Мифологические сюжеты в живописи. Античная мифология в мировой живописи Русская мифология художники

Мифы Древней Греции – это захватывающие приключения богов, героев и злых существ. Они интересны во всех отношениях.

Это и развлечение похлеще голливудских блокбастеров. И возможность понять совершенно иное мировоззрение людей дохристианской цивилизации.

О мифах мы знаем не только благодаря античным авторам.

Художники, жившие до нашей эры, также активно создавали фрески с мифологическими сюжетами. И часть из них сохранились до наших дней.


Дионис (Вакх) встречает Ариадну на острове Наксос. Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

Но почти на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства.

Они вновь появились в живописи лишь в . В 15 веке в Риме стали откапывать скульптуры времён Римской империи (копии работ древнегреческих мастеров). Начал расти интерес к Древней Греции. Стало модным, а потом и обязательным чтение античных авторов.

И уже в 16-17 веках мифы – одни из самых популярных сюжетов в живописи.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции.

Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

Но кто сейчас сможет похвастаться, что прочитал хотя бы «Одиссею» Гомера? Я сама прочла ее лишь в 30 лет.

А если Вы не понимаете сюжет картины, насладиться ей будет сложно. Потому что возникнет барьер в виде недоумения «А кто все эти люди?»

А вот если сюжет понятен, то живописные особенности картины как бы сразу раскрываются перед нашими прозревшими глазами.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся всеми достоинствами этих шедевров.


Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Мифологические картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но именно Боттичелли первым спустя 1,5 тысяч лет стал изображать мифы. Так что ему можно.

К тому же такое расположение в ряд не мешает той же «Весне» Боттичелли быть одной из самых прекрасных картин в мире.

Ещё «Весна» – одно из самых загадочных полотен. Существует множество его интерпретаций. Я выбрала ту, которая лично мне кажется наиболее правдоподобной. И дополнила ее своими собственными размышлениями.

2. Тициан. Вакх и Ариадна


Тициан. Вакх и Андромеда (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображали многие художники. Но самым плодовитым был Тициан.

Его мифы уже совсем другие. Это уже конкретные истории, как «Встреча Вакха и Андромеды на острове Наксос».

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это выраженные в позах эмоции, как например, удивление и испуг Андромеды. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

3. Рубенс. Персей и Андромеда


Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана мифологические картины окончательно вошли в моду. Художники следующих поколений усвоили все уроки великого мастера. Но сильно усложнили композиции.

Тот же Рубенс буквально «сталкивал» своих героев телами. И перед нами – уже невероятное переплетение рук, голов и ног.

Именно поэтому нам так сложно наслаждаться мифологическими картинами 17 века. Мало того, что сюжеты не всегда известны, ещё и всех героев нужно разглядеть.

Итак, золотое время мифологических картин – это 16-17 века.

В 18 веке их немного потеснили вполне земные и милейшие красотки рококо.

А к концу 19 столетия их вытеснили реализм и импрессионизм. Мифы окончательно вышли из моды.

Но мифологические картины по-прежнему висят в музеях. Ведь они являются очень важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в наших знаниях мешают полноценно ими наслаждаться.

Миф и сказания тесно переплетаются с повседневной жизнью обывателя. Для современного зрителя повествование мифологических сюжетов в полотнах кажется обыденностью, однако ценители, знающие исторические корни возникновения такого жанра, как античная мифология в живописи, с особым трепетом ценят то искусство, с каким мировые художники подходили к созданию образов и сцен жизни сказочных персонажей древней мифологии.

Питер Пауль Рубенс, Пан и Сиринга, 1617. Государственный музей, Кассель, Германия

Миф в значении русского языка - «сказание». И так, античная мифология. Почему античная? Потому, что antigues переводится как «древний» с латинского. Почему в живописи? Да потому, что яркие образы и фантазия художника наделяет воображаемых персонажей некой телесностью и пущей фантазийностью. Начиная с эпохи Возрождения, мастера черпали идеи из сюжетов древней мифологии Греции и Рима. Помимо всем известных направлений, здесь имело место быть другое ответвление - пантеизм. Причем последнее в большей степени присуще эллинским (древнегреческим) мастерам. Свое название «пантеизм» берет от названия Пана - бога природы, козлоного и не в меру похотливого. Его изображения всегда наделялись, без стеснения, эрегирующим фаллосом и встречались в амулетах, рельефах и статуях греческих дворцов. Наиболее знакомой современникам стала картина Врубеля «Пан». Однако приближенными к «истинному» Пану становятся те полотна, что принадлежат кистям Пуссена Николы («Пан и Сиринга»), Франса Снейдерса («Церера и Пан») и многим другим авторам.

Обращаясь к наиболее распространенным мифологическим сказаниям, с героями, многократно встречающимся в детских и школьных книгах: Гераклу, Медее и Персею, Пандоре и Сиренам, - зритель получает возможность и некий кайф созерцать сюжеты по мотивам древнегреческих и древнеримских сюжетов. Эта тема смакуется в произведениях эпохи Возрождения, Барокко и особенно выразительна в караваджинских мотивах и работах учеников и последователей великого мастера. Техника, в которой пишутся сказочные существа основана на игре света и тени, с приглушенным фоном и жирными светлыми мазками основных героев. Такой прием позволяет «вытянуть» персонажей на передний план и создать еще более гнетущее настроение. Зато на рубеже XIX века, когда классицизм взял в свои руки палитру, настроение картин с мифологической тематикой меняется в сторону света и теплых красок (Гюстав Моро - «Апполон и девять муз » и «Фракийская девушка с головой Орфея на его лире», Густав Климт - «Афина Паллада », Ханс Макарт - «Триумф Ариадны » и др.).

Полотна становятся по-настоящему сказочными и радужными. В некоторые произведения просачивается эротизм, в другие - некая детскость, в третьи - аллегоричность. Причем, аллегория и олицетворение в мифологических сюжетах чаще всего используются мастерами для передачи собственного восприятия. Для создания подобных сюжетов художникам приходилось изучать античную литературу, выискивая характерные черты персонажей, соединять образы с книжным повествованием. И, кроме того, обыватели той эпохи, когда писались полотна, имели высокий спрос на подобные сюжеты. Не всегда художники творили во благо собственным пристрастиям, скорее вопреки, кропотливо объединяя мифологических существ с земными селянами и природой, переплетая свое мастерство и пожелания зрителя видеть то, что называется сказкой наяву.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они являются важнейшим источником художественного творчества на ранних этапах их истории, начиная с первобытного искусства (хотя мифы, составившие основу известных нам изображений, зачастую до нас не дошли). Но в эпохи, когда мифология была живым, всесторонним постоянно развивающимся явлением, одной из основ народного сознания, она не могла выделяться в отдельный, отличный от других жанр. Начатки М. ж. возникли в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы переставали быть верованиями, становились литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно М. ж. формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей с весьма сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом (картины Сандро Боттичелли, Андреа Мантеньи, Джорджоне, фрески Франческо Коссы, Рафаэля). В 17 — нач. 19 в. значительно расширяется круг философских, нравственных, эстетических проблем, отраженных в произведениях М. ж., то служащих для воплощения высокого художественного идеала (картины Никола Пуссена, Питера Пауэла Рубенса), то сближающихся с жизнью (картины Диего Веласкеса, Рембрандта), то создающих праздничное зрелище (картины Франсуа Буше, Джованни Баттиста Тьеполо). В 19 в. М. ж. служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура Антонио Кановы, Берте-ля Торвальдсена, И. П. Мартоса, картины Жака Луи Давида, Доминика Энгра, А. А. Иванова), которая в академическом салонном искусстве сер. и 2-й пол. века приобрела характер холодной и безжизненной рутины, сыгравшей существенную роль в бунте молодых русских художников 1863 г. Наряду с темами античной мифологии в 19 — 20 вв. в искусстве стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов. В нач. 20 в. символизм и стиль модерн оживили интерес к М. ж. (Морис Дени, М. А. Врубель), который в скульптуре Аристида Май оля, Антуана Бурделя, С. Т. Коненкова, в графике Пабло Пикассо получил современное переосмысление.

Мифологический жанр

Мифологический жанр

разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрождения достиг расцвета.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Мифологический жанр" в других словарях:

    - (франц. genre род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры … Художественная энциклопедия

    Один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий,… … Художественная энциклопедия

    - (Zurbarán) (1598 1664), испанский живописец севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни… … Энциклопедический словарь

    - «Благая весть» … Википедия

    - «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью Йорк Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVI XVII веков, тогда как в политическом плане… … Википедия

    Колыбельная песня - жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

Слайд 2

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos - предание) Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества.

Слайд 3

Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля

Слайд 4

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ Морские волны выносят на берег огромную раковину, похожую на раскрытый нежный цветок со стоящей в ней обнаженной, хрупкой богиней с задумчиво печальным лицом. Зефиры, стремительно парящие в воздухе, подгоняют раковину к берегу, осыпают ее цветами и колышут золотые пряди волос Венеры. Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. И в Весне, и в Рождении Венеры линия - мощное средство эмоциональной выразительности. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Ее облик - достижение великой гармонии,он считается одним из самых прекрасных поэтичных женских образов в мировом искусстве.

Слайд 5

Андреа Мантенья Парнас

Слайд 6

Джорджоне. Юдифь Юдифь - жительница иудейскогогорода Ветилуя, осажденного вавилонским полководцем Олоферном. Жители Ветилуи голодали и были на грани гибели. Юдифь вызвалась спасти своих соотечественников, нарядно оделась и пошла в стан врагов. Ее красота и ум пленили Олоферна, он стал пировать с ней в своем шатре, а когда уснул, Юдифь отсекла ему голову его же мечом и принесла ее в родной город. Жители, вдохновленные ее подвигом, напали на врагов и прогнали их. Своим самопожертвованием Юдифь снискала себе славу и почитание сограждан.

Слайд 7

В 17 в. - нач. 19 в. в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище: Н.Пуссен Спящая Венера (1620-е, Дрезден, Картинная галерея), П.П.Рубенс Вакханалия (1619-1620, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Д.Веласкес Вакх (Пьяницы) (1628-1629, Мадрид, Прадо), Рембрандт Даная (1636, С.-Петербург, Эрмитаж), Дж. Б.ТьеполоТриумф Амфитриты (ок. 1740, Дрезден, Картинная галерея). С 19-20 вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

Слайд 8

В XIX в. мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура И. Мартоса, картины Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова). Наряду с темами античной мифологии в XIX- XX вв. в искусстве стали популярны темы индийских мифов. В начале XX в. символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (М. Дени, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя, С.Коненкова, графике П. Пикассо. М.Врубель В.Васнецов Жан Луи Давид. Андромаха у тела Гектора.

Слайд 9

СиринВиктор Корольков1996 Сирин (фрагм)Виктор Васнецов Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!



Просмотров