Сложные схемы краж произведения искусства. Самые известные украденные и ненайденные произведения искусства

Культурным наследием человечества являются величайшие произведения, над которыми работали лучшие мастера. Кто-то вкладывал душу в картины, а кто-то творил идеальные изгибы в виде скульптур. Сегодня самые лучшие творения искусства хранятся под охраной в музеях, а их стоимость на аукционах достигает десятков миллионов долларов.

Но порой возникает соблазн украсть шедевр. Не всегда злоумышленники требуют за него выкуп или продают частным коллекционерам. Бывает так, что творения гениев попросту исчезают. За ними охотится полиция, коллекционеры, охотники за наградами, но так и не могут найти. Вот список самых знаменитых украденных произведений искусств, которые так и остаются потерянными.

Скрипка Страдивари от Давидофф-Морини. Обладание скрипкой Страдивари для музыканта - все равно, что обладание святым Граалем. Считается, что этот инструмент обладает качественным и богатым звуком. Страдивари создал инструмент, который даже через столетия пользования не потерял своих уникальных качеств. Надо просто заботиться бережно об этих уникальных скрипках. Считается, что до сегодняшнего дня сохранилось только около 650 оригинальных музыкальных инструментов от средневекового мастера. Кстати, это не только скрипки, но и альты, виолончели, арфы, гитары и мандолины. Иметь в своем распоряжении творение Страдивари считают за честь все музеи. Есть его работы не только в частных коллекциях, но в Библиотеке Конгресса, Смитсоновском институте, музее Страдивари в итальянской Кремоне. А в октябре 1995 года уникальное творение мастера, датированное 1727 годом, было украдено из квартиры скрипачки Эрики Морини в Нью-Йорке. Примерная стоимость раритета составила три миллиона долларов. Сама хозяйка скончалась вскоре после ограбления, не в силах пережить горечь утраты. Правда, ей на тот момент было уже 91 год. А та кража до сих пор находится в списке ФБР десяти самых крупных преступлений, связанных с искусством. Уникальная скрипка так и значится потерянной и никто не знает, где же она теперь.

Картина Вон Гога «Вид на море у Схевенингена». 7 декабря примерно в 8 часов утра пара неизвестных грабителей забралась на крышу музея Ван Гога в Амстердаме. Оттуда воры смогли проникнуть внутрь помещения. Злоумышленники из всего разнообразия картин взяли всего две: «Вид на море у Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене». Обе работы Ван Гог написал в период между 1882 и 1884 годом. Считается, что в это время художник сотворил наилучшие свои шедевры. А суммарная стоимость картин составляет около 30 миллионов долларов. Официальный сайт музея гласит, что Ван Гог написал эту картинку, находясь на пляжном курорте Схевенинген, что неподалеку от Гааги. Бедному художнику пришлось буквально сражаться с погодой - был сильный порывистый ветер, который поднимал в воздух песчинки и заставлял их прилипать к краске. И хотя Ван Гог очистил краску от песка, его остатки можно найти еще в некоторых слоях на полотне. В 2004 году по обвинение в краже были арестованы два человека. Их приговорили к 4,5 годам тюрьмы, вот только картины так и остались не найденными. Музей объявил о награде в 100 тысяч евро тем, кто даст какие-то данные о местонахождении предметов искусства.

Картина Пабло Пикассо «Голубь с зелёным горошком». Эта кража оказалась довольно странной. Произошел инцидент 20 мая 2010 года в Париже, примерно в 7 часов утра. Из местного Музея современного искусства было украдено пять картин общей стоимостью в 100 миллионов евро. Одной из них являлся шедевр Пикассо «Голубь с зеленым горошком», созданный в 1911 году. Чтобы попасть в музей вор просто разбил окно и сломал замок. Преступник оказался настолько ловким, что сумел не вырезать картины ножом, а быстро и аккуратно вытащить их из рам. Камера наблюдения показала, что орудовал один единственный вор, а не целая банда. Полиция нашла того, кто мог быть им. Вора осудили в 2011 году. Вот только он рассказал, что после кражи впал в панику и просто выбросил картины в мусор. История вызывает сомнения, а картины так и считаются пропавшими.

Картина Поля Гогена «Девушка у открытого окна». Этот шедевр Гогена был создан им в 1888 году, а украли его относительно недавно - в октябре 2012 года. Преступление было совершено в музее Кюнстхал, что в голландском Роттердаме. Вместе с картиной Гогена пропало еще шесть полотен таких знаменитых художников, как Пикассо, Моне, Матисс и Люсьен Фрейд. Воры проникли в музей примерно в 3 часа ночи. Всего за три минуты они промчались по музею, забрали семь картин и ушли. Прибывшая на место полиция только развела руками. Примерная стоимость похищенных шедевров - 18 миллионов евро. Но уже в ноябре был арестован первый подозреваемый, Раду Догару. Его приговорили к семи годам тюрьмы. 6 декабря в Берлине арестовали и а второго злоумышленника, Адриана Прокопа. Но картины так и остались не найденными.

Картина Яна Вермеера «Концерт». Одним из самых известных мастеров XVII века является голландец Ян Вермеер. Сегодня практически все его картины расположены в музеях или Королевской коллекции в Лондоне. Одним из самых известных полотен Вермеера стал «Концерт», созданный им в 1664 году. На полотне изображена пара женщин и мужчина, играющие музыку в слабо освещенной гостиной. Еще в 1892 году парижский искусствовед Теофиль Тор продал картину с аукциона в своем поместье известному филантропу Изабелле Гарднер. Так «Концерт» попал в ее личный музей, где и выставлялась с 1903 года. А 18 марта 1990 года пара воров, переодетых в форму бостонских полицейских, заявились в музей якобы по вызову. Внутри музея грабители украли 13 картин, в том числе и шедевр Вермеера, а также полотна Флинка, Дега и Рембрандта. Эти творения так и остались не найденными, а «Концерт» вообще считается самой дорогой утерянной картиной в мире - ее цена составляет около 200 миллионов долларов.

Картина Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это преступление датировано еще 10 апреля 1934 года. Тогда на выставке, проходившей в соборе Святого Бавона в бельгийском Генте, украли картину Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это полотно само по себе являлось лишь частью алтарной картины «Поклонение Агнцу», созданной еще в 1426-1432 годы. Украли только одну часть из 12 панелей, при этом грабители оставили записку. На французском языке было написано, что картина отнята у Германии Версальским договором. А дальше началась интересная переписка. Целых семь месяцев правительство Бельгии общалось посредством писем с неким лицом, утверждавшим, что картина у него и требовавшим выкуп. Вора выявили 25 ноября, им оказался местный эксцентричный политик Арсен Годертьер. Уже умирая, он заявил, что только ему и известно, где находится картина, но эту тайну он унесет с собой в могилу. С тех пор появилось немало версий о местонахождении картины. И хотя многие склоняются к тому, что ее уничтожили, она все еще официально числится в списке пропавших произведений искусства.

Картина Рембрандта «Шторм на Галилейском море». Вместе с «Концертом» Яна Вермеера из бостонского музея Изабеллы Гарднер пропало и это полотно. Картина примечательна тем, что это был единственный морской пейзаж, нарисованный Рембрандтом. «Шторм» изображал чудо Христа, когда он успокоил Галилейское море. Эти события были описаны в Евангелии от Марка. Само ограбление стало самым крупным в мире искусства, совершенным в Америке. В марте 2013 года ФБР созвало специальную пресс-конференцию, где было заявлено о раскрытии имен исполнителей. Уголовный анализ показал, что картины украла целая организованная организация, а не местные одиночки, как считалось ранее. Правда, власти заявили, что следствие по делу все еще продолжается, поэтому имена называть еще рано. С тех пор никаких новых данных о судьбе картин не поступало. И хотя с момента преступления прошло вот уже более 23 лет, расследование все еще ведется. Власти обещают за информацию о местонахождении картин премию в размере 5 миллионов долларов.

Картина Клода Моне «Мост Чаринг-Кросс, Лондон». Между 1899 и 1904 годами известный импрессионист Клод Моне нарисовал целую серию картин, посвященных лондонскому мосту Чаринг-Кросс. Они демонстрируют объект в разное время суток, для чего художник использовал широкую цветовую палитру. Картина, созданная в 1901 году, находилась в Роттердаме и была украдена из музея Кюнстхал в октябре 2012 года. Один из пойманных злоумышленников утверждал, что он сжег картину Моне, как и другие украденные картины в печи своей матери. Так вор пытался спрятать улики. И хотя в печи действительно были найдены некоторые пигменты, нет весомых доказательств слов преступника и уничтожения картины. Поэтому искусствоведы все еще надеются найти и вернуть шедевр Моне.

Восемь Императорских Яиц Фаберже. Сегодня о российских царях чаще вспоминают в связи с предметами искусства, им принадлежавшими. В частности коллекции Императорских Яиц Фаберже, созданных им для Александра III и Николая II, ценятся весьма высоко. Представитель Дома, Петер Карл Густавович Фаберже, сделал яйца настоящими шедеврами искусства, украсив их драгоценными камнями. Эту работу ювелир осуществил между 1885 и 1917 годами. Всего в коллекции оказалось 52 известных экспертам императорских яиц, вместе с которыми шли утонченные драгоценности, изысканные металлические детальки и сложные шестеренки, и винтики для заводных механизмов. А в 1918 году новая большевистская власть допустила разграбления Дома Фаберже и царского дворца в Санкт-Петербурге. Яйца были конфискованы и их отправили в Кремль. Со временем некоторые из них оказались в руках частных коллекционеров, другие попали в разные музеи по всему миру. Судьба же восьми таких изделий так и осталась неизвестной с 1918 года, их просто выкрали. Сегодня каждое яйцо Фаберже оценивается примерно в миллион долларов. Слухи связывали утраченные раритеты то с Европой, то со Штатами, а то и с Южной Америкой.

Картина Винсента Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». 21 октября 1888 года художник написал своему брату Тео письмо о своей последней работе. На расплывчатом эскизе художник изобразил ряд зеленых кипарисов на фоне розовеющего неба, Луна же была нарисована в виде бледно-лимонного полумесяца. На переднем плане полотна - расплывчатая почва, песок и несколько чертополохов. На картине изображена и пара влюбленных - бледно-голубой мужчина в желтой шляпе и женщина в черной юбке и розовом корсаже. В том же 1888 году картина была закончена. Но в конце 1930-х по приказу Гитлера их многих частных коллекций и музеев было изъято немало «развращенных» произведений искусства. В их число попала и картина Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». На самом деле Гитлер хотел создать свою коллекцию предметов искусств, самую большую в мире. Для нее те самые «развращенные» работы и предназначались. Американцы создали специальную группу военных, «Monuments Men», которая призвана была найти в разоренной войной Европе и сохранить культурные ценности. Однако после окончания Второй мировой войны шедевр Ван Гога обнаружить так и не удалось.


Случается, что сребролюбие заставляет людей идти на преступления, а кража в этом случае – самый простой и эффективный способ это сделать. В нашем обзоре 10-ка самых нашумевших и самых дорогих краж. Некоторые похищенные артефакты впоследствии были найдены, а другие бесследно исчезли, но надежда, что они будут найдены, остаётся.

1. Яйца Фаберже


Серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, известная как яйца Фаберже, создавалась в 1885 – 1917 году. Всего был создан 71 пасхальный сюрприз, из которых 52 яйца ювелиры выполнили по заказу императора. До наших дней дошло всего 62 яйца, из которых императорских – 54. Остальные же считаются утерянными и пропали без следа. Остаётся добавить, что в 1917 году стоимость каждого яйца Фаб

2. Кости тираннозавра


Тираннозавр – двуногий хищник с массивным черепом, уравновешивался которых тяжёлым и длинным хвостом. Его передние лапы в сравнении с задними были весьма маленькими, но при этом необыкновенно могучими. Этого ящера считают крупнейшими видом в своём семействе и крупнейшим наземным хищником за всю историю нашей планеты.

В 1945 году в Монголии были обнаружены останки этого динозавра, а затем и весь его скелет. В 2012 года некий Эрик Прокопи украл несколько костей и решил продать их за 1,1 миллион долларов. Горе-продавец оказался в тюрьме, а кости вернули в музей.

3. Картина «Крик» Эдварда Мунка



«Крик» - серия полотен художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданная в 1893 – 1910 году. Было создано четыре версии картины, и на каждой изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне обобщённого пейзажного фона и кроваво-красного неба.

В 1994 году картину украли из Национальной галереи, но через несколько месяцев вернули на место. В 2004 году «Крик» и ещё несколько произведений украли из музея Мунка. Вернули на место их только в 2006 году, правда, с повреждениями. В мае 2008 года после реставрации картины вернули в экспозиции.

4. Рубиновые башмачки


В 1939 году в Голливуде вышел на экраны фильм «Волшебник страны Оз», ставший одним из самых успешных в истории кинематографа. В фильме использовались 4 пары башмачков, которые практически не отличались друг от друга. В этих так называемых «рубиновых башмачках» в фильме ходила главная героиня Дороти, роль которой сыграла Джуди Гарленд.

Одна из пар рубиновых башмачков находилась в Музее Джуди Гарленд в штате Миннесота. Но в 2005 они пропали из музей, и до сих пор неизвестно, где находится эта легендарная пара обуви. Стоимость башмачков оценивается в $203 млн.

5. Скрипка Страдивари



Антонио Страдивари – мастер, известный изготовлением очень качественным и самых дорогих струнных инструментов. Широкую известность получили музыкальные инструменты, которые были изготовлены в период с 1689 по 1725 годы.

Знаменитая скрипачка Эрика Морини (1904 - 1995) играла на скрипке Страдивари, изготовленной в 1727 году. Однажды кто-то вломился в её квартиру и украл эту легендарную скрипку. Морини умерла, а скрипка так и не найдена. Стоимость этого уникального инструмента сегодня оценивается в 3,5 миллиона долларов.

6. Картины Ван Гога



Винсент ван Гог - нидерландский художник-постимпрессионист – за 10 с небольшим лет создал более 2100 полотен, среди которых около 860 картин маслом. Но действительно знаменитым он стал только после смерти. Даже небольшие его полотна стали стоить баснословных денег.

Из Музея Ван Гога в Амстердаме были украдены 2 картины - "Вид на море у Схевенингена" и "Congregation Leaving the Reformed Church in Nuenen" – общая стоимость которых оценивается в 30 миллионов долларов. Воры были пойманы, посажены в тюрьму, но картины в музей так и не вернулись.

7. Солонка Челлини



«Сальера» - золотая настольная статуэтка, которую в 1543 году изготовил ювелир мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I. Этот артефакт считается вершиной декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма. К тому же это единственная работа этого великого мастера атрибуция, которой не вызывает никаких сомнений.

Известно, что в 1570 году король Карл IX подарил «Сальеру» Фердинанду Тирольскому, присутствовавшему на его помолвке с Елизаветой. До 29-го века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс, а затем её перевезли в столицу Австрии в Музея истории искусств.

11 мая 2003 года «Сальеру» похитили из музея, который в то время находился на ремонте. При том, что стоимость статуэтки оценивается в более чем 50 миллионов евро, австрийские власти за возврат этой уникальной солонки предложили всего 70 тысяч евро, объясняя это тем, что произведение искусства такого уровня продать просто невозможно. 21 января 2006 г. полиция обнаружила "Сальеру" закопанной в свинцовой коробке в лесу у города Цветль.

8. Empire State Building



102-этажный небоскрёб на Манхэттене в Нью-Йорке однажды тоже был украден. Правда, кража это была не настоящая, а только провокация. За 90 минут двое журналистов Daily News сумели подделать документы на владение эти зданием. Они показали чиновникам документы, подписанные не нотариусом, в легендарным грабителем банков - Вилли Сатоном. Но подвоха никто не заметил. Целый день журналисты владели одним из самых известных небоскрёбов, а потом признались, что документы были подделкой, а пошли они на это, чтобы продемонстрировать, что в царящей неразберихе можно украсть даже Empire State Building.

9. Драгоценности



В 1994 году во Франции произошла самая крупная кража ювелирных изделий. Трое вооружённых мужчин ограбили ювелирный магазин в Carlton Hotel. Они похитили драгоценностей на 30 миллионов фунтов стерлингов, которые, по слухам, принадлежали одном из известнейших французских ювелиров Александру Резы. Позже выяснилось, что автоматы были заряжены холостыми пулями.

10. «Мона Лиза»



Но одной из самых дерзких краж в истории стало похищение из Лувра всемирно известной «Мона Лизы» кисти великого мастера Леонардо да Винчи.

В 1911 году Винченцо Перуджа работал в Лувре стекольщиком. Как-то он заметил, что картину никто не охраняет, и не удержался от соблазна украсть её. Он просто снял картину со стены, вынул из рамы, спрятал «Джоконду» под пальто и ушёл домой.

Два года картина хранилась у него в квартире в чемодане с двойным дном. Задержали вора, когда он попробовал продать картину в Италии.

Кражи произведений искусства, несмотря на сложность этого «ремесла», остаются популярными среди грабителей. Этот криминальный бизнес считается одним из самых прибыльных и занимает «почётное» четвёртое место по обороту денег среди преступлений. /сайт/

Кражи картин являются старинным промыслом, но остаются популярными и сегодня. В понедельник, 14 марта, полиция Мадрида рассказала об одной из крупнейших краж за последние десятилетия. Преступники похитили пять картин британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона общей стоимостью 30 миллионов евро. Произведения украдены из частного дома друга знаменитого художника.

Кража произошла ещё в июле прошлого года, однако владелец картин и полиция ранее не обнародовали данную информацию. Грабители воспользовались отсутствием хозяев, отключили сигнализацию и вынесли картины. При этом злоумышленники смогли остаться незамеченными. Хозяева картин и правоохранители надеются, что картины всё ещё находятся в Испании.

Это не единственная за последнее время кража картин, хотя и одна из крупнейших. Даже если полиции удаётся раскрыть преступление, то найти картины получается не всегда. Чаще всего грабители продают картины перекупщикам, а те - коллекционерам. Нередко произведения искусств попадают за границу, после чего их след теряется.

Знаменитые арт-преступления

В 2012 году грабители вынесли из музея «Кунстхал» в голландском городе Роттердам семь картин Пикассо, Моне, Гогена, Матисса и других известных художников. Воры вынули все картины из рам, при этом сигнализация почему-то не сработала. Эта кража стала крупнейшей в Нидерландах с 1991 года, когда из музея Ван Гога в Амстердаме похитили сразу 20 картин. Совершение преступления заняло у грабителей две минуты. Полиция нашла преступников, однако похищенные картины ищут до сих пор.

Не менее дерзкое преступление произошло в 1990 году, когда двое мужчин, переодетых полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, среди которых картины Рембранта, Дега Вермеера и других художников. Преступники находились в музее 81 минуту, но никто их не остановил. Спустя 23 года после совершения преступления ФБР объявила о его раскрытии. Однако личности грабителей так и не были обнародованы, а картины до сих пор не найдены. В музее и сейчас оставлены пустые места и рамы на тех местах, где когда-то были экспонаты.

Однако есть ограбления, которые заканчивались менее печально, и даже принесли пользу самому экспонату. Так произошло с известной «Моной Лизой», которая не всегда была такой популярной. До 1911 года о картине знали лишь искусствоведы, однако кража произведения принесла ему мировую славу. Картину украл работник Лувра, который просто вынес её под одеждой. Журналисты настолько растиражировали информацию о преступлении, что сделали его настоящей мировой сенсацией. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.

Знаменитое произведение было найдено в 1913 году, спустя два года после кражи. Этому способствовал сам грабитель, опубликовавший объявление о продаже «Джоконды». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдать их за оригинал. После того как картина вернулась в Лувр, она стала объектом поклонения, как шедевр мировой классики.

Эксперты утверждают, что оценить число картинных краж невозможно. Единственная страна, в которой есть полицейское арт-подразделение - это Италия. Однако даже в этой стране ежегодно регистрируют более 20 тысяч арт-преступлений. Специалисты утверждают, что урон от арт-преступлений гораздо серьёзнее, чем мы привыкли думать. Картины меняют на оружие, наркотики и другие опасные вещи.

Самыми популярными у преступников являются произведения Пикассо, Шагала, Ренуара, Ван Гога и Дали. Большим спросом у воров стали пользоваться и работы Эдварда Мунка. Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в $7 млрд. Количество преступных группировок, добывающих произведения искусства незаконным путём, постоянно растёт. Эксперты отмечают, что спрос рождает предложение. Пока создаются шедевры, всегда будут те, кто захочет их заполучить любыми путями. Поэтому всегда будет востребована работа тех, кто сможет украсть эти вожделенные произведения искусства.

Иногда злоумышленника выдает само место преступления. А точнее - оставленные на нем улики, присутствие невольных свидетелей и неординарное поведение воров.

Например, в 2000 году в Национальном музее г. Стокгольма произошла дерзкая кража трех картин двух знаменитых художников: Ренуара и Рембрандта. Похищение запланировала преступная группировка людей, которые знали толк в . Ведь общая ценность полотен составляет не менее 30 млн $. Выдала их тяга к и приключениям. Они сели на моторную лодку и покинули пункт происшествия, оставив после себя толпу зевак. В результате примерно через полгода дело о похищении было раскрыто.

Почти комический случай произошел в музее Ван Гога г. Амстердама. Похитители двух картин работали очень энергично и даже успели скрыться от полиции. На этот раз воров подвела банальная торопливость, ведь «растяпы» оставили на месте кражи свои головные . А в них, естественно, были волосы. Благодаря полученным образцам ДНК злодеи незамедлительно подверглись праведному суду.

Бывали случаи, когда полотна в художественных галереях спокойно уносили среди бела дня, невзирая на неусыпное внимание множества охранников. Шотландский замок Драмланрига до сих пор хранит воспоминания о том, как грабители в 2003 году прикинулись полицейскими и сказали своей экскурсионной группе, что проводят учения, чтобы люди не поднимали панику, когда те станут забирать картину «Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи. А одно из самых самое грандиозных ограблений произошло в в музее Isabella Stewart Gardner Бостона. Там путем обмана вынесли 13 картин с общей стоимостью в 500 миллионов $.

Временами картины ищут в тех местах, где похитители пытаются их продать. Это могут быть сайты и красочно-оформленные аукционные каталоги с размещенными в них фото произведений искусства. Шедевры спокойно могут находиться в частных домах ничего не подозревающих хозяев, которые их приобрели. Закономерно, что для поиска пропажи зачастую требуется провести тщательно спланированную операцию с участием спецслужб.

Кроме того, существует немало любопытных фактов, касающихся похищения картин. К примеру, иногда под подозрение попадают невиновные люди, то есть талантливые художники, которые делают копии популярных полотен. Занимательно, что за всю историю человечества чаще всего крали картины художника Пикассо. Также выяснилось, что большинство похитителей, которых сумели разоблачить, прятали свои приобретения на кладбищах и в камерах хранения. Примечательно, что легендарную картину Рембрандта из-за ее довольно малых размеров (29,99/24,99 см) умудрились украсть целых 4 раза.

Мотивация у воров может не поддаваться никакой логике. Например, картины иногда похищали не с целью наживы и перепродажи, а из-за любви к искусству. Ценитель красоты и старины Стефан Брайтвизер всего лишь за 7 лет путешествий по Европе наворовал свыше 200 различных антикварных вещей, в том числе и и картин. Все это он собирал исключительно для своего дома.

Цели похитителей даже могут заслуживать уважения. Например, итальянец Винченцо Перуджиа, который работал в картинной галерее Лувра, был патриотом своей страны. И по этой причине решил вывезти на Родину шедевры итальянской живописи. Естественно, что общественное мнение его полностью поддержало, и он избежал наказания.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что судьбу украденных картин отследить бывает весьма сложно. Именно поэтому на их поиски уходит порой много лет.

Фото: Konstantin Vasilev/Rusmediabank.ru

21 августа 1911 года из Лувра была похищена «Мона Лиза» Преступника нашли только через 2 года. Мотивы похищения удивили даже следователей.

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» – именно так звучит полное название картины кисти великого художника Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» была и остается самым известным живописным полотном в мире. И это не мудрено: портрет загадочной незнакомки до сих пор таит множество неразгаданных тайн. Однако одну из них ученым все-таки удалось разрешить.

Оживленные споры по поводу личности натурщицы, которая позировала да Винчи, не утихали веками. Одни утверждали, что картина является ничем иным как автопортретом самого художника. Другие были уверены в том, что Леонардо на самом деле рисовал юношу, которого потом и «переодел» в женское платье.

Споры умолкли, когда в 2005 году историки обнаружили записи одного флорентийского чиновника. Благодаря ним, исследователям удалось доказать, что некий купец по имени Франческо дель Джокондо заказал Леонардо да Винчи портрет своей жены, который намеревался подарить той в честь рождения их сына. Картина была написана в 3-х экземплярах, один из которых и дошел до наших дней.

Жаль, конечно, что разгадка оказалась такой простой. Однако шедевр ничуть не пострадал от этого открытия. Он так и остался шедевром. Хотя много раз картина оказывалась на грани между жизнью и смертью, когда вандалы пытались уничтожить ее. На полотно выливали краску и бросали в него камни. Но то, что произошло с « » в начале ХХ века, потрясло весь мир.

21 августа 1911 года «Мона Лиза» просто исчезла из французского . Пресса тут же подняла шум. Был уволен директор музея, который незадолго до кражи весьма неудачно пошутил в интервью для одной популярной газеты. Он сказал, что украсть из Лувра картину невозможно. «Это все равно, что унести собор Парижской Богоматери целиком!» – воскликнул директор. Через год «Джоконда» испарилась.

Дело поручили опытному сыщику Альфонсу Бертильону. Поначалу никаких активных поисков преступника не велось. Все ожидали, что он объявится сам и потребует выкуп. Ведь продать такой шедевр, считали жандармы, практически невозможно. Некоторые журналы даже разместили на своих страницах объявления с просьбой ко всем, кто располагает какой-либо информацией о местонахождении картины, обратиться в редакцию. Некоторые издания даже предлагали щедрое вознаграждение. Но время шло, а вестей все не было.

Альфонс Бертильон решил искать преступника среди ранее осужденных. У сыщика была на них целая картотека, которая содержала сведения о росте, размере головы, рук и ног каждого рецидивиста. Этот метод в те годы активно практиковался сыщиками. А вот снятием отпечатков пальцев Бертильон не занимался. Он был уверен в том, что этот способ антинаучен. А зря! Как утверждают историки, на раме, которая осталась в музее, был один четкий отпечаток, по которому вычислить преступника не представляло бы особого труда. Особенно, если бы у Бертильона была картотека не параметров тел осужденных, а отпечатков их пальцев. Ведь преступник действительно имел проблемы с законом.

Альфонс Бертильон подозревал в совершении кражи века сотрудников музея. Он намеревался снять с них мерки и сравнить со своей картотекой. Вдруг кто-то из них окажется рецидивистом? Тогда круг сузится.

Только вот компьютеров тогда не было и на то, чтобы сравнить данные работников музея с картотекой Бертильона, которая насчитывала более 100 тысяч человек, потребовались бы годы.

И годы шли. Наверное, уже сами жандармы не верили в то, что шедевр вернется, когда в полицию явился владелец одной картинной галереи в Италии, назвавшийся Альфредо Джерри. Джерри заявил, что 13 декабря 1913 года к нему пришел человек по имени Леонардо и предложил ему приобрести «Мону Лизу». Владелец галереи подумал, что Леонардо шутит, но тот принес ему картину на экспертизу. Полотно оказалось подлинным. Альфредо Джерри обратился в полицию. На вторую встречу с похитителем Альфредо отправился уже в сопровождении полицейских, которые и скрутили преступника.

Им оказался итальянец Винченцо Перуджиа, который, как и предполагал французский сыщик Бертильон, одно время действительно работал в музее маляром. Он дождался, когда музей опустел, снял картину со стены, вырезал ее из рамы и спрятал за пазуху. Украсть полотно, вопреки словам бывшего директора Лувра, оказалось довольно просто. На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» Перуджиа ответил, что он попросту хотел восстановить справедливость и вернуть картину на историческую родину, в Италию. По мнению преступника, картину незаконно вывез оттуда император Франции Наполеон. Судьи растрогались и приговорили Винченцо… всего к одному году заключения.
Перуджиа не знал, что Леонардо да Винчи сам отправил картину во Францию. В свое время он продал ее французскому королю Франциску I.

Сегодня картина гениального художника по-прежнему находится в Лувре. Она хранится в своеобразном саркофаге из пуленепробиваемого стекла. Внутри саркофага поддерживается определенный микроклимат, который способствует лучшей сохранности шедевра. Охраняет «Джоконду» хитроумная сигнализация, стоимостью более 7-ми миллионов долларов. Страховка картины составляет 3 миллиона долларов. Сам же шедевр до сих пор никем не оценен. По мнению специалистов, сделать это невозможно, поскольку он просто не имеет цены.



Просмотров