Как становятся писателями? Советы, рекомендации. Начинающие писатели

На сайте Writer"s Digest опубликован интересный и очень полезный материал для начинающих авторов, который мы решили перевести и адаптировать для тех, кто интересуется созданием литературных произведений. Материал, посвященный 15 вещам, которые начинающие авторы не должны делать никогда, базируется на интервью с авторами, конференциями, мнении редакторов и писательском опыте.


Не ищите единственный метод

Не думайте, что есть строго определенный путь или метод, которому писатель должен следовать. Проще говоря - ищите то, что работает именно для вас. Прислушивайтесь к себе и доверяйте себе.

Существует множество статей и учебников, посвященных литературному процессу и методы, изложенные в них, зачастую противоречат друг другу. Путь писательства - это не дорога из желтого кирпича, которой нужно строго следовать и на разных этапах своей писательской карьеры вы, возможно, будете использовать несколько различных методик, а то и изобретать новые, подходящие именно вам.
Не подражайте кумирам

Не пытайтесь подражать кумирам. Будьте собой. Мы помним и любим авторов за их оригинальность, яркие сюжеты и индивидуальный язык. Подражание - лучшая форма лести, но если вы будете все время подражать кому-то, вас будут помнить как копировальную машину, а не как писателя. Ни у кого на свете нет вашего опыта, вашей личности и вашего голоса. Поэтому старайтесь выразить свои идеи в свойственной вам манере. Конечно, никто не запрещает вам учиться у мастеров, читать произведения любимых авторов или писать фанфики, но помните - у каждого писателя должен быть его собственный голос. Иначе он будет не писателем, а ксероксом.

Не зарывайтесь в теории

Не застревайте в дискуссиях о том, что и как писать. Бывает полезно узнать чужие точки зрения о том, стоит ли писать синопсис перед текстом, насколько тщательным должно быть планирование произведения, насколько опыт самого автора должен проникать в текст, нужно ли редактировать текст в процессе написания или лучше заняться этим после окончания. Но подобные размышления не должны загонять вас в рамки и занимать большую часть вашего времени. Создание литературного произведения привлекательно именно ощущением свободы и возможностью делать то, что вы хотите и то, что считаете правильным. Не застревайте в поставленных кем-то другим рамках.

Не фиксируйтесь на издании

Не кладите все яйца в одну корзину. Публикация книги - это долгий процесс. Роман "Гордость и предубеждение" был отвергнут издателями и дожидался публикации 15 лет. Нельзя заранее угадать, какая судьба ждет вашу работу, поэтому всегда держите в голове пару идей, к которым можно будет приступить, как только вы закончите одну историю. Поиск издательства - важный этап в карьере, но он не должен поглощать вас целиком и мешать творчеству.

Думайте об имидже

Уделяйте внимание своему имиджу в индустрии. Писательский бизнес может казаться огромной махиной, но в нем задействовано вполне определенное количество людей, которые сотрудничают, разговаривают и обмениваются мнениями друг с другом. Поэтому некорректное поведение, оскорбление или грубость, допущенные вами по отношению к одному из представителей индустрии, могут разлететься по литературным агентствам, издательским домам и повлиять на решение издателя о сотрудничестве с вами. Поэтому, каким бы обидным не был отказ или какими бы неприятными не были для вас предложения о переработке текста, старайтесь думать о том, что неприятная ситуация рано или поздно разрешится, а ваш имидж останется с вами навсегда.

Не взрывайтесь в ответ на критику

Учитесь не реагировать бурно на негативные отзывы. Нет любимых всеми произведений. У каждого шедевра мировой культуры найдутся люди, которые его не любят или не понимают. Бета-ридеры, редакторы и литературные агенты - у всех тех, кто читает ваше сочинение, будет о нем собственное, индивидуальное мнение. И это полезно! Старайтесь отбирать замечания, которые вы находите справедливыми, те, на которые вы готовы обратить внимание и отбрасывайте все остальное (если, конечно, внесение высказанных редактором предложений не является пунктом в вашем контракте - тогда вам придется с этим мириться). Учитесь воспринимать критику - это сделает вас лучше.

Не кормите троллей

Но умейте отделять критику от троллинга. Иногда люди пытаются избавиться от каких-то собственных проблем, создавая проблемы другим. И если ваше сочинение становится мишенью для подобных излияний, единственное, что вы можете сделать это игнорировать отзывы троллей. Любой ваш ответ будет для них приглашением к беседе, поэтому не вступайте в беседы с троллями, не воспринимайте их как личные нападки и не пытайтесь найти в них логику.

Язык - ваш рабочий инструмент

Не забывайте об основах. Любой писатель работает с языком. Мы пользуемся письменными словами, чтобы донести до читателя свои мысли, образы и идеи. Орфография, синтаксис, грамматика - все это ваши рабочие инструменты, и они должны быть отточены. Имейте уважение к своему читателю и не заставляйте его пробираться через несогласованные окончания, через предложения, теряющие смысл от отсутствия запятых и через ошибки, меняющие значение слов. Чтение книги требует работы мысли, и вы, как автор, хотите, чтобы читатель думал над идеями вашей книги и сопереживал ее персонажам, а не пытался понять, что значит фраза "мелко нарезанный луг".

Не ломайте себя ради тренда

Не пишите то, что всем нравится, но противоречит вашим интересам. На рынке существуют тренды, популярные темы или жанры, но если они вам не близки и не интересны - не нужно заставлять себя писать, надеясь по-быстрому заработать. Написание книги, редактирование и последующее издание это долгий процесс. И, скорее всего, к моменту, когда ваша книга будет опубликована, тренд уже сменится и истории любви юных девушек и столетних вампиров уже утратят былую популярность. Зачем переводить бумагу? Пишите то, что интересно вам - наверняка, среди всего населения земного шара найдется кто-то, кого интересуют те же самые вещи.

Не злословьте о чужом успехе

Старайтесь доброжелательно относиться к успехам других авторов. Даже если их произведения оскорбляют ваш литературный вкус. Какой ужасной не казалась бы вам книга и что бы она вам не говорила о душевном здоровье автора - помните, автор написал эту книгу, нашел издательство и уже прошел тот путь, на который вы становитесь. Он мог быть невероятно легким или ужасно сложным, но так или иначе - это был его путь и его усилия вознаграждены. Пусть успехи других писателей станут для вас вдохновением, вместо того, чтобы думать: "какую адскую ерунду публикуют, нет никакого смысла писать что-то хорошее, если публике нравится такой ад", думайте: "если этого автора опубликовали, то чего я-то жду? Нужно писать и работать!". Успех одного писателя не означает неудачи для другого, это не теннисный матч.

Не думайте, что это легко

Не думайте, что стать писателем легко. Да, мы все слышали десятки историй о том, как кто-то написал книгу и вдруг проснулся знаменитым. Но при этом мы знаем, что Стивен Кинг получил более 30 отказов от издательств. Хроники Нарнии были опубликованы практически случайно, после того как множество издательств отвергло книгу. Иногда тексту приходится проделать очень тернистый путь к сердцу читателя и бывает очень сложно сохранить внутреннюю убежденность, что ваша работа кому-то нужна. Скорее всего, у вас будут трудности. А вот то, сумеете ли вы их преодолеть и остаться верными своему призванию - зависит уже от вас.

Не забывайте о реальности

Не забывайте о реальной жизни. Мало что может сравниться с чудом погружения в придуманный мир, который ты сам создал. Но за границами вашего рабочего стола тоже есть жизнь и зачастую именно она выступает главным источником вдохновения.

Обязательно читайте

Читайте. Нельзя стать писателем не читая. Чтение - это ваша школа мастерства и ваше вдохновение. Вам нужно знать классику, чтобы понимать какие произведения выдержали проверку временем и почему. Вам нужно знать современную литературу, чтобы понимать, какие произведения издаются сейчас и что интересует читателей в данный момент. Если язык, на котором вы пишете, это ваш рабочий инструмент, то книги, которые вы читаете, это ваш билет на автобус, чтобы добраться до работы.

Не сражайтесь с текстом больше необходимого

Научитесь сдаваться... в малом. Книга состоит из десятков глав, а глава из десятков предложений. И если вы чувствуете, что что-то не работает, что вот это предложение, слово или сюжетный поворот не подходят вашей истории - не бойтесь от них отказаться. В конце концов вы всегда можете вернуться к ним позже и доработать их до нужного уровня.

Не сдавайтесь

Но никогда не сдавайтесь окончательно. Писатель - это тот, кто пишет. Тот, у кого есть внутренняя необходимость писать. Если вы чувствуете в себе эту потребность, - будет преступлением не воплотить ее. У вас будут моменты, когда будет казаться, что все, сил больше нет и хочется сдаться. Но обязательно будут и другие - когда кто-то прочтет ваш текст и скажет "это отлично! мне очень понравилось!". Писательскую искру очень сложно затушить - даже если вы твердо решите поставить крест на творчестве, через некоторое время вы все равно рискуете обнаружить себя перед монитором, набирая слова. Но драгоценное время, которое вы могли потратить на то, чтобы стать лучшим писателем, а вместо этого потратили на то, чтобы жалеть о своей неудавшейся писательской карьере, вам никто не восполнит. Поэтому - пишите. Не ради восторженных отзывов, не ради денег, но ради того удивительного момента, когда крошечные элементы, буковки и слова, складываются в увлекательную историю, которая оживает на бумаге.

Как быть писателем? Это главный вопрос, который многих интересует.
Англоязычный блог для начинающих писателей WriteToDone составил список из 201 совета, которые призваны помочь молодому автору, и разбил их на тематические блоки.

Блок первый: Как выработать в себе успешный настрой?

1. Будьте открытыми, любопытными, вовлечёнными в жизнь и проживающими каждый её момент.
2. Принимайте все формы критики и научитесь расти, исходя из неё.
3. Живите со страстью.
4. Говорите всем: «Я писатель».
5. Признайте свой страх и преодолейте его.
6. Переосмыслите понятие «нормального».
7. Проверяйте, верны ли ваши умозаключения.
8. Не принимайте оправданий.
9. Вырвитесь из вашей зоны комфорта.
10. Подходите к писательству с благодарностью, нежели как к делу, которое «должно» быть сделано.
11. Рискуйте – не бойтесь шокировать. Вы не тот, кем вы себя считаете.
12. Всегда думайте о своих читателях.
13. Научитесь ЛЮБИТЬ писать и читать.
14. Пишите так, будто вы на первом свидании.
15. Просто позволяйте вещам быть тем, чем они являются.
16. Приобретайте как можно больше нового опыта в как можно более короткий промежуток времени.
17. Любите свои инструменты. Словами известной наклейки на бампер: «Моя перьевая ручка пишет лучше, чем ваш отличник!».
18. Примите вашу теневую сторону. Изучите, какие свои черты и характеристики вы не хотите раскрывать.
19. Пишите, чтобы будоражить ум и нервы.
20. Помните: если вы в чём-то не уверены, значит, вы этого не знаете.
21. Знайте, когда уйти – и когда вернуться.
22. Верьте в то, что вы писатель.
23. Регулярно что-нибудь разрушайте. Пикассо говорил: «Каждый акт создания – это, в первую очередь, акт разрушения».
24. Никогда не воспринимайте рутинный опыт как должное.
25. Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Здоровое тело способствует креативности.
26. Будьте собой. Нет нужды искать вдохновения в ком-то другом.
27. Никогда не сдавайтесь.

Блок второй: Как развить мастерство писателя?

28. Используйте простые, повествовательные предложения.
29. Избегайте пассивного залога.
30. Ограничьте использование прилагательных и наречий.
31. Будьте проще.
32. Не лейте воду.
33. Не пишите слишком много.
34. Не переусердствуйте с описаниями (мест, людей и т.д.).
35. Проверяйте каждое длинное слово на предмет того, нельзя ли его заменить более простым аналогом.
36. Если вы примерно представляете себе, как вы хотите закончить часть, которую вы пишите сейчас, попробуйте начать оттуда и посмотреть, чем это обернётся.
37. Избегайте трёх слабых слов, помимо прямой необходимости: «Если», «Но», «Не мочь».
38. Никогда не спасайте своего героя.
39. Практикуйте однозадачность. Установите таймер, чтобы писать, не прерываясь.
40. Работайте над мощными заголовками.
41. Начинайте с метафор и историй.
42. Пишите первое предложение или заголовок последними.
43. Пишите исключительно от всего сердца и избегайте копировать других.
44. Подумайте дважды, прежде чем включить в текст нецензурное слово.
45. Спросите себя: «Можно ли превратить это в список?». Придумайте хотя бы пять вещей, которые вы можете перечислить о том, что пишите.
46. Пользуйтесь правилом мини-юбки: пусть ваша история будет достаточно длинной, чтобы покрыть всё важное, но достаточно короткой, чтобы вызвать интерес.
47. Пишите маленькими параграфами, чтобы быстрее подобраться к делу.
48. Представляйте перед собой человека, к которому обращаетесь: что отражается в его глазах, когда он это читает? Что бы он первым делом сказал вам в ответ?
49. Делайте то, что работает для вас.
50. Всегда называйте лопату лопатой. И ни в коем случае – садовым инструментом с длинным древком!
51. Попробуйте писать неаккуратно. Если вы перестанете волноваться об ошибках (за что ответственно левое полушарие мозга), мысли будут течь легче (правое полушарие).

Блок третий: Как приобрести хорошие писательские привычки?

52. Делайте упражнения или хотя бы разминку в перерывах между писательством.
53. Создайте график работы для вашего проекта и придерживайтесь его.
54. Отмечайте идеи для дальнейшего развития сюжета, прежде чем оставить работу до завтра.
55. Находите время для писательства где угодно, когда угодно.
56. Держите под рукой копию «Странка и Уайта» («Элементы стиля», авторства Уильяма Странка и Элвина Уайта, является одним из самых популярных англоязычных пособий по литературному стилю – прим. пер.).
57. Ведите журнал работы, чтобы иметь возможность анализировать свой прогресс.
58. Пишите на некрасивой бумаге, чтобы обхитрить ваш мозг: так он поверит в то, что не всё должно быть идеально.
59. Пишите, когда устали.
60. Перепишите по памяти какую-нибудь хорошую историю, которую вы когда-то читали, а затем сравните полученное с оригиналом. Оцените разницу и извлеките из неё урок.
61. Практикуйте сжатие. Напишите краткое содержание вашей истории и затем сократите и его тоже. Затем ужмите краткое содержание краткого содержания. Это очень помогает – добраться до остова истории и раскрыть, о чём она рассказывает на самом деле.
62. Сделайте писательство приоритетом в жизни. Если вы утверждаете, что оно так важно для вас, докажите это тем, как вы распределяете своё время.
63. Пишите, когда не чувствуете вдохновения.
64. Небольшой трюк, чтобы заставить себя начать: вам нужно уделить писательству всего 15 минут в день.
65. Используйте колоду из карточек, чтобы начать писать книгу. На каждой напишите предмет или идею. Затем расположите в нужном порядке и опишите каждую, чтобы создать первый набросок.
66. Каждый день заставляйте себя отключиться от внешнего мира хотя бы на время: отключайте телефон, плеер, музыку, электронную почту, твиттер – любые разговоры с другими людьми.
67. Установите лимит на каждую писательскую сессию, а также цель – сколько вы должны успеть сделать за это время.
68. Не бойтесь перерыть словарь в поисках Того Самого Слова, которое подойдёт для предложения лучше, чем то, что стоит там на данный момент.
69. Купите маленький блокнот и ручку, чтобы везде носить их с собой.
70. Хватит переходить по ссылкам – идите писать! Прямо сейчас.
71. Поставьте таймер и заставьте себя (даже если это не станет вашей лучшей работой) написать историю за строго установленный промежуток времени.
72. Читайте хорошую литературу.
73. Пишите на рассвете.
74. Прочитайте «Сол Стейн о писательстве» от корки до корки.
75. Регулярно читайте блог WriteToDone (или же нашу группу =) – прим. пер.).
76. Используйте функцию голосовой записи на телефоне, чтобы фиксировать неожиданно пришедшие в голову идеи или правильные слова – но только не в душе.
77. Пишите в простом текстовом редакторе.
78. Вовлекайте в разговор незнакомцев. Затем пишите о них по памяти, описывая человека, окружающую обстановку и сам разговор.
79. Всегда задавайтесь вопросом: «А что, если…».
80. Ведите диалог со своими персонажами.
81. Вступайте в писательские челленджи.
82. Пишите по 15 минут в день. Каждый день.
83. Пейте больше воды во избежание слабости.
84. Включайте оперную музыку на фоне – или любую другую, которая подходит вашей истории.
85. Начинайте писать заранее – а не за несколько часов до дедлайна.

Блок пятый: Как стать писателем?

101. Устанавливайте для себя лимиты слов и пишите, следуя им.
102. Набросайте контур вашей работы. А затем заполните его.
103. Каждый день открывайте для себя новое слово.
104. Пишите в сотрудничестве с кем-то.
105. Прочитайте «Слова, которые работают» Франка Лунца.
106. Читайте больше о копирайтинге и контент маркетинге.
107. Имейте в виду то, что пишите, и пишите то, что имеете в виду.
108. Напишите о том, о чём уже писал кто-то ещё.
109. Разминайте пальцы при письме.
110. Выучите иностранный язык настолько хорошо, чтобы на нём думать.
111. Напишите историю своей жизни.
112. Спите по ночам столько, сколько вам необходимо.
113. Если мысли путаются, вздремните на 15 минут.
114. Черпайте силу в эмоциях.
115. Пишите так, как будто вам нужно встать и прочитать эту статью перед аудиторией в тысячу человек. Стали бы они её слушать или же ушли домой?
116. Пишите в различных жанрах: посты для блога, короткие истории, эссе.
117. Читайте книги по грамматике.
118. Позвольте себе слабо написанный первый набросок.
119. Старайтесь хорошо питаться. Если вы едите только фастфуд и полуфабрикаты, ваши мыслительные способности также страдают, и вы не способны писать так хорошо, как могли бы.
120. Обязательно прочитайте «Путь художника» Джулии Кэмерон.
121. Если не можете написать книгу, напишите пост в блог.
122. Если не можете написать пост, напишите комментарий.
123. Пишите, не отвлекаясь ни на что.
124. Говорите правду – тогда вам не придётся помнить обо всём, что вы написали.
125. Присматривайтесь внимательно к тому, как успешные писатели строят предложения.
126. Пишите о том, о чём хотите написать, а не о том, что знаете.
127. Смотрите кино. Вы могли бы написать эту историю лучше?
128. Пишите в забитом людьми кафе.
129. Пишите в туалете.
130. Пишите на протяжении 24 часов.
131. Пишите. А затем пишите ещё.
132. Читайте, думайте, читайте, пишите, размышляйте, пишите – и читайте снова.
133. Слушайте, как люди говорят.
134. Читайте много книг. Как хороших, так и плохих.
135. Слушайте подкасты для писателей.
136. Вдохновляйтесь другими формами искусства: музыкой, танцами, скульптурой, живописью.
137. Перечитайте ваше старое творчество и признайте, насколько далеко вы ушли с тех пор – и как далеко ещё зайдёте.
138. Сделайте писательство вашим приоритетным занятием с утра.
139. Продолжайте выдавливать из себя слова, даже если не чувствуете в себе вдохновения.
140. Читайте работы людей, принадлежащих разным культурам. Это поможет вашим работам избежать привкуса застоя.
141. Пишите в то время суток, когда вы наиболее продуктивны.
142. Выделите время на необходимые поиски и исследования.
143. Примите участие в «Нанораймо».
144. Сходите в супермаркет, на футбол, в школу, на стройплощадку. Запишите все детали и ощущения, зафиксируйте атмосферу, людей.
145. Разбирайте и анализируйте книги и статьи, которые вам нравятся.
146. Прочитайте «Читать, как писатель» Франсин Проуз.
147. Найдите свой собственный, уникальный голос.
148. Напишите разные статьи на одну и ту же тему, сначала «за», затем «против» неё. Это поможет тренировать мышление.
149. Пишите о том, о чём отчаянно хотели бы прочитать сами.
150. Читайте так много, как это человечески возможно.
151. Будьте в струе времени: как ваши заголовки отзываются в вашей аудитории?

Блок шестой: Как редактировать то, что вы написали?

152. Перечитывайте то, что вы написали, ещё и ещё раз, до тех пор, пока вашему глазу будет не за что зацепиться.
153. Никогда слепо не доверяйте автоматической проверке правописания в текстовом редакторе.
154. Покажите написанное другу, которому вы доверяете, и попросите дать отзыв.
155. Редактируйте и снова редактируйте.
156. Но не застревайте на этапе редактуры до смерти.
157. Есть время для написания – и есть время для редактирования. Не совмещайте одно с другим, иначе вы будете слишком критично настроены по отношению к тому, что пишите.
158. Если сомневаетесь, вырезайте.
159. Сделайте перерыв между концом написания и началом редактирования.
160. Читайте вслух свою работу всем, кто сможет это вытерпеть, – включая вашего кота.
161. Вырежьте 10% от общего количества слов.
162. Снова сомневаетесь? Вырежьте это тоже.
163. Убивайте все перегруженные предложения.
164. Давайте вашим работам отлежаться и затем возвращайтесь к ним, чтобы посмотреть на них свежим взглядом.
165. Попросите кого-то ещё заняться вычиткой и корректурой.
166. Не бойтесь вырезать предложение, которое кажется вам блестящим, но на самом деле не несёт в себе особого смысла.
167. Больше читайте вслух – так проще выловить ошибки.
168. Любите слова, которые вы пишите, пока вы их пишите – и относитесь к ним с подозрением, когда редактируете.
169. Примерьте на себя роль рецензента и напишите рецензию на собственную книгу, статью или рассказ.

Блок седьмой: Как стать более креативным?

Креативность – это самое важное, когда дело доходит до писательства. Следующие советы помогут вам подхлестнуть вашу творческую энергию.

170. Фискируйте все свои блестящие идеи: они легко забываются.
171. Ведите дневник, чтобы не давать писательской энергии остыть.
172. Используйте этот дневник, чтобы разобраться в своих мыслях и чувствах.
173. Наблюдайте за людьми.
174. Пишите, пробуя уложиться в 101 слово.
175. Начните записывать «поток сознания» и узнайте, куда он вас приведёт.
176. Позволяйте мозгу блуждать.
177. Если других способов подстегнуть вдохновение не осталось, попробуйте найти его на дне стакана…
178. Регулярно медитируйте, чтобы привести в порядок ум.
179. Покосите лужайку, отправьтесь на прогулку или на пробежку – что угодно, на чём сфокусируется ваше сознание, пока подсознание будет витать в творческих облаках.
180. Скопируйте себе этот список на стену, чтобы возвращаться к нему, когда потребуется подпитка вдохновения.
181. Записывайте на телефон все случайные цитаты, идеи для историй, мысли, когда вы находитесь в пути.
182. Группируйте данные по различным признакам, ищите сравнения.
183. Изучайте природу.
184. Пишите, пока пишется. Если что-то подстегнуло вас, не останавливайтесь.
185. Пишите карандашом, а не в лэптопе, для большего вдохновения.
186. Проверяйте новости и ленты в соцсетях, чтобы находить вдохновение в актуальном.
187. Познакомьтесь с кем-то, кто совсем не похож на вас, и используйте его опыт.
188. Пробуйте новое, заводите новые хобби: чем больше в вашей жизни разнообразия, с тем большей вероятностью вы сможете продолжать рождать новые идеи для вашего творчества.
189. Выделите время для размышлений.
190. Пишите там, где происходит действие в вашей сцене. Хотите написать про пляж – берите корзинку с едой и отправляйтесь к морю.
191. Используйте «интеллектуальные карты».
192. Коллекционируйте слова.
193. Записывайте всё. Не доверяйте вашей памяти, особенно с новыми идеями, особенно ночью.
194. Пытаетесь передать какую-то эмоцию, но не уверены в том, как это лучше сделать? Слушайте музыку, которая отражает это чувство, в процессе написания.
195. Лекарство от писательского застоя – прочитайте статью любимого автора или иную любимую публикацию.
196. Попробуйте писать другой рукой. Неудобство и сложность процесса позволят большему количеству мыслей прийти в вашу голову.
197. Когда вы чувствуете, что зашли в тупик, отвлекитесь на что-то, что не требует от вас особенной работы мысли, будь то глажка или пешая прогулка.
198. Пишите на свежем воздухе.
199. Пишите, когда приходит вдохновение.
200. Не ждите идей. Находите их сами.
201. Читайте комментарии в вашем блоге и цените тех, кто нашёл время оставить их для вас.

Будьте писателем!

По материалам группа вконтакте

Профессия писателя кажется удивительной: человек создает мир, публикует книги и, если они кажутся интересными, то он получает хорошие деньги. Отечественная практика показывает, что литературное творчество - это больше призвание, нежели профессия. В этой статье мы разберемся как стать писателем.

Кто такой писатель на самом деле

Писатель - это человек, который создает произведения, предназначенные для общественного потребления. За указанный вид деятельности он получает вознаграждение. Другой формой данной деятельности является признание человека писательским сообществом, критиками или получение другой экспертной оценки.

Это хобби или профессия

Писатель должен быть:
    Трудоспособным – между идеями в голове и книжкой в обложке находятся часы работы.Грамотным – ни один корректор не исправит огромное количество ошибок.Усидчивым – возникшие идеи нужно уметь красиво преподносить. Для этого придется провести много часов за компьютером.Образованным - многие авторы ведут дневники, в которые вписывают красивые речи, сенсации, сценки и т. д. Этот материал им потребуется для работы.Уметь высказывать свои мысли, чувства, настроение.

Писателем может стать человек, у которого есть талант. Соответствующие навыки можно развить, чувство стиля - привить. Однако, обучить человека красиво переносить идею из головы на бумагу очень тяжело. Но возможно.

Можно ли на этом заработать

Обычно издатели платят 10% от стоимости экземпляра, а розница делает 100% наценку. Автор получает примерно 5% от стоимости книги на полке. Начинающие писатели публикуют произведения в количестве 2-4 тыс. экз. Если гонорар за единицу составляет 10 руб., то с такого количества можно получить 40 тыс. рублей.Продавать книги можно и через интернет, самостоятельно устанавливая цену. Вся полученная прибыль будет полностью принадлежать автору. Тираж будет зависеть от популярности труда.

С чего начать карьеру писателя

Писательское дело, как любой вид искусства, строится на четких правилах. Чтобы стать писателем и зарабатывать на жизнь этим занятием, придется загонять себя в рамки сроков и тематик. Но сначала нужно проделать большую работу.1. Выбрать жанр и свой стиль Правильно выбранный жанр – это стопроцентное попадание в целевую аудиторию. Многие авторы считают, что сужение работы до одного жанра лишит их потенциальных читателей. Этот тезис не относится к начинающим авторам. Если последний не хочет определить жанр, то он сбивает с толку потенциального читателя, то есть покупателя. Читатель хочет приобрести определенный товар. Если за считанные секунды автор не может объяснить, какую книгу он создал, то читатель уйдет без покупки.2. Сделать не меньше 10 попыток Как начинающие, так и успешные писатели часто сталкиваются с проблемой сохранения своего «уникального» взгляда на мир. Прежде чем достичь писательского Олимпа, нужно изучить то, что уже выбрало человечество. Тогда взгляд автора станет по-настоящему оригинальным. В попытках игнорировать культуру человечества писатель рискует остаться со своим видением наедине.Нужно постоянно писать. Много и обо всем, стараться подбирать правильные слова. Пытаться сохранить свежий взгляд на литературу. Лучше всего это сделать, используя остроумие. Чтобы не потеряться на полпути, нужно верить в себя и свои силы, писать максимально искренне и хорошо.3. Проанализировать результат Старайтесь сохранить свежий взгляд на литературу. От этого будет зависеть то, захочет ли читатель изучить вашу книгу и рассказать о ней окружающим. Для этого нужно сравнить свою работу с сочинением известного автора. Этот ход хорошо зарекомендовал себя в общении с редактором. Если человек при первой встречи говорит, что пишет в духе Салтыкова-Щедрина, то издателям становится понятно, что перед ними автор, который стремится создать художественно-политическую сатиру. Поиск икон стиля важен не только для сравнения, но и для дальнейшего обучения.

4. Выслушать мнение окружающих Предоставьте свое произведение на изучение не только редактору, но и близким. Если они высказывают конструктивную критику. То к ней следует прислушаться. Если только вы не связались со всезнающим «хайтером». Нужно уметь отличать мнение дилетантов, от людей с профессиональным и жизненным опытом и прислушиваться к последнему. Затем проводить работу над ошибками, то есть над редактированием стиля и доступностью изложения.Советы редактора очень полезны. Чаще всего он получает сырое произведение с большим количеством погрешностей. Его задача - исправить недостатки и создать стилистически грамотный и легкий текст. Иногда он бывает достаточно резким и жестким. Потому что во многом от результатов его работы зависит конечный успех книги.5. Прислушаться к себе – это ваше или нет Успех сочинения зависит от умения автора перенести читателя в центр событий. Людям все равно на пережитые вами в детстве трудности. Если вы сможете сделать так, чтобы читатель проникся происходящим, извлек урок, то книга будет удачной. Другой вопрос, сможете ли вы это доступно осуществить, как автор. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.6. Продолжать писать, не смотря ни на что Популярность - это результат кропотливой работы над ошибками. Стать писателем очень тяжело. Не все зависит от трудолюбия и “тренировок”. Можно хоть по 6 часов просиживать с ноутбуком и диктофон, но в результате получать унылое произведение. Не всегда желание писать совпадает с талантом человека. Если прикладывать усилия, совершенствовать навыки, много читать, еще больше писать и пробовать себя в разных стилях, то шанс достичь успеха значительно увеличивается. 7. Придумать себе псевдоним Автора с красивым именем проще запомнить. Как придумать псевдоним:
    Определить, какую часть имени хотите оставить, например, вместо Александр – Сан.Выбрать имя, сочетающееся с жанром. Автору в стиле фантастике больше подойдут инициалы, а создателю литературных произведений - «мягкие» имена, которые будут красиво звучать.Придумайте несколько красивых псевдонимов и дайте себе время на изучение каждого из них.Выбирайте тот, который понравился больше всего.
8. Попробовать опубликовать свои творения Публикация книги стоит много денег. Даже после прохождения жесткого отбора произведений и корректировки стиля, гарантию окупаемости затрат никто предоставить не может. К тому же произведения новичков публикуются в маленьком тираже.Поэтому редакторы советуют начинать с социальных сетей и специальных онлайн платформ. Электронная публикация избавляет автора от нескольких степеней преткновения: он может сам выйти на свой круг читателей и протестировать различные литературные произведения. Джоан Роулинг получила 8 отказов, прежде чем издать рукопись о Гарри Поттере, а произведение Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого» австрийское издательство нашло на форуме фанфиков.

9. Провести литературный вечер своих трудов Еще один способ найти своего читателя и прислушаться к мнению критиков - поучаствовать в литературном вечере произведений. Вначале стоит посетить мероприятие известного автора, познакомиться с «литературной элитой», прислушаться к актуальным темам. Вечер проходит по двум сценариям: либо поклонники читают любимые произведения автора, либо сам «кумир» зачитывает новые произведения. Практикуются также встречи, на которых выступают авторы, пишущие в разных направлениях. Начинающие творцы на таких мероприятиях делятся своими набросками и выслушивают мнение профессионалов, в том числе литературных критиков. Чтобы стать писателем, нужен большой талант и самодисциплина. Необходимо четко понимать, какую прозу вы хотите получить, иметь пример перед глазами и следовать ему.Самое трудное для писателя - это довести работу до конца. Это не получится сделать без терпения.Все действительно хорошие книги поражают своей правдоподобностью. Читатель будто сам переживает все события и эмоции. Только хороший писатель может дать все это людям.

Если вы хотите написать роман в трех частях, но не знаете с чего начать, просто садитесь и начинайте сочинять. Это главный совет, который можно дать новичку. Сюда относится не только создание произведений, но и ведение дневников, блогов, писем близким и т. д.
    Не обязательно описывать события в хронологическом порядке. Писатель - это творец! Сначала можно придумать концовку, а затем саму историю.Русский язык очень богат. Старайтесь использовать неожиданные метафоры и сравнения при создании произведений.Более трех персонажей держать в голове очень тяжело. Поэтому лучше создать краткое описание каждому из них. Имена следует подбирать отличные друг от друга, но в тоже время характеризующие героев.Произведения с неожиданными концовками сильно врезаются в память и вызывают массу эмоций.Оконченную работу следует дать кому-нибудь почитать. Если нет возможности воспользоваться услугами корректоров, лучше отдать произведение друзьям и знакомым, но сделать это анонимно, чтобы получить объективную оценку.
Вот как Стивен Кинг создает свои произведения. Автору нужно иметь два экземпляра своего произведения: черновой и чистовой вариант. Первый должен быть создан без чьей-либо помощи за закрытой дверью. Чтобы все выраженные мысли преобразовать в произведение, потребуется время. На тот период писатель советует полностью сменить вид деятельности или уехать отдохнуть. Книга должна отлежаться минимум шесть недель в закрытом ящике.По истечению указанного времени проводятся первые корректировки текста: исправляются все опечатки и несоответствия. Главная цель повторного прочтения произведения – понять, связан ли текст полностью.Формула второго экземпляра рукописи = Первый вариант - 10%.Только после достижения этой пропорции книга попадает на стол к корректору.

Как быстро захотеть писать, если муза вас покинула

Любого может покинуть вдохновение.Как быть в таком случае:
    Вас тревожит какой-то животрепещущий вопрос? Постарайтесь разобраться в нем сами и помогите сделать это окружающим.Стивен Кинг рекомендует писать для одного идеального читателя. Ведь не случайно книги, дошедшие до нас с древних времен, являются письмом к одному человеку («К самому себе» М. Аврелий).Плохих набросков не бывает. Задача писателя - хорошо отполировать текст. Исходник может быть какой угодно.Доверяйте интуиции. Вдохновение может наступить в любой момент. Постарайтесь ухватиться за него и использовать по максимуму, а затем уже работать с результатом. Еще один нюанс: вдохновение приходит во время работы.Работайте на все 110%. Пишите о том, что интересует лично вас. Тогда и другие люди найдут в написаном что-то знакомое.

Все время развивай свой литературный талант

Работа автора – не создавать идеи, а узнавать их. Не существует Хранилища Идей или Острова Бестселлеров. Хорошие идеи буквально приходят из ниоткуда. Задача автора – узнать их.Когда поэт пишет, он создает сочинение для самого себя, когда его корректирует – для читателей. В этот момент важно убрать все лишнее. Тогда произведение станет интересным для других читателей.Писатель должен развивать свой словарный запас. Но путем чтения. Орфографический словарь лучше положить на полку с инструментами. Стивен Кинг считает, что любое произведение можно испортить, если добавить в него кучу длинных слов. Автору следует излагать мысли быстро и прямо.Хорошее описание – залог успеха. Это приобретенный навык, которому можно обучится только, если много читать и писать. Описание - это визуализация объекта, героев, предметов, которое начинается со слов автора и должно заканчиваться в воображении читателя.

Как стать хорошим детским писателем

Создание книг для детей - это модное, но сложное занятие. Восприятие ребенка не такое, как у взрослого. Им нужны не модные, а интересные книги.Поэт детских книг несёт большую ответственность. В них не должно быть насилия, жестокости, издевательств. Детская психика еще не сформирована, потому им тяжело понять иронию и сарказм. Детский автор должен четко знать аудиторию. Чем она младше, тем проще должны быть рассказы и ярче персонажи. Малыши хорошо воспринимают сказки, а более взрослые детки - замысловатые истории.

Хочу стать известным писателем, как этого достичь

    Убедитесь, что вы действительно хотите стать писателем и готовы работать в этом направлении. Без уверенности в своих силах продвигаться дальше будет очень тяжело.Как можно больше читайте. Чередуйте краткие рассказы с серьезными шедеврами. Это значительно расширит словарный запас.Напишите за 10 дней рассказ, размером в 10 страниц. Используйте полностью свою фантазию.Заведите дневник для будущего «бестселлера» и ежедневно заполняйте в нем одну страницу. Не важно, будет ли это художественное или документальное направление. Дневник нужен для оттачивания мастерства.Предоставляете свои творения широкой публике. Начать продвижение книги можно самостоятельно, через интернет.Прислушивайтесь к конструктивной критике. Запишите себе краткие тезисы и оставьте их на видном месте.Старайтесь создать реальных героев и полюбить свои персонажи.Пишите обо всем, что вас интересует!

О чем можно написать книгу? Как не запутаться в сюжете? Нужно ли ждать вдохновение, чтобы сотворить действительно шедевр? Практически всех молодых сочинителей мучают подобные вопросы. Советы начинающему писателю, собранные в этой статье, ответят на них, подбодрят и помогут справиться с трудностями, которые поджидают авторов на разных этапах их творческой жизни.

8 секретов писательского мастерства

Много читать

Чтобы научиться хорошо писать книги, нужно как можно больше читать. Никогда не поздно ознакомиться с мировой классикой, вникнуть в литературный процесс. Читая разную литературу, станет понятно, к каким жанрам, направлениям, авторам «тянет» больше, а какие проходят вообще нейтрально.

Не стоит пренебрегать и современной волной читательского мейнстрима. Что читают люди в метро? О каком произведении больше говорят в соцсетях? Важно понять, чего хочет современная публика, каковы литературные тенденции, но не поддаться соблазну позаимствовать стиль популярного автора.

Не ждать вдохновения

Существует мнение, что писать книги нужно только тогда, когда приходит муза. Это – плохие советы начинающим писателям. А что, если муза вовсе не придёт, или придёт, но не дождется автора? Может, стоит приложить немного усилий?

Нужно воспринимать писательство как работу, а не увлечение. Хирурги не ждут особой волны, чтобы начать операцию, актеры выходят на сцену даже с температурой.

Соответственно, выделив несколько часов в день для работы, стоит их потратить на написание текста. Неважно какого – плохого, свободного, отстраненного от темы. Вскоре выработается привычка писать, усидчивость, потребность в уединении.

Нужно помнить, что:

  • 50 слов – это абзац.
  • Еще 350 – это страница.
  • 300 таких страниц – это уже роман.
  • Писать каждый день – это привычка.
  • Переделывать слабые места – это усовершенствование.
  • Дать кому-то прочитать написанное – это обратная связь.
  • Нельзя огорчаться, когда издательства отказывают. Это писательство.

Создать банк идей

Начинающих авторов беспокоит вопрос, о чем можно написать произведение. Все советы начинающему писателю связаны именно с ним. Чтобы закрыть его рас и навсегда, можно создать банк собственных идей. Пополнять его нужно каждый день, занося в архив 5 любых идей. Записывать все, что придет в голову или зацепит: сцена, увиденная в супермаркете, смешной случай, нелепая история. Со временем, банк, хранящий темы, покажется настоящим кладезем уникальных идей. Останется логично связать между собой самые яркие.

Оформить ментальную карту

От нее рисуются ветви в разные стороны. Каждая из них – это ассоциация, ведущая к главной мысли. Ответвляться диаграмму следует до того момента, пока картина не станет полной.

В интернете есть много бесплатных программ, с помощью которых ментальные карты сможет создать даже новичок.

Если во время написания покажется, что впереди тупик, карта станет маяком, указующем путнику, в каком направлении дальше двигаться.

Искать впечатления

Многие советы начинающим писателям, которые дают бывалые авторы, сводятся к рекомендации жить ярко. Что это значит? Наполнять дни живым общением с разными людьми, больше путешествовать, пробовать новое. Тогда созданные образы станут гармоничными, а описания пейзажа – более глубокими.

Всем писателям нужны эмоции, впечатления, события. Например, молодой фантаст Макс Кидрук садится писать свои технотриллеры после путешествия в разные точки планеты. Как он сам признается, чем экстремальнее поездка, тем ярче получится написать эпизод.

Быть готовым к препятствиям

К сожалению, творческие кризисы – это не миф, они действительно случаются. Рано или поздно с ними встречается каждый, но бояться их не стоит, так как, пережив переломный момент, мы выходим на новую, высшую ступень.

Кроме борьбы с самим собой, следует быть готовым к тому, что окружающие могут не понять главную идею или раскритиковать образ. Всем угодить еще не у кого не получилось, тогда зачем стараться?

Пройти курсы писателей

Курсы, мастер-классы, тренинги – это модные и полезные способы повысить свой профессиональный уровень. Самое главное то, что они действенны. Если в силу занятости нет возможности посещать аудиторию или в городе подобные занятия еще не открыты, в интернете можно найти онлайн-курс.

Общение с единомышленниками и возможность получить практические советы для начинающих писателей дорогого стоят.

Доверять себе

Не всегда схемы, которые помогали другим, срабатывают на нас. Тогда нужно ли им безоговорочно подчиняться? Ответ – «Нет». Советы начинающим писателям на то и советы, чтобы каждый сам решал – следовать им или нет.

Открывая чистый лист, автору нужно слушаться, прежде всего, своего сердца, а не голос преподавателя. Доверять себе, а не учебнику с теории литературы. Практически все известные личности были новаторами. Когда-то они решили просто быть собой и не ошиблись.

  • Сценарист Этгар Керет рекомендует начинать написание текста с середины. По его мнению, средина является самой цепляющей и интересной частью истории. От нее можно развить сюжет в обе стороны, а также избежать «лишних абзацев», которые приходится удалять, если писать сначала.
  • Стивен Кинг , автор многих бестселлеров советует представить себе идеального читателя и писать для него. Всем не угодишь, а золотая середина никогда не запоминается. Начать можно с нового электронного письма – заполнить графу «Кому» и написать несколько строк.
  • Американский прозаик Уильям Фолкнер , став в 52 года обладателем Нобелевской премии, открыл несколько своих секретов успеха. Он утверждал, что не стоит быть писателем, нужно просто писать. Этот процесс оживляет, стает самой жизнью. Фолкнер верил, что писателем может быть каждый умеющий читать человек. Еще он предостерегал от писательства ради денег. Ведь там, где начинается бизнес, заканчивается творчество.
  • Молодой, но уже известный писатель Вячеслав Ставецкий советует больше мечтать. Он считает, что Достоевский, Маркес, Хемингуэй прославились на весь мир именно потому, что мечтали о новом мире. А сегодняшние прагматизм и расчетливость, которые господствуют в головах писателей, не пускают их в мир искусства.
  • Популярный автор Пауло Коэльо предостерегает начинающих авторов от чрезмерного описания собственных исследований или умозаключений. Если переборщить из «умными» мыслями, то можно наскучить и читателям, и себе. Коэльо напоминает, что книги создаются не для того, чтобы продемонстрировать уровень образованности. А для того, чтобы раскрыть свой внутренний мир.

Советы начинающему писателю, о которых вы только что узнали – это действенная пилюля от уныния или творческого кризиса. Заручившись поддержкой известных авторов и собрав волю в творческий кулак, вскоре вы сами сможете дать новичкам свой, проверенный опытом, совет.

politicsslashletters.live
  1. Никогда не используйте метафору, сравнение или другой речевой оборот, который вы часто видите на бумаге.
  2. Никогда не употребляйте длинное там, где можно обойтись коротким.
  3. Если можно выбросить слово, всегда избавляйтесь от него.
  4. Никогда не употребляйте пассивный залог, если можно использовать активный.
  5. Никогда не используйте заимствованные слова, научные или профессиональные термины, если их можно заменить лексикой из повседневного языка.
  6. Лучше нарушить любое из этих правил, чем написать нечто откровенно варварское.

devorbacutine.eu
  1. Используйте время совершенно незнакомого человека так, чтобы оно не казалось ему потраченным напрасно.
  2. Давайте читателю хотя бы одного героя, за которого хочется болеть душой.
  3. Каждый персонаж должен желать чего-то, пусть это всего лишь стакан воды.
  4. Каждое предложение должно служить одной из двух целей: раскрывать героя или двигать события вперёд.
  5. Начинайте как можно ближе к финалу.
  6. Будьте садистом. Какими бы милыми и невинными ни были ваши главные герои, поступайте с ними ужасно: читатель должен увидеть, из чего они сделаны.
  7. Пишите, чтобы угодить только одному человеку. Если вы откроете окно и займётесь, так сказать, любовью со всем миром, ваша история подхватит пневмонию.

Современный британский писатель, очень популярный среди поклонников фэнтези. Ключевая работа Муркока - многотомный цикл об Элрике из Мелнибонэ.

  1. Своё первое правило я позаимствовал у Теренса Хэнбери Уайта, автора «Меча в камне» и других произведений о короле Артуре. Оно было таким: читайте. Читайте всё, что попадается под руку. Я всегда советую людям, желающим писать фэнтези, или научную , или любовные романы, перестать читать эти жанры и взяться за всё остальное: от Джона Баньяна до Антонии Байетт.
  2. Найдите автора, которым восхищаетесь (моим был Конрад), и копируйте его сюжеты и героев для собственной истории. Будьте художником, который подражает мастеру, чтобы научиться рисовать.
  3. Если пишете сюжетно-ориентированную прозу, представляйте главных героев и основные темы в первой трети. Можете называть её введением.
  4. Развивайте темы и героев во второй трети - развитии произведения.
  5. Завершайте темы, раскрывайте тайны и прочее в финальной трети - развязке.
  6. Когда возможно, сопровождайте знакомства с героями и их философствования различными действиями. Это помогает сохранить драматическое напряжение.
  7. Кнутом и пряником: герои должны быть преследуемы (одержимостью или злодеем) и преследовать (идеи, объекты, личностей, тайны).

flavorwire.com

Американский писатель XX века. Прославился такими скандальными для своего времени произведениями, как «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Чёрная весна».

  1. Работайте над чем-то одним, пока не закончите.
  2. Не нервничайте. Работайте спокойно и с радостью, чем бы вы ни занимались.
  3. Действуйте по плану, а не по настроению. Останавливайтесь в назначенное время.
  4. Когда , работайте.
  5. Цементируйте понемногу каждый день, вместо того чтобы вносить новые удобрения.
  6. Оставайтесь человеком! Встречайтесь с людьми, посещайте разные места, выпивайте, если хотите.
  7. Не превращайтесь в ломовую лошадь! Работайте только с удовольствием.
  8. Отступайте от плана, если вам это необходимо, но возвращайтесь к нему на следующий день. Фокусируйтесь. Конкретизируйте. Исключайте.
  9. Забудьте о книгах, которые хотите написать. Думайте только о той, что пишете.
  10. Пишите быстро и всегда. Рисование, музыка, друзья, кино - всё это после работы.

www.paperbackparis.com

Один из известнейших фантастов нашего времени. Из-под его пера вышли такие работы, как «Американские боги» и «Звёздная пыль». Впрочем, экранизировали .

  1. Пишите.
  2. Добавляйте слово за словом. Найдите подходящее слово, запишите его.
  3. Закончите то, что пишете. Чего бы вам это ни стоило, доведите начатое до конца.
  4. Отложите записи в сторону. Прочтите их, как будто делаете это впервые. Покажите работу друзьям, которые любят что-то подобное и чьё мнение вы уважаете.
  5. Запомните: когда люди говорят, что что-то неправильно или не работает, они почти всегда правы. Когда они объясняют, что именно не так и как это исправить, они почти всегда ошибаются.
  6. Исправьте ошибки. Помните: вам придётся отпустить работу ещё до того, как она станет идеальной, и начать следующую. - это погоня за горизонтом. Двигайтесь дальше.
  7. Смейтесь над своими шутками.
  8. Главное правило письма: если вы творите с достаточной уверенностью в себе, можете делать что угодно. Это также может быть правилом всей жизни. Но для письма оно подходит лучше всего.

moiarussia.ru

Мастер короткой прозы и классик русской литературы, который едва ли нуждается в представлении.

  1. Предполагается, что пишущий, кроме обыкновенных умственных способностей, должен иметь за собою опыт. Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы, самый же низший - натуры нетронутые и неиспорченные.
  2. Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей… Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи.
  3. Стать же писателем, которого печатают и читают, очень трудно. Для этого: будь и имей талант величиною хотя бы с чечевичное зерно. За отсутствием больших талантов дороги и маленькие.
  4. Если хочешь писать, то поступай так. Избери сначала тему. Тут дана тебе полная свобода. Можешь употребить произвол и даже самоуправство. Но, дабы не открыть во второй раз Америки и не изобрести вторично пороха, избегай тем, которые давным-давно уже заезжены.
  5. Давая волю фантазии, придержи руку. Не давай ей гнаться за количеством строк. Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают. Краткость вообще не портит дела. Растянутая резинка стирает карандаш нисколько не лучше нерастянутой.

www.reduxpictures.com
  1. Если вы ещё ребёнок, убедитесь, что . Тратьте на это больше времени, чем на что-либо ещё.
  2. Если вы взрослый, старайтесь читать свои работы так, как это делал бы незнакомец. Или ещё лучше - как читал бы их ваш враг.
  3. Не возвышайте своё «призвание». Вы либо можете писать хорошие предложения, либо нет. «Писательского образа жизни» не существует. Важно только то, что вы оставляете на странице.
  4. Между письмом и редактурой делайте существенные паузы.
  5. Пишите на компьютере, который не подключён к интернету.
  6. Защищайте рабочее время и пространство. Даже от самых важных для вас людей.
  7. Не путайте почести и достижения.


Просмотров