Все виды джаза. Джаз: что такое (определение), история появления, родина джаза


Джаз как форма музыкального искусства появился в США на стыке XIX – XX веков, вобрав в себя музыкальные традиции европейских переселенцев и африканские фольклорные мелодические рисунки.

Характерная импровизационность, мелодическая полиритмия и экспрессивность исполнения стали отличительной чертой первых нью-орлеанских джаз-ансамблей (jazz-band) в первые декады прошлого века.

С течением временем джаз прошел периоды своего развития и становления, меняя ритмический рисунок и стилистическую направленность: от импровизационной манеры рэгтайма (ragtime), к танцевальному оркестровому свингу (swing) и неторопливому мягкому блюзу (blues).

Период с начала 20-х и вплоть до 1940-х годов связан с расцветом джазовых оркестров (биг-бэндов), состоявших из нескольких оркестровых секций саксофонов, тромбонов, труб и ритм-секции. Пик популярности биг-бэндов пришелся на середину 30-х годов прошлого века. Музыка в исполнении джазовых оркестров Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Каунта Бэйси (Count Basie), Бенни Гудмена (Benny Goodman) звучала на танцевальных площадках и на радио.

Насыщенное оркестровое звучание, яркие интонации и импровизация великих солистов Коулмэна Хокинса (Coleman Hawkins), Тэдди Уилсона (Teddy Wilson), Бенни Картера (Benny Carter) и др., – создали узнаваемый и неповторимый the big band sound, являющийся классикой джазовой музыки.

В 40-50 гг. прошлого века пришло время модерн-джаза; такие стили джаза , как яростный bebop, лирический cool jazz, мягкий west coast jazz, ритмичный hard bop, проникновенный soul jazz завладели сердцами любителей джазовой музыки.

В середине 1960-х годов появилось новое джазовое направление – джаз-рок (jazz-rock), своеобразное сочетание энергетики, присущей рок-музыке и джазовой импровизации. Основоположниками стиля джаз - рок считаются Майлз Дэвис (Miles Davis), Ларри Кориэлл (Larry Coryell), Билли Кобхэм (Billy Cobham). В 70-е годы jazz-rock стал чрезвычайно популярным. Использование ритмического рисунка и гармонии рок-музыки, оттенков традиционной восточной мелодики, и гармонии блюза, применение электроинструментов и синтезаторов, – со временем привело к появлению термина джаз-фьюжн (jazz fusion), подчеркивающего своим названием соединение нескольких музыкальных традиций и влияний.

В 70-80-е годы джазовая музыка, сохранив акцент на мелодичность и импровизацию, приобрела черты поп-музыки, фанка (funk), rhythm and blues (R&B) и crossover jazz, значительно расширив аудиторию слушателей и став коммерчески успешной.

Современную джазовую музыку, подчеркивающую четкость, мелодичность и красоту звучания обычно характеризуют как smooth jazz или contemporary jazz. Ритмические и мелодические линии гитары и бас-гитары, саксофона и трубы, клавишных инструментов, в звуковом обрамлении синтезаторов и сэмплеров создают роскошный, легко узнаваемый колоритный саунд smooth jazz.

Несмотря на то, что smooth jazz и contemporary jazz как обладают сходным музыкальным почерком, это все-таки разные стили джаза . Как правило, утверждается, что smooth jazz – «фоновая» музыка, тогда как contemporary jazz – более индивидуальный стиль джаза и требует пристального внимания слушателя. Дальнейшее развитие smooth jazz привело к появлению лирического направления современного джаза – adult contemporary и более ритмичного urban jazz с оттенками R&B, funk, hip-hop.

Помимо этого, наметившаяся тенденция к соединению smooth jazz и электронного саунда привела к появлению таких популярных направлений современной музыки, как nu jazz, а также lounge, chill и lo-fi.

Апр 16, 2013

«Подлинный джаз противостоит штампованным музыкальным поделкам».

Сергей Слонимский

Основные течения

Джаз многолик и разносторонен. Он имеет множество форм и стилей, благодаря своей импровизационной направленности. Можно выделить такие течения, как традиционный или новоорлеанский джаз, свинг, бибоп, биг-бэнды, страйд, прогрессив-джаз, кул и многие-многие другие направления.

Джаз - это музыка, обогащающая, наполняющая и развивающая нас. Это история, люди, имена, великие личности, которые создавали и исполняли ее, которые посвятили ей всю свою жизнь...

Джазовый музыкант - это не просто исполнитель. Он истинный творец, созидающий на глазах у зрителей свое импульсивное искусство - мгновенное, хрупкое, практически неуловимое.

Сегодня мы поговорим о таком поистине необыкновенном музыкальном жанре, как джаз, о его стилях и направлениях, и, конечно же о людях, благодаря которым мы можем наслаждаться этой восхитительной музыкой…

«Не играй, то, что уже есть! Играй то, чего еще нет!»

Эти слова великого американского джазового трубача Майлса Дейвиса отлично демонстрируют суть джаза, его специфику.

Джаз, как форма музыкального искусства, образовался в конце XIX - в начале XX века в Соединенных Штатах Америки. Данный жанр - это оригинальный шейк европейской и африканской культуры.

Джаз невозможно спутать с другими стилями, потому что его характер уникален - волшебная полиритмия, неиссякаемая импровизация, в основе которой находится жаркий ритм.

Джаз на протяжении всей истории своего существования часто менялся, трансформировался, открывался исполнителям и слушателям с ранее неизведанных сторон за счет освоения композиторами и джазовыми музыкантами новых гармонических моделей и музыкальных техник.

«Первая леди джаза»

Как мы и сказали ранее, говоря о джазовой музыке, невозможно оставить в тени ее авторов и исполнителей. Одна из самых культовых персон в истории джаза - эта Элла Джейн Фицджеральд - обладательница великолепного голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и уникальной голосовой импровизации. Она легенда и «первая леди джаза».

«Если джаз имеет женский лик, то это лик Эллы» - сказал однажды один из авторитетных критиков в мире академической музыки. И это, действительно так!

Элла Фицджеральд обладала добрейшим и сострадательным сердцем. Она помогала нуждающимся при Национальном медицинском центре «Город Надежды» и при Американской Сердечной ассоциации. А в 1993 году великая вокалистка открыла благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, предоставляющий помощь молодым музыкантам и снабжающий их всем необходимым.

Эта величайшая вокалистка в истории джазовой музыки - 13-кратный лауреат премии «Грэмми», лауреат Национальной медали искусств, обладательница Президентской медали Свободы, а также кавалер Ордена Литературы и искусств и многих других наград.

Джаз в России

Наряду с развитием джаз-сцены в Соединенных Штатах Америки, в СССР джаз начинает развиваться примерно с 20-х годов ХХ века.

Точкой отсчета отечественного джаза можно назвать 1 октября 1922 года. Именно в этот день состоялся 1 концерт джаз-оркестра под управлением Валентина Парнаха - великого театрального деятеля, танцора и поэта.

Советские джаз-бэнды в основном специализировались на исполнении композиций для таких модных на то время танцев, как чарльстон и фокстрот. Так джаз начал приобретать популярность.

Большой вклад в развитие отечественного джаза внес композитор и музыкант Эдди Рознер. Начав свою карьеру в таких европейских странах, как Польша и Германия, позднее он переехал в СССР, став пионером свинга в стране.

Эдди Рознер, Иосиф Вайнштейн, Вадим Людвиковский и другие выдающиеся отечественные джазмены воспитали целую плеяду бесконечно талантливых солистов-импровизаторов и аранжировщиков, чье творчество впоследствии приблизило джаз в СССР к мировым стандартам и вывело его на качественно новый уровень. Например, Алексей Козлов , являясь основателем легендарного джазового коллектива «Арсенал» и композитором, исполнителем множества виртуозных джазовых композиций, стал автором музыки ко многим театральным постановкам и фильмам.

Рождение джаза

Джаз прибыл к нам из африканских земель. А, как известно, для традиционной африканской музыки свойственен очень сложный музыкальный ритм. На базе этого стихийного и, на первый взгляд, хаотичного звучания в конце XIX века родилось интересное и необычное музыкальное направление - рэгтайм. Этот стиль развивался, сплетаясь с элементами классического блюза, впитывая их в себя, он в результате стал «родителем» такого ныне всем известного музыкального направления, как джаз.

Среди множества замечательных музыкантов, исполняющих джаз, можно также выделить творчество Игоря Бутмана - народного артиста России, великолепного саксофониста и джазмена. Он окончил знаменитый Музыкальный колледж Беркли в Бостоне по двум специальностям: композитор и концертный саксофонист. В начале 90-х годов переехал в Нью-Йорк и стал участником легендарного оркестра Лайонела Хэмптона.

С 1996 Игорь Бутман живет в России. На сегодняшний день этот джазовый музыкант получил множество наград. А с 2009 года является владельцем собственного звукозаписывающего лейбла Butman Music. Год назад возглавил Московский джазовый оркестр. Его музыкальные работы потрясают воображение своей живостью и многогранностью звучания. Необычные джазовые нотки можно услышать практически в каждой его работе . Он творит настоящие чудеса!

Неиссякаемый источник вдохновения

Джаз - это музыка, которая дарит наслаждение. Она всегда вдохновляет, помогает найти смысл, учит важному и значимому. Об этом музыкальном жанре написано множество книг, снято много фильмов и сказано немало слов…

«Джаз - это мы сами в лучшие наши часы… когда в нас соседствуют душевный подъем, откровенность и бесстрашие…» - эти слова Александра Гениса - известного литературоведа и писателя, на наш взгляд, наилучшим образом демонстрируют суть джазовой музыки, ее специфику и красоту.

Истинную любовь к джазу невозможно измерить, ее можно лишь почувствовать. Это сложная и одновременно невероятно прекрасная музыка, глубокая и эмоциональная. Джаз - это искусство, на которое откликается наше сердце.

Расскажите друзьям:

Джаз – музыкальное направление, получившее начало в конце 19 – начале 20 века в Соединенных Штатах. Возникновение его – это результат переплетения двух культур: африканской и европейской. Это течение объединят в себе спиричуэлс (церковные песнопения) американских негров, африканские народные ритмы и европейскую гармоничную мелодию. Его характерные черты: гибкая ритмика, в основе которой лежит принцип синкопирования, использование ударных инструментов, импровизация, экспрессионная манера исполнения, отличающаяся звуковой и динамичной напряженностью, порой доходящей до экстатичности. Первоначально джаз представлял собой сочетание регтайма с элементами блюза. По сути он вылился из этих двух направлений. Особенностью стиля джаз в первую очередь является индивидуальная и неповторимая игра виртуоза-джазмена, а импровизация наделяет это течение постоянной актуальностью.

После того, как сформировался сам джаз, начался непрерывный процесс его развития и видоизменения, повлекший появление различных направлений. В настоящее время их насчитывается около тридцати.

Новоорлеанский (традиционный) джаз.

Под этим стилем обычно подразумевают именно тот джаз, который исполняли в между в 1900 – 1917 годах. Можно сказать, что его возникновение совпало с открытием Сторивилла (новоорлеанский район красных фонарей), который обрел свою популярность за счет баров и аналогичных заведений, где музыканты, играющие синкопированную музыку, всегда могли найти себе работу. Распространенные ранее уличные оркестры начали вытесняться так называемыми “сторивилльскими ансамблями”, игра которых все больше обретала индивидуальность по сравнению с их предшественниками. Эти ансамбли и стали впоследствии основоположниками классического новоорлеанского джаза. Яркими примерами исполнителей данного стиля являются: Джелли Ролл Мортон (“His Red Hot Peppers”), Бадди Болден (“Funky Butt”), Кид Ори. Именно они осуществили переход народной африканской музыки в первые джазовые формы.

Чикагский джаз.

В 1917 году начинается следующий важный этап развития джазовой музыки, ознаменованный появлением в Чикаго переселенцев из Нового Орлеана. Происходит формирование новых джазовых оркестров, игра которых вносит в ранний традиционный джаз новые элементы. Так появляется самостоятельный стиль чикагской школы исполнения, который разделяется на два направления: хот-джаз чернокожих музыкантов и диксиленд белых. Основные особенности данного стиля: индивидуализированные сольные партии, изменение хот-инспирации (первоначальное свободное экстатичное исполнение стало более нервозным, полным напряжения), синтетичность (музыка включала в себя не только традиционные элементы, но и регтайм, а также известные американские шлягеры) и изменения в инструментальной игре (изменилась роль инструментов и исполнительские приемы). Фундаментальные фигуры этого направления (“What Wonderful World”, “Moon Rivers”) и (“Someday Sweetheart”, “Ded Man Blues”).

Свинг – оркестровый стиль джаза 1920-30 годов, вылился непосредственно из чикагской школы и исполнялся биг-бендами ( , The Original Dixieland Jazz Band). Для него характерно преобладание западной музыки. В составе оркестров появились отдельные секции саксофонов, труб и тромбонов; банджо заменяет гитара, тубу и сазофон – контрабас. Музыка отдаляется от коллективной импровизации, музыканты играют строго придерживаясь заранее расписанных партитур. Характерным приемом стало взаимодействие ритм-секции с мелодическими инструментами. Представители этого направления: , (“Creole Love Call”, “The Mooche”), Флетчер Хендерсон (“When Buddha Smiles”), Benny Goodman And His Orchestra, .

Бибоп – модерн-джаз, получивший свое начало в 40-х годах и представлявший собой экспериментальное, антикоммерческое направление. В отличие от свинга, это более интеллектуальный стиль, в котором большое внимание уделяется сложному импровизированию и акцент делается больше на гармонию, нежели на мелодию. Музыка данного стиля также отличает очень быстрый темп. Ярчайшими представителями являются: Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Макс Роуч, Чарли Паркер (“Night In Tunisia”, “Manteca”) и Бад Пауэлл.

Мейнстрим. Включает в себя три течения: Страйд (северо-восточный джаз), стиль Канзас-сити и джаз Западного побережья. Горячий страйд царствовал в Чикаго, ведомый такими мастерами как Луи Армстронг, Энди Кондон, Джимми Мак Партланд. Для Канзас-сити характерны лиричные пьесы в блюзовом стиле. Джаз Западного побережья развивался в Лос-Анджелесе под руководством , и вылился впоследствии в кул-джаз.

Кул-джаз (прохладный джаз) возник в Лос Анжелесе в 50-х годах как противоположность динамичному и импульсивному свингу и бибопу. Основоположником данного стиля принято считать Лестера Янга. Именно он ввел необычную для джаза манеру звукоизвлечения. Для этого стиля характерно использование симфонических инструментов и эмоциональная сдержанность. В этом ключе оставили свой след такие мастера, как Miles Davis (“Blue In Green”), Gerry Mulligan (“Walking Shoes”), Dave Brubeck (“Pick Up Sticks”), Paul Desmond.

Avante-Garde начал развиваться в 60-е годы. Этот авангардный стиль основан на отрыве от первоначальных традиционных элементов и характеризуется использованием новых технических приемов и выразительных средств. Для музыкантов этого течения на первом месте стояло самовыражения, которое они осуществляли посредством музыки. К исполнителям данного течения относят: Sun Ra (“Kosmos in Blue”, “Moon Dance”), Alice Coltrane (“Ptah The El Daoud”), Archie Shepp.

Прогрессив-джаз возник параллельно с бибопом в 40-х годах, но отличало его саксофонная техника стаккато, сложное переплетение политональности с ритмичной пульсацией и элементами симфоджаза. Основоположником этого направления можно назвать Стэна Кентона. Яркие представители: Гил Эванс и Бойд Райберн.

Хард-боп является разновидностью джаза, корни которого уходят в бибоп. Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия – в этих городах и родился этот стиль. По своей агрессивности он очень напоминает бибоп, но преобладают в нем все же блюзовые элементы. Характерными исполнителями являются Zachary Breaux (“Uptown Groove”), Art Blakey и The Jass Messengers.

Соул-джаз. Этим термином принято называть всю негритянскую музыку. Он основывается на традиционном блюзе и афроамериканском фольклоре. Эту музыку характеризуют остинатные басовые фигуры и ритмично повторяющиеся сэмплы, за счет чего она получила широкую популярность среди разных масс населения. К числу хитов данного направления относятся композиции Рэмси Льюиса “The In Crowd” и Харриса-МакКейна “Compared To What”.

Грув (он же фанк ) является ответвлением соула, только отличает его ритмическая сосредоточенность. В основном музыка этого направления имеет мажорную окраску, а по структуре представляет собой четко прописанные партии каждого инструмента. Сольные исполнения гармонично вписываются в общее звучание и не слишком индивидуализированы. Исполнители этого стиля Ширли Скотт, Ричард «Грув» Холмс, Джин Эммонс, Лео Райт.

Фри-джаз получил свое начало в конце 50-х годов благодаря стараниям таких мастеров-новаторов как Орнетт Коулман и Сесил Тэйлор. Его характерными чертами являются атональность, нарушение последовательности аккордов. Этот стиль часто называют “свободным джазом”, а его производными являются лофт-джаз, модерн-криэйтив и фри-фанк. К музыкантам этого стиля относятся: Joe Harriott, Bongwater, Henri Texier (“Varech”), AMM (“Sedimantari”).

Криэйтив появился за счет получившего широкое распространение авангарда и экспериментализма джазовых форм. Подобную музыку сложно охарактеризовать определенными терминами, поскольку она слишком многогранна и сочетает в себе множество элементов предшествующих течений. К первым последователям этого стиля относятся Ленни Тристано (“Line Up”), Гюнтера Шуллера, Энтони Бракстона, Эндрю Сирилла (“The Big Time Stuff”).

Фьюжн объединил в себе элементы практически всех существующих на тот момент музыкальных течений. Наиболее активное его развитие началось в 70-е годы. Фьюжн представляет собой систематизированный инструментальный стиль, который отличают сложные тактовые размеры, ритм, удлиненные композиции и отсутствие вокала. Этот стиль рассчитан на менее широкие массы, нежели соул и является его полной противоположностью. Во главе этого течения стоят Ларри Корэлл и группа Eleventh, Тони Уильямс и Lifetime (“Bobby Truck Tricks”).

Эйсид-джаз (groove jazz» или «club jazz) возник в Великобритании в конце 80-х г. (расцвет 1990 – 1995гг.) и соединил в себе фанк 70-х годов, хип-хоп и танцевальную музыку 90-х годов. Появление этого стиля было продиктовано распространенным использованием джаз-фанковских сэмплов. Основоположником считается ди-джей Джайлс Питерсон. Среди исполнителей этого направления Melvin Sparks (“Dig Dis”), RAD, Smoke City (“Flying Away”), Incognito и Brand New Heavies.

Постбоп начал развиваться в 50-60-х годах и по структуре напоминает хард-боп. Отличает его наличие элементов соула, фанка и грува. Зачастую, характеризуя это направление, проводят параллель с блюз-роком. В этом стиле творили Хэнк Моблин, Хорас Силвер, Арт Блейки (“Like Someone In Love”) и Ли Морган (“Yesterday”), Уэйн Шортер.

Смус-джаз – современный джазовый стиль, возникший из течения фьюжн, но отличается от него намеренной отполированностью звучания. Особенностью данного направления является широкое использование электроинструментов. Известные исполнители: Майкл Френкс, Крис Ботти, Ди Ди Бриджуотер (“All Of Me”, “God Bless The Child”), Ларри Карлтон (“Dont Give It Up”).

Джаз-мануш (цыганский джаз ) – джазовое направление специализирующееся на гитарном исполнении. Соединяет в себе гитарную технику цыганских племен группы мануш и свинг. Основоположниками этого направления являются братья Ферре и . Наиболее известные исполнители: Andreas Oberg, Barthalo, Angelo Debarre, Бирели Ларген (“Stella By Starlight”, “Fiso Place”, “Autumn Leaves”).

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США, в Новом Орлеане, в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Истоками джаза явились блюз и другая афроамериканская народная музыка. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Поджарнами джаза являются: авангардный джаз, бибоп, классический джаз, кул, ладовый джаз, свинг, смус-джаз, соул-джаз, фри-джаз, фьюжн, хард-боп и ряд других.

История развития джаза


Джаз-коллектив колледжа Вилекс, штат Техас

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он появился из Африки. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр — регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Блюз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан.
Залог вечной молодости джаза — импровизация
Особенность стиля — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Новоорлеанский джаз

Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

Пути афроамериканского фольклора и джаза разделяются с момента открытия Сторивилла, района красных фонарей Нового Орлеана, прославившегося своими увеселительными заведениями. Желавших повеселиться и развлечься здесь ждала масса соблазнительных возможностей, которые предлагали танцплощадки, кабаре, варьете, цирк, бары и закусочные. И везде в этих заведениях звучала музыка и могли найти работу музыканты, освоившие новую синкопированную музыку. Постепенно, с ростом числа музыкантов, профессионально работающих в увеселительных заведениях Сторивилла, сократилось количество маршевых и уличных духовых оркестров, а вместо них возникли так называемые сторивилльские ансамбли, музыкальное проявление которых становится более индивидуальным, в сравнении с игрой духовых оркестров. Эти составы, называвшиеся часто «комбо-оркестрами» и стали основоположниками стиля классического новоорлеанского джаза. В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза.
В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза
Развитие джаза в США в первой четверти XX века

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению конечно не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту.

С другой стороны представления менестрелей, с их пестрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи.

Еще с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин. В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла, выступало много будущих новоорлеанских джазовых звезд.

Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Еще один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создается стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

Биг-бэнды

Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определенные партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»).

Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х годов. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».
Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии
Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном, Гарри Джеймсом и многими другими часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом, Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

Северо-восточный джаз

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлет в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север.


Луи Армстронг

Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал ее горячей, подняв ее накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятерка и Горячая Семерка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл.

Стиль Канзас-сити

В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Именно в этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего в Канзас-сити в оркестре Уолтера Пэйджа и впоследствии у Бенни Моутена. Оба этих оркестра были типичными представителями стиля Канзас-сити, основой которого стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз» и сформировавшаяся в игре вышеназванных оркестров. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королем» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити, по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные блюзовые «фишки» разученные им в оркестрах Канзас-сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е.

Джаз Западного побережья

Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 50-е годы, много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса эти базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья. Джаз Западного побережья был гораздо мягче, чем яростный бибоп, который ему предшествовал. Большинство произведений джаза Западного побережья было выписано в крупных деталях. Контрапунктные линии, часто использовавшиеся в этих композициях, казались частичками проникшего в джаз европейского влияния. Однако в этой музыке оставалось много пространства и для продолжительных линеарных сольных импровизаций. Хотя West Coast Jazz исполнялся главным образом в студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза бич и «Хэйг» в Лос-Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри.

Распространение джаза

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.

Дэйв Брубек

Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги.
Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций
Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

Джаз в СССР и России


Первый в РСФСР джаз-бэнд Валентина Парнаха

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с ее расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).

Ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Веселые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утесов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза.
В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в СССР 30-х годов
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жесткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).

Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.)


Джаз-клуб «Синяя птица»

Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие). В 70-х годах широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70−80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».

После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодежной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей.

Джаз в современном мире

Современный мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаем благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение все большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.

На днях музыкальный мир отмечал знаковую дату: ровно 100 лет назад была издана первая джазовая запись. Только вдуматься: одному из самых изменчивых стилей современной музыки уже век – и это не считая тех лет, когда джаз существовал только в виде живых выступлений!

В то же время все эти сто с лишним лет определение джаза и его границ остается жуткой головной болью (если не сказать – батхертом) у меломанов, критиков и самих музыкантов. Вопрос, на самом деле, куда более тонкий, чем может показаться сперва. Для сравнения: возьмите первую «Тойоту-Короллу» 1966 года, а потом взгляните на ее современную «тезку». Осталось ли между ними хоть что-то общее? И да и нет.

Все эти вопросы еще больше путают новичков, которые вообще по незнанию могут подумать, что самый лучший джаз – это Кенни Джи. Чтобы хотя бы частично прояснить картину, предлагаю вам познакомиться с нашим небольшим ликбезом. Сегодня – об основных джазовых направлениях первой половины прошлого века.

Рэгтайм (Ragtime )

В чем особенность: Строго говоря, это еще не джаз, но его очень близкая предтеча. Даже его название (от ragged time – рваный темп) указывает на характерную синкопированную ритмику. Исполнялся рэгтайм чаще всего на фортепиано в манере, которая сейчас у многих ассоциируется с пианистами, озвучивающими немое кино. Это энергичная музыка, которая «накачивается» не только за счет постоянных ритмических смещений, но и благодаря перекличке двух рук на клавиатуре.

Расцвет этого стиля пришелся на первые 15 лет нового века – простые и эффектные пьесы издавались в виде нот и исполнялись повсеместно. Поскольку рэгтайм еще не был так плотно завязан на афроамериканской культуре, со временем он нашел отражение в творчестве европейских академистов, таких как Клод Дебюсси и Антонин Дворжак.

Знать обязательно: Скотт Джоплин, Джелли Ролл Мортон, Эрнест Хоган

Просвещаться: Scott Joplin «Ragtime» (2006)

Новоорлеанский стиль (New Orleans Jazz )

В чем особенность : Это исторически первый стиль джаза, поэтому в глазах консерваторов именно он является единственно возможным синонимом для данного направления. Как несложно догадаться, зародился он в Новом Орлеане в сугубо афроамериканской среде. В отличие от рэгтайма, который ориентировался на сольное исполнение, ранний джаз был делом коллективным.

Поскольку Новый Орлеан был и остается городом-карнавалом, там частенько проходили праздничные парады, и первые джаз-бэнды получили практику именно там. Кроме того, не стоит забывать и об «увеселительных» кварталах, где музыканты призваны были поднимать тонус посетителей. В общем, грустить было некогда, и потому ранний джаз (позже его назвали «диксиленд») был по-настоящему горячим. Отсюда и еще одно его историческое имя – hot jazz .

Знать обязательно: Луи Армстронг, Кинг Оливер, Сидней Беше

Просвещаться : Louis Armstrong «Hot Fives & Sevens, Vol. 1» (1999)

Свинг (Swing )

В чем особенность: Как бы это глупо ни звучало, но главная особенность свинга – это сам свинг, то есть смещенная ритмика. Хотя ветеран Луи Армстронг считал этот термин очередной коммерческой хитростью белых, предпочитая говорить о старой доброй синкопе, все же времена менялись, и со свингом в джаз пришло новое звучание. Во-первых, от игры по наитию музыканты перешли к прописанным партиям и более проработанным аранжировкам. Во-вторых, значительно возросла культура исполнения (и за это свинг критиковали, говоря о «стерильности» звучания). В-третьих, благодаря нововведениям эта музыка стала по-настоящему коммерчески успешной.

Эра свинга имеет свои исторические рамки: примерно с 1935 до 1946 года это был один из самых востребованных стилей популярной музыки. Яркие и эффектные биг-бэнды появлялись на большом экране, а их солисты и руководители становились звездами национального и даже всемирного масштаба. Увы, закат этой эры случился так же внезапно, как и рассвет – и по сугубо экономическим соображениям.

Знать обязательно: Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Гленн Миллер

Просвещаться : Duke Ellington «Ellington Uptown» (1953)

Бибоп (Bebop )

В чем особенность: По сути, это первый в истории джазовый эксперимент. Прежде эта музыка была в первую очередь развлекательной, рассчитанной на танцы, и тут появляется новое поколение исполнителей, которые желают смести старый джаз со сцены и совершить музыкальную революцию. Традиционный свинг был препарирован и насыщен самыми странными влияниями – от академического авангарда до латины – с массой спонтанных гармонических и ритмических решений, исполнявшихся на скоростях, близких к драм-н-бейсовым.

Бибоп появился на заре 40-х годов, когда большие составы стало невыгодно содержать: началась Вторая мировая, к тому же изрядно подпортил ситуацию бойкот 1942-1944 годов, когда музыкантам было запрещено делать записи для продажи на пластинках. В итоге джаз ушел в подполье – в маленькие прокуренные клубы Нью-Йорка, где ночь за ночью совершались новые открытия. Со временем из этих радикальных экспериментов, по сути, родился весь современный джаз, хотя не все пионеры бибопа получили должное признание публики.

Знать обязательно: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк

Просвещаться : Charlie Parker & Dizzy Gillespie «Bird and Diz» (1952)



Просмотров