Аргументы из медного всадника на тему мечта. Социально-философские проблемы поэмы Пушкина «Медный всадник

В 1833-ьем году написал поэму “Медный всадник”. Главными героями этого произведения стали молодой человек по имени Евгений и медный памятник всаднику. Поэт пишет в поэме об этом памятнике, как о живом, олицетворяя его образ. Медный Всадник имеет свои мысли и чувства. В поэме “Медный всадник” Пушкин при помощи памятника символизировал образ Петра Первого, который в своё время построил славный город Петербург. Пётр Первый уделял очень много внимания просвещению и образованию в России, он прорубил окно в Европу.

Первая часть поэмы

Пушкина “Медный всадник” начинается с описания Петербурга. Над городом властвует осень. В этом городе, осыпанном пожелтевшей листвой, проживает нищий, но трудолюбивый молодой человек по имени Евгений. Однажды, погожим осенним деньком главный герой произведения отправляется домой. По пути он думает о своей любимой девушке – Параше. Евгений и Параша не виделись несколько дней, молодой человек тоскует и скучает по своей любимой.

Когда ночью, придя домой, он ложится спать, начинается наводнение. Весь город охвачен паникой. Главный герой поэмы “Медный всадник” спасается чудом, забравшись на памятник льву.

Он очень обеспокоен судьбой своей любимой девушки Параши, которая в эти минуты находится в большой опасности.

Во второй части поэмы Пушкина “Медный всадник”, автор рассказывает о последствиях этого ужасного наводнения. Евгений мчится к дому своей возлюбленной, и перед его глазами встаёт страшная картина – весь дом разрушен, Параши нигде нет. Он впадает в сильнейшее отчаяние, им овладевает истерика, и Евгений заводится в диком хохоте. Уйдя оттуда, главный герой встречает на своём пути памятник Медный всадник. Ему начинает казаться, что этот памятник бежит за ним. В скором времени Евгений умирает.

Мне очень понравилась поэма “Медный всадник” Александра Сергеевича Пушкина.

Глоссарий:

    • сочинение медный всадник
    • сочинение по медному всаднику
    • сочинение на тему медный всадник
    • сочинение по поэме Медный всадник
    • медный всадник сочинение

Другие работы по этой теме:

  1. Одной из важнейших тем, поднимаемых в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”, является проблема маленького человека. Автор раскрывает ее на примере трагической судьбы своего молодого...
  2. Евгений Евгений – главный герой поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”, мелкий петербургский чиновник, бедный столичный гражданин. В поэму не упоминаются ни фамилия, ни возраст,...
  3. 1. Роль исторического лица в художественном пространстве. 2. Контрастная картина жизни города и человека. 3. Монументальность и величественность кумира. Надобно найти смысл и в бессмыслице:...
  4. Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” – художественный итог размышлений поэта о личности Петра I, о “петербургском” периоде русской истории. По мысли Пушкина, максимальные возможности...

Тема разнообразия жизненных целей и избранных для их достижения средств затрагивается в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". При первом знакомстве с главным героем, бедным чиновником Евгением, описываются его обыденные цели и мечтания. Поэт акцентирует внимание на заурядности представленного персонажа, показывая его стремления к простому счастью: к семье, детям, безбедному существованию. А. С. Пушкин отмечает и избранный Евгением путь к воплощению своей прозаичной мечты: герой без тревоги о возможных сложностях выбирает честный труд, работу скромным чиновником, желая преодолеть бедность и обеспечить благополучие своей семьи.

Помимо обыденных взглядов Евгения, в поэме "Медный всадник" представлены цели и другого главного героя - Петра I. Автор описывает высокие замыслы царя, продиктованные в первую очередь государственными интересами: Петр I решает возвести величественный северный город, стремясь "в Европу прорубить окно", укрепить военное и международное положение государства. Поэт заостряет внимание на монументальности и высоте поставленных Петром целей, прославляя царя и построенный им выдающийся город на Неве. А. С. Пушкин подчеркивает, что Петр I был готов использовать любые средства для достижения своей цели, не боялся человеческих жертв и необходимости покорить природную стихию.

Кроме того, в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" раскрывается идея о влиянии поставленной цели на человеческую личность. Автор рассказывает историю главного героя, бедного чиновника Евгения, потерявшего свою жизненную цель и единственный возможный к ней путь во время наводнения, бунта Невы. А. С. Пушкин при первом знакомстве с Евгением обозначает его обычное стремление к простому счастью: к семье, детям, безбедному существованию. Однако герою не суждено добиться этого обыденного семейного спокойствия, так как взбунтовавшаяся природная стихия разрушает город, забирает жизнь любимой девушки Евгения. Поэт выразительно описывает, как отчаявшийся и потерявший свою жизненную цель герой сходит с ума, покидает свой дом, бездумно бродит по городу. Таким образом, автор утверждает, что внезапная потеря поставленной цели, разрушение жизненных ориентиров могут очень негативно повлиять на личность человека, довести его до безумия.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что люди могут ставить различные жизненные цели и выбирать разнообразные способы их достижения, что зачастую зависит от их уровня ответственности, общественного и социального положения, мировоззрения.

Памятник царю-самодержцу воспринимается главным героем как олицетворение бездушной государственности. Петр мыслил глобально, вводил новые реформы, но его мало заботили интересы простого люда. Царь приказал построить город там, где природа была враждебна для человека. Город Петербург воздвигся на берегах реки. Поэтому, несмотря на его красоту, частые наводнения разрушили судьбы многих простых людей. Среди них находится и главный герой поэмы – . Он абсолютно обычен, его стремления – стремления простого человека – создать и прокормить семью, родить с будущей женою деток. Герой работает маленьким чиновником, и не в силах сопротивляться власть имущим. Он замечает социальную несправедливость и где-то в глубине души противится ей. Евгений не понимает, почему одним даны несметные богатства незаслуженно, а другие все время трудятся и получают гроши. Но на активные действия герой все-таки не способен.

Перед нами типичный образ «маленького человека» в художественной литературе. И, возможно, он бы и прожил спокойно свою тихую жизнь, если бы не случившаяся трагедия – наводнение.

В предисловие поэмы автор утверждает, что наводнение имело место в истории, что подтверждается в журналах того времени. Воды Невы, словно ополчившись против человека, поднялись и затопили практически весь город. Погубили они и возлюбленную Евгения. Ее с матерью домик не уцелел в стихийном бедствии. Вместе с ними словно погибла душа главного героя. Он не имел больше даже обычных целей в жизни. Виновником трагедии бедняга считал царя Петра, который, по его мнению, специально построил город на реке. Поэтому каждый раз, проходя мимо Медного всадника, он грозил ему.

Такой протест подобен скорее бреду, да и тот вскоре прекратился. Бедному Евгению стало вдруг казаться, что памятник царю ожил и преследует его улицами города. В результате он стал его бояться и проходил мимо него, опуская глаза.

Таким образом, социальная проблема поэмы в страхе простого народа, его бессилии перед властью.

Вступление к поэме повествует о Петре как о Великом государе, прославившемся своими деяниями во благо страны. Александр Пушкин не умаляет его достоинств, даже восхищается его силой и талантом. Ведь именно этот царь способствовал процветанию России. На диких и бедных берегах Невы он построил город Петербург, который и сегодня славится своей красотой. Царь видел в нем символ новой могущественной державы, но не хотел видеть, что город на воде таит в себе угрозу.

Современный Пушкину Петербург - это город больших контрастов. Резкая граница между богатой элитой и обычными людьми была очевидна. Богатые жили, не зная бед, тогда как «маленькие люди» обречены были жить и страдать.

Довольно символичным есть часто повторяющееся определение Евгения – бедный. Такой эпитет дает читателю понять, что автор к герою неравнодушен, жалеет его.

Автор в поэме философски подошел к проблеме государства и обычного человека, он видел, что конфликт между ними всегда был и будет. Эту же проблему развивали и другие известные писатели, будучи во многом солидарны с Пушкиным.

1. Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII-XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы.

2. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе , который был рекомендован императрице Екатерине Великой философом Дени Дидро . Однако над созданием «Медного всадника» работал целый коллектив авторов: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари Анн Колло , змею создавал русский скульптор Федор Гордеев , отливкой статуи занимался литейный мастер Федор Гордеев .

3. «Медный всадник» сегодня немыслим без своего величественного основания — Гром-камня. В свое время за сообщение о нем казенный крестьянин Семен Вишняков получил премию в размере 100 рублей — очень крупная сумма для России XVIII века. В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для перевозки гигантского мегалита в Петербург архитектор Юрий Фельтен разработал уникальную машину, которая позволила успешно решить необычную задачу.

4. Этьен Фальконе до «Медного всадника» не занимался лично отливкой памятника из бронзы. Приглашенный французский мастер литья, однако, оказался не в состоянии выполнить требования скульптора. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. В 1778 году он покинул Россию, так и не доведя проект до конца. Завершать строительство памятника пришлось Юрию Фельтену. Самого же Фальконе даже не пригласили на открытие памятника.

5. «Медный всадник» — классический пример русской неторопливости при строительстве чего-либо. От разработки первых эскизов до открытия памятника прошло 16 лет. Императрица Екатерина II, выдвинув идею памятника Петру Великому, смогла получить желаемое лишь к 20-летию своего царствования. Зато появилась возможность приурочить открытие памятника к 100-летию восшествия Петра I на престол.

6. Первые полвека своего существования монумент Петру Великому в Петербурге не имел какого-то особого названия. Все изменила поэма Александра Пушкина «Медный всадник», написанная в 1833 году, и опубликованная впервые в 1837 году. Название оказалось чрезвычайно удачным, и теперь конную статую Петра Великого иначе и не называют.

7. За свою историю «Медный всадник» пережил несколько реставраций. Во время первой из них, в 1909 году, был вскрыт люк в крупе коня, после чего было удалено 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Во время масштабной реставрации 1976 года, к которой были привлечены лучшие советские специалисты, большинство трещин, угрожавших памятнику, были заделаны.

8. Согласно легенде, Петербург не падет и не будет разрушен, пока «Медный всадник» занимает свое место. Во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны монумент Петру I был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. Сам памятник избежал попаданий гитлеровских бомб и снарядов, а город не был взят немцами.

Сегодня в статье мы поговорим о проблематике «Медного всадника». Рассмотрим главных героев, проанализируем сюжетные линии, а также попробуем разобраться в основной задумке автора.

История создания

Начнем с того, что это история была написана осенью 1833 года. Александр Пушкин планировал получить большие деньги за три своих произведения, которые хотел издать в известном журнале «Библиотека для чтения». Именно поэтому зимой 1833 года он отправил свою историю Николаю II. Царь сделал несколько пометок, но автор не хотел принимать их во внимание, но и печатать без разрешения свыше тоже боялся. Дело в том, что царь вычеркнул некоторые слова, называющие памятник Петру «истуканом» и «кумиром».

Правки и печать

Наверное, такая строгость было связана с тем, что в это время как раз заканчивались основные работы по открытию Еще летом 1832 года на Дворцовой площади уже была огромная скала, которую доставили специально из Финляндии. Летом 1834 года произошло открытие памятника императору - самого высокого сооружения в мире. Это событие имело не только культурное, но и идеологическое значение. Для Пушкина новый памятник был всего лишь еще одним монументом, он не хотел этого скрывать. Кстати, через время Александровская колонна стала многими осмеиваться.

Литературное элита по-прежнему считала, что символом города является памятник Петру. Пушкин, не желая вносить изменения, в 1834 году опубликовал вступление к «Медному всаднику». Однако это коротенькая публикация не вызвала никакого интереса у публики, но зато быстро пошли слухи о том, что есть некая неопубликованная поэма о Петербурге. Летом 1836 года автора решает опубликовать «Медного всадника» и делает необходимые исправления. Точно неизвестно, почему до этого он отказывался делать какие-то поправки, а в 1836 году неожиданно на это согласился. Однако эта поэма была напечатана в 1837 году, то есть только после смерти Пушкина.

Проблематика «Медного всадника»

Теперь поговорим об основной теме нашей статьи. Проблематику «Медного всадника» очень подробно рассматривал Белинский, который предложил наиболее распространенную и понятную версию. Он сказал, что история рассказывает о столкновении исторического момента с судьбой отдельного человека. Мы видим, что Петр делает значимое дело, но при этом от этого страдают абсолютно невинные люди. Через некоторое время появились другие версии, о которых мы тоже поговорим ниже.

Более подробно рассматривая проблематику «Медного всадника», заметим, что Александр Сергеевич хорошо знал том, что памятник Петра не был медным. Некоторые части были бронзовые и железные. Именно поэтому своего всадника автор называет медным, таким образом обращая внимание не только на его физические характеристики, но и на саму суть.

Протокол о ремонте памятника

Заметим, что в начале прошлого века всё больше людей стали задумываться не о фактическом, а о символическом содержание произведений Пушкина. Уже в 1909 году произошло яркое событие, которое вызвало новую волну интереса к символизму в творениях поэта. Комиссией по ремонту памятников был опубликован протокол, в котором было заявлено, что на задних ногах лошади находился большой кованый каркас, благодаря которому вода не могла проникать ниже и оставалась в брюхе. Всего было потрачено 125 вёдер воды. Эти, вроде бы, обычные сведения вызывали огромное количество различных толкований. Считалось, что Петр овладел дикой стихией, а теперь вода мстит ему и мистически проникает внутрь памятника. Это свидетельствовало о том, что на самом деле борьба ещё не закончена.

Также была версия, что поэма Пушкина имеет сильный подтекст в том плане, что рассказывает на самом деле o двух всадниках - медном и бледном. Последний олицетворял именно воду. Еще одна трактовка, которая встречается довольно часто, касается того, что А. Пушкин хотел показать слабый, но гордый бунт человека в его одиночестве против действенных сил истории.

Неоднозначность

Таким образом, мы понимаем, что проблематика «Медного всадника» Пушкина может быть рассмотрена с совершенно разных сторон. Каждый человек по-своему трактует эту историю и находит в ней какие-то особенности. Однако наверняка сказать, что же хотел донести автор, очень трудно. Возможно, его мнение является квинтэссенцией всех существующих версий. Это еще раз доказывает, что проблематика поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина очень многоплановая и неоднозначная. Напомним, что автор написал эту историю в довольно непростые времена, когда за вольнодумие можно было заплатить жизнью. Именно поэтому он использует иносказательность и образность.

Тема

Тематику и проблематику «Медного всадника» мы частично рассмотрели, но сделать это в полном объёме без рассмотрения героев и подтекста произведения практически невозможно, именно поэтому мы немного поговорим о теме произведения. Итак, автор предлагает две основные темы. Первая - это Петербург, который Пушкин представляет мистическим городом, наполненным безумцами.

Вторая тема, которую рассматривает автор, - это Петр. В его лице он соединяет судьбу всех граждан и самой России после петровских реформ, а также рассматривает последствия европеизации. Герой поэмы является обычным маленьким человеком, от которого мало что зависит. Заметим, что появление именно такого героя было очень кстати, так как к моменту создания произведения Пушкина в русской литературе как раз пришло то время, когда было необходимо рассказывать об обычном и современном человеке: сверхчеловек и экзотика отошли на второй план. Описывая Евгения, Пушкин говорит, что он является самым обычным человеком, который, как и все, много думает о деньгах и ходит во фраке. Ведёт себя просто и нестрого, у него мало средств и друзей.

Поэтика

Чтобы лучше понять историко-философскую проблематику поэмы «Медный всадник», поговорим немного о поэтике. Известно, что сам автор определил жанр своего произведения как "петербургскую повесть". В таком случае можно говорить о том, что «Медным всадником» начался новый и очень популярный жанр, который позже был представлен рядом произведений Фёдора Достоевского.

Что касается жанра, то «Медный всадник» более всего тяготеет к маленьким трагедиям, в которых рассказывается о бунте одного человека против всей истории. Также не стоит забывать о том, что в поэме присутствует символическая образность и фантастика. Последняя проявляется в том, что многие события - это просто плод воображения Евгения. Но при не бессмысленный бред, а некий подтекст. Символичность проявляется, когда мы узнаём о том, что памятник наполнила вода. Конечно, автор имеет в виду на самом деле не это, а то, что разбушевалась некая стихия.

Структурный анализ

Проблематика произведения «Медный всадник» очень многослойная, в чём мы уже убедились сами. Мы видим, как царь принимает серьёзное решение, которое отразится на всей последующей истории. Такому возвеличению фигуры царя противопоставляется дикая безжалостная природа. При этом образ царя рассматривается на очень безрадостном фоне. Он видит огромную раскинувшейся реку, которую окружают леса. Несмотря на то что он смотрит на происходящее у него под носом, правитель зрит в будущее. Он понимает, что стране необходимо утвердиться на берегах Балтики, чтобы в дальнейшем процветать.

Противоречия автора

Рассматривая проблематику поэмы «Медный всадник», нельзя не затронуть отношения самого Пушкина к своему творению. В книге он очень восторженно отзывается о новом творении Петра и буквально признается ему в любви, говоря, что благодаря его действиям померкла даже Москва. Но при этом мы видим, что автор всё-таки относится к нему двояко. Это видно и по другим произведениям. Сначала он признаёт царя как высший образец государственной власти, а после говорит о жестокости и тирании правителя. Такое противоречие в мировоззрении Пушкина сохранилось и во время его написания поэмы «Медный всадник».

Чтобы цензура одобрила это произведение, автору пришлось прибегнуть к символизму. Однако при внимательном прочтении можно заметить, что, даже когда Пушкин восхваляет Петра, в его голосе слышна некая тревога.

Образы

Мы уже рассмотрели проблематику и героев поэмы «Медный всадник», но остановимся подробнее на отдельных образах. Сначала заметим, насколько сильно меняется изображение города. В начале поэмы мы наблюдаем оживленный и радостный город, но уже ближе к концу он становится темным и разрушительным, так как его поглощает стихия, неподвластная человеку. Автор рассказывает, что вода сносит всё на своём пути, смывая следы прошлого. Однако что имел в виду Пушкин? Неукротимая стихия для него являлась символом народного бунта, но при этом он делал акцент на том, что бунт хоть и был беспощадным, но особого смысла не имел. В результате стихии погибает много людей, а за что?

Обезличенность

Рассматривая героев и проблематику «Медного всадника», можно заметить, что здесь нет ни фамилий, ни возраста, ни упоминаний о внешности, чертах характера или прошлом. Всё, что мы знаем о Евгении, - это то, что он является обычным заурядным человеком. Автор отказывается сообщать какие-то индивидуальные черты.

Несмотря на это, в критической ситуации Евгению удаётся очнуться от сна и перестать быть мелким ничтожным человеком, разрушительная стихия буквально сводит его с ума, и он не выдерживает вопросов, которые всё с большей силой появляются в его голове. В итоге он, растрепанный и безразличный, бродит по городу, пытаясь найти ответы на свои вопросы. Наконец он понимает для себя истину, и его гнев обрушивается на «истукана».

Подводя итоги статьи о проблематике «Медного всадника», стоит заметить, что это героическая история рассказывает о созидании Петра I и трагедии обычного чиновника, который стал жертвой исторической колесницы.

Отметим, что в этой поэме очень четко проявляется дуализм. Во-первых, есть два Петра (застывшее изваяние и живой правитель), два Евгения (заблудший мелкий чиновник и озарённый человек), две Невы (главное украшение города и огромная угроза жизни), два Петербурга (прекрасный город и угрюмое место, полное бедноты и убийц).

Собственно, в этом и заключается основная философская мысль, которую хотел передать читателям Пушкин: всё в мире двойственно, и ничего не постоянно. Это замечательное произведение, с которым стоит познакомиться всем, кто хочет не только узнать творчество А. С. Пушкина, но и понять символизм его произведений. Это действительно автор, который мог благодаря образам передать свои истинные мысли и глубокие идеи.



Просмотров