Государственный эрмитаж. История создания государственного эрмитажа

Прославленный петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов. Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж. У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа - императрица Екатерина II. В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин , принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими живописцами.Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала коллекционировать картины. Специальных людей отряжали за границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции целиком.

В 1769 г. из Дрездена привезли коллекцию графа Брюля, бывшего премьер-министра курфюрста Саксонии. В нее входили картины Рубенса, Рембрандта, Ватто и других прекрасных художников. В 1772 г. в Париже было куплено великолепное собрание знаменитого французского ценителя искусств барона П. Кроза. Таким образом в Санкт-Петербурге оказались «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и еще несколько картин Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, произведения Веронезе, Ван Дейка, Тинторетто...

К огромному сожалению, не всем произведениям, предназначенным для собрания императрицы, удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга. В 1771 г. при кораблекрушении погибли картины голландских живописцев, купленные в Гааге. Тем не менее, коллекция Екатерины II становилась все больше и прекраснее. Позаботилась просвещенная императрица и о должном помещении для своих картин. Уже в 1764-1767 гг. рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было построено новое здание, которое соединялось с дворцом крытым переходом. Поначалу петербуржцы по имени архитектора называли его Ламотовым павильоном . Но позже в обиход вошло и другое название - Малый Эрмитаж .

Фото Эрмитажа


Екатерина использовала Ламотов павильон для общения со своими друзьями и приближенными. Приемы, в отличие от парадных, проходили здесь совершенно неофициально - не было даже слуг, а столы с яствами подавались наверх с нижнего этажа с помощью специальных подъемных механизмов. Поэтому павильон стали называть Эрмитажем - от французского ermitage, что означает «приют отшельника».

В1774 г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа , в котором упоминалось уже 2080 картин. Через пять лет к собранию добавилась ценнейшая коллекция бывшего премьер-министра Англии лорда Роберта Уолпола, проданная его наследниками. Здесь было 198 работ великих живописцев Рубенса, Йорданса, Ван Дейка. В 1781 г. в Эрмитаже появилась купленная в Париже коллекция графа Бодуэна из 119 картин. А кроме картин в собрании императрицы уже были гравюры, рисунки, монеты, медали, изделия из резного камня...

Коллекции становились все обширнее, для них потребовались новые помещения. Еще в 1771 г. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена началось строительство Большого Эрмитажа . С Малым его соединял крытый переход. Но этим дворцовое строительство при Екатерине II не завершилось: с 1783 по 1787 г. Джакомо Кваренги строил Эрмитажный театр. Вместе с Зимним дворцом, а также Малым и Большим Эрмитажами теперь он входит в единый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль набережной Невы. Позже, уже в середине XIX в., при императоре Николае I, внуке Екатерины II, было возведено здание Нового Эрмитажа, примыкающее к Большому Эрмитажу с внутренней стороны и выходящее фасадом на Миллионную улицу. Поэтому Большой Эрмитаж стали называть Старым Эрмитажем .

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар . Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом. Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

Новый Эрмитаж был задуман как музей , доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Что можно увидеть в Эрмитаже в наши дни


Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II. К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, - Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский... К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г. На ее стенах - 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня. Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля - копию знаменитой галереи в , расписанной великим итальянским художником . Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI-XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но со временем, когда количество шедевров приумножилось, стал музеем в полном смысле этого слова. Портал «ЗаграNица» вспомнил о 10 значимых экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по залам знаменитого музея

Мумия

Петербург - мировой рекордсмен по количеству мумифицированных трупов. Так, самая знаменитая мумия - тело древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Располагается данный экспонат в Египетском зале, под футляром из специального стекла, так как нельзя допускать попадания воздуха под купол.

С мумией связана легенда: одна из смотрительниц зала рассказала о том, что за несколько дней до новолуния, весной 2004-го, на левом плече Па-ди-иста начала дергаться мышца. Спустя пару дней на том месте появился нарост величиной с грецкий орех, который начал «передвигаться» по руке вверх и вниз. Через неделю всё прекратилось - опухоль исчезла сама по себе. Правда это или ложь - решать вам.

Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти.


Фото: asergeev.com 2

«Мадонна Бенуа»

Эту прекрасную картину причисляют к ранним работам Леонардо да Винчи: она была написана в 1460-1470-х годах. Несмотря на множество догадок и легенд о происхождении «Мадонны с цветком», история того, как она попала в Россию, проста: Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила картину по наследству от отца.

Эта работа стала одним из ключевых произведений мастера и образцом для живописцев того времени: да Винчи писал шедевр масляными красками - и по его примеру их стали использовать другие художники.


Фото: hellopiter.ru

«Мадонна Литта»

По соседству с «Мадонной Бенуа» в Эрмитаже хранится «Мадонна Литта», которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины также является Леонардо да Винчи: в музее хранится эскиз женской головы. Но некоторые искусствоведы сомневаются в авторстве великого художника. Есть предположение, что часть картины написал кто-то из его учеников.


Фото: rukodelie.devichnik.ru 4

Часы «Павлин»

Это удивительно прекрасное механическое приспособление придумали Джеймс Кокс и Фридрих Юри. В Россию оно попало благодаря Потемкину: он приобрел часы в подарок Екатерине II. К сожалению, фаворит императрицы так и не узнал, понравился ли ей дар, так как скончался до того, как часы были доставлены.

Сначала часы экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений: это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.


Фото: dic.academic.ru 5

«Даная» Рембрандта

Картину Рембрандт писал сразу с двух женщин: первым прообразом героини стала жена, Саския ван Эйленбюрх, а вторым - любовница Гертье Диркс, с которой художник связался после смерти супруги. На картине изображен тот момент древнегреческого мифа, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя.

В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина II. Спустя двести лет с этой картиной случился известнейший акт музейного вандализма: литовец Бронюс Майгис облил ее серной кислотой и дважды повредил ножом. Как признался Майгис позже, данное действо было совершенно по политическим мотивам.

Несмотря на то, что было повреждено 27% полотна, картину удалось полностью восстановить. С 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии, под бронированным стеклом.


Фото: muzei-mira.com 6

«Возвращение блудного сына» Рембрандта

Над этой работой художник трудился очень долго: первые наброски появились в 1630-1640-е годы, а готова она была только к 1660-му. Но такие колоссальные усилия стоили того, ведь картина стала одной из самых известных в творчестве мастера.


Фото: hermitageline.ru 7

«Дама в голубом» Гейнсборо

Считается, что автор рисовал портрет с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Работа стала визиткой художника, ее по праву называют одним из лучших портретов эпохи барокко: утонченная красота, мягкие переходы полутонов, изящество и грация - всё это присутствует в картине. В Эрмитаж она попала от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо в российских музеях.


Фото: hermitagemuseum.org 8

«Танец» Матисса

Заказавшего эту картину для своего московского особняка Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора - Анри Матисса - публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.


Фото: lenta.ru 9

«Вечная весна» Родена

Скульптура была частью композиции «Врата ада» и долгое время располагалась у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства. Роден решил повторить часть своей работы, выполнив ее в том же стиле. Часть мраморной глыбы для скульптуры автор специально оставил необработанной, чтобы придать композиции большую естественность.


Фото: wikipedia.org

«Композиция VI» Кандинского

Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского. Главное полотно - «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века.


Фото: tsargrad.tv

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

История создания Государственного Эрмитажа

Введение

Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

В главный ансамбль Эрмитажа, расположенный в центре Санкт-Петербурга, входят Зимний дворец - бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом. В музейный комплекс включены Дворец Меншикова и восточное крыло здания Главного штаба, реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода.

1. Начало коллекции музея

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда прусского коммерсанта Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем. В 1764-1767 годах рядом с дворцом по проекту архитектора Вален-Деламота построено новое здание, соединяющееся с дворцом крытым переходом. Мода на отдельно стоящие постройки пришла из Франции («Эрмитаж» означает «приют отшельника»), в малый Эрмитаж позднее поместили коллекцию Гоцковского.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В 1769 году Екатерина закупила крупную частную коллецию Брюля (министр Саксонский при короле Августе III), в коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи»Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

С 1771 началось строительство нового, крупного, здания по проекту Фельтена для разраставшегося собрания (Большой Эрмитаж). 1787 -- приобретается коллекция резных камней -- глиптики, Кваренги строит здание Эрмитажного театра и завершает ансамбль. 1774 год -- первый печатный каталог галереи на французском языке, в это же время хранителем и реставратором приглашен художник венецианец Мартинелли, он же был директором до 1797 года. Принцип развески был декоративным, при развеске часто сохранялась целостность коллекций. Эрмитажный комплекс находился в ведении Придворной конторы, но был самостоятельным учреждением внутри дворцового ведомства. Разрешение на посещение давалось обер-гофмаршалом Придворной конторы. В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики. Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

2. Развитие музея

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием "Снятие с креста", "Ферма" Поттера, полотна Клода Лоррена, "Бокал лимонада" Терборха и "Завтрак" Метсю, а также статуи, созданные Кановой: "Психея и Амур", "Парис", "Геба" и "Танцовщица".

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года. К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года. До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

3. Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения ван Дейка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

В Советской России Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована Свердловск. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности (после окончания восстановительных работ в 1945 году), и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

4. Эрмитаж - музей

В Эрмитаж в начале XIX века допуск публики производился ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем. Численность посетителей составляла около 3-4 тысяч в год, что соответствовало уровню других крупных европейских музеев. Одними из наиболее постоянных посетителей были художники.

В 1852 году Эрмитаж был превращен в публичный музей с бесплатным посещением.

Структура Эрмитажа 1805-1853:

1) Библиотеки, резные камни, медали;

2) Картины, бронза, изделия из мрамора;

3) Эстампы;

4) Рисунки;

5) Кабинет натуральной истории.

С 1805 года Эрмитаж осознается как музей, теперь там работают специалисты-хранители. Опись 1797 года - 3996 картин в Эрмитаже, в 1764 коллекция составляла 225 картин. В конце правления Николай 1 провел реорганизацию: распределил по 4 категориям - картины, картины для других дворцов, для кладовых, не имеющие значения (их продавали на аукционах). В 1863 году учреждена должность директора, им стал Гидеонов. В 1866 он отменяет билеты в Эрмитаж - делает свободный вход.

Эрмитаж и Оружейная палата долго оставались крупнейшими собраниями художественных коллекций в стране. Они были открыты и для широкой публики. В 1870-е была введена книга регистрации посетителей, система билетов и пропусков.

В Эрмитаже за два с половиной столетия была собрана одна из крупнейших коллекций (около 3 миллионов экземпляров) произведений искусства и памятников мировой культуры, с каменного века и до нашего столетия (богатые коллекции западноевропейской живописи -- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Пуссена, скульптуры, памятников прикладного искусства, Греции и Рима: вазы, резные камни, ювелирные изделия, терракот, римский портрет и греческая скульптура).

Для обозрения открыты следующие выставки: Культура и искусство Древней Греции VIII-II веков до нашей эры, Культура и искусство античных городов Северного Причерноморья VII века до нашей эры -- III века нашей эры, Культура и искусство древней Италии и Рима VII века до нашей эры -- IV века нашей эры.

В Эрмитаже хранится более 140 тысяч памятников культуры и искусства народов Востока. Отдел Востока был основан в 1920 году по инициативе известного ученого-востоковеда И.А. Орбели. В начале 2000-х музей располагал одним из наиболее прогрессивных музейных сайтов.

Заключение

эрмитаж музей коллекция

Эрмитаж был создан во второй половине XVIII века благодаря страсти Екатерины II к коллекционированию. Формирование художественных императорских коллекций было заложено еще Петром I (собрание картин, антикварной скульптуры). С появлением многочисленных императорских дворцовых ансамблей коллекционирование активизируется (Зимний дворец, Царское Село).

Музейное собрание Екатерины II носило комплексный характер. Его начало -- дворцовая картинная галерея, созданная путем крупных закупок.

Галерея западноевропейского искусства, собранная императрицей -- основа ее собрания, к ней добавились коллекция античной скульптуры, крупнейшая коллекция резных камней, библиотека, нумизматическая коллекция. К концу правления Екатерины Эрмитаж стал одним из лучших музеев Европы.

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

1) Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;

2) Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;

3) Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;

4) Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;

5) Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

1. Запасной дом Зимнего дворца;

2. Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Список литературы

1. «Государственный Эрмитаж. Сокровища мирового искусства. От века Просвещения до наших дней», Неверов О., 2010 г.

2. «Эрмитаж.История зданий и коллекций.Альбом», Добровольский В.И., 2013 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История возникновения и развития государственного музея "Эрмитаж" в Санкт-Петербурге как крупнейшего в России и одного из крупнейших в мире художественного и культурно-исторического музея. Положение Эрмитажа во время Великой Отечественной войны.

    презентация , добавлен 15.12.2014

    Эрмитаж – крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. История строительства и описание архитектурного ансамбля Эрмитажа – Зимнего дворца, дворца Меншикова, музея императорского фарфорового завода.

    реферат , добавлен 16.12.2009

    История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2011

    История появления Эрмитажа в 1764 г. как частного собрания Екатерины II. Существенные преобразования Эрмитажа после падения императорской власти. Основные здания, входящие в состав музейного комплекса. Коллекция и отделы музея, филиалы в других городах.

    реферат , добавлен 06.01.2014

    Создание большого количества исторических и военно-исторических музеев в Санкт-Петербурге. Памятные места, связанные с событиями городской жизни. Залы Эрмитажа, посвященные культуре и искусству стран Востока. Организация обслуживания посетителей.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.

    реферат , добавлен 14.03.2013

    История создания Гайнского музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Пространство музея как "ковчег культуры". Толкование слова "экспозиция". Тема "открытого произведения" в искусстве. Музыкальные камерные программы и тематические выставочные проекты, проводимые в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.

Большой (Старый) Эрмитаж

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России. В мире Эрмитаж считается одним из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев.

Начало и название

Главный вход с Дворцовой площади через арки Зимнего дворца

Название Эрмитаж (ermitage ) – в переводе с французского языка обозначает «место уединения, затворничество». Основание Эрмитажа связано с именем Екатерины II: специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж – она задумала как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Первыми приобретёнными картинами были 225 картин голландских и фламандских художников, которые Екатерина II приобрела в Берлине в 1764 г. Это частное собрание Екатерины II и стало началом Эрмитажа.

Начало коллекционирования

Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II» (1763)

Коллекции Екатерины II стала толчком к увлечению коллекционированием в России. В XVIII в. это увлечение достигло небывалого размаха, что льстило самолюбию Екатерины, которая старалась поддерживать мнение о себе как о «просвещённой государыне». Ей хотелось затмить западных правителей великолепием своего дворца, даже философ-просветитель Дидро был вовлечён в этот процесс: он подыскивал и закупал для Екатерины картины западноевропейских художников.

В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля (около 600 картин), в том числе полотно Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

Тициан "Бегство в Египет"

«Бегство в Египет» – первая крупная работа Тициана. Она основана на сюжете из Евангелия от Матфея о бегстве Богоматери с Сыном в Египет от царя Ирода. Волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, а праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом, и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву », но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете.

Художник изобразил Марию с Младенцем, сопровождаемых святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные.

Формат полотна (206 х 336 см) позволил показать панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Пейзаж изображён с большой тщательностью.

В 1772 г. Екатерина II приобрела в Париже коллекцию живописи барона Кроза, составленную преимущественно из картин итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII вв. В коллекцию входили в том числе картины: «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, полотна Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Ватто, пейзажи Клода Лоррена.

Рафаэль «Святое семейство»

Рафаэль "Святое семейство"

Второе название этой картины – «Мадонна с безбородым Иосифом». Это очень редкое изображение Иосифа без бороды.

Младенец Христос изображён сидящим на коленях у Марии в подвижной позе, полуобернувшись. Справа от Марии стоит, опершись на посох, Иосиф; он погружён в задумчивость по поводу открывшейся ему судьбы сына.

Через арочный проём виден фрагмент пейзажа. Выражение лица младенца, его поза, причёска Марии указывает на влияние Леонардо да Винчи, поэтому данное произведение относят к раннему периоду работы Рафаэля во Флоренции.

В 1779 г. Эрмитаж пополнился коллекцией живописи британского премьер-министра Уолпола: несколько шедевров Рембрандта («Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана»), портретов кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе – началось создание коллекции графики.

Коллекция английского банкира Лайд-Брауна стала ещё одним значительным приобретением. Она включала античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534)

Микеланджело "Скорчившийся мальчик"

«Скорчившийся мальчик» единственная скульптура Микеланджело из постоянной экспозиции Эрмитажа. Мраморная скульптура имеет высоту 54 см. Екатерина II приобрела её в 1785 г.

Существует мнение, что скульптура была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг. и поэтому символизирует угнетенное состояние флорентийцев в этот период.

Затем одна за другой Екатериной были приобретены другие коллекции, в том числе библиотеки Вольтера и Дидро. В 1796 г. Эрмитаж уже насчитывал 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I также уделяли большое внимание развитию музея: они закупали не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (сейчас находится в Вашингтоне).

В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне.

Императрица Франции в 1804-1809 гг. Жозефина Богарне (первая жена Наполеона I) подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

Камея Гонзага

«Камея Гонзага» – знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Автор камеи неизвестен.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II.

При Николае I Эрмитаж был превращён в публичный музей: в 1852 г. он был открыт для посещения, хотя для входа в него надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США.

В 1845 г. по завещанию дипломата и коллекционера Татищева к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

В 1852 г. было построено специальное здание для публичного художественного музея – Новый Эрмитаж. Он является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Здание известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII-XIX вв. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

В XIX в. в Эрмитаж начали поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. их передали Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX в. становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX в. в музее хранились уже тысячи полотен.

В это время музей продолжал обогащаться. В основном поступали национализированные частные коллекции и собрания Академии художеств: картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

А. Канова «Кающаяся Мария Магдалина» (1809)

А. Канова "Кающаяся Мария Магдалина"

Эта скульптура поступила в Эрмитаж в 1922 г. из собрания герцога Н.Н. Лейхтенбергского.

А. Канова довольно редко обращался к религиозной тематике. Из этой группы произведений наиболее известна статуя, представляющая Марию Магдалину, раскаявшуюся грешницу, ставшую святой. Она показана стоящей на коленях, ее голова поникла, руки бессильно опущены. Рядом со святой изображен человеческий череп, напоминающий о бренности жизни.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. Так в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, в которых было значительное количество произведений импрессионистов: Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и др.

Импрессионизм (фр. impressionnisme , от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX-начала XX вв., зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления . Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Клод Моне «Дама в саду» (около 1867)

К. Моне "Дама в саду"

Клод Моне написал эту картину, уже будучи признанным новатором в пейзажной живописи. Он начал писать картину прямо с натуры или, как тогда стали говорить, на пленере . И тогда Моне понял, что при изображении постоянно меняющейся природы главной задачей становится передача солнечного освещения.

Моне выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в знойный полдень, а краски сохраняют яркость и чистоту. Стремясь достигнуть максимального эффекта в передаче освещения, Моне сгущает тени вокруг предметов. Но и тени у него наполнены светом. В своих пейзажах он старается, по возможности, не пользоваться чёрной краской. В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удаётся.

Интенсивность освещения Моне передает при помощи чистого цвета. Картина отличается ясной и строгой композицией.

Точная и эмоционально насыщенная интерпретация действительности стала неотъемлемой чертой французского импрессионизма, начало которому положили в 1860-х годах Моне и его соратники Писсарро, Сислей, Ренуар.

Картина поступила в Эрмитаж в 1930 г. из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

Но в этот период времени Эрмитаж терпел и потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В 1929-34 гг. состоялись распродажи картин, в результате чего 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более 2 миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища. И, хотя как музей он не работал, сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу, устраивать лекции по искусствоведению. Вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны.

Наоборот, в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Современное состояние Эрмитажа

В настоящее время музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;

Зимний дворец.

  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;

Малый Эрмитаж

  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;

Большой (Старый) Эрмитаж

  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;

Новый Эрмитаж (расположен за Большим)

  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

Коллекция музея насчитывает около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры , начиная с каменного века и до XXI в.



Просмотров