Исследовательская работа «Образ Бабы-Яги в народных сказках. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок

Библиографическое описание: Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133..04.2019).





Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова : миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey .

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она - из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках - совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж :

похитила братца

«костяная нога - холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж :

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога - на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

Отрицательный персонаж :

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % - отрицательный, 51 % - положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня - злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга - очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Литература:

  1. Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. - Белый город: 2010, 364 с.
  2. Науменко Г. Вся славянская мифология. - М.: АСТ, 2004. - 190 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира - М.: Аванта+, 1996. - 720 с.
  4. https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5. https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет .

Аннотация: Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Баба-Яга не отличалась красотой.

Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Сегодня Бабу-Ягу никто не боится, она воспринимается исключительно как сказочный персонаж.

Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

Разработка урока

литературного чтения в 3 классе

« Тема: Изучение волшебных сказок

Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Оленева Татьяна Анатольевна

Открытый урок по литературе

Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.

Ход урока.

    Формулировка темы.

1.Анаграмма на интерактивной доске.

Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.

(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)

Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).

Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).

Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).

Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).

2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?

Дети : Баба Яга.

Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?

Дети : Будем изучать эту сказку.

Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.

2. Актуализация знаний.

Видеоролик (фрагмент из м/ ф

Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?

Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.

Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?

Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.

Учитель : Что интересного узнали?

3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.

Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.

Дети : Соотнести надписи и наши рисунки

Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.

.

с интерактивной доски

(Один ученик передвигает иллюстрации) . .

Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.

Работа в парах с раздаточным материалом .

Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски

(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .

    Что произошло с Девочкой? (несчастье).

    Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?

    Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)

    Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)

    Финал сказки? –награда (возвращение домой).

Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?

Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?

Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.

    Работа над характеристикой героев.

Учитель : - Кто является главной героиней?

    Опишите ее портрет?

    Какой характер у девочки?

    Как определили?

    Прочитайте, какие поступки совершала девочка.

Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?

Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.

Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).

    Моделирование. Работа в мини- группах

Представим взаимоотношения героев в виде схемы:

Волшебные помощники

Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?

Дети : боится

Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?

Дети : Хочет съесть девочку.

Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7

Дети: оказывают помощь.

Ученик – консультант : Почему?

Дети: Она добра

Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?

Как они ей за это платят?

Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?

Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.

Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия

Работа с оценочным листом .

" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями."

" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь."

Дамбаева Дыжидма

Исследовательская работа по литературному чтению 3 класс «Образ Бабы Яги в волшебных сказках»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Образ Бабы Яги в волшебных сказках»

Подготовила: Дамбаева Дыжидма, ученица 3-в класса

Классный руководитель: Дамбиева А.Ц.

  1. Введение. Представляю вам исследовательскую работу на тему «Образ Бабы Яги в волшебных сказках».

Цель данного исследования : проследить образ Бабы Яги и определить ее роль в сказках.

Задачи: узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;

провести опрос по теме работы среди своих сверстников; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования : Баба - Яга.

Предмет исследования : волшебные сказки.

Гипотеза: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования : наблюдение за образами Бабы-Яги при чтении сказок, опрос, анализ результатов, обобщение.

Эта тема актуальна , ведь кто не любит читать сказки, смотреть их. Ну, а какая же волшебная сказка без Бабы-Яги? Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и сама она страшная. Тем не менее, в любой сказке Баба-Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из сказки, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти. Таким образом, без нее никуда.

II. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы - Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Опрос среди сверстников: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?

3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога? (На слайде)

Анализ образа Бабы – Яги в сказках.

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.

В сказках встретились такие образы Бабы-Яги:

  • Яга – воительница встретилась в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин», ее внешний вид « Баба Яга – золотая нога», образ отрицательный, так как бьется с богатырями, хочет их погубить.
  • Яга-похитительница встретилась в сказке «Гуси-лебеди», ее внешний вид «…морда жилиная, нога глиняная», образ Бабы-Яги в этой сказке отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.
  • Яга-дарительница, делится на два вида:

1. Яга-советчица встретилась в сказке «Царевна-лягушка», ее внешний вид «…зубы – на полке, а нос в потолок врос», образ положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).

2. Яга-покровительница встретилась в сказке «Василиса Прекрасная», ее внешний вид «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает», образ Бабы-Яги здесь положительный, она берет Василису под свою защиту, помогает ей, дает ей череп с горящими глазами.

  • Яга-повелительница сил природы и животного мира во всех сказках.

3. Выводы по сказкам.

Таким образом, в прочитанных сказках Баба - Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо

запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья - Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»).

Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).

4. Анализ результатов исследования

Баба - Яга испытывает людей, дает советы, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба - Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба - Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а

значит, она повелительница зверей и леса.
Баба - Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе - Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба - Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит). Ей подвластны - утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

III.Заключение.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и посмотрела много сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.

Исследование волшебных сказок показало, что Баба - Яга – вымышленный сказочный персонаж. Сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Из всего видно, что образ Бабы-Яги в сказках не всегда одинаков. Ее образ помогает лучше понять смысл сказки. И читая сказки, можно многое для себя узнать.

Список используемой литературы.

  1. «Василиса Прекрасная» русская народная сказка
  2. «Марья - Моревна» русская народная сказка
  3. «Иван-царевич и Белый Полянин» русская народная сказка
  4. «Гуси-лебеди» русская народная сказка
  5. «Царевна-лягушка» русская народная сказка
  6. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки» Л.,1946
  7. Интернет-ресурс
  8. Энциклопедия

Приложение.

Значения слов, которые узнала.

  1. Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
  2. Яга – язвить, причинять боль, мучить.
  3. Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
  4. Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
  5. Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Анкетирование среди сверстников.

Был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов.

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

Объект исследования: Баба - Яга. Предмет исследования: волшебные сказки.

Общая характеристика Бабы - Яги Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими

Анализ опроса среди сверстников Баба-Яга – старуха

Анализ образа Бабы – Яги в волшебных сказках.

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Яга-воительница Яга-похитительница Яга-дарительница: 1.Яга-советчица; 2.Яга-покровительница Яга-повелительница сил природы и животного мира

Выводы по сказкам Баба - Яга представляется старой, беззубой, у нее длинный нос. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Помогает героям, но не везде. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Анализ результатов исследования Баба – Яга ведает судьбой Она связана со смертью и подземным миром Она повелительница зверей и леса Она связана с воздушной стихией Она повелительница времени Она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

Заключение Баба-Яга является вымышленным персонажем Баба-Яга в сказках бывает не только отрицательной, но и положительной героиней Баба-Яга помогает лучше понять волшебную сказку

Русская народная сказка "Баба-Яга"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Баба-Яга" и их характеристика

  1. Девочка. Живет с отцом и мачехой. Добрая, красивая, отзывчивая, ласковая, трудолюбивая.
  2. Мачеха. Злая и коварная
  3. Баба-яга. Любит кушать маленьких девочек. Злая и скупая, никому добра не делает, а за то, никто ее не любит.
План пересказа сказки "Баба-Яга"
  1. Мачеха и ее задание
  2. Наказ родной тетки
  3. Баба-яга за работой
  4. Работница и платочек
  5. Кот и мясо
  6. Собаки и хлеб
  7. Калитка и масло
  8. Береза и ленточка
  9. Побег
  10. Погоня
  11. Гребень
  12. Полотенце
  13. Смерть бабы-яги
  14. Возвращение домой.
Кратчайшее содержание сказки "Баба-Яга" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда отец девочки женился на другой, мачеха невзлюбила девочку.
  2. Отправила она ее к сестре своей, к бабе-яге, а тетя родная девочку научила, что делать
  3. Баба-яга посадила девочку ткать, а сама спать пошла.
  4. Девочка всем угодила, кому платочек, кому мясо, хлеб, масло, ленточку и сбежала со двора.
  5. Баба-яга в погоню бросилась, а девочка то гребень бросит, то полотенце
  6. Не смогла баба-яга реку выпить, а девочка домой прибежала, отцу правду сказала, тот мачеху и прогнал.
Главная мысль сказки "Баба-Яга"
Как ты к людям, так и они к тебе.

Чему учит сказка "Баба-Яга"
Сказка эта учит проявлять доброту к другим людям, быть отзывчивой, вежливой, заботливой. Учит что все добрые дела обязательно вознаграждаются. Учит перед выполнением сложного дела, посоветоваться со знающими людьми. Учит решительности и бесстрашию.

Отзыв на сказку "Баба-Яга"
Мне очень нравится эта сказка, которую я читаю не первый раз. В ней главная героиня - маленькая, но очень смелая девочка, которую отправили на съедение к бабе-яге. Девочка очень боялась страшной тетки, но нашла в себе силы преодолеть свой страх. И это твердость духа героини мне понравилась больше всего.
Ну а то, что девочке помогли все обиженные бабой-ягой, кажется очень правильным.

Пословицы к сказке "Баба-Яга"
Ты мне, я тебе.
За добро добром платят.
Доброе слово и кошке приятно.

Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки "Баба-Яга"
Жили муж с женою и была у них дочка.
Но умерла жена, погоревал муж, да на другой женился.
А мачеха оказалась злой, все хотела девочку со свету сжить.
И вот как-то отправляет девочку к своей сестре, за иголкой с ниткою, а сестра та - баба-яга.
Перед уходом девочка к родной тетке заходит, спрашивает как ей быть, страшно ведь к бабе -яге идти. Тетушка ее успокаивает. Дает ленточку для березки, хлеба для собак, маслица для ворот, и мяса для кота, и говорит ничего не бояться.
Вот пошла девочка через лес к бабе-яге. Долго шла, а как приходит, видит баба-яга сидит у окна, холст ткет.
Поздоровалась девочка, попросила иголки с ниткой. А баба-яга ее посадила поработать вместо себя, а сама спать пошла. И уходя так работнице тихонечко говорит, чтобы та баню натопила, девочку искупала, а утром она ее съест.
Девочка услыхала эти слова, сидит ни живая, ни мертвая. Но опомнилась, к работнице бежит, платочек ей красивый дарит. Просит, чтобы не спешила та баню топить, чтобы воду в решете носила. Работница и согласилась.
Как баба-яга высунется, про баню спросит, так работница и отвечает, что топит.
А девочка к коту, что на лавке сидел. Мяса ему отборного дает. Кот съел, ухмыльнулся. А девочка и просит котика научить, как от бабы-яги сбежать.
Кот показывает ей на гребень и полотенце, и говорит с собой взять. Когда баба-яга нагонять будет, за собой бросить.
Схватила девочка гребень и полотенце, и бегом из дома. А на улице собаки. Хотели девочку разорвать, а она им хлеба кинула. Дальше калитка. Хотела заскрипеть, бабу-ягу разбудить, а девочка ее маслом смазала.
За калиткой береза, хочет девочку веткой отхлестать, а девочка березу ленточкой повязала.
Кот в это время ткать сел. Не столько ткет, сколько запутывает
Выходит баба-яга, видит, нет девочки. На кота набросилась, куда смотрел? А тот про мясо вспоминает. Баба-яга на собак, те хлебу радуются, баба-яга на калитку ругаться, а та маслицем довольна. Баба-яга на березу, а та ленточкой хвастает.. Баба-яга на работницу, а та ей платочек показывает.
Бросилась баба-яга в погоню, в ступе скороходной. Услышала то девочка, бросила позади себя гребень. Лес вырос, небо попирает. Остановилась баба-яга, грызть лес стала. Дорогу прогрызла, дальше спешит, снова девочку догоняет.
Бросила девочка полотенце, разлилась река широкая. Не может баба-яга переправится. Стала она реку пить, пила-пила, пока не лопнула.
А девочка домой спешит. Там отец ее уже потерял, у новой жены спрашивает. Прибежала тут девочка, рассказывает про бабу-ягу, да про то, как та ее съесть хотела.
Рассердился отец, прогнал злую жену, и стали они жить счастливо.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Баба-Яга"



Просмотров