Греческие мифические герои. Древние герои греции и их подвиги

Герои греческих мифов и легенд не были бессмертны, как их боги. Но они не были и простыми смертными. Большая часть из них вела свое происхождение от богов. Их великие подвиги и свершения, которые были запечатлены в мифах и известных художественных творениях, дают нам представление о воззрениях древних греков. Так чем же прославились самые знаменитые греческие герои. Расскажем ниже…

Царь острова Итака и любимец богини Афины, был известен необычайным умом и храбростью, хотя ничуть не меньше — своей хитростью и лукавством. О его возвращении из Трои на родину и приключениях во время этих странствий повествует «Одиссея» Гомера. Сначала сильная буря прибила корабли Одиссея к берегам Фракии, где дикие киконы убили 72 его спутника. В Ливии он ослепил циклопа Полифема, сына самого Посейдона. После многих испытаний герой попал на остров Эя, где прожил год у волшебницы Кирки. Проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, Одиссей велел привязать себя к мачте, чтобы не соблазниться их волшебным пением. Он благополучно прошел через узкий пролив между шестиголовой Сциллой, пожирающей все живое, и Харибдой, поглощающей всех в своем водовороте, и вышел в открытое море. Но молния поразила его корабль, и все его спутники погибли. Спасся только Одиссей. Море выбросило его на остров Огигия, на котором семь лет его удерживала у себя нимфа Калипсо. Наконец, после девяти лет опасных странствий Одиссей вернулся на Итаку. Т ам вместе со своим сыном Телемахом он перебил женихов, осаждавших его верную жену Пенелопу и проматывавших его состояние, и стал вновь править Итакой.

Геракл (у римлян — Геркулес) , самый славный и могучий из всех греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Вынужденный служить микенскому царю Эврисфею, он совершил двенадцать знаменитых подвигов. Например, умертвил девятиглавую гидру, укротил и увел из преисподней адского пса Цербера, задушил неуязвимого немейского льва и оделся в его шкуру, воздвиг на берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, два каменных столба (Геркулесовы столпы — древнее название Гибралтарского пролива), поддерживал небесный свод, пока титан Атлант добывал ему чудодейственные золотые яблоки, охраняемые нимфами Гесперидами. За эти и другие великие подвиги Афина после смерти отнесла Геракла на Олимп, и Зевс даровал ему вечную жизнь.

, сын Зевса и аргосской царевны Данаи, отправился в страну горгон — крылатых чудовищ, покрытых чешуей. Вместо волос на их головах извивались ядовитые змеи, а страшный взгляд обращал в камень всякого, кто осмеливался на них посмотреть. Персей обезглавил горгону Медузу и женился на дочери эфиопского царя Андромеде, которую спас от морского чудовища, пожиравшего людей. Прежнего ее жениха, устроившего заговор, он превратил в камень, показав отрубленную голову Медузы.

, сын фессалийского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, один из главных героев Троянской войны. Младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую мать держала его, опуская в Стикс. В битве за Трою Ахилл был убит сыном троянского царя Парисом, стрелу которого Аполлон, помогавший троянцам, направил ему в пятку — единственное уязвимое место (отсюда выражение «ахиллесова пята»).

, сын фессалийского царя Эсона, отправился со спутниками в далекую Колхиду на Черном море, чтобы добыть охраняемую драконом шкуру волшебного барана — золотое руно. Среди 50 аргонавтов-участников похода на корабле «Арго» — были Геракл, перец Орфей и близнецы Диоскуры (сыновья Зевса) — Кастор и Полидевк.
После многочисленных приключений аргонавты доставили руно в Элладу. Ясон женился на дочери колхидского царя, волшебнице Медее, и у них родилось двое мальчиков. Когда несколько лет спустя Ясон решил жениться на дочери коринфского царя Креусе, Медея убила соперницу, а затем и своих собственных детей. Ясон же погиб под обломками обветшавшего корабля «Арго».

Эдип , сын фиванского царя Лая. Отцу Эдипа была предсказана смерть от руки собственного сына, поэтому Лай приказал бросить ребенка на съедение диким зверям. Но раб пожалел и спас его. Юношей Эдип получил предсказание Дельфийского оракула, что он убьёт отца и женится на собственной матери. Устрашенный этим, Эдип покинул своим приемных родителей и отправился странствовать. По дороге в случайной ссоре он убил знатного старца. Но пути в Фивы ему встретился Сфинкс, который стерег дорогу и задавал путникам загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Тех, кто не мог ответить, чудовище пожирало. Эдип разгадал загадку: «Человек: ребенком он ползает на четвереньках, взрослым ходит прямо, а в старости опирается на палку». Сокрушенный этим ответом, Сфинкс бросился в пропасть. Благодарные фиванцы выбрали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову царя Иокасту. Когда выяснилось, что убитый на дороге старец — его отец царь Лай, а Иокаста — его мать, Эдип в отчаянии ослепил себя, а Иокаста кончила жизнь самоубийством.

, сын Посейдона, тоже совершил немало славных дел. По пути в Афины убил шесть чудовищ и разбойников. В кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка нитей, который дала ему дочь критского царя Ариадна. Почитался также как создатель Афинского государства.

Умершие герои первобытных времен, родоначальники племен, основатели городов и колоний пользовались у греков божескими почестями. Они составляют отдельный мир греческой мифологии, впрочем, тесно связанный с миром богов, от которых ведут свое происхождение. Каждое племя, каждая область, каждый город, даже каждый род имеет своего героя, в честь которого учреждены праздники и жертвоприношения. Самым распространенным и богатым сказаниями героическим культом был у греков культ Алкида Геракла (Геркулеса). Он символ высшего человеческого героизма, который неутомимо побеждает преграды, повсюду противопоставляемые ему испытующим роком, борется с нечистыми силами и ужасами природы и, освободившись от человеческих слабостей, уподобляется богам. В греческой мифологии Геракл – представитель человечества, которое, с помощью своего полубожественного происхождения, может вознестись до Олимпа, при всей неблагосклонности к нему враждебных сил.

Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Первоначально явившийся в Беотии и Аргосе, миф о Геракле впоследствии был перемешан со множеством чужеземных сказаний, потому что греки сливали со своим Гераклом все подобные божества, с которыми знакомились в своих сношениях с финикийцами (Мелькарт), египтянами и кельто-германскими племенами. Он – сын Зевса и фивянки Алкмены и родоначальник царских родов дорийского, фессалийского и македонского. Осуждённый завистью богини Геры служить царю Аргоса Еврисфею, Геракл в мифах совершает по его поручению двенадцать подвигов : освобождает Пелопоннес и другие области от чудовищ и хищных зверей, очищает конюшни царя Авгия в Элиде, добывает золотые яблоки из садов Гесперид (в северной Африке) с помощью титана Атласа, за которого некоторое время держит на себе небесный свод, переходит через так называемые Геркулесовы столбы в Испанию, там уводит быков у царя Гериона , и потом возвращается через Галлию, Италию и Сицилию. Из Азии приносит он пояс амазонской царицы Ипполиты , в Египте – убивает жестокого царя Бусириса и выводит скованного Цербера из подземного царства . Но и он на время подпадает слабости и исполняет у лидийской царицы Омфалы женскую службу; вскоре однако возвращается к прежнему, мужеству, предпринимает еще некоторые подвиги и наконец сам лишает себя жизни в пламени на горе Эте , когда отравленная одежда, которую прислала ему не подозревавшая беды жена его Деянира , привела героя к неизбежной гибели. По смерти, он был вознесен на Олимп и женился на Гебе, богине юности.

Во всех странах и на всех берегах, куда заносила греков деятельная морская торговля, находили они следы своего национального героя, который предшествовал им, пролагая дорогу, которого труды и опасности, побежденные его героизмом и настойчивостью, были отражением их собственной народной жизни. в Греческая мифология провела своего любимого героя от крайнего запада, где Атласский хребет, сады Гесперид и столбы Геркулесовы свидетельствовали об его существовании до Египта и берегов Черного моря. Солдаты Александра Македонского обретали его даже в Индии.

В Пелопоннесе возник миф о проклятом роде лидийца или фригийца Тантала , сын которого, герой Пелопс посредством обмана и хитрости завладел дочерью и областью элидского царя Эномая. Сыновья его Атрей и Фиест (Тиест) позволяют себе кровосмешение, детоубийство и передают своим потомкам еще большую степень проклятия. Мифологический герой Орест , сын Агамемнона, друг Пилада, убийца своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа, возвращением своей сестры Ифигении из Тавриды, где она были жрицею варварского поклонения Артемиде, освобождается от Эринний и искупает грехи всего Танталова рода.

В Лакедемоне рассказывали мифы о героях-Тиндаридах – близнецах Касторе и Полидевке (Поллуксе), братьях Елены , которые слились с Диоскурами, светящими звездами, покровителями мореходцев и матросов: думали, что восхождение их унимает бурю.

Племенным героем Фив был финикиянин Кадм , искавший сестру свою Европу , похищенную Зевсом, и заведенный коровою в Беотию. От него происходил царь Лай, который, испугавшись одного изречения оракула, велел бросить своего сына от Иокасты, Эдипа , в горное ущелье. Но сын, согласно греческой мифологии, был спасен, воспитан в Коринфе, и впоследствии убил отца, по незнанию; он же, разрешив одну загадку, освободил Фиванскую область от вредного чудовища Сфинкса, и в награду за это получил в супружество овдовевшую царицу, свою собственную мать. Потом, когда страну постигли тяжкие бедствия, и один престарелый жрец обнаружил страшную тайну, Иокаста сама лишила себя жизни, а Эдип слепым старцем покинул отечество и кончил жизнь в местечке Колоне , в Аттике; сыновья его Этеокл и Полиник, проклятые отцом, убили друг друга во время Похода Семерых против Фив . Дочь его Антигона была обречена на смерть фиванским царём Креонтом за то, что вопреки его повелению, предала погребению труп своего брата.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Братья-герои – певец Амфион , супруг Ниобы, и храбрый, вооруженный дубиной Зет , тоже принадлежат Фивам. Чтобы отомстить за свою мать, оскорбленную нимфой Диркой, притязали они последнюю к хвосту быка и замучили ее до смерти (Фарнезский бык). В Беотии и Аттике утвердилось сказание о Терее, первобытном царе богатых мифами фракийцев, живших вокруг Копаидского озера, и его сестре и свояченице, Прокне и Филомеле , которые после убийства сына Терея, были превращены – одна в ласточку, другая в соловья.

Богатую конями Фессалию греческие мифы о героях населяли Кентаврами (истребителями быков) с лошадиным туловищем и ногами, которые вели борьбу с Лапифами, не раз изображенную в эллинском ваянии. Справедливейшим из диких кентавров был травовед Хирон, наставник Асклепия и Ахилла .

В Афинах народным мифологическим героем был Тесей . Он считался основателем города, ибо соединил рассеянных жителей в одну общину. Он был сын афинского царя Эгея, родился и воспитался в Трезене у Питфея. Вынув меч и сандалии отца из-под огромной каменной глыбы и тем доказав свою необыкновенную силу, этот герой на обратном пути на родину очищает перешеек от диких разбойников (Прокруста и др.) и освобождает афинян от тяжкой дани из семи мальчиков и семи девочек, которую они должны были посылать каждые девять лет критскому Минотавру . Тесей убивает это чудовище, имевшее бычачью голову на человеческом туловище, и с помощью нити, данной ему царскою дочерью Ариадной , находит выход из Лабиринта. (Новейшие исследования справедливо признают в греческом мифе о Минотавре намек на поклонение Молоху , туземное на острове Крите и соединенное с человеческими жертвами). Эгей, полагая, что сын его погиб, ибо при возврате он забыл заменить черный парус корабля белым, в отчаянии бросился в море, которое получило от него название Эгейского.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

Имя Тесея тесно связано с поклонением богу Посейдону , в честь которого он установил истмийские игры. Посейдон же дает трагическую развязку любовной истории второй супруги Тесея (Федры ) с сыном его Ипполитом . Сказание о Тесее имеет много сродства со сказанием о Геракле. Подобно Гераклу, герой Тесей тоже

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Мифические имена

Мифические мужские и женские имена и их значение

Мифические имена – это имена, взятые из римской, греческой, скандинавской, славянской, египетской и другой мифологии.

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Книга "Энергия имени"

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Мифические имена. Мифические мужские и женские имена и их значение

Герои Древней Эллады, имена которых не забыты по сей день, занимали особое место в мифологии, изобразительном искусстве и жизни древнегреческого народа. Они были образцом для подражания и идеалом физической красоты. Об этих храбрецах слагали предания и поэмы, в честь героев создавали статуи и называли их именами созвездия.

Легенды и мифы Древней Греции: герои Эллады, боги и чудовища

Мифология древнегреческого общества делится на три части:

1. Доолимпийский период - сказания о титанах и гигантах. В то время человек чувствовал себя беззащитном перед грозными силами природы, о которой он еще крайне мало знал. Поэтому окружающий мир представлялся ему хаосом, в котором существуют ужасающие неуправляемые силы и сущности - титаны, гиганты и чудовища. Их порождала земля как главная действующая сила природы.

В это время появляются Цербер, химера, змей Тифон, сторукие великаны-гекатонхейры, богини мщения Эринии, предстающие в облике страшных старух, и многие другие.

2. Постепенно стал развиться пантеон божеств другого характера. Абстрактным чудовищам стали противостоять человекообразные высшие силы - олимпийские боги. Это новое, третье поколение божеств, вступившее в бой против титанов и гигантов и одержавшее над ними победу. Не все противники были заключены в страшную темницу - Тартар. Многие вошли в число новых Океан, Мнемозина, Фемида, Атлас, Гелиос, Прометей, Селена, Эос. Традиционно главных божеств было 12, но на протяжении столетий их состав постоянно пополнялся.

3. С развитием древнегреческого общества и подъемом хозяйственных сил все сильнее укреплялась вера человека в собственные силы. Этот смелый взгляд на мир породил нового представителя мифологии - героя. Он победитель чудовищ и одновременно основатель государств. В это время совершаются великие подвиги и одерживаются победы над древними сущностями. Тифона убивает Аполлон, герой древней Эллады Кадм основывает знаменитые Фивы на месте обитания убитого им дракона, Беллерофонт уничтожает химеру.

Исторические источники греческих мифов

О подвигах героев и богов мы можем судить по немногочисленным письменным свидетельствам. Крупнейшими из них являются поэмы «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера, «Метаморфозы» Овидия (они легли в основу знаменитой книги Н. Куна «Легенды и мифы древней Греции»), а также труды Гесиода.

Около V в. до н.э. появляются собиратели сказаний о богах и великих защитниках Греции. Герои Древней Эллады, имена которых мы сейчас знаем, не были забыты благодаря их кропотливому труду. Это историки и философы Аполлодор Афинский, Гераклид Понтийский, Палефат и многие другие.

Происхождение героев

Сначала выясним, кто это - герой Древней Эллады. У самих греков есть несколько толкований. Это обычно потомок какого-нибудь божества и смертной женщины. Гесиод, например, назвал полубогами героев, чьим предком был Зевс.

Чтобы создать действительно непобедимого воина и защитника, требуется не одно поколение. Геракл - тридцатый в роду потомков главного и в нем сосредоточилась вся мощь предыдущих героев его рода.

У Гомера это сильный и отважный воин или человек благородного происхождения, имеющий знаменитых предков.

Современные этимологи также по-разному толкуют значение рассматриваемого слова, выделяя общее - функцию защитника.

Герои Древней Эллады часто имеют схожую биографию. Многие из них не знали имени своего отца, воспитывались или одной матерью, или были приемными детьми. Все они, в конце концов, отправлялись на свершение подвигов.

Герои призваны выполнять волю олимпийских богов и даровать покровительство людям. Они приносят на землю порядок и справедливость. Есть в них и противоречие. С одной стороны, они наделяются сверхчеловеческой силой, но с другой - лишены бессмертия. Сами боги иногда пытаются исправить эту несправедливость. Фетида закалывает сына Ахилла, стремясь сделать его бессмертным. Богиня Деметра в благодарность афинскому царю кладет его сына Демофонта в огонь, чтобы выжечь в нем все смертное. Обычно эти попытки заканчиваются неудачей из-за вмешательства родителей, опасающихся за жизнь детей.

Судьба героя обычно трагична. Не имея возможности жить вечно, он подвигами пытается обессмертить себя в памяти людей. Часто его подвергают гонениям недоброжелательные боги. Геракла пытается уничтожить Гера, Одиссея преследует гнев Посейдона.

Герои Древней Эллады: список имен и подвиги

Первым защитником людей стал титан Прометей. Его условно называют героем, поскольку он является не человеком или полубогом, а настоящим божеством. По версии Гесиода, именно он создал первых людей, вылепив их из глины или земли, и покровительствовал им, защищая от произвола других богов.

Беллерофонт - один из первых героев старшего поколения. В подарок от богов-олимпийцев он получил чудесного крылатого коня Пегаса, с помощью которого одолел ужасную огнедышащую химеру.

Тесей - герой, который жил до великой Троянской войны. Его происхождение необычно. Он потомок многих богов, и его предками были даже мудрые полузмеи-полулюди. У героя сразу два отца - царь Эгей и Посейдон. До своего самого великого подвига - победы над чудовищным Минотавром - он успел совершить много добрых дел: уничтожил разбойников, подстерегающих путников на Афинской дороге, убил чудовище - Кроммионскую свинью. Также Тесей вместе с Гераклом участвовал в походе на амазонок.

Ахилл - величайший герой Эллады, сын царя Пелея и богини моря Фетиды. Желая сделать сына неуязвимым, она клала его в печь Гефеста (по другим версиям, в или кипящую воду). Ему было предначертано погибнуть на Троянской войне, но перед этим совершить немало подвигов на поле брани. Мать пыталась спрятать его у правителя Ликомеда, нарядив его в женскую одежду и выдав за одну из царских дочерей. Но хитроумный Одиссей, посланный на розыски Ахилла, смог разоблачить его. Герой был вынужден смириться со своей судьбой и отправился на Троянскую войну. На ней он совершил множество подвигов. Одно только появление его на поле боя обращало врагов в бегство. Ахилл был убит Парисом стрелой из лука, которую направлял бог Аполлон. Она попала в единственное уязвимое место на теле героя - пятку. почитали Ахилла. В честь него строились храмы в Спарте и Элиде.

Истории жизни некоторых героев настолько интересны и трагичны, что о них стоит рассказать отдельно.

Персей

Герои Древней Эллады, их подвиги и истории жизни известны многим. Одним из наиболее популярных представителей великих защитников древности является Персей. Он совершил несколько подвигов, которые навечно прославили его имя: отрубил голову и спас от морского чудовища красавицу Андромеду.

Для этого ему пришлось добыть шлем Ареса, делающий любого невидимым, и сандалии Гермеса, дающие возможность летать. Афина, покровительница героя, дала ему меч и волшебный мешок, в котором можно было спрятать отрубленную голову, потому что взгляд даже на мертвую Горгону превращал любое живое существо в камень. После смерти Персея и его жены Андромеды они оба были помещены богами на небо и превращены в созвездия.

Одиссей

Герои древней Эллады были не только необычайно сильными и мужественными. Многие из них отличались мудростью. Самым хитроумным из них был Одиссей. Не раз его острый ум выручал героя и его спутников. Многолетнему путешествию царя Итаки домой Гомер посвятил свою знаменитую «Одиссею».

Величайший из греков

Герой Эллады (Древней Греции), мифы о котором получили наибольшую известность, - это Геракл. и потомок Персея, он совершил немало подвигов и прославился на века. Всю жизнь его преследовала ненависть Геры. Под влиянием посланного ею безумия он убил своих детей и двух сыновей родного брата Ификла.

Смерть героя наступила преждевременно. Надев отравленный плащ, присланный женой Деянирой, которая думала, что он пропитан любовным зельем, Геракл понял, что умирает. Он приказал приготовить погребальный костер и взошел на него. В момент смерти сын Зевса - главный герой греческих мифов - был вознесен на Олимп, где стал одним из богов.

Древнегреческие полубоги и персонажи мифов в современном искусстве

Герои Древней Эллады, картинки с изображением которых можно увидеть в статье, всегда считались образцами физической мощи и здоровья. Нет ни одного вида искусства, в котором не использовались сюжеты греческой мифологии. И в наши дни они не теряют популярности. Большой интерес вызвали у зрителей такие фильмы, как «Битва титанов» и «Гнев титанов», главным героем которых является Персей. Одиссею посвящен великолепный фильм с одноименным названием (режиссер - Андрей Кончаловский). «Троя» рассказала о подвигах и гибели Ахилла.

О великом Геракле снято огромное количество фильмов, сериалов и мультфильмов.

Заключение

Герои Древней Эллады и сейчас являются замечательным примером мужественности, самопожертвования и преданности. Не все они идеальны, и многим из них присущи отрицательные черты - тщеславие, гордыня, властолюбие. Но они всегда вставали на защиту Греции, если стране или ее народу грозила опасность.

Значение слова ГЕРОИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ГЕРОИ

В греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Героем обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, "полубогами". В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Герой разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный». Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень *ser-, вариант *swer-, *wer-, ср. лат. servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры. История Героев относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - - сер. 2-го тыс. до н. э.) связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли — Геи, создают поколения Героев вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240—1022; frg. 1 — 153; Apoll. Rhod. I 23 — 233). Иногда Герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей). Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки давней стихийности и дисгармоничности. Обычно Герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением Героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать Героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией (Apollod. III13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Денофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей — отец Ахилла, Метанира мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и смертной женщины Корониды, пытавшийся воскрешать людей, т. е. даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3—4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2). Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность Героя большей частью имеет драматический характер, т. к. жизни одного Героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому а мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герой часто гоним враждебным божеством (напр., Геракла преследует Гера, Apollod. II 1, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (напр., Геракл подчинён Эврисфею). Чтобы создать великого Героя, требуется не одно поколение Героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Aeschyl. Prom. 774) родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих Героях, таких, как Геракл. Ранний героизм подвиги Героев, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонте с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией Героев, его культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет и Амфион). Среди Героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги Героя всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного Героя, (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе Героя, (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены). Зачастую Герой испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания Героя рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив в жёны богиню Гебу (Hes. Theog. 950—955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Ноm. Od. XI 601—604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления Героя. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11 — 13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811 - 814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Ноm. Od. IV 561 — 568). Гесиод же считает обязательным для большинства Героев переселение на острова блаженных (Орр. 167 —173). Сын Аполлона Асклепий, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный Герой — полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством ещё при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея — архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155—388). В песне элейских женщин в богу Дионису обращаются как к Дионису - Герою (Anthologia. lyrica graeca. ed. Diehl, Lips., 1925, II р. 206, frg. 46). Таким образом. Геракл явился образцом для представления о Герое - боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался Героем среди богов. Развитие героизма и самостоятельности Героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели Героя. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма — Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода Героя (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых Герои истребили друг друга (Орр. 156—165). В нач. 1-го тыс. до н. э. большое распространение получает культ умерших Героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе Героя отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества Героя и покровительство его людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (напр., Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654—657). Плачи (или френы) по Героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. «славные деяния мужей», которые поёт Ахилл, Ноm. II. IX 189). Общегреческий Герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других — как Герою (Herodot. II 44). Некоторые Герои воспринимались как ипостаси бога, напр. Зевса (ср. Зевс — Агамемнон, Зевс — Амфиарай, Зевс — Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон — Эрехфей). Там, где была прославлена деятельность Героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В 7 — 6 вв. до н. э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних Героев — эпонимов городов — потерял своё значение (напр., в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освящённый полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герой мыслился защитником полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко- персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, напр. при Платеях (Plut. Artist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число Героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал Героем по имени Дексион). Почётное звание Героя получали после гибели выдающиеся полководцы (напр., Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических Героев, которые стали восприниматься как предки — покровители семьи, рода и полиса. Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же чётко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях Герой очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в т. ч. носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш. Отран, Ф. Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических Героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж. Фрейзером в «Золотой ветви», и даже видят в Герое ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о Герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем «кухонный» огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и т. д., т. е. выступающем в качестве культурного героя и демиурга. В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, «извлекать» их так или иначе из самих тебя, Герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдалённых местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же Герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги), Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора «ролей» включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект навлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает Герой — добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста. Пространственная подвижность и многочисленные контакты Героя, особенно враждебные, способствуют повествовательному развёртыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях Герой эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса — хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах Герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными «захватчиками». Соответственно, в сказочных текстах мифические Герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в т. ч. младших сыновей и других героев, «не подающих надежд»), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством. Мифические Герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях и роль отдалённо сопоставима с ролью шаманов (см. Шаманская мифология). Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, в эта активность составляет, в известном смысле, их специфику. Активность Героя в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера — смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша, Ахилла, Герои германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьбе демонических противников. Такими богами - Героями являются, напр., Тор в скандинавской мифологии. Мардук — в вавилонской. С другой стороны, Герои даже божественного происхождения и наделённые «божественной» силой могут иногда достаточно чётко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш" как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может всё же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей. В отдельных случаях неистовый характер Героя или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству Героя (ср. греч. Прометея и сходных с ним Героев мифологии кавказско -иберийских народов: Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения обычно в силу божественного происхождения. Герои нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность Героев уменьшается в героическом эпосе и ещё более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за Героя), а эта помощь большей частью приобретается посредством определённого искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, т. е. инициации (см. Инициация и мифы), практикумов в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе уход или изгнание Героя из своего социума, временная изоляции и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией, - проглатывание юного Героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) Героя или вождь племени, который даёт Герою «трудные задачи» или изгоняет его из племени. Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком Героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный Герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток наведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов); Герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение — смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии. Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении Героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума. Биографическое «начало» в героическом мифе в принципе аналогично космическому «началу» в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в Героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания Героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно чётко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы Героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или её отца; эта мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения. Героическая биография довольно отчётливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений. Героический миф — важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГЕРОИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЕРОИ
    Культ героев был широко распространен в Древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце 9 в. до н. э., …
  • ГЕРОИ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Культ героев был широко распространен в древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце девятого века до н. э., …
  • ГЕРОИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (heroes), в древнегреческой религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа. Культ Г. поддерживался общиной …
  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: ГЕРОИ в Словаре Кольера:
    К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ Греки полагали, что всякий человек, достигший успеха, продолжает влиять на других людей и после своей смерти, …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой …
  • АВСТРАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    мифология аборигенов Австралии, заселивших этот материк еще в мезолите и позднем неолите и сохранивших весьма архаическую культуру.А. м. тесно переплетена …


Просмотров