Сандро боттичелли картины. Две самые знаменитые картины боттичелли

Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. По своей специальности Мариано был кожевником. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Будучи хозяином мастерской близ моста Санта Тринита ин Ольтрарно он не был обеспечен, так как дело было не особо прибыльным. В мечтах пожилой Филипепи хотел как можно скорее определить сыновей, чтобы можно было оставить столь тяжелое ремесло.

Сандро Боттичелли — это псевдоним художника, его настоящее имя Алессандро Филипепи . А для друзей он был просто Сандро. И в наши дни нет однозначного ответа на вопрос о происхождении прозвища «Боттичелли ». Существует версия, что это образование от клички, данной старшему брату за воспитание младшего из сыновей, чтобы хоть как-то помочь отцу. Или быть может, прозвище появилось на свет в связи с ремеслом его второго брата Антонио.

Как бы то ни было — ювелирное искусство, бес сомнения отразилось на становлении Боттичелли в юности, ведь именно в эту область его и подвигал брат Антонио. Алессандро был отправлен отцом к ювелиру Боттичелли. Будучи способным и одарённым учеником, он был беспокоен.

Примерно в 1464 года Сандро определился в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине. На то время он считался великолепным живописцем . В 20 лет (1467 год) Сандро покинул мастерскую. Он был целиком поглощен живописью и во всём подражал своему учителю, за что тот сильно полюбил юношу и поднял его живописные навыки до небывалых высот.

Хоть первые работы и полностью копировали манеру Фра Филиппо Липпи , в них уже проглядывалась необыкновенная атмосфера духовности, с поэтичностью образов.
В 1467 году учитель Сандро двинулся в Сполето, где его вскоре и настигла смерть. Тянущийся к знаниям Боттичелли встал на поиск нового источника художественных достижений.

Рождество / Боттичелли

Рождество

Некоторый период он посвятил мастерской Андреа Верроккио, который был разносторонним мастером, живописцем , скульптором и ювелиром . Он стоял во главе бригады многогранно талантливых начинающих художников. Общение приносило свои плоды, таким образом, появились картины «Мадонна в розарии » (примерно 1470 год, Флоренция, Уффици), а также «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами » (1468-1469 год), сочетающая в себе уроки Липпи и Верроккио. Вероятно, данные работы и были первыми по-настоящему самостоятельными творениями Боттичелли .

Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро, именуемым «Алтарь Сант-Амброджо ». В кадастре 1469 года Мариано сообщил, что Сандро работает дома из чего можно сделать вывод, что к тому времени Боттичелли был уже полностью самостоятельным художником. Что же касается судьбы остальных сыновей, то старший из них, будучи маклером, был финансовым посредником при правительстве. Его кличка «Botticella », что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.

Так в 1970 году Боттичелли распахнул двери своей собственной мастерской. А примерно между 18 июля и 8 августа 1470 года подвел черту произведению, которое и принесло мастеру общественное признание и популярность. Картина, на которой было изображена аллегория Силы , была адресована для Торгового суда. Данное учреждение было одно из важнейших и занималось рассмотрением правонарушений носящих экономический характер.

1472 год был охарактеризован записью Сандро в объединение художников - гильдию Святого Луки, что позволило узаконить образ независимого стиля жизни художника, обзавестись помощниками на случай заказа не только картин или фресок , а и инкрустаций, гравюр, мозаик, моделей для «штандартов и других тканей», витражей, книжных иллюстраций. На первом году, будучи членом объединения художников Боттичелли был должностным учеником Филиппино Липпи , который являлся сыном бывшего учителя умельца.

Заказы Сандро в основном лились из Флоренции. Так одной из самых великолепных его произведений — картина «Святой Себастьян » была исполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. И 20 января 1474 года (в праздник святого Себастьяна Маджоре) работа, являясь первым подтверждённым произведением Сандро, была празднично размещена на одной из колонн церкви Санта Мария, которая устойчиво закрепилась в художественной панораме Флоренции.

Также в 1474 году, после завершения работ над этим произведением, мастер был приглашён на работу в другой город. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Как раз в этот промежуток времени воцарился близкий контакт между Боттичелли и признанными правителями Флоренции — членами семьи Медичи. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи ) «Поклонение волхвов », заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи).

Поклонение волхвов / Боттичелли

Поклонение волхвов

Особый интерес данная картина вызывает у ряда исследователей, потому что именно на ней можно найти изображение целого пласта важных исторических лиц. Тем не менее, стоит обратить внимание и на примечательное композиционное построение, которое говорит об уровне мастерства художника на тот период.

Пик кульминации развития реализма изображения с увеличением психологической выразительности приходится на промежуток между 1475 и 1482 годами. Самые известные картины Сандро («Примавера » и «Рождение Венеры »), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Единогласно историками вынесены даты данных работ — 1477-1478 года. В данном случае существование Венеры означает не переживания любви в понятии язычества, а символизирует гуманистический идеал любви душевной. Когда душа сознательно или полу осознано, устремляется ввысь и очищает все в своем движении.

Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Зефир, оплодотворяя, объединяется с Флорой, порождая тем самым Примаверу, Весну как символ оживляющих сил Природы. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем.
Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Это достигается с помощью линейных очертаний фигур, драпировок, движений танца, которые постепенно затихают в созерцательном жесте Меркурия. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.

Характерным наполнением работ Сандро является идея Humanitas, что означает сплетение духовных свойств человека, в большинстве случаев она воплощается в образе Венеры или порой Паллады-Минервы. Или иначе трактуясь — эта идея безукоризненной красоты, несущей в себе интеллектуальный и духовный потенциал человека, красоту внешнюю как отражение внутренней красоты, а также крупицу универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме.

Если судить исходя из количества учеников и помощников, которые были зарегистрированы в кадастре, то в 1480 году мастерская Боттичелли была широко признана. Также этот год был отмечен написанием Сандро «Святого Августина», находящегося на алтарной преграде в церкви Всех Святых (Оньисанти). Данный заказ был выполнен для Веспуччи — уважаемая семья города, которая была близка Медичи.

Апокрифические тексты были широко распространены, что привело к почитанию обоих святых в XV веке. Сандро Боттичелли трудился, не покладая рук, чтобы иметь возможность стать лучшим среди всех живописцев того времени, делая акцент на Доменико Гирландайо, который выполнил с иной стороны образ святого Иеронима. Данное творчество было осуществлено безупречно, на лице святого были выражена глубина, тонкость и острота мысли, столь характерные для мудрецов.

Лоренцо Медичи в политических взглядах стремился примириться с папой и способствовал увеличению культурных связей Флоренции. Таким образом Боттичелли , Пьетро Перуджино , Козимо Россели и Доменико Гирландайо — 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно поэтому получила своё название Сикстинской ). По распоряжению Сикста IV Боттичелли был назначен главным по выполнению работ, в настоящее время фрески мастера считаются более ценными по сравнению с произведениями других художников. Готовые фрески были установлены осенью 1482 года на отведённое для них место в капелле неподалеку от открывающих цикл работ Синьорелли и Бартоломео делла Гатта. Боттичелли и остальные мастера возвратился во Флоренцию, в которой вскоре испытал потерю отца.

В период своей наибольшей творческой активности Сандро имел тесные взаимоотношения с двором Лоренцо Медичи , что и послужило написанию большинства из наиболее прославленных произведений мастера в 70-80-х годах по заказу членов данного семейства. Вдохновение остальных произведений было почерпано из стихов Полициано или было подвержено влиянию литературных споров, зарождающихся у ученых-гуманистов, а также приятелей Лоренцо Великолепного.

Если говорить о портретах, выполненных Боттичелли, то, несомненно, они занимают не столь высокую ступень в галерее образов, которые входят в его композиции. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать.
Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано » — сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви.

Клевета / Боттичелли

Клевета

Когда Боттичелли вернулся в Рим, то он написал цикл больших произведений на тему религии, содержащих несколько тондо, в которых чуткость эмоций художника смогла целиком выразиться в порядке форм на плоскости. Предназначение тондо заключалось в декоративной функции — украсить апартаменты флорентийской знати или в качестве коллекционных произведений искусства.

Тондо «Поклонение волхвов », которое было известно нам первым, имеет дату семидесятых годов. Предположительно оно выступало в роли крышки стола в доме Пуччи. Точкой отсчёта служит эта пусть ещё юная работа, в которой искаженные перспективы оправданы при горизонтальном расположении картины. В ней Боттичелли выказывает «софистический», тревожный и трезвый подход.

В качестве примера выступают работы: «Мадонна Магнификат » (1485 год) и «Мадонна с гранатом » (1487 год). Первое произведение, с помощью особого изгиба кривых линий, а также коллективному круговому ритму создаёт иллюзию картины, созданной на выпуклой поверхности. Второе же произведение предназначавшееся для Зала заседаний суда палаццо Синьории, характеризуется применением обратного приема, формирующий эффект вогнутой поверхности.

Иное настроение создаётся во внушительной работе Сандро «Венчание Богоматери », датируемое 1490 годом. Так, если 1484-1489 года отмечены довольством Боттичелли своими произведениями и собой, то «Венчание » несёт уже совершенно иной посыл — взволнованность чувств, неизведанные тревоги и надежды. Ангелы переданы с большим волнением, а клятвенный святого Иеронима полон уверенности и достоинства.

Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным.
Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая ». Сюжет данной работы был, бесспорно, уходит корнями в Библию — Фамарь, которая была изгнана Аммоном. Но этого единичного исторического факта преображённого в художественное воплощение становится достаточным, чтобы приобрести вечный статус: здесь и хрупкие чувства женщины, и сочувствие её одиночеству и даже дремучая преграда в качестве закрытых ворот, а также плотной стены, которая символизирует стены средневекового замка.

Весна / Боттичелли

Весна

В 1493 году Флоренция ошеломляется смертью Лоренцо Великолепного. А в семье Боттичелли происходят ещё более значимые события важные события — умирает брат Джованни, которого хоронят рядом с отцом на кладбище. Из Неаполя приезжает Симоне (другой брат), совместно с которым мастер покупает «господский дом» в Сан Сеполькро а Беллозгуардо.

Последние произведения Сандро дышат усилением религиозного нравственного расположением духа. Боттичелли всегда относился к религии и нравственности со всей серьёзностью, это было видно в превращении незамысловатого и традиционного напева Липпи в мистическую созерцательность «Мадонны Евхаристии ».

Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый живописец Италии, творивший в эпоху Возрождения, является одним из основных представителей флорентийской художественной школы.

Рождение и семья

Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.

Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.

Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.

Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.

Происхождение фамилии «Боттичелли»

Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий. Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок». По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.

Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.

Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).

Обучение живописи

В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.

Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи. Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью. Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.

Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.

После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.

У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.

На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:

  • «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
  • «Мадонна в розовом саду»;
  • «Мадонна Евхаристии».

Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.

Творчество

С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».

Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:

  • «Аллегория силы»;
  • «Возвращение Юдифи»;
  • «Нахождение тела Олоферна»;
  • «Святой Себастьян».

В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.

В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.

В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.

Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:

  • «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
  • «Портрет Джулиано Медичи»;
  • «Портрет молодой женщины»;
  • «Портрет Данте»;
  • портреты флорентийских дам.

Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV. Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино. Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.

В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:

  • «Искушение Христа»;
  • «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
  • «Призвание Моисея».

В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:

  • «Паллада и Кентавр»;
  • «Венера и Марс»;
  • «Мадонна делла Мелаграна»;
  • «Благовещение»;
  • «Оплакивание Христа».

Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».

В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:

  • «Мадонна Магнификат»;
  • «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с книгой»;
  • «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
  • «Мадонна с гранатом».

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

  • «Мистическое Рождество»;
  • «Покинутая»;
  • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
  • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Личная жизнь

Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция - 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли - один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» - «бочоночек» - унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике - запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета - прием, который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени - Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли - по указанию папы был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника - в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело - его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника - создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто - эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи - душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное - умение передать пластику и пропорции фигуры - то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки. Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Источниками вдохновения для творцов Средневековья и Возрождения часто становились недостижимые Прекрасные Дамы, платоническая любовь и поклонение которым рождали шедевры мирового искусства. Флорентийка Симонетта Веспуччи стала для величайшего художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли таким же божеством, как Беатриче для Данте или Лаура для Петрарки. Она не замечала скромного художника и не подозревала о том, что была для него идеалом красоты.

Девушка так никогда и не узнала, благодаря кому ее образ остался в веках, она ушла из жизни в 23 года.

(Всего 16 фото)

Сандро Боттичелли. Автопортрет

О ней известно немного. Симонетту выдали замуж за Марко Веспуччи, состоявшего в родстве со знаменитым флорентийским мореплавателем Америго Веспуччи. Муж Симонетты был приятелем Джулиано Медичи - соправителя Флоренции, поэтому после свадьбы молодые переехали в этот город. Но брак Симонетты и Марко не был счастливым.

Филиппино Липпи. Портрет С. Боттичелли

После их переезда во Флоренцию молодую красавицу не могли оставить без внимания, ее благосклонности добивались многие знатные мужчины города, среди ее поклонников был и флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Но ее сердце было отдано его младшему брату Джулиано. Им восхищалось все женское население города, от знатных дам до горожанок - он был красив, статен, силен и ловок.

Сандро Боттичелли. «Портрет молодой женщины» («Портрет Симонетты Веспуччи»), 1475-80

Аньоло Бронзино. Портрет Джулиано Медичи

Сандро Боттичелли. Симонетта Веспуччи (предположительно), 1475

Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи, 1476

Во Флоренции любили Джулиано Медичи. Его называли Принцем Юности. Он не проявлял интереса к государственным делам, но охотно принимал участие в турнирах и балах. Симонетту считали первой красавицей Флоренции, называли ее «Несравненной», поэты посвящали ей поэмы, художники писали ее портреты.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи, 1478

Сандро Боттичелли. «Весна» (Primavera), 1482

Некоторые исследователи утверждают, что Симонетта стала возлюбленной Джулиано, некоторые уверены в том, что их любовь оставалась платонической. Несомненным является тот факт, что 28 января 1475 года Джулиано принял участие в турнире и после своей победы провозгласил даму своего сердца - Симонетту - королевой турнира. В оформлении этого действа участвовал Боттичелли, изобразивший на персональном знамени Джулиано Симонетту в образе Минервы в белом платье, с головой Медузы Горгоны в руках. К сожалению, этот штандарт не сохранился.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры», 1485

Сандро Боттичелли. «Мадонна с младенцем», 1470

Сандро Боттичелли. «Мадонна с книгой», 1483

Сандро Боттичелли. «Мадонна с гранатом», 1487

Прекрасная Симонетта скончалась в возрасте 23 лет от чахотки (по другой версии - от яда). О ее смерти скорбела вся Флоренция - оплакивали уход Прекрасной Дамы и завершение идеальной любви Джулиано и Симонетты. Через два года после смерти возлюбленной, в тот же день - 26 апреля - погиб от рук заговорщиков и Джулиано Медичи. Смерть молодых возлюбленных казалась флорентийцам мистической, об этой истории еще долго вспоминали.

Андреа Вероккьо. Женский портрет. Предположительно, это портрет Симонетты Веспуччи

Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Самую известную свою работу - «Рождение Венеры» - Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. До сих пор продолжаются споры искусствоведов о том, на каких именно полотнах художник запечатлел Симонетту Веспуччи, и только ли ее. Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет.

Симонетта Веспуччи

Со смертью Симонетты Веспуччи и Джулиано Медичи во Флоренции закончилась целая эпоха, которую называют «золотым веком», и начался закат флорентийского Ренессанса.

Сандро Боттичелли. «Венера и Марс», 1483

Картина «Портрет молодого человека» выполнен Сандро Боттичелли темперными и масляными красками на дереве ориентировочно в 1483 г. Жанр – портрет. На портрете анфас изображен молодой юноша с приятным мечтательным лицом, большими выразительными […]

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился во Флоренции в семье кожевника. Его старшего брата Джованни, невероятно толстого мальчика, дразнили Бочонком (Боттичелли), и прозвище закрепилось за обоими братьями – некоторые неграмотные соседи […]

Итальянский мастер эпохи Возрождения Сандро Боттичелли не раз изображал в своих работах святого Иоанна Крестителя. Предтеча Христа был одним из самых популярных в живописи всей Эпохи Возрождения, по популярности уступая разве что […]

Искушение Христа или по-другому Искушения Христа (по-итальянски Tentazione di Cristo) – это фреска, сделанная великим итальянским художником эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. Размеры картины 345,5 на 555 см. Была написана в промежутке между […]

Великий итальянский художник эпохи Возрождения увековечил Принца Юности во многих своих картинах, которые поражали своей красотой. Джулиано Медичи привлекал к себе внимание многих художников, поэтов, которые упоминали его в своих произведениях в […]

В годы своей жизни Сандро Боттичелли был известным художником, к которому часто обращались с заказами портретов. Одной из желающих заказать себе портрет оказалась Симонетта, одна из самых красивых женщин эпохи Ренессанса. «Портрет […]

Боттичелли по праву является одним из самых выдающихся представителей эпохи Возрождения. Первоначальный стиль мастера, был получен от его учителя, который во многом определяется исключительно в колорите, собственном типаже лиц и вниманию к […]

Картина в настоящее время находится в Музее искусств в Эль-Пасо (США). По жанру ее, безусловно, нужно отнести к религиозной живописи, написана она темперой. Что касается направления изобразительного искусства, работа относится к Раннему […]



Просмотров