Сообщение о картине диего веласкеса эзоп. Портреты эзопа

Перед вами – картина живописца Веласкеса «Эзоп»
(1639-1641). Искусствоведы вычислили, что она
входила в цикл картин («Марс», «Менипп» и др.),
предназначенных для королевского охотничьего
замка Торре де ла Парада близ Мадрида.

Помните, кто на ней изображён? Это Эзоп, древ-
негреческий баснописец, считающийся создателем
басни. По преданию, он жил около середины VI
века до н. э. Легенды рисуют Эзопа народным
мудрецом, юродивым и хромым рабом самосца
Иадмона, безвинно сброшенным со скалы в Дель-
фах. Ему приписывались сюжеты почти всех изве-
стных в античности басен, обрабатывавшиеся мног-
ими баснописцами – от античных Федра и Бабрия
до Жана де Лафонтена и Ивана Крылова. Мы уже
привыкли к тому, что под эзоповой басней подраз-
умеваем басню, в которой действующими лицами
выступают животные и другие бессловесные су-
щества и предметы, аллегорически представляю-
щие людей, их характеры и поступки.

В связи с этим и вопрос. Странное удивление ох-
ватывает меня, когда я смотрю на «Эзопа» Диего
Веласкеса. Почему художник оставил руку своего
персонажа под платьем – вместо того, чтобы изоб-
разить её поверх, свободно вытянутой вдоль тела?

Что он хотел этим сказать? Всей моей фантазии
не хватает для ответа на этот, надеюсь, простой
вопрос. Может, вы поможете?

~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^

Иллюстрация: «Невидимая рука баснописца»

Рецензии

«Перед вами – картина живописца Веласкеса “Эзоп”... Помните, кто на ней изображён?» Да, да, конечно “помним” – подумал я – ведь мы в первый раз её видим... А далее читаю: «Это Эзоп». Смешно!☺

Версии такие:
1. Трудно было передать взгляд баснописца. Диего не был доволен тем, как показал лицо и сделал отвлекающий манёвр.
2. Эзопу свойственны недомолвки, в его произведениях всегда есть второй план...
3. “Творчество раскрывает...” – говорит художник. Объясняю: рукописи (книга) символизируют творчество. Если бы правая рука Эзопа была свободна, то она... тоже бы оказалась чуть ниже груди, образовав “замо́к”.
.................
Вариантов много, я же склоняюсь к следующему: представим, что левая рука Эзопа опущена – это неинтересно... А так – загадка!

Владимир, спасибо! Я хотел, чтоб ты нам что-нибудь загадал!☺

Я бы этого тоже хотел. И в моём
портфеле скопилось уже немало за-
гадок. Но - прочти, если не за-
труднит, моё резюме. Мне сейчас
не до развлечений...

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сегодня в Санкт-Петербурге открывается выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», на которой будут представлены две картины великого испанского художника Веласкеса

21 октября открывается выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» - «Менипп» и «Эзоп» из музея Прадо. На экспозиции, организованной Государственным Эрмитажем совместно с мадридским музеем Прадо, представлены два полотна великого испанского художника Веласкеса (1599–1660), принадлежащие к наиболее прославленным шедеврам мировой живописи. Имена мыслителей древности указаны в надписях на картинах.

Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. Его апокрифическое жизнеописание было составлено в XIII веке, сочинения впервые опубликованы в конце XV века и широко распространились в Европе в XVI и XVII столетиях. Согласно легенде, Эзоп был рабом, отпущенным на свободу, беспощадно остроумным автором моральных сентенций, в которых часто выражал свои идеи посредством беседы животных. Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык.

На картине Эзоп изображен с книгой, внизу рядом с ним с одной стороны лохани и тряпка - намек на повседневные занятия раба; с другой стороны - уложенные в дорогу вещи и золотая чаша, в краже которой баснописец был ложно обвинен и сброшен с горы жрецами Аполлона в городе Дельфы.

Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке до н. э. Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты. Как и Эзоп, Менипп был освобожденным рабом, сумел разбогатеть, занимаясь ростовщичеством, потом утратил свое состояние, жизнь кончил самоубийством, повесившись. Он принадлежал к философской школе киников, отрицавших ученые знания, подвергавших все жесткой критике, в Испании времен Веласкеса киников обвиняли в злословии. «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку.

Менипп на картине саркастично усмехается. У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс». Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года). Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты. Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл.

«Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Это не грозный, молодой и прекрасный бог войны, каким его представляли себе испанцы времен Веласкеса, но человек среднего возраста, начинающий стареть. Он сидит на постели, в задумчивости, почти полностью обнаженный, но в шлеме, оружие брошено у ног. Образ бога войны явно снижен. В такой интерпретации одни усматривают намек на увлечение Марсом любовными утехами в ущерб его главному занятию, войне. Другие идут еще дальше в раскрытии содержания работы и связывают его с военными поражениями Испании во второй половине 1630-х годов. Не исключено, что имелись в виду обе идеи. В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями.

Античные мудрецы осовременены, представлены в виде нищих. Они остро охарактеризованы, превосходно написаны. «Эзоп» - в плотной живописной манере, «Менипп» более текучим мягким мазком. Фигуры показаны с низкой точки зрения, рисуются величественными силуэтами на нейтральном фоне. Колорит выдержан в скупой, строгой коричнево-оливковой гамме.

Значительностью образов и мастерством исполнения картины «Эзоп» и «Менипп» всегда привлекали к себе внимание как ценителей искусства, так и художников. Их гравировал Франсиско де Гойя, на них ориентировался Эдуар Мане, создавая своих «Философов», с них делали копии живописцы, в том числе, и

ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра басни. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

Тексты басен Эзопа кратки, просты по содержанию, сюжет не загроможден подробностями и также предельно прост и, что немаловажно, мораль декларируется отчетливо. Язык близок к обыденному, разговорному, в нем мало прилагательных и часто встречаются глаголы, ведь эзоповские басни – это, в первую очередь, рассказ о поступке, действии, а не описание обстановки. В этих текстах редко встретишь диалог, разве что прямая реплика обозначит собой развязку. Зачастую басни Эзопа имеют четыре части: экспозиция , замысел, действие и неожиданный финал. В некоторых случаях данная схема варьируется в сторону упрощения композиции или, наоборот, ее усложнения.

Персонажами басен Эзопа являются животные и растения (более 80 их разновидностей), люди различных профессий (их исследователи насчитали около 30), также боги и мифологические фигуры. Самые популярные персонажи – это лиса, волк, змея, лев, осел, собака, крестьянин и т. п. Все они, впрочем, являются фигурами условными, носителями конкретных функций.

Многие сюжеты «Эзоповых басен» читателю отлично знакомы по обработкам, сделанным Ж. Лафонтеном, И. И. Дмитриевым, И. А. Крыловым и др. К ним относятся «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и журавль», «Волк и ягненок», «Жук и муравей», «Лошадь и осел» и др.



Портрет Эзопа
во весь рост.

13.12.2014

Описание картины Диего Веласкеса «Эзоп»

Великий древнегреческий баснописец Эзоп очень известен со времён своей жизни и по настоящее время. В своих баснях он представлял разные типы людей в образе животных и высмеивал их недостатки и пороки, такие как жадность, тщеславие, гордыня, глупость и многие другие. Эзоп был рождён в рабстве, но хозяин оценил его талант и подарил желанную свободу. О том, как мог выглядеть этот баснописец, можно только предположить, об этом существует множество легенд. Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста. Но это делалось специально, чтобы на контрасте выделить его внутренний мир, очень красивый и добрый.

На своей картине Веласкес изобразил Эзопа в очень поношенной одежде. Сначала он был рабом, а теперь он нищенствующий бродяга. Однако самое важное, на что художник хотел обратить внимание зрителя — это глаза Эзопа, вернее, его взгляд. Он пристально смотрит в глаза зрителю, точнее, пронизывает его, пытаясь разглядеть самое потаённое, что может быть спрятано у него в душе. Он как будто судья, выслушивающий оправдания обвиняемого в преступлении. Или он похож на доктора, который сначала должен внимательно осмотреть больного перед тем, как поставить свой диагноз. А ещё, может быть, он похож на учителя, который хочет отчитать своего непутёвого ученика. Но самое важное, его взгляд похож на взгляд самого бога. Этот бог уже давно наблюдает за человечеством, которое погрязло в грехах и продолжает на протяжении тысячелетий совершать одни и те же ошибки. И вот этот человек, Эзоп, который был на самом дне, в самом низшем слое общества, теперь становится приближенным к высоте, на которой находится сам бог. Для Веласкеса было очень важно, что он может показать особую мудрость, разлучённую со статусом человека в обществе. Такие люди не принадлежат обществу, а находятся вне его, даже над ним и его законами.

Diego Velazquez 1599-1660

Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко. В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.
Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».


"Завтрак" 1617


"Христос в доме Марфы и Марии" 1618


"Непорочное зачатие" 1618


"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618


"Поклонение волхвов" 1619


"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620


"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент


"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.


"Первый министр герцог де Оливарес"


"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.


"Продавец воды в Севилье" 1623


"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.
Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630-1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.


"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.
В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).
Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.
В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.
Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.


"Конный портрет принца Балтазара"


"Бахус" 1629


"Граф Ольварес на коне" 1634


"Портрет инфанты Маргариты" 1660


"Конный портрет Филиппа IV"


"Don Balthasar Carlos "


"Белая лошадь"


"Infanta Marguarite Therese" 1654


"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

"Дама с веером" 1640


"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657


"Венера перед зеркалом" 1644-48

"Филипп IV Испанский" 1652-53


"Margaretha as a child Sun"


"Молодая дама"


"Francisco Bandres De Abarca"


"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36


"Автопортрет" 1643


"Св. Антоний"


"Инфанта Мария Австрийская"


"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "


"Святые Антоний и Павел"


"Коронация девы Марии" 1645


"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645


"Кардинал Камилло Асталли"


"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"


"Искушение святого Фомы Аквинского"


"Карлик с собакой" 1650


"Демокрит" 1628-29

"Набросок головы Аполлона" 1630


"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630


"Инфанта Маргарита Мария"


"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645


"Портрет Марии Луизы"


"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"


"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса


"Христос на кресте" 1632


"Распятие "


"Портрет поэта Луиса де Гонгора"


"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32


"Хуан-де-Парейя" 1650


"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634


"Папа Иннокентий X" 1650


"Портрет короля Филиппа IV"



Просмотров