Презентация урока для интерактивной доски (старшая, подготовительная группа) на тему: Проект "мини-музей часы". Мини-музей "мир часов" в старшей группе

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Бутурлиновские детский сад общеразвивающего вида №1»

ПОДГОТОВИЛА:БОРЩЕВА Е.А.

Паспорт мини-музея часов «Тик-так»

ВВЕДЕНИЕ
В МКДОУ Бутурлиновском детском саду № 1 в течение нескольких лет мы разрабатываем и внедряем различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов «Мини-музеи в детском саду».
Почему мы создали мини-музеи. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос родителей, и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся далеко от областного центра, где размещено много музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственные мини-музеи в групповых помещениях.
Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Детсадовские мини-музеи с начала своего существования интерактивны. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, а при желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Они с гордостью показывают экспонаты и рассказывают о них.
Тематика мини-музеев может быть различной.
Важная особенность этих элементов развивающей среды участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.
Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Цели и задачи мини-музея:

реализация направления «Музейная педагогика»;
обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
формирование у дошкольников представлений о музее. Расширение кругозора дошкольников;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
развитие творческого и логического мышления и воображения.

Принципы, которые учитываются в процессе создания мини-музеев:
интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Воспитатель защищает собственный подпроект, который строится по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА). Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ \ подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве \.

ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, «экспресс-выставки». Дошкольников разных групп можно знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводят сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытаются в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те, или иные предметы.
Экспонаты музеев постоянно используются воспитателями для работы с детьми по разным блокам программы, для ознакомления с окружающим миром. После каждого занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посетили с детьми «настоящие» музеи г.Воронеж, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о разновидностях часов;
4. Расширять кругозор воспитанников.
5. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Адресность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы.

Формы деятельности музея:
- НОД;
- тематические досуги;

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями о музейной педагогике.
2. Изготовление родителями экспонатов.
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей.
4. Консультация для родителей.

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
"ТИК-ТАК"

Проект в детском саду «Удивительный мир часов» (6-7 лет)


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель 2015 год)
Участники - дети 6- 7 лет
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД. Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», « Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик.Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

Фотоматериал:











Наталья Ляхненко
Детско-родительский творческий проект. Мини-музей часов «Делу время-потехе час»

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап.

2. Практический этап (или этап реализации проекта .)

3. Заключительный этап.

Подготовительный этап : В начале работы мы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея , выбрали места для размещения на педагогическом совете. Мини -музей получился индивидуальный, и по оформлению и по содержанию.

Практический этап (или этап реализации проекта ) : Следуя своей модели, мы создали мини-музей в группе . Большую роль в этом процессе сыграли родители, сотрудники которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа мы вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

Главное, мы достигли своей цели : как во время создания мини-музея , так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи - о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини -музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада .

Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Наш мини- музей «Делу время – потехе час » гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются.

Благодаря проекту , мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.

МИНИ-МУЗЕЙ «ЧАСОВ »

Цели проекта :

Сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

Расширить представления о содержании музейной культуры;

Создать условия для творческого

Познакомить дошкольников с историей возникновения часов , календарей.

Задачи проекта .

Формирование у детей интереса к коллекционированию.

Развитие представлений о времени у дошкольников .

Активизация познавательной сферы ребенка.

Воспитание бережного отношения к экспонатам.

Пополнение экспонатов.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование музея : Мини-музей «Часов »

Профиль музея : познавательный, творческо-информационный .

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цель : сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

Расширить представления о содержании музейной культуры;

Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

Познакомить дошкольников с историей возникновения часов , календарей.

Задачи :

Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности деятельности детского сада ;

Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

Обогащение предметно-развивающей среды детского сада ;

Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребенка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Принцип наглядности;

Принцип последовательности;

Принцип сотрудничества и взаимодействия.

Актуальность темы.

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности .

Тема : «Делу время – потехе час » возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду » по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок : ориентировка во времени .

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея : разные виды часов и календарей .

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного проекта . В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции . Причём не только он сам, но его семья.

Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим : он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. И мы попытались органично «вписать» музей в интерьер нашей группы. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, изготовленных родителями.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини -музея отражает специфику возраста детей данной (средней) группы.

Мини -музей постоянно пополняется новыми экспонатами.

Разделы и экспонаты :

В мини-музее представлены : Природные часы (солнце, петушок) ;часы древних времен (песочные часы, солнечные часы, водяные часы, огненные часы) ; современные часы .

Площадь, занятая под экспозицию : мини -музей организован в 2014 году. Под экспозицию выделена площадь на втором этаже детского сада в старшей группе.

Руководитель музея : Ляхненко Наталья Петровна.

Структура управления музеем :

Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ

«ЧАСОВ »

МБДОУ детский сад № 25

1. Общие положения

1.1 Музей является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно – образовательного процесса дошкольного учреждения.

2 Цели и задачи

2.1 Музей способствует пониманию ценности времени в жизни человека ; формированию представления о единицах измерения времени- секундах , минутах,часах.

2.2 Задачами музея являются :

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребенка

Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3.1 Актив музея проводит следующую работу :

Изучает литературно – исторические источники, соответствующие профилю музея;

Систематически пополняет фонды музея, путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);

Обеспечивает сохранность музейных предметов;

Создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.

Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1 Работа музея организуется на основе самоуправления. Педагогическое руководство работой музея осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего по решению педагогического совета дошкольного учреждения.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

1. Подготовительный этап Педсовет 1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения

2. Практический этап Сбор изготовление экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов) . В течение года Создание мини-музея

3. Подведение итогов Экскурсии в мини -музее В течение года Создание пополнение мини-музея

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Работа с родителями.

3. Пополнение музея экспонатами.

4. Театрализованные досуги.

5. Составление альбома участников создания мини -музея и каталога экспонатов.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ ЧАСОВ

Сентябрь Октябрь Ноябрь

«История часов »

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам » .

Опыты экспериментирование

1.«Часы и время »

Цель : Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека ; формировать представления о единицах измерения времени – секундах , минутах, часах.

«Изготовление солнечных часов » .

Цель : продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. Чтение литературных произведений : «Часы с боем» , «Часы с кукушкой» , «Петушок» , «Сказка о потерянном времени » , загадки, потешки, считалки.

Дидактическая игра

«Кто больше занят?»

Цель : Закреплять знание детей о разных видах часов , их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Декабрь Январь Февраль

Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь» .

Цель :Закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки) . Развивать воображение, творчество .

Роль родителей в реализации проекта .

Участие в сборе экспонатов

Развлечение «История часов , или какие бывают часы?» .

Консультация «История возникновения часов » , «Восточный календарь» , «Календарь на глиняном сосуде» .

Досуг :

«Путешествие в мир часов » .

Цель :Закрепить знание детей об истории часов ; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала; научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением (узнавать время ) и строением (песочные, карманные и т. д.) ; подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.

Март Апрель Май

Викторина :

«Какие бывают часы»

Цель : расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время , - часах. 1. Дидактические игры. «Каждому предмету свое время »

Цель : закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

2. Дидактическая игра

«Выбери, что нужно для часов »

Цель : развивать логическое мышление, сообразительность.

«Путешествие в страну часов »

Цель : закрепить с детьми как люди узнавали время до изобретения часов ; какие самые большие и верные часы в России, где часы изготавливаются, как узнавать время по часам , как человек должен относится к часам.

Проект

мини-музея времени

«Час за часом, день за днем»

Воспитатель: Шемонаева Т.Г.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА

Вид проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год)

Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

«Человек, который понапрасну

теряет время замечает, как стареет.»

Актуальность

С понятием «время», «часы», мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте, детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени.

В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Формирование представлений о времени у дошкольников -процесс сложный, требующий систематичной последовательной работы и творческого подхода.

Осваивая вместе с детьми временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию.

Создание мини-музея является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Тема проекта : «Мир времени», возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду», образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений: ориентировка во времени).

Цели проекта : Расширять представления о «чувствах времени», создавать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей и детей.

Задачи:

1.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, интереса к коллекционированию;

2.Формирование представления о музее, как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

3.Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

4. Знакомить детей с часами, формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости в играх;

5.Развитие творческого и логического мышления, воображения;

6.Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей.

7.Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам и их пополнение.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

1.Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2.Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

4.Принцип наглядности;

5.Принцип последовательности;

6.Принцип сотрудничества и взаимоотношения.

Разделы и экспонаты :

В мини-музее представлены экспонаты: настенные часы, будильники, наручные, часы, сделанные родителями совместно с детьми, альбомы.

Совет музея :

Площадь, занятая под экспозицию: экспонаты располагаются на стене, столе в групповой комнате.

Руководитель музея : Шемонаева Татьяна Геннадьевна -воспитатель старшей группы.

Структура управления музеем :

Руководитель музея, координирует. Контролирует работу в музее.

Оформление музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение разделено визуально на 2 зоны. Первая зона расположена на стене. Она представлена настенными часами. Вторая зона расположилась на стене и столе. Здесь представлены наручные часы, будильники, песочные часы, альбомы.

Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями, специалистами.

Этапы организации проекта :

1.Подготовительный этап

2.Практический этап

3.Заключительный этап

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

Является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности :

    фондовая;

    поисковая;

    экспозиционная;

    познавательная.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА).

Сбор информации из разных источников. Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Определение темы и содержания экскурсии:

а) составление плана экскурсии;

б) целенаправленный показ экспозиции, общая экскурсия.

в) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обобщение и систематизация полученных знаний. Заседание инициативной группы. Рассказ друзьям и родителям группы. Посещение музеев других групп детского сада. Участие в смотре - конкурса мини-музеев детского сада.

Предполагаемый результат

Дети приобретут полезный для них опыт. Произойдёт обобщение детских представлений о времени, окружающем мире, начнут определять и чувствовать определённые отрезки времени, определять время по часам. В процессе проекта будут созданы условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

Дети познакомятся с новой для них формой работы – мини-музей. В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам.

Перспективное планирование работы музея

1.Экскурсии, просветительская работа;

2. Театрализованные досуги;

3.Мастер-классы, семинары;

4.Обмен опытом;

5.Работа с родителями;

6.Пополнение музея экспонатами;

7.Создание мини-музея и капитала экспонатов.

Беседы :

«Что я знаю о часах»,

«Какие бывают часы»,

«Что случится, если часы будут идти по-разному?»

«Часы моей бабушки»,

«Современные часы».

«День и ночь»,

«Времена года»

Цикл рассказов для детей :

«Живые часы»,

«Часы – свечи»,

«Солнечные часы или часы на небе»,

«Что мы делаем в разное время?»

«Часы без стрелок» (песочные часы),

«Механические часы»

«Живые барометры» (цветочные),

«Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы :

«Тик-так» Анофриев,

«Без четверти шесть»

«В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева,

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Мы в часы мячом попали» С.Маршак,

Всю ночь часть стучат» Н.Чупрунова

«Шли часы через дорогу» Ю. Мориц,

стихи: «Который час» В.Суслов,

«Часы» И.Змай

«Почему солнце и месяц не дружат»

«Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин

«Солнечные часы» И. Фомичёва,

«Часы» О. Подтуркина

    Рисование. Тема: «Настенные часы с кукушкой».

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)

НОД «История часов»

    «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты».

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром). НОД Тема: «Путешествие в прошлое часов». Дать детям знания о часах прошлого и современных часах.

    «Художественно-эстетическое развитие», Лепка. Тема: «Весёлые будильнички». Развивать творчество детей. Закрепить приёмы лепки (раскатывание, примазывание).

    «Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах год. Развивать желание выразить в продуктивной деятельности полученные знания.

    «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Волшебные часы»

    «Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Необыкновенные часы»

    «Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Изготовление бумажных макетов циферблата часов».

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением). Тема: «Экскурсия в музей часов».

    «Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Настенные часы».

«Каждому предмету своё место»,

«Путешествие в страну часов»

«Назови соседей»,

«Успей вовремя»,

«Тик-так»,

«Назови предыдущее и последующее число»

«Назови сутки»,

«Мои первые часы»

«Мой день»,

«Учим время»,

«О чём нам солнце говорит».

Создание проблемной ситуации

«Что будет, если часы остановятся?»

Рассматривание энциклопедии «Как работают вещи» (Про часы).

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию и воображение. Учить внимательно слушать произведения о часах, развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Воспитывать интерес к истории предметов, дружеские взаимоотношения между детьми. Познакомить с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели. Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, память.

Мастер-класс для родителей по изготовлению часов.

Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим».

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками .

Просмотр кинофильма «Сказка о потерянном времени».

Просмотр мультфильмов : «Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова».

Сюжетно-ролевые игры : «Фабрика часов»,

«Магазин часов»

«Часовая мастерская».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

Прослушивание аудиозаписи «Часики» В.Гаврилина.

Сюжетно-ролевая игры : «Магазин часов», «Часовая мастерская».

Раскрашивание раскрасок с изображением часов.

Игра-драматизация «Часы с кукушкой» С.Прокофьевой.

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Сотрудничество с семьёй по проекту музей «Мир времени»

    Участие в сборе экспонатов

Вовлечь родителей в сбор экспонатов для музея «Мир времени», их размещение.

    Семинар-практикум «Мини-музей «Мир времени». Мастер-класс по изготовлению часов. Познакомить родителей с задачами организованного в группе мини-музея «Мир времени». Отметить важность этой темы. Формировать знания. Умения, практические навыки по изготовлению часов. Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с приёмами изготовления.

    Памятка для родителей «Учим определять время по часам». Дать знания родителей о том, в какой последовательности знакомить детей с ориентировкой во времени, с часами.

Значение и использование мини-музея «Мир времени».

Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

1) Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о времени. Для этого были созданы специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно сделать за эти отрезки времени;

2) Детям давались знания временных эталонов, они учились пользоваться часами, уточняли знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Для просвещения родителей оформили выставку рисунков «Часы прошлого и настоящего». Родители приняли участие в конкурсе «Весь день по часам». Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини-музея стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Работа будет продолжаться дальше.

Любовь Иванова

Мини - музей часов .

В нашей группе появился свой мини – музей часов , который расположен в раздевальной комнате. Вначале появились часы из дома, которые уже не носились или вышли из строя, потом из дома родителей и знакомых, которые узнав о нашей коллекции, просто дарили их нам. Ребят очень заинтересовала идея создания музея и они, с разрешением родителей, принесли домашние и сохранившиеся в семьях старинные часы. Основная идея нашего мини – музея – показать , какими разными бывают часы, познакомить детей с историей создания и возникновения. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь соавтор. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка. Где еще увидишь столько часов вместе : настенные, настольные, наручные мужские, женские и детские, карманные, различные будильники, песочные, водяные и многие другие. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем, можно брать в руки, самому менять и переставлять экспонаты. Используем экспонаты на занятиях, когда учим детей ориентироваться во времени. Так как, мини – музей находится в приемной комнате, то его каждый день посещают родители, приходя в детский сад за детьми. Они не редко останавливаются, рассматривая экспонаты и альбомы, где собраны пословицы, стихи, загадки, сказки о часах и времени и наверное вспоминают о чем то своем.


Публикации по теме:

Коллекционирование имеет огромное значение для полноценного развития детей дошкольного возраста: расширяет кругозор детей, развивает их.

Алгоритм создание мини – музея и его документация Алгоритм создания мини-музея 1. выбор темы мини-музея, 2. определение места размещения.

Мини-музей "Колокольчики" в средней группе №11 "Радуга". В ноябре мы оформили совместно с детьми и их родителями мини-музей "Колокольчики".

Наш детский сад работает по музейной педагогике. В группах созданы мини-музеи разной тематике, Начиная со средней группы дети вместе с воспитателями.

С целью обогащения предметно – развивающей среды во всех группах ДОУ № 20 кв г. Богородицка Тульской области, были созданы мини – музеи.

Мини-музей "Насекомые" в средней группе Цель: систематизировать представления детей о насекомых Задачи: 1. Познакомить дошкольников с отличительными.

В нашем детском саду создание мини-музея является источником приобщения детей к истории нашего народа, побуждает воспитывать любовь к родному.



Просмотров