенно поехали дальше. Соседская ребятня тоже высыпала во двор и махала руками, выкрикивая приветствия. Вообще, получился настоящий «праздничный кавардак», который развеселил даже прогуливающихся на той же улице соседей...
Скоро показался лес, и мы, повернув на уже хорошо знакомую нам тропинку, скрылись из виду... И вот тут-то я дала волю своим, вопящим от радости, эмоциям!.. Я пищала, как несказанно обрадованный щенок, тысячу раз целовала Пургу в шелковистый нос (количество чего она никак не могла понять...), громко пела какие-то несуразные песни, вообще – ликовала, как только позволяла мне моя счастливая детская душа...
– Ну, пожалуйста, моя хорошая, покажи им, что ты опять счастливая... Ну, пожалуйста! И мы снова будем вместе много-много кататься! Сколько захочешь, обещаю тебе!.. Только пусть они все увидят, что ты в порядке... – упрашивала я Пургу.
Я чувствовала себя с ней чудесно, и очень надеялась, что она тоже почувствует хоть частичку того, что чувствовала я. Погода была совершенно изумительной. Воздух буквально «трещал», настолько был чистым и холодным. Белый лесной покров блистал и искрился миллионами маленьких звёздочек, как будто чья-то большая рука щедро рассыпала по нему сказочные бриллианты. Пурга резво бежала по вытоптанной лыжниками тропинке, и казалась совершенно довольной, к моей огромной радости, начиная очень быстро оживать. Я буквально «летала» в душе от счастья, уже предвкушая тот радостный момент, когда мне скажут, что она наконец-то по-настоящему моя...
Через какие-то полчаса мы повернули назад, чтобы не заставлять волноваться всю мою семью, которая и без этого, волновалась обо мне постоянно. Соседка всё ещё была на дворе, видимо желая собственными глазами убедиться, что с нами обоими всё в порядке. Тут же, естественно, на двор выбежали бабушка и мама, и уже последним появился папа, неся в руках какой то толстый цветной шнурок, который сразу же передал соседке. Я легко соскочила наземь и, подбежав к папе, с колотящимся от волнения сердечком, уткнулась ему в грудь, желая и боясь услышать такие важные для меня слова...
– Ну что, милая, любит она тебя! – тепло улыбаясь, сказала соседка, и, повязав тот же цветной шнурок Пурге на шею, торжественно подвела её ко мне. – Вот, с этим же самым «поводком» мы привели её домой в первый раз. Бери её – она твоя. И счастья вам обоим...
На глазах доброй соседки блестели слёзы, видимо даже добрые воспоминания пока ещё очень сильно ранили её исстрадавшееся по утерянному мужу, сердце...
– Я вам обещаю, я буду её очень любить и хорошо за ней смотреть! – задыхаясь от волнения, пролепетала я. – Она будет счастливой...
Все окружающие довольно улыбались, а мне вся эта сценка вдруг напомнила где-то уже виданный похожий эпизод, только там человеку вручали медаль... Я весело рассмеялась и, крепко обняв свой удивительный «подарок », поклялась в своей душе не расставаться с ним никогда.
Вдруг меня осенило:
– Ой, постойте, а где же она будет жить?!.. У нас ведь нет такого чудесного места, как имеете вы? – расстроившись, спросила соседку я.
– Не волнуйся, милая, она может жить у меня, а ты будешь приходить, чтобы её чистить, кормить, за ней смотреть и на ней кататься – она твоя. Представь себе, что вы «снимаете» у меня для неё дом. Мне он больше не будет нужен, я ведь не буду заводить больше лошадей. Вот и пользуйтесь на здоровье. А мне приятно будет, что Пурга будет и дальше у меня жить.
Я благодарно обняла мою добрую соседку и взявшись за цветной шнурок, повела (теперь уже мою!!!) Пургу домой. Моё детское сердце ликовало – это был самый прекрасный подарок на свете! И его правда стоило подождать...
Уже где-то с полудня, чуточку очухавшись после такого ошеломляющего подарка, я начала свои «шпионские» вылазки на кухню и в столовую. Вернее – я пыталась... Но даже при самых настойчивых попытках, проникнуть туда мне, к сожалению, никак не удавалось. В этом году бабушка, видимо, железно решила ни за что не показывать мне своих «произведений» пока не придёт время настоящего «празднования»... А мне очень хотелось хотя бы краешком глаза посмотреть, что же она так усердно два дня там колдует, не принимая ничью помощь и не пуская никого даже за порог.
Но вот, наконец-то, наступил долгожданный час – около пяти вечера начали появляться мои первые гости... И я, в конце концов, получила право полюбоваться своим праздничным столом... Когда в гостиную открыли дверь, я подумала, что попала в какой-то сказочный, райский сад!.. Бабушка весело улыбалась, а я бросилась ей на шею, чуть ли не рыдая от переполнявших меня чувств благодарности и восторга...
Вся комната была украшена зимними цветами... Огромные чашечки ярко жёлтых хризантем создавали впечатление множества солнышек, от которых в комнате было светло и радостно. А уж праздничный стол являл собою настоящее произведение бабушкиного искусства!.. Он благоухал совершенно сногсшибательными запахами и потрясал многообразием блюд... Здесь была и покрытая золотистой корочкой утка, с моей любимой грушёвой подливкой, в которой «тонули» целые половинки томлёных в сливках, пахнущих корицей груш... И дразнившая нежнейшим запахом грибного соуса, истекающая соком курочка, пышущая начинкой из белых грибов с орехами, и буквально тающая во рту... По середине стола «впечатляла» своим размером страшенная щука, запечённая целиком с сочными кусочками сладкого красного перца в лимонно-брусничном соусе... А от запаха толстеньких, лопающихся от пышущего жара, сочных индюших ножек под корочкой клюквенного муса, мой бедный желудок подпрыгнул аж до самого потолка!.. Гирлянды нарезанных тоненькими кусочками всевозможных копчёных колбасок, нанизанных на тончайшие прутики наподобие шашлыка, и скрашенных маринованными помидорами и солёными домашними огурчиками, «убивали» запахами знаменитых литовских «копчёностей», нисколько не уступая одуряюще пахнувшей копчёной сёмге, вокруг которой весёлыми кучками высились, политые сметаной, сочные солёные грузди... Золотисто поджаренные кругленькие пирожки попыхивали горячим паром, а вокруг них в воздухе витал совершенно неповторимый «капустный» аромат... Всё это изобилие искуснейших бабушкиных «произведений» полностью потрясло моё «голодное» воображение, не говоря уже о сладостях, вершиной которых был мой любимый, взбитый с вишнями, тающий во рту творожный пирог!.. Я восхищённо смотрела на бабушку, от всей души благодаря её за этот сказочный, по-настоящему королевский стол!.. А она в ответ только улыбнулась, довольная произведённым эффектом, и тут же начала с величайшим усердием угощать моих, ошалевших от такого изобилия, гостей.
После в моей жизни было множество «больших» юбилейных дней рождения, но ни один из них, даже праздновавшихся в самых изысканных заграничных ресторанах, никогда даже близко не сумел превзойти мой потрясающий десятый день рождения, который смастерила тогда для меня моя необыкновенная бабушка...
Но «сюрпризам» в этот вечер, видимо, не суждено было кончаться... Через какие-то полчаса, когда «пир» уже был в самом разгаре, воздух в комнате вдруг по привычному (для меня) заколебался и... во всей своей красе появилась Стелла! Я от неожиданности подпрыгнула, чуть не опрокинув свою тарелку, и быстренько начала оглядываться по сторонам – не видит ли её кто-то ещё. Но гости со здоровым аппетитом, увлечённо поглощали «плоды» бабушкиного кулинарного искусства, не обращая никакого внимания на вдруг рядом с ними появившегося чудо-человечка...
– Сюрприз!!! – весело хлопнула в ладошки малышка. – С твоим большим день рождением тебя!.. – и в комнате прямо с потолка посыпались тысячи самых причудливых цветов и бабочек, превращая её в сказочную «пещеру Алладина»...
– Как ты сюда попала?!!!.. Ты же говорила – тебе нельзя сюда приходить?!.. – забыв даже поблагодарить малышку за устроенную ею красоту, ошалело спросила я.
– Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?..
– Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи....
– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
– Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос.
Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить.
– А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
– Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая.
Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать.
– Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы.
– Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу!
Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения.
– Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое!
– Ну, я тоже такого не получаю каждый день, – засмеялась я.
Бабушка за мной лукаво наблюдала, видимо от души забавляясь возникшей ситуацией, но пока не собиралась мне помогать, как всегда сперва ожидая, что же я такое предприниму сама. Но мне, наверное, от слишком бурных сегодняшних эмоций, как на зло, ничего не приходило в голову... И я уже серьёзно начинала паниковать.
– Ой, а вот и твоя бабушка! Можно я приглашу сюда свою? – радостно предложила Стелла.
– Нет!!! – сразу же мысленно чуть ли не закричала я, но обижать малышку было никак нельзя, и я, с самым счастливым видом, который в тот момент сумела изобразить, радостно сказала: – Ну, конечно же – приглашай!
И тут же, в дверях появилась всё та же самая, теперь уже хорошо мне знакомая, удивительная старушка...
– Здравствуйте, дорогие, я тут к Анне Фёдоровне шла, а попала прямо на пир. Вы уж простите за вторжение...
– Да что вы, заходите пожалуйста! Места всем хватит! – ласково предложил папа, и очень внимательно уставился прямо на меня...
Хотя на моего «гостя» или «школьного товарища» Стеллина бабушка никак не походила, но папа, видимо почувствовав в ней что-то необычное, сразу же «свалил» это «необычное» на меня, так как за всё «странное», происходящее в нашем доме, обычно отвечала я...
У меня от смущения за то, что я не могу ему сейчас ничего объяснить, покраснели даже уши... Я знала, что после, когда все гости уйдут, обязательно сразу же всё ему расскажу, но пока мне очень не хотелось встречаться с папой глазами, так как я не была привыкшая что-то от него скрывать и чувствовала себя от этого сильно «не в своей тарелке»...
– Да что с тобой опять, милая? – тихо спросила мама. – Ты прямо витаешь где-то... Может сильно устала? Хочешь полежать?
Мама по-настоящему беспокоилась, и мне было совестно говорить ей неправду. А так как правду я, к сожалению, сказать не могла (чтобы снова её не пугать), то я тут же постаралась её заверить, что у меня всё правда-правда совершенно прекрасно. А сама лихорадочно думала, что же такое всё-таки предпринять...
– А что ты так нервничаешь? – неожиданно спросила Стелла. – Это потому, что я пришла?
– Ну, что ты! – воскликнула я, но, увидев её пристальный взгляд, решила, что нечестно обманывать боевого товарища.
– Ладно, ты угадала. Просто когда я говорю с тобой, для всех остальных я выгляжу «замороженной» и это смотрится очень странно. Особенно это пугает маму... Вот я и не знаю, как выйти из такого положения, чтобы было хорошо всем...
– А что же ты мне не сказала?!.. – очень удивилась Стелла. – Я ведь хотела тебя обрадовать, а не расстроить! Я сейчас же уйду.
– Но ты ведь меня и вправду обрадовала! – искренне возразила я. – Это просто из-за них...
– А ты скоро придёшь опять? Я соскучилась... Так неинтересно одной гулять... Хорошо бабушке – она живая и может ходить куда хочет, даже к вам....
Мне стало дико жаль эту чудесную, добрейшую девчушку...
– А ты приходи когда захочешь, только когда я буду одна, тогда нам никто не сможет мешать, – искренне предложила я. – А к тебе я скоро приду, вот только кончатся праздники. Ты только подожди.
Стелла радостно улыбнулась, и снова «украсив» комнату сумасшедшими цветами и бабочками, исчезла... А мне без неё сразу стало пусто, как будто она унесла с собой частичку радости, которой был наполнен этот чудесный вечер... Я посмотрела на бабушку, ища поддержки, но она о чём-то очень увлечённо беседовала со своей гостьей и на меня никакого внимания не обращала. Всё опять вроде бы встало на свои места, и снова всё было хорошо, но я не переставала думать о Стелле, о том, как она одинока, и как несправедлива иногда почему-то бывает наша Судьба... Так, пообещав себе как можно скорее вернуться к своей верной подружке, я опять полностью «возвратилась» к своим «живым» друзьям, и только папа, очень внимательно целый вечер за мной наблюдавший, смотрел на меня удивлёнными глазами, как будто сильно стараясь понять, где же и что же такое серьёзное он со мной так обидно когда-то «проморгал»...

(1960), действительный член АХ СССР (1949; с 1968), (1970). Член с 1950. Учился в Ленинградском художественно-промышленном (1923-27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной в Ленинграде, Томский Николай Васильевич изучил русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры. Большое место в ранний период Томский Николай Васильевич заняла работа над образом С. М. . Лучшие 1930-х гг. , насколько органичными явились для него принципы социалистического реализма. Сочетая индивидуальное и , характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, Томский Николай Васильевич создал образы, проникнутые героическим пафосом [памятник С. М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия , 1941; см. илл. ), статуя «А. Бусыгин» (гипс, 1937), памятник В. И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)]. Эти черты Томский Николай Васильевич проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941-45. Среди работ этого периода - многочисленные портреты [И. Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948); М. Г. Гареева ( , 1947); П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба - мрамор, 1948) - все в Третьяковской галерее, И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; , Ленинград), все - Государственная премия СССР, 1949] и памятники [И. Р. Апанасенко в Белгороде (бронза, 1944-49) и др.]. За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ) Томский Николай Васильевич получил Государственную премию СССР в 1950. В 1951 он выполнил портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 - памятник писателю для Москвы (бронза, гранит). Как и в 1930-х гг., Томский Николай Васильевич много работает над образом В. И. Ленина [памятники в Орле (1949-61), Вильнюсе (1952), Вологде (1958), все - бронза, гранит, и в др. городах]. Со 2-й половины 1950-х гг. Томский Николай Васильевич обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская премия, 1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956-57, Третьяковская галерея). Преподаёт в Московском художественном им. В. И. Сурикова (с 1948; с 1949, ректор в 1964-70). Председатель Московского союза советских художников (1951-56). Депутат Верховного Совета 3-го и 6-9-го созывов. Делегат 24 - 25-го съездов . Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Парамонов А., М., 1953; Н. В. Томский. Каталог , М., 1969: Балтун П. К., Н. В. Томский, М., 1974.



Просмотров