Христос святого хуана де ла круз описание. Распятие как Вознесение

Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии религиозного экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе (впрочем, не столь смелом), что и на картине Дали. Сам Дали так вспоминал о ее рождении: "Все началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную, - Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника". Для того чтобы изобразить Христа, художник поставил натурщика этажом ниже и писал его, глядя сквозь стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVII века, которыми всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа - с картины Луиса ле Наина. Пейзаж изображает залив близ Порт-Льигата, на родине Дали.

Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address are automated. Therefore, weʼve had to temporarily block your access to Yandex Search.

To continue searching, please enter the characters from the picture below and click «Continue».

Cookies are disabled in your browser. This means that Yandex will not be able to remember you in the future. If youʼre not sure about how to enable cookies, please refer to our .

Why did this happen?

Itʼs possible that these automated requests were sent from another user on your network. If this is the case, youʼll just need to enter the CAPTCHA code once, and weʼll be able to distinguish between you and the other users on your IP address. Then you shouldnʼt be bothered by this page for a long time.

You could be submitting a large number of automated requests to our search engine. Weʼve developed a service called that has been specially designed to handle such requests.

Your browser may also contain add-ons that send automated requests to our search engine. If this is the case, we recommend disabling these add-ons.

Itʼs also possible that your computer has been infected with a Spambot virus thatʼs using your computer to gather information. It might be worth checking your computer for viruses with an antivirus utility such as CureIt from «Dr.Web».

If you come across any problems or wish to ask a question, please do not hesitate to contact our Support service using the .

Скопируйте код и вставьте в свой блог:


Михаил Эпштейн

Полотно "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя. 1 1 Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.








Полотно "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя. 1 1 Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.

По его мотивам Дали и создал свое огромное полотно (200 см x 116 см).

Иисуса окружает тьма. Крест парит в черном пространстве над небом и светилами, – в пустоте, которая была бы незрима, если бы еще выше не находился источник света. Сам этот источник остается невидимым, однако руки Иисуса отбрасывают тень на перекладину креста. Нет традиционных атрибутов распятия: ни гвоздей, ни ран, ни крови, ни тернового венца, никаких следов страдания и смерти. Тело Иисус поражает атлетическим сложением, крепкой мускулатурой, он похож на спортсмена, который, отталкиваясь от креста, готовится совершить прыжок в высоту.

Распятие нависает над поверхностью неба, земли и воды. В самом низу картины – озеро и три человеческие фигуры, напоминающие рыбаков. Очевидно, это Галилейское море и апостолы, та земная жизнь Иисуса, которая завершилась распятием. Над этой картиной из прошлого – облака и тучи в несколько рядов, плотное, многослойное земное небо, над которым и парит распятие. Христос предстает свободным от креста, он как бы взлетает на нем – и над ним. Мы не видим лица - оно обращено вниз, к прошлому, которое он покидает, возносясь к источнику света. Этот уменьшившийся мир увиден сверху – как бы глазами самого Иисуса.

На мой взгляд, С. Дали сводит воедино две сцены, которые обычно в художественной традиции представлены порознь: скорбную сцену Распятия и просветленную – Вознесения. И по евангельскому сюжету, и по распорядку церковных служб между Распятием и Воскресением проходит три дня, а затем между Воскресением и Вознесением еще сорок, во время которых Иисус являет себя апостолам, беседует с ними. После встречи в Иерусалиме и последних наставлений о скором сошествии Св. Духа (Пятидесятница) он на виду у апостолов возносится на небо:

    "..."Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их" (Деяния апостолов, 1:8-9).

Картина С. Дали - это образ Иисуса не только "до края земли", но и до края времен. Распятие, Воскресение и Вознесение –хронологически три разных события. Но в духовном континууме они едины: превращение величайшей жертвы в величайшую победу. Полотно С. Дали сводит два крайних предела: сам Крест возносит Иисуса.

В Апокалипсисе ангел клянется "Живущим во веки веков - Тем, кто создал небо и то, что в нем, землю и то, что на ней, море и то, что в нем, что времени больше не будет!"(Откровение Иоанна Богослова, 10:5,6). Эта апокалиптическая точка зрения и передана у С. Дали. В вертикальном разрезе картины представлены все три стихии: небо, земля и море. Над ними уже не властно время. Сорок дней – это человеческий отсчет, а там, куда восходит Иисус, времени больше нет. Крест, орудие распятия, оказывается и орудием Вознесения, образом освобожденного и освобождающего Христа.

________________________________

1 Практически на всех иконах и в классической живописи - Г. Мемлинг, А. де Мессина, Я. Тинторетто, Г. Беллини, А. ван Дейк… Примеры можно множить десятками.




ОТПРАВИТЬ:






Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл - только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... - вспоминал Михаил Нестеров. - То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни - хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.


Леони Нойман и Александр Лабас

Любовь на сломе эпох

В 1931 году фотограф из Германии Леони Нойман, выпускница Баухауса, приехала в Советский Союз, а четыре года спустя познакомилась с художником Александром Лабасом и вскоре стала его женой, оставшись в СССР навсегда. У обоих за плечами было драматическое прошлое, а впереди - неясное и даже опасное будущее. Нойман несколько лет активно работала в СССР как фотограф, однако до сих пор ее работы мало известны даже специалистам. Ее история - это классический сюжет «художник и его муза». С разрешения редакции журнала GARAGE Russia «Артгид» перелистывает сегодня страницы этой истории, начало которой пришлось на самые мрачные для искусства советского периода времена.


Мы ждем перемен

Современное искусство, которое меняет жизнь к лучшему

В наше время искусство - во многом явление социальное: может ли оно положительно влиять не только на среду обитания, но и на жизнь самих обитателей? Во всяком случае, это одна из целей множества проектов. Мы приводим лишь некоторые примеры: итак, что объединяет граффити Бэнкси, лондонских архитекторов и китайских художников?



Хороший вопрос: в чем революционность искусства прерафаэлитов?

О том, как развивалось необычное направление живописи

Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты - все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур. Так что такого революционного сделали прерафаэлиты? В чем вызов традиции? За что Братство прерафаэлитов называют первым авангардным движением Европы?


Федор Пирвиц, Специально для «Фамильных ценностей», Санкт-Петербург

Наряду с Шагалом и Пикассо, Cальвадор Дали - один из самых известных художников XX века. В нашей стране даже сложился своеобразный «культ» Дали. Именно его образ с усиками-антеннами и полубезумным взглядом вспоминается при словосочетании «гениальный художник». На этот образ так много налеплено, что уже и не поймешь, кто же Дали самом деле: гений-мистификатор, о котором знают даже те, кто никогда не был в музее, или жадный клоун, как считали некоторые арт-критики, католик ли он, либо фрейдист... Попробуем разобраться на примере истории одной из самых известных картин мастера.

КОНСТРУКТИВИСТЫ ПРОТИВ СЮРРЕАЛИСТОВ

Художественно-идеологическая жизнь первой половины XX столетия проходила под знаком противостояния конструктивистов и сюрреалистов. Конструктивизм был идеологией рационального и математически-холодного искусства. Конструктивисты видели свою цель в изменении всей жизни, структуры человеческих взаимоотношений, вида бытовых предметов, квартир, домов и даже городов. Сверхзадача конструктивизма была, разумеется, утопична - создать новое общество, существующее по началам продуманного функционализма. Кресло - это машина для сидения, а кровать - машина для лежания, а, соответственно, квартира - всего лишь «машина для жилья»! Живопись заменялась раскрашенными квадратиками и кружочками на стенах. Памятником такого отношения к градостроительству и дизайну стали печально известные у нас спальные районы, «хрущёвки».

Если идеалом конструктивистов был инженер-конструктор, то идеалом сюрреалистов - психоаналитик. Сюрреализм делал акцент на интуитивном, сновидческом, фантастическом. У сюрреалистов человек (художник или поэт) сам оказывался машиной, механизмом с карандашиком в руке. Следовало просто включить механизм самописания или саморисования и ни в коем случае не «включать голову», дабы не мешать творческому процессу. Успех этого иррационального предприятия якобы гарантировала теория Зигмунда Фрейда.

В начале 1930-х годов Сальвадор Дали активно участвовал в триумфальном шествии сюрреализма по мировым столицам, но уже в 1934 году Дали со скандалом изгоняют из группы сюрреалистов. А после того как он провозглашает себя сторонником католицизма и монархии, практически все прежние друзья рвут с ним всякие личные отношения (как известно, сюрреалисты сочувствовали коммунистам, а отнюдь не Ватикану).

КАТОЛИЧЕСКИЕ ДЕНДИ

Спрашивается, по какой причине фрейдист Дали, известный своими кощунствами, манией величия и цинизмом заинтересовался католицизмом?

К тому времени существовала уже достаточно почтенная традиция взаимоотношений богемного нигилизма и католицизма. Первыми дорожку здесь протоптали французские денди, стремившиеся превратить всю свою жизнь в произведение искусства. Крайность такой эстетской позиции изображает писатель Гюисманс на примере дез Эссента из романа «Наоборот». Этот герой-денди ведет ночной образ жизни, так как свет дня ему «противится». Он проводит время в постоянном поиске все новых и новых ощущений и соблазнов. Со временем, соблазны приедаются, и хочется чего-нибудь еще более острого, «запретного». Как писал Оскар Уайльд: «Устав бродить по вершинам, я добровольно опустился в бездну. Там я искал новых очарований. Я жаждал болезни или безумия, а скорее всего - того и другого». Оскар Уайльд убедительно показал, куда ведет этот путь на примере своего литературного героя Дориана Грэя.

Сей жутковатый идеал не оставался только на бумаге, но был на практике осуществлен вполне реальным человеком, аристократом Эриком Стенбоком. Граф Стенбок жил в XIX веке, умер в возрасте 36 лет. Он был крайне эксцентричной фигурой: гомосексуалист, декадент, наркоман, алкоголик и поэт. Стенбок был одержим сатанизмом, вампиризмом и католицизмом. В последние годы своей жизни появлялся в сопровождении своего духовника и огромной деревянной куклы ростом с человека, он называл куклу «маленьким графом» и вроде бы считал ее своим сыном... Бррр!

Как пишет исследователь дендизма Отто Манн, «Падение во зло и союз со злом не являются лишь следствием неправильного шага. Перед денди возникает здесь религиозная проблема. И он может ее решить, только если вернется в религию. Такой перелом может произойти перед лицом краха „эстетствующего“ бытия. В конце романа „Наоборот“ денди падает, взывая к Иисусу Христу. Писатель Гюисманс же, который здесь изобразил самого себя, уходит из дендизма в аскетизм, став монахом».

Сальвадор Дали, естественно, монахом не стал (еще бы!), и я сомневаюсь в искренности его «обращения», но художник действительно был захвачен мистическими образами, часто он принимался работать над картинами сразу после пробуждения, так как очень трепетно относился к видениям и сновидениям (вспомним Фрейда). Также Дали очень любил и внимательно изучал творчество старых испанских мастеров Сурбарана и Мурильо, искренне верующих католиков, черпавших свое вдохновение в религиозных сюжетах.

В 1950 году монах-кармелит Бруно де Хесус, (любивший водить знакомства с интеллектуалами и художниками) рассказал Дали об одном редком старинном изображении распятия. Оно принадлежало руке поэта и писателя-мистика по имени Хуан де ла Крус. Здесь стоит сделать краткий экскурс в историю католической духовности.

ИСПАНСКИЕ МИСТИКИ, «БОСЫЕ БРАТЬЯ»

XVI век, золотой век испанской мистики, был также и временем расцвета Инквизиции. В это страшное для Испании и всей западной церкви время, именно на фоне этой тьмы, ночи, и были явлены миру те светочи, которые позже назвали «испанскими мистиками». Самые известные из них: католические святые Тереза Авильская и ее ученик Хуан де ла Крус.

В семидесятые годы XVI века начала претворять в жизнь свои реформы Тереза Авильская. Характер у нее был хоть куда: в детстве Тереза подговорила своего младшего брата бежать из дома, чтобы погибнуть за веру в стране мавров. Конечно же, беглецов вернули. В двадцатилетнем возрасте, наперекор воле отца, Тереза ушла в кармелитский монастырь.

Мысль о необходимости вернуть орден к изначальному уставу пришла к ней после выздоровления от тяжелой болезни. Монахини уже выкопали могилу, но кризис миновал. От созерцательной жизни Тереза устремилась к активной деятельности и прошла пешком сотни километров по всей Испании, лично основывая новые обители.

Любителям искусства Тереза Авильская знакома по шикарной скульптуре Бернини «Экстаз Св. Терезы»:

По признанию Терезы Авильской, херувим проколол ее сердце огненным копием. Она писала:

Чую я удар нежданный,

и души во мне не стало!

Чем я честь сию стяжала?

Что свершил сей подвиг странный?

Что за смертная услада -

чуять в сердце рану эту!

Боль, которой равных нету; смерть - и жизнь, что ей награда!

(перевод Л. Винаровой)

Тереза Авильская была первой женщиной-писательницей в Испании - и первой женщиной-богословом.

ХУАН ДЕ ЛА КРУС

Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, исп. Juan de la Cruz) - католический святой, писатель и поэт-мистик. Реформатор ордена кармелитов. В 1952 был провозглашён небесным покровителем испанских поэтов. Его история такая.

Хуан де Йепес д’Альварес родился летом 1542 года. Родители были очень бедны и Хуана отдали в приют, где он обучался ремеслам башмачника, столяра и живописца. В юности он штудировал литературу, философию и богословие у иезуитов, а средства к существованию добывал, работая в мединской больнице для сифилитиков. В 1563 г. Хуан Йепес принял постриг в ордене кармелитов. В ордене был выработан очень строгий устав: бедность, аскетические упражнения, посты, долгие молитвы, физический труд. В конце XIV- начале XV века орден стал утрачивать былое влияние, и к описываемому моменту начал раскалываться на две ветви - на так называемых «обутых» и «босоногих».

Первая встреча будущих великих реформаторов произошла летом 1567 года. Брат Хуан был очень мал ростом - Тереза, когда он впервые предстал перед ней вместе с единомышленником, воскликнула: «Слава Иисусу, у меня есть уже полтора монаха!» (Ему было тогда 25 лет, Терезе - 52 года.)

Орден кармелитов раскололся; реформированная ветвь получила название «босоногие». (Это не означает, что босоногие кармелиты в прямом смысле слова круглый год ходили босиком. Они носили сандалии на ремешках и проповедывали бедность, в отличие от нереформированной ветви, зимой надевавшей теплую обувь.)

Хуан де ла Крус писал, что все видения и откровения, сколько бы их ни было, не стоят и одного смиренного поступка. Но сохранилось достоверное свидетельство об одном видении святого. Христос с келейной иконы обратился к нему и спросил: «Чего ты хочешь, брат Хуан, за твои труды?» Хуан де ла Крус ответил: «Дай мне пострадать за Тебя!». Просьба была исполнена - в тюрьме с ним обращались так, что Тереза писала испанскому королю Филиппу II: «Лучше бы он попал в руки мавров, ибо мавры были бы милосердней».

В крохотной каморке, куда поместили брата Хуана, источником воздуха и света служила щель под потолком шириной в два пальца. Света в зимний день было так мало, что узнику приходилось вставать на табурет, чтобы читать свой молитвослов. Одежда его истлела. Летом его мучила жара, зимой терзал холод. Ждать помощи от Папы было нечего. Папский наместник Сега дал клятву покончить с босоногими, подчинив их начальству нереформированной ветви и освободив от «вредоносного» влияния Терезы де Хесус, которую назвал «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: „жены ваши в церквах да молчат“, и основанию монастырей без папской лицензии».

ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ

Наступила весна, и узнику сменили тюремщика. Новый тюремщик был молодым и добрым. Он спросил заключенного, не нужно ли ему чего-нибудь, и тот попросил карандаш и бумагу. В тюрьме он написал одно из своих самых известных произведений: «Темная ночь души».

В Авиле, в музее монастыря Воплощения, хранится рисунок, сделанный братом Хуаном незадолго до его заточения в тюрьму. Это распятие, изображенное в очень странном ракурсе - так, сверху, увидела бы его парящая птица. Впоследствии этот ракурс и использовал Сальвадор Дали в своей знаменитой картине «Христос святого Хуана де ла Крус».



Просмотров