Биография ван гога и его картины. Краткая биография ван гога

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1953г в Грот-Зюндерт провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, в семье протестантского пастора Теодора ван Гога. Его мать Анна Корнелия была родом из Гааги, где её отец держал магазин по продаже книг. В семье помимо Винсента было ещё шесть детей. Из всех детей можно отметить младшего брата Теодоруса(Тео), он был младше Винсента на четыре года и всю жизнь братья были тесно связаны. В семь лет Винсента отдают в деревенскую школу, но через год родители переводят сына на домашнее образование. С 1 октября 1864г Винсент учится в школе-интернате в Зевенбергене, находившийся в 20 км от родительского дома. Через два года, 15 сентября 1866 года Ван Гога переводят в интернат-колледж имени Виллема II в Тилбурге. Уже в 1868г Винсент покидает и это учебное заведение. Хотя по всем признакам обучение давалось ему легко, Винсент легко овладел тремя языками - немецким, французским и английским, о этом периоде своей жизни он вспоминал, как о чём-то мрачном пустом и холодном.
С июля 1869г Ван Гог начинает работу в гаагском филиале Goupil & Cie принадлежащей его дяде Винсенту, компания занимается торговлей произведениями искусства. За первые три года работы арт-дилером.

Винсент Ван Гог
1866г

Винсент хорошо освоился, постоянная работа с картинами плюс частое посещение местных музеев/галерей живописи сделали из Ван Гога хорошего эксперта со своим мнением. Работы Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона были для художника очень значимы, и в своих письмах он неоднократно писал это. В 1873г Винсента отправляют работать в лондонский филиал Goupil & Cie. В Лондоне он терпит поражение на личном фронте, некая Каролина Хаанебик, в которую Ван Гог был влюблён, отвергает его предложение. Винсент сильно потрясён, он меньше времени уделяет работе и больше для изучения Библии. В 1874г Винсента отправляют на три месяца в парижский филиал компании, по возвращении в Лондон художник ещё больше замыкается. Весной 1875г Ван Гог опять в парижском филиале, он начинает сам заниматься живописью, очень часто посещает Лувр и Салон. Работа уходит окончательно на второй план и в 1876г Винсента увольняют из Goupil & Cie.
Ван Гог возвращается в Англию, где устраивается на неоплачиваемую должность учителя в школе в Рэмсгейте. Летом 1876г он переходит в школу в Айлворте, под Лондоном, на должность учителя и помощника пастора. Возможно в этот момент приходит к мысли продолжить движение по стопам отца и стать проповедником для бедных, на счёт мотивов такого выбора есть разные мнения. В начале ноября 1876г Винсент читает свою первую проповедь перед прихожанами, описывая это в своём письме к брату. В декабре 1876г Ван Гог на Рождество приезжает к родителям, они уговаривают его не возвращаться в Англию. Весной Винсент устраивается в книжную лавку в Дордрехте, интереса к работе в лавке у Ван Гога нет, он чаще занят своими набросками и переводом текстов из Библии на французский, немецкий и английский. С мая 1877г по июнь 1878г Винсент живёт в Амстердаме у своего дяди адмирала Яна ван Гога. С помощью другого своего родственника известного теолога Йоганесса Стрикера, Винсент готовится всё это время к поступлению на теологический факультет. В июле 1878г Винсент поступает на курс по проповеди в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, есть версии, что Ван Гога исключили с этого курса до его окончания, по причине вспыльчивого характера. С декабря 1878г по лето 1879г Ван Гог становится очень деятельным миссионером в деревне Патюраж в Боринаже, в очень бедном шахтёрском районе на юге Бельгии. У разных исследователей жизни Ван Гога есть разные оценки вовлеченности Винсента в тяжёлую жизнь местного населения, но факт того, что он был очень деятельным и настойчивым неоспорим. По вечерам Винсент рисовал карты Палестины, чем и пытался заработать себе на хлеб. Бурная деятельность молодого миссионера не осталась не замеченной и местное Евангелическое общество предложило ему жалованье в пятьдесят франков. К осени 1879г сложились два обстоятельства, которые выбили Винсента из зыбкого равновесия и поставили точку в его стремлении стать проповедником. Первое - в евангельской школе ввели плату за обучение, а по некоторым версиям именно возможность бесплатного обучения стала причиной, по которой Ван Гог терпел полгода лишения в Патюраж. Второе - Винсент написал в правление шахт письмо от имени шахтёров об улучшении условий труда, письмом руководство шахт было недовольно, а местный Комитет протестантской церкви отстранил Винсента от должности.

Винсент Ван Гог
1872г

Находясь в сложном эмоциональном состоянии Винсент при поддержке брата Тео решает серьёзно заняться живописью, для чего в начале 1880г отправляется в Брюссель, где посещает занятия в Королевской Академии изящных искусств. Через год занятий Винсент возвращается в родительский дом. Там влюбляется в гостившую у его родителей, свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер. Но все близкие вокруг против его увлечения и Винсент разуверившись устроить личную жизнь отправляется в Гаагу, где с новой силой втягивается в занятия живописью. Наставником Ван Гога стал его дальний родственник, художник гаагской школы Антон Мауве. Винсент много пишет, поскольку сам придерживался идеи, что в живописи главное не талант, а постоянная практика и усердие. Очередная попытка создать подобие семьи проваливается с треском. Поскольку его избранницей становится беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился на улице. На некоторое время она стала его моделью, её трудный характер и его импульсивная натура не смогли существовать рядом. Связь с Христин была последней каплей, Ван Гог порвал отношения с родственниками, кроме Тео. Художник отправляется в провинцию Дренте, что на юге Нидерландов. Там художник снимает домик, который использует в качестве мастерской. Много работает делая уклон в сторону портретов и сцен жизни крестьян. В Дренте была создана первая значимая работа "Едоки картофеля". До осени 1885г Винсент много работает, но с местным пастором у художника возникает конфликт и Ван Гог вскоре уезжает в Антверпен. В Антверпене Винсент снова ходит на занятия по живописи, на сей раз это Академия художеств.
В феврале 1886г Ван Гог переезжает в Париж к брату Тео, который уже успешно работает арт-дилером в Goupil & Cie. Винсент начинает посещать занятия у известного педагога Фернана Кормона, где изучает приёмы импрессионизма и модных в то время японских гравюр. Через брата знакомится с Камилем Писсарро, Анри Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Эдгаром Дега . Самое главное для Ван Гога в Париже, что он попадает в свою среду и это даёт сильный толчок для его развития. В Париже Винсент устраивает свою "выставку" в интерьере кафе "Тамбурин", владелицей которого была итальянка Агостина Сагатори - она была моделью на нескольких работах Ван Гога. Винсент получил много отрицательных отзывов по своим работам и это его подтолкнуло к дальнейшему изучению теории цвета (по работам Эжена Делакруа). Палитра в работах Ван Гога меняется на более светлую и сочную, появляются яркие и чистые краски. Несмотря на то, что уровень мастерства Ван Гога вырос его работы не пользуются спросом, этот факт постоянно расстраивает художника. В Париже Винсент создал более двухсот тридцати работ.
К февралю 1888г Винсент движимый идеей о создании братства художников "Мастерская Юга" отправляется на юг Франции в Арль. С приходом весны Ван Гог начинает много работать не забывая о своей идее с "Мастерской Юга". На взгляд Винсента одной из ключевых фигур братства художников должен был стать Поль Гоген и поэтому Ван Гог постоянно пишет Гогену с приглашениями приехать в Арль. На уговоры приехать Гоген отказывался ссылаясь часто на финансовые трудности, но в итоге 25 октября 1888г прибыл в Арль к Ван Гогу. Художник очень часто работают вместе, но скорость и подход к работе у них различаются. Возможно фундаментальным моментом в конфликте двух художников был вопрос по "Мастерской Юга", но тем не менее 23-го декабря 1888г произошло событие, которое известно всем. После очередной ссоры с Гогеном Винсент явился в одно из ночных заведений Арля и протянул женщине по имени Рэйчел платок с частью мочки своего уха, после чего удалился.

Возможно это фотография Винсента Ван Гога
1886г

Утром полиция обнаружила Винсента в его номере в тяжёлом состоянии, на взгляд полиции Ван Гог представлял опасность для себя и окружающих. Винсента срочно доставили в больницу Арля. Гоген в этот же день покинул Арль, известив о случившемся брата Тео.
Версий случившегося несколько - возможно такое поведение Ван Гога вызвано частым употреблением абсента, возможно это следствие психического расстройства, возможно это было сделано Винсентом в порыве раскаяния. Существует версия, что Гоген (будучи довольно резким и имея опыт моряка) в стычке отрезал часть мочки уха Ван Гогу, в пользу этой версии говорят недавно обнаруженные дневники самой Рейчел, которая неплохо знала обоих художников. В больнице состояние Винсента ухудшилось и его поместили в палату к буйным больным с диагнозом "эпилепсия височных долей". После инцидента с ухом Ван Гога, прошло около недели и Винсент уже почти пришёл в норму. Ван Гог быстро восстанавливается и готов работать. Тем временем в марте около тридцати жителей Арля пишет жалобу мэру города с просьбой избавить их от общества Винсента Ван Гога. Художнику настоятельно предлагают отправится на лечение. В начале мая 1889г Ван Гог ложится в лечебницу для душевнобольных Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс.Там у него есть возможность под присмотром персонала работать, некоторые картины того периода сделаны в стенах клиники, одна из самых известных "Звёздная ночь". Всего во время за время пребывания в Сен-Реми художник создал более ста пятидесяти работ. Состояние Ван Гога в клинике меняется периодами от подъёма и интенсивной работы, до апатии и глубокого кризиса, в конце 1889г художник предпринимает попытку суицида, наглотавшись красок.
Винсент покидает клинику в первой половине мая 1890г, заезжает в Париж на три дня, где гостит у Тео и знакомится с его женой и сыном, а после переезжает в Овер-сюр-Уаз под Парижем. В Овере Винсент снимает номер в гостинице, но через некоторое время решает перебраться в кафе четы Раву, где сдавалась маленькая комната в мансарде. 27 июля 1890г Винсент Ван Гог отправляется в поля поработать на пленэре. Но через несколько часов возвращается с ранением в свой номер у Раву. Супругам Раву он говорит, что стрелял в себя и те вызывают доктора Гаше. Доктор сообщает о случившемся брату Тео, который немедленно приезжает. По какой причине не было произведено действий для того, чтобы спасти раненного Ван Гога неизвестно, но в ночь 29 июля 1890г Винсент Ван Гог умер от потери крови. Могила Винсента находится Овер-сюр-Уаз. Брат Тео все это время провёл с Винсентом. Сам Тео пережил Винсента всего на шесть месяцев и умер в Нидерландах. В 1914г прах Тео был перезахоронен рядом с могилой Винсента, а на могиле жена Тео посадила плющ, в знак неразлучности двух братьев. У колоссальной известности Винсента есть крепкая основа это брат Тео, именно он постоянно снабжал Винсента средствами и иногда направлял брата. Без усилий Тео о гениальном голландце Винсенте Ван Гоге никто и никогда не узнал бы.

“Лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. Винсент Ван Гог

Ван Гог долго искал, в чем он сможет себя максимально проявить. Живописью начал заниматься в 27 лет. И со всей страстью отдался этому делу. 10 лет работы на пределе возможностей. Он надрывался. Расшатывая своё физическое и психическое здоровье.

Но в этом огне самосожжения он создавал один шедевр за другим.

Правда никто всерьёз его старания не воспринимал. Многие его картины были уничтожены теми, кому он их подарил. Даже его родная мать при переезде оставила десятки картин сына брошенными. Все они исчезли бесследно.

Да и сам Ван Гог нередко продавал их за копейки старьевщику. Тот перепродавал их для повторного использования другим художникам.

Несмотря на все эти потери до нас дошло 3000 его работ. Из них 800 картин маслом! По одной – каждые 1-2 дня!

Вот лишь 5 его картин. Я взяла работы последних 2х лет его жизни. Когда он стал тем Ван Гогом, которого мы знаем. Именно в этот период и было создано большинство его шедевров.

1. Подсолнухи. Август 1888 г.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Август 1888 года. Уже несколько месяцев Ван Гог живет на юге Франции. В городе Арль. Сюда он приехал за яркими красками. Здесь он и создал серию картин с “Подсолнухами”.

Лондонская версия – одна из самых тиражируемых. Мы ее встречаем на сумках, открытках или чехлах для телефонов.

Это удивительно, что обычные цветы стали чуть ли не символом всей мировой живописи. Что же в них такого необычного?

Горшок и фон нарисованы очень схематично. Не понятно, то ли это стол, то ли далекий горизонт и песок. Цветы не красивы. Часть из них – с оборванными лепестками. А большинство и вовсе являются мутирующими.

Обратите внимание, что они похожи скорее на астры, нежели на подсолнухи. Такие цветки бесплодны и изредка появляются среди здоровых цветков. Но именно их выбрал для букета Ван Гог.

Может быть поэтому “Подсолнухи” у многих вызывают противоречивые чувства? С одной стороны Ван Гог хотел показать красоту бытия. Подсолнухи ему нравились, потому что они приносят пользу человеку. Но ненароком выбирает цветы бесплодные.

Это очень похоже на трагедию самого художника. Он жаждал быть полезным другим. Но реакции людей на его картины каждый раз показывали лишь одно: его усилия бесплодны.

О том, что его картины будут радовать миллионы людей, он и не смел мечтать.

Сравнить картины этой серии вы можете в статье.

2. Ночная терраса кафе. Сентябрь 1888 г.

Винсент Ван Гог. Ночная терраса кафе в Арле. 16 сентября 1888 г. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды. Wikipedia.org

Ван Гог писал в Арле не только цветы, но и сам город. “Ночная терраса кафе” – один из таких городских пейзажей.

Кто был в Арле, сразу обратит внимание, насколько город на картинах Ван Гога отличается от города реального.

Это был промышленный, грязный городок. Правда у него была древняя история. Основал его римский император Константин в 3 веке. В центре города сохранился римский амфитеатр, очень похожий на Колизей.

Странно, но вы не найдёте этот амфитеатр ни на одной картине Ван Гога. Хотя он запечатлел чуть ли не каждый уголок Арля. А главную достопримечательность города прошёл мимо!

Это очень характеризует Ван Гога. Он смотрел мимо обыденных вещей. Он видел самое необычное. Он видел душу цветов и камней. Он замечал, как дышат звезды. Но игнорировал очевидное.

Кафе он писал три ночи подряд. Прямо на открытом воздухе под ночным небом. Вы когда-нибудь видели художника, рисующего ночью?

Но в этом опять необычность Ван Гога. Он считал, что ночь богаче на краски, чем день. И это “нелепое” утверждение он смог доказать своей “Ночной террасой”.

В картине нет ни капли чёрной краски. Густо наложенные мазки делают желтый и синий ещё более яркими. Этим цветам аккомпанируют фиолетовые и оранжевые отсветы на мостовой. Это одна из самых ярких и позитивных работ Ван Гога. Несмотря на то, что перед нами ночь!

3. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г.


Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

“Автопортрет с трубкой” был написан в больнице Арля. Куда художник попал после своей легендарной истории с отрезанным ухом.

Все началось с приезда Гогена. Ван Гог хотел создать школу-мастерскую, видя Гогена ее лидером. Они начали жить и работать под одной крышей.

Ван Гог был очень непрактичным в быту. Аккуратного и собранного Гогена это раздражало. Ван Гог был слишком эмоциональным, спорил до посинения. Гоген же был самоуверенным и не терпел, когда сомневались в его мнении. Представляете, каково было ужиться таким людям? Нашла коса на камень.

Когда Ван Гог осознал, что им не по пути, его сорвало с катушек. Он набросился на друга с бритвой. Гоген остановил его своим грозным взглядом.

Тогда Ван Гог направил агрессию на самого себя, отрезав себе мочку уха. Такой жест может показаться очень странным. Если не знать одну особенность Арля.

В уже упомянутом амфитеатре проходила коррида. Но она была более гуманной, чем в Испании. Побеждённому быку отрезали ухо. Ван Гог отрезал себе ухо, считая себя проигравшим.

История с Гогеном была лишь последней каплей. Нервная система Ван Гога уже к тому времени была сильно расшатана бешеным ритмом работы и постоянным недоеданием.

Однажды он проработал 4 дня без сна, выпив за это время 23 чашки кофе! Представьте, что было бы с вами после таких издевательств над своим организмом.

И вот после первого нервного приступа Ван Гог создаёт свой странный автопортрет. Он написан дополнительными цветами. Это такие цвета, которые усиливают друг друга. Красный становится ещё более красным рядом с зелёным. Недаром эти цвета использованы в светофоре.

Но это усиление болезненно для глаз. Цвета становятся слишком кричащими. Зато они передают какофонию в душе художника.

4. Звездная ночь. Июнь 1889 г.


Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

История с отрезанным ухом очень напугала соседей Ван Гога. Они написали петицию с требованием выдворить “сумасшедшего” из Арля. Он покорился. И добровольно уехал в лечебницу для душевнобольных в маленький городок Сен-Реми.

Здесь был написан один из самых известных его шедевров “Звездная ночь”.

Это одна из немногих работ, написанная им НЕ с натуры. Ван Гога не выпускали из больницы ночью. Только днём в сопровождении медработника.

Поэтому “Звездная ночь” была создана в воображении. Лишь из окна своей палаты Ван Гог видел кусок неба и звезды. А заодно и Венеру, которая в тот месяц была видна невооружённым взглядом. Самая яркая звезда на небе Винсента – как раз планета Венера.

Ван Гог считал, что все в нашем мире имеет душу. И цветок, и камень. Даже космос дышит. Это он и передал в своей “Звёздной ночи”. Добился он этого необычным расположением мазков вокруг каждой звезды и луны. Завихрения тоже помогли сделать небо “живым”.

“Звездная ночь” написана любимым сочетанием жёлтого и синего. Приступы отступили. Ван Гог обрёл надежду, что болезнь отпустила. Вскоре он покинет лечебное заведение и переедет в другой городок Овер.

О картине также читайте в статье .

5. Ветки цветущего миндаля. Январь 1890 г.


Винсент Ван Гог. Цветущие ветки миндаля. Январь 1890 г. Музей Ван Гога в Амстердаме, Нидерланды. Wikipedia.org

Картину Ван Гог написал в подарок брату, у которого родился сын. Его назвали в честь дяди, Винсентом. Ван Гог хотел, чтобы молодые родители повесили картину над кроватью. Цветущий миндаль означает начало новой жизни.

Картина очень необычная. Как будто лежишь под деревом и смотришь на ветки. Которые раскинулись на фоне неба.

Картина декоративна. Но к этому Ван Гог стремился во многих своих работах. Он создавал их для украшения жилья простых людей со скромным достатком. Вряд ли он представлял, что его картины будут доступны лишь очень богатым.

Через полгода после написания “Цветущего миндаля” Ван Гог погибнет. По официальной версии это было самоубийство.

Версия о самоубийстве почти никогда никем не оспаривалась. Ведь она делала легенду о Ван Гоге драматичнее. Это лишь подогревало к нему интерес, а цены на его картины росли.

Но вот что странно. В последние месяцы жизни его работы были одна позитивнее другой. Разве “Цветущий миндаль” похож на работу человека, помышляющего о самоубийстве?

К тому же в Овере, куда он переехал, его одиночество отступило. Здесь он нашёл немало друзей. Его картинами начали интересоваться. В прессе стали появляться восторженные отзывы.

Сейчас рассматривается версия об убийстве по неосторожности (выдвинута в 2011 году писателями Найфи и Уайт-Смитом).

Когда Ван Гог вернулся раненый к себе в комнату, при нем не было пистолета. Его мольберт и краски, с которыми он в тот день работал, также не нашли. При этом из города срочно уехал один из жителей, увезя с собой двух братьев-подростков. В этом семействе пистолет водился.

Ван Гог неохотно отвечал на вопросы полиции о происшедшем. Твердил, что сделал это сам. Было похоже на то, что Ван Гог решил взять на себя всю вину, чтобы ребёнок не попал в тюрьму.

Такое самопожертвование было вполне в его духе. Так он поступал когда-то, будучи помощником пастора. Он отдавал последнюю рубашку бедняку. Ухаживал за больными тифом, не думая о риске заражения.

PS.

Ван Гог ушёл из жизни в возрасте гениев. В 37 лет. Короткая жизнь. Творческий путь ещё короче. Но за это время он умудрился сменить вектор развития всей живописи.

Вконтакте

Винсент Ван Гог (1853 – 1890 г.г.) один из самых гениальных и талантливых мастеров. Судьба не жалела художника, отмерив ему всего десяток лет активного творчества. За этот короткий срок Ван Гог смог стать мастером, со своей неповторимой манерой живописи.

Винсент Ван Гог: краткая биография

Винсент Ван Гог: 1889 год

Винсент Ван Гог родился на юге Нидерландов. Свое первое образование Винсент получил в деревенской школе, а в 1864 году учился в школе-интернате.

Так и не окончив школу, Винсент Ван Гог в 1869 году стал заниматься продажей картин. Работая в фирме, он получил большие знания в области живописи. К слову, живопись Ван Гог очень любил и ценил.

Спустя четыре года, Винсента перевели в Англию, где его торговые дела стремительно пошли вверх. Но, дорогу к успешной карьере ему преградила любовь.

Винсент Ван Гог потерял голову от любви к дочке хозяйки квартиры, в которой он жил. Когда Ван Гог узнал, что она обручена, стал безразличным ко всему.

Временное утешение Ван Гог находит в религии. Приехав в Голландию, он поступил учиться на пастора, но спустя некоторое время бросил учебу.

Весной 1886 года, Винсент едет во Францию, к брату. В Париже знакомится со многими художниками, среди которых были такие имена, как Гоген и Камиль Писсарро . Вся безнадежность жизни в Голландии забывается. Ван Гог рисует выразительно, ярко и быстро. Его уважают как художника.

Примерно в 27 лет Винсент Ван Гог принял окончательное решение стать художником. Его смело можно назвать самоучкой, но Винсент много работал над собой, изучал книги, копировал картины.

Дела Ван Гога стремительно шли вверх, но на его пути вновь встали неудачи… и снова из-за любви. Кузина Ван Гога, Кея Вос , не ответила художнику взаимностью. Вдобавок ко всему, из-за нее художник сильно поругался со своим отцом. Ссора с отцом послужила причиной переезда Ван Гога в Гаагу, где у него завязались отношения с женщиной легкого поведения Клазиной Марией Хоорник . Винсент прожил с женщиной один год и хотел ее даже взять в жены. Браку помешала семья, вмешавшаяся в личные дела Ван Гога.

Художник возвращается на родину, где живет два года, а в 1886 году вновь едет во Францию к своему брату. Его брат, которого звали Тео , поддерживал Ван Гога морально и помогал деньгами. Стоит сказать, что Франция была вторым домом для Винсента. Он прожил в этой стране последние 4 года своей жизни.

В 1888 году произошла ссора с Гогеном, в результате которой, на почве психического расстройства, Ван Гог отрезал себе часть уха. Хотя версий этой истории очень много и достоверно никто не знает, что именно произошло между Ван Гогом и Гогеном. Возможно, это алкоголь сделал свое дело, ведь художник много пил. На следующий день Ван Гога поместили в психиатрическую клинику.

Всем известен голландский живописец . Нелегкая судьба отразилась в его картинах, известность к которым пришла только после смерти художника. Он создал более 200 картин и более 500 рисунков, старательно сохраненные его братом, а впоследствии женой и племянником, и преданные в музей. Недолгую жизнь прожил Ван Гог, но в его жизни произошло немало интересных историй, которые передаются из поколения в поколение.

История про ухо

Самая интересная история, которая будоражит умы современников, это про отрезанное ухо . Но достоверно известно, что художник отрезал себе только мочку уха. Что же подтолкнуло его на этот поступок? И как действительно все происходило? Самая достоверная версия, что во время ссоры с французским живописцем Гогеном, Ван Гог набросился на него с бритвой. Но Гоген оказался более изворотливым и сумел остановить его.


Ссора произошла из-за женщины, и обеспокоенный Ван Гог отрезал мочку уха сам себе этой же ночью. Отрезанную мочку художник подарил этой женщине – она была проституткой. Это событие произошло в момент безумия от частого употребления абсента – настойка горькой полыни, при большом употреблении которой возникают галлюцинации, агрессивность, изменение сознания.

Два рождения Ван Гога

У голландского пастора появился на свет первый ребенок в 1852 году, которого назвали Винсентом, но он умирает через несколько недель. А через год в день 30 марта 1953 года, на свет появляется опять мальчик, которого тоже решают назвать Винсентом Ван Гогом.

Понимание жизни

Работая в разных местах и постоянно наблюдая за нелегкой долей бедняков, сын протестантского пастора решил тоже стать священником и служить мессы в пользу бедняков. Он помогал беднякам, ухаживал за больными, обучал детей, по ночам рисовал для заработка. Художник решил написать ходатайство об улучшении условий труда для бедняков, но ему отказали. Он понял, что проповеди не играют никакой роли в борьбе с тяжкой долей бедняков. Молодой священник уходит из дома, все свои сбережения раздает нуждающимся и в итоге его лишают сана священнослужителя. Все это отразилось на психическом состоянии художника и в дальнейшем решило всю судьбу Ван Гога.

Вдохновитель Ван Гога

Вдохновителем Ван Гога оказался французский художник Милле , который в своих картинах изображал нелегкую долю бедняков, их труд и тяжелое положение в обществе. Ван Гог писал картины с черно-белых рисунков Милле, передавая в них свой взгляд. Отличие в том, что картины Ван Гога яркие, выразительные, в отличие от меланхоличных произведений Милле. Ван Гог представлял жизнь бедняков, как видели они себя сами, их отношение к труду – это, то, что обеспечивает их жизнь, как преклонение перед тяжкой долей, которая способствует их существованию. Их лица выражают благодарность земле, которая дала урожай. Благодарность урожаю, который теперь лежит на их столе.

Необычайное видение цвета

Ван Гог сумел смешать краски на своих полотнах, как до него не делал никто другой. Он смешал теплые цвета с холодными, основные с дополнительными, чем добился изумительных эффектов. Основной оттенок его картин: желтый. Желтое поле, желтое солнце, желтая шляпа, желтые цветы. Желтый цвет выражает энергию, подъем, творческое вдохновение. Окружая себя желтым цветом, он старался убежать от жизненных неприятностей, раскрасить жизнь в яркий цвет. Утверждают, что употребляя абсент, человек видит мир как сквозь желтую призму. Возможно поэтому его желтый цвет еще ярче, чем обычный желтый.
Желтый сочетался с синим, фиолетовым, сине-черным. Странное сочетание — сочетания безумства.

Подсолнухи в живописи Ван Гога

Художник создал 10 картин с подсолнухами. Они в вазе: три, двенадцать, пять, срезанные подсолнухи, подсолнухи с розами. Достоверно принадлежность кисти живописцу доказано 10 полотен, еще одно полотно подтверждения не нашло, считают, что это копия. Из писем к его брату известно, что Ван Гог любил подсолнухи и считал их своими цветами. Желтый подсолнух олицетворяет дружбу и надежду. Он хотел ими украсить «желтый дом» внутри. Так как там были очень белые стены, в чем он жаловался брату Тео.

Дружба с братом

У Ван Гога было пять братьев и сестер, но поддерживал отношения и дружил он только со своим братом Тео. Они переписывались, обменивались информацией. Найдено более 900 писем художника и в основном все они адресованы брату. Тео помогал ему деньгами. В момент тяжелого состояния он определял его в клинику. Он же находился с ним и в последние дни его жизни.

Отношение к семейной жизни

Пережив разочарования в любви, Ван Гог решает для себя, что художник должен посвятить себя живописи. И поэтому пользуется случайными связями.

«Звездная ночь»

В состоянии тяжелой депрессии художник уходил в психиатрическую клинику, где за ним была закреплена комната. И там он писал свои картины. Там же он создал одну из самых узнаваемых картин «Звездная ночь ». Характеризуя цветовую гамму и качество мазков, подтверждено, что картина писалась человеком, переживающим одиночество, ранимым, с перепадами настроения к депрессивному. Картину он писал по памяти, что редко для его манеры, и подтверждает его тяжелое состояние.

Болезнь живописца

Множественные научные исследования так и не дали медицинского заключения о болезни Ван Гога. Утверждали, что он болен эпилепсией, или шизофренией, но медицинского подтверждения этому нет. Его тетка болела эпилепсией, а родная сестра – шизофренией. Все большее подтверждение находит ответ в постоянной депрессии художника. Его угнетал тяжелый труд шахтеров, он переживал о тяжелой доле пахарей, и что ничем не мог помочь им.

Самоубийство Ван Гога

Ван Гог покончил свою жизнь самоубийством – он выстрелил себе в сердце из револьвера. Пуля не попала в сердце, и он пришел домой и лег в постель. Он прожил еще два дня и умер в возрасте 37 лет, так и не дождавшись признания своего творчества. Во время похорон за гробом шло всего несколько человек.

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды - 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) - нидерландский художник-постимпрессионист.

Биография Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. Уже к 1869 году, даже не закончив школу, он стал работать в фирме, которая продавала картины. По правде говоря, у Ван Гога не получалось хорошо продавать картины, но зато он обладал безграничной любовью к живописи, а также ему хорошего давались языки. В 1873 году, в 20-летнем возрасте, он попал в Лондон, где провел 2 года, которые изменили всю его жизнь.

В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев. Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но …как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да, именно любовь. Ван Гог до беспамятства влюбился в дочку своей квартирной хозяйки, но узнав что она уже обручена, очень замкнулся в себе, стал безразлично относится к своей работе. Когда он вернулся в Париж его уволили.

В 1877 году Ван Гог стал снова жить в Голландии, и все больше находил утешение в религии. После переезда в Амстердам он начал учиться на священника, но вскоре бросил учебу, так как обстановка на факультете его не устраивала.

В 1886 году в начале марта Ван Гог переезжает в Париж к совему брату Тео, и живет у него на квартире. Там он берет уроки живописи у Фернана Кормона, и знакомиться с такими личностями как Писсаро, Гоген и многими другими художниками. Очень быстро он забывает весь мрак голландской жизни, и быстро завоевывает уважение как художник. Рисует четко, ярко в стиле импрессионизма и постимпрессионизма.

Винсент Ванг Гог , проведя 3 месяца в евангелисткой школе, которая находилась в Брюсселе, стал проповедником. Он раздавал деньги и одежду, нуждающимся беднякам, хотя сам не был достаточно обеспеченным. Это вызвало подозрение у начальства церкви, и его деятельность была запрещена. Он не унывал, и находил утешение в рисовании.

К 27-ми годам, Ванг Гог понял в чем его призвание в этой жизни, и решил что должен во что бы то ни стало стать художником. Хоть Ван Гог и брал уроки рисования, но его можно с уверенностью считать самоучкой, потому что он сам штудировал многие книги, самоучители, срисовывал картины известных художников. По началу он думал стать иллюстратором, но затем, когда брал уроки у своего родственника-художника — Антона Моуве, написал свои первые работы маслом.

Вроде бы жизнь стала налаживаться, но снова Ван Гога начали преследовать неудачи, причем любовные.

Его кузина Кея Вос стала вдовой. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Именно там он знакомится с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний. Он хотел спасти эту бедную женщину, и даже думал жениться на ней. Но тут уже вмешалась его семья, и мысли о браке были попросту развеяны.

Вернувшись на родину к родителям, которые к тому времени уже переехали в Нёнен, его мастерство стало совершенствоваться.

Он провел на родине 2 года. В 1885 Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Затем, в 1886 году, Ван Гог снова возвращается в Париж, к своему брату Тео, который на протяжении всей жизни помогал ему, как морально так и финансово. Франция стала вторым домом для Ван Гога. Именно в ней он и прожил всю свою оставшуюся жизнь. Он не чувствовал себя тут чужим. Ван Гог много пил, и имел очень взрывной характер. Его можно было назвать человеком, с которым трудно иметь дело.

В 1888 он перебрался в Арль. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. Они считали его ненормальным лунатиком. Не смотря на это Винсент нашел здесь друзей, и чувствовал себя вполне хорошо. Со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Проведя 2 недели в психиатрической клинике он снова вернулся туда в 1889 году, так как его стали мучать галлюцинации.

В мае 1890 году он окончательно покинул приют для душевно больных и отправился в Париж к своему брату Тео и его жене, которая только родила мальчика, которого назвали Винсентом в честь его дяди. Жизнь стала налаживаться, и Ван Гог был даже счастлив, но его болезнь вернулась снова. 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог сам выстрелил себе в грудь из пистолета. Он скончался на руках своего брата Тео, который очень его любил. Спустя пол года умер и Тео. Братья похоронены на кладбище Овера рядом.

Творчество Ван Гога

Винсент Ван Гог (1853 — 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством.

Ван Гог стал одним из величайших художников-постимпрессионистов.

Его можно считать самоучкой, т.к. учился живописи, копируя картины старых мастеров. В период жизни в Нидерландах Ван Г. писал картины о природе, труде и быте крестьян и рабочих, который он наблюдал вокруг («Едоки картофеля»).

В 1886 г. он переехал в Париж, поступил в студию Ф. Кормона, где познакомился с А. Тулуз-Лотреком и Э. Бернаром. Под впечатлением живописи импрессионистов и японской гравюры изменилась манера художника: появились интенсивная цветовая гамма и характерный для позднего Ван Г. широкий энергичный мазок («Бульвар Клиши», «Портрет папаши Танги»).

В1888 г. он переехал на юг Франиии, в местечко Арль. Это был самый плодотворный период творчества художника. За свою жизнь Ван Г. создал более 800 картин и 700 рисунков в самых разных жанрах, однако ярче всего его талант проявился в пейзаже: именно в нем находил выход его холерический взрывной темперамент. В подвижной, нервной живописной фактуре его картин отразилось душевное состояние художника: он страдал психической болезнью, которая в итоге привела его к самоубийству.

Особенности творчества

«Многое остается неясным и спорным до настоящего времени в патографии этой тяжелой бионегативной личности. Можно предположить сифилитическое провоцирование шизо-эпилептического психоза. Его лихорадочное творчество вполне сопоставимо с повышенной продуктивностью головного мозга перед началом сифилитического заболевания мозга, как это было у Ницше, Мопассана, Шумана. Ван Гог представляет хороший пример того, как посредственный талант, благодаря психозу, превратился во всемирно признанного гения».

«Своеобразная биполярность, так ярко выраженная в жизни и психозе этого замечательного больного, параллельно выражается и в его художественном творчестве. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. Только все чаще повторяются извилистые линии, придающие его картинам дух разнузданности, который достигает своей кульминационной точки в его последнем произведении, где ярко подчеркнуто стремление вверх и неминуемость разрушения, падения, уничтожения. Эти два движения -движение подъема и движение падения - образуют структурный базис эпилептических манифестаций подобно тому, как два полюса образуют базис эпилептоидной конституции».

«Рисовал гениальные картины Ван-Гог в перерывах между приступами.И главной тайной его гениальности была необыкновенная чистота сознания и особый творческий подъем, которые возникали в результате его болезни между приступами. Об этом особом состоянии сознания писал и Ф.М. Достоевский, страдавший одно время аналогичными приступами загадочного душевного расстройства».

Яркие краски Ван Гога

Мечтая о братстве художников и коллективном творчестве, он совершенно забывал о том, что сам был неисправимым индивидуалистом, непримиримым до сдержанности в вопросах жизни и искусства. Но в этом была и его сила. Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен, например, Сислея. Но лишь однажды увидев “Красные виноградники”, уже ни с кем и никогда работ Ван Гога не спутаешь. Каждая линия и мазок — выразители его личности.

Доминанта импрессионистической системы — цвет. В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма.

На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Разве помыкают неслыханным по интенсивности цветом “красные виноградники”, разве не активен звенящий аккорд синего кобальта в “Море в Сен-Мари”, разве не ослепительно чисты и звучны краски “Пейзажа в Овере после дождя”, рядом с которой, любая импрессионистическая картина выглядит безнадёжно блёклой?

Преувеличенно ярким эти краски обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона — от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. Звучащие краски то сплетаются в мягко и тонко сгармонированную мелодию, то вздыбливаются в режущем слух диссонансе. Подобно тому, как в музыке существует минорный и мажорный строй, так и краски Вангоговской палитры поделены надвое. Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. Впрочем, у этого “символизма” такая же живая плоть, как и у Вангоговского идеала прекрасного.

В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья — всего того, что в его разумении включалось в понятие “жизнь”. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового — цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Эмоциональные и психологические возможности колорита — предмет постоянных размышлений Ван Гога: “Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне…”.

Говоря о Ван Гоге, Тугендхольд заметил: “…ноты его переживаний — графические ритмы вещей и ответных биений сердца”. Понятие покоя неизвестно Вангоговскому искусству. Его стихия — движение.

В глазах Ван Гога оно — та же жизнь, а значит, способность мыслить, чувствовать, сопереживать. Вглядитесь в живопись “красных виноградников”. Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, бегут, несутся, сталкиваются, вновь разбегаются. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Их рельеф — то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, — как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру. А из всего этого возникает огромный в масштабе образ: в раскалённом зное солнца, как грешники в огне, извиваются виноградные лозы, силясь оторваться от тучной фиолетовой земли, вырваться из рук виноградарей, и вот уже мирная суета сбора урожая выглядит как схватка человека с природой.

Так, значит, всё-таки доминирует цвет? Но разве эти краски не есть в тоже время и ритм, и линия, и форма, и фактура? Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.

Часто считают, что Вангоговская живопись есть некая неуправляемая эмоциональная стихия, подхлёстнутая необузданным озарением. Этому заблуждению “помогает” своеобразие художественной манеры Ван Гога, действительно, кажущейся как бы спонтанной, на деле же тонко рассчитанной, продуманной: “Работа и трезвый расчёт, ум напряжён чрезвычайно, как у актёра при исполнении трудной роли, когда приходится думать о тысяче вещей в течение одного получаса….”

Наследственность Ван Гога и новаторство

Наследственность Ван Гога

  • [Сестра матери] «…Припадки эпилепсии, что свидетельствует о тяжелой нервной наследственности, сказывающейся и у самой Анны Корнелии. От природы нежная и любящая, она подвержена неожиданным вспышкам гнева».
  • [Брат Тео] «…умер спустя полгода после самоубийства Винсента в клинике для умалишенных в Утрехте, прожив 33 года».
  • «Ни у кого из братьев и сестер Ван-Гога эпилепсии не было, тогда как абсолютно точно известно, что младшая сестра страдала шизофренией и провелa в психиатрической больнице 32 года».

Человеческая душа…, а не соборы

Обратимся к Ван Гогу:

“Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее”.

“Кто пишет крестьянскую жизнь, лучше выдержат испытанием временем, чем изготовители написанных в Париже кардинальных приемов и гаремов”. “Я останусь самим собой, и даже в сырых произведениях буду говорить строгие, грубые, но правдивые вещи”. “Рабочий против буржуя – это так не хорошо обоснованно, как сто лет назад третье сословие против остальных двух”.

Мог ли человек, который в этих и в тысяче подобных высказываний так объяснил смысл жизни и искусства, рассчитывать на успех у “сильных мира сего? ”. Буржуазная среда исторгала Ван Гога.

Против неприятия у Ван Гога было единственное оружие – уверенность в правильности избранного пути и работа.

“Искусство – это борьба… лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. “Надо работать, как несколько негров”. Даже полуголодное существование у него обращено в стимул к творчеству: “В суровых испытаниях нищеты учишься смотреть на вещи совсем другими глазами”.

Буржуазная публика не прощает новаторства, а Ван Гог был новатором в самом прямом и подлинном смысле этого слова. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково огромном художественном масштабе поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи.

Цитаты Винсента Ван Гога

(из писем к брату Тео)

  • Нет ничего более художественного, чем любить людей.
  • Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, - только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.
  • И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
  • Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.
  • Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
  • Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.
  • Благословен тот, кто нашёл своё дело.
  • Предпочитаю не говорить вообще ничего, чем выражаться невнятно.
  • Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность.
  • Ты ведь сам реалист, так вытерпи же и мой реализм.
  • Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать своё чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные.
  • Нельзя, чтобы тоска застаивалась у нас в душе, как вода в болоте.
  • Когда я вижу, как топчут слабых, я начинаю сомневаться в ценности того, что называют прогресс и цивилизация.

Библиография

  • Ван Гог.Письма. Пер. с голл. - Л.-М., 1966.
  • Ревалд Дж.Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т. 1. - Л.-М, 1962.
  • Перрюшо А.Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. - М., 1973.
  • Мурина Елена.Ван Гог. - М.: Искусство, 1978. - 440 с. - 30 000 экз.
  • Дмитриева Н. А.Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М., 1980.
  • Стоун И.Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге. Пер. с англ. - М.,Правда, 1988.
  • Constantino PorcuVan Gogh. Zijn leven en de kunst. (из серии Kunstklassiekers) Недерланды, 2004.
  • Wolf StadlerVincent van Gogh. (из серии De Grote Meesters) Amsterdam Boek, 1974.
  • Frank KoolsVincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990.
  • Г. Козлов, «Легенда о Ван Гоге», «Вокруг света», № 7, 2007.
  • Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П.Мелковой. - СПб.: Азбука, азбука-Аттикус, 2012. - 224 с. - Серия «Азбука-классика» - 5 000 экз., ISBN 978-5-389-03122-7
  • Гордеева М., Перова Д.Винсент Ван Гог / В кн.: Великие художники - Т.18 - Киев, ЗАО «Комсомольская правда - Украина», 2010. - 48 с.


Просмотров