Роман с камнями: самые знаменитые и дорогие украшения Элизабет Тейлор. Актер Ричард Бартон: биография, история жизни и интересные факты

86 лет назад, 27 февраля 1932 года, родилась легендарная красавица и талантливая актриса Элизабет Тейлор. Помимо прекрасных ролей и изумительной красоты она также прославилась бурными романами. Одними из самых обсуждаемых стали ее отношения с британским актером Ричардом Бартоном.

Около 7 лет назад Элизабет Тейлор обнародовала последние любовные письма легендарного актера Ричарда Бартона, ушедшего из жизни в 1984 году. Пара дважды заключала брак друг с другом, но их отношения всегда оставались страстными.

Чтобы написать книгу «Яростная любовь. Элизабет Тейлор и Ричард Бартон», Сэм Кешнер и Нэнси Шенбергер ознакомились с 40 ранее не публиковавшимися любовными письмами, в которых рассказывается о продолжительных и шумных голливудских романах прошлых лет.

Роман Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона часто называют романом века. Его характерными чертами являются расточительство, пьянство, распутство, невероятные драгоценности и страстная любовь, которая околдовала мир на 16 лет, пока они были вместе. Когда пара снова воссоединилась, Элизабет была на вершине популярности, а Ричарда называли преемником сэра Лоуренса Оливье на лондонской сцене.

Все началось со сцены поцелуя во время съемок «Клеопатры». Пара продолжала целоваться даже после того, как режиссер сказал: «Снято!» С тех пор они стали неразлучны.

На момент их встречи Тейлор уже заработала миллион долларов за роль Клеопатры и четырежды была замужем. От второго мужа, Майкла Вилдинга, у нее было два сына: Майкл (на фото с Элизабет) и Кристофер (справа на переднем плане), от третьего мужа Майкла Тодда у нее была дочь Элизабет, известная как Лиза (нет в кадре).

Когда начались их отношения, оба актера были несвободны. Бартон состоял в браке с Сибил Уильямс, уроженкой Уэльса, а Элизабет была в четвертый раз замужем. Ее супругом был Эдди Фишер, которого, по ее словам, она украла у американских поклонниц.

На глазах у всех парочка совершала прогулку на яхте, и папарацци фиксировали каждый момент. Влюбленные привлекли внимание общественности после скандального снимка, на котором они нежатся на корабле у итальянского острова Искья.

В своей книге Кешнер и Шенбергер изучили язык любви, который Элизабет и Ричард использовали в письмах друг к другу. В одном из первых писем Бартон написал своей возлюбленной: «Меня возбуждает твой запах… округлый живот и нежная внутренняя поверхность бедер, зад как у младенца, губы, несколько агрессивный огонек в глазах, когда ты сильно возбуждена, когда ты вместе со своим уэльским любовником».

Тейлор и Бартон ускользали и занимались любовью, где только это было возможно. Она сказала о его гипнотическом очаровании: «Только представьте, что Ричард Бартон шепчет вам что-то на ухо, пока вы занимаетесь любовью. Сразу улетучиваются все проблемы и неприятности».

Через шесть дней после развода актрисы с Эдди Фишером Тейлор и Бартон поженились в Ритц-Карлтоне в Монреале. Желтое шифоновое платье невесты было дополнено изумрудно-алмазной брошью, которую Бартон подарил ей на ее 32-й день рождения.

Безнадежно влюбленный Бартон написал: «В моей бедной и причиняющей только страдания юности я мечтал только о такой женщине. И теперь, когда время от времени мечта возвращается ко мне, я протягиваю руку и понимаю, что она здесь, рядом со мной. Если вы не встретили или не знали ее, вы очень много потеряли в своей жизни».

Возрастал накал страстей, и были веские доказательства, к которым можно причислить пристрастие к алкоголю и измены. В одном из писем Бартон написал: «Я знаю, что иногда я ужасный лгун, но, пожалуйста, поверь, что я никогда не предавал тебя ни в словах, ни в поступках. Я слишком сильно тебя люблю».


Тейлор в Нью-Йорке празднует свой 32-й день рождения вместе с Бартоном, который в то время играет главную роль в бродвейском спектакле «Гамлет» режиссера Джона Глифельда. На торте написано: «Нашему Талисману, лидеру нашей команды, любви и с днем рождения. Коллеги».

За время их брака Тейлор и Бартон снялись вместе в нескольких известных фильмах. За игру в фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?» Элизабет получила свой второй «Оскар», а Ричард был номинирован на эту кинопремию в шестой раз. Роли, которые они играли на экране, часто отражали их реальные отношения.

После развода в июне 1974 года пара помирилась и 16 месяцев спустя снова тайно поженилась в национальном парке Чобе в Ботсване. Их второй брак был намного короче первого, и актеры расстались меньше чем через год после регистрации. Но они оставались хорошими друзьями вплоть до смерти Бартона в 1984 году.

Спустя много лет Тейлор расскажет, какое место Бартон занимал в ее сердце: «С первого взгляда в Риме мы всегда были безумно и сильно влюблены друг в друга».

Он был ее пятым мужем и шестым тоже. Первый раз они поженились 15 марта 1964 года и разошлись 26 июня 1973-го. Второй – после недолгого перерыва – в октябре 1975-го, а разошлись уже через девять месяцев.Она всерьез считала ебя ясновидящей. Многочисленные травмы и операции, сопровождаемые громадными дозами глубокого наркоза, а также баловство с травкой, действительно наделили ее экстраординарными и мистическими способностями. Так притягивать мужчин и одновременно всевозможные неприятности дано далеко не каждой женщине.

Марк Антоний и «Мисс Бюст»


Именно такую великую актрису и необыкновенную женщину студия «ХХ век – Фокс» пригласила на роль Клеопатры. Проект, учитывая все капризы звезды, обошелся в 40 миллионов долларов, но был ознаменован не только этим. На съемках в Риме состоялся самый скандальный из всех существовавших доселе киноспектаклей – там впервые встретились величайшие любовники и затем дважды супруги – Лиз Тэйлор и Ричард Бартон. Им предстояло сыграть Клеопатру и Марка Антония, ни больше ни меньше.

Если уж быть абсолютно точными, Дик впервые увидел Лиз молоденькой девушкой, скромно читавшей книжку на краю бассейна. Тогда она рассеянно вскинула на него свои фиалковые глаза, и он задохнулся от восторга. Продолжения не было.

К 1961 году тридцатисемилетний валлиец, отягченный славой «британского Брандо», был женат на актрисе Сибил Уоллес. Двое детей скрепляли этот надежный союз. Двадцатидевятилетняя Тэйлор состояла в четвертом браке. Ее мужем на тот момент был певец Эдди Фишер. У нее было трое своих детей и одна приемная немецкая девочка-калека. «Она обожает младенцев, щенят и котят, – иронизировал ее близкий друг. – Но не всегда отличает их друг от друга. Они для нее как игрушки». Она никогда не опускалась до стряпни, уборки или хождения по магазинам. Целый сонм помощников с превеликим удовольствием обеспечивал ей комфортное существование.


Широкоплечий мужественный Бартон был слегка рябоват, но слыл покорителем женских сердец. Он достаточно иронически отнесся к предстоящей встрече с Тэйлор. «Марка Антония мне предстоит играть с «Мисс Бюст», – шутливо заявил он друзьям. О первой встрече с фиалковыми глазами он как-то подзабыл.

Известна была его привычка заводить громкие романы со всеми своими партнершами. Лиз не испытывала никакой робости перед его репутацией бабника, но с величайшим почтением относилась к его славе незаурядного театрального актера. Когда она царственно появилась на съемочной площадке, вся группа, кроме одного человека, встретила ее аплодисментами. «Милашка, ты малость толстовата, – прожурчал вкрадчиво ей на ухо Бартон. – Но мордашка у тебя смазливенькая!» Элизабет расхохоталась.

Всего лишь через несколько дней она призналась костюмерше: «Я обмираю, когда слышу его голос». Ричард тоже вскоре изменил свое мнение о толстушке: «Должен признаться, Лиз меня очаровала. Я сам до конца не понимаю, что в ней такого, чем она к себе привлекает. Но от нее глаз нельзя оторвать. Она пронзает вас взглядом насквозь, и у вас в жилах закипает кровь». Вот, пожалуй, и вся прелюдия. Что было дальше – не поддается описанию.

В день, когда оба появились перед камерами, чтобы сыграть наконец первую сцену, всей группе стало ясно: Антоний и Клеопатра идеально вжились в свои роли. Искра, пробежавшая между ними, разгорелась нешуточным пожаром.

«Я люблю твою бабу!»


Шумиха, поднятая газетами, и в малой доле была не в силах отразить реальность. Элизабет, снявшись в своих сценах, не покидала площадки, пока ее возлюбленный не закончит эпизод. Затем, дрожа от вожделения, они уединялись в гримерной, появляясь только к следующей съемке.

Когда Сибил донесли о новых похождениях ее мужа, она моментально пригрозила разводом. Примерный семьянин Бартон, внезапно опомнившись, сообщил Лиз о разрыве отношений и срочно уехал успокаивать жену. Элизабет закатила истерику и решила проститься с жизнью, приняв изрядную дозу снотворного. Актрису с трудом откачали, муж Эдди утешил ее изумрудным ожерельем в 250 тысяч долларов.

Когда успокоившийся было муж наведался на съемочную площадку, он сам воочию убедился в отношениях своей супруги и этого рябого валлийца. А тут еще за его спиной раздался грубоватый голос: «Послушай, мне кажется, тебе стоит знать о том, что я люблю твою бабу».

«Она мне не баба, – возразил Эдди. – Она мне жена».

«Какая разница, значит я люблю твою жену».

В конце концов после 215 дней съемок Элизабет закончила свои сцены, но оставалась рядом с Ричардом до окончания его работы. «Клеопатра» вышла на экраны летом 1963 года. Ситуация накалялась, они по-прежнему не расставались со своими семьями. Ричард буквально разрывался между долгом и страстью. Элизабет во что бы то ни стало желала заполучить «Оскара» и стать миссис Бартон. Первого ей достичь не удалось, со вторым все сложилось значительно успешнее.

Когда суд в марте 1964 года вынес решение о разводе Лиз и Эдди, она вместе с Бартоном, игравшим в театре Гамлета, находилась в Торонто. Через неделю они тайно вылетели чартерным рейсом в Монреаль, где и прошло бракосочетание. Осталось поразительное свидетельство о том, как основательно набравшийся с утра жених с трудом дождался опоздавшую на бракосочетание ярко разряженную невесту.

На следующем представлении «Гамлета» знаменитый актер удостоился бурных аплодисментов. Раскланявшись, он прошел к авансцене и произнес: «Мне бы хотелось процитировать строки из пьесы – третий акт, сцена первая: «Больше браков у меня не будет». Бурные овации заглушили нервный смешок.

«Нет лучшего наркотика, чем успех»

Элизабет изо всех сил старалась расположить к себе друзей и родных Ричарда. Она задаривала их дорогими подарками. Пригласила всю валлийскую родню на спектакль «Гамлет», идущий уже на Бродвее, оплатив дорогу, роскошную гостиницу и заказав для старшей сестры Ричарда новый гардероб. Ну как было не полюбить такую добрейшую и очаровательную женщину? «Гамлет» побил все рекорды кассовых сборов. Наконец чета Бартонов согласилась выступить с чтением стихов для сбора средств в пользу актерской школы. Ричард читал Шекспира, Лиз, отвыкшая от сцены, с воодушевлением читала Томаса Харди. Публика осаждала театр, чтобы не только насладиться мастерством актеров, но и удостовериться в истинности чувств звездной пары. Бартон не скрывал своего удивления этим паломничеством. «Они приходят, чтобы увидеть тебя, – уверяла его Лиз. – Ты у нас Фрэнк Синатра от Шекспира». Ричард только посмеивался. «В Нью-Йорке я узнала, – вспоминала Элизабет, – что нет лучшего наркотика, чем успех!»

Но, на самом деле, был у этой пары еще один общий «конек» – оба любили выпить. Ричард отлично понимал, что пьет не в меру, и порой пытался сдерживаться. Лиз, напротив, меры никакой не признавала, и еще подначивала супруга: «Ричард, ну выпей ты, ради Бога! Когда ты трезвый, с тобой от скуки помереть можно».

Условия, которые Бартоны выставляли киностудиям, были беспрецедентны: пятидневная рабочая неделя, начало съемок не ранее десяти утра и только до шести вечера. Лиз не работала по субботам, воскресеньям, вечерами и в первые два дня месячных. Рабочий день у обоих должен был начинаться одновременно, да и как могло быть иначе? Они по-прежнему не отходили друг от друга ни на шаг.

Ричард не отрицал, что обычно во время съемок любовных сцен, актеры чувствуют к партнерам нечто, безусловно мешающее их семейному благополучию. «Я вовсе не желаю, чтобы с нами случилось то же самое, – говорил он. – Элизабет – замечательная женщина. И я хочу, чтобы и во время работы мы всегда были вместе».

Всего они вместе снялись в одиннадцати фильмах и стали обладателями состояния в 50 миллионов долларов. Эти деньги были размещены в Швейцарии, где официально и проживали супруги, оградив свои накопления от американского налогообложения. Лиз даже решила отказаться от американского гражданства в пользу британского. «Это ложь, что я меньше люблю Америку, – рьяно оправдывалась она. – Просто я больше люблю мужа-британца».

«Кто боится?..»


Когда продюсер Эрнст Леман, собравшийся снимать ленту «Кто боится Вирджинии Вульф», увидел тысячные очереди на «Ночь Игуаны», где снялся один Бартон, он решил предложить сценарий им обоим. Элизабет, прочитав пьесу Олби, решила, что роль Марты для нее равна роли Гамлета. В ней самой, безусловно, было что-то от скандальной, беспардонной распустехи, но только самые близкие знали об этом. Леман раскусил это безошибочно. Но как этот мачо Бартон будет смотреться в роли бесхребетного подкаблучника Джорджа? Талант, только талант! Вот гарантия успеха.

Лиз заставила себя поправиться на десять килограммов и запретила появляться на съемочной площадке посторонним. Она безропотно выполняла все указания режиссера. Рядом с ней и Ричард перевоплотился в затюканного профессора. «Джордж – это я!» – уверял теперь он приятелей. Съемки продолжались, но сценарные скандалы постепенно перерастали в подлинные семейные. Все чаще пьяные вечера стали заканчиваться взаимными оскорблениями и отвратительными потасовками.

Спустя много лет, пытаясь проанализировать причину их развода, Элизабет честно призналась: «Мне до смерти осточертела вся эта Вирджиния Вульф!»

Фильм вышел на экраны в июне 1966-го и стал не только самой дорогой черно-белой картиной, но и самой шокирующей. Такое количество отборной брани и непристойных сцен Голливуд еще себе не позволял. Но эта противоречивая во всех смыслах картина стала основным претендентом на награду киноакадемии.

Между тем в киношных кругах Бартон удостоился наивысшего признания коллег, Тэйлор упрекали в излишней суетливости. Номинированы были оба, но «Оскар» получила все-таки Элизабет.

Второй «Оскар», к сожалению, не смог остановить угасание интереса публики к работам Тэйлор. «Она превратилась в кошмарную пародию на саму себя, – вспоминал Рекс Харрисон. – Расплывшаяся, неряшливая, визгливая ведьма…» Ну уж, не совсем так!

Бриллиантовый «Бочоночек»


Тем временем успешный Ричард приступил к съемкам в новой картине вместе с молоденькой партнершей Женевьевой Бюжо. Вскоре малышка получила прозвище «Джин», и Элизабет поняла, что валлиец принялся за старое. Шутливые прозвища он раздавал только своим возлюбленным. Так, Лиз во время съемок «Клеопатры» именовалась ни много ни мало «Океаном». Теперь же он называл ее не иначе, как «Бочоночек». Тэйлор закатывала грандиозные скандалы и, однажды, заявившись на съемочную площадку, едва не сорвала съемку.

Пришлось Бартону откупаться очередным бриллиантовым презентом. Первое свое шикарное приобретение он сделал в 1968 году. Это был крупповский бриллиант в 33,19 карата стоимостью в 305 тысяч долларов. Затем была знаменитая жемчужина «Ля Пелегрина» за 37 тысяч, искусно включенная в ожерелье из жемчуга, рубинов и бриллиантов на сто тысяч долларов. Еще кое-что по мелочи и наконец вершина коллекции – знаменитый бриллиант «Картье-Бартон» стоимостью в один миллион пятьдесят тысяч долларов.

Появляясь в свете, увешанная сверкающими драгоценностями, Элизабет была предельно самокритична: «Я знаю, что вульгарна. Но неужели вы хотели бы, чтобы я была другой?»

Однако все эти милые побрякушки радовали не только Лиз, но и Ричарда. Этот выходец из беднейшей семьи испытывал чувство огромного удовлетворения, соперничая в экстравагантных покупках с Онассисом и другими миллиардерами. 450 тысяч за яхту, десять миллионов за десятиместный реактивный самолет, оборудованный кухней, баром и залом с киноэкраном, 215 тысяч за шикарное норковое манто. Кто больше?

Описывая один из своих домов, Элизабет говорила: «Это такое уютное, милое местечко, полное разных дорогих сердцу вещиц, вроде Ренуара. Вы понимаете о чем я – о том, что создает уют». И вместе с тем, все их дома и даже шикарные номера отелей оказывались безжалостно загаженными сворами невоспитанных собачек и кошечек, без которых Лиз никуда не отправлялась.


Ричард не прекращал пьянствовать, Лиз не прекращала ревновать, и оба они не прекращали скандалить. Женушка поколачивала муженька, а он мог врезать ей так, что, в прямом смысле, в ушах звенело. «Да, между нами случаются ужасные потасовки, и многие утверждают, что быть вместе нам недолго осталось. Но мы-то знаем, что стоит нам поуютнее устроиться в постели, как все обиды тотчас забываются». Ричард любил рассказывать, как жена в его отсутствие берет с собой в постель его носки. Однако друзья утверждали, что в их перепалках не обошлось и без соперничества. Два «Оскара» Элизабет все-таки не давали покоя Бартону. Когда завершалась работа над фильмом «Укрощение строптивой», по случайности имя Ричарда на афише оказалось вписанным в первую строчку. Потом, конечно, все встало на свои места. Но соперничество, и не только на афишах, продолжалось.

Если в начале их совместной жизни страсть Ричарда к рюмке забавляла жену, и она сама была не прочь составить ему компанию, то через несколько лет она с трудом оттаскивала его от стойки бара. Она обзывала его опустившимся алкоголиком и была готова поспорить, что Бартон не протянет без спиртного и трех месяцев. Ричард принял пари, но тут оказалось, что на трезвую голову он уже не может играть. Он стал непримиримым брюзгой и отказывался сочувствовать жене, продолжающей наносить себе всевозможные травмы и увечья. Она по-прежнему была подвержена любой инфекции, перенесла несколько операций и одну – самую серьезную. У Лиз больше не могло быть детей. Вот эта невозможность подарить Ричарду ребенка и стала для нее настоящей трагедией.

«Его развод – ее развод»


В начале 1972 года Бартон приступил в Будапеште к съемкам в картине «Синяя борода» с восемью прекрасными партнершами, среди которых были Ракел Уэлч, Вирна Лизи и Натали Делон. Элизабет не оставляла его ни на минуту. В то же время она готовилась к празднованию своего сорокалетия. Список высокопоставленных гостей украшали княгиня Грейс, Ринго Старр, Майкл Кейн и еще много великолепных имен. Ричард подарил жене очередной бриллиант и пошутил: «Я бы с удовольствием купил для Элизабет Тадж Махал. Но мне слишком дорого обойдется его транспортировка».

Послепраздничная депрессия окутала Лиз, когда муженек снова приложился к рюмке в перерывах между любовными сценами «Синей бороды». В отместку она решила развлечься с единственным человеком, к которому Ричард мог ее приревновать. Это был Аристотель Онассис. Но никакие уловки уже не могли остановить процесс распада этого громкого союза.

Телевизионный фильм, поставленный специально для них в начале 1973 года, назывался «Его развод – ее развод». Это был их одиннадцатый совместный фильм и, увы, последний.

Лиз, стремясь удержать брак, отправилась на некоторое время в Калифорнию. «Я твердо уверена, что нам с Ричардом нужно какое-то время пожить отдельно, – заявила она. – Возможно, мы слишком сильно любили друг друга». «Они разошлись, потому что они Бартоны, а это – невыносимое напряжение», – был уверен Питер Устинов.

26 июня 1973 года самая скандальная и самая прекрасная голливудская пара перестала существовать по причине… По причине? «По причине несходства характеров» – такова была официальная версия.

Дважды в одну реку

Полтора месяца Лиз уговаривала Ричарда снова пожениться официально. На этот раз непременно на африканском континенте. 10 октября 1975 года Бартон отметил их второе бракосочетание бокалом вина, и дальнейшее помнил уже смутно. Он был на пороге своего пятидесятилетия, но выглядел дряхлым стариком.

Очень скоро привычные скандалы заполнили их дни и ночи. «Я ничего не понимаю, – признавался Бартон. – Это как страшный сон!» Чтобы хоть как-то спрятаться от докучливой Лиз, он отправился в горы кататься на лыжах. На залитом солнцем склоне он и приметил очаровательную молодую блондинку Сюзи Хант.

В феврале Ричард и Элизабет, доказав себе и другим, что дважды в одну реку войти не удастся, решили расстаться навсегда.

Бартон водил свою новую любовницу по всем ресторанчикам, где они с Лиз когда-то бывали. Посетители встречали парочку аплодисментами. Он даже бросил пить. Его беспокоила только судьба Элизабет. «Я боюсь, ее охмурит какой-нибудь идиот», – признавался он. Она же так отзывалась о его новом союзе: «Ну что ж – чем старше мужчина, тем моложе должна быть его жена. Не исключено, что я слишком стара для него… Разумеется, я до сих пор люблю Ричарда – разве можно любить кого-то на протяжении пятнадцати лет, а затем выбросить из своей жизни? Не так-то легко преодолеть душевные муки».

В последний раз они увиделись только через шесть лет. Он уже разошелся с Сюзи, перенес несколько операций и по-прежнему продолжал пить. На него страшно было смотреть. Только голос, его чарующий голос остался прежним.

Узнав о его смерти, Элизабет Тэйлор потеряла сознание.

Легендарный голливудский актер — Ричард Бартон — несчетное число раз номинировался на «Оскар», но победы так и не одержал, что, впрочем, не помешало ему войти в историю мирового кинематографа. На его счету премии «Грэмми» и «Золотой Глобус», а также главные роли в десятках фильмов. Его любили женщины, что подтверждалось его неоднократными браками и романами, а самый известный из них до сих пор обсуждается на страницах глянцевых журналов.

Юные годы

Ричард Уолтер Дженкинс родился в 1925 году в Уэльсе, в семье шахтера, в которой на тот момент уже было 11 детей.

Живя в нищете, он начал актерскую карьеру со школьной скамьи. Уже с первых ролей его преподаватель Филипп Бартон рассмотрел в мальчике настоящий талант и сделал все, чтобы довести его до совершенства. Ричард понимал, что своим актерским мастерством обязан учителю, который верил в него и вкладывал в ученика душу. В знак признательности тот взял себе, как сценический псевдоним, фамилию Бартон и сделал ее известной во всем мире. Кроме того, судьба подарила Ричарду встречу с Тенагером Риччи. Этот меценат оценил природные способности сына нищего «угольного забойщика» и снабдил его крупной суммой, которая позволила парню получить прекрасное образование в Оксфордском университете.

Начало карьеры

В 1943 году актер Ричард Бартон дебютировал на профессиональной сцене. Однако вскоре его призвали в армию, и вплоть до 1947 года он служил в американских ВВС. Демобилизовавшись, молодой человек поступил в один из лондонских театров. Уже через год Ричард успешно дебютировал в кино в картине «Последние дни Долвина», в которой сыграл одну из главных ролей. Параллельно с этим он много работал на радио, а чуть позже ему дали роль в знаменитом Мемориальном Шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне. Став знаменитым на родине, Ричард Бартон отправился покорять Голливуд. Там он дебютировал в кинокартине «Моя кузина Рейчел», в которой сыграл главную мужскую роль.

Последствия неудач

Сложный характер творца и его непризнанность в свое время сделали свое дело: последние годы своей жизни Ричард Бартон страдал алкоголизмом и сопутствующими ему болезнями. Актер пытался лечиться, но постоянное состояние стресса приводило к постоянным срывам, и, как результат, — смерь в 58 лет. Алкоголь еще при жизни наложил отпечаток на его судьбу: выпивка стала причиной его разрыва с любимой женщиной — Элизабет.

О романе этих великих актеров в свое время писала вся мировая пресса. Это, несомненно, одна из самых знаменитых пар всех времен. Даже история Джоли и Пита, по сравнению с этими сорвиголовами, кажется скучной и примитивной. Миллионы людей во всем мире смаковали подробности их отношений: публичные любовные признания, неоднократные разводы и свадьбы, ссоры и скандалы - все это только часть их бурной жизни. Но, к сожалению, два таких творческих и вспыльчивых характера не могут жить спокойно и счастливо. Несмотря на большую любовь, они расстались, однако при упоминании имени Ричард Бартон сразу же вспоминаешь об Элизабет Тейлор, и наоборот.

Совместные работы

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон, фильмы с участием которых практически всегда имели успех, снялись вместе в 11 картинах. Первой из них стала знаменитая «Клеопатра». На момент начала работы над картиной Элизабет была замужем за Эдди Фишером, а Бартон женат на Сибил Уильямс, от которой имел двух дочерей. Через несколько месяцев после съемок они поженились и прожили вместе более десяти лет. Самой известной совместной картиной пары стал фильм «Кто боится Вирджинию Вульф?», за который Элизабет получила второго «Оскара», а Бартон — очередную номинацию на эту награду, которую ему так и не удалось никогда подержать в руках. Сам Ричард считал, что участие в этом фильме было его ошибкой, так как именно эта работа сформировала его имидж подкаблучника, от которого он тщетно старался избавиться.

В то же время под конец жизни он однажды признался журналистам, что его главной ролью в жизни оказалась роль супруга Элизабет Тейлор.

Другие женщины Ричарда Бартона

Актер, которого сама называла «мужчиной, заставляющим биться сердце женщины сильнее», имел несчетное количество мимолетных романов со многими признанными красотками Голливуда своего времени и был женат 5 раз (дважды на Элизабет Тейлор). Кроме Лиз и Сибил Уильямс, о которой уже упоминалось, женами Бартона были модель Сюзан Хант и гример Сали Хэй. Первая жена Ричарда Бартона не только целый год терпела разворачивающийся на ее глазах роман с Лиз Тейлор, но и задолго до этого делала вид, что не замечает отношений супруга с английской актрисой Клэр Блум. В дуэте с ней в 1958 году актер снялся в картине «Оглянись во гневе», которую критики признали одной из лучших его работ.

Любовь бывает не только к людям

Наверное, неудача в личной жизни преследовала его потому, что единственной истинной и безоговорочной любовью Ричарда была сцена. Ведь в то сложное время, когда он был маленьким мальчиком из многодетной семьи, которого некому было воспитывать, потому что родители изо всех сил пытались заработать на жизнь, его единственным утешением стала игра. Когда некому было дать ему жизненное напутствие, в руки ему попался томик Шекспира, который и определил его дальнейшую судьбу. А учитель, который взялся за его воспитание с усердием отца, окончательно привил Бартону любовь к актерскому мастерству.

Имя Бартона обросло легендами. Однако многие истории о нем, которые кажутся вымыслом, подтверждены фактами:

  • его брак с Элизабет Тейлор состоялся через 9 дней после развода Лиз;
  • единственной женщиной, которая могла гордиться, что отвергла Бартона, стала актриса которая снялась с ним в картине «Атрибуты страсти»;
  • звездная пара сразу же удочерила девочку из Германии;
  • однажды Ричард преподнес Элизабет кольцо за 1 100 000 долларов, за которое на аукционе «бился» с самим Онассисом;
  • Лиз пережила Бартона на 27 лет, причем он предсказал, что так произойдет, сразу же после их второго развода;
  • актера похоронили вместе с томиком стихов Дилана Томаса.

Сознание человека и его мечты формируются еще в детстве. Так, Ричард Бартон, фильмы которого многие с удовольствием смотрят до сих пор, с юных лет точно знал, чего он хочет и о чем мечтает, и работал над воплощением своей мечты до последних дней своей жизни.

Сегодня актера считают легендой, а его работы изучают все ценители кинематографа. И все благодаря не только таланту, но и упорству и полной самоотверженности Ричарда Бартона, фанатично посвятившему свою жизнь кино и сцене. Он, как настоящий гений, бросался навстречу любому испытанию, которое попадалось на его творческом пути, и смог оставить неизгладимый след в искусстве.

Ричард Бартон и Элизабет Тейлор


«За всю свою жизнь я по-настоящему любила двух человек: Майкла Тодда и Ричарда Бартона» - эти слова голливудская звезда Элизабет Тейлор произносила неоднократно.

Она родилась в 1932 году в Хэмпстеде, в шикарном пригороде Лондона. Её отец, Фрэнсис Тейлор, был продавцом картин и антиквариата. Мать, Сара, до замужества работала актрисой. В 1939 году семья переехала в Калифорнию. В одиннадцать лет Лиз заключила многолетний контракт с американской киностудией «МГМ», в двенадцать снялась в пяти фильмах, зарабатывая по 300 долларов в неделю.

Её первым мужем стал миллионер Ники Хилтон, сын владельца знаменитой сети отелей. Элизабет прожила с ним всего около года: богач оказался алкоголиком.

После развода Элизабет Тейлор влюбляется в Майкла Уилдинга, сорокалетнего английского актёра. Этот брачный союз был более прочен и продержался с 1952 по 1957 год. Тейлор родила ему двух сыновей - Криса и Майкла.

Следующим обладателем руки и сердца актрисы становится продюсер Майкл Тодд, её первая настоящая любовь. Через полтора года после свадьбы Майкл трагически погиб в авиакатастрофе. Элизабет тяжело переживала трагедию. Дочь Лайза отца никогда не видела.

Из депрессии Тейлор вывел молодой певец Эдди Фишер, за которого она вышла замуж в 1959 году. Лиз увела его у своей давней подруги Дебби Рейнольдс, что шокировало многих. Эдди вызвался сопровождать жену в поездках.

В 1961 году руководители кинокомпании «XX век - Фокс» запустили в производство супер-колосс «Клеопатра». Элизабет Тейлор был обещан гонорар в один миллион долларов - впервые в истории Голливуда. Всё шло по плану, пока на роль Антония не был приглашён английский актёр Ричард Уолтер Дженкинс Бартон.

Он родился в 1925 году в многодетной семье. Мать свою Ричард не помнил, так как она умерла при родах своего последнего ребёнка. Его отец, спившийся шахтёр, был очень беден.

Ричарда оценили ещё в студенческом театре. Бартон быстро совершенствовался на стратфордской сцене и в театре «Олд Вик». Его считали наследником великого Лоренса Оливье, главным исполнителем в пьесах Шекспира. В 1961 году он удостоился награды «Тони» как лучший бродвейский актёр за короля Артура в спектакле «Камелот». Спустя несколько месяцев студия «XX век - Фокс» выкупила актёра у театра, заплатив за него 50 тысяч долларов, чтобы подписать с ним контракт на 250 тысяч за три месяца участия в съёмках «Клеопатры».

Бартон был женат на валлийке Сибил, у них было две дочери. Ричард открыто изменял ей направо и налево с такими звёздами, как Джин Симмонс, Клэр Блум, Сюзен Страссберг.

22 января 1962 года, в день, когда Бартон и Тейлор появились перед камерами, чтобы сыграть свою первую совместную сцену, всем присутствующим стало ясно, что между Лиз и Бартоном проскочила искра. Тейлор записала в дневнике: «Он был таким взволнованным, таким изящным, что я открыла ему своё сердце. Мне хотелось его убаюкать!»

Рядом с Элизабет находился мужчина её мечты. В его коренастой, ловко скроенной фигуре ощущалась земная сила, во взгляде - испепеляющая страсть, в характере - несгибаемая твёрдость и эмоциональность. Элизабет Тейлор не могла оставаться равнодушной.

Через несколько недель их роман перекочевал на первые страницы газет. Пока Эдди Фишер находился в Нью-Йорке, а Сибил Бартон - в Лондоне, Элизабет и Ричард вовсю наслаждались своей любовью, как на съёмочной площадке, так и вне её. Они в обнимку обедали и танцевали. Они нежились на пляжах острова Искил. Они предавались любви в Порто Сан-Стефано.

Поскольку Элизабет больше всего на свете хотелось называться миссис Ричард Бартон, она вцепилась в своего возлюбленного мёртвой хваткой. Тейлор подарила ему пейзаж работы Ван Гога, стоимостью 257 тысяч долларов. Она заказала для него библиотеку из пятисот переплетённых в кожу книг, обошедшуюся ей в 10 тысяч долларов. Она терпела его чёрную меланхолию, которую называла «валлийским настроением».

15 марта 1964 года Тейлор и Бартон решили заключить брак в Монреале. Уже к девяти утра Ричард успел как следует набраться. Через несколько часов 38-летний жених поджидал на восьмом этаже отеля «Ритц-Карлтон» свою 32-летнюю невесту. Принадлежащий к лону Пресвитерианской церкви валлиец и его перешедшая в иудаизм суженая должны были предстать перед священником-униатом, единственным служителем культа, которого им удалось найти.

Элизабет нарядилась в ярко-жёлтое декольтированное шифоновое платье, украшенное брошью стоимостью в 150 тысяч долларов - той самой, которую Бартон подарил ей во время съёмок «Клеопатры».

На её день рождения он преподнёс ей ожерелье из бриллиантов и изумрудов, и вот теперь, в качестве свадебного подарка - такие же серьги.

Элизабет и на это бракосочетание опоздала почти на час, отчего Бартон, не выдержав, взревел: «Разве эта толстушка ещё не пришла? Клянусь вам, она у меня опоздает к Страшному Суду!»

Наконец, появилась Элизабет. Голову её венчал дорогущий, за 600 долларов, итальянский шиньон, в который были вплетены римские гиацинты, ниспадавшие ей на спину. Церемония заняла десять минут, после чего жених громогласно объявил: «Мы с Элизабет Бартон очень, очень счастливы».

«Моё счастье, что я стала его женой, - соглашалась с ним Тейлор. - По своей натуре Ричард - необычный мужчина. Правда, он ещё продолжает носить в себе след джунглей, где многое подчинено физической силе и неуёмной раскованной страсти. Но от этого в жилах любой женщины закипает кровь. Он мужик прямолинейный, но добрый и честный. Он беспокоится обо мне, моих денежных расходах. Все мои заработки перечисляются в детский фонд… Я нисколько не сожалею, что уже буду не миссис Лиз Тейлор. Хочу быть женой Ричарда Бартона… Хочу быть его тенью. Может, мои слова вам покажутся смешными, но с ним я могу жить в пустыне и в шалаше…»

На следующем представлении «Гамлета» Бартон удостоился бурной овации. Несколько раз раскланявшись, он выступил вперёд и произнёс: «Мне бы хотелось процитировать строки из пьесы - третий акт, сцена первая: „Больше браков у нас не будет"».

И актёры, и зрители ответили бурной овацией. Актёры приготовили для молодожёнов специальное поздравление. Бартон открыл праздник тем, что взял помаду Элизабет и написал на зеркале слова «Он её любит».

Супружеская пара целое десятилетие была в центре внимания обывателей. В Нью-Йорке необходимо было перекрывать улицы, когда выезжала чета Бартонов: перед отелями патрулировали охранники с автоматическим оружием.

«Я хочу быть богатым, богатым, богатым…» - провозглашал Ричард и постоянно увеличивал свою казну. Всего они вместе снялись в одиннадцати фильмах - в девяти из них как муж и жена - и стали обладателями состояния в 50 миллионов долларов.

Через своих адвокатов и бухгалтеров Бартоны основали для себя и своих детей трастовые фонды. Своим родственникам они оплачивали авиапутешествия первым классом по всему миру, чтобы те могли почтить своим присутствием премьеры фильмов с их участием. Каждая из сестёр Ричарда и их дочери появлялись на этих премьерах в бывших платьях Элизабет. Ричард также дарил своим братьям и сёстрам кому дом, кому машину, кому ежегодно чеки.

По вечерам Бартон играл на Бродвее. Он творил сам, побуждая творить и Тейлор. «Ты настоящая драматическая актриса, - говорил он, - и не должна забывать об этом. У тебя талант, который нужно ценить и которым обладают единицы… Ты больше чем звезда!»

«Ричард научил меня лучше разбираться в поэзии и не пугаться её. Он говорил: „Просто читай её, как если бы это был Теннесси Уильямс, читай её ради смысла, а не ради размера"».

Вместе с Элизабет они снялись в фильмах, которые принесли им признание: «Отель „Интернациональ"», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Укрощение строптивой».

Бартону нравилось делать жене дорогие подарки. «Мне это только доставляет удовольствие, - говорил он. - Придаёт ощущение могущества - неограниченного могущества».

Ричард сделал своё первое баснословное приобретение в 1968 году, купив знаменитый крупповский бриллиант, размером в 33,19 карата стоимостью 305 тысяч долларов. За крупповским бриллиантом последовала знаменитая жемчужина «Ля Перегрина» стоимостью в 37 тысяч долларов, которая стала частью ожерелья из жемчуга, бриллиантов и рубинов, общей стоимостью в сто тысяч долларов. Венец всей коллекции - знаменитый бриллиант «Картье-Бартон» в 62,42 карат стоимостью в один миллион пятьдесят тысяч долларов.

Позднее Ричард объявил, что истратил 192 тысячи долларов на яхту «Кализма», названную так в честь их троих дочерей - Кейт, Лизы и Марии, - добавив при этом, что на внутреннее убранство судна потребовалось ещё 240 тысяч долларов. Затем Бартон выложил миллион долларов за десятиместный реактивный самолёт, оборудованный кухней, залом, баром и киноэкраном. «Я купил самолёт, чтобы мы могли летать на нём на обед в Ниццу», - пояснил он. Элизабет, конечно же, дала машине своё имя.

Живя под стать коронованным особам, Бартоны имели слабое представление о реальной жизни. Они общались в основном с сильными мира сего в лице барона и баронессы Ги де Ротшильд, принцессы югославской Елизаветы, князя Ренье и княгини Грейс Монакских.

Скандалы, как правило, вспыхивали из-за пьянства Бартона или его любовных романов. Самый кошмарный из них разразился тогда, когда Бартон, забыв имя жены, представил её кому-то, назвав чужим именем. Постепенно пристрастие к выпивке превратилось в длительные и порой безобразные запои.

Через некоторое время прекрасная любовь (о ней много писали и в самых восторженных тонах - «о такой любви каждый из нас может только мечтать») снова приобретала черты навязчивого кошмара. Страстная натура Бартона, его гневные вспышки выводили из себя Элизабет.

Супруги снялись в телевизионной ленте, задуманной специально для них: «Его развод - её развод». Это был их одиннадцатый совместный фильм начиная с «Клеопатры» - и последний. После его показа в феврале 1973 года стало ясно, что экранная магия Бартонов канула в прошлое.

Они развелись 26 июня 1974 года. Элизабет подвела итог: «Между нами так мало общего. Я испробовала буквально все средства для примирения».

Но это ещё не финал истории. После развода Лиз жила с новым любовником Генри Уинбергом, не забывая при этом о бывшем супруге. В октябре 1974 года, когда Бартон объявил о своей помолвке с принцессой югославской Елизаветой, с Элизабет случился приступ болей в спине, и её положили на растяжку в спальне. Вскоре Ричард оказался в объятиях фотомодели, и его помолвка с принцессой Елизаветой расстроилась.

10 августа 1975 года Элизабет устроила пирушку в честь окончания работы над «Синей птицей». Вершиной торжеств стала телеграмма от Ричарда, в которой он приглашал её встретиться в Швейцарии для серьёзного разговора.

Это известие стало неожиданностью и для детей, особенно для приёмной дочери Марии, которой в ту пору исполнилось четырнадцать. Она первой узнала о возможном примирении.

«Надолго ли?» - поинтересовалась она. «Навсегда», - заверил её Бартон.

Он согласился вторично взять Элизабет в жёны на берегу африканской реки. 10 октября 1975 года, в день их бракосочетания, он впервые за многие недели поднёс к губам бокал и к восьми часам утра успел напиться до бесчувствия. Элизабет на несколько часов уложила его в постель, а затем, разбудив, посадила его к себе в «лендровер». После этого она отправилась в Касану, что расположена на территории Ботсваны, где поджидал окружной судья.

Бартон быстро осознал, что, женившись вторично на Элизабет, он допустил чудовищную ошибку. Между ними снова начались скандалы, и Элизабет в очередной раз угодила в лондонскую клинику с жалобами на сильные боли в шее и спине, требуя, чтобы Ричард неизменно находился при ней.

На Рождество Бартон отправился кататься на лыжах. На прогулке он познакомился с красавицей Сьюзи Хант. Ричард не мог оторвать глаз от этой стройной и высокой 27-летней девушки.

В Нью-Йорке Ричард Бартон сказал Лиз, что ему нужен развод, потому что он хочет жениться на Сьюзи Хант. Потребовалось несколько месяцев, прежде чем Элизабет нашла в себе силы признать, что её шестой брак окончательно потерпел крах, и нет никаких надежд на примирение.

Со Сьюзи Хант Ричард прожил шесть лет, а с Салли Хей оставался до самой смерти, наступившей 5 августа 1984 года.

Тейлор тоже выходила замуж дважды. В седьмой раз она вступила в брак с сенатором Джоном Уорнером, с которым она, как всегда, хотела прожить всю оставшуюся жизнь, но развелась спустя шесть лет. С последним супругом, простым рабочим Ларри Фортенски, Лиз познакомилась в клинике, где они оба лечились от алкоголизма. Брак с Ларри, в довершение ко всему на двадцать лет моложе её, ко всеобщему удивлению, продлился пять лет и закончился, как и следовало ожидать, очередным разводом.

Как бы там ни было, но в конце жизни Бартон не раз говорил, что лучшая роль в его жизни была роль мужа Элизабет Тейлор…


Женщина - загадка, лавина страсти, сжигающая всё на своём пути. Хищница, разбивающая семьи и души. Ангел, чей взгляд и голос заставляет мужские сердца замирать на вдохе. Великая актриса, умеющая в одно мгновение перевоплотиться из уличной проститутки в египетскую царицу. Сегодня нежная и ранимая, а завтра - яростная фурия с жаргоном последнего портового матроса. Элизабет Тейлор восемь раз была замужем, дважды из которых за Ричардом Бартоном.

Увертюра счастья


Элизабет Тейлор и Ричард Бартон встретились на съёмках фильма "Клеопатра" в Риме. К тому времени за плечами звёздной актрисы было четыре брака, множество романов, трое детей и долгожданный "Оскар". Бартон был известен как отъявленный ловелас и душа любой компании. На съемках фильма далеко не сценическая страсть накрыла обоих с головой. В любовных сценах они уже не играли, а жили. А затем надолго уединялись в гримёрной. О романе Лиз и Ричарда трубила уже вся богема, но их законные супруги оставляли ситуацию без комментариев.

Зная пылкие натуры своих неверных половин, Сибил Бартон и Эдди Фишер надеялись, что к окончанию съемок страсти улягутся, и звёзды вернутся на свои орбиты. Вскоре съемочная команда "Клеопатры" отправилась на Искью, чтобы снять сцену морского сражения между Октавианом и Марком Антонием. Там, на берегу Тирренского моря, была сделана фотография, облетевшая весь мир: ОНА в купальнике, черные волосы развеваются на ветру, ОН лежа целует ее. У их ног валяются две пачки «Мальборо».

На Олимпе славы


Уладив все формальности с разводами, влюбленные сразу же зарегистрировали брак. Элизабет в шикарном желтом шифоновом платье, с лилиями и гиацинтами в волосах, с сияющими от счастья глазами заявила журналистам:" Это навсегда!" А вскоре они уехали в Торонто, где на следующий день Бартон играл Гамлета. Когда спектакль закончился, актер за руку вывел Элизабет на сцену. Он торжественно еще раз произнес реплику принца Датского, обращенную к Офелии: «Я говорю: больше никаких браков!». Весь зал не мог сдержать рыданий...

Так родилась не только семья, но и настоящий бренд. Теперь Лиз заключала контракты на съемки с условием, что в фильмах будет сниматься и ее муж. В 1967 году пара заработала двести миллионов долларов. Теперь Рич, сын шахтера, двенадцатый ребенок в семье, мог позволить себе покупку самолета и яхты. Казалось, он восполнял утраты голодного детства, окружая себя роскошью.


Мистер и миссис Бартон принялись коллекционировать Моне, Пикассо, Ван Гога и Рембрандта. У каждого было по «роллс-ройсу»: серебристый у него и зеленый у нее. Они инвестировали крупные суммы в недвижимость: на Тенерифе для выращивания бананов, в Ирландии для разведения лошадей. Купили виллу Каза Кимберли в мексиканской Пуэрто-Вальярте плюс три дома – его в Cелиньи и английском Хэмпстеде и ее шале в Гштааде.


Бартон приобрёл 33-каратный бриллиант Круппа за триста пять тысяч долларов (сейчас он стоит два миллиона). Затем "обошел" самого Аристотеля Онассиса, перебив у него бриллиант Cartier за миллион сто тысяч. “Этот бриллиант должна была носить прекраснейшая в мире женщина, - записал Бартон в дневнике. - Я не мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или Софи Лорен.”

Реквием любви


С годами голливудская дива не становилась моложе и красивее. А необузданная сексуальность Ричарда взорвалась на возрастном пике. Тем более, что вокруг были сотни молодых и доступных старлеток. К тому времени Элизабет получила второго "Оскара", а Бертона, стремившегося завоевать престижную награду, постигла неудача. Избалованный лёгкими успехами, он вновь вернулся к своим старым привычкам. Загулы и пьянство неотступно вели к разрыву.

Ричард уже не стеснялся в выражениях по отношению к жене: "стерва", "заноза", "толстуха", "обезьяньи сиськи". Вскоре пара заявила о своём разводе. Бартон устроил пресс-конференцию, на которой сидел со стаканом водки в руке. «К тому все шло, к тому все шло, - говорил актер. - Знаете, когда двое вспыльчивых людей обрушивают друг на друга свой гнев, всякое может случиться. К тому же женщины - странные создания. Кто возьмется сказать, что происходит у них в голове?»


Для Элизабет это было тяжким испытанием. Впервые она разводилась не для того, чтобы быть рядом с новой любовью, а потому, что не могла больше терпеть грубости, измен и постоянно пьяного мужа. Но парадокс: любить его не переставала. Актриса тактично заметила прессе: «Нам надо пожить отдельно некоторое время, возможно, мы вновь обретем себя».

В течение некоторого времени Элизабет и Ричард заводили романы, пытаясь забыть друг друга. Бартон даже собирался жениться на югославской принцессе. Но каждый раз, когда настойчивые папарацци пытались воскресить в памяти распавшейся пары подробности их брака, на глаза Лиз наворачивались слёзы, которые она пыталась скрыть солнечными очками.


Ричард заявил, что ни одно из последних любовных приключений ему не удалось превратить в прочную связь. Все были уверены, что это еще не точка в отношениях Лиз и Дика. Так и случилось. Однажды на совместном обсуждении проектов они встретились и крепко обнялись. Оба плакали… Для вторичного бракосочетания по желанию актрисы пара отправилась в Африку. Обряд был совершен в присутствии вождя местного племени.

Через две недели обоим стало ясно - в одну реку нельзя войти дважды. Официально какое-то время они продолжали оставаться мужем и женой, но почти не общались друг с другом. Перед смертью Ричард отправил письмо Элизабет, где говорил, что она - единственная женщина и любовь его жизни, но ответа так и не дождался.

Вместо эпилога


Когда Тейлор спрашивали, сможет ли она снова полюбить, красавица отвечала: “Конечно! Сексуального и с хорошим чувством юмора." Но кто знает, о ком она в этот момент думала?..



Просмотров