Составить вопросы по лит чтению музыкант бианки. Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению

В.В. Бианки «Музыкант»

Ход урока

I .Организационный момент:

Ребята, урок начнем со стихотворения «Доскажи словечко»

1.На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Следи за текстом, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

5. Ответы полные давайте И на уроке… не зевайте

Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

II . Новый материал

Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?

Я вам предлагаю разгадать кроссворд.

3.Как звали утёнка, который спас друзей от стрекозы? (Алёша)

4.Как называется произведение Л. Н. Толстого, в котором мальчик спасает от собак беззащитное существо? (Котёнок)

5. Кто напугал детей в произведении Чарушина «Страшный рассказ»? (ёжик)

Чему учат эти рассказы?

(Надо любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защитить животных и оказать им помощь).

Что заметили интересного? Какое слово получилось? (Бианки)

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь.

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Вот так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь.

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Знакомство с биографией и творчеством писателя.(портрет) СЛАЙД

В этом году исполнилось 164 года со дня рождения писателя.Свою необычную фамилию он получил от своего деда –итальянца. В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи.

Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет.

Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.

Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

Задания:

    О каких увлечениях В.В. Бианки вы узнали?

    Чему учат книги В.В.Бианки?

Много книг В.В.Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять и прочитать (выставка книг). Слайд

Работа с выставкой книг

- Ребята, посмотрите на парту. Перед вами на листочке набор букв.

- Зачеркните буквы, которые я буду вам называть, а из оставшихся букв соберите слово.

К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т

Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16

МУЗЫКАНТ

- Кто такой музыкант, как вы думаете? (Мнения детей.)

С. И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант». Слайд

«Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».

Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:

БИАНКИ МУЗЫКАНТ

Какова же тема сегодняшнего урока?

Чему будем учиться на уроке чтения? Выберите из предложенных вариантов. СЛАЙД

Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний

- На минутку мы окунёмся в мир классической музыки. Вы прослушаете сейчас отрывок из музыкального произведенияАнтонио Вивальди. СЛАЙД

- А какие музыкальные инструменты вы услышали?

- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?

- Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости.

А какие ещё музыкальные инструменты вы знаете?

А теперь внимательно прослушайте рассказ. Следите за моим чтением и подумайте про себя, как музыка может быть связана с творчеством Бианки, который писал о животных.

Чтение рассказа учителем. (Чтение с остановками и прогнозированием)

1 остановка: (Слайд 7,8,9)

Что делал старик, когда встретил колхозника?

Как сказать по-другому «пиликал на скрипке».

Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?

2 остановка:(Слайд 10)

Как поступил старик?

Что он услышал в лесу?

Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста.

Почему он удивился?

Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

3 остановка :

Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?

Что делал медведь? Подтвердите словами текста.

Как он услышал свою музыку? Прочитай.

А старик? Прочитай.

Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)

Как поступит старик с медведем?

4 остановка:

Как поступил старик с медведем?

Почему он не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)

Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя?

А как бы вы поступили на месте охотника?

Это произведение рассказ или сказка? Почему?

Почему рассказ называется «Музыкант»?

Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).

Кого же Бианки назвал музыкантом? (Медведя и человека.)

Каким вы себе представили медведя?

Перед Вами на экране даны слова, выберите те, которые характеризуют медведя.

Неуклюжий

маленький

косолапый

А знаете ли вы происхождение слова «медведь»?

Послушайте сказку Бианки– «Разговор сороки с медведем», и вы узнаете, почему медведя так назвали.

Эй, мишка – медведь, на вопрос ответь.

Какой вопрос, стрекотуха?

Почему тебя медведем назвали? Вот глухарь - понятно, он весной глухой. Заяц – беляк – понятно – он зимой белый. А вот медведь – непонятно!

Хе- хе! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мёд ведающий». Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

Итак, почему же медведя так назвали? Кто был внимательным и кто скажет нам, почему зайца назвали беляком, глухаря – глухарём?

Физминутка

Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.

Закрепление изученного материала

Повторное чтение текста

При чтении текста вам встретятся трудные слова, мы сейчас прочитаем и разберём СЛАЙДЫ

Рас-спро-сил – расспросил

Ос-то-рож-но- осторожно

Рас-щеп-лён-ном-расщеплённом

За – ва – лин – ка – завалинка

Мед-ве-жат-ник – медвежатник

Давайте перечитаем текст и озаглавим каждую часть. СЛАЙД

(1 часть – 2чел.. 2 часть – 3чел, 3часть – 2 чел и + раб с иллюстрацией, 4 часть – чит. по ролям)

Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)

Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)

Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.

Сравните, как слушали музыку старик и медведь

Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.

А 4 часть прочтём по ролям, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.)

Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.)

Итог урока

А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

(-надо беречь животных, природу) Недаром стала крылатой фраза:

«КРАСОТА СПАСЁТ МИР»!

Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя.

А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях, только самым интересным.

СЛАЙДЫ (про Бурого медведя)
1. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.

2.Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

3.За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, что ….

Сегодня на уроке мне было интересно потому, что ….

Домашнее задание

Пересказ самой интересной, на ваш взгляд, части

Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме:

В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе

Название ОУ: МОУ СОШ №7 с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края

Дата добавления материала:

Описание материала.

УМК «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова. «Родная речь» в 2-х ч. М., «Просвещение», 2009

Тема. В.Бианки. «Музыкант».

Цели: познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; развивать речь, мышление, интерес к изучению природы; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Задачи: продолжить обучение пересказу текста по опорным словам; совершенствовать умение составлять план произведения, работать в парах; отрабатывать грамотное выразительное чтение.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

Чтоб потом вам получать

Только лишь оценку «5»!

    Речевая разминка.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь - лесной…медведь.

    Проверка домашнего задания. Слайд 2 .

Пересказ по плану сказки Б.Житкова «Храбрый утёнок».

    Хозяйка кормит утят.

    Боятся стрекозы.

    Может быть утята заболели?

    Алёша обещает помочь.

    Утёнок сдержал слово.

    Стрекоза больше не прилетала.

    Сообщение темы урока. Слайд 3 .

Сегодня мы познакомимся с писателем Виталием Валентиновичем Бианки и его рассказом «Музыкант».

    Знакомство с новым произведением.

а) беседа учителя с учащимися об авторе.

Ребята, знакома вам фамилия писателя? Кто из вас читал его книги? Назовите, какие?

Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?».

Учитель показывает детям названные книги.

Он один из самых любимых детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12 февраля 1894 года (116 лет назад!) в семье биолога. Писатель закончил Петербургский университет, где с большим интересом изучал жизнь растений и животных. Виталий Валентинович жил в разных районах нашей страны и много путешествовал, свои впечатления от путешествий он воплощал в детских произведениях.

Слайд 4 .

Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей.

В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие.

б) чтение учителем произведения (делаю смысловые паузы после каждой части, дети отвечают на вопросы).

Слайд 5 .

г) словарная работа (выполняется в ходе чтения)

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

в) проверка первичного восприятия рассказа по вопросам. Слайд 6 .

    На чём играл старый медвежатник?

    Что сказал ему колхозник?

    Зачем медвежатник пошёл в лес?

    Что он услышал, когда отдыхал в лесу?

    Какую картину увидел старик в лесу?

    Почему он не убил медведя?

6. Чтение рассказа учащимися (про себя).

Ребята, прочтите самостоятельно рассказ и найдите в рассказе описание иллюстрации в учебнике.

7. Составление плана рассказа. Слайд 7 .

Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

Слайд 8. План рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

8.Физминутка.

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так.

В лесу пастух трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так.

9. Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам.

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.

3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.

Слайды 9 – 1 2 .

10. Дополнительное задание к рассказу «Музыкант». Слайд 1 3 .

а) работа в парах

Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!

б) проверка выполнения задания. Слайды 14-15.

11. Сообщения о медведях заранее подготовленных учащихся. Слайд 16.

Ребята, я просила вас из Интернета, детских журналов или книг подобрать стихи, рассказы, загадки о медведях.

Примерный ответ учащегося.

На Севере нашей страны, в царстве снега, холода и льда живут белые медведи.

Бурые медведи живут в лесной полосе, в горах. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров. У нас в Ставропольском крае медведи встречаются редко, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.

Самые глухие горные места, заросшие скалистые балки, побережья рек – любимые места обитания медведей. Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться, прислушиваться. Но в момент охоты или опасности медведь преображается. Всё его огромное тело напрягается, зверь становится ловок и быстр в движениях. Несмотря на то, что медведь хищник, по существу он всеядный. Может лакомиться фруктами, ягодами, лесными орехами, каштанами, муравьями, мёдом диких пчёл, рыбой. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям.

12. Выставка книг В. Бианки.

В нашей школьной библиотеке и классной библиотечке много книг В. Бианки. Я советую вам их прочитать. Одной из самых известных писательских работ Бианки является «Лесная газета», где он увлекательно пишет о жизни в лесу.

13. Рефлексия.

Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

14. Домашнее задание : чтение и пересказ рассказа «Музыкант» по плану и опорным словам.

Источники:

1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Родная речь».1 часть. М., «Просвещение», 2008

2. Климанова Л.Ф. Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 2 класс. М., «Просвещение», 2005

    Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 20104.

    Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999

5. www . kirovregion . ru / cgi - bin / news / index . cgi ? id =5473

6. www . animal - forum . ru / viewtopic . php ? p =2320

7. www . baby - scool . narod . ru / media / book / img / foto / index . html .

: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе, учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с по­степенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС Тема: В. Бианки «Музыкант»

Прогнозируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе, учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

Метапредметные:

1) познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание, мышление, речь;

2) коммуникативные: продолжат учится слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению;

3) регулятивные: продолжат учится принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя;

Личностные: продолжат принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослым и свестниками в разных социальных ситуациях, формировать личностный смысл учения, проявлять познавательный интереск изучаемому предмету, сформируют основные морально-этические нормы поведения.

Оборудование: портрет и книги Б. Бианки; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент И. Проверка домашнего задания

Составленные учащимися рассказы, где главный герой -

мальчик Алеша.

III. Речевая разминка

Прочитайте и отгадайте загадку.

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной - ... (медведь).

  • Представьте загадку «рычащим» чтением.
  • Найдите в этой загадке имена прилагательные. Прочитайте ее с вопросительной интонацией, выделяя голосом эти слова.
  • Прочитайте ее с утвердительной интонацией, выделяя голосом эти же имена прилагательные.
  • Назовите глаголы. Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, выделяя эти слова.
  • Прочитайте ее с утвердительной интонацией, выделяя голосом эти же глаголы.
  • Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

  • Прочитайте название рассказа В. Бианки. Можете ли вы
    определить, о ком будет этот рассказ?
  • Рассмотрите иллюстрацию к тексту на с. 144. А сейчас сумеете предположить?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

V. Работа по теме урока

Материал для учителя

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) - известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки - научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

2. Чтение рассказа

(Рассказ читают учитель и учащиеся.)

3. Словарная работа

Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Медвежатник - человек, который охотится на медведей.

4. Обсуждение рассказа

  • Понравился вам рассказ?
  • Что делал старик, когда встретил колхозника?
  • Что сказал ему колхозник?
  • Как поступил старик?
  • Что он услышал в лесу? Удивился ли он?
  • Что делал медведь?
  • Почему старик не стал стрелять?
    VI. Физкультминутка

Колокольчик

Ветерок головку клонит,

Колокольчик сон свой гонит.

Ты головку вверх подкинь

И пропой: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь».

VII. Закрепление изученного

1. Выборочное чтение

(Работа по учебнику: вопросы и задания 1-5 на с. 145.)

2. Пересказ текста

(Выполнение задания 6 на с. 145.)

3. Работа с пословицами

Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

  • Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.
  • Счастлив медведь, что не попался стрелку; и стрелок счастлив, что не попался медведю.
  • Шилом медведя не одолеешь.

4. Сообщение учителя

Материал для учителя

О наших соседях - бурых медведях

Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоемами. Они отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей иногда можно спутать с человеческими. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: мед-иедь проворен и может догнать даже лошадь.

VIII. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал...
  • На этом уроке я похвалил бы себя за...
  • После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

  • С каким рассказом вы познакомились на уроке?
  • Кто его автор?
  • Почему автор назвал его «Музыкант»?
  • Какое название дали бы вы?

Домашнее задание : Подготовить пересказ текста. Выполнить задание 7 на с. 145.


Урок литературного чтения

Класс: 2 класс

Тема: В.Бианки «Музыкант»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения :

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации;

Определять жанр произведения, его тему; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка);

Понимать смысл прочитанного текста, определять главную мысль;

Определять основные события и устанавливать их последовательность;

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

Объяснять значение слова с использованием словарей.

2. Совершенствовать УУД :

Принимать и сохранять учебную задачу; прогнозировать результат (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков (Познавательные УУД);

- задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

3. Личностные результаты:

Формировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нор мам природоохранного поведения.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (1 часть), стр. 142-145. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина (УМК «Школа России»);

Выставка книг произведений В.Бианки;

Словарь с толкованием слов «медвежатник», «завалинка», «колхозник», «опушка», «щепки» (распечатанный на каждого ребенка);

Таблица «рефлексия» (у каждого ученика)

Ход урока.

I ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.

    Мотивация учебной деятельности.

(У доски выставка книг)

Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (все книги о природе, о животных, книги одного автора - Виталия Бианки )
- А можно догадаться,
о чем писал Виталий Валентинович Бианки ? ( о животных, на обложках книг нарисованы животные; о природе).

(если дети сомневаются, вопрос о том, писал ли В.Бианки о животных/природе записывается на доске)

    Антиципация.

Откройте учебники на странице 142 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. Предположите, кто герой этого произведения. (музыкант )

Посмотрите на иллюстрацию. Предположите, о ком будет это произведение? (о медведе )


- Какой вопрос вы хотели бы задать автору по названию произведения и по иллюстрации к ней? ( )

Как вы думаете, произведение какого жанра мы будем читать сегодня: сказку, рассказ? (может сказку, потому что медведей-музыкантов в природе не бывает)

Какой вопрос вы хотели бы задать автору по жанру этого произведения? (Это рассказ или сказка?)

По иллюстрации вы можете точно определить жанр? (нет)

(вопросы, которые дети задали автору, записываются на доске)

    Постановка цели.

- Итак, на какие вопросы мы сегодня хотим получить ответ ?

    Это произведение о медведе-музыканте?

    Это рассказ или сказка?

    Писал ли В.Бианки о животных/природе?

(Могут быть и другие вопросы)

- Попробуем найти ответы в произведении.

II ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

    Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Учитель организует работу с текстом ( текст читает учитель ). Дети слушают текст, вступают в «диалог с автором».

Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте вместе с писателем отправимся в охотничий домик на опушке леса.

М ы с вами будем читать и вести диалог с автором, задавать автору вопросы, сами искать на них ответы, и проверять свои предположения по ходу чтения . Если у вас возникают вопросы к автору или вам встретятся непонятные слова, сразу остановимся и разберемся.

В.Бианки «Музыкант»

Старый медвежатник (Какой вопрос хотели бы задать автору? Кто такой медвежатник? (работа со словарем: охотник на медведя)) сидел на завалинке (работа со словарем: невысокая земляная насыпь возле избы) и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

Мимо проходил знакомый колхозник (работа со словарем: человек, занимающийся сельским хозяйством) и говорит старику:

- Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

(Пойдет ли старик на охоту или нет? Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте 2 часть произведения )

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

(Какой вопрос хотели бы задать автору? Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? Выскажите свои предположения. Проверим наши предположения. Ответы найдем в 3 части произведения )

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке (работа со словарем: край леса) разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки (работа со словарем: тонкая пластинка, отколотая от дерева) . А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, - медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

(Как поступит старик с медведем? Выскажите свои предположения. Проверим наши предположения, прочитав 4 часть )

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

Колхозник спросил старика:

- Ну что, убил медведя?

- Нет, - ответил старик.

- Что ж так?

-

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

    Беседа по содержанию текста.

На какие вопросы мы нашли ответ?

- Это произведение о медведе. Его можно назвать «музыкантом», потому что он играл на разбитом дереве. (отрывок из текста: Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела. Медведь наклонил голову и слушает. )

- Мы прочитали рассказ. Здесь нет сказочных героев, животные не разговаривают, нет троекратных повторов, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника.

- В рассказе «Музыкант» писатель В.Бианки рассказывает о природе.

    Выразительное чтение.

Сколько частей вы выделили бы? (во время первичного чтения текста учитель акцентировал внимание на частях) Почему? Прочитаем каждую часть, о чем она? Мы должны выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения. Давайте составим план рассказа.

Оценивать данное задание мы будем по следующим критериям:

Оценка "5" – самостоятельно составляет план, последовательно, не упуская главного, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков по основным моментам произведения.

Оценка "4" - допускает неточности при составлении плана, сам исправляет их.

Оценка "3" - составляет план при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

(Если ребенок не может передать через план содержание рассказа, ему можно предложить готовые пункты плана, расположенные не в хронологической последовательности. Например,

1. Охотник пожалел медведя.

2. Старый медвежатник любил музыку.

3. Медведь – музыкант.

4. Старик пошёл охотиться на медведя.)

(индивидуальная работа в рабочих тетрадях)

План (примерный) рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

III ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.

    Концептуальная беседа.

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (отрывок из текста: Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? )

Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю )

Учитель :
- Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
Это то, о чём нам хотел сказать автор.

    Творческое задание.

Дома предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев:

Старика-охотника,

Медведя-музыканта,

Колхозника.

Чтобы получить отметку «5», нужно соблюдать следующие требования:

1. Пересказ текста должен быть подробным.

2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность.

3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (старика-охотника, медведя-музыканта, колхозника).

IV . РЕФЛЕКСИЯ

С каким произведением мы сегодня работали на уроке? («Музыкант»)

На какие вопросы искали ответ? (Называют (или читают) вопросы)

Что мы учились делать на уроке? (Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей)

(При желании дети могут рассказать, как они себя оценили)

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант»

Подготовила учитель начальных классов Чекмарёва Анна Юрьевна

2012 год.
Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант». Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать внимание, мышление; прививать любовь к природе. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий. Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Речевая разминка На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь) На доске: Мишка и мушка. Мишка брёл лесной опушкой. Повстречался мишка с мушкой. Закричала мушка грозно: - Уходи, пока не поздно! – Гром тут грянул, как из пушки. Убежал медведь с опушки. - Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле? Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.
3. Определение темы и цели урока
На доске запись: Заходер Крылов Пушкин Носов Чуковский Токмакова - Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске. - Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича. - Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать. Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.
На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20 - По номерам букв определите слово, которое является названием произведения. - Произведение называется «Музыкант»
На доске появляется запись: Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
- Зная тему, поставьте цель урока. - Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; познакомиться с его произведением «Музыкант»; учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.
4. Подготовительная работа

    Работа с биографией автора.
- Приступим к работе над поставленной целью. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
- А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова. - Виталий Бианки родился…году…в городе… . Фамилия ему досталась от предков - … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было… мальчиков. В их квартире хранился небольшой… . Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Ему было … лет. Первое ружьё ему подарили в … лет. Он очень любил … и … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . В Петрограде в литературном кружке он познакомился с … . Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале «…» . А самой знаменитой книгой стала книга «…» .
Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.
«Воробей»,зоопарк, Петербург, итальянцы, орнитолог, 5 лет, трое детей, Лебяжье, путешествие, 13 лет, поэзия и футбол, Алтай, Чуковский, Маршак, «Лесная газета».
2.Словарная работа.
Медвежатник – охотник на медведей Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы Опушка – край леса
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.
Устанавливается лексическое значение слов.
    Предопределение учащимися содержания нового произведения.
- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).
5. Чтение нового произведения учителем
6. Проверка первичного восприятия
- Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение). - Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ. Тест 1) Что делал старик, когда встретил колхозника? а) ловил рыбу; б) играл на скрипке; в) играл на баяне; 2) Что сообщил колхозник старику? а) что он видел в лесу медведя; б) что он собрал много грибов; в) что в лесу много ягод;
    Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке; б) пошёл поговорить с соседом; в) пошёл в лес;
    Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья; в) пронзительный комариный писк;
    Кого он увидел в лесу?
а) зайца; б) лису; в) медведя;
    Как поступил старик?
а) … …; б) … …; в) … … .
7.Физкультминутка - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. - Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте. Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.
8. Чтение текста учащимися
Установка: определить жанр произведения.
9.Анализ произведения
- Определите жанр произведения. - Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика. - Кого автор называет музыкантом? - Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте. - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов? - Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа. - И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит? (Слушаются ответы учащихся). - Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы. - Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста. - Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение. - «Дзенн»- это звукоподражание.
10.Подведение итогов урока
- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке. - С каким его произведением познакомились? - Как в нём отражается характер творчества этого писателя?
11.Рефлексия
- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.

Литература.

    Г.А. Бакулина. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров:ВГПУ, 2000. Г.А. Бакулина. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2класс.- Киров, 2007. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Школа России»). – Москва. «ВАКО»,2012.


Просмотров