Библейские сюжеты в изо. Библейские темы в изобразительном искусстве

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве методический комплекс

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве 1 урок.

БИБЛИЯ – живой источник и для взрослых, и для детей. Открой библейские истории и вспомни некоторые из них, воплощенные в великих произведениях искусства…

Икона Богоматерь Белозерская Первая треть XIII в. Канон иконописный (греч. - правило) - свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа. Икона (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») - священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В православных храмах везде можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии… Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы? Богоматерь Владимирская Спас «Троица»

Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев: Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией? Для чего необходима икона и для чего нужна картина? Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. Сикстинская мадонна Рафаэль 1512-1513 гг. Мадонна Литта Леонардо да Винчи 1490-1491 гг.

Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире… Сотворение мира И.Айвазовский Бог Саваоф В.Васнецов Из цикла «Сотворение мира» М.Чюрлёнис Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.

Райский сад. Адам и Ева… Определи, какое настроение стремятся передать художники, изображая райский сад. Адам и Ева. Лукас Карнах Старший Райский сад. В.Васнецов Роспись во Владимирском соборе в Киеве

Всемирный потоп и Ноев ковчег… Объясни, к каким видам изобразительного искусства можно отнести эти картины. Почему? Ноев ковчег Г. Доре Ноев ковчег Э.Хикс Всемирный потоп. И.Айвазовский

Вавилонская башня… Определи, цветовые гаммы, в которых выполнены представленные работы? Вавилонская башня П.Брейгель старший Рисунок. Средние века Разрушение Вавилонской башни Ван Клеве

Отечество наше хранят святые, просиявшие в земле русской… Установи соответствие: «вид ИЗО» - «произведение искусства» Юность Сергия Радонежского М.Нестеров Петр и Феврония Матрона Московская Федор Ушаков Ксения Петербургская ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве Практическое задание

Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий: Райский сад Всемирный потоп Вавилонская башня З А Д А Н И Е:

1.Наметить карандашом контуры гор и воды. Горка - это один из элементов пейзажа в иконописи. 2.Исходя из выбранного сюжета, намечаем тонкими линиями карандаша окружение: деревья, кустики, воду, архитектуру, башню или Ноев ковчег. 3.Намечаем людей и животных. Практическая работа

3. Закрасить фон краской желтой с белой гуашью, можно немного добавить охры. 4.Обвести краской контуры гор и воды. 5.Сразу на листе, без палитры, подобрать и закрасить цвет горок желтым с красным, добавляя немного черного. Первый слой красок, наложенный на рисунок (Роскрыш). 4 . Изображение воды закрасить синим с небольшим количеством белого. Практическая работа

5.Синими и белыми линиями прорисовать волны на воде. Волны в иконописи изображаются в виде чешуйчатых бугорков и спиралей, а с XVIII в. известны усложненные изображения в виде сочетаний волнообразных линий со спиралями и даже в виде языков пламени. 6. Черным цветом добавляя желтую и, если необходимо, красную краску, наметить деревья, закрасить их. Практическая работа

7. Завершаем работу прорабатывая детали Практическая работа


Урок изобразительного искусства в 7 классе

(рабочая программа на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук.

Тема четверти: «Великие темы жизни»

Цель :

воспитание эмоционально-отзывчивой личности на основе ознакомления великих произведений искусств.

Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Стержневая основа урока:

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски:

Словарные слова:

Библия - важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности.

Нимб символ святости.

Евангелие откровение.

Религиозная живопись мозаика, фреска, икона – пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства.

Фреска изображение на стене.

Икона «образ».

Общечеловеческие - нравственные ценности, такие как: Добро, Зло, Любовь, сострадание, Жертвенность.

Воздушная перспектива - изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, в следствии увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом. Волхвы - маги, волшебники, чародеи и провидцы, постигшие самые сокровенные тайны мироздания, владеющие тайной Сотворения вселенной и тайной Времени, тайной Философского камня, Панацеей, тайной долголетия и бессмертия, обладающие могуществом.

Тема урока: «Библейские темы в изобразительном искусстве».



Показательные рисунки

Обратные стороны доски

Задание на самостоятельную работу:

    перенести эскиз на лист;

    уточнить композицию.

Домашнее задание:

    подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

    на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему

    Слайд:2

    Слайд:2

Цель урока : познание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как стержневой основы формирования духовных ценностей.

Задачи урока:

    Метапредметные

формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории.

    Личностные

воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.

    Слайд:3

Задачи по содержанию

Результаты по содержанию

    Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников:Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Джотто, Боттичели и т.д.

    Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Задачи по способу действия

    в художественном произведении сообразную замыслу художника;

    Умениямисоздавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

    Навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

Результат по способу действия

Создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

    Слайд:4

Методы работы на уроке:

    метод целостности - (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).

    метод единства восприятия и созидания - (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Слайд:5

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): « Основы композиции».

Музыкальный ряд: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.

Слайд:6

ДРАМОТУРГИЯ

/Структурообразующие элементы урока/

    Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.

    Кульминация (выход на тему урока) - 10 мин.

    Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.

    Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.

    Последствие (объяснения домашнего задания) - 2 мин.

Слайд:7

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:

    Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.

    Отношение к учебно-творческой деятельности.

    Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности (умение анализировать работы и давать им оценки).

ЗАВЯЗКА

Задача – выход на проблему урока. Осуществляется путём создания ситуации эмоционального состояния. Для придания эмоционального настроя к уроку, звучит музыка «Пресвятая Богородице, спаси нас». После захода детей в класс убавляется громкость её звучания.

Затем в форме диалога проводится беседа, направленная на активизацию познавательной деятельности детей, делается акцент на имеющийся субъективный опыт обучающихся.

Слайд:8

Учитель : Ребята! Многие века библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из неё сюжеты для своих творений.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о библейских темах в живописи, и вам надо будет изобразить наиболее интересный сюжет из библии.

Но вначале мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев и мы как бы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы ещё раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые её сюжеты.

Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас.

Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.

Перед вами древнейшая русская икона, самая почитаемая на Руси.

Слайд: 9

Учитель:

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Слайд: 10

Учитель :

Перед вами «Владимирская икона Божией Матери» была написана евангелистом Лукою.

Чтение стихотворения М. А. Волошина «Владимирская Богоматерь» (отрывок).

Не на троне - на Её руке,

Левой ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в её облике? Что вы чувствуете? В чём суть её образа?

Ответ на заданные вопросы:

Тип иконы – «Умиление» - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, Ярославской и других.

Учитель:

Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.

Слайд: 11

Учитель:

Представления о самых светлых и возвышенных идеалах женской красоты, образе матери воплотил в своей картине «Сикстинская Мадонна» великий художник Рафаэль. Основным содержанием этой картины становится тема светлой материнской любви.

Она идёт хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

В.А.Жуковский.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. «Сикстинская мадонна» давно уже вошла в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Поёт сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклонённый Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и её сыну. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Мария медленно сходит на землю… Она только что сделала шаг навстречу людям. Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты. Они светятся нежностью и добротой. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у нее в этом мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему.

Слайд: 12 Учитель: «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. (Эрмитаж).Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г. Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок - крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют все пространство картины, лишь за окном в темной стене видно чистое холодное голубое небо. Запечатлен конкретный момент: мать, сама еще ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребенку цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой технике.

Слайд: 13 Учитель: В каждом веке есть художники, которые не только по-настоящему понимали искусство, но и сумели спроецировать это понимание на время и общество: Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рембрандт и многие другие великие художники - вот главное, что их объединяет.

Слайд: 14

Учитель:

В экспозиции Государственного Эрмитажа хранится небольшая по размеру картина Рембрандта на традиционный библейский сюжет - «Поклонение волхвов.

Слайд: 15

Учитель:

Картина художника Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов» (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Слайд: 16

Учитель:

Картина художника Рафаэля Санти «Поклонение Волхвов» 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.

Слайд: 17

Учитель:

Картина художника Рембрандта «Поклонение волхвов».

Слайд: 18

Учитель:

Картина художника Леонардо да Винчи «Поклонение Волхвов» (1472-1477).

Одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее. «Поклонение волхвов» - важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв. Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов.

Слайд: 19

Учитель:

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». Галерея Уффици, Флоренция. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134.

На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет. Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерные для почерка Боттичелли. Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Рефлексия (сравнение)

Учитель: Сейчас продемонстрирую вам картины великих художников, а вы подумайте и скажите, объединяет эти картины по смыслу?

Ответ на заданный вопрос:

Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Учитель:

Чем отличается икона от картины?

Ответ на заданный вопрос:

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она - символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное; иконописание - не самовыражение, а служение и личные эмоции не должны иметь места.

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.
- Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур.

Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины - это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы.

(на основе картины «Поклонение волхвов» художника Леонардо о композиционном решении картины).

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов. Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.
Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры. Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно. Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажутся вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Выход на тему урока, используются методы: связи искусства с жизнью, общения с живым искусством, мотивации познавательной деятельности.

Учитель: А теперь приступайте к работе, но имейте ввиду, что вам предстоит выполнить свои работы по таким критериям:

(Подведение итогов урока и анализ деятельности детей на уроке по

следующим критериям).

Слайд: 21

Критерии оценки детского рисунка:

    Отношение ребёнка к уроку.

    Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).

    Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.

    Качество детской продукции непосредственность, идея.

РАЗВЯЗКА

Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.

Создайте эскиз композиции на темы Библейские сюжеты:

    Поклонение волхвов

    Образ божьей Богоматери

Обучающиеся приступают к работе. Проходя между рядами, оказываю необходимую помощь, предупреждая возможные ошибки тем, кто совсем не может справиться с заданием. Ребята работают, используя учебник «Основы композиции».

Используются методы: активизации имеющихся знаний по декоративно-прикладному искусству, мотивации познавательной деятельности, связи искусства с жизнью, перевода изученной темы на новый уровень.

Слайд: 22

Задание на самостоятельную работу

    на тетрадном листке выполнить эскиз;

    перенести эскиз на лист;

    уточнить композицию.

Слайд: 23

Примерные эскизы композиций на библейскую тему

ЭПИЛОГ

Выход на оценку и самооценку выполненного этапа работы

Слайд: 24

Рефлексия

За 5 минут до конца урока детям предложено по представленным критериям оценки выполняемых учебно-творческих работ, провести минивыставку всех получившихся работ и провести анализ и оценку этих работ по выполнению этапов и их последовательности.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Используются методы стимулирования адекватной самооценки.

(До конца урока осталось 2 мин.).

ПОСЛЕСЛОВИЕ – выдача и анализ домашнего задания .

Слайд: 25

Домашнее задание:

    подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;

    на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему;

    на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Слайд: 26

Примерно так, на следующем уроке, должны быть завершены творческие работы учащихся.

Заканчивается урок музыкальнымкороткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Библейские сюжеты в живописи

Выполнил ученик 6 в класса

гимназии № 587

Никитин А. А.

Санкт-Петербург


В течение двухтысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии.

Библия дошла до нассквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18столетий, чтобы составить Библию. Над ней работало свыше 30 авторов. Былонаписано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

Великие художники мираотображали в своих картинах библейские сюжеты.

В историиизобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художникРембрандт, пожалуй, более, чем кто-либо другой, сумел глубоко волнующе,правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.

Голландские живописцывпервые увидели человека таким, каков он есть в жизни, и отразили в искусстверазличные стороны его повседневного бытия. Некоторые из них подошли к решениюболее сложной задачи- к тому, чтобыотразить красоту и значительность духовного мира обычного человека

Казалось бы, обращаясь кбиблейским и евангельским темам, Рембрандт уходит от изображения обществасвоего времени. На самом деле, его библейские и евангельские герои во многомнапоминают современных ему простых людей, неизменно привлекающих симпатиихудожника. В его сознании библейские герои служат ярким олицетворениемпрекрасных человеческих качеств. Художник видит в них духовное величие,внутреннюю цельность, суровую простоту, большое благородство. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров- егосовременников. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни.

Эти новые черты отчетливовыступают в эрмитажной картине «Снятие с креста», написанной в1634 году.

Ночь. Скорбная тишина.Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Онипришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном светефакелов они снимают с креста его мертвое тело.

Один из мужчин,взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которыхХристос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее внизтело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую тяжелуюткань. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии.Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие- мужественную скорбь, третьи- благоговейный ужас, но каждый изприсутствующих людей глубоко проникнут значительностью события. Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием,но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу.Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо,сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки.

Картина захватываетглубокой проникновенностью, жизненной правдой. Лишь преувеличенность некоторыхдвижений и жестов напоминает о барочных увлечениях Рембрандта.

На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучшихрешений этой темы- эрмитажная картина «Святое семейство»,созданная художником в1645 году. Евангельскаясцена рождает у зрителя множество ассоциаций с повседневной народной жизнью,современной Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. Комната окутана нежным полумраком; из разных источниковмягко вливается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель,придавая изображенному оттенок одухотворенности. Слегка пошевельнулся во снеребенок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается отчтения, приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Она- сама чуткость, сама настороженность. Посуществу, большая человечность и проникновенность картины создается лишь однимее взглядом. Светлая возвышенность запечатленного мгновения сказывается и втом, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.

В1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь». Сюжетомкартины послужил библейский миф, известный под названием «Пир у Эсфири». Аман,первый визирь и друг персидского царя Ассура, жестоко оклеветал иудеев передцарем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая изИудеи, вступилась за свой народ. Пригласив на пир Ассура и Амана, она рассказалао клевете визиря, и перед царем раскрылось коварное лицо человека, которого онсчитал своим другом.

Художник изображает тотмомент пира, когда Эсфирь закончила рассказ и воцарилось глубокое, тягостноемолчание. Печальны красивые глаза царицы. Не глядя на руки, Эсфирь машинальносминает платок. Она еще целиком во власти пережитого. Ей было мучительно труднопроизнести слова обличения; как и царь, она верила визирю, относилась к нему,как к другу. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Его большие глаза наполняютсяслезами. В то же время в нем пробуждается благородный гнев, и он властносжимает скипетр.

В глубокой тени, водиночестве изображен Аман. Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы.Сознание обреченности давит его, как непосильный груз: он сидит ссутулившись,опустив голову, закрыв глаза; рука, держащая чашу, бессильно лежит на столе.Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества. Онпонимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждатьдруга.

Если в картинах,посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримоеосуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то огуманном прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку,повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсемодинокий, он создает свое последнее гениальное творение.

Снова большаячеловеческая трагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире смольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын. Полный стыда ираскаяния, он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, встоптанных сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за многолет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него нагруди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик; он давно простил сына идавно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание.

Но все же в этой встречебольше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокийслед в жизни и того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточнообратить внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову, сгорбленнуюфигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать

«Возвращение блудногосына»- это как бы итог мудрых раздумийРембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности впоследние годы жизни с однойстороны иничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его сдругой с равной силой звучат в последнем произведении гениального художника.

Мало найдется в историиискусства личностей столь загадочных и неоднозначных, как Брейгель. Он не писалстатей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких подуху лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей,ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственныхперсонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты,выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.

Ренессансноепредставление о важности человеческой личности не вписывалось в художественныеконцепции Брейгеля. На своих рисунках и картинах он зачастую вообще скрываетлица, лишая фигуры всякой индивидуальности. Схожая тенденция прослеживается и визображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает средиобычных людей. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, ИоаннаКрестителя с Христом в толпе народа, а «Поклонение волхвов» вообщескрыто за завесой снегопада.

Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Выбор междудобром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, напротяжении всей жизни - так же, как были вынуждены делать этот выбор его предкии как делают его сегодня множество других людей. Отсюда - еще одна приметапроизведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся всовременном искусстве,- совмещение временных и пространственных пластов. Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей.Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей, и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.

Годы творческой зрелостиБрейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами имонархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации.Антифеодальное движение сливается с национально-освободительной борьбой противвладычества Испании. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины,объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов, «Триумфсмерти» (Мадрид), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель),«Безумная Грета», «Битва израильтян с филистимлянами».

В течение своей жизниБрейгель являлся жителем двух очень богатых городов - сначала Антверпена, апозже Брюсселя.

По темпу роста Антверпенуне было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центромзападного мира. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. В ситуации,когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики,протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенностии тревоги. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.

Антверпен был символоммира. Башней, отбрасывающей тень - вопреки всем законам природы - не на землю,а на небо.

Брейгель писал«Вавилонскую башню» по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонскаябашня (1563) и «Малая» Вавилонская башня (ок.1563). Гигантскоестроение было запечатлено дважды. Никогда ранее не удавалось художникампередать так живо чудовищную величину башни, размах строительства,превосходящего все ранее известное человеку.

В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные,спотыкаясь, неудержимо следуют за ним; судорожны их беспомощные жесты, воцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей ипороков, превращающая их в мертвенные маски. Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Однако по-прежнему контрастнойальтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природазаднего плана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход изтрагического тупика.

КартиныКараваджо (1573-1610) вызывали горячие споры, так как поражали своейнеобычностью. Также незауряден был характер этого художника - дерзкий,насмешливый, высокомерный.

Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение»,«Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Еговлекут темы трагические. На его полотнах люди страдают, испытывают жестокиемучения. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой.«Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан, их смерть подпятой коня и момент озарения Савла. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч, и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя?» После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом.

Какнародную драму Караваджо показывает сцену «Положения во гроб». Безжизненноетело Христа бережно поддерживают ученики. Застывшая рука Спасителя свисает кгробовой плите, над черным пространством могилы.

Вкартинах Караваджо на евангельские сюжеты поражает будничный облик персонажей.В евангельских сценах он показывает жизнь простого народа. СовременникиКараваджо свидетельствуют: он призирал все, что не было скопировано с жизни.Художник называл такие картины безделушками, детскими и кукольными вещами.

Иконописьпоявилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византииновую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконописьокончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системуизображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианскоговероучения и богослужения. Таким образом, Русь получила икону как одно из“оснований” новой религии.

Напротяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси. Простойлюд приобщался через них к искусству.

Изображаясобытия из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы

находилимотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить свое представлениео добре и зле.

Иконописецв своей работе следовал определенным правилам, например, он не мог сампридумать сюжет. Но это вовсе не означает, что живописец лишался возможноститворить. Он мог добавить какие-то детали, по-своему «прочитать» церковныйсюжет, подобрать сочетания красок. По этим деталям можно отличить стиль АндреяРублева от стиля Феофана Грека или Дионисия.

Вопросо принадлежности того или иного произведения Рублеву служит ныне предметоможивленных научных дискуссий. Единственное достоверное произведение художника - икона «Троица». Все остальные работы с большей или меньшей степенью вероятностиприписываются прославленному мастеру.

Похристианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах.Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое иневидимое. Второе ее лицо - Бог-сын, Иисус Христос, принявший образчеловеческий и сошедший с небес на землю ради спасения людей. Третье лицо - бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Человеческому разуму непостижимо,как единое существует в трех лицах, поэтому учение о Троице входит в число основныхдогматов христианских религий и в качестве такого является объектов веры, а непредметом осмысления.

Истинныйвид божества неизвестен человеку - “бога же не виде никто” (Иоанн,1,18).Однако, иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, онусадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшеймуки пресные хлебы, а отроку слуге - заколоть нежного тельца.

Именноэтот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы. Она изображается ввиде трех ангелов со странническими посохами в руках. Ангелы торжественновосседают за столом, уставленным яствами. Вдали виднеются палаты Авраама илегендарный Мамврийский дуб. Благочестивые Авраам и Сарра подносят крылатымстранникам угощение.

Виконе Рублева поражает необыкновенная простота, “немногословность”, с какойвоспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие,–гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобную смелость вотношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах.Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священнымтекстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуютБиблия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания ипопыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее.

НаРуси в 14 - 15 веках учение о троичном божестве, представляющем “едину силу,едину власть, едино господство”, стало религиозным символом политическогоединения страны. Не случайно девизом Москвы на рубеже веков было: “Троицейживем, движемся и есть мы”. Этой же идеей проникнута и “Троица” Рублева,ставшая как бы нравственным символом новой Руси.

Итак,несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях,художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразитьсовременную им действительность.

Список использованнойлитературы:

1.

Роз-Мари Хаген Р. «Питер Брейгельстарший». – «Арт-родник», 2000г.

2.

Андронов С. А. «Рембрант. О социальной сущности художника»–Москва, «Знание» 1978г.

3.

Платонова Н.И. «Искусство.Энциклопедия» – «Росмэн-Пресс», 2002 г.

Татьяна САПОЖНИКОВА

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»

СТАТЬЯ CЕДЬМАЯ
Материалы к уроку

Продолжение. См. № 17, 19, 20, 21, 24/07;
№01, 02, 03, 07/08

7-й КЛАСС

Библейские темы в изобразительном искусстве

ИКОНОПИСЬ

В седьмом классе, без сомнения, одной из самых сложных является «Библейская тема в изобразительном искусстве». Связано это с тем, что учителя изобразительного искусства сами не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять задание.

Изучая эту тему, ребята должны познакомиться с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии, созданными в Западной Европе и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейскую тему. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, он должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию.

Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому, как им кажется, пути: предлагают детям нарисовать икону, считая, что с таким «элементарным» заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, его представления о том, как выглядят персонажи. В иконописи количество сюжетов ограниченно, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.

Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации к Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских семей и из семей, где родители - атеисты; а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое, что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символике иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», самостоятельно создающего композицию на заданный сюжет, или в роли ученика в дружине иконописцев. Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прорисями» (1–4) - контурным рисунком, выполненным на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый).

Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя - сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы.

Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин «Сотворение мира», «Райский сад с древом жизни», «Всемирный потоп» и «Бегство израильтян из Египта через Красное море». В качестве примера можно показать иллюстрации Библии нашего знаменитого мариниста К. Айвазовского (см. «Сотворение мира» (5) , «Всемирный потоп» (6) ).

Теме «Портрет» была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. В Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (персонажи Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (строительство Вавилонской башни), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства.

Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру картины Рембрандта (7) и Босха (8) на тему притчи о блудном сыне.

Знакомство с библейскими сюжетами необходимо начать с беседы. В том случае если учитель сам плохо ориентируется в них, провести беседу помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре. Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Ной выпускает голубя» (9) , «Вавилонская башня», «Благовещение» (10) , «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью креста», «Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские сюжеты западноевропейских и русских мастеров надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть не только известными, такими, как «Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как «Голгофа» Н. Ге, «Благовещение» (11) , «Осмеяние» (12) фра Беато Анджелико, «Мертвый Христос» (13) Андреа Мантеньи, «Увенчание терновым венцом» (14) , «Несение креста» (15) Иеронима Босха, «В тени креста» (16) и «Благовещение» (17) Гелия Коржева, «Пьета» Микеланджело. Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными.

Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон (Благовещение. XII в. (18) ; Благовещение. XIV в. (19) ) параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина - это предмет эстетического наслаждения, а икона - это предмет и эстетического наслаждения, и молитвенного почитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Темы: «Райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня». Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации.

Работа над иллюстрациями к Библии может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель шаг за шагом на доске объясняет этапы работы (20 а, б) . Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и как работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, сделанный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции (21–23) .

Рисунок гор и воды может быть выполнен сразу краской. Фон закрашивается мазками (краски смешиваются прямо на листе): день - белая и желтая гуашь, ночь - синяя, фиолетовая и немного белой.

Цвет горок составляется из трех красок: желтой, красной и небольшого количества черной. Если на листе изображаются ночь или дождь, то надо взять синюю и фиолетовую краски (можно добавить немного зеленой). Воду закрасить синей с небольшим количеством белой краски (можно добавить немного фиолетовой).

На горках белой краской намечаются горизонтальные штрихи для ступеней, затем на края ступеней тонкой кистью наносятся пробелы и размываются водой вверх. Снизу и сбоку черной краской обводится каждая ступенька и размывается вертикально вниз (горки; XIV в. (24) ; горки в строгановском стиле; XVII в. (25) ).

Волны можно прорисовать синей и белой краской тонкими линиями.

Деревья изображаются сразу краской, без предварительного рисунка простым карандашом. Животных сначала намечают карандашом, а затем вписывают в композицию, используя чистые яркие цвета. На фоне горок яркие краски не будут смотреться грубо.


Завершить работу детям помогут репродукции и прориси икон, на которых изображены горки, деревья и животные: «Святой Георгий» (26) , «Борис и Глеб» (27) , «Флор и Лавр» (28) , «Власий и Спиридоний» (29) .

Продолжение следует



Просмотров