Художественные особенности романтизма. Основные черты романтизма

1. Романтики отвергали важнейший художественный принцип реализма - правдоподобие. Они отражали жизнь не такой, какая она есть, а как бы заново, по-своему пересоздавали её, преображали. Романтики считали, что правдоподобие скучно, неинтересно.

Поэтому очень охотно романтики используют самые разные формыусловности, неправдоподобия изображения: а) прямую фантастику , сказочность, б) гротеск - доведение до абсурда каких-либо реальных черт или соединение несоединимого; в) гипербола - разного вида преувеличения, преувеличение качеств персонажей; г) сюжетное неправдоподобие - небывалое обилие в сюжете всевозможных совпадений, счастливых или несчастных случайностей.

2. Для романтизма характерен особый романтический стиль. Его черты: 1) эмоциональность (много слов, выражающих эмоции и эмоционально окрашенных); 2) стилистическая украшенность - много стилистических украшений, изобразительно-выразительных средств, много эпитетов, метафор, сравнений и т.д. 3) многословие, неточность , неконкретность.

Хронологические рамки развития романтизма и реализма .

Романтизм возник в 90-е годы ХVIII века, после Великой Французской революции 1789 года, но не во Франции, а в Германии и Англии, чуть позже возник и во всех других странах Европы, в том числе и в России. Главным господствующим литературным направлением романтизм стал с 1812 г., когда вышли первые песни поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» и был таковым примерно до второй половины 1830-х годов, когда сдал позиции реализму. Но надо иметь в виду, что реализм начал формироваться уже в 1820-е годы – кстати, первые произведения с преобладанием реализма начали появляться в России: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), трагедия «Борис Годунов» (1825) и роман «Евгений Онегин» (1823 - 1831) А.С. Пушкина. Но так как русская литература не имела тогда никакого общеевропейского влияния, гораздо большее значение в этом смысле имела французская литература - роман Стендаля «Красное и чёрное» (1830). Со второй половины 1830-х годов произведения Бальзака, Гоголя и Диккенса знаменуют победу реализма. Романтизм уходит на второй план, но не исчезает – особенно во Франции, он существовал в течение почти всего XIX века, например, три романа Виктора Гюго лучшего прозаика среди романтиков, были написаны в 1860-е годы, а последний его роман опубликован в 1874 году. А в поэзии романтизм преобладал в течение всего ХIХ века, во всех странах. Например, в России лучшие поэты второй половины XIX века - Тютчев и Фет - чистые романтики.

_ _ _ _ _ _ реализм__________

_ _ _ _ _ романтизм_______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

1789______1812____1824_____1836____________1874


Литература

1. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М., 1982. – 320 с.

2. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм. - М., 2007. - 432 с.

3. История зарубежной литературы ХIХ века: учеб. для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 2007.- 656 с. Публикация в интернете: http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm.

4. История зарубежной литературы ХIХ века: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. А.С. Дмитриевой – М., 1979. – 572 с.

5. История зарубежной литературы ХIХ века: в 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1991. – 254 с.

6. История всемирной литературы в 9-ти т. Т. 6 (первая половина ХIХ века) / Отв. ред. И.А. Тертерян. - М.: Наука, 1989. – 880 с.

7. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2008. – 512 с.

8. Зарубежная литература ХIХ века. Романтизм. Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 1976. – 512 с.

9. Быков А.В. Зарубежная литература ХIХ века. Романтизм. Хрестоматия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpfu.ru/main_page?p_sub=14281.

Романтизм - течение в искусстве и литературе западной Европы и России ХУШ-ХГХ веков, состо­ящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяю­щим. Возник как реакция на рационализм.

Представители: Зарубежная литература Русская литература
Дж. Г. Байрон; И. Гете И. Шиллер; Э. Гофман П. Шелли; Ш. Нодье В. А. Жуковский; К. Н. Батюшков К. Ф. Рылеев; А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь
Необычность характеров, исключительность обстоятельств
Трагический поединок личности и судьбы
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя
Отличительные черты Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яр­кому, возвышенному
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы


Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII - начале XIX веков. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее внутреннему миру, который обычна показывается как мир идеальный и противопоставляется реальному миру - окружающей действительности, В России в романтизме различаются два основных течения: пассивный романтизм (элегический), представителем такого романтизма был В.А.Жуковский; прогрессивный романтизм, представителями его были в Англии Дж.Г.Байрон, во Франции В.Гюго, в Германии Ф.Шиллер, Г.Гейне. В России идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов К.Рылеева, А.Бестужева, А.Одоевского и др., в ранних поэмах А.С.Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы» и поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А.С.Пушкин. «Кав­казский пленник», «Цыганы»; М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»; М.Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Романтизм (конец XVIII- первая половина XIXв.) - наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж.Байрон, В.Скотт, В.Гюго, П.Мериме). В России зародился на фоне национального подъёма после войны 1812г., ему присуща ярко выраженная социальная направленность, проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский). Герои - яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений; стремление к полной свободе творческого воображения.

Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы

Реализм (от латинск. realis) - течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Литературные формы


Реализм - художественный метод и направление в литературе. Его основа - принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, чтобы дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохранить наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов внешнего мира и природы такими, какими они являются в самой действительности. Наибольшего развития реализм достиг в XIX в. в творчестве таких великих русских писателей-реалистов как А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др.

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, детерминировано внешними обстоятельствами, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт реалистической литературы - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А.С.Пушкин. «Борис Годунов», «Евгений Оне­гин»; Н.В.Гоголь. «Мертвые души»; романы И.С.Тургенева, JI.Н.Тол­стого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького, рассказы И.А.Бунина, А.И.Куприна; П.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» и др.).

Реализм - утвердился в русской литературе в начале XIX в., продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Исследует жизнь, вникая в её противоречия. Основные принципы: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах; их социальная и историческая обусловленность; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к вечному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового); формирование характеров героев под влиянием среды (Стендаль, Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, М.Твен, Т.Манн, JI.H.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов).

Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сло­жившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким анализом внутреннего мира человека. Представителями русского критического реализма являются А.С.Пушкин, И.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Модернизм - общее название направлений в искусстве и литературе конца XIX - начала XX веков, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма. Модернисты - представители различных новых направлений, например А.Блок, В.Брюсов (символизм). В.Маяковский (футуризм).

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели-постмодернисты считают литературу прежде всего фактом языка, поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А.Битов, Caiuci Соколов, Д.А.Пригов, В.Пе­левин, Вен.Ерофеев и др.).

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф.Сологуба, 3.Гиппиус, Л.Андреева, М.Арцыбашева и др.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Для символизма характерны условности и иносказания, выделение в слове иррациональной стороны - звучания, ритма. Само название «символизм» связано с поисками «символа», способного отразить отношение автора к миру. Символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально- исторических катаклизмов. Представителями символизма в России были А.А.Блок (его поэзия стала пророчеством, предвестием «неслыханных перемен»), В.Брюсов, В.Иванов, А.Белый.

Символизм (конец XIX - начало XX в.) - художественное выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа (от греч. «symbolon» - знак, опознавательная примета). Туманные намёки на неясный самим авторам смысл или желание определить словами сущность мироздания, космоса. Нередко стихотворения кажутся бессмысленными. Характерно стремление продемонстрировать обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания; много уровней смыслов; пессимистическое восприятие мира. Основы эстетики сложились в творчестве французских поэтов П.Верлена и А.Рембо. Русских символистов (В.Я.Брюсова, К. Д.Бальмонта, А.Белого) называли декадентами («упадочниками»).

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых Тайных смыслов становится символ («старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, 3.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов).

Экспрессионизм - направление в литературе и искусстве I четверти XX, провоз­гласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа. Главными жанрами в литературе этого направления становятся лирическая поэзия и драма, причем, нередко произведение превращается в страстный монолог автора. В формах экспрессионизма воплотились различные идеологические тенденции - от мистики и пессимизма до острой социальной критики и революционных призывов.

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л.Андреева, Е.Замятина, А.Пла­тонова и др.

Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-хгодов, которое провозгласило освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Представителями являются С.Городецкий, М.Кузмин, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в поэзии акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н.Гумилев. С.Городец­кий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарвут).

Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики, в поэзии даже разрушал естественный язык. В России представителями футуризма являются В.Маяковский, В.Хлебников.

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, И.Северянин и др.).

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, авангардизм часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, рождает нигилистическое отношение к «вечным» ценностям.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (да­даизм, сюрреализм, драму абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Натурализм (последняя треть XIX в.) - стремление к внешне точному копированию действительности, «объективному» бесстрастному изображению человеческого характера, уподобляя художественное познание научному. Основывался на представлении об абсолютной зависимости судьбы, воли, духовного мира человека от социальной среды, быта, наследственности, физиологии. Для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Общественные и биологические причины при объяснении поведения людей ставятся на один уровень. Особое развитие получил во Франции (Г.Флобер, братья Гонкур, Э.Золя, который разработал теорию натурализма), в России также были популярны французские авторы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01

На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма в России, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".

Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А.Жуковский ), революционный (К.Ф.Рылеев , В.К.Кюхельбеккер ), философского (Баратынский, Батюшков ), их взаимопроникновением и условностью определений.

Синтетическим характером отличается творчество А.С.Пушкина , которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком.

Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав на свободу" (В.Г.Белинский).

Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф.Одоевский , исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Фантастические повести А.Погорельского ("Черная курица", "Лафертовская маковница") - сочетание реализма и фантазии, юмора и возвышенных чувств, в основе которых положены, литературные разработки русских народных сказок и фольклора.

Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы.

Романтизм в русском изобразительном искусстве.

Основной особенностью романтизма в русской живописи является сочетание романтизма с реалистическими исканиями. Возникает особый интерес к духовному миру человека. Психологизмом и национальным своеобразием отличаются работы русского художника О.А.Кипренского : , . Внешнее спокойствие и внутренняя напряженность образов раскрывают глубокое душевное волнение, силу чувств. Теплая, звучная цветовая гамма отличают портреты, созданные в первые два десятилетия века. - высокая одухотворенность образа поэта, запечатленная в нем воля, энергия, тонкая передача глубоко скрытых чувств горечи, душевной боли. Женские образы (,) отличает нежность и поэтичность.

Реалистические черты проступают в романтических произведениях В.А.Тропинина (,). - иная, оригинальная трактовка поэта, служителя муз.

Традиции классицизма и черты романтизма соприкасаются в произведениях К.П.Брюллова . Ясно ощущается романтический пафос картины, противопоставление в ней ощущения катастрофы, трагической безысходности и самоотверженности, духовной красоты людей в момент смертельной опасности. В этом полотне красной нитью проходит связь идеи картины с русской действительностью начала XIX века. Как средства художественной выразительности можно отметить смелость цветового решения, контрасты цвета и света, световые рефлексы. Красотой и выразительностью отличаются произведения Брюллова итальянского периода, женские образы (,), мужские портреты (,).

Особо следует упомянуть о роли автопортрета в творчестве русских художников-романтиков. Он предстает как история духовной жизни общества первой половины XIX века, показывая личность современника, который отражал мир глубоких человеческих чувств и страстей (автопортреты,). Разочарованность, одиночество героя, разлад с обществом, предвещают появление "героя нашего времени" в автопортретах Кипренского (1822-1832гг). Обреченность, безысходность, глубокая усталость "лишних людей" ощущается в автопортрете Брюллова (1848). И вместе с тем трагическое звучание, поэтическая тонкость образа. Живописный язык художников-романтиков полон напряженных контрастов светотени, звучных красок как средств характеристики героев.

Романтизм в русской музыке.

Особое влияние на формирование профессионального музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания.

Творчество великого русского композитора М.И.Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Глинка явился истинным певцом русского народа.

В произведениях Глинки ощущается нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").

Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").

Глинка также является реалистом, основоположником русской музыкальной симфонической школы ("Камаринская"), в которой проявились лучшие черты русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.

Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" (оригинальное название этой оперы "Жизнь за царя") композитор стремится показать типические черты, передать образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Интересны музыкальные образы других героев оперы (Антонина, ее жених, поляки). Введение польских народных мелодий (полонез, мазурка) придает своеобразный колорит отдельным сценам оперы. Среди фрагментов оперы, которые мы рекомендуем для прослушивания трагическая ария И.Сусанина и торжественное, ликующее, гимновое звучание заключительного хора "Славься". Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии мы услышим принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.

Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.

Становление культуры романтизма. Эстетика романтизма

Романтизм – художественное направление в духовной и художественной культуре, которое возникло в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Романтизм получил воплощение в литературе: Байрон, Гюго, Гофман, По; музыке: Шопен, Вагнер; в живописи, в театральной деятельности, в садово-парковом искусстве. Под термином «романтизм» в XIX веке понималось современное искусство, которое пришло на смену классицизму. Социально-исторической причиной возникновения романтизма стали события Великой французской революции. История в этот период оказалась неподвластной разуму. Новый миропорядок, разочарование в идеалах революции составили основу возникновения романтизма. С другой стороны, революция вовлекла в процесс творчества весь народ и по-своему отразилась в душе каждого человека. Причастность человека к движению времени, сотворчество человека и истории было значимым для романтиков. Главная заслуга Великой французской революции, ставшая одной из предпосылок возникновения романтизма в том, что она выдвинула на первый план проблему безграничной свободы личности и ее творческих возможностей. Восприятие личности как творческой субстанции.

Романтический тип сознания открыт диалогу – он требует собеседника и соучастника одиноких прогулок, общения с природой, с собственной натурой. Он синтетичен, ибо это художественное сознание питается различными источниками оформления и обогащения, развития. Для романтиков необходима динамика, им важен процесс, а не его завершенность. Отсюда интерес к фрагментам, к жанровым экспериментам. Центральным в литературном процессе романтикам представляется автор. С романтизмом связано высвобождение слова из заранее заготовленных и определенных форм, наполнение его многими смыслами. Слово становится объектом – посредником при сближении правды жизни и правды литературы. XIX век – культурно-историческая эпоха, отразившая глубокие изменения в истории общества и представления о природе человека, стимулированные Великой французской революцией. Это век, исключительно нацеленный на развитие человеческой индивидуальности. Гуманистические устремления писателей XIX века опирались на великие завоевания просветителей, открытия романтиков, крупнейшие достижения естественных наук, без которых невозможно представить себе новое искусство. XIX век наполнен невероятной энергией и непредсказуемой игрой обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться человеку в условиях социальной нестабильности, в условиях активного перераспределения сфер духовной деятельности и возрастания общественной значимости искусства, особенно литературы.

Романтизм абстрагировался от мира реальности и создал свой собственный, в котором другие законы, другие чувства, слова, другие желания и понятия. Романтик стремится уйти от повседневности и возвращается в нее, открывая необычное, всегда имея при себе вечно манящий образ бесконечной устремленности в идеальное. Интерес к индивидуальному сознанию художника и развитию его возможностей сочетается с универсальной неспособностью многих романтических героев рассматривать себя как полноправных членов организованного социального общества. Часто они представлены как одинокие фигуры, отторгнутые от материалистического, эгоистичного и лицемерного мира. Иногда они поставлены вне закона или борются за собственное счастье самыми необычными, зачастую незаконными способами (разбойники, корсары, гяуры).

Свободное самостоятельное мышление романтиков реализуется в бесконечной цепи открытий самого себя. Самосознание и самопознание становятся одновременно и задачей, и целью искусства.

Романтизм как феномен культуры привязан к эпохе, хотя может оставлять в наследство будущим поколениям некоторые свои константы внешнего облика личностей, ее психологических характеристик: интересную бледность, склонность к одиноким пешим прогулкам, любовь к красивому ландшафту и отстраненность от обыденного, томление по несбыточным идеалам и безвозвратно утраченному прошлому, меланхолию и высокое нравственное чувство, восприимчивость к страданиям других.

Основные принципы поэтики романтизма.

1. Художник стремится не воссоздать жизнь, а пересоздать ее в соответствии со своими идеалами.

2. Романтическое двоемирие осмысляется в сознании художника как разлад между идеалом и действительностью, должным и сущим. Основа двоемирия – неприятие реальной действительности. Двоемирие романтиков очень близко диалогу с природой, универсумом, диалогу молчаливому, часто осуществляемому в воображении, но обязательно с физическим движением или имитацией его. Сближение мира человеческих чувств с миром природы помогало романтическому герою ощущать себя частью большого универсума, чувствовать себя свободным и значительным. Романтик всегда путешественник, он – гражданин мира, для которого вся планета – сосредоточие мысли, тайны, процесса творения.

3. Слово в романтизме представляет собой демаркационную линию между миром творческого воображения и миром реальным, оно предупреждает о возможном вторжении действительности и приостановлении полета фантазии. Слово, сотворенное творческой энергией и энтузиазмом автора, передает его тепло и энергию читателю, приглашая его к сопереживанию, совместным действиям.

4. Концепция личности: человек – малая вселенная. Герой всегда – исключительная личность, заглянувшая в бездну собственного сознания.

5. Основа современной личности – страсть. Отсюда проистекает исследование романтиками человеческих страстей, понимание человеческой индивидуальности, которые привели к открытию субъективного человека.

6. Художники отвергают всяческую нормативность в искусстве.

7. Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками. Романтики обращались к вопросам национальной типологии культур.

8. Романтики часто обращались к мифам: античность, средневековье, фольклор. Кроме того, они создают и свои собственные мифы. Символика, метафорика, эмблематика романтического художественного сознания на первый взгляд просты и естественны, но они полны тайного смысла, они многозначны, например, романтические образы розы, соловья, ветра и облака. Они могут обрести другой смысл, если помещены в иной контекст: именно чужой контекст помогает романтическому произведению жить по законам живого существа.

9. Романтическое видение рассчитано на смешение жанров, но иное, чем в предшествующие эпохи. Изменяется характер их проявления в культуре в целом. Таковы оды и баллады, эссе и роман. Смешение жанров, как поэтических, так и прозаических, важно в раскрепощении сознания и в освобождении его от условностей, от обязательных нормативных приемов и правил. Романтики создали новые литературные жанры: исторический роман, фантастическую повесть.

10. Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея синтеза искусств. С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств – прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.

Именно в период романтизма происходит глубокий прорыв в художественном сознании, обусловленный победой индивидуальности, стремлением к синтезу различных сфер духовной деятельности, наметившейся международной специализацией умственного интеллектуального труда.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм – это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье» — как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так: «Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность» . Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие – это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм – это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм – это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок) – это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко : иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма – столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Характеристики романтического героя

  • Разочарованность (Пушкин «Онегин»)
  • Нонконформизм (отвергали существующие системы ценностей, не принимали иерархии и каноны, протестовали против правил) –
  • Эпатажность поведения (Лермонтов «Мцыри»)
  • Интуиция (Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко))
  • Отрицание свободной воли (все зависит от судьбы) – Вальтер Скотт «Айвенго»

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник. Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона. Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм – это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм – это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал – это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу». Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм — это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Просмотров