Татьяна толстая. Фбфшсоб фпмуфбс Татьяна толстая известная писательница

б С ОЕ ЙЪ бНЕТЙЛЙ.

бм: б ПФЛХДБ?

фф: у зЕВТЙДУЛЙИ ПУФТПЧПЧ.

бм: б ЗДЕ ЬФП?

фф: оБ ЪБРБДЕ ПФ ыПФМБОДЙЙ.

бм: рЕТЧЩК ТБЪ УМЩЫХ. чЩ ФБН ДПМЗП ЦЙМЙ, ЙМЙ ОБ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЛПОЖЕТЕОГЙА ЪБЕИБМЙ?

фф: оЙ ФП, ОЙ ДТХЗПЕ. нЩ У НХЦЕН МПЧЙМЙ УЛХНВТЙА ОБ УБНПДХТ.

бм: й ЛБЛ, ЧЩЫМП?

фф: б ЛБЛ ЦЕ.

бм: еУФШ-ФП УФБМЙ РПФПН?

фф: оЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ. уЛХНВТЙА ТЕЦХФ РПРПМБН Й ЪБЛМБДЩЧБАФ Ч ЧЕТЫХ ДМС МПЧМЙ ПНБТПЧ.

бм: б ПНБТПЧ-ФП ИПФШ ЕМЙ?

фф: у ЛТЙЛБНЙ ЧПУФПТЗБ.

бм: б Ч бНЕТЙЛЕ ПНБТЩ Х ЧБУ ОЕ МПЧЙМЙУШ?

фф: фБН ОЕЛПЗДБ.

бм: с ДХНБМ, ЮФП ЧЩ ФБН Й ТБВПФБЕФЕ Й ЦЙЧЕФЕ.

фф: рПЛБ ТБВПФБА - ЦЙЧХ. б ЛБЛ УЕНЕУФТ ЛПОЮЙФУС - ХЕЪЦБА.

бм: пНБТПЧ МПЧЙФШ?

фф: лБЛ РПЧЕЪЕФ. зМБЧОПЕ - ЧПО ПФФХДБ.

бм: б ФБН ЧБН ОЕ ПЮЕОШ ОТБЧЙФУС, УХДС РП ЧУЕНХ?

фф: оЕ ПЮЕОШ.

бм: б ХЕЪЦБС ПФФХДБ ЧЩ УЧСЪШ У НЙТПН ОЕ ФЕТСЕФЕ?

фф: у ЛПФПТЩН НЙТПН, БНЕТЙЛБОУЛЙН? фЕТСА. оП РПФПН С РТЙЕЪЦБА ОБЪБД, Б ПО ПРСФШ УФПЙФ ЛБЛ УФПСМ. юФП ЕНХ УДЕМБЕФУС? пО РТПЮОЩК.

бм: лПНРШАФЕТ, УНПФТА, Х ЧБУ ЕУФШ, Б НПДЕНПН РПМШЪХЕФЕУШ?

фф: рПМШЪХАУШ.

бм: фП ЕУФШ, Й йОФЕТОЕФ Й ЧУЕ ФБЛПЕ ЧБУ ОЕ РХЗБЕФ?

фф: пДОХ НЙОХФПЮЛХ. юФП ЪОБЮЙФ "ФП ЕУФШ". рПМШЪХАУШ, ОП РБОЙЮЕУЛЙ РХЗБАУШ. лБЛ Й ЧУЕИ РТЙВПТПЧ, ЛПФПТЩЕ ОХЦОП ЧФЩЛБФШ Ч УЕФШ. бВУПМАФОП ОЙЮЕЗП ОЕ РПОЙНБА ОЙ Ч ЬМЕЛФТПОЙЛЕ, ОЙ Ч ЬМЕНЕОФБТОПН ЬМЕЛФТЙЮЕУФЧЕ. лБЛ ЗПЧПТЙМБ НПС УПУЕДЛБ РП РМПЭБДЛЕ: "пК, НБФХЫЛЙ, ЧУЕ ФЕМП ФТХУЙФУС". оП ФБЛ ЛБЛ ДЕЧБФШУС ОЕЛХДБ, РТЙИПДЙФУС, У вПЦШЕК РПНПЭША, РТЕПДПМЕЧБС РБНПТЛЙ, ОБЦЙНБФШ ЛОПРЛЙ Й РПМШЪПЧБФШУС. нОЕ НОПЗП ТБЪ РЩФБМЙУШ ПВЯСУОЙФШ, ЮФП ФБЛПЕ йОФЕТОЕФ, ОП ХЧЙДЕЧ ОБ НПЕН МЙГЕ ВМБЦЕООХА ХМЩВЛХ ЙДЙПФБ, ФЙИП ПФИПДЙМЙ, ОЕ ЪБЛПОЮЙЧ ПВЯСУОЕОЙС.

бм: с ЧБН ФПЗДБ ОЕ ВХДХ ПВ йОФЕТОЕФЕ ЗПЧПТЙФШ.

фф: оЕФ, ПФЮЕЗП ЦЕ?

бм: юФПВЩ С ФЙИП ОЕ ПФПЫЕМ, ХЧЙДЕЧ ХМЩВЛХ.

фф: оЕ ОБДП ПФЮБЙЧБФШУС. ьМЕЛФТПООХА РПЮФХ С ПЮЕОШ ИПТПЫП ПУЧПЙМБ. еУМЙ НЕОС РТЙУПЕДЙОЙФШ Л йОФЕТОЕФХ, Й РПУЙДЕФШ УП НОПК РБТХ ДОЕК, ПВЯСУОСС, ЛБЛХА ЛОПРПЮЛХ ОБЦЙНБФШ, ФП С ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС ХДЕТЦХ РПМХЮЕООЩЕ УЧЕДЕОЙС Ч ЗПМПЧЕ.

бм: б ЛБЛ ЦЕ ЧЩ У НПДЕНПН Й ВЕЪ йОФЕТОЕФБ?

фф: фБЛ С ЛХРЙМБ НПДЕН ДМС РПМШЪПЧБОЙС ЬМЕЛФТПООПК РПЮФПК.

бм: б ТБЪЧЕ ЬФП ОЕ йОФЕТОЕФ??

фф: оЕ ЪБДХТЙЧБКФЕ НОЕ ЗПМПЧХ. с ЦЕОЭЙОБ УМБВБС, ВЕЪЪБЭЙФОБС. б ЧЩ ФБЛЙЕ УМПЧБ...

бм: ъОБЮЙФ, ЧЩ ИПФЙФЕ УЛБЪБФШ, ЮФП ОЙЮЕН, ЛТПНЕ ЬМЕЛФТПООПК РПЮФЩ, ЧЩ Й ОЕ РПМШЪХЕФЕУШ.

фф: тЕРМЙЛБ Ч УФПТПОХ: РТЙУФБМ, ЛБЛ ВБООЩК МЙУФ... оХ ИПТПЫП, НПДЕН С ЛХРЙМБ ОЕДБЧОП. оЕДЕМА РХФБМБУШ Ч РТПЧПДБИ. рПФПН ОБМБДЙМБ ЬМЕЛФТПООХА РЕТЕРЙУЛХ. ьФБ РЕТЕРЙУЛБ ПФОСМБ Х НЕОС ЛХЮХ ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ, РПФПНХ ЮФП ОБ НЕОС, ЛБЛ ОБ УЧЕЦЕЗП РПМШЪПЧБФЕМС, ОБЛЙОХМЙУШ ЧУЕ НПЙ ЪОБЛПНЩЕ, ЛПФПТЩЕ ДБЧОП ЦДБМЙ ОПЧЕОШЛПЗП. чУЕ ЬФП ВЩМП ПЮЕОШ РТЙСФОП Й ЙОФЕТЕУОП, ОП ЧЕДШ Й ТБВПФБФШ ФПЦЕ ОБДП. б ЕУМЙ С ВХДХ РПМШЪПЧБФШУС йОФЕТОЕФПН Ч ВПМЕЕ ЫЙТПЛПН ПВЯЕНЕ, ФП Х НЕОС УПЧУЕН ЧТЕНЕОЙ ОЕ ПУФБОЕФУС. рПЬФПНХ С ЬФПФ НПНЕОФ ПФЛМБДЩЧБА.

бм: оП ЧЩ РТЕДУФБЧМСЕФЕ УЕВЕ, ЮФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПКФЙ Ч мЙФЕТБФХТОПЕ лБЖЕ, ЧБН ОБДП ВХДЕФ РТЕПДПМЕФШ ТХВЕЦ ПДОПК ФПМШЛП РПЮФЩ?

фф: й ЮФП?

бм: оХ Й УНПЦЕФЕ ЬФП ЙОФЕТЧША РТПЮЕУФШ.

фф: у УПВПК? фБЛ С Й ФБЛ ЪОБА, ЮФП С ДХНБА.

бм: оХ, ФХФ ОЕ ФПМШЛП ЧЩ, ЪБ ДТХЗЙНЙ "УФПМЙЛБНЙ" ЕЭЕ МАДЙ ЕУФШ.

фф: ьФП ДТХЗПЕ ДЕМП.

бм: б ЛБЛ ЧЩ ПФОПУЙФЕУШ Л УПУЕДУФЧХ ФБЛПНХ - рТЙЗПЧ, рЕМЕЧЙО, зБОДМЕЧУЛЙК, лБМЕДЙО?

фф: ч ЧЩУЫЕК УФЕРЕОЙ РПМПЦЙФЕМШОП. чУЕ ЬФП РТЕЛТБУОЩЕ РЙУБФЕМЙ. ъБ УФПМЙЛБНЙ ЙМЙ ОБ УФХМЙЛБИ, ОП ЧУЕ ПОЙ, ЧНЕУФЕ Й РПТПЪОШ, ПРТПЧЕТЗБАФ НПДОЩЕ УФПОЩ П ФПН, ЮФП Х ОБУ ОЕФ МЙФЕТБФХТЩ.

бм: ьФПФ УФПО Х ОБУ ЛТЙФЙЛПК ЪПЧЕФУС.

фф: фБЛПЧБ ТХУУЛБС ФТБДЙГЙС: УФПОБФШ - ЬФП ЧЩУЫЙК ЫЙЛ. с ДХНБА, ЮФП Х ЬФПЗП ЧППВЭЕ ЗМХВПЛЙЕ ЛПТОЙ.

бм: чЩ ЦЕ УЛБЪБМЙ, ЮФП УФПОЩ НПДОЩЕ.

фф: рТБЧЙМШОП. нПДБ ОБ ЛПТОЙ. ъБХОЩЧОЩЕ ТХУУЛЙЕ РЕУОЙ, РМБЮЙ. "фЩ ЗПТЙ, ДПЗПТБК, НПС МХЮЙОБ, ДПЗПТА У ФПВПК Й С". рПЕЫШ, РМБЮЕЫШ, ФБЛ УЕВС ЦБМЛП, ФБЛ УЕВЕ ОТБЧЙЫШУС. лТПНЕ ФПЗП, ЕУМЙ ПВЯСЧМСЕЫШ, ЮФП ТХУУЛБС МЙФЕТБФХТБ ЛПОЮЙМБУШ, ЙМЙ ОЕ ОБЮЙОБМБУШ, ЙМЙ ЦЕ ПОБ ЧУС ОБУЛЧПЪШ ЗОЙМБС, - РТЙЧМЕЛБЕЫШ ЧОЙНБОЙЕ ПЛТХЦБАЭЙИ. фБЛ ВПМШОЩЕ Ч РТЕДВБООЙЛЕ Х ЧТБЮБ МАВСФ ДЕНПОУФТЙТПЧБФШ СЪЧЩ, РЕТЕМПНЩ, ЗОЙМЩЕ ЪХВЩ, ЮФП Х ЛПЗП. зПТДСФУС. б ЕУМЙ ВХДЕЫШ ЧЩУФХРБФШ У ЪБСЧМЕОЙСНЙ, ЮФП Х ОБУ НОПЗП ИПТПЫЙИ, ЙОФЕТЕУОЩИ РЙУБФЕМЕК, ФП ФЕВЕ УЕКЮБУ ЦЕ УЛБЦХФ: "лБЛЙЕ РЙУБФЕМЙ? ьфп РЙУБФЕМЙ? дБ ЛБЛЙЕ ЦЕ ЬФП РЙУБФЕМЙ?" рПФПНХ ЮФП ЖЩТЛБФШ - ЬФП ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ЪБЭЙЭЕООБС РПЪЙГЙС.

бм: б РПЮЕНХ ЕЭЕ ОЕ ФБЛ ДБЧОП УЮЙФБМПУШ, ЮФП ИПТПЫЙЕ РЙУБФЕМЙ ЕУФШ, Й П ОЙИ Й РЙУБМЙ Й ЗПЧПТЙМЙ?

фф: рПФПНХ ЮФП ЛПЗДБ ЙЛТЩ ОЕФ, ПОБ ЛБЦЕФУС ЧЛХУОПК, Б ЛПЗДБ ПОБ ОБ ЛБЦДПН ХЗМХ, ФП ЕЕ ОЙЛФП ОЕ ВЕТЕФ. чЛХУ-ФП ЕЕ ПФ ЬФПЗП ОЕ НЕОСЕФУС.

бм: ъОБЮЙФ ЙЛТХ ТХЗБАФ Й ЗПЧПТСФ, ЮФП ИПТПЫЕК ОЕФ. юФП ЦЕ ФПЗДБ ОХЦОП?

фф: уНЕОЙН НЕФБЖПТХ. уЛБЪЛХ П ТЩВБЛЕ Й ТЩВЛЕ ЮЙФБМЙ? юЕМПЧЕЛХ УЧПКУФЧЕООП ЪБЦЙТБФШУС. дЕМП ОЕ Ч ФПН, ЮФП Х ОБУ ОЕФ ИПТПЫЙИ РЙУБФЕМЕК, Б Ч ФПН, ЮФП ЙИ УМЙЫЛПН НОПЗП. л ОЙН РТЙЧЩЛМЙ, ИПФСФ ВПМШЫЕЗП, ЕЭЕ ВПМШЫЕЗП, ЕЭЕ ВПМШЫЕЗП. чПУЛТЕУОЙ УЕКЮБУ ИПФШ ыЕЛУРЙТ, ИПФШ дБОФЕ, ИПФШ мЕЧ фПМУФПК, ИПФШ оБВПЛПЧ - ЙИ ОЕ ФП ЮФП ПРМААФ, ПОЙ ХЦЕ ПРМЕЧБОЩ, - Б РТПУФП ЪЕЧОХФ, Й УЛБЦХФ - ОХ Й ЮФП? еУМЙ ХЦ ЪБЗПЧПТЙМЙ П УЛБЪЛБИ, ОБРПНОА УЧПА МАВЙНХА УЛБЪЛХ РТП МЙУХ Й ДТПЪДБ. чЛТБФГЕ: РПКНБМБ МЙУБ ДТПЪДБ Й ЙЪДЕЧБЕФУС: "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБЛПТНЙ НЕОС". оБЛПТНЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБРПЙ НЕОС". оБРПЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБУНЕЫЙ НЕОС". оБУНЕЫЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, Б ФЕРЕТШ ОБРХЗБК НЕОС". дТПЪД ЧЕМЕМ ЕК ЧЩУФБЧЙФШ ИЧПУФ ЙЪ ОПТЩ, НЙНП ВЕЦБМЙ УПВБЛЙ Й УИЧБФЙМЙ ПВОБЗМЕЧЫХА МЙУХ. дТПЪД ЧПУРПМШЪПЧБМУС УЙФХБГЙЕК Й УРБУУС.

бм: б УЕКЮБУ РПМХЮБЕФУС, ЮФП ОБУ РХЗБАФ, Б ОБН ОЕ УФТБЫОП?

фф: дБ, НПЦОП Й ФБЛ УЛБЪБФШ. чППВЭЕ ЬФБ ЙУФПТЙС У МЙУПК ОБРПНЙОБЕФ ЙУФПТЙА МЙФЕТБФХТЩ - ФЕ ЦЕ УФБДЙЙ. рХВМЙЛБ Й ЛТЙФЙЛЙ, ЛБЛ ЕЕ ОБЙВПМЕЕ ТБЪЗПЧПТЮЙЧБС ЮБУФШ, ЛБРТЙЪОЙЮБАФ Й ИПФСФ ЧУЕ ВПМШЫЕЗП Й ВПМШЫЕЗП. мАДЙ РПРТПЭЕ Ч ЛБЛПК-ФП НПНЕОФ ВТПУБАФ ЙЗТБФШ Ч ЬФХ ЙЗТХ Й ОБЮЙОБАФ ЮЙФБФШ ОЕ МЙФЕТБФХТХ, Б ФХ ДТСОШ, ЮФП Ч МБТШЛБИ. ьФП ИПФШ ЮЕУФОЕЕ. б ЛТЙФЙЛЙ МАВСФ ЧЩТБЦБФШ ОЕХДПЧПМШУФЧЙЕ РТПЮЙФБООЩН. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЬФПЗП УДЕМБМЙ ГЕМХА РТПЖЕУУЙА. фБЛ ЮФП ДХНБЕЫШ: ТБЪ ФЕВЕ ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ОТБЧЙФУС, ТБЪ ФЩ ФБЛ НХЮБЕЫШУС, НПЦЕФ, ФПЦЕ ВТПУЙЫШ. еУФШ, ОБРТЙНЕТ, ФБЛПК ЛТЙФЙЛ, вПТЙУ лХЪШНЙОУЛЙК. уФПЙФ ЛПНХ-ОЙВХДШ ЮФП-ОЙВХДШ ОБРЙУБФШ, ПО ФБЛ УФТБЫОП ЧЙЪЦЙФ Й ВТБОЙФУС, ЛБЛ ВХДФП Х ОЕЗП ЮФП-ФП ПФОСМЙ. вЕДОЩК. вПМШОПК, ОБЧЕТОПЕ.

бм: рП-ЧБЫЕНХ, Ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС РПСЧЙМПУШ НОПЗП ИПТПЫЙИ РЙУБФЕМЕК, ЙИ ОЙЛФП ОЕ МАВЙФ Й ОЕ ЮЙФБЕФ. б ЧЩ ЧППВЭЕ РЕТЕУФБМЙ РЙУБФШ ТБУУЛБЪЩ Й ЪБОСМЙУШ РХВМЙГЙУФЙЛПК.

фф: ьФП ДЧБ ТБЪОЩИ ЧПРТПУБ. дП УЙИ РПТ С ПФЧЕЮБМБ ОБ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ ОЕ ЛБЛ РЙУБФЕМШ, Б ЛБЛ ЮЙФБФЕМШ. с ЧППВЭЕ МАВМА ЮЙФБФШ. рПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ НОЕ, ЛБЛ ЮЙФБФЕМА ВЩМП ОЕ УЛХЮОП. юФП ЦЕ ЛБУБЕФУС ФПЗП, ЮФП С УБНБ ДЕМБА, ЬФП ЧППВЭЕ ДТХЗБС ФЕНБ.

бм: б ЮФП ЧЩ УБНЙ ДЕМБЕФЕ, ЛБЛ РЙУБФЕМШ?

фф: п-ИП-ИП... с ПДОПЧТЕНЕООП ДПРЙУЩЧБА ПДЙО ТПНБО ЙМЙ РПЧЕУФШ - ОЕ ЪОБА, ОБЮБМБ РЙУБФШ ЧФПТПК Й РТПДХНЩЧБА ФТЕФЙК.

бм: п ЮЕН?

фф: оБ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ С ОЕ ПФЧЕЮБА. дПРЙЫХ - ОБРЕЮБФБА.

бм: лБЛ ЦЕ РПМХЮБЕФУС, ЮФП ЧЩ ЧУА ЦЙЪОШ РЙУБМЙ ТБУУЛБЪЩ, Б УЕКЮБУ РЙЫЕФЕ УТБЪХ ФТЙ ТПНБОБ?

фф: рПМПЦЙН, ОЕ ЧУА ЦЙЪОШ. оБЮБМБ РЙУБФШ РПЪДОП. оБРЙУБМБ, УЛПМШЛП ОБРЙУБМПУШ. рПФПН, ДХНБА, ОБДП РПРТПВПЧБФШ ЮФП-ФП ДТХЗПЕ. дТХЗЙЕ ЦБОТЩ. ч ЗБЪЕФЕ "нПУЛПЧУЛЙЕ ОПЧПУФЙ" Х НЕОС ВЩМБ ЛПМПОЛБ "уЧПС ЛПМПЛПМШОС". оЕ ЪОБА, ЛБЛ ПРТЕДЕМЙФШ ЬФПФ ЦБОТ, ОП НЕОС ПЮЕОШ ХУФТБЙЧБМП, ЮФП ЬФП ОЕЮФП ЧТПДЕ ПЮЕОШ ЛПТПФЛЙИ, РПМХИХДПЦЕУФЧЕООЩИ-РПМХДПЛХНЕОФБМШОЩИ ТБУУЛБЪЙЛПЧ ЙЪ ЦЙЪОЙ. с ЬФП ЧПУРТЙОЙНБМБ, ЛБЛ ЧРПМОЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ФЧПТЮЕУФЧП. ьФП ЧППВЭЕ ЙОФЕТЕУОП, ЛПЗДБ ФЩ ПЗТБОЙЮЕО ЮЕН-ОЙВХДШ: ОБРТЙНЕТ, Ч "но" ДБАФ ФПМШЛП ЮЕФЩТЕ УФТБОЙГЩ ФЕЛУФБ. йМЙ, ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, С РЙУБМБ ТЕГЕОЪЙЙ ДМС БНЕТЙЛБОУЛПЗП ЦХТОБМБ "The New York Review of Books". фБН УЧПЙ ПЗТБОЙЮЕОЙС. чП-РЕТЧЩИ, ЬФП ЧУЕ-ФБЛЙ ТЕГЕОЪЙС. чП-ЧФПТЩИ, ФЩ ДПМЦЕО РПУФБЧЙФШ ОЕЛХА ЛОЙЗХ, Ч НПЕН УМХЮБЕ ТХУУЛХА, Ч ЛХМШФХТОЩК ЛПОФЕЛУФ. бНЕТЙЛБОГБН ЦЕ ТХУУЛЙК ЛПОФЕЛУФ, ЛБЛ РТБЧЙМП, УПЧЕТЫЕООП ОЕ ЪОБЛПН. еУМЙ ПОЙ ХВЕЦДЕОЩ, ЮФП ЧП ЧТЕНС чФПТПК нЙТПЧПК ЧПКОЩ тПУУЙС ЧПЕЧБМБ ОБ УФПТПОЕ зЙФМЕТБ, ФП П ЮЕН ЗПЧПТЙФШ. лПЗДБ РЙЫЕЫШ ДМС БНЕТЙЛБОГЕЧ, ФП РТЙИПДЙФУС ПВЯСУОСФШ НОПЗП ПЮЕЧЙДОЩИ ЧЕЭЕК. ч еЧТПРЕ ЬФПЗП ДЕМБФШ ОЕ ОХЦОП. оП ОБРЙУБФШ ОБДП ФБЛ, ЮФПВЩ ЮЙФБФЕМШ ОЕ ЮХЧУФЧПЧБМ, ЮФП ЕЗП УЮЙФБАФ ОЕЧЕЦДПК. б ЛТПНЕ ФПЗП, ЦЕМБФЕМШОП РПУНЕЫЙФШ.

бм: б ЧЩ БНЕТЙЛБОГЕЧ РП-БОЗМЙКУЛЙ Й УНЕЫЙФЕ?

фф: оЕФ, ЬФП ФТХДОП. с РЙЫХ ФПМШЛП Й ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РП-ТХУУЛЙ. х НЕОС ПФМЙЮОБС РЕТЕЧПДЮЙГБ - дЦЕНЙ зБНВТЕММ. юФП Ц С ВХДХ НХЮЙФШУС, УПЮЙОСФШ ОБ ЮХЦПН СЪЩЛЕ, ЛПЗДБ ЬФП Й РП-ТХУУЛЙ ОЕ МЕЗЛП. нОЕ, ЛУФБФЙ, ЦБМЛП, ЮФП НПЙ ТЕГЕОЪЙЙ (ПОЙ ЙОПЗДБ РЕТЕТБУФБАФ Ч ЬУУЕ) ОЕДПУФХРОЩ ТХУУЛПНХ ЮЙФБФЕМА.

бм: оЕ Ч РПУМЕДОАА ПЮЕТЕДШ ДМС ЬФПЗП Й УХЭЕУФЧХЕФ мЙФЕТБФХТОПЕ лБЖЕ.

фф: дБК ФЕ вПЗ ЪДПТПЧШЙЮЛБ, УЩОПЮЕЛ, ФЕВЕ Й ДЕФЛБН ФЧПЙН, ЧУА-ФП ЦЙЪОШ ЪБ ФЕВС зПУРПДБ НПМЙФШ ВХДХ.

бм: б ЮФП ЧЩ ЧППВЭЕ ДХНБЕФЕ ПВ ЙДЕЕ ФБЛПЗП мЙФЕТБФХТОПЗП лБЖЕ Ч йОФЕТОЕФЕ?

фф: йДЕС ЪБНЕЮБФЕМШОБС, РПФПНХ ЮФП ПОБ РТЙНЙТСЕФ НЕОС У ЬМЕЛФТПООЩН ЖПТНБФПН ЛХМШФХТЩ. чППВЭЕ, ПВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФБЛПК ЙОФЕТЕУОЩК ЖБЛФ: ТБЪЧЙФЙЕ ФЕМЕЖПОБ ЧТПДЕ ВЩ ХВЙМП ЬРЙУФПМСТОЩК ЦБОТ. б ЬМЕЛФТПООБС РПЮФБ ЕЗП ЧПЪТПДЙМБ. лФП ВЩ НПЗ РПДХНБФШ. чЕДШ МАДЙ ЦЙЧХФ ОБ ФБЛЙИ ВПМШЫЙИ ТБУУФПСОЙСИ, Б ФЕМЕЖПО ФБЛ ДПТПЗ - Й ЧПФ РПСЧМСЕФУС e-mail Й ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН. оПТНБМШОЩЕ ЗЕТПЙ ЧУЕЗДБ ЙДХФ Ч ПВИПД. чПФ С ФПТЮХ Ч бНЕТЙЛЕ. тХУУЛЙЕ ЦХТОБМЩ ДПТПЗЙ, РПЪДОП Й ТЕДЛП ДПИПДСФ. б ЙОПЗДБ ИПЮЕФУС ЧПФ УЕКЮБУ, УТБЪХ, РПМЙУФБФШ ЛОЙЗХ ФБЛПЗП-ФП РЙУБФЕМС ЙМЙ ХЪОБФШ, ЮФП ПО ЧППВЭЕ ФБН УЕВЕ УЙДЙФ Й ДХНБЕФ.

бм: й ЮФП ВЩ ЧЩ ИПФЕМЙ РПЦЕМБФШ ФЕН, ЛФП УЕКЮБУ ДПЮЙФЩЧБЕФ ЙОФЕТЧША У ЧБНЙ Й ЧПФ-ЧПФ ОБЮОЕФ ЮЙФБФШ ЧБЫЙ ТБУУЛБЪЩ, ЛПФПТЩЕ, ОБУЛПМШЛП С ЪОБА, ЙЪДБЧБМЙУШ ПЮЕОШ ОЕЮБУФП?

фф: нОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ ОЕ РПЦЕМБФШ, Б РПРТПУЙФШ. юФПВЩ ЮЙФБМЙ ФЕ ФЕЛУФЩ, ЛПФПТЩЕ С ПФДБА ОБ йОФЕТОЕФ, Б ЕУМЙ РПОТБЧЙФУС, ФП, НПЦЕФ, ЛБЛ-ОЙВХДШ ПФЛМЙЛОХМЙУШ ВЩ. б С У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РПЮЙФБА ДТХЗЙИ.

Татьяна Никитична Толстая – писатель, телеведущая интеллектуальной передачи «Школа злословия», автор романа «Кысь».

Татьяна родилась в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в мае 1951 года. Семья писательницы такая же колоритная и необычная, как и Татьяна. Дедушка по маминой линии – известный литературный переводчик Михаил Лозинский, поэт. Дедушка по отцу – знаменитый писатель , создавший незабвенный «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и «Гиперболоид инженера Гарина». Жена Толстого, бабушка Татьяны Никитичны, поэтесса Наталия Крандиевская.

Добился успехов и отец Татьяны Толстой, который пошел не по литературной, а по научной линии и стал профессором физики.

В доме, в котором родилась будущая писательница, всегда было шумно и весело. Ведь у Толстых росло 7 сыновей и дочерей. Позднее сестра Татьяны Наталья также стала писателем и преподавателем шведского языка. Филологией и историей периода холодной войны увлекся и брат Иван, высказывания которого можно услышать на радио «Свобода». Естественным наукам посвятил себя брат Михаил, который, помимо физики, позднее обратил внимание на политологию.


В детстве Татьяна увлеклась чтением. Окончив школу, девушка отправилась поступать в Ленинградский университет, выбрав классическую филологию. Здесь Толстая изучала литературу и два языка – латынь и греческий.

По окончании университета в 1974 году будущая писательница и телеведущая переехала в столицу вместе с мужем, филологом-классиком .

Книги и телевидение

В столице литератор из Питера устраивается корректором в редакции издательства «Наука». Здесь началась литературная биография Татьяны Толстой. Дебют писательницы – это критическая статья «Клеем и ножницами…», опубликованная в журнале «Вопросы литературы» в 1983 году.


Как позже поделилась Татьяна Никитична, взяться за перо самой, а не только читать и рецензировать чужие произведения, девушку заставило банальное обстоятельство. После произведенной на глаза операции Татьяне пришлось месяц пролежать с повязкой. От безделья, чтобы скоротать время, Татьяна Никитична начала сочинять тексты. Так родились первые сюжеты будущих произведений писательницы Толстой.

Сняв повязку, Татьяна Толстая сразу же взялась переносить фантазии на бумагу. Так родился дебютный рассказ, вышедший в популярном журнале «Аврора» под названием «На золотом крыльце сидели…». Рассказ тут же был признан лучшим литературным дебютом 1980-ых. Вдохновленная успехом, Толстая пишет еще два десятка рассказов, которые были напечатаны с 1984-го по 1988-ой годы – «Свидание с птицей», «Соня», «Чистый лист», «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «Охота на мамонта» и другие. Эти произведения охотно приняли модные «толстые» журналы – «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь».


Первый сборник рассказов питерской писательницы получил такое же название, как и первый рассказ. Почитатели таланта Татьяны Никитичны смогли приобрести книгу в 1987 году.

Вскоре после издания сборника Татьяну Толстую приняли в Союз писателей СССР. Но вот советская критика отреагировала на произведения нового члена Союза писателей довольно холодно. Молодого литератора упрекали в «густом» письме, умничанье и шаблонности произведений.

Тем не менее, число поклонников творчества Татьяны Толстой росло стремительно. Молодой автор с острым умом и оригинальной точкой зрения, не боящийся резкости и броских красок, Толстая стремительно ворвалась в современную литературную тусовку. Писательница слывет интеллектуалкой и даже бунтаркой. Героями произведений становятся неожиданные персонажи – старорежимные старушки, инвалиды детства, городские сумасшедшие и бомжи. Особо резко высмеивается мещанство и потребительская психология современного общества.


В 1989 году Татьяну Толстую приняли в Российский ПЕН-центр. А в следующем году писательница отправилась в США, где предложили преподавать русскую литературу и письмо в одном из колледжей, расположенном в Принстоне. В этот период Толстая сотрудничает с известными журналами, среди которых «The New Yorker» и «TLS».

Все 1990-ые Татьяна Никитична регулярно наведывалась в Америку, где читала лекции в разных университетах. Толстая по нескольку месяцев жила в США и вскоре заметила, что под влиянием окружающей среды язык эмигрантов наполняется «недословами», некими уродливыми гибридами нескольких языков. Детально это явление остроумная писательница сумела отобразить в эссе «Надежда и опора».

В 90-е не забывала Татьяна и родину, где в еженедельнике «Московские новости» писательнице предоставили собственную рубрику под названием «Своя колокольня». В журнале «Столица» Толстая занимала пост редактора. Статьи литератора появлялись также в издании «Русский телеграф». За рубежом Татьяна Толстая принялась за создание переводов собственных произведений, благодаря чему приобрела мировую литературную славу. В 1998 году вместе с сестрой Натальей Толстой выпустила книгу «Сестры».


В России, куда писательница окончательно вернулась в 1999 году, Татьяна Толстая вернулась к журналистской и преподавательской деятельности.

В 2000 году появился первый роман Татьяны Толстой, названный «Кысь». Произведение было встречено неоднозначно, но приобрело множество поклонников. В книге речь пошла о России, пережившей ядерный взрыв, после которого интеллектуальные способности населения резко снизились. Первобытные инстинкты заменили человеку нормы морали и нравственности. В романе, созданном без единого положительно персонажа, каждая строчка сквозит сарказмом. Создательнице роман принес премию «Триумф» и вскоре превратился в бестселлер. Сюжет неоднократно становился основой для сценических постановок, в том числе и для радиоспектакля.

А в следующем году вышло еще три книги Толстой: сборники рассказов «День», «Ночь» и «Двое», тираж которых составил 200 тысяч экземпляров. В этом же году писательница была удостоена премии XIV Московской Международной книжной ярмарки в категории «Проза».


С 2002-го Татьяна Никитична Толстая появилась на экране. Сначала в передаче «Основной инстинкт», а потом и в «Школе злословия». Последнее ток-шоу она вела вместе с . Передача стала любимой для многих интеллектуалов и принесла ведущим премию «ТЭФИ». Позже Толстая появилась в еще одном шоу под названием «Минута славы».

В начале 2000-х библиография Татьяны Толстой пополняется работами «Изюм», «Круг», «Белые стены», «Женский день», «Не Кысь», «Река». В 2010 году Толстая вместе с племянницей Ольгой Прохоровой публикует первую книгу для детей, которая получила название «Та самая Азбука ». Здесь прослеживается связь с известнейшим произведением деда Татьяны Никитичны «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В 2010 году литератору вручается ряд международных премий. Через два года радиостанция «Эхо Москвы» и журнал «Огонек» помещает имя писательницы в список «Ста самых влиятельных женщин России». В 2014 году после выпуска повестей «На малом огне», «Невидимая дева», «Легкие миры» Татьяна Толстая становится лауреатом литературной премии Белкина. Через год писательница порадовала поклонников сборниками «Войлочный век» и «Девушка в цвету».


Еще один талант Татьяны Толстой – кулинария. За плечами писательницы большой багаж рецептов приготовления блюд европейской и русской кухни. Описание приготовления пирогов, салатов, тортов писательница размещает на собственной страничке в «

Дата рождения: 03.05.1951

Российская писательница, публицист и телеведущая. Проза Толстой переведена на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки.

Родилась в г.Ленинграде, в большой семье (7 детей) с богатыми литературными традициями.

В 1974 году окончила отделение классической филологии Ленинградского государственного университета.

Выйдя замуж за москвича, переезжает в Москву в начале 1980-х и начинает работать в издательстве «Наука» корректором. Позднее (в 1990) уезжает в США, где преподаёт русскую литературу в Саратоге и Принстоне, сотрудничает с "New York review of books", "The New-Yorker", "TLS" и другими журналами, читает лекции в других университетах. Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Возвращается обратно в конце 90-х и активно занимается политикой, становится известна всем и каждому не только как замечательная писательница, но и как остроумный журналист (газеты "Московские новости", "Русский телеграф"). Вместе с Дуней Смирновой ведёт телепередачу "Школа злословия".

По её словам, начала писать поздно. Первая публикация – рассказ "На золотом крыльце сидели…" появился в журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьёй "Клеем и ножницами". В 1987 году вышел первый сборник её рассказов "На золотом крыльце сидели", после чего Толстую принимают в члены СП СССР.

Советская официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что "много в один присест не прочтёшь". Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя.

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка и, как правило, смотрит на своих героев "отстранённо", разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Прозу Толстой отличает присутствие высокого и низкого, романтического и бытового, сказочного и натуралистического, реального и выдуманного.

Герои её прозы в основном – простые "городские чудики" (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

Публицистика Толстой вызывает противоречивые отзывы. Тот же Борис Парамонов негодует из-за презрения автора к традиционным ценностям американской культуры, российские критики, напротив, одобряют такую позицию и порою утверждают, что эссе Толстой удачнее, чем ее проза.

Толстую относят к "новой волне" в литературе, называют одним из ярких имён "артистической прозы", уходящей своими корнями к "игровой прозе" Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского "я".

1.1. Семья Толстой богата на выдающихся людей:
⇒Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, великий русский писатель и поэт.
⇒Бабушка по отцовской линии - Наталия Толстая-Крандиевская, поэтесса.
⇒Дед с материнской стороны - Михаил Лозинский, литературный переводчик, акмеист.
⇒Прадед с материнской стороны - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
⇒Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
⇒Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).
⇒Сестра - Наталия Толстая, писательница.
⇒Брат - Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио Свобода.
⇒Брат - Михаил Никитич Толстой, известный физик, общественный деятель.
⇒Старший сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева.

1.2. О себе говорит: "Мне интересны люди "с отшиба", то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил".

1.3. Вопрос: А как вы относитесь к соседству такому - Пригов, Пелевин, Гандлевский, Каледин?
ТТ: В высшей степени положительно. Все это прекрасные писатели. За столиками или на стуликах, но все они, вместе и порознь, опровергают модные стоны о том, что у нас нет литературы.

Писатель, публицист, телеведущая Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 г. в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) в литературной семье. Является внучкой по одной линии - писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской, по другой - известного литературного переводчика Михаила Лозинского.

После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (латинский и греческий), который окончила в 1974 г.

Вышла замуж и вслед за мужем, москвичом, переехала в Москву, где устроилась на работу корректором в "Главную редакцию восточной литературы" при издательстве "Наука".

Татьяна Никитична долгое время жила в США, где преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор (город Саратога Спрингз) и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New‑Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Вернувшись в конце 1990-х гг. на родину, она занялась литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

В 2002 г. Толстая принимала участие в телепередаче "Основной инстинкт". С этого же года стала неизменной ведущей (совместно с Дуней Смирновой) телевизионного ток-шоу "Школа злословия" на канале "НТВ". В соавторстве со Смирновой написала книгу "Кухня "Школы злословия".

Татьяна Никитична была постоянным членом жюри шоу "Минута славы" (1-3 сезоны) на Первом канале.

Татьяна Толстая -

ТОЛСТАЯ, ТАТЬЯНА НИКИТИЧНА (р. 1951) – русская писательница. Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде. Отец – академик-филолог Никита Толстой, деды – писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский. В 1974 окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».

Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация – рассказ На золотом крыльце сидели… появился журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьей Клеем и ножницами.

В середине 1980-х написала и опубликовала в периодической печати около 20 рассказов (Факир , Круг , Потеря , Милая Шура , Река Оккервиль и др.) и повесть Сюжет. В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: На золотом крыльце сидели….

Официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном – простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так высказался о ее ранних рассказах: «„Эстетизм" Толстой был важнее ее „морализма"».

В 1990 уезжает преподавать русскую литературу в США, где проводит по несколько месяцев в году почти все последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки.

В 1997 отдельной книгой (Любишь – не любишь ) в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 – книга Сестры , написанная совместно с сестрой Натальей.

В 2000–2001 выходит новый роман Толстой Кысь – о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.

Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному.

В начале 2000-х переиздаются ее рассказы (Река Оккервиль , 2000, Ночь, 2001), сборник Сестры, выходит в свет книга, включившая произведения Татьяны и Натальи Толстых (День. Разное , 2001), сборник публицистики Татьяны Толстой День. Личное (2001) и ее книга Изюм (2002).

Публицистика Толстой также вызывает противоречивые отзывы.

В 2001 Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза», в том же году – престижную премию «Триумф».

С 2002 являлась соведущей (вместе со сценаристкой Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия».

Издания: На золотом крыльце сидели. Рассказы . М., «Советский писатель», 1987; Любишь – не любишь. Рассказы . М., «Олма-Пресс», 1997; Река Оккервиль. Рассказы . М., «Подкова», 2000; Кысь. Роман. «Подкова», 2000; «Иностранка», 2001; Ночь. Рассказы . М., «Подкова», 2001; Личное . М., «Подкова», 2001.

Анна Бражкина



Просмотров