Как рисовать углем на специальной бумаге. Рисование углем: от истоков к современности

Уголь. С большой вероятностью можно предположить, что самым первым в истории человека графическим материалом был простой уголек из костра. Им рисовали во все времена и удивительно то, что даже сейчас он не потерял своей актуальности и любви художников.

Уголь – очень красивый материал с большими графическими возможностями. Он дает большой диапазон тона, красивую бархатистость и разнообразную фактуру. Им рисуют на бумаге, картоне и холсте, сочетая с любыми другими мягкими материалами (сепией, сангиной и мелом), но чаще используют как самодостаточное средство.

Он отлично подходит для зарисовок и позволяет создавать динамичные живые рисунки. Материал красиво растирается, быстро корректируется, легко стирается резинкой и самозатачивается в процессе рисования. Им можно накладывать тонкие штрихи и создавать широкие «мазки», рисуя плоскостью. Техника угольного рисования даже породила такой странный термин как «живописный рисунок».

И всем уголь хорош, кроме одного – он очень непрочно держится на поверхности. Это самый сыпучий графический материал. Именно поэтому угольные работы очень легко размазать и невозможно хранить в незакрепленном виде.

Его мягкость имеет и плюсы. Можно не бояться сделать ошибку — материал легко сбивается с поверхности тряпочкой или щетиной кисти и таким образом рисунок можно корректировать много раз, добиваясь наилучшего результата.Именно поэтому его часто используют для нанесения рисунка на холст перед живописью.

Zhaoming Wu. Портрет углем. И.Е.Репин. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь по холсту. Zhaoming Wu. Портрет углем. Учебная постановка. Уголь. Китайская школа. Уголь. И.С. Куликов. Портрет крестьянки. Уголь, пастель.

В 15 веке в Италии получил распространение интересный способ закрепления угля, когда рисунок наносили уже на промазанную клеем поверхность бумаги, а после завершения держали работу над паром, и, таким образом фиксировали уголь.

Надо сказать, что люди изобретали множество разных способов закрепления — опускали в раствор клея, обрабатывали канифолью, растворенной в бензине, опрыскивали из пульверизатора снятым и процеженным молоком, брызгали пивом, но ни один из них не получился идеальным.

В наше время уголь закрепляют так же, как и другие мягкие графические материалы — специальным фиксативом или лаком для волос.

Существует два вида угля – натуральный и прессованный. Натуральный отличается неправильной формой и разной толщиной, всегда имеет сердцевину, так как сделан из настоящих древесных палочек. Такие палочки сильнее осыпаются, а иногда среди них попадаются неравномерно прожжённые экземпляры. Такие веточки бледно рисуют и царапают бумагу.

Если вы живете в частном доме и у вас есть печь, древесный уголь можно легко сделать самостоятельно. Когда я была маленькой, мой отец готовил себе такой уголь для рисунка под живопись. Для этого он брал очищенные от коры палочки ивы или березы диаметром 3-6 мм, вертикально упаковывал их в вертикальную жестяную банку. Затем засыпал отверстия между прутками песком и очень плотно закрывал банку, чтобы в нее не проник кислород. Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной. После ее нужно было положить в печные угли на 5-6 часов и дождаться еще несколько часов, пока банка остынет. В итоге получался классный художественный уголь.

И.Е.Репин. Портрет Романова. Уголь Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. И.Е.Репин. Портрет М.О.Левенфельд. Уголь, сангина. Н.И.Фешин. Мужчина с острова Бали. Уголь. Casey Childs. Уголь. И.Е. Репин. Портрет И.С.Остроухова. Уголь.

Прессованный стержень изобрели в 19 веке. Его изготавливают из угольной крошки, скрепляя растительным клеем. В отличии от древесного, он имеет правильную форму, равномерную структуру и дает более глубокий тон и производится от одного до четырех номеров твердости. К тому же он лучше держится на поверхности, хотя все равно требует фиксирования.

Такой уголь можно приобрести и в виде деревянных карандашей. Угольный карандаш на практике оказывается очень удобным – удобно прорисовывать мелкие детали.В России такой карандаш выпускается под названием «Ретушь» мягкости 3М (Производство Красин). В последнее время качество «Ретуши» оставляет желать лучшего. Я его покупала совсем недавно и была очень разочарована — рисует бледно и к тому же постоянно обнаруживает в составе царапающие глиняные комочки. Очень жаль, потому что еще лет 15 назад он был отличным.

Предшественником прессованного угля в 19 веке был жирный уголь – это обычный древесный, но дополнительно пропитанный растительным маслом. Я не пробовала рисовать таким материалом, говорят, что он дает более темную линию и чуть меньше осыпается, чем простой древесный.

Сейчас в продаже можно найти любой уголь, классический древесный, в виде прессованных брусков, стержней и карандашей в деревянной оправе. Для работы с углем, учитывая его сыпучесть, имеет смысл использовать бумагу или картон с шероховатой поверхностью.

Угольный карандаши.

Бумажные палочки для растушевки угля.

Угольные карандаши

Набор всех типов угля.

Набор всех типов угля.

Набор всех типов угля.

Подводя итог, замечу, что не вижу особого смысла рисовать древесным углем, когда существует прессованный. В свое время я очень намучилась с недолговечностью своих угольных рисунков, а большинство из них пришлось выбросить из-за плохой сохранности. Поэтому, когда в продаже появился прессованный уголь, для меня это было счастьем и спасением.

Но вам стоит попробовать поработать и тем и другим, чтобы составить собственное мнение.

Есть еще один замечательный карандаш, по похожий на угольный, но другой по составу — это Итальянский карандаш. Но о нем в следующей статье.

У каждого художника есть излюбленный материал: масляные краски или акварель, глина или пластилин, карандаш или сангина. Но прежде чем овладеть им в совершенстве, художник перепробует многие, чтобы выбрать тот, который будет соответствовать его характеру, творческим замыслам, душевному состоянию.

Познание новых материалов влияет на устоявшиеся методы работы. Происходит взаимообогащение разных средств изображения, яснее становятся возможности и особенности каждого из них.

Работая долго карандашом, овладеваете определенным приемом, но, попробовав рисовать другими материалами – сангиной, углем, соусом, пером, – вы и карандашом будете рисовать уже иначе.

Художнику, особенно начинающему, очень важно научиться пользоваться различными материалами, иметь представление об их свойствах, что позволит ему успешнее справиться с поставленными творческими задачами.

Сегодня мы поговорим о том, как работать углем. Этим несложным материалом издавна пользовались художники. Рассмотрим несколько примеров.

Легкие касания угля и мела к тонированной бумаге создают обаятельный образ глубоко задумавшегося молодого человека в рисунке Карраччи «Голова юноши».


Обратите внимание на свободу использования И. Репиным неограниченных возможностей угля при работе над портретом Элеоноры Дузе, выполненном на холсте. Уголь то ложится широкими густыми линиями, то тонкими трепещущими штрихами, то лепит форму едва уловимыми прозрачными полутонами.

В портрете Н. Забелы-Врубель «После концерта» М. Врубель, применив уголь в сочетании с пастелью, достигает эффекта живописного богатства.

Перерастает границы подготовительного рисунка картон В. Шварца «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Это вполне самостоятельное произведение, которое отвечает всем задачам исторической картины. Глубокая тональная разработка, тонкая моделировка деталей усиливает драматизм происходящего.

Иногда уголь используется не только как рисунок под живопись, но в сочетании с другими материалами выступает одним из компонентов произведения. Пятна цветной темперы в портрете балерины Иды Рубинштейн В. Серова дополняют пластическую характеристику образа, мастерски построенного на рисовальных возможностях угля. Здесь выразительные средства и используемый материал в наибольшей мере определяются характером и профессией модели. Уголь органично входит в ткань живописного произведения.

Приведенные примеры показывают, какими большими пластическими возможностями обладает уголь, красивый живописный материал с богатством оттенков, с глубоким бархатистым тоном.


Он изготавливается из тонких древесных веток или обструганных палочек березы, ореха, ивы, подвергнутых обжигу, а также прессуется из угольного порошка, смешанного с растительным клеем. Первый называется углем рисовальным, второй – прессованным. Мы с вами будем говорить о рисовальном, так как он больше подходит для учебных работ (при красоте, насыщенности и глубине фона прессованный имеет недостаток – плохо стирается). Рисовальный же уголь стирается легко, почти без следа, что очень важно для начинающего, которому часто приходится исправлять ошибки на листе.

Незаменим уголь в выполнении больших рисунков и картонов (подготовительных к картинам, фрескам). Им быстро закрывают большие плоскости, рисуя всей поверхностью палочки. Заточив ее как карандаш или наискось – лопаточкой, можно проводить линию от тончайшей до очень широкой.

Углем рисуют на разных основах – бумаге, картоне, холсте, оргалите и других материалах. Его применяют также в сочетании с пастелью, сангиной, ретушью, мелом, акварелью, соусом.

Для работы нужно иметь мягкую тряпку, резинку, растушку, фиксатив для закрепления изображения.

Бумагу лучше брать рыхлую или зернистую. Рисуют и на гладком чертежном ватмане, но его, предварительно натянув на планшет, необходимо либо проклеить жидким раствором столярного или казеинового клея, либо загрунтовать смесью мела и клея с добавлением пигмента для тона, либо протереть осторожно мелкой наждачной бумагой или жесткой резинкой. Бумагу для рисования можно тонировать. Света при этом намечают мелом или пастелью необходимого тона. Это делается также резинкой без применения других материалов, если вы пользовались стирающимися материалами, такими, как соус. Тонировать нужно в соответствии с характером изображаемого предмета, но не стоит слишком затемнять лист.


Следует умело выбирать уголь. Пусть он будет различным по величине и форме. Недожженный может порвать бумагу – он очень жесткий, пережженный крошится под рукой, быстро ломается, и его нельзя заточить. Постоянно рисуя, вы легко научитесь выбирать уголь нужного качества.

Перед началом работы заточите 10–15 угольков, чтобы во время занятий не отвлекаться.

Если у вас нет возможности купить готовый материал, его можно приготовить самому в домашних условиях двумя способами: пучок прутьев или наколотых палочек обмазать глиной и положить в печь на горящие угли, или, поместив их в пустую консервную банку с крышкой, засыпать песком таким образом, чтобы будущие угольки не касались стенок и дна банки. Через некоторое время вы получите угольки различной формы и величины.

Резинкой надо пользоваться в крайних случаях и желательно в конце рисования, так как она нарушает структуру бумаги и уголь ложится неровно. Тряпкой можно стирать, но лучше стряхивать угольную пыль с листа. Пользуясь тряпкой, вы слегка тонируете бумагу, после чего резинкой, пастелью или мелом можно «вынимать» освещенные места и уплотнять в глубинах, лепить форму.

При работе углем применяют и растушку, которая представляет собой туго скрученный валик из бумаги, кожи, замши с заостренным концом.


Н. Фешин. «Портрет стрика». Уголь. 2 четверть XX в.

Чтобы готовый рисунок не осыпался, его фиксируют. Впервые этот способ закрепления применили в Италии: изображения на проклеенной бумаге обрабатывали водяным паром. Закреплять можно жидким клеем, молоком, лимонадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удобен в работе, но технология его достаточно не исследована. Фиксировать необходимо осторожно, в несколько приемов с расстояния одного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен находиться в горизонтальном положении, не попадали крупные капли. При длительном рисовании фиксируют в процессе работы несколько раз.

Уголь позволяет быстро, не останавливаясь вначале на мелких деталях, выявлять в работе большие тональные отношения и светотеневые контрасты. Такие, например, свойства угля, как подвижность и пластичность, приближают его к масляным краскам. Это очень важно, так как рисунок большей частью должен соответствовать материалу, в котором будет выполняться картина, роспись или скульптура.

Очень трудно представить себе «Боярыню Морозову» В. Сурикова, написанную темперой, «Иду Рубинштейн» В. Серова – маслом по-коровински, а двухметровый картон В. Шварца – нарисованный карандашом.

Значит, каждую конкретную задачу художник может успешно решить, используя в работе уголь как самостоятельное средство или в сочетании с другими материалами.

Пробуйте, ребята, при рисовании разные материалы, исследуйте их свойства, приучайтесь работать ими. И вы наверняка убедитесь в замечательных преимуществах простого, очень красивого, живописного материала – угля.

Рисование углем относится к древнейшим техникам изображения композиции и фиксации важных событий. Древние люди использовали обожженные веточки деревьев, чтобы запечатлеть на каменных сводах своих жилищ сцены из жизни. И в настоящее время не утратил своей актуальности уголь в качестве средства рисования.

Виды угля

Как рисовать углем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с тем, каким углем можно создавать художественные образы. Этот материал в качестве графического инструмента представляет собой обожженную палочку либо угольный карандаш. Палочка изготавливается путем герметичного обжига виноградных, ивовых или буковых веточек в специальной печи. Этот инструмент подобен обычному карандашу, но внутри у него угольный грифель, который имеет разные степени твердости (от твердого к мягкому).

Существует также прессованный уголь. Он производится из остатков после процесса переработки каменного угля. Получаемая при этом угольная крошка подвергается прессованию и смешивается с клеем, имеющим растительную основу. Создаваемые таким способом угольные палочки отличаются от тех, которые делают путем обжига тем, что они более плотные. Рисунок таким инструментом получается более точным, меньше подвержен осыпанию. Основой для рисования всеми видами угля служит специальная бумага, которая имеет шероховатую поверхность. Можно также использовать акварельные листы, даже простую упаковочную бумагу. Гладкая бумага не подходит, так как угольная крошка будет активно осыпаться. В результате рисунок станет блеклым и невыразительным.

Как рисовать углем поэтапно?

Для начала следует отметить, что рисование углем требует дополнительных предметов. К ним относятся клячка и фиксатор. Клячкой называют специальный ластик, которым лишний уголь удаляется с листа. Вместо клячки можно использовать обычный хлебный мякиш или мягкую тряпочку. Фиксатор - это специальный спрей для закрепления рисунка. Для этих целей можно использовать обычный лак для волос сильной фиксации.

Таким образом, первым этапом является подготовка инструментов: специальная бумага, угольные палочки, прессованный уголь, клячка и фиксатор.

Процесс рисования

Как рисовать углем? Для начинающих следует отметить еще один важный нюанс. Это правило левой руки. Оно гласит, что при рисовании углем очень легко оставить на бумаге лишние отпечатки и темные пятна, поэтому левая рука (та, которой художник не работает) должна всегда оставаться чистой, чтобы ненароком не испортить композицию.

Как рисовать углем? Создавать композицию следует, как и обычным карандашом. От целого к частному, а от частного к целому. Уголь удобен тем, что при различной степени нажатия есть возможность сделать интересные полутона и переходы. Существуют две основные техники такого процесса.

Техники рисования углем

Первая очень подходит для знакомства с углем детей. Она заключается в том, что угольной палочкой заштриховывается полностью лист бумаги. Далее клячкой делается рисунок. После этого основные элементы выделяются угольным карандашом или угольной палочкой. Ярким примером такой техники является картина, изображающая морозные узоры на темном окне или рисование зимнего пейзажа на фоне ночного неба.

Суть этой техники очень проста. Рабочую плоскость следует тщательно заштриховать угольной палочкой. После этого растереть мягкой тряпочкой угольную пыль. В результате получится однотонный темный фон. Далее клячкой можно выводить силуэты заснеженных деревьев, звезд, снежинок. Если клячки нет, то можно использовать обычный ластик. Таким же образом можно изобразить морозное окно, ночную реку с лунной дорожной, горный пейзаж и многое другое.

При желании, помимо угля, в рисовании зимних пейзажей можно использовать обычный белый мел, которым проставляют блики и делают акценты. Совмещение мела и угля придает особую контрастность рисунку, позволяют выделить композиционный центр. Когда мы рисуем углем с детьми, следует помнить о том, что данный рабочий инструмент имеет свойство оставлять следы не только на рабочей поверхности, но и на руках и одежде. Поэтому творить лучше в специальном фартуке и нарукавниках.

Техника рисунка линиями

При выполнении работ в этой технике уголь используется сначала как карандаш, а после им же выполняется растушевка. Рисунок наносится обычным способом. Здесь лучше комбинировать использование угольных палочек, угольного карандаша и прессованного угля. Рисунок следует начинать с центра композиции, чтобы поверхность листа покрывалась постепенно и желательно в один слой. Это необходимо, чтобы избежать ненужных пятен. Тени и полутени можно выполнить в технике растушевки. Глубины тона легче достичь, используя угольные палочки. Прорисовка деталей и нюансов лучше удается при использовании прессованного угля. Фактуру изображаемого предмета желательно выполнять угольным карандашом. В этой технике можно рисовать как углем, так и мелом, который идеально подходит для создания ярких бликов.

Древесный уголь является одним из самых основных инструментов для рисования. Как и у карандаша, у него есть свой набор преимуществ и недостатков. Чтобы получить максимальную отдачу от материала, вы можете узнать о нескольких основных техниках рисования углем для начинающих, чтобы начать рисовать эскиз с уверенностью.

Как правило, древесный уголь отлично подходит для эскизов. Он поставляется со множеством степеней твердости, которые позволяют вам быстро перемещать вашу руку по бумаге, легко смешивать и переносить мелкие детали, когда это необходимо.

Распространенные техники рисования углем и инструменты

Во-первых, вам нужно несколько видов угля. Древесный уголь имеет две различные формы: древесный и прессованный. Важно знать разницу между ними.

Слева направо: древесный уголь, прессованный черный уголь и прессованный белый уголь

Древесный уголь

Древесный уголь — это мягкая палочка, очень светлая. Он практически ничего не весит и легко перемещается по бумаге. Из-за того, что он светлый, у вас не получится темный черный цвет. Вместо этого вы захотите использовать древесный уголь для рисования и для смешивания.

Прессованный уголь

Прессованный древесный уголь больше похож на карандаш — на самом деле он часто и производится в форме карандаша! Здесь уголь упаковывается очень плотно. Трудно смешивать и трудно стирать. Сжатый древесный уголь лучше всего подходит для тонких деталей и когда вам нужна жирная тень.
Вы также можете найти белый прессованный уголь, который хорошо подходит для бликов и акцентов.

Клячка — ластик для угля



Этот ластик сильно напоминает пластилин — вы можете сформировать его своими пальцами и использовать его в редуктивных рисунках. Чтобы очистить ластик, просто помните его в руках. Вы снова почувствуете себя ребенком!

5 древесных углей, которые вы должны знать

Имея древесный уголь, прессованный уголь и клячку своем арсенале, вы можете начать пробовать три простых метода рисования древесным углем. Затем вы можете объединить их в более интересные композиции. Экспериментируйте на шероховатой бумаге.

Смешивание древесного угля



Древесный уголь отлично подходит как основа для вашего рисунка; вы можете покрыть свою композицию древесным углем и растереть его в бумагу пальцами. Затем вы можете наложить еще древесного угля сверху или растереть его снова.

Рисунок линиями прессованным углем



Прессованный уголь лучше всего оставлять для тонких линий, сложных деталей и достижения жирного черного. Поскольку древесный уголь очень плотный, он не перемещается так же легко, как древесный уголь. Хотя вы можете набросать рисунок и им, но прессованный уголь не идеален для быстрых рисунков, где ваша рука должна двигаться с молниеносной скоростью. Скорее, он лучше всего подходит для работ, где вы прорисовываете линии, тем более, что прессованный уголь трудно стереть.

Рисование клячкой


Вы когда-нибудь пытались рисовать Клячка для рисования идеально подходит! Сначала создайте базовый слой древесным углем, затем используйте кляку, чтобы удалить часть угля, создав изображение с контрастирующими линиями.
Этот инструмент не будет удалять линии так же чисто, как обычный ластик, но он может забрать лишний уголь. Мне нравится вставлять его в наконечник и использовать как стирающий карандаш.

Слои прессованным и древесным углем



Начните с рисования с древесным углем в качестве вашей базы. Разотрите его пальцем. Затем нарисуйте более точные детали с помощью прессованного угля. Для особого акцента используйте белый прессованный уголь.

Комбинирование всех методов в одну композицию

Здесь уголь показывает все свои возможности. Когда вы комбинируете древесный, прессованный уголь и клячку для рисования, вы лучше чувствуете свою картину. Вы можете добиться этого несколькими способами, но начните со смешивания древесного угля на вашей бумаге. Затем, используя клячку, нарисуйте изображение, сняв слой угля. Закончите композицию прессованный углем, добавив тонкие детализирующие линию и блики.

Н еизвестно, когда человек впервые применил угольный материал для рисования. Но уголь, вынутый из потухшего костра, стал одним из первых художественных материалов. Техника имеет многовековую историю, но не теряет актуальность и у современных художников.

Рисование углем - нередко первое, чему учат в художественной школе или на курсах. Первые угольные наброски запоминаются надолго. Вы поймете технику тонирования, общие принципы рисунка и эскиза. При работе с этим мягким материалом ученик учится не отвлекаться на второстепенные детали, а воспринимать рисунок как единое целое.



История техники

Первые упоминания о технике появились в XV веке. Тогда же научились фиксировать материал на листе. В то время художники использовали древесный уголь. Прессованный вид изобрели в XIX столетии. Уже тогда заметили, что он более черный и жирный. А значит, более плотно ложится на бумагу.

С этого момента многие выдающиеся художники стали прессовать уголь, чтобы использовать его для будущих эскизов. Хоть техника фрагментарна, мастера научились создавать шикарные произведения искусства.




Виды угля

  • древесный - виноградный или ивовый уголь разных диаметров и размера;
  • прессованный - искусственный материал, изготовленный из порошка.

В прессованный уголек добавляют растительный клей, что помогает ему дольше держаться на бумаге.

Какие инструменты понадобятся

Уголек + бумага. Разве нужно что-то помимо этого? Да. Необходимы еще инструменты и материалы, чтобы уголь не крошился. А значит, продержится в разы дольше. Наши преподаватели учат работать с такими материалами.

Что может пригодиться:

  • шероховатая бумага или специальная бумага. Гладкая поверхность не подойдет - угольная крошка будет крошиться;
  • средства для удаления - обычный ластик или тряпочка;
  • фиксаторы - специальные средства, закрепляющие материал на поверхности бумаги под тонким пленочным слоем.

Какие бывают техники

На первых уроках вы освоите карандашный рисунок, а только потом приступите к работе с углем. Хоть угольная графика осваивается быстрее, она требует определенной сноровки. Разная степень нажима, прорисовка отдельных деталей или растушевка - все это требует навыков и четких действий.

Вот основные техники:

  • растирание - распределяется по бумаге с помощью пальца или других приспособлений;
  • перекрестная штриховка - рисование в различных направлениях;
  • мягкая растушевка - распределение цвета без помощи пальцев или торшона.
  • Подробности о техниках расскажут преподаватели наших курсов. Расскажут, покажут, научат!




Как рисовать

Почему важно делать эскиз? Зачем компоновать натюрморт? Как можно использовать хлебный мякиш при рисовании? Вряд ли даже у взрослого человека получится разобраться в таких вопросах самостоятельно. Зачем, если есть специалисты?

Чтобы решить, нужны ли вам курсы рисования для начинающих, важно знать процесс хотя бы примерно:

  1. Перед тем, как нарисовать картину, художник обычно делает эскиз и компонует его. Это нужно для понимания пропорций предмета, его расположения на листе.
  2. После того, как эскиз готов, общие очертания переносятся на бумагу. Сначала - очертания, затем - закрашивание темных частей, а после - нанесение светлых тонов пастелью.
  3. Когда очертания четко видны, художник прорисовывает отдельные детали, предметы, участки, фон.
  4. В конце важно закрепить рисунок лаком или другим фиксатором, иначе он может осыпаться.


Просмотров