Егэ русский язык. банк аргументов

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему « из литературы».

Будут использованы следующие аргументы:
– А. П. Чехов, «Слезы крокодила»
– Д. Лондон, «Мартин Иден»

Люди с древних времен склонны скрывать свои истинные эмоции и сокровенные мысли. Существуют сферы, в которых искренность вовсе нежелательна, такие как политика или азартные игры. Задумавшись, можно признать: каждый взрослый человек порой должен прибегать к фальши, не всякую её степень необходимо упорно осуждать. Например, встретив неприятного нам человека, мы улыбаемся и здороваемся с ним, поддерживаем беседу, то есть ведём себя поддельно. Но если покажем настоящее отношение к собеседнику, нас можно будет обвинить в грубости, ведь он настроен к нам дружелюбно.

Главная задача каждого из нас – чувствовать разницу между вынужденной вежливостью и откровенной лживостью. Проявлений последней необходимо избегать: она отравляет душу человека, отучает его от чистосердечности. Только с помощью открытого искреннего расположения к окружающим можно построить с ними доверительные отношения.

В рассказе А. П. Чехова «Слезы крокодила» главный герой Поликарп Семёнович Иудин являет собой пример чистого лицемерия. В ненастный день он стоит у окна, наблюдает за богатой похоронной процессией и рассуждает о жизни. На первый взгляд мысли героя кажутся справедливыми и невольно вызывают чувство согласия с ним. Иудин полностью погружен в размышления о пороках и ошибках человечества. Главным виновником таких явлений, как продажность, позор и нищета, по его мнению, является человек.

Однако последующее поведение Поликарпа Семёновича мгновенно отталкивает и обнаруживает его подлинную сущность. Его мысленные монологи полны переживаний, возмущений по поводу несправедливости и трудного положения бедных людей. Но во время разговоров с Семёном Иванычем герой показывает, что на самом деле ему безразличны проблемы окружающих.

К Иудину приходят люди чтобы заложить какую-нибудь вещь из-за острой нужды в денежных средствах. Но равнодушный герой обирает обратившихся бедняков, его не трогают их трудности. Он мысленно обвиняет богачей в бессердечии, хотя сам поступает таким же образом. Истинные поступки Поликарпа Иудина изобличают его двуличие и неискренность.

В одноименном романе Джека Лондона «Мартин Иден» лицемерие окружающих сыграло главную роль в судьбе героя. Юный моряк Мартин Иден решает прекратить морское дело и заняться писательством после перемены в его жизни. Он влюбляется в девушку по имени Руфь, с которой его разделяет огромная интеллектуальная пропасть. Юного героя не пугает это препятствие, он решает добиться девушки и начинает усердно работать.

Мартин становится частым гостем в библиотеке, изучает науки и пробует писать сам. Он не щадит себя: спит по 4 часа в сутки и периодически голодает, чтобы иметь возможность отправлять свои работы редакторам. Добившись помолвки с Руфью, Мартин старается стать успешным писателем, чтобы иметь возможность сыграть свадьбу и обеспечить жизнь без нужды. Но удача не улыбается герою, а близкие в него не верят.

Члены семьи Руфи негативно относятся к затее Идена, сама девушка постоянно пытается устроить его на работу; родные сестры героя также не верят в успех его творчества. После ошибочного скандала вокруг Мартина Руфь разрывает помолвку, а окружающие начинают относиться к нему отрицательно. Герой впадает в глубокую депрессию и совершенно теряет желание заниматься писательской деятельностью. По иронии судьбы именно в это время творческая жизнь Идена резко меняется: издательства начинают публиковать его работы.

Отдельный пример лицемерия представил случай в редакции «Трансконтинентального». Будучи неизвестным писателем, Мартин только силой смог выбить заслуженный заработок, работники коллегии отрицали наличие у них пяти долларов. Но после обретения славы Идена его работы начали скоропостижно выпускаться всеми издательствами, которые ранее упорно ему отказывали. Такой поступок указывает на подкупность и лживость печатных изданий. Внезапный успех писателя превратил всех редакторов в его «поклонников» и «друзей».

Точно такая же ситуация произошла и с окружением Мартина. Все, кто конфликтно относился к нему до обретения им известности, мигом стали искать его внимания и расположения. То же сделала и его любимая: Руфь вдруг пришла к Идену с извинениями и желанием пожениться, что окончательно добило героя. Он не мог получить ни от кого веры в себя и свои возможности, когда ему это было нужно, теперь же общество других людей было ему невыносимо.

Мартину всё тяжелее было переносить открытое лицемерие его окружения. Решив жить на отдельном острове, он отплывает на корабле. Но и там герою трудно общаться с людьми, а позже и быть наедине с самим собой. Единственным решением для Мартина Идена становится вечный покой в холодных морских водах.

Двуличность в поведении неизбежно отталкивает окружающих. Заметив эту черту, невольно сомневаешься в искренности каждой сказанной фразы человека. К лицемерию прибегают, преследуя определенные цели, либо испытывая страх. Вопрос в том, стоят ли цели таких средств? Нельзя скрывать свои истинные эмоции и мысли, бояться их. Уличив человека в фальши, теряется доверие, а порой и уважение к нему.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема лицемерия: аргументы из литературы». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Предрассудки и ханжество

И предрассудки, и ханжество осуждаются в обществе. Они сродни таким чертам личности человека, как непросвещён­ность, невежество, склонность ко лжи и лицемерию.

В связи с этим автор выдвигает следующую проблему. В со­ветские доперестроечные времена и предрассудки, и ханжество в людях резко осуждались, были неприемлемыми в личности порядочного человека. Понятие «предрассудки» означало веру во что-то сверхъестественное, некие тёмные силы, которые довлели над людьми и управляли их поведением. Злое на­чало: вещие сны, посланцы с того света, чёрные кошки, дурные предчувствия - вселяло страх в души людей и, как считалось, лишало их воли.

Слово «ханжество» означало притворство, неискренность, прикрываемые рассуждениями о честности и показной свято­сти. Так что же осуждалось в ханжах? Притворство (говорили одно, а на деле были другими) или лживость? Но ведь ханжи, если они говорили о необходимости помогать ближнему, то на деле этим самым ближним и помогали. Так за что нужно было презирать ханжей?

Комментируя данную проблему, следует сказать, что оба эти понятия: и ханжество, и предрассудки - сегодня рассматрива­ются в положительном ракурсе.

Какова позиция автора? В общественное сознание, в систему представлений о нравственности проникает иное, новое пони­мание предрассудков и ханжества. Автор ссылается на великого Пушкина, который в слове «предрассудки» видел такой смысл: это почти неосознанное, но глубокое чувство правды, которое живёт в каждом человеке и помогает ему отличить плохое от хорошего, искренность от лжи, притворство от живого прояв­ления натуры человека.

А как же сегодня мы объясняем понятие «ханжество»? Осуж­дая корыстные, эгоистичные побуждения человека, прикрытые маской святости, носители советской морали не учитывали того, что так называемые ханжи не только говорили высокие слова, но и делали добрые дела.

Первый пример, подтверждающий правильность позиции автора, можно привести из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Странницы посещают дом богомольной купчихи Кабановой. О них говорит Катерина, вспоминая о девических годах в доме матери, где «таково хорошо было». Можно утверждать, что набожность этих людей без определённых занятий показная, что они проявляют усердие в поклонении Господу неискренне, фальшиво, из-за куска хлеба. Комментарий таков: ну так что же? Притворяются они или нет, когда возносят славу Господу в молитвах, это не так существенно. Важно то, что они на себе испытывают оживляющую силу добра, щедрости человеческого сердца и в какое-то трудное для себя время этим живут.

Второй пример. В связи с тем, что христианство в своей из­начальной сущности было более близко к людям из народа, это имело свои последствия. Шло общение между людьми, обо­гащалось и их религиозное миропонимание. Люди из народа, крестьянство, представители мещанского, купеческого сосло­вий шли в монастыри, шли в крестном ходе по святым местам, вымаливая у Всевышнего милости, благодати и спасения.

Путь к благодати был многотрудным, и он вознаграждался и посланным здоровьем, и чаще всего жизненными удачами.

Здесь мы отобрали для вас популярные проблемы, касающиеся лжи, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, раскрывающие их, выбраны из русской литературы. Можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи или же почитать их непосредственно на этой странице с удобной навигацией по проблемным вопросам.

  1. Одной из центральных тем в пьесе Горького «На дне» является проблема «лжи во благо». Так, Лука и Сатин представляют две противоположных точки зрения: говорить правду, несмотря на душевные терзания, или же лгать, но с умыслом, предполагающим сострадание к «ближнему своему». Проповедник утешал обитателей ночлежки, дарил им надежду, пусть и не подкрепленную реальными основаниями. А вот шулер выступал против такого ложного исцеления, он говорил правду в лоб, не задумываясь о том, как собеседник примет это. По его мнению, настоящий человек обязан жить с открытыми глазами, без иллюзий. Поскольку Лука со своей философией капитулировал и оставил тех, кто верил ему, на произвол судьбы, мы заключаем, что автор находится на стороне Сатина, то есть ложь не может быть оправдана благом.
  2. Иногда в жизни бывают такие ситуации, которые предполагают наличие лжи для спасения себя или же близкого человека. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, невиновная девушка могла бы быть казнена. Каждый из нас должен различать случаи, когда покривить душой – это значит спасти человека от ужасной беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в иных ситуациях, когда речь идет о личной выгоде, данная уловка аморальна и граничит с нравственным преступлением.
  3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» тоже вмещает в себя тему притворства и обмана. Главная героиня предполагает наличие лжи, но только в тех случаях, когда она необходима ради спасения настоящей любви. Так, например, Софья обманывает Фамусова, чтобы тайно встречаться с его секретарем. Ее намерения чисты, но этим криводушием девушка приближается к лицемерному образу жизни того общества, нравы которого далеки от идеала. Ее чувство оказывается разоблаченной иллюзией, ее рыцарь – обычным мошенником, а ее ложь – первой ступенью в светский мир фальши и обмана. Так что даже «ложь во благо» до добра не доводит, ведь человек не всегда может разобраться, что есть благо.

Ложные ценности

  1. Ложные ценности – лодка без спасательного круга. Жертвы обстоятельств страдают от того, что вовремя не осознали собственную ошибку. София Павловна – главная героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — является «заложницей» своих же убеждений. Так, идеал Софьи -скромный Молчалин, тогда как Чацкий, который любит ее всю жизнь, человек «не ее типа». Крах ее надежд на совместное будущее с секретарем отца рушится после того, как она узнает о не взаимности чувств Молчалина. Это становится настоящей трагедией, с которой Софья не может справиться в силу своего потрясения. Увы, ее ценности оказались выписками из пошлых романов, а не настоящими истинами, направляющими человека.
  2. Зачастую ложные ценности могут сыграть «злую шутку» со всем обществом. Так, например, в комедии Н. Гоголя «Ревизор» люди привыкли строить собственное будущее на алчности, лицемерии и корысти. Они занимались казнокрадством долгие годы. Их желание предстать перед ревизором в роли добропорядочных управленцев – возможность сохранить свое место, но, отдав свои сбережения самозванцу, они оказались в плену у своих же ценностей. Из-за них они и попали в комичную ситуацию, которая обернулась для них полным провалом.
  3. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет ложным ценностям мораль и нравственность. Так, например, Петр Гринев не запятнал свою честь даже тогда, когда ему угрожала казнь. То же самое нельзя сказать о Швабрине, который шел по головам для личной состоятельности – это говорит о том, что ложные ценности убивают в человеке все, что связывает его с людьми. Алексей пошел по тропе эгоизма и дошел до краха желаний и надежд, ведь общество от него отвернулось.

Проблема лицемерия

  1. Один и тот же человек может содержать в себе и добродетель, и меркантильность, но что именно в нем преобладает? На этот вопрос попытался ответить Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание» , где Петр Лужин просто играет роль «порядочного человека», тогда как на самом деле он «низок и гадок». Его желание посвататься на Дуне объясняется не «любовью», а желанием иметь податливую жену, которая будет благоговеть перед каждым его словом. Однако он усиленно делает вид, что это не так. Лицемерие и подлость в его поведении, к счастью, были замечены до роковой ошибки Дуни, поэтому Петр был изгнан с позором.
  2. В рассказе А. Чехова «Слезы крокодила» мы можем увидеть и лицемерие, и двуличие. Главный герой – Поликарп Иудин – «страдает» от несправедливости жизни бедных людей, тогда как сам обдирает их до последней нитки. «Крокодиловы слезы» — устойчивое выражение, которое означает горе неискреннего человека, такого как Иудин. Его поведение никак нельзя оправдать.
  3. Внешне состоятельный человек с материальной точки зрения может не быть таким же «состоятельным» в душе. Об этом говорит Л. Толстой в романе «Война и мир» , где князь Василий делает все, исходя из собственной выгоды. Даже приход к Анне Павловне означал не «светскую вежливость», а возможность устройства своих детей. Он обманывает Пьера, чуть было не обворовывает его, чудом не успев перехватить завещание старого графа. Но на словах герой всегда изысканно учтив и добр, у него высокое положение и хорошая репутация.

Угрызения совести у обманщика

  1. Проблема угрызения совести из-за сказанной лжи ярко прослеживается в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» . Главный герой – мальчик Витя – должен собрать корзину ягод, чтобы получить заветный пряник, но ребята уговаривают его собирать траву, а сверху класть ягоды. Мальчика долго мучает совесть, и он решает сознаться в умышленной лжи – это говорит о том, что Витя способен на признание собственной ошибки, а это несомненный шаг навстречу к «высшему нравственному идеалу».
  2. Подобный пример можно увидеть на страницах повести В. Быкова «Сотников». На протяжении всей истории автор знакомит нас с несколькими персонажами, и вот один из них вспоминает случай с маузером отца, из которого он выстрелил. Признав ошибку, он все равно чувствует угрызение совести из-за лжи, которая заключалась в том, что на «правду» его натолкнула мать, а не его желание.

Последствия лжи

  1. Подобный пример можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» , где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости. Решив подменить оружие дуэлянта, бесчестный мужчина становится разоблаченным. Григорий понял, что приятель хочет обманным путем выиграть сражение. Тогда бездействующее оружие достается самому обманщику. Грушницкий погибает, а Печорин делает неутешительные выводы.
  2. В пьесе А. Островского «Бесприданница» главная героиня хочет обмануть себя, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она становится его невестой, механически готовится к нежеланной свадьбе. Однако на обеде в честь помолвки ее вновь охватывает влечение к Паратову, который зазывает Ларису на Ласточку. Она бросает свои обязательства и уходит в плавание навстречу погибели. Наутро оскорбленный жених убил ее, а ей осталось лишь поблагодарить его за это, ведь она была опозорена и брошена на произвол судьбы. Увы, на лжи невозможно построить счастье.

Чем опасны ложь и лицемерие в семье? Что происходит с детьми, столкнувшимися с лицемерием близких? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. Г. Алексина.

Раскрывая проблему лжи и лицемерия в семье, писатель знакомит нас с мальчиком по имени Генка, который узнал о лжи и лицемерии своего отца. Ребёнку казалось, что отец любит маму, нежно называет её «малыш мой родной». Но однажды Генка решился пойти на вечерний сеанс и увидел при выходе из кинозала своего отца с незнакомой молодой женщиной, которую тот называл тоже малышом.

Мальчик понял, что отец обманывал, когда предупреждал, что придёт поздно с работы, ссылаясь на испытание новой машины. Вернувшись домой, Генка не захотел ждать отца, к которому утратил уважение и доверие.

Чтобы подтвердить верность наших рассуждений, обратимся к литературным аргументам. Уже из первого действия комедии А.

С. Грибоедова «Горе от ума» мы узнаём, что дом Фамусова держится на обмане. Софья втайне от отца устраивает ночные свидания с его секретарём Молчалиным. Служанка Лиза, чтобы развести неосторожных влюблённых, подводит часы, заставляя их играть. Фамусов заигрывает со служанкой, а потом ставит себя в пример дочери, утверждая, что он «монашеским известен поведеньем». Молчалин обманывает своего благодетеля, взявшего его из Твери в Москву. Притворяется он и перед Софьей, разыгрывая роль влюблённого, надеясь, что «влюблённая краля» замолвит словечко перед отцом. Думаю, что воспитанная в атмосфере лицемерия Софья, девушка неглупая и чувствительная, поэтому и совершила ошибку, предпочтя благородному Чацкому «бессловесного» и коварного Молчалина.

Приведём ещё один литературный аргумент. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» дом Кабановых тоже держится на обмане. Кабаниха – ханжа: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Её дочь Варвара убеждена, что без обмана не проживёшь, и устраивает тайные ночные свидания с Ваней Кудряшом. Тихон, уезжая из дома по делам, сразу же начинает пьянствовать. Только Катерина говорит, что не умеет обманывать, так как росла в атмосфере любви и взаимопонимания, а в доме Кабанихи она чувствует себя неуютно. Нравственная чистота Катерины, её глубокая совестливость не могли не привести к трагедии, к её гибели.

Обобщим сказанное. Если между близкими людьми ложь, лицемерие и обман, это создаёт тяжёлую психологическую атмосферу, приводит к душевным травмам, а иногда и к гибели, как это произошло с Катериной.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В результате проведенных исследований ученые пришли к неутешительным выводам о том, что все люди врут, даже самые близкие родственники и супруги, у которых, на первый взгляд, идеальные отношения.

Люди врут по разным причинам: одни обманывают по мелочам, другие - по серьезным поводам. Может ли ложь иметь оправдание? Как поступать в тех случаях, когда обман супруга раскрыт?

Ответы на эти вопросы хотели бы найти многие семейные пары, для которых ложь является главным препятствием к счастливой семейной жизни. Согласно статистике супруги врут друг другу не меньше 3-4 раз в день (речь о мелком вранье, касающемся бытовых вопросов и др).

Если человек обманывает меня один раз - пусть будет стыдно ему;
если он обманывает меня второй раз - пусть будет стыдно мне.
Стивен Кинг

Ложь: преднамеренная или нет?

Кроме того, любящий супруг или супруга могут намеренно скрывать правду от своей второй половинки, чтобы просто ее не расстраивать. «Ложь во спасение», цель которой сохранить спокойствие в , конечно, полностью не может быть оправдана, но все же, это самый безобидный вариант обмана.

Гораздо хуже, когда супруги скрывают друг от друга серьезные вещи. Несомненно, очень неприятно и больно в один прекрасный день обнаружить, что близкий человек сознательно обманывает тебя. Не у всех хватает выдержки и хладнокровия, чтобы спокойно принять новость о том, что вы столько времени жили во лжи. В такой ситуации очень непросто избежать череды ссор и скандалов.

Многие наивно полагают, что причиной ссоры между супругами может стать только глобальный обман (например, новости об измене), это совсем не так. По мнению психологов, даже небольшая ложь может стать источником затяжного конфликта.

Специалисты считают, что безобидного вранья не бывает, как только вся правда всплывет на поверхность, член семьи, которого вводили в заблуждение будет чувствовать себя преданным и обманутым. В такой ситуации очень трудно оставаться дипломатом, поэтому, скорее всего, конфликт неизбежен.

Что делать, если обман раскрыт?

Как показали многочисленные исследования, очень большое количество семейных пар предпочитают закрывать глаза на ложь своего партнера. Они считают, что таким образом смогут сохранить свой брак, но это далеко не так. Рано или поздно чаша терпения обманутой стороны переполнится до предела и выяснение отношений по своим масштабам будет сопоставимо с извержением вулкана.

Казалось бы, самый легкий способ избежать любых конфликтов – это начать говорить правду, но на самом деле это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд. Психологи полагают, что ложь – это часть человеческой природы: мы привыкли врать по мелочам и обманывать по поводу и без. Поэтому стоит принять за аксиому тот факт, что полностью искоренить вранье не получится.

Единственный выход – научиться правильно реагировать на обман.

Пути мирного разрешения конфликта

  • Не скрывайте от партнера, что его обман раскрыт, и вы все знаете.
  • Дайте человеку возможность высказаться, объяснить свое поведение, открыть причины обмана и др. Так вы сможете не только выяснить истинные мотивы лгуна, но и определить степень его искренности .
  • Если человек отрицает факт обмана, а вы точно уверены, что он говорит неправду, не стоит реагировать слишком эмоционально. Постарайтесь успокоиться и привести аргументы, которые убедят партнера в том, что вы действительно все знаете и отпираться бесполезно.
  • Сделайте правильные выводы. Если человек не раскаивается в том, что сделал, то, возможно, вам стоит задуматься о кардинальных переменах в отношениях. Также не стоит слишком доверять искреннему раскаянию лгуна, есть вероятность того, что он просто в очередной раз вводит вас в заблуждение.


Просмотров