Музыкальные традиции отечества. История военной музыки в россии


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;
  • обобщение и расширение представления учащихся о народных праздниках и христианских православных традициях;
  • воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни;
  • развитие художественно – эстетического вкуса, культуры исполнения, слушания, игры на русских музыкальных инструментах.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, народные инструменты, обрядовый реквизит.

Ход урока

В класс дети входят под музыку (фонограмма).

Как много бед прошло над Русью,
А песня русская – жива!
(Из сборника “Стихи о музыке”)

Слово учителя: “Сказка – складка, песня – быль”, – говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в ее прошлом и настоящем.

Ты откуда, русская
Зародилась, музыка?
То ли в поле чистом,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней
На Руси родились.
Геннадий Серебряков

Учащиеся: Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы. Но с приходом христианства на Русь его праздновали как неделю приготовления к великому посту.

Учащиеся: Он длился неделю – последнюю перед Великим постом. В пост запрещалось, есть мясо и другую скоромную пищу, считалось грехом петь песни и веселиться. На Масленицу мясную пищу уже не ели, и называли эту неделю сырной, т.к употребляли в пищу только яйца и молочные продукты. Каждый день масленицы имел собственное название и ритуальное значение.

Учащиеся: Первый день – понедельник называли “встречей”. В этот день встречали Масленицу, наряжали куклу – чучело, строили снежные городки.

Учащиеся: Вторник – “заигрыш”. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки.

В русской живописи оставлены нам наследия великих художников, запечатлевших на своих полотнах обычаи и обряды православных праздников великой Руси.

Показ иллюстраций Б.М.Кустодиева.(Слайд 6.)

Учащиеся: Среда – “лакомка”. В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом.

Учащиеся: Широкий четверг четвертый день праздника. Здесь-то и начиналось основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать

Учащиеся: Пятый день пятница – тещины вечерки. Здесь, наоборот, теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета.

Учащиеся: В субботу – золовкины посиделки. Невестка приходит и дарит золовкам подарки. В этот же день сжигали чучело, чтобы весна быстрее пришла, а чтобы год был урожайным, пепел развевали по полям.

Учащиеся: Завершающий день масленицы, воскресенье, назывался по-разному – прощеное воскресенье , целовальник, проводы. Все просят друг у друга прощения, т.к начинается пост время покаяния в грехах, кланяются в пояс, а в ответ слышат: “Бог простит, и я прощаю ”.

Учитель: Давайте и мы встретим Масленицу.

Исполнение песен.

Учитель: С незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа Троицын день . С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. (Слайд 7.)

Что вы знаете или слышали об этом празднике?

Учащиеся: Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками берез, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы – то же самое, что Рождество без елки.

В христианстве Господь Бог предстает в трех ипостасях: Бог Отец (Саваоф), Бог Сын (Христос) и Бог Дух Святой – это единое целое, т.е Святая Троица. А изображено это на иконе великого иконописца Андрея Рублева. (Слайд 8.)

В Троицу устраивают народные гулянья и как мы видим на картинах Б.М. Кустодиева и П.Суходольского праздновали по-разному.

Показ иллюстраций Б.М.Кустодиева и П.Суходольского.(Слайд 9–10.)

На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок не тонул, плыл – желание исполнится; если тонул – не исполнится. Березку украшали лентами венками, ветки березы завивали венком, но не ломали их. Девушки целовались сквозь ветви березы, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться.

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.

Исполнение песен.

Учитель: Осенью праздновался Покров Пресвятой Богородицы – праздник , установленный в память о событии, происшедшем в Константинополе в середине Х века. К городу приближалось многочисленное вражеское войско, и во время богослужения во Влахернском храме, когда весь народ молитвенно просил о Небесной помощи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вдруг увидели в воздухе над молящимися Божию Матерь, Которая распростерла Свой покров (омофор) над людьми. (Слайд 11.)

Люди ободрились и бросились в атаку на врага.

Что вы знаете о празднике Покрова?

Учащиеся: На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. Его отмечают с ХII века. Это первое зазимье, возможное наступление холодов и заморозков. В народе говорят: “На Покров: до обеда осень, после обеда – зима”. Именно к этому времени оканчивались все полевые работы, и во многих местах начинались осенние торги, ярмарки, как на картине Кустодиева.

Показ иллюстраций М.Кустодиева.(Слайд 12–13.)

Все! Все! Все!
Ярмарку – начинаем, гостей приглашаем!
Спешите! Спешите!
Проходите все без стеснения!
Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!

Исполнение песен.

Учитель: А в середине зимы на Руси праздновали Рождество Христово , его еще называют “матерью всех праздников”. Значение святой рождественской ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. Потому что Иисус Христос – Дух, родившийся во плоти на Земле, чтобы принять на себя и искупить грехи человечества. (Слайд 14.)

А что вы знаете об обрядах этого периода?

Учащиеся: Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями. Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесет благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки , длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня. По дворам ходили ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто еще и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или обсыпали мукой и сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. Как показано на картинах К. Трутовского. (Слайд 15.)

Показ иллюстраций К.Трутовского. (Слайд 16.)

Учитель: А среди вас есть умельцы петь колядки?

Исполнение песен.

Учитель: Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора “кликали” Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени, виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для жениха и для девушки-невесты. В песне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах его часто называли Таусень) – существо, похожее на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенем, и приходят “три братца” – Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее благополучие.

Исполнение песен.

Итог урока: Расскажите, что вы узнали об обрядах, песнях русского народа в годовом православном круге? (Ответы детей.)

Учащиеся: Мы сегодня говорили о духовных корнях русского народа, мы увидели единство русских народных обрядов в годовом православном круге через русскую народную песню и применили те знания, которые получили на уроках музыки и в эстетическом классе музыкальной школы, чтобы продолжать традиции своего народа.

Учитель: Календарные ритуалы по-своему духовно организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт природосообразно, т.к человек во многом зависел от природы. (Слайд 17.)

– Народные песни! Какие они разные!
Если в песне слышна неприкрытая грусть –
Грустью, кажется, полнится воздух.
Если удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут вечер и синие звезды.
И старушка Земля все никак не поймет,
В чем же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
В. Гин.

(Слайд 18.)

Из класса дети выходят под музыку (фонограмма).

Русские мыслители народную педагогику называли прикладной философией. В работе рассматриваются воспитательные возможности русских народных песен, т. к в системе народной музыкальной педагогики полный жизненный цикл человека проходил на фоне философии песенного воспитания. Песни сопровождали человека на протяжении всей жизни – от рождения до смерти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские народные музыкальные традиции воспитания .

Русские мыслители народную педагогику называли прикладной философией. Воспитательная система народа формируется на основе его миросозерцания, миропонимания, национального самосознания. Конечная цель народного воспитания – формирование идеала или совершенной личности. В идеале объединены качества разносторонне развитой личности. Русского человека традиционно отличали такие нравственные качества, как почитание старших, уважение к женщине, гостеприимство, щедрость, трудолюбие, коллективизм, чувство собственного достоинства.

Идеал совершенного человека конкретизировался в мужской и женский варианты. Это отражено в понятиях «добрый молодец», «красна девица», лучшие качества которых обобщены в устном народном творчестве и музыкальном фольклоре. Признаками «добра молодца» являются мужество, храбрость, честность, твёрдость характера, доброта, отзывчивость. «Красная девица» отличается добротой, скромностью, верностью, умом, трудолюбием, преданностью мужу, хозяйственностью, высоким чувством материнства. Иными словами, основной целью народного воспитания была подготовка к труду и семейной жизни.

В системе народной музыкальной педагогики полный жизненный цикл человека проходил на фоне философии песенного воспитания. Песни сопровождали человека на протяжении всей жизни – от рождения до смерти.

Колыбельные – это первые песни, которые слышит ребёнок и пытается воспроизвести. Интонации родных напевов впоследствии обогащаются, разрастаются в сознании малыша, способствуют формированию будущего мироощущения и мировосприятия. Колыбельные песни вбирают в себя арсенал воспитательных средств и приёмов: увещевание («Баю-бай, поскорее засыпай»), ласковая просьба («А ты, Ярослав, усни, крепкий сон к тебе прийди»), обращение к животным с просьбой укачать ребёнка («Прийди, котик, ночевать, мою дочку покачать»), поощрение ребёнка гостинцем («Качь-качь, привезёт отец калач»), угроза-запугивание («Прийдёт серенький волчок и утащит во лесок»).

Фольклорная информация, которую «с молоком матери» впитывали дети, способствовала воспитанию музыкальности, элементов творчества, обогащала интонационный словарь ребёнка.

Ценность музыкальных впечатлений состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству. Истоки детского музыкального творчества лежат в поэтизации окружающего мира: леса и птиц, поля и речки, нового урожая и природных явлений.

Собственно детское творчество включает такие жанры, как заклички («Радуга-дуга, не давай дождя! Давай солнышко-колокол-нышко!»), приговорки («Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба…»), прибаутки («Фома едет на коне, балалайка на спине. Иван - на барабане, дудочка в кармане»), небылицы («Жил да был Ермил – в решете квас цедил»), дразнилки («Рёва-корова, дай молочка…»), считалки («Сидел Иван на лавочке, считал свои булавочки…»), Песенные прелюдии к играм («Гори-гори ясно, чтобы не погасло!»). Исполнение подобных произведений находится на грани между речевым и мелодическим интонированием.

Ребёнок входил в общество сверстников через игру, песни и хороводы. Игра предписывала чёткое выполнение правил поведения и игрового общения в процессе музыкально-игровой деятельности. Это способствовало формированию таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность, инициатива, решительность.

Музыкальная культура отрочества наиболее полно представлена в системе игр и хороводов. Игра «в свадьбу» относится к числу наиболее распространённых традиционных развлечений в подростковой и молодёжной среде у многих народов. Сюда относятся и игры с куклами, и ролевые игры маленьких детей, и имитация свадьбы. Среди игровых сюжетов преобладают такие, как похищение, война, ярмарка, торг, потеря девушкой венка или кольца и их поиск, возделывание и выращивание сельскохозяйственных культур и т. д.

Разнообразный игровой песенный материал органично сочетался с песенно-поэтическим, драматическим, музыкальным и хореографическим элементами. Синкретизм народного творчества в форме хоровода имел максимально воспитывающий эффект.

Рассмотрим воспитательные возможности русских народных песен . Диапазон эмоционально-лирических мотивов русской песни – от социальных мотивов до интимно-лирических переживаний был гениально подмечен А. С. Пушкиным: «То разгулье удалое – то сердечная тоска».

Восприятие человеком себя как части большого мира воплотилось в переживании широты и ритма необъятных далей:

Ах ты, поле чистое!

Ты раздолье ли моё, раздолье широкое…

Лирическая песня обладает широким спектром воспитательных возможностей, связанных с повседневным бытом, трудом и отдыхом народа. Труд в народных лирических песнях кажется такой же естественной необходимостью, какой является воздух.

С представлениями о труде у народа сопряжены понятия о прекрасном. В народном понимании этическое и эстетическое органично связаны. Трудолюбивый человек всегда нравственно красив. Неумение или нежелание трудиться расценивается как леность. В качестве иллюстраций можно привести шуточные песни «Мой муженька – работяшенька», «Дуня – тонкопряха». Во второй песне показан образ нерадивой, бездарной пряхи, у которой всё валится из рук:

Пряла наша Дуня Стала наша Дуня

Ни толсто, ни тонко, Рубашонку кроить:

Потолще каната, Долотом примерит,

Потоньше оглобли… Обухом ударит…

В одной песне повествуется о молодой, но «некрасивой» жене, некрасивость которой выражается в отсутствии трудовых умений:

За водой пойдёт, обольётся;

Душа обольётся.

За соломой пойдёт, волокнётся;

Душа волокнётся.

За огнём пойдёт, обожгётся…

Воспитывающий потенциал трудовых песен объясняется и тем, что мотивы труда органично переплетаются с лирическими чувствами молодёжи. Сказанное подтверждает серия сюжетов о встрече молодых людей в разных трудовых ситуациях, когда девушка «яровое жито жала», «капустицу полола», «коровушку доила», «Белу рыбицу ловила», «шла за водой» и т. д.

В народном восприятии труд и отдых неразделимы, что отражено в хороводных песнях, типа «Уж я сеяла, сеяла ленок». «В тёмном лесе» и т. д.

В народной педагогической мысли чрезвычайно ценной является идея совершенного человека - героя, былинного богатыря. Идеалы героического складывались постепенно, на протяжении высей истории человечества. Героизм – это мужество, стойкость, бесстрашие, готовность к самопожертвованию во имя родины.

Патриотическому воспитанию детей, подростков и молодёжи способствовали былины – русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты. Былины повествуют о том, что «было»: о важнейших моментах государственной жизни, об исторических событиях, о героях-богатырях, о борьбе с агрессией степных народов, о возникновении казачества на Днепре, Дону и волге.

Герой борется с полчищами врагов, демонстрирует храбрость, отстаивает справедливость, являя пример высокой нравственности. Таковы киевские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович

Стал он силушку конём топтать,

Стал конём топтать, конем колоть,

Стал он бить ту силушку великую,

А он силу бьёт, будто траву косит….

(«Илья Муромец и Калин-царь»).

Несмотря на то, что былина как жанр исчерпала себя в конце XVIII века, элементы богатырского эпоса прослеживаются в современных играх мальчиков. Только вместо коня они садятся на велосипед в полном богатырском облачении: меч, шит, шлем.

В ряде былин прославляется замечательная гусельная игра русских богатырей, например, «Сказ о Добрыне Никитиче»:

Как берёт Добрыня во белы руки

Те звончатые гуселышки яровчаты,

Поподернет да во струнки золочёные,

Заиграет стих еврейский по унылому,

По унылому да по умильному –

Во пиру все призадумались

Заиграл Добрыня по весёлому,

Игрище завёл от Ерусолима,

Игрище другое от Царя-града,

Третие от стольна града Киева –

Во пиру привёл всех на весельице.

Былина о Садко, торговом госте, мореходе, покорившем сердце морской царевны, является гимном исполнительскому искусству, музыкальной одарённости русского человека.

В опыте народного семейного воспитания целенаправленно использование образцов устного народного творчества оказывало и оказывает положительное влияние на формирование личности, её нравственных качеств. Исполнение старшим поколением исторических песен формирует эстетические вкусы и предпочтения детей. Часто любимые песни отца или матери становятся любимыми песнями детей.

Таким образом, в народной семейной педагогике используются такие методы воспитания, как пример родителей, подражание исполнительской манере, непосредственное педагогическое общение – разговор по поводу песен. Недаром говорится, что «из песни слов не выкинешь».

Несгибаемая сила духа, выдержка, мужество, стойкость показаны в бурлацких, ямщицких, солдатских и заводских песнях, которые бытовали в XVII – XIX веках и продолжают исполняться в настоящее время.

Следует выделить частушки нашего столетия, отражающие социокультурные изменения в стране, подчеркивающие энтузиазм и оптимизм молодежи.

Жизнь пошла теперь такая

Хоть совсем не умирай, -

Мы с полей опять собрали

Стопудовый урожай.

Наша речка, быстра речка,

Прямо, прямо все течет,

И дороженька прямая

К перестройке нас введет.

Лирические протяжные и скорые песни составляют народную педагогическую энциклопедию любви, воплощенную в музыкально – художественных образах и сюжетах. Любое нравоучение достигается не назойливой морализацией, а через поэтическое осмысление чувств. Основные герои любовных песен – «девушка» и «молодец», а также второстепенные образы родителей, подруг. В песнях рисуются самые разнообразные картины жизни – от светлых и праздничных до печально-драматических.

Глубина любовного чувства раскрывается и в характеристике героев: «красна-девушка», «душа-девица», «добрый молодец», «удалой молодчик» и т. д. Счастье встречи изображается на фоне рощи, леса, сада, в хороводе, у колодца:

Во саду ли в огороде Как у ключика у гремучего,

Девица гуляет, У колодезя у студёного

За ней ходит, за ней Добрый молодец

Бродит Сам коня поил

Удалой молодчик. Красна девица

Воду черпала…

Традиционная крестьянская лирическая песня – по преимуществу бытовая. В. Г Белинский писал, что она вся посвящена семейному быту, вся выходит из него. Основная тематика песен данного жанра – семейный домострой, идеализация семейных отношений, тяжёлая женская доля, драматизм измены. В песнях преобладает минорная тональность тоскующей, одинокой в семье женщины, живущей часто с нелюбимым мужем, или бедной вдовы:

Ветры мои, ветры вы, буйные ветры!

Не можете ли, ветры, горы раскачати?

Гусли мои, гусли, звончатые гусли,

Не можете ли вы, гусли, вдову взвесилити?

У меня, у вдовушки, четыре кручины,

Четыре кручины, да пятое горе.

Да пятое горе, что нет его боле!

Первая кручина – нет ни дров, ни лучины;

Другая кручина – нет ни хлеба, ни соли;

Третья кручина – молода овдовела;

Четвёртая кручина – малых детушек много;

А пятое горе – нет хозяина в доме…

Искренность человеческих переживаний, красота мелодии, художественный текст, музыкально-выразительные приёмы определяют педагогическое воздействие лирической песни.

Через восприятие жанров скорой или частой песни утверждается прекрасное – в труде, в межличностных отношениях, в общении с природой, высмеиваются людские пороки, изображаются различные комические жизненные сцены («Как тёща для зятя пирог спекла», «Было у тёщеньки семеро зятьёв», «Во лузях», «Скажи-скажи, воробушек», «За морем синичка не пышно жила», «Как задумал старый дед второй раз жениться», «Ты пойди, соя коровушка, домой», «Ой, дерьвень моя Калуга» и др.)

Гуманистические идеи русской народной музыкальной педагогики, отражая ориентацию на оптимизм как специфично русское мировосприятие и образ жизни, являются социальными установками на воспитание у подрастающего поколения оптимистического отношения к жизни. Это иллюстрирует ярко выраженный народный оптимизм скорых песен, который является их важнейшей внутренней чертой. Так как они вносят в область бытовых отношений заряд душевной бодрости, юмора, лёгкой иронии.

Общее эстетическое впечатление, характерное для быстрых шуточных песен, подчеркивается весельем мелодии, чёткими рифмами, вариантами припевов. Своеобразной народной песенно-драматической игрой являются хороводы, которым свойственны занимательность, сюжетность и драматически развивающееся действие, установка на диалог, помогающая сценичности. Красота и занимательность хороводной игры делала её важнейшим средством народной музыкальной педагогики в сфере эстетического воспитания.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1-4 классы

Пояснительная записка

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

# формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

# воспитание эмоционально_ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

# развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности,образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно_творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

# освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

# овладение практическими умениями и навыками в учебно_творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре наэлементарных музыкальных инструментах, музыкально_пласти

ческом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного,коммуникативного и социального развития .

Слушание музыки . Опыт эмоционально_образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально_слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально_хоровых умений и навыков для передачи музыкально_исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование . Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музы_

кальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально#пластическое движение . Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально_личностное выражение образного содержания музыкичерез пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально_пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений . Театрализованные формы музыкально_творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры_драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распреде ление учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени - 15 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению.

Музыка в жизни человека . Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.Обобщенное представление об основных образно_эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры_драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно_образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.Интонация - источник элементов музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно_образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио_ и телепередачи,

видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально_поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

Урок 17. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 18. Проводы зимы. Встреча весны.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.

Тема V раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 19.Сказка будет впереди.

Интонационный и образный анализ уже знакомых литературных и музыкальных произведений.

Урок 20. Детский музыкальный театр.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.



Урок 21. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 22. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Урок 23. « Какое чудное мгновенье!». Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Тема VI раздела: «В концертном зале » (5ч.)

Урок 24. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).



Просмотров