Тема сказка о художнике и волне цель знания. Сказка о волне и художнике Сюжетные линии сказки о волне и художнике

Приложение 1

Сказка о Волне и художнике.

Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в теплых лучах солнца. А в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой же темно-серой, как и низкие тучи, и на голове у нее появлялась шапка белой сердитой пены.

Но больше всего ей нравилось теплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького ребенка.

Волна часто замечала, как любуются на нее люди и говорят друг другу: "Как жаль, что ее красоту нельзя передать в красках! Ведь она все время разная!"

Однажды Волна увидела на берегу маленького кудрявого мальчика. Он не боялся ее и готов был играть с нею почти в любую погоду. А иногда он брал скрипку, и она в его руках пела такие красивые и печальные мелодии. Что волна затихала и, слушая его, чуть слышно плескалась у берега. Он смотрел на нее как-то особенно. И волне хотелось быть для него еще более красивой, чем прежде.

Мальчик был армянином, и его называли то Ованесом, то Ваней, потому что в городе Феодосии, где он жил, было много и русских, и армян, и греков.

Я нарисую тебя!- сказал однажды мальчик.

Попробуй!- засмеялась Волна, качая своей головой в маленькой пенной шапочке. Она-то знала, что это невозможно. Сколько художников пытались уже сделать это! Но едва они успевали прикоснуться кистью к холсту, как Волна меняла свой облик и цвет, становилась другой. А у мальчика не было даже красок. И рисовал он углем на беленой стене. Волна слышала издалека, как сердито ругали его за это.

А потом мальчик куда-то пропал. Тихо подползая к берегу и слушая разговоры людей на берегу, Волна узнала, что Ваня уехал далеко-далеко на север, в Петербург, учиться на художника. Ей захотелось посмотреть на этот город. И она тоже отправилась в долгое путешествие.

Петербург оказался огромным городом. Большие каменные здания стояли по берегам, закованным в гранитные набережные, так что Волна стала маленькой и серой, как все. Она плескалась у ступенек, которые поднимались к Академии художеств. Она часто видела своего друга, который теперь стал совсем взрослым, и теперь его все звали только Иваном или даже Иваном Константиновичем. И он узнал ее и часто-часто стоял на берегу, наблюдая за нею. Но Волне было тесно в каменных берегах, ей хотелось опять выйти на морской простор. Она обрадовалась, когда услышала, что Иван отправляется в путешествие, и решила сопровождать его. Волна еще не знала, что путешествий будет очень много. Иван Айвазовский плыл через моря и океаны на больших судах с парусами, а Волна следовала за ним: они уже не могли жить друг без друга. На многих морях, реках и даже океанах любовался на Волну художник.

Я нарисую тебя! - говорил он.

Попробуй! - смеялась волна. Она по-прежнему была уверена, что ее, такую изменчивую, такую живую, нельзя показать на неподвижной картине. Она гордилась этим, и все-таки ей было немножко грустно.

Где же твои кисти и краски? - насмешливо журчала Волна.

Сейчас они мне не нужны, - отвечал художник. – Мне надо хорошенько запомнить тебя, а потом, в мастерской, я закрою глаза, и вновь тебя увижу и сумею изобразить на картине!

И вот волна все чаще стала слышать. Как восхищаются люди Иваном Айвазовским. Они говорили, что он самый лучший "маринист" и никто так, как он, не умеет изобразить море в лунную ночь или на рассвете. Она поняла, что маринист - это художник, который умеет писать море.

Больше всего говорили о картине "Девятый вал". Волна знала, что это означает. Во время штормов в разных морях она часто слышала. Что люди считают волны и почему-то думают, что девятая - самая страшная и сильная.

Наконец она тоже увидела эту огромную картину. И даже затихла, остановилась на несколько минут: так она была удивлена.

В центре картины, в бушующем море, художник изобразил обломок громадной мачты, за которую цеплялось несколько людей. Это все, что осталось от большого и казавшегося таким прочным корабля. Наверное, всю ночь их носило посреди безбрежного моря. И вот, наконец, наступил рассвет. Встает солнце, хотя его почти не видно сквозь водяную пыль.

Вместе с солнцем и теплом появилась надежда на то, что буря скоро утихнет. Но это только надежда… Над головами крошечных людей поднимается новый девятый вал, огромная волна…

И Волна узнала… в ней себя. На картине она была такая же могучая, просвечивающая на солнце зеленым и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, такая же красивая и… живая!

Ну, хорошо, - сказала волна художнику. - Ты кое-чему научился, я не спорю. Но почему все время яркие краски, закаты, рассветы да лунные ночи?.. В нарядной одежде любой покажется красавцем. А ты попробуй написать меня просто без всяких украшений. Эта задача будет потруднее.

Да, отвечал художник.- Ты права. И я научусь этому.

К тому времени Айвазовский опять переехал в Феодосию. Волна видела, как он построил дом, как в своей большой мастерской с огромными окнами писал все новые и новые картины. Бывало даже, что на большую картину ему требовался всего лишь один день.

И вот однажды он пришел на берег и сказал:

Мне кажется, я сумел. Посмотри. Я назвал эту картину "Черное море".

Долго смотрела на себя Волна. Вот она рядом со своими подругами, мерно поднимаясь и опускаясь, бежит по необозримому морскому простору.

Художник сумел показать, как бездонна ее глубина. Ничего кроме моря и неба. Нет ярких красок. Но есть настоящая красота. И торжественность.

Да, ты сумел…- тихо прошелестела Волна. - Спасибо тебе.

Иона благодарно провела своей мокрой ладонью по его ногам.

А потом Иван Айвазовский перестал приходить на берег. И Волна загрустила без своего художника.

Люди на берегу говорили между собой. Будто он умер. Они говорили еще, что он был очень добрым человеком, что помогал многим людям, особенно тем, кто хотел стать художником. И что он написал за свою жизнь шесть тысяч картин. Волна не знала, сколько это - "шесть тысяч", но понимала, что очень много, потому что все повторяли это с большим удивлением.

Но спустя еще много-много дней все изменилось. Опять осветились огни его дома и мастерской, и каждый день много людей приходили туда и надолго оставались в доме. Потом они шли на берег, и волна слышала, как люди, с улыбкой наблюдая за ней, говорили друг другу, как замечательно Айвазовский сумел передать ее красоту. И Волне было очень приятно.

И сам художник однажды опять появился перед своим домом и больше уже не уходил. Он сидел на высоком постаменте, держа в руке кисть и глядя в море. Его бронзовое лицо улыбалось, и Волне казалось, что он, как и прежде, разговаривает с ней.

Елена Мелещенко
«Сказка о волне и художнике» игра-размышление по мотивам рассказа Г. Ветровой

Задачи организации художественно -эстетической деятельности :

Знакомство с творчеством русского художника-мариниста И . К. Айвазовского;

Углублять восприятие и переживание образа моря, выявлять внутреннее сходство природного мира с характером музыкальных произведений;

Передавать эстетические чувства в импровизации танцевальных движениях, в рисовании творческого замысла.

Материалы и оборудование : репродукции картин И. К. Айвазовского «Ночь. Голубая волна » , «Лунная ночь на Капри» , «Морской вид» , «Восход солнца в Феодосии» , «Чёрное море» , «Девятый вал» . Запись музыкальных произведений Н. А. Римского-Корсакова первая часть из симфонической сюиты «Шехеразада» , А. Лядова «Волшебное озеро» .

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня я приглашаю вас в картинную галерею.

Дети рассматривают репродукции картин И. К. Айвазовского «Ночь. Голубая волна » , «Лунная ночь на Капри» , «Морской вид» , «Восход солнца в Феодосии»

Музыкальный руководитель : Посмотрите на картины. Расскажите , что вы видите? Какими средствами художник добился передачи настроения в своих картинах? Художники рисуют красками , а композиторы тоже могут нарисовать, но только своими средствами – звуками. Послушайте музыкальное произведение.

«Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель : Какими средствами композитор выразил настроение? (характер, темп, динамика, тембр и т. д.) Посмотрите на картины и выберите ту картину, которая вызывает такие же чувства, как и это музыкальное произведение? А теперь возьмите ленточки, которые, по вашему мнению, могут передать характер музыкального произведения (голубые, синие, бирюзовые) и попробуйте «перевоплотиться» и показать в движениях настроение выбранной вами картины.

Звучит первая часть из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, дети импровизируют движения моря, волны с помощью ленточек .

Музыкальный руководитель : Какие красивые волны у вас получились . Хотите, я расскажу вас интересную историю? Жила-была волна . Ей очень нравилось жить в огромном море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в тёплых лучах солнца, а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она становилась тёмно-серой и на голове у неё появлялась шапка белой сердитой пены. Но больше всего ей нравилось тёплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки и щекотать пятки детишек. Так она и познакомилась однажды с маленьким кудрявым мальчиком. Он не боялся её и готов был играть с нею почти в любую погоду. Он смотрел на неё как-то особенно, и волне хотелось быть для него ещё более красивой, чем прежде. Шло время, мальчик вырос, выучился на художника и много путешествовал. Когда он вернулся он первым делом побежал к своей волне рассказать обо всём и показать картины, которые он нарисовал. Из рассказа своего друга она узнала, что художник стал самым лучшим «маринистом» , и никто так, как он, не умел изобразить море в лунную ночь, или на рассвете . Больше всего он говорил о картине «Девятый вал» (дети рассматривают репродукцию картины ) . Волна знала , что это означает. Во время штормов в разных морях она слышала, что люди считают волны и почему-то думают , что девятая – самая страшная и сильная. На картине художник изобразил волну могучую , просвечивающую на солнце зелёным и голубым цветом с капельками брызг и хлопьями пены.

Ну, хорошо, - сказала волна художнику . – Ты научился многому, но почему все время яркие краски, закаты, рассветы да лунные ночи ? В нарядной одежде любой покажется красавцем. А ты попробуй написать меня просто, без всяких украшений.

Эта задача была не из простых. Ребята, а давайте попробуем помочь художнику и нарисуем море таким, как попросила волна .

Звучит «Волшебное озеро» А. Лядова, дети рисуют, выбрав различные техники рисования.

Музыкальный руководитель : Какие замечательные картины у вас получились! Я думаю, что волне бы это очень понравилось. А художник выполнил просьбу волны и написал картину «Чёрное море» (дети рассматривают ркепродукцию картины) . Долгое время волна смотрела на себя и любовалась. Художник сумел показать , как бездонна её глубина. Ничего, кроме моря и неба. Нет ярких красок. Но есть настоящая красота. И торжественность. Прошли годы, и художник написал за свою жизнь шесть тысяч картин. Люди в память о художнике поставили памятник : он сидит на высоком постаменте, держа в руке кисть и глядя в море. Его бронзовое лицо улыбается, и волне кажется , что он, как и прежде, разговаривает с ней.

Тема: Сказка о художнике и волне Цель: знания о художникемаринисте, образ морской стихии в картинах И. К Айвазовского Оборудование: Репродукции картин И. К. Айвазовского

В штормовые дни она была такой же тёмно-серой, как и низкие тучи, и на голове у неё появлялась шапка белой сердитой пены.

Волна часто замечала как любуются ею люди и говорят другу: «Как жаль, что её красоту нельзя передать в красках! Ведь она всё время разная!»

Однажды волна увидела на берегу маленького кудрявого мальчика. Он не боялся её и готов был играть с нею почти в любую погоду. А иногда он брал скрипку и она пела в его руках такие красивые и печальные мелодии. Он смотрел на неё как-то особенно, и волне хотелось быть для него ещё более красивой, чем прежде.

Петербург оказался огромным городом. Большие каменные здания стояли по берегам, закованным в гранитные набережные, так что Волна стала маленькой и серой, как и все.

Она часто видела своего друга, который теперь стал совсем взрослым, и теперь его все называли Иваном Константиновичем. И он узнал её. –Я нарисую тебя» говорил он. – Попробуй! – смеялась волна. Она по прежнему была уверена, что её нельзя показать на неподвижной картине.

- Ну, хорошо, ты кое чему научился, я не спорю, - сказала Волна, но почему, закаты, рассветы, да лунные ночи? . . . В нарядной одежде любой покажется красавцем. А ты попробуй написать меня просто без украшений. Да, - отвечал художник. - эта задача будет потруднее. К тому времени художник переехал в Феодосию, построил дом

И вот однажды он пришёл на берег и сказал: - Мне кажется, я сумел. Посмотри я назвал эту картину «Чёрное море» .

А потом Иван Айвазовский перестал приходить на берег. Люди на берегу говорили между собой, что он умер. Они говорили еще, что он был очень добрым человеком, что помогал многим людям. И что он написал за свою жизнь 6000 картин.

И сам художник однажды опять появился перед своим домом и больше уже никогда не уходил. Он сидел на высоком постаменте, держа в руке кисть и глядя на море. Его лицо улыбалось, и Волне казалось, что он, как и прежде разговаривает с ней

Использованные ресурсы 1. «Сказка о художнике и Волне» авт Г. Ветрова 2. Репродукции картин И. К. Айвазовского – www. agniart. ru 3. Фотографии Санкт-Петербурга – www. serzh. ru 4. Портрет художника – http: //picin. net. ru


    Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав солнечной системы. В центре солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет. Одна их них, третья по счёту, и есть наша Земля.
    У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год. На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся ближе к Солнцу год длится меньше, а на тех которые дальше полный оборот может составлять несколько земных лет. Также планеты вращаются вокруг своей оси. Один такой полный оборот называется сутки. На Земле сутки (оборот вокруг своей оси) равен примерно 24 часам (более точно 23 ч. 56 мин. 4 секунды).
    смотреть продолжение...


    В конце сентября наступает всякому лету конец. В прошлые времена встречали осень у воды. По утрам выходили на берега рек, озёр встречать матушку Осенину. Женщина с овсяным хлебом становилась в центр хоровода, который молодые девушки водили вокруг неё. Осень, осень, в гости просим! – пели все вместе. Потом разламывали хлеб и всех им угощали...
    Осенняя музыкально-литературная композиция для детей любого возраста.


А. В. Тыранов. Портрет художника Ивана Константиновича Айвазовского

Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в теплых лучах солнца, а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой же темно-серой, как и низкие тучи, и на голове у нее появлялась шапка белой сердитой пены. Но больше всего ей нравилось теплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького ребенка.

Волна часто замечала, как любуются на нее люди и говорят друг другу: «Как жаль, что ее красоту нельзя передать в красках! Ведь она все время разная!»

Однажды Волна увидела на берегу маленького кудрявого мальчика. Он не боялся ее и готов был играть с нею почти в любую погоду. А иногда он брал скрипку, и она в его руках пела такие красивые и печальные мелодии, что Волна затихала и, слушая его, чуть слышно плескалась у берега. Он смотрел на нее как-то особенно, и Волне хотелось быть для него еще более красивой, чем прежде.


Айвазовский И.К. Вид Феодосии

Мальчик был армянином, и его называли то Ованесом, то Ваней, потому что в городе Феодосии, где он жил, было много и русских, и армян, и греков.

Я нарисую тебя! - сказал однажды мальчик.
- Попробуй! - засмеялась Волна, качая своей головой в маленькой пенной шапочке. Она-то знала, что это невозможно. Сколько художников пытались уже сделать это! Но едва они успевали прикоснуться кистью к холсту, как Волна меняла свой облик и цвет, становилась другой. А у мальчика не было даже красок. И рисовал он углем на беленой стене. Волна слышала издалека, как сердито ругали его за это.

А потом мальчик куда-то пропал. Тихо подползая к берегу и слушая разговоры людей на берегу, Волна узнала, что Ваня уехал далеко-далеко на север, в Петербург, учиться на художника. Ей захотелось посмотреть на этот город. И она тоже отправилась в долгое путешествие.


Айвазовский И.К. Вид на взморье в окрестностях Петербурга

Петербург оказался огромным городом. Большие каменные здания стояли по берегам, закованным в гранитные набережные, так что Волна стала маленькой и серой, как все. Она плескалась у ступенек, которые поднимались к Академии художеств, смотрела на древнейших каменных Сфинксов, привезенных из Египта, удивлялась белым ночам, когда все видно, как днем... Она часто видела своего друга, который теперь стал совсем взрослым, и теперь его все звали только Иваном или даже Иваном Константиновичем. И он узнал ее и часто-часто стоял на берегу, наблюдая за нею.


Айвазовский И.К. Морской берег

Но Волне было тесно в каменных берегах, ей хотелось опять выйти на морской простор. Она обрадовалась, когда услышала, что Иван отправляется в путешествие, и решила
сопровождать его. Волна еще не знала, что путешествий будет очень много. Но даже если бы и знала, это не испугало бы ее: она не могла устать или состариться. Иван Айвазовский плыл через моря и океаны на больших судах с парусами, а Волна следовала за ним: они уже не могли жить друг без друга. На многих морях, реках и даже океанах любовался на Волну художник.
- Я нарисую тебя! - говорил он.
- Попробуй! - смеялась Волна.
Она по-прежнему была уверена, что ее, такую изменчивую, такую живую, нельзя показать на неподвижной картине. Она гордилась этим, и все-таки ей было немножко грустно.

Где же твои кисти и краски? - насмешливо журчала Волна.
- Сейчас они мне не нужны, - отвечал художник. - Мне надо хорошенько запомнить тебя, а потом, в мастерской, я закрою глаза, и вновь тебя увижу и сумею изобразить на картине!


Айвазовский И.К. Ниагарский водопад

И вот Волна все чаще стала слышать, как восхищаются люди Иваном Айвазовским. Они говорили, что он самый лучший «маринист» и никто так, как он, не умеет изобразить море в лунную ночь или на рассвете. Она поняла, что маринист - это художник, который умеет писать море.

Больше всего говорили о картине «Девятый вал». Волна знала, что это означает. Во время штормов в разных морях она часто слышала, что люди считают волны и почему-то думают, что девятая - самая страшная и сильная.

Наконец, она тоже увидела эту огромную картину. И даже затихла, остановилась на несколько минут: так она была удивлена.


Айвазовский И.К. Девятый вал

В центре картины, в бушующем море, художник изобразил обломок громадной мачты, за которую цеплялось несколько людей. Это все, что осталось от большого и казавшегося таким прочным корабля. Наверное, всю ночь их носило посреди безбрежного моря. И вот, наконец, наступил рассвет. Встает солнце, хотя его почти не видно сквозь водяную пыль. Вместе с солнцем и теплом появилась надежда на то, что буря вскоре утихнет. Но это только надежда... Над головами крошечных людей поднимается новый девятый вал, огромная волна...

И Волна...узнала в ней себя. На картине она была такая же могучая, просвечивающая на солнце зеленым и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, такая же красивая и... живая!

Ну, хорошо, - сказала Волна художнику. - Ты кое-чему научился, я не спорю. Но почему все время яркие краски, закаты, рассветы да лунные ночи?.. В нарядной одежде любой покажется красавцем. А ты попробуй написать меня просто, без всяких украшений. Эта задача будет потруднее.

Да, - отвечал художник. - Ты права. И я научусь этому. К этому времени Айвазовский опять переехал в Феодосию. Волна видела, как он построил дом, как в своей большой мастерской с огромными окнами писал все новые и новые картины. Бывало даже, что на большую картину ему требовался всего лишь один день.



Айвазовский И.К. Черное море

И вот однажды он пришел на берег и сказал: - Мне кажется, я сумел. Посмотри. Я назвал эту картину «Черное море».

Долго смотрела на себя Волна. Вот она, рядом со своими подругами, мерно поднимаясь и опускаясь, бежит по необозримому морскому простору.

Художник сумел показать, как бездонна ее глубина. Ничего, кроме моря и неба. Нет ярких красок. Но есть настоящая красота. И торжественность.

Да, ты сумел...- тихо прошелестела Волна. - Спасибо тебе. И она благодарно провела своей мокрой ладонью по его ногам.



Айвазовский И.К. Вид Леандровой башни в Константинополе

А потом Иван Айвазовский перестал приходить на берег. И Волна загрустила без своего художника. Люди на берегу говорили между собой, будто он умер. Они говорили еще, что он был очень добрым человеком, что помогал многим людям, особенно тем, кто хотел стать художником. И что он написал за свою жизнь шесть тысяч картин. Волна не знала, сколько это - «шесть тысяч», но понимала, что очень много, потому что все повторяли это с большим удивлением.

Но спустя еще много-много дней все изменилось. Опять осветились огни его дома и мастерской и каждый день много людей приходили туда и надолго оставались в доме. Потом они шли на берег, и Волна слышала, как люди, с улыбкой наблюдая за ней, говорили друг другу, как замечательно Айвазовский сумел передать ее красоту. И Волне было очень приятно.

И сам художник однажды опять появился перед своим домом и больше уже не уходил. Он сидел на высоком постаменте, держа в руке кисть и глядя в море. Его бронзовое лицо улыбалось, и Волне казалось, что он, как и прежде, разговаривает с ней.


Айвазовский И.К. Ледяные горы в Антарктиде



Айвазовский И.К. Неаполитанский залив в лунную ночь


Н. З. Соломко. СКАЗКА О ВОЛНЕ И ХУДОЖНИКЕ. АЙВАЗОВСКИЙ

Дорогие читатели! Мы рады, что серия "Сказки о художниках" нравится вам и вашим малышам... мы...решили показать всю нашу великую живопись - неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами "запасников". В конце XIX - начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, "салоном" - искусством, "не раскрывающим социальных язв общества". К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра... Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам - нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать! Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.



Просмотров