В каком году родился а тропинин. Художник василий андреевич тропинин биография картины

Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния - 3 мая 1857, Москва) - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь - Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.

В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова - в подольскую деревню Кукавку на Украине - и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын - Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.

В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

ТВОРЧЕСТВО

Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции. Работы художника относят к романтизму. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи.

Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню.

В них — свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы. Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А.С.Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же; и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Многократно варьирует он и свои автопортреты.

С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга.

К 240-летию со дня рождения

МАСТЕР РУССКОГО ПОРТРЕТА

Русский художник Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами той эпохи. Будучи «последним сыном XVIII века», в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века - верность натуре, аналитический взгляд на мир - и вплотную подошел к критическому реализму второй половины столетия. В портретах Тропинина современники отмечали его умение передать «характерность» каждого жизненного типа. Картины художника обладают особой ценностью еще и потому, что по точности отбора социальных типажей русского общества середины XIX века и глубине их воссоздания не имеют себе аналогий в отечественном искусстве своего времени. Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников.

Художник и исследователь изобразительного искусства А.Н. Бенуа писал о Тропинине: «Что дает Тропинину особенно почетное место в истории русской живописи, это то, что он посеял семена того реализма, на котором вырос и окреп впоследствии чисто московский протест против чужого и холодного, академического, петербургского искусства. Все его «девушки-садовницы», «кружевницы», «швеи», «молочницы», «гитаристы» и прочие предвещали своими «жанровыми» ужимками, почти анекдотическим заигрыванием последующее блуждание москвичей в «типах» и «рассказиках» и являлись прямой параллелью той непосредственности взгляда на природу, которая была драгоценнейшей чертой, например, в венециановском творчестве».

Тропинин родился в Новгородской губернии в крестьянской семье и до 1823 года оставался крепостным графа И.И. Моркова. В 1798 году имевший склонность к рисованию юноша стал вольнослушателем в петербургской Академии художеств, но в 1804 году был отозван своим помещиком. В 1812-18 годах Тропинин жил с Морковыми в Москве, где выполнил два семейных групповых портрета

Семейный портрет графов Морковых

Портрет Морковых. Этюд. Начало 1810-х

и исполненный внутренней значительности портрет историка Н.М. Карамзина.

В пожаре 1812 года погибли многие из его ранних работ. С 1821 года художник постоянно жил в Москве, где быстро приобрел славу портретиста. В 1823 году Тропинин получил от Моркова вольную, а позже удостоился звания академика Академии художеств. Отказавшись от официальных постов, он поселился в квартире с мастерской в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки, где проработал большую часть жизни. Именно сюда зимой 1826-27 годов приходил позировать для своего портрета А.С. Пушкин.

Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. Портрет полно передает и внешность, и духовную сущность поэта. 1820-30-е годы - время творческого расцвета Тропинина. Художник сумел выразить некоторые специфические черты умонастроения московского общества, противопоставлявшего свободный стиль общения официальной регламентированности петербургской жизни. Портреты 1820-х годов - Н.А. Майкова, П.А. Булахова и, особенно, Пушкина - отличаются романтической воодушевленностью, внутренней динамикой, яркой эмоциональностью цветового строя. Тропинин мастерски передавал индивидуальность моделей и нередко при помощи острохарактерных деталей подчеркивал их особый московский колорит (например, портрет В.А. Зубова).

Оставаясь до середины XIX века главным московским портретистом, Тропинин создал более трех тысяч портретов, запечатлев представителей родовой московской знати, купечества, творческой интеллигенции (скульптора И.П. Витали, акварелиста П.Ф. Соколова, актера П.С. Мочалова, драматурга А.В. Сухово-Кобылина). В 1832 году художник перебрался в левый флигель той же усадьбы - на Ленивку. Своеобразный итог творчества Тропинина и его неразрывная связь с Москвой выражены в «Автопортрете на фоне Кремля».

Считается, что окно, изображенное на картине, - это окно мастерской художника на Ленивке. С 1833 года он стал заниматься с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московского училища живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году Тропинин избран почетным членом Московского художественного общества. В 1855 году он купил окруженный фруктовым садом маленький домик на Большой Полянке (не сохранился). Умер Тропинин в 1857 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

На доме № 9 по улице Волхонке есть мемориальная доска, посвященная Тропинину. Удивительно, но доска установлена на доме, построенном через двадцать один год после смерти Тропинина на месте главного дома усадьбы, в котором художник не жил. В 1969 году в Москве был открыт музей Тропинина и московских художников его времени (Щетининский пер., 10). Собрание музея насчитывает несколько тысяч предметов. Кроме картин Тропинина там есть произведения И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и других художников.

Музей Василия Тропинина

Видеофильм о музее:

http://vk.com/video159262563_171446529

"Конфетный художник"-звучит, может быть, немного невежливо. Но не по отношению к Тропинину! Свое мастерство он оттачивал в Петербургской кондитерской, куда его определили из графского имения учиться, потому что изделия для хороших домов требовали вкуса и кулинарного, и художественного. До сих пор работы Тропинина можно увидеть на конфетных коробках!
Романтические портреты- Кружевница, Гитарист, кудрявый Арсений, сын художника -с шоколадом вполне рифмуются. За теплый колорит, голландский стиль, понятный натуралистичный рисунок симпатичных персонажей эти изображения любили и в советское время. Художник писал много простых людей- крестьян, мещан, мастеровых и в каждом видел присущую особенность и красоту.

Впрочем, у Тропинина была Академическая школа- в Петербурге успел поучиться, но графом-хозяином Морковым был отозван в имение на Украине, вместе с семьею. Был слугой, архитектором, пастухом и художником при графе. Такая разносторонность занятий оказалась полезна художнику- сам признавался в воспоминаниях. Писал и графских знакомцев, и дворовых, и бедноту. Из крепостной зависимости был отпущен уже известным. Представил работы в Петербурге, получил звание академика и место преподавателя в художественном классе. За свою жизнь написал более тысячи портретов.

Тропинин В.А. Портрет Александра Федоровича Заикина. 1837. Из собрания Приморской картинной галереи


Тропинин В.А. Портрет А.Ф.Заикина. Этюд. Около 1837. Из собрания Государственного исторического музея


Автопортрет

. «Портрет Ф.П. Крашенинникова» (1824)

«Портрет А.В. Васильчикова»

Портрет Константина Георгиевича Равича. . 1823

«Портрет Н.И.Морковой»


В.А.Тропинин. Портрет А.И.Тропининой(матери художника). 1820


Портрет сестры


Портрет сына художника


В.А.Тропинин. Портрет сына(?) художника за мольбертом. 1820-е

В.А.Тропинин. Портрет К.П.Брюллова. 1836

«Портрет Александра Александровича Сапожникова»

Портрет Е.В. Мешковой, урожденной Билибиной

Портрет писательницы Л. Н. Кожиной. . 1836.

Портрет Е.В. Мазуриной
1844 гг., холст, масло, 67.2 х 57.2 см (овал)
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва

Самые известные упоминавшиеся работы "Кружевница", "Гитарист", "Портрет сына" и портрет Александра Сергеевича Пушкина- вошедший в большинство учебников, известный и в мире, был написан художником Тропининым в крепостном состояньи. Проявить и реализовать свой талант и труд можно на всяком месте. И вполне успешно, как видим на примере Василия Тропинина.


Гитарист


Кружевница, 1823. ГТГ

"Наиболее ярко и сам жанр как новое явление в русском искусстве, и позиция самого художника, его отношение, его понимание цели и задач жанра проявились в одной из самых первых работ этого рода живописи — знаменитой “Кружевнице” (1823). Природа жанра определила и сам характер композиции. Мы как бы вместе с художником заглянули туда, где трудится эта красивая молодая девушка. И она на наш неожиданный визит, словно на мгновение, отвлеклась от своих коклюшек и внимательно, как это и присуще портретам Тро-пинина, смотрит на нас. Но в ее взгляде нет ни кокетства, ни любопытства. Напротив. В этих широко открытых глазах — какой-то свой потаенный мир, какая-то полнота чувств и мыслей, которые тесно переплелись в ее душе, как это тонкое, прозрачное кружево, что не выставлено на показ, как свидетельство ее труда, а виднеется маленьким фрагментом, теряющимся в широких складках белой ткани — основы. Эта картина не о социальной характеристике труда, а о его творческом начале, рождающем красоту, обогащая окружающий нас мир. Тонкий нос, красивые очертания припухлых губ, мелкие завитки волос, выбивающиеся из-за ушей, и какой-то глубоко сокрытый темперамент, сила жизни в этих глазах и в этом взгляде. И сама эта девушка — вся как бы соткана из ощущения красоты, которую художник привнес и в живопись ее лица, и в этот плавный, изысканный изгиб ее руки, эти пальцы, легко, изящно перебирающие коклюшки, и в эту ткань, ниспадающую красивыми изломами. И лицо девушки, тронутое нежным румянцем, и фисташковый отлив ее платья, красиво гармонирующий с кисейным платком, будто сотканным из солнечных лучей, и руки, тонко прописанные прозрачной лессировкой, да и сам предмет ее труда — все это залито здесь светом. Им, можно сказать, живет, дышит пор-трет, обнаруживая, как писал тогдашний критик, “чистую, невинную душу” "
(М. Петрова. Мастер русского портрета)


Мальчик с пушкой. Портрет кн. М. А. Оболенского. Около 1812


Портрет писательницы В. И. Лизогуб. 1847


На академической выставке 1804 года была представлена картина В. Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.


Девушка со свечой


Портрет Ж.Лович. Этюд. 1810-е


Портрет П. И. Сапожниковой. 1826


Портрет Е. И. Нарышкиной. Не позднее 1816


Портрет Левицкой-Волконской. 1852


Портрет А. И. Тропининой, жены художника


Женщина в окне (казначейша) 1841

Портрет Е. А. Сисалиной


Портрет Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок. 1842


Портрет Е.И. Корзинкиной


Золотошвейка


«Голова девочки»

Девочка с канарейкой.


Мальчик с жалейкой. . 1820-е.


Девочка с куклой, 1841. ГРМ


Портрет Н. И. Уткина. 1824


Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище Этюд. 1820-е


Портрет С.К.Суханова


ПОРТРЕТ ТЕОДОСИЯ БОБЧАКА, СТАРОСТЫ СЕЛА КУКАВКИ. 1800-Е

В.Тропинин. Нищий старик.

Старый солдат. 1843

Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1840-е

(1780 – 1857)

Среди русских живописцев первой половины 19 века Василий Андреевич Тропинин особенно дорог нам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.

Велика роль Тропинина и в общем процессе демократизации отечественного искусства, в становлении реалистического метода. Обаяние творческой индивидуальности художника глубоко связано с русской культурой его времени, его художественное наследие – закономерное и необходимое звено в общем потоке национального развития.

Тропинин принадлежит всей России, но, может быть, наибольшее право считать его своим имеет Москва. Здесь в полную силу развернулось дарование художника, здесь он прожил большую часть жизни. Неслучайно, именно в Москве открыт потрясающий музей В.А.Тропинина и художников его времени.

Для живописи Тропинина характерна предельная простота. Художник считал, что портрет должен быть безыскусен, прост и максимально приближен к действительному облику человека.

Для его произведений характерно смешение жанров, где портрет органично соединен с бытовой обстановкой. Везде присутствует типаж в сочетании с неким действием, как правило, простым и однозначным.

От всех этих полотен без исключения веет покоем, умиротворением, уютом… Тропинин напоминает нам о ценности каждой минуты нашего скоротечного бытия. Природа дарования художника была такова, что в своих полотнах он отражал жизнь поэтически, а не критически. Тропинин так и говорил: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?»

А ведь жизнь самого художника была отнюдь не легкой. Художник родился 17 (28) марта в деревне Карпово Чудовской волости Новгородской губернии в семье крепостных. Только благодаря своему таланту, трудолюбию и упорству сумел пробиться к успеху вопреки неблагоприятным обстоятельствам своей жизни.

Состоял «посторонним» учеником ИАХ (1798-1804) в портретном классе у С.С.Щукина. В 1804 по воле хозяина, графа И.И.Моркова, переехал в его имении в Подольской губернии и жил на Украине (1804-1812 и 1818-1821). Весной 1823 Василий Тропинин получил вольную, жил и работал в Москве.

Осенью 1823 за портрет Е.О.Скотникова (ГТГ), картины «Кружевница» (ГТГ) и «Старик нищий» (ГРМ) признан «назначенным» в академики. За программу «Портрет К.А.Либерехта» (НИМ РАХ) в 1824 удостоен звания академика.

Портретист, писал пейзажи, жанровые и религиозные композиции. Участвовал в выставках ИАХ, принимал участие в деятельности московского Художественного класса.

1. Тропинин Василий «Портрет неизвестной в кружевном чепце» 1800-е Холст, масло 61х53 Государственная Третьяковская галерея 2. Тропинин Василий «Портрет А.И.Тропининой» Около 1809 Холст, масло 51,5х40,4 Государственная Третьяковская галерея

3. Тропинин Василий «Дионис с козлом» 1802-1804 Бумага, графитный и итальянский карандаши, мел 59,5х44 Государственный Исторический музей 4. Тропинин Василий «Портрет неизвестной с зонтиком в руке» 1810 Холст, масло 130х93 Собрание А.Смузикова

5. Тропинин Василий «Пряха» Конец 1800-х — начала 1810-х Холст, масло 60,3х45,7 Государственная Третьяковская галерея 6. Тропинин Василий «Мальчик с пушкой. Портрет князя М.А.Оболенского (?)» Около 1812 Жесть, масло 14х12 Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

11. Тропинин Василий «Портрет графа И.И.Моркова» Не ранее 1815 Холст, масло 34,7х29,5 Государственная Третьяковская галерея 12. Тропинин Василий «Портрет графини Н.И.Морковой. Этюд» Между 1812 и 1815 Холст, масло 50,7х22,2 Государственная Третьяковская галерея

13.. Тропинин Василий «Семейный портрет графов Морковых» 1815 Холст, масло 226х291 Государственная Третьяковская галерея 14. Тропинин Василий «Семейный портрет графов Морковых (в процессе реставрации)» 1815 Холст, масло 226х291 Государственная Третьяковская галерея

Биография Василия Тропинина, подчиняясь законам романтической эпохи, складывается в стройную историю - историю таланта, который благодаря упорству и трудолюбию пробивается сквозь самые неблагоприятные обстоятельства.

Свидетельства знавших его людей рисуют художника человеком добрым, отзывчивым и чувствительным. Это впечатление от его личности полностью соотносится с впечатлением, рождённым от его искусства. Портреты Тропинина легко узнать по благодушному выражению лица, свойственному его персонажам. Он наделял своих героев собственным спокойствием и доброжелательностью.

Василий Тропинин родился 30 марта в 1780 (1776) году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А.С. Миниха. Впоследствии он перешёл во владение графа И.И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей.
Тропинин ещё мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. После многочисленных просьб Морков согласился определить учиться живописи своего талантливого крепостного. Императорская Академия художеств не возбраняла посещать академические классы крепостным в качестве "посторонних", вольноприходящих учеников.
Тропинин прошёл рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С. Щукин. Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: "Возвращение ратника к своему семейству", "Русская крестьянская свадьба", "Русская крестьянская пляска" и "Ворожба на картах". Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни. В мастерской Щукина были заложены также стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тёр ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда - определённое сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелёными и лёгкими голубовато-серыми вызывает в памяти одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков - "Автопортрет" Щукина.

По свидетельству Николая Рамазанова, впервые изложившего биографию художника, Тропинин "мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрёл себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова". Ему благоволили профессора Академии. На академической выставке 1804 г. его картина "Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке", написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей. О Тропинине заговорили как о "русском Грёзе". Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь. Француз Ж.-Б. Грёз был тогда в России очень популярен. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений.

Будучи слушателем Академии, Тропинин получил возможность приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. По копиям Тропинина можно судить о его преобладающем интересе к голландским и фламандским мастерам - Рембрандту, Йордансу, Тенирсу. Если с Грёзом Тропинина сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим, то в работах голландцев и фламандцев он находил поддержку своей реалистической ориентации, исканиям в области жанра.

Учился он блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре художественной жизни Петербурга. Кроме Щукина, он общался с Егоровым, Шебуевым, Андреем Ивановым, Угрюмовым и Дуайеном.

Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного, и тот... отозвал Тропинина из Академии. Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье - в новое имение Морковых. Графу нужен был крепостной художник, усадебный живописец, а не один из лучших портретистов эпохи, каким тот в конце концов стал. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы. По его ранним рисункам можно сделать вывод, что он не изучал анатомии, мало посещал классы рисования с натуры, плохо владел перспективой и искусством композиции. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.

В имении Морковых Василию дали понять, что он всего лишь крепостной, и назначили на должность кондитера и лакея. Кроме того, в его обязанности входило выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, украсившие впоследствии дом Моркова, расписывать местную церковь и писать для неё иконы, а также работать над галереей семейных портретов своих хозяев.

Последующие без малого двадцать лет, с небольшими перерывами, Тропинин прожил на Украине, в имении Моркова Кукавка. Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку. "Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных", - вспоминал он позднее.

Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян, изображение сельской свадьбы.
Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах "Украинская девушка с Подолья" (1800-е), "Мальчик с жалейкой" (1810-е), "Украинец с палкой", "Пряха" (обе 1820-е) и др. Стремясь создать живые, непринуждённые образы, художник утверждает чистоту и цельность народных характеров. Колорит этих работ мягкий, приглушённый - преобладают сероватые, охристые, зелёные тона.

Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Однако это были явления эпизодические; они не имели национальных традиций и воспринимались современниками с оттенком экзотики. Лишь в XIX столетии на основе крестьянской тематики начинает утверждаться постоянное, развивающееся направление русского искусства. Упрочнение этого направления во второй половине 1820-х годов связано с работами А. Г. Венецианова, а затем - его учеников.
Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. И как Венецианов открыл обществу национальный характер и быт русского народа, так Тропинин открыл народ и природу Малороссии, этой "русской Италии", по выражению современников. Несравненно более скромные во всех отношениях работы Тропинина не оказали такого очевидного влияния на последующую русскую живопись, как работы Венецианова, однако художник стоит у истоков того же прогрессивного направления, связанного с изображением народной жизни. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века.

Следы активной работы над украинской тематикой обнаруживает графика Тропинина. В его акварелях и рисунках 1810-х - начала 1820-х годов встречаются изображения женщин в украинском костюме, горбатого скрипача, подростков, пастухов, украинских крестьян. Лучшие жанровые эскизы художника - "Жницы" и "У мирового судьи" - также связаны с Украиной.

Сохранился живописный эскиз сцены жатвы и два подготовительных карандашных наброска к нему. Художнику удалось передать значительность крестьянского труда.
Замысел, непосредственно предшествующий картине Венецианова "На жатве. Лето", проникнут тем же эпическим настроем.

В 1807 году под руководством Василия Андреевича было закончено строительство Кукавской церкви. По её освящении Тропинин был обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж за крепостного художника. В любви и согласии они прожили почти пятьдесят лет.

Отечественная война 1812 года изменила мирное течение кукавской жизни. "6-го августа тишина Шальвиевки (усадьба Моркова в четырех верстах от Кукавки) была нарушена заливавшимся под дугой колокольчиком", - пишет Рамазанов. Прибывший из Петербурга фельдъегерь объявил приказ Александра I, который по выбору московского дворянства назначал Моркова начальником московского ополчения. Граф тотчас же выехал из Кукавки, а имущество свое поручил Тропинину отвезти в Москву обозом. Крепостной художник отправился вслед за графом и долго странствовал по охваченной войной России. Тропинин был в числе первых жителей, вошедших в Москву после пожара. Летом 1813 года вернулось домой ополчение. Стараниями Тропинина московский дом Морковых был готов к приёму хозяев. Однако во время пожара в нём сгорели все находившиеся там работы художника.

Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Москва приходила в себя после нашествия Наполеона. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П.П. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И.И. Дмитриев. Эти ранние портреты, поясные на нейтральном фоне, восходят к традиции русского камерного портрета XVIII века. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Он пишет портреты героев Отечественной войны - генералов И.И. Алексеева, А.П. Урусова, Ф.И. Талызина, П.И. Багратиона.

В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Возвращение в Москву было для него радостным. Снискав в Москве уважение и популярность, художник тем не менее оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещённого дворянства. Особенно хлопотали за Тропинина А.А. Тучков - генерал, герой 1812 года и коллекционер, П.П. Свиньин, Н.А. Майков. Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и
человеческие качества которого он очень ценил. Это произошло только в 1823 году. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости ещё пять лет.

При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания "назначенного в академики" за картины "Кружевница", "Нищий старик" и "Портрет гравёра Е.О. Скотникова".

В 1824 году за "Портрет медальера К.А. Леберехта" Тропинин был признан академиком портретной живописи. Совет Академии художеств предлагал ему остаться в Петербурге и принять должность профессора. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника. В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. И чисто личный - в Москве жила семья его бывшего владельца графа И. Моркова, крепостными которого оставались жена и сын художника, и явно ощущаемое Тропининым чувство свободы, которое дарила ему московская жизнь, а также новое для художественной жизни России стремление художника обеспечить себе независимое профессиональное положение. Искусство в России всегда было делом государственным. Императорская Академия художеств распределяла государственные заказы, "пенсионерство" и субсидии и определяла судьбу художников. Тропинин же, живя в Москве исключительно частными заказами, сумел завоевать славу одного из лучших портретистов, создать себе независимое положение, которым обладали очень немногие русские художники.

Василий Андреевич занял в московской культурной жизни ту нишу, которая до него пустовала, и стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников и гармонию, и противоречивость московской жизни.

Живя и работая в Москве, Тропинин не принимал участия в академических выставках и - как следствие - остался почти не замеченным критикой, связанной в основном с Академией и её показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Он пользовался славой лучшего портретиста как у заказчиков, так и у профессионалов. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: "У вас есть собственный превосходный художник".

В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А.С. Пушкина. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. В этом портрете художник с наибольшей отчётливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстёгнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Тропининский Пушкин вовсе не приземлён - он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется торжественной античной тоге.

У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был ещё ребёнком. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, "что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой", и только почистил его.

На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал "буквально всю Москву". У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, частные лица - дворяне, купцы, а также духовно близкие Тропинину актёры, писатели, художники. Среди них можно выделить "Портрет С.С. Кушникова" (1828) - бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома, и "Портрет С.М. Голицына" (после 1828) - "последнего московского вельможи", попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему. Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А.А. Тучковым. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Для выполнения заказов его приглашали Общество любителей сельского хозяйства, Скаковое общество. Он написал также портреты знаменитых актёров Малого театра М.С. Щепкина, П.С. Мочалова, актёра петербургской "Александринки" В.А. Каратыгина.

Мирное течение московской жизни всколыхнул приезд Карла Павловича Брюллова в декабре 1835 года. Обеды в честь знаменитого живописца устраивали Московский художественный класс, любитель искусства и коллекционер Егор Иванович Маковский, скульптор Витали. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина.
Рамазанов вспоминает: "Карл Брюллов, поражённый в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нём разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Не один раз случалось, что, приглашённый на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу". Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. Влияние Карла Брюллова прокатилось по всему русскому искусству 1830-1840-х годов. У Тропинина также появляются произведения большого размера со всеми приёмами и аксессуарами большого парадного портрета. В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчёркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием. "Портрет П.Н. Зубова" (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет "Портрет А. Перовского", написанный Брюлловым в 1836 году в Москве. Однако сравнение этих портретов - не в пользу Тропинина, которому не совсем удалось справиться с большой портретной формой. (В то же время "Портрет А.А. Перовского" в халате у окна мог быть написан Брюлловым под влиянием московских впечатлений, и в частности от произведений Тропинина).

Заслуги Василия Андреевича Тропинина перед русским изобразительным искусством не остались незамеченными. В 1843 году он получил официальное признание - Московское художественное общество избрало его своим почётным членом за "ревностное содействие к пользе и процветанию Общества и училища, при нём состоящего". Это Общество было создано в 1833 году усилиями художников и любителей искусства и благодаря "просвещённому сочувствию частных лиц". Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д.В. Голицын. Близкие Тропинину люди - художники Е. Маковский, Ф. Кюнель, К. Рабус, скульптор И. Витали - были учредителями Общества. Официально преподавателем училища Тропинин не являлся, однако он часто посещал рисовальные классы, помогал начинающим художникам своими советами и пользовался среди них огромным авторитетом.

Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль" (1844).
Автопортрет был написан по заказу Общества. В нём Тропинин не только объявляет о своем жизненном призвании, но и утверждает творческое кредо истинно русского художника - не случайно он показывает себя на фоне Кремля, древнего национального памятника. Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. У художника открытое лицо, располагающего к себе человека большой внутренней силы, который оказался способным выполнить своё предназначение и сохранил верность искусству, несмотря на все перипетии своей судьбы.

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряжённом взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи "последним сыном XVIII века", в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века - верность натуре, аналитический взгляд на мир - и вплотную подошёл к критическому реализму второй половины века.
Умер он 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Centre.smr.ru›win/artists/tropinin…tropinin.htm

Задача данной статьи - выяснить причину ухода из жизни знаменитого русского художника-портретиста ВАСИЛИЯ АНДРЕЕВИЧА ТРОПИНИНА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

19 36 51 67 77 91 101 115 118 119 137 147 159 169 179 180 194 199 216 222 228 231 241 265
Т Р О П И Н И Н В А С И Л И Й А Н Д Р Е Е В И Ч
265 246 229 214 198 188 174 164 150 147 146 128 118 106 96 86 85 71 66 49 43 37 34 24

3 4 22 32 44 54 64 65 79 84 101 107 113 116 126 150 169 186 201 217 227 241 251 265
В А С И Л И Й А Н Д Р Е Е В И Ч Т Р О П И Н И Н
265 262 261 243 233 221 211 201 200 186 181 164 158 152 149 139 115 96 79 64 48 38 24 14

ТРОПИНИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ = 265 = 169-ИШЕМИЯ МИОКАРДА + 69-ИШЕМИЯ.

265 = 198-ИСХОД ОТ ИНФАРКТА + 67-МИОКАР\ да \.

198 - 67 = 131 = ЛЕТАЛЬНЫЙ.

265 = 201-ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД + 64-ИШЕМИ\ я \.

Для очистки совести, проверим правильность этого утверждения:

10 35 41 54 64 96 10 35 41 54 64 96 109 119 134 145 146 163 168 169
И Ш Е М И Я И Ш Е М И Я М И О К А Р Д А
96 86 61 55 42 32 169 159 134 128 115 105 73 60 50 35 24 23 6 1

Справка:

Болезни миокарда, мышечной ткани сердца, могут возникнуть неожиданно у любого человека. Одной из них является ишемия. Границ у этого недуга нет, так как он поражает людей разного положения и возраста. Иногда его называют коронаросклерозом или коронарной болезнью.

Ишемическая болезнь миокарда возникает из-за его недостаточного кровоснабжения. Это означает, что количество доставляемого в мышцу кислорода не соответствует её потребностям. Проще говоря, кислорода усваивается меньше, чем необходимо.
cardio-life.ru›ishemiya/miokarda.html

Клинические признаки ишемии

Термин «инфаркт миокарда» подразумевает смерть кардиомиоцитов вследствие ишемии, которая является результатом несоответствия между поступлением крови и потребностью в ней. В клинике ишемию можно заподозрить, основываясь на анамнезе заболевания и данных ЭКГ.

Внезапная сердечная смерть, остановка сердца (часто с характерными для ишемии миокарда симптомами)...
health-ua.org›Архив›urgent/104.html

265 = 179-\ 169-ПРЕРЫВАНИЕ ЖИЗНИ + 10-И(шемия)\ + 86-...ШЕМИЯ.

179 - 86 = 93 = ИНФАРКТ.

Получается следующая картина:

В предложении ТРОПИНИН ВАСИЛИЙ сложим две последние цифры: 169 + 179 = 348.

Сложим две цифры: 96 ИШЕМИЯ + 86-...ШЕМИЯ = 182.

Вычтем: 348 - 182 = 166 = 93-ИНФАРКТ + 73-МИОКАРДА.

265 = 166-ИНФАРКТ МИОКАРДА + 99-БЫСТРО, КОНЧЕНО.

166 - 99 = 67 = ПОМЕР, ЛИШЕН\ ие жизни \.

265 = 67-ПОМЕР + 198-ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ.

198 - 67 = 131 = ГОЛОДАНИЕ МИОК\ арда \ = ИНФАРКТ МИО\ карда \.

251 = СУЖЕН ПРОСВЕТ СОСУДО\ в \
_______________________________________
24 = СЕ\ рдца \

251 - 24 = 227 = НЕДОСТАТОК КИСЛОРОДА.

265 = 227-НЕДОСТАТОК КИСЛОРОДА + 38-МИО\ карда \.

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 03.05.1857. Это = 03 + 05 + 18 + 57 = 83 = ЛИШЕНИЕ \ жизни \ = ...НФАРКТ.

265 = 83 + 182-\ 89-КОНЧИНА + 93-ИНФАРКТ \.

Код ДНЯ СМЕРТИ = 96-ТРЕТЬЕ, ИШЕМИЯ, ВНЕЗАПНАЯ + 46-МАЯ, ИНФА\ ркт \ = 142 = ИНФАРКТ МИОК\ арда \.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 142-ТРЕТЬЕ МАЯ + 75-СЕРДЦЕ-\ 18 + 57 \-\ код ГОДА СМЕРТИ \ = 217.

217 = КОНЧИНА ОТ ИНФАРКТА.

265 = 217 + 48-ПОГИБА\ ет \.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 164-ВОСЕМЬДЕСЯТ + 44-ОДИН = 208 = 115-ГИБЕЛЬНЫЙ + 93-ИНФАРКТ.

265 = 208-ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДИН + 57-ПОКО\ йник \.

Смотрим столбец:

107 = 44-ОДИН + 63-ГИБЕЛЬ
_________________________________
164 = ВОСЕМЬДЕСЯТ

164 - 107 = 57 = ПОКО\ йник \.

Художник Василий Андреевич Тропинин биография. Художник родился в крестьянской семье 30.03.1776 г в имении графа Миниха Антона Сергеевича, что находилось в селе Корпово в окрестностях Новгородской губернии. Как часто бывало в те времена, будучи собственностью графа отец Тропинина за заслуги по службе получил свободу от рабства а его крепостная семья в составе с молодым художником Тропининым была передана в собственность породнившегося с Минихом графу Моркову И. И. как часть приданного с дочерью Миниха Натальей.

В имении Моркова Василию Тропинину было поручено управление домашним хозяйством. Потом Морков направил его обучаться ремеслу кондитера. Все бы, конечно хорошо, но брат графа приметил у мальчика не дюжинные способности к рисованию и склонив к согласию брата стал настойчиво ходатайствовать к зачислению Тропинина в академию художеств в Санкт Петербурге в 1798 году.

Проучившись в академии под руководством академика Степана Семеновича Щукина до 1804 года добился за свои заслуги серебряной и золотой медали, в это время его заметной работой был портрет "Мальчик тоскующий о погибшей птичке", картина была выставлена в академии и была всем по нраву, что даже растрогало саму императрицу, что натолкнуло на мысль в руководстве академии о дарении свободы крепостному художнику. Но волей случая этому не суждено было сбыться, в связи с гибелью отца Тропинина по требованию его хозяина графа Моркова вынужден был переехать в новое поместье графа обосновавшегося в Украине в деревне с интересным названием Кукавка.

В имении Тропинин был назначен управляющим имением графа. Заочно художник много рисовал, исполнял картины порученные Морковым. склонный к портретной живописи писал портреты людей из своего окружения попутно изучая близкие образы крепостного народа. Женился в 1807 году его избранницей стала Катина А. Н., вскоре у них родился сын названный Арсением.

В 1809 написан "Портрет жены Анны". В 1810 написана картина с романтическими акцентами Мальчик со свирелью Портрет И. Моркова, в этом же году он пишет портрет своего сына Портрет Арсения. Вообще художник любит рисовать детей и часто создает композиции с изображениями детей вместе с различными домашними животными

Как мы все знаем в 1812 году по известным причинам в Москве был пожар в этом пожаре пострадал и дом Моркова, в частности картины художника хранившиеся в этом доме также сгорели вместе с другим имуществом. Тропинин был назначен графом к отъезду в Москву для восстановления картинной галереи с картинами семьи графа и хозяйства после пожара.

После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Прожив немного в более демократичной Москве, под давлением современников граф решается дать свободу уже не молодому художнику Тропинину, но в рассвете творческих сил и способностей. На радостях художник работает с упоением совершенствуя свои способности на вольной ниве и выставляет в 1823 году на суд зрителей новые картины на академической выставке раскрывающие новый стиль портретной живописи того времени среди которых, приятная восприятию картина Кружевница отражающая жизненный уют и прекрасный образ красотки девушки, лукаво вглядывающейся на зрителя. Произведение получило много лесных отзывов у современников.

Также на выставке были выставлены картины: "Нищий старик", "Портрет художника Скотникова Е. О.. За эти работы Василию Тропинину присваивают звание назначенного художника. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Картина выставляется в академии в 1824 году и Василию Андреевичу Тропинину присваивают почетное звание академика. В 1826 году создание портрета "Золотошвейка" В 1827 году художник создает портрет известного поэта Александра Сергеевича Пушкина.

830 годы наибольший рассвет творчества Василия Тропинина, он много получает заказов от дворянского сословия, пишет портреты губернаторов, чиновников различного ранга, знаменитых актеров и актрис того времени, огромную массу купечества его приглашают участвовать в различных сообществах, занимается обучением в Московском училище живописи, в 1843 году избран почетным членом художественного союза Москвы.

За свою творческую историю художник создал просто огромное количество портретов по подсчетам арт исследователей насчитывается более трех тысяч. Можно с уверенностью сказать Василий Андреевич Тропинин прожил нелегкую но счастливую жизнь востребованного художника, он скончался в 1857 году весной 15 мая, похоронили художника в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Тропинина и сегодня изучают многие современники его картины можно увидеть в различных музеях, а с недавнего времени в 20 веке в 1869 году в Москве был открыт Тропининский музей в Щетининском переулке, дом 10, строение. 1, основанный Московским коллекционером Вишневским Феликсом Евгеньевичем



Просмотров