Типы казачих жилищ нижнего дона. Исследовательский проект "Мой дом- моя крепость

О казаках мы знаем многое… О их заслугах перед Отечеством или героизме на полях сражений. Но практически ничего неизвестно об обыденной жизни простого казака, как и где он жил?

Из чего строили?

Курень - жилище донских казаков, совсем не похожее на русскую избу или украинскую хату. Курень строили из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались довольно редко. Простой казак для постройки жилища пользовался глиной, камнем, хворостом и даже мелом. Кирпич же в строительстве использовали только очень зажиточные обитатели станиц.

Что внутри?

В больших станицах, таких как Аксайской, Гниловской, Старочеркасской и Каменской можно было увидеть двухэтажные дома, где верхний (верхи) разделен на две половины, в первой - прихожая, зал и спальня, а во второй половине еще три комнаты. На первом этаже (низы) располагались еще три комнаты, погреб и ледник. В ледник с зимы собирали лед, здесь весь год была минусовая температура. Были распространены одноэтажные «круглые дома» из четырех комнат с 3-4 окнами на улицу, и одной «глухой» стеной. Главной особенностью казачьего куреня был балкончик и «галдарейка» или «балясы» - крытый досками наружный коридор. Кроме этого курень был снабжен «рундуком» - навесом на столбах, похожим на крытый балкон. Зайти в курень можно было по открытому крыльцу с перилами. Возле куреня находилась кухня или «стряпка» построенная из самана и крытая камышом и землей. Летом казаки готовили пищу на кухне, а кушали в доме или на «галдарейке». Зимой же вся казачья семья обедала в «стряпке». На кухне, помимо печи и массы утвари, можно было встретить самовар и кофейник. Кстати, казаки очень любили пить чай и кофе, привезенные из военных походов.

Балконы часто обильно украшали цветами в горшках. Балконы и ставни украшалась незатейливой резьбой.

Убранство

Убранство дома отличалось чистотой и простотой. На желтых стенах куреня висели картины и портреты войсковых атаманов и монарших особ, а иногда висели шашки, винтовки и сувениры из заморских стран. В углу зала располагались иконы. Почти во всех комнатах стояли деревянные сундуки, обитые жестью. Казачки-невесты имели свой собственный сундук, где хранилось «приданное». В первой комнате, в левом углу от входа всегда стоял большой поставец или шкаф с разными тарелками, ложками и посудой. Здесь же висело большое зеркало, на которое иногда приклеивались фотографии членов семьи. В середине зала стоял стол, накрытый белой скатертью. В зале казак принимал гостей и угощал вином и чаем. В парадной спальне, где стояла кровать с кучей перин, подушек и разноцветных одеял, спали хозяева дома, пока не женили сына или не приняли зятя в дом, тогда же парадная спальня предназначалась для молодоженов. Самой большой комнатой была общая спальня, в которой жили все дети большого казачьего семейства. Вот как описал казачий курень Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон»: «В горнице, кроме деревянной крашеной кровати с точеными шишками по углам, стоит возле дверей окованный уемистый сундук с Аксиньиным приданным и нарядами. Под передним углом – стол, клеенка с генералом Скобелевым, скачущим на склоненные перед ним махровые знамена; два стула, вверху – образа в бумажных ярко-убогих ореолах. Сбоку, на стене – засиженные мухами фотографии».

Что ели?

Заглянув к казаку на обед можно было полакомиться лапшой, борщом или свежесваренной ухой. На второе казак «потешал свою душеньку» пирогом с сыром, студнем с квасом или каймаком - одним из любимых молочных лакомств казака. Блюда из мяса можно было встретить редко, лишь во время сезона или в исключительных случаях, например, на свадьбу или поминки. Меню казака зависело и от православных праздников и постов. Донские казаки очень серьезно относились к соблюдению всех постов.

В отличие от дома двор был не таким чистым. Во дворе находился баз для скота, гумно и маленький сад.

Таким запомнился историкам казачий курень, который стоял где-нибудь на Дона 100-200 лет назад. Хотя, в далеких хуторах можно и сейчас найти настоящие казачьи куреня, в которых сама атмосфера напоминает о прошлом казачества. Но через пару десятков лет не останется даже этих хуторов, не говоря уже о стареньких казачьих куренях.

История казачества - это... "побочная река, впадающая в большую реку русской истории".

В. Г. Белинский

Славяне, как особый народ, впервые упоминаются в повествованиях римских ученых I-II вв. н.э. Плиния Старшего и Тацита под названием венедов. В других источниках этот народ именовался как виниды, склавины и анты. Называя славян великим народом, большинство древних историков выделяют антов, характеризуя их как самых храбрых людей. Новейшие исследования позволяют говорить о гене­тической связи славян со скифско-сарматскими и другими племенами, обитавшими в Восточной Европе.

Следы материальной культуры свидетельствуют о том, что анты жили в землянках, занимались рыбной ловлей, земледелием и ремеслами.

Среди славян древнего и раннефеодального периодов существовало племя под названием родиев, россов или руссов, жившее в Среднем Приднепровье. Они дали название государству с центром в Киеве - Киевская Русь. Отсюда слово "Русь" распространилось на все земли и народы, входившие в состав русского государства. Русские постепенно проникали и на Дон. В 965 году дружины киевского князя Святослава Игоревича в районе нынешнего Цимлянска захватили основанный хазарами в 30-е годы IX в. город Саркел. Разрушенный город был восстановлен, значительно перестроен и превращен в форпост под названием Белая Вежа, что в переводе на современный язык означает "Белая башня" или "Белая крепость". Это было первое на Дону постоянное славянское поселение, созданное из сухого кирпича. Обжига самана тогда еще не знали. Позднее неподалеку возникли другие городища - на левом берегу Дона и под нынешним хутором Ближняя Мельница. К сожалению, раскопки Белой Вежи находятся ныне на дне Цимлянского водохранилища. Этот город выполнял важные стратегические и торговые функции до середины XII века.

В наши дни найдены неопровержимые доказательства, что уже во время Куликовской битвы в 1380 году существовало донское казачество. О донских казаках сохранились свидетельства еще более раннего времени - XII-XIII вв., принадлежащие перу иностранных купцов, дипломатов, путешественников. Они утверждали, что в донских степях обитают христиане "азсаки", "казы", "азаки". В русских летописях они именовались "тмутархане", "тьмутаракане", "бродники", то есть живущие на задворках, в глуши. Все это свидетельствует о том, что донские казаки - потомки древнейших славян "тмутархан-бродников" с изрядной примесью кровей местных кочевников: половцев, ногайцев, булгар, хазар и даже венгров, кочевавших в донских степях в X-XI вв. Таким образом, версия о происхождении донских казаков от беглых московских холопов оказалась несостоятельной.

К 1570 г. на донской земле было уже свыше 30 крупных казачьих поселений. Кроме того, было множество становищ и зимовников. Формирование административных центров вначале в Раздорах в 1549 г., а затем в Черкасске с 1644 года усилило процесс освоения земель казаками.

Казаки селились как в пойме Дона, например, в Черкасске, так и на высоких берегах. Отсюда сформировались два непохожих друг на друга типа казачьего дома. Но оба они имели немало общего. Это общее резко выделяло казачий дом от типичных построек Средней России. Древнерусский дом - это деревянная рубленая изба-четырехстенок, состоящая из жилой клети и небольших сеней-тамбура. Изба устанавливалась на высоком подклете, использовавшемся для хранения продовольственных запасов и других хозяйственных нужд, чтобы изолировать жилье от сырости и не испытывать неудобств зимой при снежных заносах. В одном из углов единого пространства избы на деревянном помосте ставилась глинобитная печь, около которой устраивался дощатый короб, скрывавший лестницу в подклет. Печь ставилась в углу, противоположном красному, т.е. наиболее освещенному, "божнице". Такой тип построек характерен был для самых бедных семей.

Более состоятельные люди строили избы-пятистенки, т.е. жилой дом, состоящий из двух смежных помещений, разделенных капитальной рубленой стеной. Пятая стена разделяла избу с печью и горницу от сеней. Подклет под жилыми помещениями имел прямое сообщение с хозяйственными постройками, которые подводились под общую крышу с жильем. Такой тип построек нашел широкое применение не только в Европейской Руси, но и на Урале и в Сибири.

Казачьи курени появились на Дону во второй половине XVII столетия, когда жизнь казаков приобрела более оседлый характер. Раньше неприхотливый военный быт не требовал особого домашнего уюта, и они обитали в наскоро сделанных землянках, которые в случае опасности оставляли и уходили на новое место. Ведь военные столкновения с азовскими турками возникали нередко по самому незначительному поводу.

За время пребывания в отвоеванном у турок Азове казаки не могли не оценить по достоинству удобств оставленных ими домов и воспользовались этим при строительстве своих жилищ. Но важно заметить, что у турок казаки позаимствовали только идею комфортности жилища, а не планировочную структуру. У всех мусульман дом обязательно делится на мужскую и женскую половины. Казаки же ста ли возводить не длинные прямоугольные дома, а почти квадратные в плане, называя их "круглыми" Планировка их была крестовой: все пространство дома делилось поперечными перегородками на четыре комнаты, а композиционным центром служила отапливавшая их печь. Никакого деления на мужскую и женскую половину не было и в помине.

В отличие от шалашей, именуемых "холобудами", отапливаемую избу казаки окрестили "куренем" Это слово произошло, видимо, от сочетания "курная изба" - дым в таких постройках уходил из печи наружу не через дымоход, а через окна и двери. Изначально "куренями" называли простые мазанки из самана или глины. Позднее этот термин применялся и для домов, отапливаемых "по-белому".

Основными строительными материалами для возведения куреней в донских степях были глина и дерево, реже - камень. Кирпичи и изразцы, как более дорогие материалы, использовались преимущественно для кладки и облицовки печей.

При застройке пойменных земель курень ставился на высокий каменный подклет (омшанник). Он служил одновременно и крепостью, и хранилищем запасов и хозяйственной утвари, защищал дом от разрушения при длительных затоплениях. До сдачи в эксплуатацию Цимлянской ГЭС в 1952 году Дон ежегодно разливался в марте-мае на полтора-три месяца, покрывая водой пойму шириной 10-30 километров. Пойменные поселения, в том числе и Черкасск, оказывались отрезанными от остальной части Области Войска Донского. Единственным средством передвижения в таких поселениях были лодки. Отсюда и своеобразие казачьих куреней - наличие по периметру на уровне жилого этажа балясника - просторного балкона с галдаРеей. Чтобы попасть на жилой этаж, нужно было вначале подняться по лестнице на галдарею. Она служила также причалом для лодок в период разливов рек, для сна или отдыха, конечно же, в теплое время года, а также для прохода «к наружным оконным ставням. Ежегодные наводнения привели к единообразию казачьих куреней.

Так как с севера и по Волге, и по Дону лес сплавлялся в изобилии, дерево как дешевый строительный материал применялось до самых южных границ России. В семьях с небольшим достатком даже в затопляемых казачьих станицах подклет жилого дома тоже выполнялся из лесоматериалов. Забивались два ряда деревянных свай, а пространство между ними засыпалось любым материалом. Обилие деревянных домов и конструкций превращало поселения в готовые костры для пожаров. Если учесть очень плотную застройку из-за экономии земли в черте городков-крепостей, то масштабы пожароопасности очевидны. По воспоминаниям современников, посетивших Черкасск в XVII-XVIII вв., улицы были так узки, что с противоположных галдарей можно было пожимать руки друг другу. Поэтому дошедшие до нас курени относятся преимущественно ко второй половине XIX века. По сравнению с древними, почти не имевшими украшений, они богато декорированы накладной и сквозной пропиловочной резьбой. Особую выразительность фасадам придает широкая, ажурной резьбы доска - подзор, которая прибивается к карнизу под напуском четырехскатной крыши. Стремительным бегом сложного растительного орнамента, варьирующего характерный в прикладном искусстве Дона мотив - виноградный ус, она подчеркивает композиционную завершенность, делает образ куреней неповторимым. Неподражаемость куреней - и в форме крыши. Если в центре России крыша избы, как правило, двухскатная и на чердаке нередко устраивалась светелка, то соломенная, камышовая или реже деревянная кровля куреней - четырехскатная, издали воспринимаемая как круглая. Отсюда и распространенное на Дону название - "круглый дом". К тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т.е. можно было пройти "по кругу".

Галдарея и балясник чаще всего имели крышу, общую с домом. Достигалось это без особого труда, так как они имели небольшую ширину - от 70 до 200 см. Свисание кровли над балясником ниже домового карниза позволяло защищать курень в летнюю жару от перегрева, зимой и весной - от традиционных в наших местах ветров и увеличивало защищенность обмазанных или побеленных желтой глиной стен от сырости и дождей. Во всем мы видим мудрость строителей, накопленную веками.

В обычном казачьем жилище помимо кухни и одной или двух спален всегда была и горница. Это слово произошло от древнерусского "горнее", что означает "особо торжественное", верхнее, лучшее (сравните с горним местом в алтарной части храмов). Горница всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей.

Застройка станиц на надпойменных террасах во многом сохранила черты первых куреней в заливных лугах. Правда, заметно снизился подклет, превратившийся в высокий цоколь. В связи с глубокими грунтовыми водами продовольственные запасы стали хранить в погребах уже не в подклетах, а во дворе усадьбы. Балясник заметно укоротился и охватывает только одну или две стороны здания: во дворе и на главном фасаде. Нередко на главном фасаде галддрея выдвигается вперед широким балконом, именуемым в простонародье "крылец".

Если первый тип застройки в изобилии сохранился в Старочеркасске, то второй тип - в Недвиговке и Танаисе. Они и в наши дни составляют архитектурный фон этих селений, заметно отличаясь, напри мер, от соседней малороссийской Синявки. Покосившиеся от времени, вылинявшие на солнце, частично потерявшие свой резной декор, курени с достоинством несут память о прошлом. Словно оттеняя независимый нрав казачества, они не признают красной линии застройки. На улицах то выступают вперед компактной, цельной массой, то скрываются в глубине двора под сенью вековых акаций.

Есть еще один тип казачьей жилой постройки, распространенный на Верхнем Дону. Это так называемый "связевый дом". В нем сени превращены в среднюю комнату, а вдоль входа пристраивается галдарея в виде длинного коридора, выходящего на фасад широким крыльцом. Ярко выраженного подклета нет, он трансформирован в высокий цоколь.

На Нижнем Дону, особенно в станицах Бессергеневской, Багаевской, Кривянской, Грушевской и в самом городе Новочеркасске деревянные дома не красили масляной краской, а перед большими праздниками "белили" местной желтой глиной. В большинстве же станиц дома окрашивали в необычный в целом для России синий цвет. Этот дерзкий колер и ныне можно в изобилии видеть в Батайске, застроенном одноэтажными казачьими деревянными куренями. Наряду с красным, ультрамариновый цвет был излюбленным на Дону: сказывались природное окружение, любовь к морской стихии, торговые связи с народами Востока. Все, как видим, перемешалось в формировании бытового уклада и эстетического вкуса казачества.

В отличие от среднерусских построек, расположенных в условиях холодных зим, хозяйственные сооружения в казачьих усадьбах размещались обычно независимо от жилого дома, в глубине двора. Причем в условиях жаркого лета важно было иметь не только летнюю кухню, но и помимо зимних сараев летние навесы и загоны для животных. Так как 8-9 месяцев в году жизнь людей протекала не в курене, а во дворе, важно было иметь надежные (до 30 метров) санитарные разрывы. Поэтому базы, компостные ямы и туалет размещались в самом конце усадьбы.

Литература:

Кулишов В. И. В Низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987.

Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. - Л.: Стройиздат, 1984.

Пьявченко Е. Казачий курень //Богатый колодезь. Выпуск 1. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1991.

Источник:
Социально-исторический портрет дельты Дона: казачий хутор Донской
Г.Г. Матишов, Т.Ю. Власкина, А.В. Венков, Н.А. Власкина
Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012

Традиционные жилые постройки хутора представлены двумя основными типами, для обозначение которых используются термины дом и флигель . Как общее название жилища известно слово хата .

До середины XIX века у низовых казаков наиболее распространенными были квадратные двухкамерные жилища (курени), в которых к основному жилому помещению пристраивалось дополнительное, холодное (сени, чулан, коридор), и вытянутые в длину хаты с сенями – флигели.

Казачий курень отличался не только квадратной формой и круглой (четырехскатной) крышей. Он имел также весьма специфическую, отличавшую его от жилища русских крестьян внутреннюю планировку. Русская печь в курене располагалась в центре основного жилого помещения, а не в углу, как в жилищах крестьян (или у большей части верховых казаков).

Со временем в курене стали выделять перегородками отдельные комнаты (стряпку, спаленку, залу ), вместо русской печи появились печи городского типа – швейцарки, голландки, печи с подтопом. Зажиточные казаки стали строить курени из привозного соснового леса, больших размеров. С конца XIX века получили распространение жилища из кирпича. Такие постройки со временем стали называться круглыми домами .

Термин курень со временем стерся из памяти жителей хутора Донского. В то же время большая часть жилых построек в хуторе сохраняет круглую (квадратную) планировку с постановкой печи в центре. Выделенные перегородками комнаты являются проходными и соединяются по кругу. Это характерно для всей зоны проживания донского казачества: имея материальные возможности строить многокомнатные дома, они все же сохраняли представления о том, что и приватная зона должна быть подконтрольна семье.

Флигели состоят из двух жилых комнат, их обычные названия – кухня и зал . В пристроенном холодном коридоре иногда выделяли кладовку. Нередко коридор пристраивался во всю длину флигеля, и тогда в плане такое жилище оказывалось почти квадратным, то есть приближенным к классическому образцу казачьего дома.

Печи, отопительные системы

Еще недавно на одном и том же подворье в хуторе Донском встречались украинские печи (кабицы ), русские печи (пекарки ) и голландки. Отапливаются в хуторе печками с духовыми шкафами – коробами. Для отопления используются уголь, дрова, баллонный газ. Раньше топливом служили камыш и кизяк. Даровое топливо – камыш – укладывали в топку кабицы одним концом 4-метровой связки, которую по мере сгорания продвигали внутрь.

Популярность обращения с камышом стала причиной небольшой корректировки формы украинской печи: топка у местных кабиц находится заметно ниже, чем у печей этого типа, бытовавших на Украине и в кубанских станицах. Кизячные плиты изготавливались из навоза, который либо просто рубился лопатой, либо формовался в специальных станках и тщательно просушивался в пирамидах на солнце. Запас сухого топлива, как и запас сена для скота, хранился в специальном помещении, защищенном от подтопления.

Казачий Дон: Пять веков воинской славы Автор неизвестен

Жилища и усадьбы донских казаков

Жилища разных народов, несмотря на большое разнообразие, сводимы к ограниченному числу типов. Жилые постройки подразделяются по признакам вертикального и горизонтального развития, планировки, соотношения и связи построек, входящих в комплекс жилища.

К постройкам донских казаков М.А. Рыблова применила систематизацию, основанную на трех признаках: формы жилища (круглой, квадратной, прямоугольной), наличия или отсутствия вспомогательных помещений и структуры (способа организации пространства основного помещения).

В соответствии с этими признаками ею выделено 10 групп построек, сводимых к квадратным, генетически восходящим к круглым (однокамерным с очагом в центре – шиш ) и прямоугольным.

При укрупнении и перегруппировке к первому виду относимы квадратные однокамерные с очагом в центре – курень, землянка ; то же с пристроенным вспомогательным помещением – курень с чуланом . Этот последний более поздний вид, преобразованный за счет перегородок (которые могли быть и капитальными) и перемещения печи, называется круглым домом .

Прямоугольные однокамерные с «диагональной» структурой получили название хата, хижка; аналогичной структуры с пристроенным вспомогательным помещением – хата или изба с чуланом . В случае, если вспомогательное помещение связано с жилым. то его называли протяжной или связевой хатой .

Прямоугольные жилища (диагональной структуры) с пристроенными помещениями преобразовывались за счет стены (пятистенок ) или перегородок (флигель ).

Различные виды жилых построек имеют у казаков свои названия: землянка, фигалёк, хлигель, фигель (флигель), куре?нь (также ку?рень ), дом, пятистенок, хата . Преимущественно в верховых донских округах распространены наименования изба, связь, протяжная/связевая хата, хижина, хижка .

Жилые деревянные дома на сваях или каменном цоколе – «подклети» (каменные низы и срубные верхи), а также целиком каменные, по сведениям историков, появляются на Дону в конце XVII–XVIII вв. Нижний этаж («амшеник») использовался для подсобных помещений. Снаружи в дом вела высокая лестница, переходящая в «галдерею» (закрытый со всех сторон балкон). Как отмечал В.Д. Сухоруков, «и архитектура, и украшения… имеют какое-то странное смешение азиатских форм с древним русским вкусом». По его же сведениям, в 20-х гг. XIX в. из 924 домов станицы Старочеркасской 100 были каменными.

В Черкасске осталось несколько каменных жилых зданий XVIII столетия. Одно из наиболее интересных – дом Жученковых. Он напоминает нам своеобразную крепость: толстые старые стены, узкие, скошенные внутрь окна нижнего этажа, защищенные коваными решетками. В доме находилась голландская печь, украшенная цветными изразцами.

«Классический» казачий курень представляет собой квадратный в плане дом на подклети (с каменным цоколем), на сваях (сравнительно редко) или «низами» и деревянными «верхами», перекрытыми четырехскатной (шатровой кровлей). По данным А.Г. Лазарева, «низы» углублены в грунт (до 1 м), а внешняя наземная их стена с двумя-четырьмя проемами достигает 1,5–2 м в высоту. Перекрывались они балками, выступающими до 1 м, чтобы можно было устроить обходную галерею или веранду.

Для возведения «верхов», как правило, использовался расщепленный пополам круглый лес – дуб, сосна, реже привозная лиственница. Внутренняя отделка выполнялась сосновыми досками, внешняя – ольховыми. Высота стен в целом составляла около 3 м. Очаг чаще располагался в центре дома, разделенного стенами «накрест». Комнаты сообщались по кругу.

По фасаду устраивались не менее трех окон и парадное крыльцо с дверью. На одном из торцевых смежных главных фасадов находилось рабочее крыльцо. Окна были как минимум на трех стенах дома.

Четырехскатная крыша делалась чаще без слуховых окон. Для освещения и проветривания чердачного пространства в карнизе устраивались световые проемы и вентиляционные отверстия. На чердаке сушили и хранили плоды, травы, рыбу и другие припасы. До середины XIX в. кровля покрывалась тростником (камышом, чаканом) или осиновым тесом. Во второй половине века – кровельным стальным листом, что было доступно зажиточным казакам.

Конструкция элементов жилищ была такова, что позволяла разбирать их и переносить на другое место, что часто использовалось казаками при перенесении станицы или хутора на новое место. В начале 50-х гг. XX в. при создании Цимлянского водохранилища значительная часть традиционных жилищ была перемещена из зоны затопления на другие места.

Карнизы, оконные проемы, крыльцо украшались пропильной резьбой. Ее выполняли плотники из средней полосы России и Украины. Элементами орнамента служили, по определению А.Г. Лазарева, лист плюща, «барашек» (комбинация зубцов и дужек), рога (горизонтально расположенная греческая акколада), «виноградная лоза», ромб, треугольник или наконечник стрелы, прямой и косой крест, стрела. На рубеже XIX–XX вв. орнаментальные ряды увенчиваются симметрично расположенными изображениями птиц, рыб (осетров). Углы дома «защищали» стилизованные солярные знаки и «громовые» стрелы.

Вариации этого основного типа жилища связаны либо с преобразованием низов в полноценный жилой этаж (двухэтажные дома с верхом и низом), либо с превращением галереи в простую веранду, опирающуюся на вертикальные стойки. Веранда в отличие от обходной галереи чаще была односторонней.

Наряду с куренем в верховьях Дона иногда строился дом связь , когда два жилых помещения (иногда с внутренними перегородками) соединяли сени и чулан. Отапливался такой дом двумя очагами. Несмотря на автономность половин, двери так же, как и в курене, связывали комнаты вкруговую. Связь известна у живущих на Дунае русских старообрядцев (липован), у крестьян на русско-украинском пограничье. Такие дома строили казаки Оренбургского войска, включая нагайбаков (крещеных татар, служивших в казачьих частях).

Казачий квадратный 2-этажный с «низами» и «верхами» дом (и четырехскатной крышей) распространен по всему Дону, но на Нижнем Дону, по нашим наблюдениям, преимущественно в районах расселения старообрядцев. Такой дом иногда возникает вследствие обживания подклети.

Типичными усадебными постройками можно считать 3-, 4-комнатный круглый дом и одно-, двухкомнатный флигель (хлигель). Пятистенок распространен среди небогатых людей. Этот вид происходит от двухкамерного жилища (комната и сени).

Обедневшие казаки ютились иногда в саманных или каркасных набивных жилищах, близких по размерам и по конструкции к крестьянским хатам. Богатые, напротив, ставили кирпичные дома, сохраняя традиционную форму и планировку куреня.

Во внутреннем убранстве дома казаки многое восприняли от горцев, татар и других народов. Стены горницы (или залы ) украшали ковры. На них развешивали оружие и конскую сбрую. На свободных участках помещали семейные портреты (в XX в. фотографии) и картины. На кроватях горкой укладывались подушки с кружевными вставками – прошвами . Из-под покрывала виден был кружевной край простыни – подзор . Если постель была в горнице, на ней не спали молодые до рождения ребенка; лишь иногда это место предлагали гостю. В одном из углов комнаты оформлялся святой угол с иконами, который должен был быть виден от входа. Под иконами ставили столик, покрытый скатертью (на него клали, как правило, лишь церковные книги). Икон было несколько; качество письма и богатство их убранства (например, наличие серебряного оклада – ризы ) определялось достатком хозяина. В горнице имелся шкаф – «постав», горка – для посуды. За стеклянными дверцами размещались самые ценные фарфоровые, стеклянные и серебряные предметы. Повседневно пользовались глиняной и металлической посудой: махотки, макитры , кувшины, чашки, миски; ножи, ложки, щипцы, кофейники, самовары. В любом доме была хотя бы одна редкая вещица, привезенная хозяином издалека (медные и серебряные сосуды, блюда, художественное стекло и пр.).

Основные типы усадеб могут быть достоверно описаны в том виде, как они существовали с середины XIX в. Казаки-дворяне Войска Донского обустраивали свои резиденции в соответствии с традициями русского поместного дворянства: строили большие дома в классическом стиле, флигели, здания для прислуги, закладывали парк с оградой и въездными воротами, выходящий к реке. Обязательным атрибутом были и домовые церкви или часовни. Примером могут служить усадьбы М.И. Платова, в частности, доступная для посещения «Мишкинская дача».

Усадьба рядового казака была, по сути, открытой, так как изгородь из плетней или невысоких «стенок», сложенных из местного камня (ракушечника, песчаника) без раствора, имела значение скорее межи, нежели защиты. В передней части размещался цветник, часть фруктового сада, сюда же выходил фасад куреня с парадным крыльцом, верандой или галереей. Хозяйственная часть с колодцем, погребом, летней кухней или печкой – грубкой , сараями располагалась позади куреня или сбоку со стороны непарадного входа; за ней, в третьей части – сад и виноградник. Скотный двор (баз ), как правило, отделялся изгородью.

По данным М.А. Рыбловой, в середине XIX – начале XX в. на Дону распространено было три основных типа усадеб: слитная – с непосредственной связью жилых и хозяйственных построек (северные округа); неслитная – с хозяйственными постройками, расположенными свободно, и жилым домом, поставленным параллельно улице (повсеместно); «двор-курень» – с таким же свободным расположением хозяйственных построек и домом в глубине двора.

Следует заметить, что традиционные жилища и усадьбы донских казаков имеют широкие аналогии в бытовой культуре славян, народов Поволжья, старожилов Сибири. Однако при внимательном рассмотрении в них выявляются конструктивные, отделочные и иные особенности, позволяющие безошибочно выделять казачьи дома и усадьбы из общего массива строений.

Основной, доминировавший в застройке тип жилища – курень (с центральным положением очага и круговым сообщением комнат) – в своем происхождении восходит к организации стоянок полукочевников, известным по описаниям и средневековым археологическим памятникам (Цимлянское городище) и архаическому типу жилищ.



Просмотров