В каком году жил федоров. Первопечатник иван федоров краткая биография

Первопечатник Иван Фёдоров сделал для развития грамоты, культуры и литературы на Руси больше, чем многие другие деятели и до, и после него. Живший ещё в XVI веке, он немало поспособствовал развитию книгопечатания, и именно благодаря ему литература стала намного доступнее. Конечно, грамота ещё долго оставалась уделом дворян, но именно Фёдоров заложил первые камни в основание будущего её распространения по территории России.

Факты из биографии Ивана Фёдорова

  • Именно он издал первую печатную книгу на Руси, дату выхода которой можно достоверно установить. Поэтому его и называют первым русским книгопечатником.
  • Так как фамилии тогда ещё не установились, Иван Фёдоров подписывался по-разному, иногда именуя себя Иваном Фёдоровичем Москвитиным.
  • Никаких сведений о раннем этапе жизни Ивана Фёдорова до нас не дошло. Сведений о его семье и роде тоже нет, и доподлинно известно лишь, что родился он в Московском княжестве.
  • Книгопечатание на Руси началось в эпоху правления Ивана Грозного, по приказу которого были выписаны некоторые европейские мастера этого дела. Считается, что в первой типографии и трудился на правах ученика Иван Фёдоров.
  • До того, как Фёдоров отпечатал «Апостола», первую книгу, его предшественники-европейцы, приглашённые царём, отпечатали ряд других книг, но на них нет сведений ни о дате печати, ни об авторах.
  • На то, чтобы напечатать первую книгу, у Ивана Фёдорова ушло целых 11 месяцев.
  • Жизнь Ивана Фёдорова, как отмечено в его биографии, осложняли натянутые отношения с духовенством. Некоторые его представители выступали против печатного дела, возможно, потому, что печатные станки грозили существенно снизить стоимость литературы и лишить заработка монахов-переписчиков, копировавших книги вручную.
  • Сам Иван Фёдоров писал, что Иван Грозный был благосклонен к нему, но из-за многочисленных нападок разного рода начальников ему пришлось оставить родную Москву и перебраться в Речь Посполитую, на территорию современной Литвы ().
  • Приютивший Ивана Фёдорова литовский гетман предоставил в его распоряжение типографию, но через несколько лет он повредился рассудком, и первый русский первопечатник переселился в город Львов.
  • После очередного переезда для того, чтобы начать книгопечатание, Иван Фёдоров нуждался в деньгах, но богатые местные купцы отказались спонсировать его. Проблема решилась благодаря помощи местных священников и их прихожан, которые собрали необходимую для открытия типографии сумму.
  • Именно Иван Фёдоров отпечатал первую полную Библию на церковнославянском языке.
  • Сын первопечатника стал торговцем книгами (

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №4

г. Искитима Новосибирской области

Секция для учащихся школ города, объединений дополнительного образования

Доклад

«Первопечатник Иван Фёдоров»

Выполнила: Максимова Лада Геннадьевна

ученица 6 «Б» класса

Руководитель: Тупаева Валентина Викторовна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

e-mail: [email protected]

I. Введение

II. Первый книгопечатник Иван Федоров

2.1. Загадки рождения и формирования личности Ивана Федорова

2.2. Возникновение книгопечатания в Москве

2.3. Великий подвиг Ивана Федорова

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложения

I . Введение

Врезан в сияющий свод небесный,

Стоишь ты, дьяк, у стены старинной,

Лоб величав, бронзово чист.

Ты для России, для Украины

Держишь первый печатный лист.

В. ЛУГОВСКОЙ

Богата Россия выдающимися талантами. В любой области знания есть имена, прославившие страну нашу на весь мир. И увековечивают потомки славные дела своих героев в мраморе и граните, в бронзе и чугуне. Но не щадит время ни гранит, ни мрамор, разрушается память людская, забываются имена... И только книга, бережно сохраняемая потомками, из века в век передает бесценную информацию о великих делах прошлого. Правда, сейчас, к великому сожалению, читают гораздо меньше, чем еще 20-30 лет назад. Но разве может сравниться живая плоть книги с холодными строчками на мониторе компьютера? «Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит - зависит наше будущее»,- сказал Председатель издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).

Для меня любая книга - это живое существо, некто мудрый, с кем можно беседовать на любые темы. Тем радостнее было известие, что в нашей стране учрежден День православной книги. Решение учредить ежегодный День православной книги было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года. Праздник приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта (по старому стилю) 1564 года.

С точки зрения современных ученых, в биографии Федорова много темных пятен, загадок, которые вызывают у меня желание разгадать их.

II. Первый книгопечатник Иван Федоров

2.1.Загадки рождения и формирования личности Ивана Фёдорова

Точной даты рождения Ивана Фёдорова ученым установить не удалось. Считается,что он родился около 1510 года. О ранних годах первопечатника почти ничего неизвестно. Некоторые учёные-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете, другие упоминают о его имени, встречавшемся в списках студентов немецких учебных заведений. Так или иначе, Иван Фёдоров был высокообразованным человеком, профессионалом своего дела. Он не только обладал высокими литературными достоинствами, которые ярко проявились в его послесловии к московскому «Апостолу» , но и виртуозно владел техникой двухцветной печати, знал литейное дело и даже лил пушки. Он также изобрёл многоствольное орудие с взаимозаменяемыми частями.

В 1550-60 годах Иван Фёдоров был дьяком церкви Николая Чудотворца Гостунского в Московском Кремле, которая не сохранилась. Наиболее подробные сведения об организации типографии были изложены впоследствии к «Апостолу». Написание послесловий являлось правилом для рукописных текстов. Этой традиции придерживался и Иван Фёдоров.

2.2.Возникновение книгопечатания в Москве

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства. Прежде всего Грозный решал политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г. он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок. Наш царь стремился выглядеть не хуже иностранцев (Грозный был первым венчан на царство, первым из русских царей стал открыто выставлять свою персону вселенским царем - наследником Рима и Византии) и требовал вести просветительскую работу. Митрополит Макарий, продолжая традицию новгородских владык и московских митрополитов, выразил просветительские стремления ХV-ХVI столетий, вылившиеся в обширную программу - идеологическую основу реформ эпохи Ивана Грозного, превращавших Русь из Великого княжества в Царство (монархию).

Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта - трудоёмкая работа. Вначале изготавливалась матрица – вырезалась в твёрдом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась её копия путём оттиска на более мягком металле. Полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в неё металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдений промежутков между буквами и словами. «Апостол» издан как совершенное произведение печатного искусства.

Первые печатные издания в средневековой Европе продолжали искусство современных рукописных книг. По этому пути шёл Иоганн Гутенберг, когда напечатал в Майнце в 1455году «Библию». Создавая свои первые книги, Иван Фёдоров мог использовать опыт в оформлении не только рукописных образцов, но и привезённых из-за рубежа печатных книг. Исследователи установили, что текст «Апостола» отличается от распространённых в то время рукописных «Апостолов». Это могло означать только одно – производилось тщательное редактирование текста. Учёные допускают, что его редактировали либо в кружке митрополита Макария, либо самим первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

Второй книгой, вышедшей из московской типографии Ивана Фёдорова, был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 году. Первое из них было напечатано 7 августа 1565 года и окончено 29 сентября 1565 года. Другое печатное печаталось со 2 сентября по 29 октября. По этой книге учились читать. Других книг, изданных Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве, мы не знаем. Но они скорее всего, существовали, поскольку о некоторых из них упоминает библиограф XVIII века епископом Дамаскин (1737-17950).

2.3 Великий подвиг Ивана Федорова

В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга - "Часовник". Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. "На нас многие зависти ради многие ереси умышляли", - писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы. Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано "Евангелие Учительное". В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит "посланные", назывались ученики Христа, которых он отправил по всемумиру рассказывать о себе.) Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский "Апостол"; Шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского "Апостола", но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей - "Азбуку".

Второе издание "Азбуки" вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметным указателем.

Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа на

Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами.

В одних он использовал традиционное для Московской Руси именование по отцу на -ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъ Ѳе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы (греч. τοῦ Ἰωάννου τοῦ Θεοδώρου υἱοῦ ἐκ τῆς μεγάλης Ῥωσίας).

В других он использовал отчество на -ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года.

В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus «Иван Фёдорович Московит, печатник греческий и славянский», либо Johannes Theodori Moscus «Иван Фёдоров (сын) Московит».

Существовали и другие варианты: Іоа́ннъ Ѳео́доривичь (в Азбуке 1578 года), Иоа́ннъ Ѳео́доровичъ печатникъ з Москвы̀ (Новый завет 1580 года), Іѡа́ннъ Ѳе́доровичь дру́карь Москви́тинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ.

Биография

Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 гoдами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве» и в переписке добавлял к своему имени «з Москвы» или «Москвитинъ», даже когда уже жил в Литве.

Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» - в другом прочтении «Сренява» - так называемым «актом адаптации»; к этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий. По одной из версий, его род происходил из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей. Существует гипотеза о его рождении на территории современного Вилейского района Минской области.

Vladimir OKC , Public Domain

По версии Е. Л. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529-1532 годах - в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus». C 1530-х годов, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен , который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров.

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это - первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, чьим традициям и доходу типография угрожала. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография), Фёдоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное Евангелие» (1568) - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Elya , GNU 1.2

Существует и иное объяснение переезда Фёдорова в Заблудово. Так, акад. М.Н. Тихомиров подчёркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге «основана только на рассказе Флетчера... Эта легенда... крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Фёдоров вывез их... Нигде нет никаких указаний на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили по благословению митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам…» М.Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудово объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М.Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке.

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II. Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583). В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря.

Водник , GNU 1.2

5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через 3 года после смерти отца.

Альтернативная теория начала книгопечатания на Украине

Вопрос о том, был ли Иван Федоров украинским первопечатником, встал перед исследователями еще в ХIХ веке, после обнаружения на кладбище Онуфриевского монастыря во Львове надгробной плиты печатника, где было написано:

«...друкарь Москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое обновил. Преставился во Львове року 1583 декемвр...».

По мнению украинских исследователей Ореста Мацюка, Якима Запаско и Владимира Стасенко, в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия. Со временем, по мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась.

Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе. Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк.

Однако эта альтернативная теория подверглась жёсткой критике со стороны другого известного украинского исследователя Евгения Немировского. Изучая Хроники монастыря св. Онуфрия, Немировский подтвердил, что Степан Дропан действительно пожертвовал монастырю денежные средства и землю, однако никаких упоминаний типографии в Хрониках нет.

Заключение Огиенко о том, что Степан Дропан был первопечатником основывается только на том факте, что в 1791 году монахи предъявили ряд претензий Ставропигийскому братству. В числе своих требований, братья притязали и на типографию, мотивируя это тем, что Степан Дропан якобы завещал её в 1460 году, что не находит подтверждения в Хрониках.

Апелляция к фигуре Степана Дропана со стороны монахов, таким образом, представляла собой не более чем неудачный тактический ход, с целью заполучить типографию. Евгений Немировский отмечает, что в 1460 году типографий не было ни в одном европейском городе, кроме Майнца: «Если до 1460 года во Львове печатали книги, то основать типографию здесь мог лишь изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг».

Фотогалерея










Годы жизни: ок. 1520, Великое княжество Московское - 5 декабря 1583, Львов, Русское воеводство, Речь Посполитая

Полезная информация

Ива́н Фёдоров

Память

В 1883 году было выпущено сразу два жетона с одинаковым оформлением в честь Ивана Федорова. Первый был изготовлен из оловянно-цинкового сплава. Вес 6,96 г. Диаметр 25 мм. Второй с ушком отчеканили из серебра. Вес 8,75 гр. Диаметр 25 мм. Клейма на лицевой стороне: пробирное “91” и герб Санкт-Петербурга и мастера именное “ПС”.

В 1983 г. мировая общественность широко отмечала 400-летие со дня смерти Ивана Федорова и к этому событию в СССР был выпущен юбилейный медно-никелевый рубль. Диаметр – 31 мм, вес – 12.8 г. Гурт: две надписи "ОДИН РУБЛЬ", разделенные двумя точками. Выпуск 03.01.1984 г. Авторы: эскизов – Крылов, моделей – С.М. Иванов. Тираж: 3 000 000. ЛМД.

  • В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».
  • В 2009 году прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник.
  • В честь Ивана Фёдорова назван Московский издательско-полиграфический колледж. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи 80-летием основания университета.

Издания

1. Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. Электронная версия.

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 - 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

5. Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 - 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счёта + 75 листов второго счёта, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра, причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется электронная версия.

6. Апостол. Львов, 25/II 1573 - 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы, восточная Германия). Этот экземпляр переплетён вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра. Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся мсца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург.

13. Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счётов, формат не менее 309 x 202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий). Подробнее об этом издании см. в статье «Острожская Библия».

Книгопечатники - современники Ивана Фёдорова

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

В 1494 году в городке Обод на Скадарском озере в княжестве Зета (ныне Черногория) монахом Макарием в типографии под покровительством Георгия Черноевича была напечатана первая книга на славянском языке у южных славян, «Октоих-первогласник». Эту книгу можно увидеть в ризнице монастыря города Цетине. В 1512 году Макарий напечатал Евангелие в Угро-Валахии (территория современных Румынии и Молдавии).

В 1517-1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и ещё 23 переведённые им книги Библии. В 1522 году в Вильно (ныне - Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». У Скорины учился помощник и коллега Фёдорова - Пётр Мстиславец.

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. Кто же такой Иван Федоров? За что ему поставлен памятник в столице нашей Родины? Почему вся страна в 1958 г. отмечала как памятную дату 375-летие со дня его смерти?

Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги - это реки, напояющие Вселенную, в них ведь неисчетная глубина», - говорили они.

Но удовлетворить тягу к книжному просвещению в те времена было не так легко. В России еще не умели печатать книги. Их переписывали от руки особые переписчики - писцы. Порой такой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу».

Конечно, рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран. И в России потребность в печатных книгах все росла.

После взятия русскими войсками Казани в 1552 г. правящие круги тогдашней России стремились распространить христианство среди мусульманского населения. Нужно было много печатных книг для церковного богослужения, притом таких, в которых не было бы описок. Тогда-то, по желанию царя Ивана Грозного, решено было прибегнуть к книгопечатанию.

В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Он стоял на Никольской улице (теперь улица 25 октября). Там и до сих пор остались строения Печатного двора более позднего времени.

Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы выделялась красной краской.

Начало главы украшали заставки - орнаменты, на которых переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники: дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30-40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла и был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.

Его товарищ - Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля, на Смоленщине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом.

Конечно, первопечатники не сами выдумали способы книгопечатания, уже известные в других странах. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.

Печатный двор работал недолго. В октябре 1565 г. он выпустил вторую книгу - «Часов-ник», содержавшую различного рода молитвы. В России того времени «Часовник» служил первой книгой для обучения чтению. «Апостол» печатался год и стоил очень дорого. «Часовник» же печатался всего два месяца.

Что случилось дальше, не вполне ясно. В России наступило тревожное время опричнины. Позднейшие рассказы говорят о гибели Печатного двора от пожара, но подтверждения этому мы не имеем. Рассказывают о бегстве первопечатников из Москвы в Литовское великое княжество, но и это только предположение.

Может быть, первопечатники покинули Москву даже с согласия самого царя, чтобы помочь развитию книгопечатания в Белоруссии.

Во всяком случае, через несколько лет после выхода «Часовника» печатники оказались в Литовском княжестве. Здесь они работали в Заблудове, белорусском местечке, принадлежавшем крупнейшему землевладельцу и гетману Ходкевичу. 8 июля 1568 г. печатники стали набирать первую свою книгу в Литве. Через 9 месяцев она вышла из печати. Петр Мстиславец вскоре покинул Заблудово и переехал в столицу Литвы - Вильно (современный Вильнюс), где продолжал печатать книги. Иван Федоров остался в Заблудове и напечатал там еще одну книгу - «Псалтирь», окончив работу в марте 1570 г.

Но Ходкевич состарился и больше не хотел утруждать себя хлопотами, связанными с печатанием книг, Он предложил первопечатнику прекратить свое дело и стать небольшим землевладельцем. Иван Федоров гордо ответил старому гетману, что найдет иное поле для своей деятельности, потому что хочет «рассевать духовные семена по Вселенной», а не работать сохою.

И вот Иван Федоров вместе с семьей отправился в новые скитания. Он поехал в богатый украинский город Львов, где надеялся найти помощь. Деньги ему удалось достать только у местных ростовщиков, и то с большим трудом.

В 1573 г. Иван Федоров приступил к созданию первой печатной украинской книги. Это был тоже «Апостол», походивший на московский экземпляр, только, пожалуй, еще более красивый. Он был напечатан в 1574 г. В послесловии этой книги Иван Федоров рассказал о том, как составилась «друкарня», т. е. типография, в Москве и во Львове. По его словам, в Москве получилось «великое озлобление» против него не от самого царя, а от многих начальников и священнослужителей. Злоба их изгнала первопечатника из своего отечества и заставила переселиться в незнакомые места. Когда же он поселился во Львове и начал устраивать печатное дело, то и здесь не встретил никакой помощи, хотя и обращался к богатым и благородным, кланялся им, стоя на коленях, ноги их омывал слезами.

«Апостол» был выпущен, но ростовщики потребовали уплаты долга, и напечатанные книги со всем оборудованием типографии остались у них в закладе. Так Иван Федоров опять сделался почти нищим.

Неожиданно он получил предложение работать у богатейшего украинского феодала - князя Острожского, создавшего свою типографию в городе Остроге. Иван Федоров переехал в Острог вместе со своей семьей. Здесь он начал устраивать новую друкарню. Из острожской типографии вышла громадная книга «Библия», напечатанная двумя изданиями - в 1580 и 1581 гг.

Прожив несколько лет в Остроге, печатник опять вернулся во Львов. Богатый князь Острожский не постыдился преследовать его за долги, и суд постановил наложить арест на вещи Ивана Федорова. Так у печатника было отнято его последнее имущество.

…Незаметно подошла старость и болезнь. Однажды к постели тяжело больного печатника пришел один из ростовщиков и потребовал денег. Это было последним ударом. 6 декабря

1583 г. Иван Федоров умер. Необычна была надпись, которую друзья вырезали на могильном памятнике: «Иоанн Федорович, друкарь москвитин, который своим старанием печатание небывало обновил. Умер во Львове года 1583, декабря 6». А под гербом Ивана Федорова была вырезана и другая надпись: «Друкарь книг, перед тем невиданных».

Да, это воистину был первопечатник, друкарь книг, не виданных до него в России и на Украине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

ИВАН ФЕДОРОВ

Иван Федоров - первый русский печатник. В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но последняя была открыта только в 1563 г.; когда в ней и начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года ими был окончен печатанием "Апостол". Тотчас же по выходе "Апостола" начались гонения со стороны переписчиков на печатников, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было "Учительное евангелие" (1568). Любя свое дело, Иван Федоров, с целью продолжения его, переселился в Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание "Апостола" (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую "Острожскую Библию", первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого "друкарь москвитин" скончался в предместье г. Львова, в страшной нищете (дек. 1583). Ср. Бахтиаров "История книги на Руси" (СПб., 1890). В. Р.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИВАН ФЕДОРОВ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИВАН ФЁДОРОВ
    (Москвитин) (ок. 1510-1583), основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. В 1564 в Москве совместно с Петром Тимофеевым Мстиславцем …
  • ИВАН ФЕДОРОВ
    первый русский печатник. В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но последняя была открыта …
  • ИВАН ФЕДОРОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? первый русский печатник. В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но последняя была …
  • ФЕДОРОВ
    Ефим, ружейный мастер. Россия. Середина XVII …
  • ФЕДОРОВ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Василий, ружейный мастер. Россия. Середина XVII …
  • ФЕДОРОВ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    1916 г. — русская двадцатипятизарядная автоматическая винтовка калибра 6,5 мм. Длина 1000 мм. Вес 2500 …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • ФЁДОРОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ФЁДОРОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от мужского церковного имени Феодор (др.-греч. Theodoros — “дар богов”), в XVI—XVII вв. одного из самых распространенных имен у …
  • ФЁДОРОВ в Энциклопедии фамилий:
    В святцах имена Федот, Феодорий, Феодосий, Фёдор, следующие один за другим, и происхождение имеют одно и то же - от …
  • ФЕДОРОВ в Высказываниях великих людей:
    Проходимец - это средняя стадия между “ничто” и “первопроходец”. С.Н. Федоров - Скандал иногда необходим, потому что он обостряет точки …
  • ФЕДОРОВ в Литературной энциклопедии:
    1. Александр Митрофанович , писатель. Р. в Саратове, в семье крестьянина-пастуха, впоследствии сапожника. Исключенный из реального училища, выступал в качестве …
  • ФЁДОРОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Иван, см. Иван …
  • ФЁДОРОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Николай Фёдорович (1829-1903), религиозный мыслитель, педагог. В 1854-68 преподавал в уездных училищах в Липецке, Богородске и других городах Центральной России. …
  • ФЁДОРОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Михаил Фёдорович (1848- 1904), чувашский педагог, деятель просвещения, поэт. Преподавал в сельских и городских народных училищах (с 1891 заведовал Царёвококшайским …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • ФЕДОРОВ
    ФЁДОРОВ Сер. Фил. (1896-1970), геолог, ч.-к. АН СССР (1939). Тр. по геологии нефти. Гос. пр. СССР (1950, …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Сер. Петр. (1869-1936), хирург, создатель науч. школы, основоположник отеч. урологии, засл. деят. науки России (1928). Тр. по хирургии жёлчных …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Сер. Вас. (1924-69), Герой Соц. Труда (1957), полный кавалер орд. Славы (1944, 1945, 1946). В Вел. Отеч. войну лейтенант, …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Свят. Ник. (1927-2000), офтальмолог, ч.-к. РАН (1987), ч.-к. РАМН (1982), Герой Соц. Труда (1987). Организатор и дир. (с 1986) …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Ник. Фёд. (1828-1903), религ. мыслитель, один из основоположников рус. космизма. Выдвинул "проект" всеобщего воскрешения умерших ("отцов") и преодоления смерти …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Конст. Ник. (1927-88), океанолог, ч.-к. АН СССР (1987). Осн. тр. по эксперим. физике океана и космич. …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Ив. Петр. (?-1568), боярин, влиятельный член пр-ва в сер. 16 в., конюший с 1547, один из руководителей земской Боярской …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Иван, см. Иван Фёдоров …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Евграф Степ. (1853-1919), один из основоположников совр. структурной кристаллографии и минералогии, создатель науч. школы, акад. РАН (1919). В классич. …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Евграф Евграфович (1880-1965), климатолог, ч.-к. АН СССР (1946). Сын Е.С. Фёдорова. Разработал основы комплексной …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Евг. Петр. (1911-93), Герой Сов. Союза (1940, 1945), ген.-майор авиации (1957). В сов.-финл. войну в дальнебомбардировочной авиации; 24 боевых …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Евг. Конст. (1910-81), геофизик, акад. АН СССР (1960), Герой Сов. Союза (1938). В 1937-38 науч. сотр. первой дрейфующей станции …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Евг. Бор. (р. 1929), рус. писатель. Подвергался необоснованным репрессиям (в 1949-54 в лагерях). Первая публикация - ром. "Жареный петух" …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Ген. Ал-др. (1909), коми писатель. Тема труда в пов. "В дни войны" (1952), "Багульник" (1977), ром. "Зарница" (1982), рассказах, …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Вл. Пав. (1915-43), лётчик-испытатель. Испытания первого в СССР ракетопланёра с ЖРД (РП-318), поршневых истребителей КБ П.О. Сухого, ряда эксперим. …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Вл. Григ. (1874-1966), конструктор автоматич. стрелк. оружия, ген.-лейт. инж.- техн. службы (1943), Герой Труда (1928). Автор первого рус. соч. …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Вас. Дм. (1918-84), рус. поэт. Поэмы ("Проданная Венера", 1958; "Седьмое небо", 1959-68; "Женитьба Дон Жуана", 1978); сб-ки гражд. и …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Бор. Григ. (р. 1958), гос. деятель. С 1980 в Госбанке СССР. С 1987 на науч. работе. В июле - …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Анд. Ал-др. (1908-87), ботаник, ч.-к. АН СССР (1970). Брат Ал-дра А. Фёдорова. Тр. по систематике и географии цветковых …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Ал. Фёд. (1901-89), один из руководителей партиз. движения в Вел. Отеч. войну, Герой Сов. Союза (1942, 1944), ген.-майор (1943). …
  • ФЕДОРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОРОВ Ал-др Ал-др. (1906-82), ботаник, ч.-к. АН СССР (1964). Брат Анд. А. Фёдорова. Тр. по систематике и морфологии цветковых р-ний, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …


Просмотров